В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
«Бокситогорский
центр диагностики и консультирования»
«Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет »
(планирование)
Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна
Бокситогорск2013
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам:
· Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте.
· Формирование грамматически правильной речи.
· Развитие фонематического анализа и синтеза.
· Развитие связной речи
· Обучение грамоте.
Планирование
рассчитано на детей 6-7 лет
с лексико-грамматическим
недоразвитием речи.
Планирование
составлено на основе программы
«Программа обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи в подготовительной
группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева
.
Успешность
обучения детей в школе во многом зависит
от уровня овладения связной речью.
Восприятие и воспроизведение текстовых
учебных материалов, умение давать
развернутые ответы на вопросы,
самостоятельно излагать суждения —
все эти и другие учебные действия требуют
достаточного уровня развития детской
речи.
Развитие
связной речи формируется при составлении
описательного рассказа, рассказа по
картине, пересказ литературно —
художественных произведений, рассказа
по серии сюжетных картин… Особенностью
курса является направленность на
реализацию коррекционного
компонента
Тематические
планы составлены в форме таблицы с
выделением разделов: тема занятия;
задачи; коррекционный компонент;
словарная работа; планируемый
результат.
Актуальность
В
настоящее время проблема обучения и
воспитания детей дошкольного возраста
становиться особенно значимой. По
статистическим данным, только 10 %
новорожденных появляются на свет
абсолютно здоровыми. Остальные дети
имеют микроорганические поражения или
выраженную патологию. Отдельную категорию
составляют аномалии развития,
сопровождающиеся нарушением речи, что
влечет и отставания в развитии. Детям
с лексико-грамматическим недоразвитием
речи следует вовремя оказать помощь, к
началу обучения в школе, так как у детей
недостаточно сформированы основные
компоненты речи: её звуковая сторона,
лексико-грамматический строй, связная
речь. Отмечается ограниченность
словарного запаса, её качественная
неполноценность и наличие аграмматизмов.
Связная речь характеризуется
несформированностью умений и навыков
связно излагать свои мысли. Имеют место
подмены связного высказывания односложными
ответами на вопросы или разрозненными
нераспространёнными предложениями.
Логопед
поддерживает активный интерес детей к
художественно — литературным
произведениям; помогает детям научиться
осознавать поступки героев, проявлять
внимание к литературному языку, понимать
средства речевой выразительности.
ЗАДАЧИ
-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы
— отрабатывать
самостоятельное составление и описание
рассказа и пересказа литературных
произведений
— обучение детей связному
последовательному составлению рассказа
на наглядной основе; формировать у детей
активный зрительный и слуховой контроль
за составлением самостоятельного
высказывания;
— обучение детей
приемам планирования собственного
рассказа из опыта;
— развитие
диалогической формы речи,
—
совершенствование усвоение норм языка,
развитие лексико-грамматических
категорий, активизация и обогащение
словарного запаса детей.
-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.
Перспективный
тематический план занятий по
совершенствованию лексико-грамматических
представлений, развитию связной речи
у дошкольников 6-7 лет
1
период обучения(сентябрь-ноябрь),2
занятия в неделю, всего 22 занятия.
№ |
Темы занятий |
Цели |
часы |
1. |
|
Понимание
и уточнение и активизация словарного
запаса, развитие |
2 часа |
2. |
Звук А
|
Способствовать
развитию звуко-буквенного анализа,
фонематического слуха. |
2 часа |
3. |
|
Учить
определять первый звук в слове,
познакомить с согласными
звуками. |
2 часа |
4. |
П-Т-К |
Чёткое
произнесение звуков в слогах, словах,
анализ и синтез прямых слогов с
пройденными гласными. Звуковой анализ
слов. |
4 часа |
5. |
|
Уточнение
произношения звука О, выделение звука
с середины слова из ряда гласных. |
2 часа |
6 |
|
Уточнение
произношения согласных звуков,
определение места звука в слове. |
2 часа |
7 |
|
Определение
слов со звуками, гласного в середине
слова, |
5 часов |
8. |
|
Выделение
звуков из состава слова, деление слов
на слоги, |
3 часа |
|
2
период обучения |
21занятие-2 занятия в неделю |
|
9. |
|
|
8 часов |
10. |
|
Закрепление и практическое употребление слов в творительном падеже, работа над деформированным текстом, закрепление правильного произношения звуков, практическое знакомство с относительными прилагательными. Лексическая тема «Начало зимы. Зимняя одежда.» Предлоги –в, из. |
8 часов |
11. |
|
Развитие
слухового внимания. Анализ
предложений. |
5 часов |
|
3
период обучения |
23 занятия, 2 занятия в неделю |
|
12. |
|
Развитие
слухового внимания, навыков слитного
чтения. |
6 часов |
13. |
|
Лексическая
тема: « Весна» |
5 часов |
14. |
|
Повторение
о буквах и звуках, чтение текстов с
пройденными буквами. Лексическая тема
« Труд людей весной». |
6 часов |
15. |
|
Повторение
о буквах и звуках, чтение текстов с
пройденными буквами. |
6 часов |
Список
литературы:
1.
Нищева Н.В. «Система коррекционной
работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи.
Рекомендована к печати кафедрой логопедии
РГПУ им. А.И.Герцена» — СПб «Детство-Пресс,
2005.
2. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова
Т.В.и др. «Программы
дошкольных образовательных
учрежденийкомпенсирующего вида для
детей с нарушениями речи»-М.: Просвещение,
2008.
3. Филичева
Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе
детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада:
Пособие для студентов дефектологических
факультетов, практических работников
специальных учреждений, воспитателей
детских садов, родителей» — М.: Альфа,
1993
3.Смирнова
Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия
с детьми с общим недоразвитием речи:
пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез»,
2005.