В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конструкт НОД «История жилищ наших предков». Технология "путешествие по реке времени"konstrukt-reka-vremeni

Войдите для скачивания файлов



  • фамилия, имя, отчество автора - Черноусова Марина Владимировна;

  • квалификационная категория - Первая квалификационная категория;

  • место проживания Каменск –Уральский, Свердловская область;

  • название учебного заведения - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85»;

  • тип разработки - НОД;

  • учебник, по которому ведется обучение - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. 2014.

  • тема –«История жилища наших предков»;

  • старшая группа;

  • продолжительность - 25 минут;

  • использование информационных технологий – программное обеспечение ActivInspire.















конструкт

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «История жилища наших предков».

Возрастная группа: старшая.

Технология: «Путешествие по реке времени».

Форма организации: подгрупповая.

Средства:

  • Мультимедийные: флипчарт «История жилища»,

  • Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).

Задачи деятельности:

Развивающие:

  1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

  2. обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;

  3. развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

  4. развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Воспитательные:

  1. Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ

  2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

  3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

  4. Воспитывать заботливое отношение к своему дому;

Обучающие:

  1. Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.

  2. Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.



Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 год. Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»

Предварительная работа: создание семейного генеалогического древа.

Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.


Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу. А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое?

Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно.

А вы за что любите свой дом?

Ты Настя за что любишь свой дом?..

- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.

У меня тоже есть папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков).


Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность


II. Постановка целей исследования

Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее.

А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое.

Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).

Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад и посмотреть как и где жили наши с вами предки. Нас ждут удивительные приключения.

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Вовлекает детей в совместное планирование.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся.

Посмотрите, вот первая остановка, называется «Древность».

- Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня.

Ребята, а вы знаете, что наши предки не умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем.

Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо.

А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков.

Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером.

Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

Садимся в лодку.

И наша следующая остановка «Старина»

Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу?

Вот и эти иллюстрации тоже относятся к остановке «Старина». Хлеб сеяли вручную, пахали на лошадях, жали хлеб серпами. В то время электричества не было, освещали жилье свечами, керосиновыми лампами.

Ребята, а какие народные игры вы знаете?

Я предлагаю сыграть в игру «Горелки»

Правила игры «Горелки»

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Дети берутся за руки, образуя пары.

Пары стоят одна за другой «ручейком».

Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.

По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.

Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

Игра продолжается со следующей парой детей.

Отправляемся дальше.

-Вот наша следующая остановка «Наше время»

т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники.

Физминутка «Дом».

У каждого домика обязательно должны быть пол, потолок, стены.

Услышав слова - команды, ребенок выполняет следующие упражнения:

пол – приседает;

потолок - тянется вверх;

стены - разводит руки в стороны;

Ну что нам пора дальше, садимся в лодку.




Открывает флипчарт «История жилищ»

Предлагает способ действия




Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране.

Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы.











Обсуждает вместе с детьми.

Предоставляет возможность всем высказать свои версии









Объясняет правила игры.

Даёт детям сделать вывод.



Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания.

Делятся впечатлениями,

задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом,

принимают совместное решение.































Проявление интереса к истории жилищ, к тому как жили их предки.

 Умение делать логические выводы;

Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова.

IV. Работа в подгруппах: сортировка картинок на экране «река времени».

Ребята обратите внимание на экран, что изображено. Правильно наша «река времени» и различные картинки.

- Давайте, эти все картинки разложим на нашей реке времени. Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Можно, наша группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», а вы выбираете те картинки, которые относятся к «старине». А третья что? Правильно, а третья, то, что относится к нашему времени.

Разместим картинки на ту остановку времени, где они возникли.


Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

Дети располагают предметы на «реку времени».

Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Какая лента времени у нас получилась!

Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то я узнала, как жили мои предки. А вы что узнали?

Что для вас было самым интересным?

Кому бы вы хотели показать ленту времени? Я предлагаю сделать фото нашей «реки времени», чтобы вы могли показать её своим друзьям и родственникам и рассказать о том какое раньше было жилище у ваших предков.

Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, а какие дома будут в будущем?

-Давайте попробуем придумать какие дома будут в будущем. В каких домах будут жить ваши дети.


 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место.

Предлагает детям различные изобразительные материалы.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы;

.

VI и VII этапы

Показ ленты времени в группе.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории жилища.


Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru