В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

П.И.Чайковский. Балет. Спящая красавица.Урок музыки Часть1. Спящая красавица

Файл прикреплен к материалу: П.И.Чайковский. Балет. Спящая красавица.
Получить подборку Войдите для скачивания файлов

П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица» Жизнь музыкальных образов в балете.


















Подготовила:

Серкова Надежда Викторовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ Кардымовская средняя

общеобразовательная школа»









Кардымово, 2013г.

П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица».

«Жизнь музыкальных образов в балете»

Первый урок


Тема: «Музыкальные образы в балете» (балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского)

Цель: сформировать представление детей о балете как синтетическом жанре музыкального искусства.

Задачи:

- познакомить с особенностями создания балетного спектакля;

- соотносить музыкальный и сценический портреты героев балета;

- искать пластическое выражение музыкальных образов балета;

- выявлять родство музыкальных образов произведений разных жанров, написанных одним композитором.

План урока:

1. Балет: специфика жанра, этапы создания балетного спектакля.

2. Музыкально-сценические образы двух фей из балета П.Чайковского «Спящая красавица»:

- слушание, пластическое интонирование, пантомима, художественное выражение музыкальных портретов феи Карабос и феи Сирени в балете П.Чайковского «Спящая красавица»;

- интонационный анализ тем двух фей;

- создание изобразительных портретов феи Карабос и феи Сирени в цвете и линиях;

- поиск стилевого сходства с пьесами «Мама» и «Баба Яга» из Детского альбома П.Чайковского.

3. Подбор вальса к сцене бала в балете.

- большой вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица»;

4. Просмотр и обсуждение балета в видеозаписи.






Ход урока:

1 блок. Как создается балет? Жанровая характеристика балета, особенности его создания и исполнения.

1.Приветствие: (на фоне музыки из балета «Спящая красавица»)

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам волшебный звонок!

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

`Друзья, поздравляю с началом урока!

У.: Чтобы отправиться в путешествие в прекрасную, волшебную страну музыки, нам нужно подготовиться: сосредоточиться, активизировать внимание, слух.

У.: А в какую область музыки мы отправимся? Вы узнаете, если разгадаете загадку:

С музыкой разной дружим мы с детства,

Жанров ненужных в музыке нет!

Самый загадочный и интересный,

Самый таинственный жанр (балет)

У: Прежде чем отправиться в удивительное путешествие, давайте вспомним, а что вы знаете о балете? (слайд 2)

У: Давайте обобщим наши ответы и выстроим их в такой диалог между девочками и мальчиками.

Девочки:

Расскажи ка мне, сосед,

Что ты знаешь про балет?

Мальчики: Там артисты все молчат,

не поют, не говорят

Девочки: Как узнать, что происходит?

Кто пришёл, а кто уходит?

Мальчики: Ты либретто прочитай,

содержание узнай!

Балет из танцев состоит,

из ямы музыка звучит!

Девочки: Что за яма, интересно?

Мальчики: Это яма для оркестра!

Солисты танцы исполняют,

кордебалет им помогает!

(Обобщая разнообразные ответы детей, учитель должен акцентировать их внимание на следующем:)

- как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Они действуют, думают, радуются, страдают. Но их чувства, мысли и действия раскрыты не с помощью слов, как в драме, а посредством музыки и танцевальных движений;

- кроме танца большую роль в балете играет пантомима (слайд 3) – немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима помогает развитию действия.

Таким образом, балет – это музыкально-театральный спектакль, в котором чувства и мысли героев, их действие, выражаются в музыке и танце. Создание балетного спектакля – процесс сложный и длительный.

Учитель задает детям вопрос:

- Кто участвует в создании балета?

(Дети в опоре на ранее полученные знания называют основных участников процесса создания балета, кратко характеризуют их вклад в создание спектакля.)

- Основным автором балета по праву считается композитор, но он приступает к работе после того, как готово либретто. (слайд 4) Либретто – литературная основа балета чаще всего пишется либреттистом на сюжет уже существующего литературного произведения или сочиняется специально. После того, как написана музыка, приступают к работе балетмейстер и художник. Задача художника – создание изобразительного ряда спектакля (декорации, костюмы, световое оформление и др.) во взаимодействии с костюмерами, парикмахерами, осветителями. Задача балетмейстера – сочинение танцевальной канвы спектакля – сольных и массовых танцев, сцен пантомимы и их разучивание с артистами балета. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с музыкантами: дирижером (уточняются темпы, характеры героев, акценты и пр.) и симфоническим оркестром. (Учителю следует помнить, что первый блок – вводный в тему, поэтому его прохождение должно быть быстрым. Более глубоко роль музыки в балете, ее связь с другими элементами спектакля будет раскрыта в ходе работы над сценами из балета П.Чайковского «Спящая красавица».)

Физ. минутка

Звучит по выбору учителя музыка из балета (например, Вальс цветов)

Σχθςελό χθςΰες ρςθυξςβξπενθε "Φβεςξκ".

Νεζνϋι μΰλενόκθι ασςξν,

Ρβεπνσς ςσγξ-ςσγξ ξν.

(Δεςθ οπθρεδΰώς θ "ηΰκπϋβΰώςρ".)

Ρξλνφε λσχ εμσ οπξςνες,

Θ ασςξν γβξηδθκξι ρςΰνες.

(Βρςΰώς νΰ νξρξχκθ θ βϋςγθβΰώς πσκθ ββεπυ.)

2 блок. Знакомство с жанром балета осуществляется на примере фрагментов музыки балета П.И.Чайковского «Спящая красавица». (Слайд 5)

Учитель сообщает детям, что они приступают к знакомству с героями балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», и предлагает им по названию балета определить – какое произведение послужило литературной основой балета Чайковского? Если учащиеся не знают одноименную сказку Шарля Перро, учитель сам сообщает им источник либретто.

(Слайд 6) – (На каждом ученическом компьютере установлен модуль ОМS. Они прослушивают через наушники «Вальс цветов». На проекторе клавишей ESC учитель выходит из показа слайдов и сворачивает рабочий экран на панель задач. Из рабочей папки к уроку включается видеофайл «Спящая красавица». И опять запускается режим презентации,) если существует такая возможность.

В сказке действуют две волшебницы: добрая и злая. (Слайд 7) Учитель просит детей предположить: какой будет музыка доброй волшебницы, а какой – злой феи? Учитель предлагает вспомнить такое произведение Чайковского, в котором содержались бы музыкальные портреты доброй и злой героинь, определить особенности музыкального воплощения характеров этих героинь. (выйти из режима слайдов и в рабочей папке прослушать файл Фея Сирени) После учитель предлагает послушать два музыкальных фрагмента балета и определить – какую волшебницу характеризует каждый из них.

(Прослушивание музыки Феи Сирени и Феи Карабос)

Учащиеся слушают по вариантам, музыку доброй (музыка плавная, степенная, светлая, нежная) и злой (музыка грубая, угловатая, мрачная, строится на резких скачках, неожиданных ударах, рваном движении) волшебниц. Так, интонация в теме феи Сирени звучит мягко, округло, нежно, а в теме Карабос – угрожающе (как бы «накручивая») злобно-наступательно.

Физ. минутка

Звучит по выбору учителя музыка из балета

На зарядке первый класс.

Мы присядем десять раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернемся вправо, влево,

Вновь работать будем смело.

Затем учитель предлагает детям по музыке придумать сценические портреты волшебниц: поимпровизировать их мимику, движения, жесты, предположить – какие у них будут костюмы и др. В качестве подсказки можно обратиться к слайдам, где даны изображения двух волшебниц. Затем учитель предлагает детям передать в цвете и линиях характер музыки волшебниц на заранее приготовленных листах с изображением Фей. (Прослушивание музыки Феи Сирени и Феи Карабос)

Учитель предлагает учащимся предположить: в какой последовательности прозвучат темы Фей? Учащиеся обосновывают свои варианты ответов и слушают целиком интродукцию к балету «Спящая красавица». Именно из сопоставления контрастных тем злой и доброй волшебниц рождается мысль этого произведения. Во-первых, добро и зло в жизни ходят рядом, а во-вторых, важна последовательность, в которой появляются эти темы: не злая после доброй, а добрая после злой, что предсказывает развитие конфликта – последнее слово остается за добром.

Включается (слайд 8).

У.:

Добро и зло, добро и зло -

непримиримые вовеки.

Добро и зло, добро и зло

есть в каждом человеке!

Идёт борьба внутри него-

хотите, не хотите ли, -

Но жизнь зависит от того,

Кто станет победителем!

У.: (Дом. задание по желанию) нарисовать фрагмент из балета, в котором бы отражалась идея борьбы добра со злом.

Подведение итога урока.

ИСТОЧНИКИ:



  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Музыка. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.

  2. Критская Е.Д. Методические рекомендации к уроку музыки в 1 классе. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» [Электронный ресурс]. – URL: http://video.ariom.ru/t/балет.html (дата обращения 21.01.2013г.)

  4. Фрагменты музыки из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» [Электронный ресурс]. – URL: http://deti-online.com/stati/spjashaja-krasavica-chaikovskii/ (дата обращения 21.01.2013г.)


8



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru