В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Оксана Кербутова Войдите для скачивания файлов














Рабочая программа элективного курса

«Стилистика языка и стилистика речи»

для 11 класса

на 2013-2014 учебный год.










Составитель:

учитель русского языка и

литературы Кербутова О.А.


Пояснительная записка


Элективный курс «Стилистика языка и стилистика речи» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме. Данная программа предназначена для проведения 16 часов (полугодие), 1 час в неделю в 11 классе.


Стилистика – наука разветвлённая и разносторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. С.Я.Маршак писал: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает…» Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей.


Цель: расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.

Задачи:

- расширить и углубить знания о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;

- углубить знания функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;

- вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями.

Содержание данного элективного курса максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей лингвистической культурой.

Особенностью курса является его направленность на усвоение и закрепление ранее полученных теоретических сведений по курсу стилистики, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения выпускники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, обеспечивающих результативную сдачу выпускного экзамена в формате ЕГЭ.

Специфика элективного курса заключается в том, что задания имеют разный уровень сложности (практическая и творческая части построены от простого к сложному). Именно такие виды заданий позволяют подготовить выпускников к работе с тестом единого государственного экзамена, где необходимо старшекласснику продемонстрировать весь комплекс языковой подготовки:

- лингвистическую компетенцию, то есть владение знаниями о языке и речи и умениями пользоваться ими в работе с языковым материалом;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение родным языком, его лексикой и грамматикой, на уровне литературной нормы – орфоэпической, лексической, грамматической, пунктуационной;

- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.

Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приёмы создания образности речи, усиления её выразительности. Для наблюдений предлагаются приёмы сопоставления отредактированных и неотредактированных вариантов текстов, сравнение классических образцов русской прозы, поэзии и публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре, о небрежном отношении к русскому языку, о незнании его норм. Упражнения помогут изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики.

Обсуждение теоретических вопросов позволяет учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся, презентации с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, демонстрации, практикумы.

В ходе работы для повышения мотивации, для повышения компетенции старшеклассников необходимо использовать различные средства обучения. В частности, и наглядные средства. Они помогут в процессе работы управлять познавательной деятельностью старшеклассником, развитие монологической речи обеспечат новые способы подачи информации, позволят чередовать различные виды работ (коллективные, индивидуальные, устные, письменные). Они расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся, облегчают воспитание культуры общения.

Контроль как важнейшая составляющая процесса обучения призван обеспечить обратную связь между выпускником и учителем: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся. В процессе изучения данного курса уместен как текущий, так и итоговый безотметочный контроль (тесты, проверочные работы, срезы по определённым темам, устный опрос, задания с открытым развёрнутым ответом, эссе).

Владение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами необходимо выпускнику при выполнении не только части А, Б, но части С, когда тестируемый создаёт собственный текст с опорой на прочитанный в тесте.

Актуальность темы состоит в том, что сведения об основных чертах функциональных стилей, последовательная языковая характеристика каждого их них особенно необходимы учащимся для полного овладения нормами литературного языка.

Обсуждение теоретических вопросов требует использования различных форм работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учителем литературы.

Изучение стилистических средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами.

В практической работе над функциональными стилями для развития стилистических умений учащихся по восприятию и самостоятельному построению текстов различных функционально-стилевых типов речи наиболее эффективны такие методы, как стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста.

Задания и упражнения для формирования стилистических знаний и умений могут быть различными по дидактическому назначению и характеру учебных действий.

В аналитических упражнениях задания направлены на усвоение стилистических знаний, на то, чтобы научить школьников «узнавать» изучаемое явление: найти в тексте стилистически окрашенные единицы и определить характер стилистической окраски; определить стилевую принадлежность текста; сопоставить тексты, написанные на одну тему, но в разных стилях; охарактеризовать стилистические функции выразительных средств языка в художественном тексте.

Упражнения конструктивного характера должны быть направлены на выработку у учащихся частноречевых умений. Они предполагают большее или меньшее изменение текста или его полную трансформацию.

Коммуникативные упражнения направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний и текстов различной жанрово-стилевой принадлежности.

Важное место в системе заданий занимает работа со словарями и справочниками.






























Характеристики функциональных стилей русского литературного языка

Научный стиль

Стилистические особенности – логичность изложения, точность, абстрактность, объективность, отстраненность авторской позиции, обобщенность, последовательность изложения; ведущее положение занимает монологическая речь; стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи.

Жанры стиля – научная монография, научная статья, диссертационная работа, научно-популярные произведения, аннотация, реферат, научный доклад, лекция.

Лексические особенности – однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т. е. общеупотребительные; общенаучные слова (деталь, аналогия, энергия); специальная научная и терминологическая лексика.

Морфологические средства – преобладание существительных; использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщенно – отвлеченном значении (речь идет о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление кратких прилагательных.

Синтаксические средства – прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний «существительное + существительное в родительном падеже»; преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов, пассивных конструкций; конструкции, осложняющие простое предложение: вводные слова, распространенные определения; наличие графической информации: формул, таблиц, графиков и т.п.

Публицистический стиль

Стилистические особенности – логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность.

Жанры стиля – статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его характер), проблемный очерк

(поднимается какая-то социально значимая проблема, например, экологическая, анализируются пути ее решения), фельетон, интервью.

Лексические особенности – общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики; психологии; средства эмоционального воздействия: эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания).

Морфологические средства – использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья), глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов.

Синтаксические средства – использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений.

Официально-деловой стиль

Стилистические особенности – неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, стереотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер текста.

Жанры стиля – устав, закон, приказ, распоряжение, жалоба, заявление, доверенность, резюме, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, деловые письма.

Лексические особенности – стандартные обороты, терминология (часто – юридическая и экономическая), устойчивые словосочетания неэмоционального характера.

Морфологические средства – неопределенные формы глаголов, неопределенные местоимения, глаголы предписания и долженствования; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний, распоряжениях), кратких прилагательных, отыменных предлогов (всоответствии, в связи, согласно…), отглагольных существительных в форме родительного падежа, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии.

Синтаксические средства – осложненные простые предложения

(обособленные обороты, однородные члены).

Художественный стиль

Стилистические особенности – образность, использование изобразительно-выразительных средств языка, авторская индивидуальность.

Жанры стиля – рассказ, притча, стихотворение, повесть, роман, басня, пьеса, сказка, поэма, новелла.

Лексические особенности – употребляются слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально– деловые обороты речи и лексика публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы; архаизмы, старославянизмы, неологизмы.

Морфологические средства – насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный

вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий; образное описание предмета и представление его признаков в динамике; насыщенность текста существительными; экспрессивное использование разных категорий падежа, например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринужденность описаниям; употребление кратких прилагательных; достигается особая экспрессия текста за счет употребления местоимений.

Синтаксические средства – использование различных типов предложений: повествовательных, вопросительных, восклицательных; простых и сложных; полных и неполных; двусоставных и односоставных.

Разговорный стиль

Стилистические особенности – неофициальность, непринужденность, неподготовленность речи, устная форма общения, опора на внеязыковую ситуацию.

Жанры стиля – монологическая и диалогическая устная речь на бытовые темы, частная неофициальная переписка.

Лексические особенности – нейтральные языковые средства, лексическая разнородность: общеупотребительная лексика, термины, заимствованные слова, просторечия, диалектизмы, жаргонизмы.

Синтаксические средства – фразы с частицами, междометиями, выражения фразеологического характера; главная информация концентрируется в начале высказывания.

Стилистика начинается там, где существует возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций. В данном разделе особое внимание учащихся обращено на следующие темы:

  • стилистическое использование различных типов простого предложения;

  • стилистическое использование порядка слов;

  • устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения;

  • стилистическое использование однородных членов предложения;

  • стилистическое использование различных типов сложного предложения

  • устранение стилистических недочётов и речевых ошибок при употреблении сложного предложения.

По окончании данного курса выпускник должен знать:

  • основные лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, слова, употребляемые в прямом и переносном значении, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова);

  • основное понятие фразеологизма как раздела лексикологии;

  • основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи

  • основные принципы написания морфем;

  • оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы;

  • функционально-стилевую закреплённость словообразовательных средств русского языка

  • понятие существительного; стилистическое использование категорий имени существительного;


  • понятие имени прилагательного, разряды прилагательного; стилистическое использование грамматических форм прилагательного;

  • понятие глагола и его место в различных стилях речи; стилистическое использование грамматических категорий глагола; неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие и их употребление;

Основные понятия синтаксиса:

  • простое и сложное предложение;

  • порядок слов в предложении;

  • главные члены предложения;

однородные члены предложения


По окончании данного курса выпускник должен уметь:

  • уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова;

  • подбирать синонимы, антонимы к слову;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное с учётом речевой ситуации;

  • использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство неоправданного повтора;

  • оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;

  • уметь определять значение фразеологизмов;

  • понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.

  • уметь определять правильный способ действия при выборе написания оценочных суффиксов, префиксов, постфиксов;

  • единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.

  • уметь правильно использовать в речи различные формы частей речи;

  • уметь определять принадлежность слова к определённой части речи по точным морфологическим признакам;


  • соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого;

  • уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы;

  • уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний.































Тематическое планирование по русскому языку для 11 класса

Содержание обучения

Раздел/тема

Требования к знаниям, умениям, навыкам, уровню формируемых компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения тем и разделов учебного предмета

Словосочетание

(3 часа)


Синонимия словосочетаний. Употребление словосочетаний в разных стилях. Функционирование глагольных словосочетаний в разных стилях.

Простое предложение (5 часов)

Стилистические особенности составного именного сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим. Стилистические различия согласованных и несогласованных определений. Стилистические особенности синонимии согласованных и несогласованных определений. Варианты согласования определений и приложений. Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений. Стилистика сравнительных оборотов. Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов. Стилистические особенности предложений с однородными членами.

Сложное предложение

(5 часов)


Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении. Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синонимия и стилистика бессоюзносложных предложений. Синонимия и стилистика союзных и бессоюзных сложных предложений. Стилистические функции причастных оборотов и параллельных им конструкций. Синонимия и стилистика деепричастных оборотов и параллельных им конструкций

Сложное синтаксическое целое (2 часа)

Сложное синтаксическое целое и его стилистическая роль. Абзац и его стилистическая роль

Комплексный синтаксический анализ текста (1 час)

Проведение итогового комплексного синтаксического анализа текста















Календарно-тематическое планирование

элективного курса

«Стилистика речи и стилистика языка»


п/п


Дата


Тема занятия

Количество часов


Форма занятия

Виды деятельности

учащихся


1

2.09.13

Синонимия словосочетаний.


1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование


2

9.09.13

Употребление словосочетаний в разных стилях.


1


Практикум

Творческая работа, редактирование

3

16.09.13

Стилистические особенности сказуемого.


1


Практикум

Творческая работа, редактирование


4

23.09.13

Согласование сказуемого с подлежащим

1

Реферат

Стилистический эксперимент



5

30.09.13

Стилистические различия согласованных и несогласованных определений.


1


Практикум

Творческая работа, редактирование


6

7.10.13

Согласование определений и приложений


1


Практикум

Творческая работа, редактирование

7

14.10.13

Стилистика сравнительных оборотов

1

Практикум

Реферат


8

21.10.13

Стилистические особенности предложений с однородными членами


1

Стилистический эксперимент


Реферат


9

28.10.13

Синонимия и стилистика бессоюзносложных предложений


1


Практикум


Творческая работа, редактирование


10

11.11.13

Стилистические функции причастных оборотов


1

Стилистический эксперимент

Редактирование, творческая работа.


11

18.11.13

Функции вводных конструкций


1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование

12

25.11.13

Стилистика деепричастных оборотов

1


Практикум

Творческая работа, редактирование


13

2.12.13

Сложное синтаксическое целое


1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование


14

9.12.13

Абзац и его стилистическая роль.


1


Практикум

Творческая работа, редактирование


15

16.12.13

Стилистические функции прямой и косвенной речи


1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование


16

23.12.13

Комплексный стилистический анализ текста.

1

Практическое занятие

Стилистический анализ текста.

































Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 1999.

  2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. Ростов-н/Д, 2001.

  3. Казакова Л.Ф. Говорите правильно! Словарь-справочник на каждый день. М., 1998.

  4. Культура устной и письменной речи делового человека:Справочник. Практикум. М., 1997.

  5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум для 10–11 классов. М., 1996.

  6. Розенталь Д.Э., Голуб Н.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. М., 1996.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1989.

  8. Федотова Л.С. Правила и тесты. М., 1999.

  9. Русский язык и культура речи /Под ред. проф. В.Д. Черняк. М., 2002.

  10. Абрамов И. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1994.

  11. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Чешко Л.А. 2-е изд. М., 1989.

  12. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. 4-е изд., исправл. и доп. М., 1987.

  13. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

  14. Большой толковый словарь русского языка / Автор и руководитель проекта, составитель, главный редактор С.А. Кузнецов СПб., 1998.

  15. Вакуров В.Н., Рахманова Л. И., Толстой И. В., Формановская Н. И. Трудности русского языка. Словарь-справочник. В 2-х ч. 3-е изд., исправ. и доп. М., 1993.

  16. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение / Под ред. А.А. Зализняк. М., 1977.

  17. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1993.

  18. Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. – М., 1994.

  19. Барлас Л.К. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. – М., 1978.

  20. Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989.

  21. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.

  22. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Учебное пособие для вузов. – М., 1986.

  23. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

  24. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1982.

  25. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М., 1984.

  26. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

  27. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М., 1987.

  28. Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. – Изд.2. – Л., 1990.

  29. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1974.

  30. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978.

  31. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.

  32. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975.

  33. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. – М., 1996.

  34. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.2 – М., 1996.

  35. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 448 с.

  36. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 240 с.

  37. Голубева И.В. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2008: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. 352с.

  38. Капинос В.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2008-240 с.

  39. Сивокозова Т.Ф. Русский язык: Система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности. – Волгоград: Учитель, 2007. – 83 с.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru