В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по химии 10-11 классы

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа по химии 10-11 классы
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»





Принята педагогическим советом

МБОУ «СОШ №28»,

от 30.08.2013 г. протокол №1


Утверждена приказом МБОУ «СОШ №28» от 30.08.2013 г. № 149-ОД

Директор Н.А.Еськова




Рабочая программа

для реализации общеобразовательной программы

среднего общего образования для 10 « а », « б » классов

по предмету «Химия»

на 2013-2014 учебный год.


(2 часа в неделю, 68 ч год)




Учитель химии: Скороходова Светлана Васильевна

Квалификационная категория: первая



















Череповец

Пояснительная записка


Рабочая программа по химии для 10 класса разработана для реализации основной общеобразовательной программы третьего уровня общего образования – образовательной программы среднего общего образования.


Нормативно – правовая основа рабочей программы


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» (с последующими изменениями);

  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 года № 574);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. №889 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом №312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Департамента образования Вологодской области от 01.07.2011 г. №1018 «Об утверждении изменений в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Вологодской области»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте РФ 03.03.2011 г. №19993);

  • Устав МБОУ «СОШ №28» г. Череповца.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»(с изменениями на 10 июля 2013 года)   

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень).

  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ № 28»

  • Основная общеобразовательная программа МБОУ «СОШ № 28»

Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2009. - 10 класс, базовый уровень, 68 часов.

Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О.С. Химия . 10 класс. – М.: Дрофа 2010г.

Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. В результате освоения данного курса обучающиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

  1. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  4. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Задачи обучения:

Курс химии на базовом уровне в 10 классе предполагает:

- формирование единой целостной химической картины мира и обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательном учебном заведении.

- повторение важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе.

- рассматривание строения и классификации органических соединений на теоретической основе современной теории химического строения органических веществ с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии.

- продолжение работы над воплощением ведущей идеи о взаимосвязи «состава — строения — свойств» веществ.

- знакомство учащихся с классификацией реакций в органической химии.

- формирование представлений о некоторых механизмах протекания химических реакций в органической химии.

- закрепление и развитие полученных в теоретических знания учащихся на богатом фактическом материале химии классов

органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных — биополимеров.

- формирование у учащихся специальных умений работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, обучение школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

- научить составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, решать расчѐтные задачи.

- показать материальное единство веществ природы, их генетическую связь;

- показать, что законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения; наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики

обусловлены достижениями науки; развитие химической науки и

химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность: использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Данная рабочая программа по химии для 10 класса рассчитана на 68 учебных часов по 2 часа в неделю, из них 2 часа – резервное время.

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение программы по химии в 10 классе, определен учебным планом общеобразовательной программы среднего общего образования для 10-х общеобразовательных классов и для 10 «А» профильного класса (социально-экономический профиль) на 2013-2014 учебный год образовательного учреждения МБОУ «СОШ№28».

В рабочей программе предусмотрено:

проведение 5 контрольных работ

проведение 2 практических работ.

проведение 15 лабораторных работ (опытов).

Особенности изучения химии.

В 10 классах на изучение химии рекомендуется выделять 1 час. В связи с трудностями, возникающими у обучающихся при изучении химии, и необходимостью подготовки выпускников к сдаче государственной итоговой аттестации вводится по 1 дополнительному часу из компонента образовательного учреждения. Часть вопросов ЕГЭ по органической химии, именно данные задания вызывают трудности у выпускников и для успешной сдачи необходимо подробное изучение данного блока. При 68 часовом курсе появляется возможность отрабатывать умения составлять уравнения химических реакций, способов получения и генетическую взаимосвязь органических веществ. Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе.

Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке обучающихся в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Учебно-методический комплект для учащихся, используемый для достижения поставленной цели:

1. Габриелян О. С. Химия. 11 кл. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2010.

2. Габриелян О.С. и др. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 класс. М.: Дрофа, 2009.

3. Габриелян О.С. и др. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях.10 класс: Учебное пособие.- М.: Дрофа.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной),

текущий (оперативный), итоговый (выходной), тематический.

по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная),

«качественная» технология (сочетание метода наблюдения с оценкой

усвоил или не усвоил, овладел или не овладел.

по способу организации контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя.

по ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.

по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (опрос, собеседование, зачет), письменный метод (контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, интерактивные задания), практический метод (практические и лабораторные работы, презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ).

Тематический контроль по химии может осуществляться как в виде обязательных контрольных работ (продолжительностью 40минут), устных зачетов, так и в виде самостоятельных проверочных работ (10-15 мин.), количество которых определяется учителем,. Виды, содержание и объем контрольных и самостоятельных работ определяет учитель на основании заданий учебников, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учетом образовательного стандарта.

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов: здоровьесберегающих технологий, метода проектов, технологии развивающего обучение, технологии развития критического мышления, ИКТ, технологии дифференцированного обучения, тестового контроля знаний и др. в зависимости от склонностей каждого конкретного класса.

Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний, комбинированный урок, урок практикум.

При организации образовательного процесса, используются следующие формы работы на уроке: фронтальные; индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; практикумы.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.































Содержание программы учебного курса

«Органическая химия» 10 класс

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Введение (1ч.)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Тема 1. Теория строения органических соединений (6ч.)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16ч.)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол.  Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.  Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией  «Нефть и продукты её переработки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники ( 19ч.)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление  альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II).  Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч.)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.  Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол →этилен→этиленгликоль→этиленгликолят меди (II); этанол→этаналь→этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (8ч.)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические  вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.  Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (7ч.)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных волокон и изделий из них. Распознавание волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Тема 7.

Обобщение и систематизация изученного материала (2ч резерва)

Итоговая контрольная работа по химии за курс 10 класса





Реализация национально-регионального компонента


Национально-региональный компонент (НРК) реализуется на уроках изучения нового материала. НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны.


10 класс


Название темы


Тема урока

Информация о НРК

Содержание

Введение


  • Природные, искусственные и синтетические органические вещества, получаемые на территории Вологодской области.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

Природный газ как топливо. Состав природного газа.

  • Газификация Вологодской области;

Алканы.


  • Применение алканов (метана) , как топлива и сырья в регионе;

  • Использование фреонов как хладагентов на хладокомбинатах, их заменители (хладокомбинат Череповца);

Алкены.


  • Производство упаковочных материалов в Вологодской области;

Алкадиены.


  • Изготовление, ремонт и применение резиновых изделий в регионе;

  • Утилизация отходов автотранспортных предприятий;

Алкины.

  • Проведение газосварочных работ с использованием ацетилена

Нефть и способы её переработки.


  • Использование и переработка нефтепродуктов в регионе;

Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

Единство химической организации живых организмов. Спирты

  • Работа по профилактике алкогольной зависимости;


Коксохимическое производство и его продукция. Фенол.

  • Коксохимическое производство в г. Череповце на ЧерМК ОАО «Северсталь»;

  • Антропогенные источники фенола в биосфере региона;

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Фенолформальдегидная смола.

  • Источники поступления в воздух города формальдегида;

  • Применение формальдегида и фенопластов в Череповце;


Сложные эфиры.


  • Использование сложных эфиров как ароматизаторов в кондитерской и лакокрасочной промышленности региона;

Жиры. Мыла

Производство растительных и животных масел и жиров в регионе.

Углеводы, их классификация. Значение углеводов.


  • Хлебопечение и кондитерское производство в регионе;

  • Используемые заменители сахара (в том числе в газированных напитках, выпускаемых в Вологодской области);

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе


  • Молоко- и сырозаводы в Вологодской области;

  • Рациональное питание: оздоровительная программа в регионе.

Тема 5. Биологически активные органические соединения


  • Проблема инсулинозависимых в регионе. Профилактика заболеваемости сахарным диабетом и ЖКТ;

  • Работа в городе по профилактике наркомании и табакокурения.

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения


  • Сокольский ЦБК

  • Проблемы утилизации полимерных отходов;

  • Природоохранные мероприятия в регионе по защите от химических загрязнений органическими веществами и продуктами их переработки.

Учебно-тематический план 10 класс

базовый уровень  ( 68 ч; 2ч/нед).



Тема

Количество часов

Практические работы

Лабораторные опыты

Контрольные работы

Авторская программа

Рабочая программа

Введение

1

1

-

-

-

1. Теория строения органических соединений

6

6

-

-

1

2. Углеводороды и их природные источники

16

16

-

5

1

3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники.

19

19

-

8

1

4.Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе.

9

9

1

1

1

5. Биологически активные органические соединения.

8

8

-

-

-

6. Искусственные и синтетические полимеры.

7

7

1

1


Резерв

7 Обобщение и систематизация изученного материала

2

2



1

Итого

68

68

2

15

5



Планируемые результаты обучения

Обучающиеся 10 класса должны знать/понимать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными

науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные типы реакций в органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ,

Периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи,

строения органических соединений

  • классификацию и номенклатуру органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике:

органические кислоты, углеводороды, уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;


обучающиеся 10 класса должны уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной

номенклатурам;

  • определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к

различным классам органических соединений, характер взаимного влияния

атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений

(углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых

кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных

факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших

органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к

изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с

использованием различных источников (справочных, научных и научно-

популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи

информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни:

  • для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на

производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на

организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в

различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации,

поступающей из различных источников.









































Учебно-методический комплект


  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009.

  2. Габриелян О. С. Химия. 11 кл. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 кл. М.: Дрофа, 2009.

  5. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

  6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

  7. Габриелян О.С. и др. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 класс. М.: Дрофа, 2009.

  8. Габриелян О.С. и др.Органическая химия в тестах, задачах,упражнениях.10 класс: Учебное пособие.- М.: Дрофа.

  9. Химия (8-11 класс).Виртуальная лаборатория

  10. Образовательная коллекция. Самоучитель. Химия для всех –ХХ1.Решение задач «1С»

  11. Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна Дрофа 2011

  12. Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия 10-11 классы – «1С»



Оборудование:

  1. Комплект таблиц по химии;

  2. Комплект учебно-познавательной литературы;

  3. Набор посуды и лабораторных принадлежностей для проведения демонстрационных опытов;

  4. Приборы и аппараты для проведения демонстрационных опытов;

  5. Наборы реактивов по неорганической и органической химии;

  6. Набор приборов, посуды и принадлежностей для ученического эксперимента;

  7. Коллекции по неорганической химии и органической химии;

  8. Мультимедийное оборудование;

  9. Комплект электронных пособий по общей, неорганической и органической химии



Нормы оценки знаний и умений по химии


Преподавание предметов естественнонаучного цикла, предусматривает индивидуально-тематический контроль знаний, умений и навыков обучающихся. При проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач или упражнений и практических умений.


Оценка устных ответов обучающихся


«5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий,

законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми при-

мерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а также с материалом, усвоенным

при изучении других смежных предметов


«4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования

связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с не-

большой помощью учителя


«3» ставится, если обучающийся правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса химии не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил

четыре или пять недочетов


«2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки « 3 »


Оценка письменных контрольных работ


«5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;

все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

соблюдает требования правил безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы,

рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей


«4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета


«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки


«2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно
























Характер ошибок


Ошибка считается грубой, если обучающийся:

- не знает определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, их единиц, химических элементов;

- не умеет выделить в ответе главное;

- не умеет применять знания для решения задач и объяснения естественнонаучных явлений; неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения; не знает приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, неправильно понимает условие задачи или истолковывает решение;

- не умеет читать и строить графики и принципиальные схемы;

- не умеет подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

- не умеет определять показание измерительного прибора;

- нарушает требования правил безопасности труда при выполнении эксперимента


К негрубым ошибкам относятся:

- неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;

- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;

- пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;

- нерациональный выбор хода решения.


Недочетами

считаются:

- нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований при решении задач;

- арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;

- отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, рисунков;

- орфографические и пунктуационные ошибки



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров