В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей. Методические рекомендации. здоровьесберег.технологии в дополнительном образовании

Получить подборку Войдите для скачивания файлов



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества № 1»















Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей.

Методические рекомендации.


















Составитель: Шередеко Надежда Юрьевна,

методист








Красноярск, 2014





Введение

В образовательных учреждениях всех типов уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить, поддержать и улучшить здоровье детей. Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.

Здоровьесберегающие технологии это, прежде всего, условия обучения ребенка при отсутствии стресса, адекватности требований, адекватности методик обучения и воспитания, рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья. И только максимальное количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, списывание могут обеспечить реализацию этой технологии, а полноценное и всестороннее развитие и воспитание школьников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей.

Предлагаемая мной подборка интерактивных игр и упражнений окажет практическую помощь не только начинающим педагогам дополнительного образования, но и педагогам с опытом работы.
























Игры на релаксацию, переключение внимания

  1. Зеркало (с 5 лет)

Цель: проявление творческой активности, развитие воображения, развитие способности «вчувствоваться» в другого человека, предвидеть его действие.

Педагог: «У каждого дома и у нас есть зеркало. Иначе как можно узнать, как вы сегодня выглядите, идет вам или нет новый костюм или платье. Что делать, если зеркала радом не найдется? Давайте поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас будет человеком, смотрящимся в зеркало, а кто будет зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только надо повторять это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая пример остальным.

  1. Передай движение (с 5 лет)

Цель: активизация мышления, улучшение настроения, формирование непринужденности поведения и понимания в общении. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый находится в общем круге и придумывает какое-нибудь движение. Например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д. Затем «будит» своего соседа и показывает ему, и так по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего ребенка. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

  1. Ветер дует (с 5 лет)

Цель: активизация внимания, мышления, снижение напряженности и улучшение настроения.

Все дети сидят на стульях в кругу, ведущий стоит в центре и говорит: «Ветер дует на всех, у кого есть в одежде красный цвет». В этот момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет (ведущий должен назвать только тот признак, который есть у него самого и у кого-то еще), встают и быстро меняются местами. Одному не хватает стула и он становится ведущим. Ведущий столько раз «запускает ветер» (на тех, у кого есть пуговицы, кто сегодня пил молоко и т.д.), пока не займет стул. Еще можно выкрикнуть «Ураган!», и тогда все обязаны поменяться местами. Кто остался без стула – тот становится ведущим.

  1. Семен сказал…(с 5 лет)

Цель: мобилизация внимания, снятие напряжения, улучшение эмоционального фона. Играющие садятся в круг. Педагог: «Мы будем выполнять различные действия, движения, при одном условии: выполнять только те действия, которые будут начинаться со слов «Семен сказал». Например, если я говорю: «Семен сказал: поднимите руку», то выполняете это движение, если я скажу «Поднимите правую руку» или «Я прошу вас поднять руку», то это действие совершать не надо». Взрослый предлагает различные действия: ходьбу, повороты, поднятие рук, прыжки и т.д. При этом он может провоцировать детей, например, встать, сказав «Давайте встанем», или при словах «Поднимите левую руку» поднять ее и т.д. Игра может проходить в быстром темпе.

  1. Мне в тебе нравится…(с 6 лет)

Цель: воспитание чувства сплоченности, внимания друг к другу, развитие навыков самопрезентации. Дети делятся на две равные группы и строятся в два круга: внешний и внутренний. По сигналу педагога дети двигаются по кругу в разных направлениях. При очередном сигнале они останавливаются, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Дети, находящиеся во внешнем кругу, говорят своему оппоненту: «Мне в тебе нравится…» а ребенок отвечает: « А я еще умею…»

  1. Назови наоборот (с 6 лет)

Цель: вербализация и различение чувств и состояний, и активизация внимания и творческой активности. Дети сидят по кругу. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство. Например: я бросаю мяч Тане и говорю «грустный». Таня, поймав мяч, называет слово, обозначающее противоположное чувство «веселый», и сама, бросая мяч другому участнику игры, называет то чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

  1. Что мы делали… (с 6 лет)

Цель: развитие навыков вербализации состояний, активизация творческой активности и выразительности, сплочение группы и улучшение групповой атмосферы.

Дети стоят по кругу. Педагог говорит: «Сейчас мы будем ходить по комнате, я предложу ситуацию, в которой каждый из вас попробует себя представить, постарается в нее включиться, осознать, и почувствовать то состояние, которое при этом возникает. Итак, мы идем по густой чаще леса, через завалы…».

Примеры задаваемых ситуаций: опаздываем в детский сад, идем по лесу, где много комаров, ходим по музею, идем по узкой тропинке в горах, идем по болоту, идем босиком по каменистому берегу моря и др.

  1. Пошли письмо (с 6 лет)

Цель: активизация внимания, развитие тактильного канала, исчезновение импульсивности, развитие чувства группы.Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий-почтальон-в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо», пожимая незаметно руку соседу, тот пожимает следующему по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона - «перехватить» письмо, т.е. увидеть у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех



пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

  1. Путаница (с 6 лет)

Цель: Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать друг с другом, чувствовать друг друга. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает детей, не разжимая рук.

  1. Сороконожка (с 6 лет)

Цель: Развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога «сороконожка» начинает движение вперед, приседает, прыгает на правых и левых ногах, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников - не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

  1. «Муха» (с 6 лет)

Цель: Снятие напряжения лицевой мускулатуры. Педагог предлагает детям сесть удобно: «Руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. А теперь мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаза и не поднимая рук с колен, согнать назойливую муху.»

  1. Колпак мой треугольный (старинная игра) (с 6 лет)

Цель: Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, снятие импульсивности. Участники игры садятся в круг. Начиная с ведущего, все по очереди произносят по одному слову из фразы: «колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом – легким хлопком в ладоши. Далее при каждом повторении фразы уже новые слова – треугольный, мой, и т.д. – заменяются жестами.

В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам.

Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого? Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание.

Релаксационные упражнения

Упражнения, направленные на расслабление, успокоение, а так же следующие игровые упражнения.

Релаксация «Поза покоя»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук. Взрослый предлагает детям сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покроя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье….

И становится понятно-расслабление приятно!



Релаксация «Гномик»

Цель: снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы. Взрослый читает стих, объясняя какие действия выполняют дети.

Маленький гномик присели на корточки;

Любит играть - встали, выпрямились;





Бегать, вертеться, бег на месте, повороты в стороны;

Прыгать, скакать. прыжки на месте на двух ногах;

А когда он устает ходьба на месте;

Тут к кроватке он идет. идти к стульчикам, сесть;

Глазки закрывает, закрыть глаза;



Ручки поднимает, поднять руки вверх;

Напрягает, расслабляет. сильно напрячь, а затем расслабить руки

Сильно кулачки сжимает, сжать кулачки, напрячь пальцы рук;

Отпускает, разжимает. разжать кулачки, расслабить пальцы;

Ножки поднимает, поднять ноги вверх;

Держит, держит, напрягает держать ноги на весу;

И тихонько опускает. опустить ноги и расслабить;

Делает глубокий вдох, сделать глубокий вдох через нос;

А затем он выдыхает. выдох через рот.

Вот как отдыхает гном! открыть глаза и медленно встать.

И опять играет.



Релаксация «Кулачки»

Цель: Освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук. Дети сидят на полу. Педагог предлагает: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. А потом расслабили руки, растопырили пальчики и опустили на колени. Руки потеплели. Стало приятно и легко. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох-пауза, выдох-пауза». Повторяем это упражнение три раза.

Релаксация «Штангист»

Цель: Расслабление мышц рук, ног, корпуса. Дети стоят. Педагог: «Представьте, что перед вами большая тяжелая железная штанга, и вы ее будете поднимать. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите «пуки со штангой». Они напряжены, им тяжело. Руки устали держать, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно падают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-пауза, выдох-пауза».

Релаксация «Потянулись-сломались»

Исходное положение: стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Педагог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки остаются на полу)…А теперь наши кисти рук как бы сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслаблено, удобно…Почувствуйте расслабленное тело. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:

  1. Показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);

  2. Когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать место зажимов.

Существуют упражнения, направленные на оптимизацию тонуса мышц, так называемые растяжки. Мышечное напряжение или расслабление сопутствует тем или иным чувствам и эмоциям, поэтому растяжки значимы для развития эмоциональной сферы на уровне произвольности проявления.

Растяжка «Кошка»

Каждый участник встает на четвереньки, опираясь на колени и ладони в образе кошки. На каждый «шаг» правой руки и шаг левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый «шаг» левой руки и шаг правой ноги делать вдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибая спину.

Растяжка «Звезда»

Дети стоят в позе «звезды». Педагог предлагает изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.

Растяжка «Тянемся к солнышку»

Предложить детям встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки, задержать дыхание - кончиками пальцев тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. (Вначале педагог должен дать почувствовать ребенку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за пальцы рук.) Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

Ощущение комфортности выражается в физическом и душевном благополучии. Известно, что на любое переживание душа и тело реагируют вместе, и выглядит это так: психическое напряжение вызывает мышечный тонус, а мышечное напряжение приводит к эмоциональному реагированию. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению. Любая двигательная активность создает приятное мышечное напряжение, улучшает эмоциональный тонус.

Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму понятий, факторов, теорий, комплексных технологий.

Наиболее результативна организация деятельности, в рамках которой изучается и применяется опыт, накопленный человечеством ранее.



Рекомендуемая литература:

  1. Приложение к журналу «Методист» мастер-класс № 8,9,10 – М., 2007.

  2. Журнал «Дополнительное образование» № 8 – М., 2012

  3. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru.

  4. Воробьева И., Трофимова Ю. «50 идей как удержать ребенка на месте». – М.,2000.

  5. Граббет Р. Игры для детей от 2-6 лет. – М., 1999.

  6. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и школьников.–М.: Творческий Центр, 2001.

  7. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.–М.: МГТА, 2001.



9



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru