Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока / Тип урока |
Элементы содержания |
Формирование специальных умений и навыков |
Формирование общеучебных умений и навыков |
Контрольно – оценочная деятельность |
|
|||||||
вид |
форма |
|
|||||||||||||
I четверть |
|
||||||||||||||
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 6ч.
|
|
||||||||||||||
1 |
3.09 |
|
Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк» Урок изучения и первичного закрепления знаний |
Особенности волшебной сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Работа с текстом сказки. |
Знать сказки бытовые, волшебные, о животных Уметь различать жанры фольклора; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев |
учебно-организационные -умение определять последовательность действия для решения учебной задачи |
Текущий. |
У О |
|
||||||
2 |
4.09 |
|
Былина "Волх Всеславович". Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Былина – жанр фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. |
Знать основное содержание былины, тему произведения Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды |
учебно-коммуникативные -способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией |
Текущий |
УО |
|
||||||
3 |
7.09 |
|
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. |
Знать понятие легенда понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев |
учебно-организационные -умение определять последовательность действий |
Текущий. |
УО |
|
||||||
4 |
10.09 |
|
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка) Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер |
Знать основное содержание текста, тему произведения Уметь выделять основную мысль произведения, находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев. |
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий. |
УО |
|
||||||
5 |
11.09 |
|
Слушание и работа с детскими книгами. Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» Комбинированный урок |
Сравнение героических песен и былин. Особенности образов и героев фольклорных произведений. |
Знать виды народных песен Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни |
учебно-коммуникативные -формирование монологической речи учащихся |
Текущий. |
УО |
|
||||||
6 |
14.09 |
|
Обобщение по разделу «Произведения фольклора» Урок обобщения и систематизации знаний. |
Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради. |
Знать жанры фольклора Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради |
учебно-организационные -умение определять последовательность действий |
Тематический
|
Пр.р. |
|
||||||
Басни. Русские баснописцы – 5 ч. |
|
||||||||||||||
7 |
17.09 |
|
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи» Комбинированный урок. |
Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). |
Знать басня, мораль, вступление, рассказ, герой персонаж, его характер, поступки Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни
|
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий. |
УО |
|
||||||
8 |
18.09 |
|
И.И. Хемницер «Друзья». Слушание и работа с книгами басен. НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка)
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. |
Знать героев и их поступки Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно |
учебно-информационные -умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира |
Текущий |
УО |
|
||||||
9 |
21.09 |
|
А.Е.Измайлов «Кукушка» Комбинированный урок. |
Сравнение
басен И. А. Крылова, |
Знать героев басен, их характеры и поступки Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий. |
УО |
|
||||||
10 |
24.09 |
|
И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Название басни, герои, особенность языка. Чтение и анализ нового произведения. |
Знать понятия: олицетворение, сравнение Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям; умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий. |
Выразительное чтение |
|
||||||
11 |
25.09 |
|
Обобщение по разделу "Басни. Русские баснописцы". Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. |
Задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике и тетради. |
Знать героев басен, части басен, особенности языка Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Тематический |
Литературный диктант |
|
||||||
Произведения В.А.Жуковского – 4 ч. |
|
||||||||||||||
12 |
28.09 |
|
В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Темы и жанр произведений В.А. Жуковского (стихи о природе, загадки, баллады). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) |
Знать понятия: эпитеты, сравнения, рифма, логическое ударение Уметь находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий. |
УО |
|
||||||
13 |
1.10 |
|
Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна»
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. |
Знать виды сказок: о животных, бытовые, волшебные Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных, находить эпитеты и сравнения |
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий. |
УО |
|
||||||
14 |
2.10 |
|
Слушание и работа с книгами. Сказки В.А.Жуковского. НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка) Комбинированный урок.
|
Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В.Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…»А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль) |
Знать заголовки, сюжеты, образы героев Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план, кратко пересказывать по плану, моделировать обложку |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
15 |
5.10 |
|
Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. |
Обобщение по разделу. Сказки со сходными сюжетами. Выполнение заданий в тетради. |
Знать сюжеты сказок, формы произведений Уметь характеризовать героев положительных и отрицательных, умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Тематический
|
С.р. |
|
||||||
Произведения А. С. Пушкина – 5 ч. |
|
||||||||||||||
16 |
8.10 |
|
А.С.Пушкин «Осень» Комбинированный урок |
Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы, сравнение, рифма, олицетворение, эпитет. |
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям |
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий |
УО |
|
||||||
17 18 |
9.10 12.10 |
|
А.С.Пушкин «И.И. Пущину». И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина и отрывка И.И.Пущина. |
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть сюжет, герои, поступки наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
19 |
15.10 |
|
Из «Воспоминаний В.И.Даля». А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Словарь Даля: справка об А.С. Пушкине Произведения А. С. Пушкина в детских журналах. |
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть сюжет, герои, поступки наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть |
учебно-информационные -умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира |
Текущий |
УО |
|
||||||
20 |
16.10 |
|
Слушание и работа с детскими книгами. Произведения А.С.Пушкина. НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка)
Комбинированный. |
Жанровое разнообразие произведений А.С. Пушкина.
|
Знать основное содержание текста, тему, героев Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями |
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Тематический
|
УО |
|
||||||
Произведения М.Ю.Лермонтова – 3 ч. |
|
||||||||||||||
21 |
19.10 |
|
М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Выразительное чтение. Работа с текстами стихотворений. Эпитеты, рифма, строфы.
|
Знать изученные произведения М. Ю.Лермонтова Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
22 |
22.10 |
|
Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утес…» Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Тема чтения. Сравнение стихотворений. Эпитеты. Сравнения.
|
Знать признаки выразительного чтения Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений |
учебно-организационные -умение определять последовательность действия для решения учебной задачи |
Текущий |
УО |
|
||||||
23 |
23.10 |
|
Слушание и работа с книгами. Произведения М.Ю. Лермонтова. Комбинированный урок |
Сказание (легенда) «Три пальмы». Народные и литературные колыбельные песни. |
Знать жанры произведений Уметь работать с книгами- справочниками, выразительно читать произведения
|
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Тематический |
Литературный диктант |
|
||||||
Произведения П.П.Ершова – 4 ч. |
|
||||||||||||||
24 25 |
26.10 29.10 |
|
Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Сказки народные и литературные. Особенности волшебных сказок. Главная мысль сказки. |
Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки |
учебно-информационные -умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира |
Текущий. |
УО |
|
||||||
26 |
30.10 |
|
П.П. Ершов. «Кто он?» НРК «Хитрый Ембо» (ненецкая сказка) Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Наблюдение над особенностью стихотворных строк. |
Знать понятия: ритм, тон, темп чтения стихотворения. Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий. |
УО |
|
||||||
27 |
2.11 |
|
Контрольная работа №1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. |
Выполнение заданий. |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Итоговый |
Комплексная разноуровневая контрольная работа |
|
||||||
II четверть |
|
||||||||||||||
Произведения В.М.Гаршина – 5 ч. |
|
||||||||||||||
1 2 |
|
|
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Авторская (литературная сказка). Образ лягушки. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П. Ершова (повторение |
Знать отличия авторской (литературной) сказки от народной Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану
|
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий
|
УО |
|
||||||
3 4 |
|
|
Слушание и работа
с детской книгой. Комбинированный урок |
Сюжеты, поступки героев, главная мысль. Слушание сказки, работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и тетради. |
Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль Уметь составлять плана сказки; рассказывать по плану |
учебно-коммуникативные -составление плана текста -пересказ прочитанного текста |
Текущий
|
УО |
|
||||||
5 |
|
|
Обобщение по разделу «Произведения В.М.Гаршина» Урок обобщения и систематизации знаний. |
Произведения П.П. Ершова, В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журналов. |
Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану, рассказывать отдельные эпизоды |
учебно-коммуникативные -пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы -составление плана |
Тематический
|
Самостоятельная работа |
|
||||||
Произведения
русских писателей о детях – 5 ч. |
|
||||||||||||||
6 7 |
|
|
Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Понятие о повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Сюжетно- композиционный треугольник, авторская позиция, отношение к произведению и поступку героя. |
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки Уметь характеризовать главных героев (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
8 9 |
|
|
Слушание и работа с книгами. К. М. Станюкович «Максимка». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев. |
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста; выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий |
УО |
|
||||||
10 |
|
|
Произведения русских писателей о детях. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» НРК «Старик Выя» (ненецкая сказка)
Комбинированный. |
Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев. |
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста; выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания |
Тематический |
С.р. |
|
||||||
Произведения зарубежных писателей – 10 ч. |
|
||||||||||||||
11 12 |
|
|
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Особенности приключенческой повести: юмор, герой повести - ребенок, особенности языка. Образ главного героя. |
Знать структурные единицы произведения; некоторые произведения зарубежных авторов Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий |
УО |
|
||||||
13 |
|
|
Слушание и работа с книгами. Произведения М. Твена о детях. Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
М.Твен «Приключения Тома Сойра», «Приключения Гекльберри Финна». Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей. |
Знать произведения отечественных и зарубежных авторов о детях Уметь работать с книгами, выделять произведения разных жанров о детях; умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий |
УО |
|
||||||
14 |
|
|
В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) Комбинированный урок |
Работа с текстом каждой главы. Образ Козетты. |
Знать структурные единицы произведения; некоторые произведения зарубежных авторов Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Текущий |
УО
|
|
||||||
15 16 |
|
|
Х.К.Андерсен «Дикие лебеди». Комбинированный урок |
Литературная сказка. Сюжет сказки, главная мысль, язык, точка зрения автора. Работа с книгами – справочниками. |
Знать
о новом жанре произведения Уметь пользоваться структурными единицами текста (глава, абзац, смысловая часть, эпизод); уметь называть произведения Г.Х. Андерсена |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий. |
УО
|
|
||||||
17 |
|
|
Слушание и работа с книгами. Х.К.Андерсен "Дети года". НРК «Старик Выя» (ненецкая сказка) Комбинированный урок. |
Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена. Строфа, рифма, ритм, тон, темп. |
Знать структурные единицы произведения; некоторые произведения зарубежных авторов Уметь понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувств автора) |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
18 |
|
|
Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Комбинированный урок. |
Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет |
Знать жанр произведения - очерк Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу, анализировать произведение |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
19 |
|
|
Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей» Урок обобщения и систематизации знаний. |
Обобщение по разделу. Конкурс «Книгочей класса». |
Знать понятия: строфа (двустишие) рифма, тон, темп чтения Уметь определять жанр произведения и называть произведения разных жанров |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Тематический |
Самостоятельная работа |
|
||||||
20 |
|
|
Контрольная работа №2 за 1 полугодие. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. |
Проверка уровня усвоения материала, изученного в 1 полугодии. |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Итоговый |
К.р. |
|
||||||
Мифы народов мира – 2 ч. |
|
||||||||||||||
21 |
14 |
|
Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Особенности древнегреческих мифов. Главная мысль. Герои мифов.
|
Знать основное содержание мифа Уметь понимать основное содержание текста составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение, пользоваться выразительными средствами чтения |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
III четверть
|
|
|
|
|
|
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
|||||||||
1 |
|
|
Славянский миф "Ярило – солнце". Древнеиндийский миф "Творение". Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Особенности славянского мифа (язык, герои). Сравнение славянского мифа «Ярило - Солнце» и древнегреческого мифа «Творение» |
Знать основное содержание мифа Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды, выделять пословицы (мудрые мысли); рассказывать подробно и кратко по готовому плану |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий |
УО |
|
||||||
Книги Древней Руси – 2 ч. |
|
||||||||||||||
2 |
|
|
Книги Древней Руси. Отрывки из «Повести временных лет»: «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов. |
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир) Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль |
учебно-коммуникативные -составление плана текста -пересказ прочитанного текста |
Текущий |
УО |
|
||||||
3 |
|
|
Слушание и работа с книгами. Книги Древней Руси. НРК Педор Кирон защищает Русскую землю (коми-эпическое сказание)
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» |
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир) Уметь понимать основное содержание текста, называть жанры литературы Древней Руси |
учебно-коммуникативные -составление плана текста -пересказ прочитанного текста |
Текущий. |
УО |
|
||||||
Произведения Л.Н.Толстого – 7 |
|
||||||||||||||
4 |
|
|
Повторение произведений Л. Н. Толстого. Урок закрепления знаний. |
Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений. |
Знать героев произведения, сюжет, кульминация произведения Уметь понимать главную мысль – идею, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
учебно-коммуникативные -составление плана текста -пересказ прочитанного текста |
Текущий |
УО |
|
||||||
5 |
|
|
Л.Н.Толстой "Акула". Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод. |
Знать понятие: кульминация произведения Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий |
УО |
|
||||||
6 |
|
|
Л.Н.Толстой «Два брата». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими. |
Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод Уметь понимать главные мысли – идеи |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
7 |
|
|
Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Закрепление понятия о басне. Составление плана, определение морали. |
Знать
произведения Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Текущий |
УО |
|
||||||
8 |
|
|
Л.Н.Толстой «Черепаха». Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Особенности описания героев. |
Знать
произведения Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий |
УО |
|
||||||
9 |
|
|
Л.Н.Толстой «Русак». Урок изучения и первичного закрепления знаний.
|
Рассказ - повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи. |
Знать типы текстов Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – понимать содержания литературного произведения |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
10 |
|
|
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (быль) Урок обобщения и систематизации знаний. |
Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Обобщение по разделу. |
Знать типы текстов Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – понимать содержания литературного произведения |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий |
Пр.р. |
|
||||||
Стихи А.А. Блока – 3 ч. |
|
||||||||||||||
11 |
|
|
Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Выразительное чтение. |
Знать признаки выразительного чтения Уметь определять тему, определять тон, темп, ритм; выразительно читать стихотворение |
учебно-коммуникативные -составление плана текста -пересказ прочитанного текста |
Текущий |
УО |
|
||||||
12 |
|
|
А. А. Блок «Рождество» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Позиция автора. Интонационный рисунок. Выразительное чтение. |
Знать что значит «читать выразительно» Уметь определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий |
УО |
|
||||||
13 |
|
|
Стихи русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом» Урок обобщения и систематизации знаний. |
Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе). |
Знать художественные образы, созданные поэтом Уметь выразительно читать стихотворения, передавать чувства и настроение автора |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий. |
Литературный диктант |
|
||||||
Стихи К.Д. Бальмонта – 4 ч. |
|
||||||||||||||
14 |
|
|
Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритмический рисунок стихотворения. |
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий |
УО |
|
||||||
15 |
|
|
Стихи о природе. К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Эпитеты, сравнение, олицетворение. |
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий. |
УО |
|
||||||
16 |
|
|
Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Особенность сказочных стихов: интонация, позиция автора. |
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Текущий. |
УО |
|
||||||
17 |
|
|
Слушание и работа с детскими книгами. К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». НРК «О Вавле» (коми эпическая поэма о герое ненецкого народа Вауле Пиеттимине). Урок обобщения и систематизации знаний. |
Книги стихов русских поэтов. Понятия: рифма, строфа, эпитет, сравнение, олицетворение. |
Знать художественные образы, созданные поэтом Уметь понимать основное содержание текста, выразительно читать стихотворения |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
|
|
||||||||||||||
18 |
|
|
А.И. Куприн «Скворцы». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. |
Знать произведения А. И. Куприна разных жанров Уметь объяснять заголовок, выполнение заданий в тетради |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий |
УО |
|
||||||
19 |
|
|
Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей. Комбинированный урок. |
Выставка книг с легендами русских писателей. А.И.Куприн «Четверо нищих» (легенда), В. В. Вересалов «Легенда», «Звезда» |
Знать особенности языка легенды Уметь выделять факты, случаи и обычаи, описанные в легенде, понимать основное содержание текста, сравнивать легенды |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
УО |
|
||||||
20 |
|
|
Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон – Томсона». Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животном. |
Знать библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление, аннотация) Уметь объяснять заголовок, выделять повторы, устойчивые эпитеты описаний героев
|
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий |
УО |
|
||||||
21 |
|
|
Обобщение по разделу «Произведения А.И. Куприна» Урок обобщения и систематизации знаний. |
Сравнивать произведения разных авторов на одну тему. |
Знать произведения А. И. Куприна разных жанров Уметь слушать и работать с детскими книгами, понимать чувства поэта и выражать свои |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Тематический
|
Комплексная разноуровневая работа |
|
||||||
Стихи И.А. Бунина – 3 ч. |
|
||||||||||||||
22 |
|
|
И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия…» Комбинированный урок. |
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений. |
Знать выразительные средства языка поэта Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм |
учебно-интеллектуальные -формирование приёмов мыслительной деятельности |
Текущий |
У О |
|
||||||
23 |
|
|
И.А.Бунин «Листопад» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Литературоведческие понятия. |
Знать понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, рифма Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий |
УО |
|
||||||
24 |
|
|
Обобщение по разделу «Стихи И.А. Бунина» Комбинированный |
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин", К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов» |
Знать выразительные средства языка поэта Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Тематический |
С.р. |
|
||||||
Произведения С.Я. Маршака – 8 ч. |
|
||||||||||||||
25 |
|
|
Повторение изученных произведений С.Я.Маршака. С.Я. Маршак "Словарь" Комбинированный урок. |
Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки |
Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотворением, понимать чувства поэта и выражать свои, определять виды загадок С.Я Маршака |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий |
УО |
|
||||||
26 27 |
|
|
Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Структура произведения – пьесы: действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). |
Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины. |
учебно-коммуникативные -составление плана текста -пересказ прочитанного текста |
Текущий. |
Инсценирование сказки |
|
||||||
28 |
|
|
Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. Пьеса С.Я. Маршака «Сказка про козла» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Чтение пьесы-сказки по действиям. Инсценирование отдельных эпизодов. |
Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины |
учебно-коммуникативные -пересказ прочитанного текста |
Текущий. |
УО |
|
||||||
29 |
|
|
С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака). Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Переводчик. Чтение, беседа по произведению. Работа со справочной литературой. |
Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий |
УО |
|
||||||
30 |
|
|
Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака» Урок обобщения и систематизации знаний. |
Самостоятельное выполнение заданий. |
Знать книги автора и его героев Уметь работать самостоятельно |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Тематический |
Комплексная разноуровневая работа |
|
||||||
|
|
||||||||||||||
1 |
|
|
Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака. С.Я. Маршак «Ледяной остров» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Игра «По страницам книг С.Я.Маршака Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки" |
Знать книги С. Я. Маршака. Уметь приводить примеры разножанровых произведений поэта, узнавать произведения С. Я. Маршака по эпизодам |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий |
УО |
|
||||||
2 |
|
|
Работа с детскими книгами. С. Я. Маршака. С.Я.Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик. Урок комплексного применения ЗУН |
Работа с детскими книгами Маршака.
|
Знать книги автора и его героев Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий |
УО |
|
||||||
Стихи Н.А. Заболоцкого – 2 ч. |
|
||||||||||||||
3 |
|
|
Н.А.Заболоцкий «Детство» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» |
Знать тему, главную мысль, понятия: сравнение, рифма Уметь определять темы и главные мысли стихотворений Н. А.Заболоцкого, выразительно читать стихи |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий |
УО |
|
||||||
4 |
|
|
Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения (сравнение) |
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение» Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий. |
УО |
|
||||||
Произведения о детях войны -2 ч. |
|
||||||||||||||
5 |
|
|
В. П. Катаев «Сын полка» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою |
Знать героя повести - Ваню Солнцева Уметь объяснять позицию автора и выражать свою точку зрения |
учебно-коммуникационные -пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов |
Текущий |
УО |
|
||||||
6 |
|
|
К.М. Симонов «Сын артиллериста» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры). |
Знать жанр, тему произведения, главную мысль Уметь слушать, рассказывать о любимом литературном герое - ребёнке |
учебно-организационные -умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания |
Текущий |
УО |
|
||||||
Стихи Н.М. Рубцова -3 ч. |
|
||||||||||||||
7 |
|
|
Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Березы». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Строфы, рифма, описание березы. |
Знать главную мысль, понятия: эпитет, сравнение Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий |
УО |
|
||||||
8 |
|
|
Стихи о родине. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь». Главная мысль. Эпитеты, сравнения. |
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение». Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения, |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий. |
УО |
|
||||||
9 |
|
|
Обобщение по разделу "Стихи Н.М. Рубцова ". Урок обобщения и систематизации знаний |
Обобщение по изученным разделам. Отбор произведений по заданной теме – «О Родине» - из изученных произведений. |
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение». Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать |
учебно-организационные -владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом |
Тематический. |
Проверочная работа |
|
||||||
|
|
||||||||||||||
10 11 |
|
|
Произведения С.В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» Комбинированный урок |
Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста. |
Знать произведения С.В. Михалкова Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к героям произведений |
учебно-коммуникационные -пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов |
Текущий |
УО |
|
||||||
12 |
|
|
Басни С.В. Михалкова. С.В. Михалков «Зеркало» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» |
Знать понятия: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение Уметь читать басни, находить и комментировать части текста |
учебно-коммуникативные -составление плана текста -пересказ прочитанного текста |
Текущий. |
УО |
|
||||||
13 |
|
|
Слушание и работа с детскими книгами С.В.Михалкова. НРК Л. Лапцуй «Вавлевские камни». Восстание Вауле Пиеттомина. Урок обобщения и систематизации знаний
|
Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров произведений. Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал». |
Знать тему и жанр произведений Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения; пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация). |
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий. |
Самостоятельная работа |
|
||||||
Юмористические произведения -2 ч. |
|
||||||||||||||
14 |
|
|
Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов "Федина задача". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Юмористические произведения в детских газетах и журналах. Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора, выразительно читать диалог |
учебно-коммуникационные -пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов |
Текущий |
УО |
|
||||||
15 |
|
|
Юмористические стихи. И.Л. Гамазкова «Страдания». Комбинированный урок. |
Сравнение произведений И.Л. Гамазковой и Н. Н. Носова. Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки. |
Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой. Уметь выразительно читать стихотворение, выделять особенности юмористических рассказов (иронический тон, юмористические слова и выражения) |
учебно-информационные -нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) |
Текущий. |
УО |
|
||||||
Очерки – 4 ч. |
|
||||||||||||||
16 |
|
|
Очерки о Родине. И.С.Соколов -Микитов «Родина» НРК М. Анисимкова «Ваули»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). |
Знать тему произведения и авторскую позицию Уметь определять тему произведения и авторскую позицию |
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий |
УО |
|
||||||
17 |
|
|
Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина», Н.Шер "Картины-сказки" Комбинированный урок. |
Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) |
Знать основное содержание текста Уметь понимать основное содержание текста, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
учебно-коммуникационные -пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов |
Текущий. |
УО
|
|
||||||
18 |
|
|
Слушание и работа с книгами. Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты. Комбинированный урок. |
Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель». |
Знать основное содержание текста Уметь понимать основное содержание текста |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Тематический. |
Творческая работа |
|
||||||
19 |
|
|
Обобщение по разделу «Очерки». Урок обобщения и систематизации знаний. |
М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь». |
Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов, основное содержание Уметь работать самостоятельно; находить нужную информацию |
учебно-организационные -умение определять последовательность действия для решения учебной задачи |
Тематический. |
Проверочная работа |
|
||||||
Путешествия, приключения, фантастика – 5 ч. |
|
||||||||||||||
20 21 |
|
|
Н.П.Вагнер «Фея Фантаста», «Береза». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» |
Знать тему произведения, основную мысль, понятия: эпитеты, сравнения Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, находить эпитеты, сравнения |
учебно-информационные -выделять главные мысли текста |
Текущий |
УО |
|
||||||
22 |
|
|
Слушание и работа с детскими книгами. Н. П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов издания. Слушание сказки Н.П.Вагнера "Сказка". |
Знать основное содержание текста понимать основное содержание текста, работать с книгами для дополнительного чтения |
учебно-коммуникационные -пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов |
Текущий |
УО |
|
||||||
23 |
|
|
Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям). |
Знать книгу автора и его героя Уметь выявлять авторское и свое отношение к событиям, героям, фактам, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы) |
учебно-информационные -сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя |
Текущий |
УО |
|
||||||
24 |
|
|
Контрольная работа №3 (итоговая). Урок обобщения и систематизации знаний |
Выполнение заданий контрольной работы. Рубрика «Проверьте себя». |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
|
учебно-организационные -умение определять последовательность действия для решения учебной задачи |
Итоговый |
Комплексная разноуровневая контрольная работа |
|
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО