В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по химии 8 -11 классы

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа по химии 8 -11 классы
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»




Принята педагогическим советом

МБОУ «СОШ №28»,

от 30.08.2013 г. протокол №1


Утверждена приказом МБОУ «СОШ №28» от 30.08.2013 г. № 149-ОД

Директор Н.А.Еськова





Рабочая программа

по реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 9 «а», «б», «в» классов по предмету «Химия»

на 2013/2014 учебный год

( 2 часа в неделю; 68 ч в год)




Учитель химии: Скороходова Светлана Васильевна

Квалификационная категория: первая





















г. Череповец

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена для реализации основной общеобразовательной программы второго уровня общего образования – образовательной программы основного общего образования .

Нормативно – правовая основа рабочей программы


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» (с последующими изменениями);

  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 года № 574);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. №889 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом №312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Департамента образования Вологодской области от 01.07.2011 г. №1018 «Об утверждении изменений в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Вологодской области»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте РФ 03.03.2011 г. №19993);

  • Устав МБОУ «СОШ №28» г. Череповца.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (с изменениями на 10 июля 2013 года)   

  • примерная программа основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ № 28»

  • Основная общеобразовательная программа МБОУ «СОШ № 28»

Рабочая программа химии для учащихся 9 класса, разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010.)

Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О.С. Химия . 9 класс. – М.: Дрофа 2010г.

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычленения укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся, не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Как показывает опыт преподавания химии, проводить практические работы целесообразнее сразу после изучения соответствующей темы. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. В своей рабочей программе практические работы я планирую проводить сразу после изученных тем.

Необходимо помнить и о роли химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.

Курс химии 9 класса предполагает:

  • Актуализацию знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении химии в 8 классе;

  • Изучение физических и химических свойств простых и сложных веществ , с опорой на знания курса 8 класса и их углублением;

  • Ознакомление с узловыми вопросами курса органической химии;

  • Приобретения навыков решения расчетных задач по формулам и уравнениям с понятиями избыток и недостаток, примеси, массовая (объемная) доля выхода.

Реализация программы предполагает достижение следующих целей:


освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; 
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; 
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; 
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; 
• применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Задачи обучения

  • Формирование знаний основ химической науки- важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;

  • Развитие умений сравнивать ,вычленять в изучаемом существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал;

  • Знакомство с применением химических знаний на практике;

  • Формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

  • Формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;

  • Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

  • Раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической и информационной культуры;

  • Раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

Содержание программы составляет основу для развития важных мировоззренческих идей, таких как материальное единство всех веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ – их свойствами; единство природы химических связей и способов их образования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах.

Данная рабочая программа по химии для 9 класса рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение программы химии в 9 классе, определен учебным планом общеобразовательной программы основного общего образования

для 5 – 9-х общеобразовательных классов на 2013-2014 учебный год

образовательного учреждения МБОУ «СОШ №28» и соответствует РБУП Вологодской области.

В рабочей программе предусмотрено:

проведение 5 контрольных работ

проведение 6 практических работ.

проведение 17 лабораторных работ (опытов).


Учебно-методический комплект для учащихся, используемый для достижения поставленной цели:

1. Габриелян О.С. Химия .9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа 2010г.

2. Габриелян О.С. и др. Химия. Контрольные и проверочные работы. 9 класс. М.: Дрофа

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2009.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной),

текущий (оперативный), итоговый (выходной), тематический.

по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная),

«качественная» технология (сочетание метода наблюдения с оценкой

усвоил или не усвоил, овладел или не овладел.

по способу организации контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя.

по ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.

по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (опрос, собеседование, зачет), письменный метод (контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, интерактивные задания), практический метод (практические и лабораторные работы, презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ).

Тематический контроль по химии может осуществляться как в виде обязательных контрольных работ (продолжительностью 40минут), так и в виде самостоятельных проверочных работ (10-15 мин.), количество которых определяется учителем. Виды, содержание и объем контрольных и самостоятельных работ определяет учитель на основании заданий учебников, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учетом образовательного стандарта.

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов: здоровьесберегающих технологий, метода проектов, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, ИКТ, технологии дифференцированного обучения, тестового контроля знаний и проблемного обучения др. в зависимости от склонностей каждого конкретного класса.

Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний, комбинированный урок, урок практикум.

При организации образовательного процесса, используются следующие формы работы на уроке: фронтальные; индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; практикумы.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать


·         химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·         важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·         основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества; закон Авогадро; периодический закон Д.И.Менделеева;

·       первоначальные представления об органических веществах: строение органических веществ; углеводороды – метан, этан,этилен; кислородосодержащие органические соединения: спирты- метанол,этанол,глицерин; карбоновые кислоты – уксусная кислота, стеариновая кислота; биологически важные вещества: жиры,углеводы, белки; полимеры – полиэтилен.

уметь

·         называть: химические элементы, соединения изученных классов; типы химических реакций; виды химической связи; типы кристаллических решеток;

·         объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·         характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·         определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, признаки химических реакций, возможность протекания реакций ионного обмена;

·         составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·         обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·         распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; катионы металлов главных подгрупп I, II групп ПСХЭ Д.И.Менделеева, катионы алюминия, катионы железа со степенями окисления +2,+3;

·         вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         безопасного обращения с веществами и материалами;

·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·         приготовления растворов заданной концентрации.



Содержание программы учебного курса химии


9 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч)


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.


Тема 1
Металлы
(15 ч)


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.


Тема 2
Практикум №1
Свойства металлов и их соединений
(3 ч)


1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

2. Получение и свойства соединений металлов.

3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


Тема 3
Неметаллы
(23 ч)


Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Тема 4
Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)


4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5
Органические соединения
(10 ч)


Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Тема 6
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч)


Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Реализация национально-регионального компонента


Национально-региональный компонент (НРК) реализуется на уроках изучения нового материала. НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни города, региона и всей страны.


9 класс


Название темы


Тема урока

Информация о НРК

Вид представление

Содержание

Металлы

Общие физические свойства металлов. Сплавы.


Лабораторный опыт

Ознакомление с образцами металлов и сплавов производимых на ОАО «Северсталь»

Способы получения металлов.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Знакомство с металлургическим переделом ОАО «Северсталь»

Коррозия металлов и способы борьбы с коррозией.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Способы защиты металлов от коррозии применяемые в г. Череповце

Соединения щелоч­ных металлов

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты) щелочных металлов, их свойства и применение в г.Череповце Калийные удобрения, их производство на предприятии «Фосагро»

Важнейшие соединения щелочноземельных  металлов, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Рассказ учителя

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их производство и применение в Вологодской области


Железо.


Лабораторный опыт

Ознакомление с образцами природных соединений железа используемых при выплавке железа на ОАО «Северсталь»

Генетические ряды

Fe2+ и Fe3+


Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Значение железа, его соединений и сплавов в народном хозяйстве Вологодской обл.

Неметаллы

Водород

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Водород, его получение и применение на примере производства водородных соединений неметаллов – аммиака на ОАО «Азот»

Галогены. Соединения галогенов.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

области применения и биологическое значение галогенов – хлора на водоочистных сооружениях г.Череповца

Кислород. Общая характеристика халькогенов

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Получение и применение

Кислорода на предприятиях ОАО «Северсталь» и «Фосагро»

Оксиды серы (IV) и (VI)

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение на предприятии «Фосагро», проблема загрязнения окружающей среды г. Череповца данными оксидами

Серная кислота и ее соли.


Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Стадии производства серной кислоты на предприятии «Фосагро» и области ее применения, в том числе при производстве минеральных удобрений

Аммиак


Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Получение аммиака на предприятии «Фосагро АЗОТ»

Соли аммония

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Соли аммония, их свойств и применение при производстве

минеральных удобрений, в хлебопекарном производстве

Кислородные соединения азота. Оксиды азота (II) и (IV).

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Проблема загрязнения окружающей среды кислородными соединения азота в г.Череповце, способы предотвращения.

Азотная кислота , её свойства и применение.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

получение азотной кислоты из азота и аммиака; применение HNO3 на предприятиях «Фосагро»

Соли азотной кислоты.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции продаваемой торговой сети г. Череповца. Азотные удобрения производимые на предприятии «Фосагро» и возникающие при этом проблемы загрянения окружающей среды.

Фосфор

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

применение фосфора при производстве спичек на предприятии «Фэско» г. Череповца

Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Производство ортофосфорной кислоты и фосфорных удобрений на предприятии «Фосагро».


Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применения.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

получение и применение СО и СО2 при производстве стали на ОАО «Северсталь», проблема загрязнения окружающей среды г. Череповца этими газами.

Силикаты. Силикатная промышленность

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Понятие о силикатной промышленности на примерах производства цемента, силикатного кирпича на предприятиях г.Череповца

Производство стекла на Чагодощенском стекольном заводе


Органические вещества

Предельные углеводороды : метан и этан

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Применение метана на основе его свойств на промышленных предприятиях Вологодской области

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся

Этанол и метанол, их физиологические свойства и значение на предприятиях области, проблемы алкоголизма г.Череповца



Учебно-тематический план 9 класс

базовый уровень  ( 68 ч - 2часа в неделю).


Тема

Количество часов

Практические работы

Лабораторные опыты

(работы)

Контрольные работы

Авторская программа

Рабочая программа

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.


6

6

-


1


1

1. Металлы

15

15 + 3ч п.р. из практикума №1

3

5

1

2. Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений


3

Интегрированы в тему №1

-


-

-

3. Неметаллы

23

23+ 3ч п.р. из практикума №2

3

7

1

4. Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений


3

Интегрированы в тему № 3


-

-

-

5. Органические соединения

10

11

-

4

1

6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.


8

7

-

-

1

Всего

68

68

6

17

5


В авторскую программу внесены следующие изменения:

1. В авторской программе О.С. Габриеляна практические работы   сгруппированы в блоки – химические практикумы. В данной рабочей программе 3 практические работы из практикума №1

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

2. Получение и свойства соединений металлов.

3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. интегрированы в тему: «Металлы», а 3 практические работы из практикума № 2

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов. интегрированы в тему: «Неметаллы» и проводятся после изучения соответствующего теоретического материала, что считается более целесообразно, так как служит не только средством закрепления знаний, умений и навыков, но также является средством контроля  качества их сформированности.

2.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема № 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 11часов, добавлен 1 час на контрольную работу, для проверки усвоения учащихся основ органической химии

3.Сокращено число часов.

-на тему № 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 8 часов до 7 часов.


4. В тему № 3. «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.


Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.













Планируемые результаты обучения


В результате изучения химии в 9 классе


По теме Повторение основных вопросов курса 8 класса

и введение в курс 9 класса (6 ч)

ученик должен

Знать:

- периодический закон;

- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.

Уметь:

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять уравнения химических реакций.


Тема 1. Металлы (18 часов -15ч + 3ч практические работы)

ученик должен

Знать:

- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на  важнейшие катионы.

Уметь:

- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю  выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- распознавать важнейшие катионы.


Тема 3. Неметаллы (26ч -23ч + 3ч практические работы)

ученик должен

Знать:

- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;

- качественные реакции на  важнейшие анионы.

Уметь:

- объяснять явление аллотропии;

- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;

- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;

- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.


Тема 5. Органические соединения (11ч)

ученик должен

Знать:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ;

- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.

Уметь:

- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;

- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.


Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7ч.)

ученик должен

Знать:

важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь характеризовать:

- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- связь между составом, строением и свойствами веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ.

Уметь определять:

- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- типы химических реакций;

- валентность и степень окисления элемента в соединениях;

- тип химической связи в соединениях;

- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять:

- формулы неорганических соединений изученных классов;

- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

- уравнения химических реакций.







































Учебно - методический комплект


1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2009

2. Габриелян О.С. Химия .9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа 2010г.

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.

4. Габриелян О.С. и др. Химия. Контрольные и проверочные работы. 9 класс. М.: Дрофа

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2009.

6. Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна Дрофа 2011

7. Химия для гуманитариев. Элективный курс.- «Учитель»

8. Химия элементов. Демонстрационной поурочное планирование .- «Учитель»

9. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория


Оборудование:

  1. Комплект таблиц по химии;

  2. Комплект учебно-познавательной литературы;

  3. Набор посуды и лабораторных принадлежностей для проведения демонстрационных опытов;

  4. Приборы и аппараты для проведения демонстрационных опытов;

  5. Наборы реактивов по неорганической и органической химии;

  6. Набор приборов, посуды и принадлежностей для ученического эксперимента;

  7. Коллекции по неорганической химии и органической химии;

  8. Мультимедийное оборудование;

  9. Комплект электронных пособий по общей, неорганической и органической химии













Нормы оценки знаний и умений по химии


Преподавание предметов естественнонаучного цикла, предусматривает индивидуально-тематический контроль знаний, умений и навыков обучающихся. При проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач или упражнений и практических умений.


Оценка устных ответов обучающихся


«5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий,

законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми при-

мерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а также с материалом, усвоенным

при изучении других смежных предметов


«4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования

связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с не-

большой помощью учителя


«3» ставится, если обучающийся правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса химии не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил

четыре или пять недочетов


«2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки « 3 »


Оценка письменных контрольных работ


«5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;

все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

соблюдает требования правил безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы,

рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей


«4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета


«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки


«2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно
























Характер ошибок


Ошибка считается грубой, если обучающийся:

- не знает определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, их единиц, химических элементов;

- не умеет выделить в ответе главное;

- не умеет применять знания для решения задач и объяснения естественнонаучных явлений; неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения; не знает приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, неправильно понимает условие задачи или истолковывает решение;

- не умеет читать и строить графики и принципиальные схемы;

- не умеет подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

- не умеет определять показание измерительного прибора;

- нарушает требования правил безопасности труда при выполнении эксперимента


К негрубым ошибкам относятся:

- неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;

- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;

- пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;

- нерациональный выбор хода решения.


Недочетами

считаются:

- нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований при решении задач;

- арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;

- отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, рисунков;

- орфографические и пунктуационные ошибки



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос