Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
для 11 класса
Составитель: Евтеева Елена Николаевна, учитель русского
языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык 11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне. Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. «Русский язык. 10-11 классы» и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
-
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.
-
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: «Русское слово», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: «Русское слово», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы.- М.: «ТИД Русское слово – РС», 2012.
-
Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2010 год.
Литература для учителя
-
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
-
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
-
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г..
4. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
5. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
6. Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.
-
Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
-
Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
-
С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
-
Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010.
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
-
Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
-
Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995.
-
Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999.
Литература для учащихся.
-
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
-
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988.
-
Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994.
-
Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
-
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
-
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.,1997.
-
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
-
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие дляобщеобразоват. учеб. заведений(10-11 кл.). – М., 1996.
-
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический
словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
-
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
-
CD-ROM . «Орфографический практикум».
-
CD-ROM . «Тесты по русскому языку».
-
Презентации уроков.
Требования
к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
-
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
-
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
-
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
-
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
-
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
-
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
-
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
|
Контрольные работы, диктанты, тесты, практикумы |
Развитие речи |
|||
1. |
Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии |
6 |
1 |
|
2. |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
|
3. |
Словосочетание |
3 |
|
|
4. |
Предложение. Простое предложение |
2 |
|
|
5. |
Простое осложнённое предложение |
16 |
3 |
|
6. |
Сложное предложение |
9 |
2 |
|
7. |
Предложения с чужой речью |
2 |
|
|
8. |
Употребление знаков препинания |
5 |
1 |
|
9. |
Культура речи |
7 |
|
|
10. |
Стилистика |
8 |
1 |
|
11. |
Подготовка к написанию части С на ЕГЭ |
5 |
|
3 |
12. |
Из истории русского языкознания |
1 |
|
|
13. |
Повторение |
5 |
3 |
|
Всего часов |
70 |
11 |
3 |
Содержание курса
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ГРАФИКЕ, ОРФОГРАФИИ И ОРФОЭПИИ (6 ч.)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (1ч.)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание(3 ч.)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение (18 ч.)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение (9 ч.)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью (2 ч.)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (5 ч.)
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 ч.)
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА (8 ч.)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ (1 ч.)
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
ПОВТОРЕНИЕ (10 ч.)
Контроль уровня обученности
В качестве контрольно-измерительных материалов используются тесты, вопросы и задания для комплексного анализа текста и диктанты из книг:
1. Александрова В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2003.
2. Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Сидорова Т.Л. Культура речи: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов на Дону, 2004.
Литература
-
Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд, 2003.
-
Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.
-
Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1987.
-
Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.
-
Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2000..
-
Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2001.
-
Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. : Экзамен, 2005.
-
Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2001.
-
Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий центр,2002.
-
Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис, 1996.
-
Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.
-
Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. – Курган, 2004.
-
Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 2002..
-
Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2005.
-
Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 1998.
Календарно-тематическое планирование
№ ур. |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||||
1. |
Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. |
Урок комплексного применения знаний |
Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения Правописание чередующихся гласных и согласных. Упр. 97,101 |
Развивать навыки связной монологической речи, совершенствовать артикуляционные умения. Фонетический разбор слова |
|
|
|
2-3 |
Повторение по теме «Морфемика и словообразование» |
Урок комплексного применения знаний |
Состав слова; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова и окончание; сущность и порядок морфемного и словообразовательного разбора Отработка орфографических навыков. Упр. 78 |
Морфемный и словообразовательный анализ слова |
|
|
|
4-5 |
Обобщающее повторение частей речи |
Урок комплексного применения знаний |
Самостоятельные и служебные части речи Совершенствовать навыки правописания некоторых частей речи. Упр. 310, 315 |
Совершенствовать умение опознавать части речи |
|
|
|
6 |
К/Р Диктант с грамматическим заданием «Повторение изученного» |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Проверка знаний, умений и навыков учащихся |
|
|
|
|
7 |
Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения |
Урок комплексного применения знаний |
Обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания. Упр. 327 |
|
|
|
|
8 |
Словосочетание как синтаксическая единица |
Урок комплексного применения знаний |
Словосочетание; типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания |
Порядок синтаксического разбора словосочетаний |
|
|
|
9 10 |
Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания |
Урок комплексного применения знаний |
Виды подчинительной связи в словосочетании. Упр. 328 |
Порядок синтаксического разбора словосочетаний |
|
|
|
11 |
Предложение как единица синтаксиса. Простое предложение. Виды предложений по структуре |
Урок комплексного применения знаний |
Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения Знаки препинания в конце предложения. Упр. 339, 343 |
Порядок синтаксического разбора предложений |
|
|
|
12 |
Постановка тире в простом предложении |
Урок комплексного применения знаний |
Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире, интонационное тире. Упр.346, 351 |
Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения |
|
|
|
13 |
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения |
Урок комплексного применения знаний |
Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова, вставные конструкции, сравнительные обороты Повторение орфографии и пунктуации. Упр. 359 |
Синтаксический разбор простого предложения, пунктуационный разбор предложений |
|
|
|
14 |
Предложение с однородными членами |
Урок комплексного применения знаний |
Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения. Упр. 363 |
Синтаксический разбор простого предложения |
|
|
|
15 |
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. |
Урок комплексного применения знаний |
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных: — неповторяющимися союзами — повторяющимися союзами; — двойными союзами. Упр. 372 |
Синтаксический разбор простого предложения |
|
|
|
16 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
Урок комплексного применения знаний |
Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах. Упр. 381 |
Синтаксический разбор простого предложения |
|
|
|
17 |
К/Р Готовимся к ЕГЭ. Тест. «Знаки препинания в простом предложении». |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Работа с тестами |
|
|
|
|
18 |
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. |
Урок комплексного применения знаний |
Обособленные члены предложения; обособленные определения. Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определении. Упр.383 |
Определение главного и зависимого слов при обособленных определениях |
|
|
|
19 |
Обособленные приложения. |
Урок комплексного применения знаний |
Приложения, обособление приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Упр.392 |
Анализ структуры простого предложения |
|
|
|
20 |
Обособленные обстоятельства и дополнения. |
Урок комплексного применения знаний |
Обстоятельства, дополнения, обособление. Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространенных обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях. Упр.399, 401 |
Анализ структуры простого предложения |
|
|
|
21 |
Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. |
Урок комплексного применения знаний |
Уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения, уточняющих членах предложения, пояснительных членах предложения. Упр. 406 |
Анализ структуры простого предложения |
|
|
|
22 |
Знаки препинания при сравнительных оборотах. |
Урок комплексного применения знаний |
Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительных оборотов. Знаки препинания при сравнительном обороте. Упр. 412 |
Условия выделения запятыми сравнительных оборотов |
|
|
|
23 |
Знаки препинания при обращениях. |
Урок комплексного применения знаний |
Грамматические конструкции, не являющиеся членами предложения. Обращения. Знаки препинания при обращениях. Упр. 415 |
Анализ структуры простого предложения |
|
|
|
24 |
Вводные слова и вставные конструкции. |
Урок комплексного применения знаний |
Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях. Упр. 426 |
Различение вводных слов и омонимичных им конструкций ' |
|
|
|
25 |
К/Р Готовимся к ЕГЭ. Тест. «Обособленные члены предложения». |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Работа с тестами. |
|
|
|
|
26 |
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. |
Урок комплексного применения знаний |
Междометия, утвердительные, отрицательные слова, вопросительно-восклицательные слова. Знаки препинания при словах указанной группы. Упр. 430 |
Анализ структуры простого предложения |
|
|
|
27 |
Повторение и обобщение. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений. Упр. 433 |
|
|
|
|
28 |
К/Р Диктант с грамматическим заданием «Обособленные члены предложения». |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Проверка навыков правописания и грамматических разборов |
|
|
|
|
29 |
Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
|
Сложные предложения, типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Упр. 437 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
|
|
|
30 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. |
Урок комплексного применения знаний |
Сложноподчиненные предложения; главная часть, часть придаточная, виды придаточных. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Упр. 448 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
|
|
|
31- 32 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. |
Урок комплексного применения знаний |
Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Упр. 454 |
Анализ структуры простого предложения |
|
|
|
33 |
К/Р Готовимся к ЕГЭ. Итоговый тест за 1 полугодие «Знаки препинания в простом и сложном предложении». |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Проверка навыков правописания и грамматических разборов |
|
|
|
|
34 |
Анализ ошибок. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
|
|
35-36 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
Урок комплексного применения знаний |
Бессоюзные сложные предложения, значение частей сложного бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Упр. 459 |
Анализ структуры сложного предложения |
|
|
|
37 |
Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац . |
Урок комплексного применения знаний |
Период. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. Упр. 470 |
Анализ структуры сложного предложения. Создание текста, отвечающего требованиям ССЦ |
|
|
|
38 |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. |
Урок комплексного применения знаний |
Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Знаки препинания при передаче чужой речи. Упр. 480 |
Прямая речь, диалог, единицы прямой речи |
|
|
|
39 |
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. |
Урок комплексного применения знаний |
Цитата, способы оформления цитат. Знаки препинания при цитатах. Упр. 481, 483 |
Анализ структуры сложного предложения |
|
|
|
40 |
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. |
Урок комплексного применения знаний |
Знаки препинания, сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Постановка факультативных знаков препинания. Упр. 488 |
Анализ структуры простого и сложного предложения. Пунктуационный анализ предложения |
|
|
|
41 |
Авторская пунктуация. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Авторские знаки препинания. Постановка авторских знаков препинания. Упр. 490 |
Анализ текста |
|
|
|
42 |
Обобщающий урок по теме «Знаки препинания при цитатах и прямой речи». |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений). Упр. 496 |
|
|
|
|
43 |
К/Р Диктант с грамматическим заданием «Знаки препинания в БСС». |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов |
|
|
|
|
44-45 |
Культура речи как раздел науки о языке. КР и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. . |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Нормы речи. Качества хорошей речи. Повторение орфографии и пунктуации. Упр. 517 |
Анализ текста |
|
|
|
46-47 |
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Нормы речи. Качества хорошей речи. Повторение орфографии и пунктуации. Д/з. Ознакомительное чтение. Составление тезисов |
Анализ текста |
|
|
|
48 |
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Нормы речи. Качества хорошей речи. Повторение орфографии и пунктуации. Д/з. Составление плана-конспекта |
Анализ текста |
|
|
|
49-50 |
Культура разговорной речи. Культура письменной речи. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Нормы речи. Качества хорошей речи. Повторение орфографии и пунктуации |
Анализ текста |
|
|
|
51- 52 |
Стилистика. Функциональные стили. Научный стиль. Информационная переработка текста. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Функциональные стили и их особенности. Научный стиль, жанры научного стиля. Написание терминов. Упр. 519, 520. Составление опорной схемы к упр. 519 |
Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана |
|
|
|
53 |
Официально-деловой стиль. Анализ текста. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры. Знаки препинания при обособлениях. Упр. 527 |
Правила написания деловых бумаг (составление заявления, доверенности и т.п.) |
|
|
|
54-55 |
Публицистический стиль. Анализ текста. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля. Повторение орфографии и пунктуации. Упр. 530, 531 |
Изучающее чтение. Составление тезисов. Работа со словарями |
|
|
|
56 |
Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля. |
Урок комплексного применения знаний |
Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь.. Повторение орфографии и пунктуации. Д/з. Анализ рассказа Зощенко, упр. 536 |
Изучающее чтение Составление тезисов |
|
|
|
57 |
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Текст. Признаки текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Повторение орфографии и пунктуации. Д/з. Анализ текста. |
Составление плана-конспекта |
|
|
|
58 |
К/Р Самостоятельный анализ предложенного текста. |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Определение стилистических особенностей текста. Повторение орфографии и пунктуации. Упр. 541 |
|
|
|
|
59- 60 |
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку. |
Урок комплексного применения знаний |
Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения. Повторение орфографии и пунктуации. Д/з. Анализ текста. |
Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение. |
|
|
|
61- 62 |
Р/Р Сочинение-рецензия по тексту (часть С). |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности. |
Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами СРЛЯ |
|
|
|
63 |
Р/Р Редактирование сочинения. |
Урок комплексного применения знаний |
Классификация ошибок. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
|
Приёмы редактирования текста |
|
|
|
64 |
Из истории русского языкознания. |
Урок комплексного применения знаний |
|
|
|
|
|
65 |
Повторение. Трудные случаи правописания и пунктуации. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания. Проверка орфографической грамотности. Упр. 142 |
Повторение закрепление навыков решения орфографических задач |
|
|
|
66 67 68 69 |
К/Р Тест. Подготовка к ЕГЭ. |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний. |
Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ |
|
|
|
|
70 |
Итоговый урок. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
|
График контрольных работ по русскому языку
на 20_-20_ учебный год
-
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
План
Факт
1.
К/Р Диктант с грамматическим заданием «Повторение изученного»
1
2.
К/Р Готовимся к ЕГЭ. Тест.«Знаки препинания в простом предложении»
1
3.
К/Р Готовимся к ЕГЭ. Тест.
«Обособленные члены предложения»
1
4.
К/Р Диктант с грамматическим заданием «Обособленные члены предложения»
1
5.
К/Р Готовимся к ЕГЭ. Итоговый тест за 1 полугодие «Знаки препинания в простом и сложном предложении»
2
6.
К/Р Диктант с грамматическим заданием «Знаки препинания в БСС»
1
7.
Р/Р Анализ текста
1
8.
Р/Р Сочинение-рецензия по тексту (часть С)
2
9.
Р/Р Редактирование сочинения
1
10.
К/Р Тест. Подготовка к ЕГЭ
3
ИТОГО
Диктанты -3
Тесты -7
РР -4
14
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «ФОП ДО: развитие социальных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
- Международный вебинар «Дистанционные обучающие предметные олимпиады как способ развития творческого потенциала учеников на основе информационно-коммуникационных технологий»