В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Литературно-музыкальная композиция «Стучимся в ваши сердца»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа

Стучимся в ваши сердца

Литературно-музыкальная композиция


Воловатова Ирина Александровна, Калинина Елена Петровна

03.04.2013



Литературно- музыкальная композиция посвящена книге В.Дроботова «Босоногий гарнизон» о наших земляках мальчишках. Скучный заученный текст о событиях Великой Отечественной войны уже не вызывает интереса у подростков, поэтому и введены в работу такие мероприятия, как инсценированная песня, литературно-музыкальная композиция, уроки мужества, сопровождаемые презентациями, в которых, благодаря документальным кадрам, фотографиям, передается историческая эпоха, о которой идет речь. Наш город-это город, овеянный славой, город-памятник русским солдатам, погибшим на Сталинградской земле. Мы, педагоги, не имеем права спустя рукава относиться к мероприятиям, отражающим события страшной войны. Главное в любом мероприятии – дать возможность ребенку раскрыться, самореализовать свои возможности и талант. В качестве примера одного из мероприятий по патриотическому воспитанию подростков хочется поделиться сценарием внеклассного мероприятия – литературно-музыкальной композицией по теме: «Стучимся в ваши сердца» (по книге В. Дроботова «Босоногий гарнизон»)


В соответствии с ФГОС предполагаемыми результатами освоения данной темы учащимися должны стать личностные результаты, среди которых следует выделить универсальные учебные действия, позволяющие осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать свою идентичность как гражданина страны; формировать способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей, творческих способностей учащихся; метапредметные результаты, среди которых умение использовать различные источники исторической информации, анализировать и обобщать факты, обосновывать выводы; предметные результаты, к которым относятся следующие: познакомить с книгой В.Дроботова «Босоногий гарнизон», о наших земляках, мальчишках, живших в хуторе Вербовка, Калачевского района; распространять сведения о защитниках Родины, наших земляках – детях, во время Великой Отечественной войны. характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников, в том числе музейных материалов, воспоминаний.

Основную цель занятия можно сформулировать следующим образом: развитие познавательного интереса к истории нашей страны, формирование гражданской позиции учащихся, расширение знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны, совершенствование форм краеведческой работы с детьми, воспитание чувства долга и ответственности за историческое прошлое Родины.

Оснащение мероприятия: компьютер (2 шт.), мультимедийный проектор, экран, презентация, колонки, микрофоны ( 3шт).

Оформление: деревья (4 шт), бревно.

Список используемой литературы:

  1. Дроботов В. Босоногий гарнизон. Нижне-Волжское книжное издательство, 1968.

  2. Симонов К. Стихи о войне. –М: Эксмо, 2010

  3. Рождественский Р. –М: Худ. лит-ра,1979



  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru.- Методическая разработка по теме: «Подвиг «Босоногого гарнизона», Чебакова Н.В. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/library/vneklassnoe-meropriyatie-podvig-bosonogogo-garnizona





Литературно-музыкальная композиция

«Стучимся в ваши сердца».

Слайд №1.

Звучит песня «Мальчишки» (музыка А. Островский, слова И. Шаферан) в исполнении девочек.


Рисует узоры мороз на оконном стекле,
Но нашим мальчишкам сидеть не по нраву в тепле.
Мальчишки, мальчишки несутся по снежным горам.
Мальчишки, мальчишки, ну как не завидовать вам?


Когда протрубили тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки в суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки вы первые кинулись в бой,
Мальчишки, мальчишки страну заслонили собой.


Слайд №2

Звучит музыка песни «Священная война». На фоне песни ведущие читают:

1.Ведущий: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след
И стольких на земь положила
Что 30 лет и 60.
Живым не верится, что живы.

Слайд №3

2.Ведущий: Гудит земля. Пылит песок.

В испуге голубь вьётся

Идут составы на восток,

Враг к Сталинграду рвётся.

Уборку нив огонь ведёт,

Хлеба под корень косит

И ветер горько обдаёт

Сады, дороги просек.


(Взрывы) 1.Ведущий: Скоро пушки и бомбы загрохотали и у хутора Вербовка. Слайд №4. Тёплым ранним утром разрывы снарядов разбудили братьев Тимониных – Аксёна и Тимошку. Аксён был старший. Ему пошёл пятнадцатый год. Тимошка же был в хуторе первым забиякой. Не будь войны, учились бы они в школе. Сделали бы новый планер... Но война заставила ребят заниматься другими делами. Они создали отряд из 17-ти человек, чтобы бороться с фашистами.

(Под музыку песни «От героев былых времен…» выходят ребята) Слайд №5.

2.Ведущий: Тоскливо вербы смотрят ввысь,

И уток крик отчаян...

Однажды в пойме собрались

Мальчишки – вербовчане.

Сидят молчат. Сжал кулаки

Душа ребят – Аксюха.

И слышно – вправо от реки

Снаряды рвутся глухо.

Он смотрит прямо всем в глаза,

Не любит слов – пустышек.

Уж если что Аксён сказал, -

Закон для всех мальчишек.


Аксен: Что б ни случилось, я – не трус!

Даю вам в этом слово...

Фашистам буду мстить, клянусь!..

2.Ведущий: И снова стало тихо.


1.Ведущий: Лишь звук сердец слышней, слышней,

Во взглядах гнева вспышки…

И в напряжённой тишине

Все поклялись мальчишки:

Ребята хором: «Мстить ненавистному врагу

Везде, где только можно...»

( гул самолета) Слайд №6


2.Ведущий: Однажды в небе трепетали розовые листки. Они все ниже опускались к земле. Ребята кинулись подбирать листовки. Аксен поднял один листок. На нем был напечатан крупный портрет Гитлера — с усиками и челкой. Слайд №7.

Аксен: - Крестьяне Дона, — медленно прочитал Аксен. — Славные донские казаки! Сталинград окружен. Доблестная немецкая армия добивает большевиков. Фюрер дает вам полную свободу. Встречайте германских солдат хлебом-солью. Да здравствует фюрер…

Ребята затихли. Аксен помрачнел. Ветер трепал листовку в его руках.

Семка: - Тимош… Тимош, — шепнул Семка, толкнув Тимошку в бок.

Тимошка: — Чего еще, — сердито отозвался Тимошка.

Семка: — А фашисты… они люди?

Тимошка неожиданно размахнулся и дал Семке подзатыльник.

Тимошка: — Дурак! — сказал он.

Семка: — Чего ты дерешься, — захныкал Семка. — У него спрашивают, а он дерется…

Аксен: — Эх, вы! — крикнул Аксен. — Чего порядок нарушаете? Тимошка, в чем дело?

Тимошка насупился, а Семка выбежал вперед и пожаловался:

Семка: — Да я спрашиваю у него, Ксеша, фашисты, мол, люди? Мамка сказывает, никакие они не люди, а черти рогатые… Так он по затылку.

Аксен: — Придут, увидишь — люди или черти рогатые, — сказал Аксен серьезно. — А сейчас идемте!

1.Ведущий: Но вот немцы вошли в сам хутор. Слайд №8.

Звучит симфония №7 Д. Шостаковича.

За окном сапог тяжёлых топот,

Наглый смех, огонь и дым густой.

Движется арийская Европа

По знакомой улице родной.


И сразу же гарнизон юных мстителей начинает действовать.

Слайд №9.

2.Ведущий: Вёл в разведку Аксен

боевой гарнизон

через речку и овраг.

1.Ведущий: Вот Тимошка тайком

В склад пробрался ползком

Не видать тебе почты враг!

2.Ведущий: В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами.

1.Ведущий: Фашисты страшно встревожены

Письма их уничтожены,

Их ребята тайком в мешке

Утопили в реке.

2.Ведущий: На краю хутора в амбарах немцы прятали продукты. Об этом узнал Тимошка. Он то и предложил Аксёну совершить налёт на склады фашистов.

(Под музыку песни «От героев былых времен…» выходит военный и усаживается на бревно)

1.Ведущий: Оставив ребят охранять добычу, Аксен подошел к перелеску, раздвинул кусты. В балочке, он увидел человека. Аксен вздрогнул и замер на месте. Его пронзил страх. Он хотел отпрянуть назад, но споткнулся, присел на холодную землю.

Военный: — Кто тут? — услышал Аксен хриплый, тревожный голос из зарослей. Незнакомец приподнялся. А-а, парень, — сказал он спокойно. — Ну, ты что здесь делаешь?

Аксен робко подошел к неизвестному. Человек попробовал подтянуть правую ногу, но вдруг скрипнул зубами от боли.

Сломал? — спросил Аксен.

Ранили меня… Деревня близко?

Недалеко.

Ты оттуда?

Оттуда.

Раненый настороженно повел головой, тихо спросил:

Что немцы делают?

Аксен молчал.

Да ты не бойся. Я из любопытства спросил.

А кто тебя ранил? — наконец, набрался храбрости и спросил Аксен. — Немцы?

Раненый медлил с ответом. Он повернулся на бок, опять скрипнул зубами.

Больно? — участливо спросил Аксен и нагнулся над ним.

Больно, — шепнул раненый. — Почти в упор стреляли, сволочи…

Теперь Аксен не сомневался, что перед ним свой, советский человек.

Тебе прятаться надо, — просто сказал он. — Здесь немцы бывают.

А ты поможешь? — неожиданно спросил раненый. — Мне переждать бы немного. Нога подживет — к своим пробраться попробую. Наши там дерутся.

Немцы говорят: Сталинград сдался.

Сдался? — раненый привстал на руках. — Брешут. Народ мутят. Этот город они не возьмут.

Скажи, откуда ты знаешь про Сталинград? —спросил Аксен.

Недельку назад в Калаче пленных видел, — спокойно и прямо ответил раненый.

Ты в Калаче был?

В Калаче. В лагере. Трое нас бежало. Немцы узнали, что мы командиры, и хотели расстрелять. Ну, мы не стали ждать. Ребятишки, вот такие, как ты, помогли. Тебя как зовут-то?

Аксен.

Так вот, Аксен, молчи, что меня видел. А если кусок хлеба принесешь и чистую тряпку, по гроб не забуду тебя. Понял?

Принесу, — ответил Аксен. — А насчет того, что видел, — могила.

Над перелеском раздался протяжный тонкий свист. Раненый вздрогнул.

Не пугайся, — тихо сказал Аксен. — Это ребята свистят. Мы тут одно дело обделали, продукты у немцев стащили. Спрятать надо и тебе мы поможем. ( Ребята вышли и увели раненого)

1.Ведущий: Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Вскоре на комендатуре появилась листовка. Слайд №10.

Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны”.

2.Ведущий: Вот листовки висят,

Вот листовки гласят:

«Не сдаётся наш Сталинград!

И ведёт смертный бой

Со звериной ордой

Сталинград наш, солдат – герой»

1.Ведущий: Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся “партизанами”. Мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали.

Выходят ребята.

( Звучит музыка Т.Альбиони «Адажио» и на её фоне ведущие читают стихотворение). Слайд №11.
1.Ведущий:
Там, где в колхозе силосная яма, днём разыгралась кровавая драма.
2.Ведущий:Драма кровавая, жуткая драма: стала могилой силосная яма.
1.Ведущий:Десять мальчишек бандиты убили. В яму, как кошек, бедняжек зарыли. Слайд №12.
2.Ведущий:
Десять мальчишек: Ивана, Семёна,

1.Ведущий:Васеньку, Колю,

2.Ведущий:Емелю,Аксёна.
1.Ведущий:Руки пред казнью бандиты связали, пули фашистов сердца пронизали.
2.Ведущий:Горько рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам аверинской драмы.

(Музыка продолжает звучать, медленно выходит Мать и на фоне музыки читает стихотворение.)Слайд №13.

Мать (во всем черном):

Ой, зачем ты, солнце, красное,

все уходишь - не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое,- где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилою…

Не хочу я ничегошеньки-

Только сына милого.

За лесами моя ластынька!

За горами - за громадами…

Если выплаканы глазыньки-

Сердцем плачут матери.

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое, - где же ты?

(Роберт Рождественский «Реквием»)

Выходит маленькая девочка во всем белом и исполняет отрывок Джулио-Каччини "Аве-Мария". Слайд №14.

Звучит музыка Роберта Шумана « Грёзы» и на её фоне ведущие читают стихотворение:

1.Ведущий: Есть в Вербовке, в балке священное место. Слайд №15.

Там ходит волной серебристый ковыль.

Большой обелиск из гранитного камня,

Ковром застилает всю землю полынь.

Мальчишки – герои лежат под гранитом,

Средь них неизвестных героев там нет.

Никто не забыт! И ничто не забыто!

Пусть даже пройдет еще тысяча лет. Слайд №16.

1.Ведущий: Земля пропиталась их кровью горячей,.

И не потому ли среди ковыля

Тюльпаны алеют весеннею ранью,

Как капельки крови на солнце горят.

Большая задача стоит перед нами –

И помнить ее суждено на всю жизнь.

Они этот мир от врагов защищали,

И нам завещали его сохранить. Слайд №17.

Все участники исполняют песню «От героев былых времен»

Слайд №18.













Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров