В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Путешествие в страну Фразеологию»


Конспект урока по русскому языку

Предмет: русский язык, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: «Путешествие в страну Фразеологию»

Продолжительность: 1 урок (45 мин)

Класс: 2 А класс

Технологии: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Аннотация:

Цель урока: знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (неделимыми) сочетаниями слов.

Задачи:

- учить употреблять и находить в речи фразеологизмы;

- отрабатывать навыки орфографического письма;

- расширять словарный запас учащихся;

- воспитывать культуру речи.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая

Методы и методические приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Подготовила учитель начальных классов Гостюшева Е. Ю.













Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося

Примечание

Время

I. Самоопределение к деятельности (Организационный этап)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка.

- Здравствуйте, дети! Закройте глаза и представьте себе, что мы все отправляемся на огромном паруснике в плавание по бескрайним просторам океана в волшебную страну Фразеологию. Я желаю вам выполнять все испытания без сучка без задоринки, быть в курсе всех событий, держать ухо востро, быть начеку, и в скором времени мы доберемся до цели. Итак, в добрый путь!


Записывают число, классная работа






Слайд 2

2 мин.

II. Актуализация знаний


1. Чистописание
















2. Взаимопроверка








3. Словарно-орфографическая работа




















4. Списывание.



- Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.…. Мы прибываем в порт чистописания.

- Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно, разгадав ребусы 40 а, сжжж, 100 янка,

- Чем похожи и чем отличаются слова?

- С помощью какой буквы начинаются все эти слова?

- Найдите закономерность и продолжите ряд: са сб св…

- Надеюсь, что вы будете писать красиво буквы и соединения, чтобы написанное вами всегда было приятно читать любому.


- Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения последнего задания. Если выполнено верно, то поставьте соседу +

- У кого все правильно?

– Молодцы!

- Вот уже мы подплываем к острову Словарного слова.


- Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

- Почему собаку сравнивают с замком?

- Что означает слово “собака”?

- Какую букву надо запомнить в написании этого слова?

Историческая справка

В древнерусском языке были слова “пёс”. Слово собака пришло позднее из иранских языков.

- Когда так говорят: «Собака – верный друг человека».

- Подберите однокоренные слова.

- Какая бывает собака?



Разгадывают ребусы, общее в словах (имена существительные, в единственном числе, нарицательные), отличие (стоянка -неодушевлённое сущ.), называют букву с.

Прописывают в воздухе строчную букву с, затем в тетради до конца строки, на второй строке продолжают ряд, вспоминают алфавит.


Осуществляют взаимопроверку в парах, оценивают, поднимают руку, у кого +






Отгадывают загадку (собака)

Дети объясняют смысл пословицы.

Собачка, собачонка, собачатник, собачник, собачий

Варианты ответов (большая, маленькая, красивая, хорошая, умная, злая, дворовая, породистая, служебная, охотничья, комнатная, цепная, бездомная …)

Списывают пословицу.




Слайд 3,4
































Слайд 5




























10 мин.


































































III. Постановка учебной цели.



1. Определение темы и целей урока












2. Микровывод





3. Знакомство со словарями













4. Этимология слова «фразеология». Микровывод.














IV. Работа по теме урока


1. Первичное закрепление. (Работа по учебнику)






2. Самопроверка





3. Упражнение для глаз







4. Физкультминутка













3. Применение всех знаний по пройденной теме.


«Это интересно»





Игра «Узнай фразеологизм»






Игра «Собери по три»






Игра «Фразеологический зверинец»

















Выполнение теста

(групповая работа)















V. Итог урока (рефлексия)




































Домашнее задание



- Ребята, к нам приплыла бутылка с посланиями.

- Прочитайте выражения из бутылки: «устал как собака», «как кошка с собакой», «Вот где собака зарыта!» - - Когда так говорят? Что это за выражения?

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

- Какова тема нашего урока?

- Наша задача на уроке - научиться находить фразеологизмы в речи и правильно употреблять их.





Вывод: фразеологизмы - устойчивые (неделимые) сочетания слов.




- Ребята, наш корабль остановился у причала словарей.

– Прочитайте, что в руках у смайлика?

– Как вы думаете, с каким словарем мы сегодня будем работать?
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

- И вот мы в волшебной стране Фразеология, где живут фразеологизмы. Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов. Phrasis + logo. Phrasis (фразис) – «выражение». Logos (логос) – понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение.

- Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом.



- Наше путешествие продолжается!- Откройте учебник, найдите упражнение 270.

- Всем понятно, что нужно делать?

- Кому задание понятно, приступайте к выполнению.

- Задание выполнили? Проверьте себя!



- Мы продолжаем наше путешествие. Кто всё написал, смотрит на доску, буква «о» похожа на штурвал корабля.

- Следите за направлением штурвала.


- Полундра! Имена существительные за бортом!

- Чтобы спасти их, нам понадобится спасательный круг и наши знания.

- Давайте «ловить» имена существительные. Если я назову имя существительное мужского рода, мальчики приседают, если женского рода – девочки подпрыгивают, если среднего рода – все хлопают.

- Молодцы!



- В стране Фразеология жители очень любят играть с фразеологизмами. Не будем ждать у моря погоды. Давайте и мы немного поиграем.

- Мальчики угадывают значение фразеологизма «бить баклуши», а девочки расскажут о фразеологизме «у чёрта на куличках».


- Поиграем в игру “Узнай фразеологизм”

- Я буду показывать картинку, а вы должны узнать фразеологизм и определить его значение.



- Поиграем в игру “Собери по три”

- К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.

- Вспомним, что такое синонимы и антонимы.




- Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.




Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

- Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.

- Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. Подберем нужные слова-картинки.

- Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.


- Ребята, делу время, а потехе-час! Всему свое время! Пора нам и в путь отправляться!

- Но пока мы играли, на нашем пути встала скала одного теста, которую мы должны пройти, разгадав задания!

- Выполните данный тест в парах, ни пуха, ни пера! Этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.


- Поднять паруса! Вдали видна Земля Знаний.

С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней.

Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.

По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле знаний.

Жители страны прощаются с вами, и я предлагаю на прощание сыграть в игру хлопки (если верно, хлопаем)

- Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов.

- Фразеология - это наука о синонимах.

- Фразеологизм «бок о бок» означает совсем близко, рядом.

- Фразеологизм «не вешай нос» означает работай быстро..

- Все сегодня работали активно, слушали внимательно, все молодцы!

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

– Зачитайте. Объясните.

- Запишите домашнее задание.

- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.

– Спасибо за урок!

Ученики выдвигают свои версии и проверяют их.

«устал как собака» (сильно устал), «как кошка с собакой» (живут недружно, постоянно ссорясь), «Вот где собака зарыта! (вот в чем причина!)»

Это фразеологизмы (устойчивые сочетания слов)





Дети знакомятся с фразеологическим словарем русского языка, со школьным ФСРЯ, с детским ФСРЯ, веселым ФСРЯ









































Движение глазами.








(Учитель диктует слова: дождь, небо, книга, солнце, стол, яблоко, рябина, труд, огурец, платье, школа)







Знакомятся со значением и происхождением данных фразеологизмов


- Учитель демонстрирует рисунок фразеологизма, дети называют его и угадывают его значение.




Дети выстраивают ряды: фразеологизм-синоним-антоним. Вспоминают синонимы, антонимы.


Дети подбирают слова-картинки.


















Работают в парах, выполняя тест на карточках.











































Дети записывают один фразеологизм, зачитывают. Объясняют.




Придумать рассказ с фразеологизмами.

Слайд 6






















Слайд 7















Слайд 8

















Слайд 9

















Слайд 10









Слайд 13













Слайд 11, 12









Слайд 14, 15, 16






Слайд 17








Слайд 18



















Слайд 19















Слайд 20


























Слайд 21, 22

8 мин.





















































20 мин.
































































































5 мин.

























Список литературы

1. «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова. М., 1987г

2. «Работа со словарными словами. Занимательные материалы» Т. М. Анохина

3. «Учиться на пятёрки по русскому языку. Как?» С. Н. Костромина

4. «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения» С. А. Есенина

5. Учебник «Русский язык 2 класс» Н. В. Нечаева

Используемые ресурсы

Корабль http://tarodux.narod.ru/anim/tarodux-ship17.gif


Волна http://tarodux.narod.ru/anim/tarodux-ship11.gif


Остров http://animo2.ucoz.ru/_ph/44/1/107181782.jpg


Штурвалhttp://media3.picsearch.com/is?VYTDx9DAgAklZTFvPRpetFSqRme5W6Tv7lbF2Qot

JT4


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров