Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березорядская основная общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
Согласовано: Утверждена приказом
Заместитель директора по УВР директора школы:
__________________________ __________________
«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.
Рабочая программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
6 класс, базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Разработала
Сорока Л. Н.,
учитель истории первой
квалификационной категории
с. Березовский Рядок
2013 год
Пояснительная записка
к рабочей программе по ОПК,
6 класс , 34 часа
Рабочая программа курса по основам православной культуры для 6 класса разработана на основе:
- 6 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год.
- УМК Бородиной А.В.
Объем учебной информации в параграфах большой, рабочая программа рассчитана на год: 6 класс с использованием базовой программы А.В. Бородиной. Учебник содержит основные понятия курса ОПК.
Программа рассчитана по 34 часа в 6 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.
Данный курс является одним из шести модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.
Рабочая программа обеспечивает изучение курса основы православной культуры в 6 классе. Программы соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования. Изучение данного курса раскрывает перед учащимися основные категории православной культуры и формирует у них толерантное отношение к различным вероисповеданиям и способствует пониманию межэтнических проблем.
Список используемой учебно-методической литературы.
Для учащихся:
1.Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие. 6 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2006.
Для учителей:
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Пособие для учителя. 6 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2006.
Цели курса:
- Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православной религиозной традиции, истории христианства, агиографии и религиозного искусства;
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
Задачи курса:
- сформировать знания обучающихся о православии и Священном Писании;
- познакомить с содержанием Евангелия и с основными сюжетами Ветхого Завета;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.
Курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. Содержание курса включает знаниевый и иллюстративный материал о православной культуре России и святынях мира. История православия в России рассматривается в единстве. Для успешного изучения курса необходимо строго соблюдать цели, задачи, методы и приёмы обучения.
Методы обучения:
- иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;
- беседа с закреплением материала в творческих работах;
- короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
- чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;
- анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
- работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
- уметь выделять особенности русской православной культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
знать/уметь:
термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).
Тематическое план курса ОПК в 6 классе
№ п/п |
Разделы, темы |
Рабочая программа (кол-во часов) |
1. |
Введение. Предмет истории религиозной культуры |
1 |
2 |
Тема 1. Что мы знаем о Православии |
6 |
3 |
Тема 2. Священное писание |
8 |
4 |
Тема 3. Храм – дом Божий |
7 |
5 |
Тема 4. Религиозное искусство |
10 |
6 |
Тема 5. Агиография |
2 |
|
|
Итого 34 часа |
Краткое содержание курса
Программа курса разбита на отдельные темы. В начале изучения курса проводится
вводный урок, где дается научное и религиозное объяснение мира, вводятся такие новые понятия, как атеизм, теология – 1 час.
Тема 1. «Что мы знаем о православии?» - 6 6часов. Роль православия в жизни российского общества, возникновение Православной церкви, истоки и традиции православного вероучения, источники знаний о Боге, появление первых христиан, крещение Руси.
Тема 2. «Священное Писание»- 8 часов. Сюжеты Ветхого и Нового завета.
Тема 3. «Храм – дом Божий» - 7 часов. Для чего строят храмы, откуда взят образ храма, древнее культовое зодчество на Руси, внутреннее устроение храма. Храмы –
святыни православного мира. Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «Религиозное искусство» - 10 часов. Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись на Руси. Иконография образа Богоматери. Мону-
ментальная живопись, символы православного искусства.
Тема 5. «Агиография» - 2 часа. Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского.
Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Основы православной культуры»
34 часа, 1 час в неделю.
Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры».
А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2006 г. 6 класс
Дата |
№ урока |
№ по теме |
Т Е М А У Р О К А |
№ Параграфа |
|
план |
факт |
||||
2-6.09 |
|
1 |
1 |
Вводный урок: Предмет истории религиозной культуры |
1 |
|
|
|
|
Тема 1. Что мы знаем о православии? (6 часов) |
|
9-13.09 |
|
2 |
1 |
Роль православия в жизни российского общества |
1.1 |
16-20.09 |
|
3 |
2 |
Возникновение христианства и Православной церкви |
1.2 |
23-27.09 |
|
4 |
3 |
Истоки и традиции православного вероучения |
1.3 |
30.09-4.10 |
|
5 |
4 |
Источники знаний о Боге |
1.4 |
7-11.10 |
|
6 |
5 |
Появление первых христиан на Руси |
1.5 |
14-18.10 |
|
7 |
6 |
Крещение Руси |
1.6 |
|
|
|
|
Тема 2. Священное писание (8 часов) |
|
21-25.10 |
|
8 |
1 |
О Библии |
2.1 |
28.10-1.11 |
|
9 |
2 |
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение |
2.2 |
11-15.11 |
|
10 |
3 |
Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы, испытание Авраама |
2.3 |
18-22.11 |
|
11 |
4 |
Ветхозаветные пророки |
2.4 |
25-29.11 |
|
12 |
5 |
Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа |
2.5 |
2-6.12 |
|
13 |
6 |
Чудеса и проповедь Иисуса Христа |
2.6 |
9-13.12 |
|
14 |
7 |
Страдание, смерть и Воскресение Иисуса Христа |
2.7 |
16-20.12 |
|
15 |
8 |
Евангельские события после Воскресения Спасителя |
2.8 |
|
|
|
|
Тема 3. Храм – дом Божий (7 часов) |
|
23-27.12 |
|
16 |
1 |
Для чего строят храмы? |
3.1 |
13-17.01 |
|
17 |
2 |
Откуда взят образ храма? |
3.2 |
20-24.01 |
|
18 |
3 |
Древнее культовое зодчество на Руси |
3.3 |
27-31.01 |
|
19 |
4 |
Внутреннее устроение храма |
3.4 |
3-7.02 |
|
20 |
5 |
Святыни-храмы православного мира |
3.5 |
10-14.02 |
|
21 |
6 |
Сорок сороков московских храмов |
3.6 |
17-21.02 |
|
22 |
7 |
Храмы Московского Кремля |
3.7 |
|
|
|
|
Тема 4. Религиозное искусство (10 часов) |
|
24-28.02 |
|
23 |
1 |
Религиозная тематика в искусстве |
4.1 |
3-7.03 |
|
24 |
2 |
Церковное искусство |
4.2 |
10-14.03 |
|
25 |
3 |
Иконопись на Руси |
4.3 |
17-21.03 |
|
26 |
4 |
Иконография образа Пресвятой Богородицы |
4.4 |
1-4.04 |
|
27 |
5 |
Чудотворная Владимирская икона Богоматери |
4.5 |
7-11.04 |
|
28 |
6 |
Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы |
4.6 |
14-18.04 |
|
29 |
7 |
Чудотворные иконы «Знамение» |
4.7 |
21-25.04 |
|
30 |
8 |
Почаевская и Державная иконы Божией Матери |
4.8 |
28.04-8.05 |
|
31 |
9 |
Монументальная живопись в православном храме |
4.9 |
12-16.05 |
|
32 |
10 |
Символы православного искусства |
4.10 |
|
|
|
|
Тема 5. Агиография (2 часа) |
|
19-23.05 |
|
33 |
1 |
Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского |
5.1 |
26-30.05 |
|
34 |
2 |
Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского |
5.2 |
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Рисование газетами как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Осваиваем обновленный ФГОС НОО. Формирование функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»