Рабочая программа по курсу «Русский язык»
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа соответствует:
-
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях;
-
примерной программе начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);
-
авторской программе по русскому языку для четырехлетней начальной школы в Образовательной системе «Планета знаний», авторы Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, Издательство «астрель», 2011 г.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Содержание обучения.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 ч)
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений (30 ч)
Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения) (20 ч)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я, н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол (16 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание (3 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
Цели и задачи.
-
Цель:
-
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
-
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Задачи:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Место предмета.
На изучение курса «Русский язык» в4 классе отводится:
всего: 136 часов в учебный год (4 часа в неделю)
в том числе: на проведение уроков контрольной работы – 12 часов
(диктант – 9, списывание – 2, изложение – 1)
Результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
-
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
-
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
-
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
-
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
-
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
-
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
-
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
-
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
-
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
-
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
-
применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
-
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
-
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
-
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
-
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
-
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
-
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
-
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
-
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
-
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
-
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
-
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
-
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
-
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
-
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
-
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
-
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
-
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
-
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
-
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
-
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
-
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
-
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
-
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
-
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
-
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
-
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
-
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
-
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
-
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
-
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
-
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
владеть диалоговой формой речи;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
-
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Список учебно-методического обеспечения.
Для реализации программного содержания используются:
Учебник «Русский язык» для 4 класса в двух частях /Л. Я. Желтовская, О.Б.Калинина – Издательство «Астрель», 2011.
Рабочие тетради по русскому языку № 1, 2 / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина -
Издательство «Астрель», 2012
Методическое пособие «Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» /Л. Я. Желтовская - Издательство «Астрель», 2011.
В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема урока |
Цель урока |
Основ. понятия |
Слов. слова |
Стр. раб. Тетр. |
Д/з |
||
Общаемся устно и письменно (6 часов) |
|||||||||
1 |
|
Вспоминаем качества русской речи с.6-9 |
Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка Знать, что ударение может быть постоянным и подвижным; иногда ударение может переноситься на предлоги. Уметь сочинять свою "рекламу"; записывать стихотворение по памяти; составлять и записывать предложения; различать слова "стрЕлки" - "стрелкИ", "бЕлки - белкИ"; задавать вопросы к словам |
Общение Тема Главная мысль текста Дикция Звукопись Скороговорка Громкость Ритм Свойства ударения
|
темп [тэ] творог и творог недуг пациент [цыэ] |
с.3 упр.1 с.4 упр.2-3 |
Упр11 |
||
2. |
|
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма с.10-12 |
Уметь определять время глаголов; расставлять ударение в глагольных формах; находить безударные гласные в корне; пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи |
Культура речи — соблюдение норм, правильность речи Орфограмма Орфографическая задача |
важен важна важно важны и важны начать Желтый Багровый багряный |
с.4-5 с.6 упр.1-2 |
Упр.20 |
||
3 |
|
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма с.13-15 |
Уметь находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; определять род и число имен прилагательных; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы |
синонимы |
Молочный Молочник молочница |
с.6 упр.3 |
Упр.25 |
||
4 |
|
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма с.16-19 |
уметь правильно произносить слова с буквосочетаниями чн, ЧС, находить подлежащее и сказуемое, выписывать из текста имена прилагательные, подбирать синонимы, озаглавливать текст, объяснять изученные орфограммы |
|
дрессировать яичница, яичный шинель стадион вдруг дрессировщик |
с.7 упр.4 с.8 упр.5 |
упр.36 |
||
5 |
|
Входной диктант №1 по теме «Повторение изученного в 3 классе» |
Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
словарные слова |
||
6 |
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Общаемся устно и письменно» с.20-21 |
Уметь выполнять работу над ошибками, уметь правильно писать слова из словаря с двойными согласными, записывать слова в алфавитном порядке, писать текст под диктовку, работать с деформированным предложением, подчеркивать главные члены предложения. |
|
грипп |
с.8 упр.6-7 |
упр.39 |
||
В устной речи интонация, а в письменной пунктуация (17 часов) |
|||||||||
7 |
|
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение с.22-23 |
Знать, что интонация - звуковое средство языка. Уметь на слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений; находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предл. |
интонация пауза |
кристалл кристаллик кристаллический |
с.9 упр.9 |
упр.44 |
||
8 |
|
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение с.24-27 |
уметь сравнивать предложения по интонации и по цели высказывания, выписывать предложения по группам по интонации, подчеркивать знаки препинания в конце предложения. |
высота голосового тона. Интонация конца предложения Пауза Тон Знаки препинания Диалог Реплики |
юбилей юбиляр юбилейный |
|
упр. 51 |
||
9 |
|
Уточняем смысл высказывания с.28-29 |
Знать о том, что в устной речи в предложении смысловые части отделяются друг от друга смысловой паузой, а на письме - знаком тире или запятой и союзом а, но при противопоставлении. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении |
логическое ударение смысловая пауза тире |
дельфин воскресенье интервью [тэ] досуг тире [рэ] |
|
упр. 63 |
||
10 |
|
Уточняем смысл высказывания с.30-31 |
|
упр.68 |
|||||
11 |
|
Выделяем этикетные слова и фразы с.32-33 |
Знать понятия "этикет", "речевой этикет". Уметь выделять этикетные слова и фразы; подчеркивать и объяснять знаки препинания; выполнять интонационные пометы (паузы, логическое ударение); определять основную мысль текста; составлять словарик из этикетных фраз; читать по ролям |
Речевой этикет Обращение |
|
|
упр.72 |
||
12 |
|
Употребляем знаки препинания с.34-35 |
Уметь писать под диктовку; объяснять пословицу "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"; работать с этимологическим словарем; писать под диктовку; выполнять звукобуквенный разбор слов |
однородные члены предложения |
досуг |
|
упр.77 |
||
13 |
|
Обобщение по теме « В устной речи интонация а в письменной пунктуация» с.36-37 |
уметь правильно произносить слова, записывать словарные слова, вставляя пропущенные буквы, работать с текстом, находить и объяснять изученные орфограммы, писать по памяти, под диктовку |
|
калач калачный |
|
упр.86 |
||
14 |
|
Проверочная работа с.38 |
знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении |
|
|
|
словарные слова |
||
15 |
|
Работа над ошибками с.39 |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
упр.4 |
||
16 |
|
Диктант №2 по теме «В устной речи интонация а в письменной пунктуация» |
знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
словарные слова |
||
17 |
|
Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне с.40 упр.1,2,3 |
уметь выполнять работу над ошибками, уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи, подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне |
|
|
|
упр.4 с.40 |
||
18 |
|
Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: парные и непроизносимые согласные в корне с.40-41 упр. 4-7 |
уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи, подбирать проверочные слова к парным и непроизносимым согласным в корне |
|
|
|
с.41 упр.6 |
||
19 |
|
Употребление мягкого и твердого знаков с.41-42 упр. 8-9 |
Знать, что твердый разделительный знак пишется сразу после приставки, а разделительный мягкий знак - в корне. Уметь определять род имен существительных; правильно писать слова с твердым и мягким знаками; делить слова на группы в зависимости от типа орфограммы |
|
|
|
с.41 упр.8 |
||
20 |
|
Употребление гласных в родовых окончаниях с.42 упр.10-11 |
Уметь вставлять гласные в родовые окончания имен прилагательных; находить ударные и безударные окончания; определять род имен прилагательных |
|
|
|
с.42 упр.11 |
||
21 |
|
Употребление знаков препинания с.43 |
Уметь расставлять знаки препинания в тексте; подчеркивать и объяснять изученные орфограммы |
|
|
|
с.43упр.15 |
||
22 |
|
Мастерская слова. Сочинение «Летние каникулы» с.44 |
Уметь письменно пересказывать текст; определять количество смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора |
создание небольшого текста |
|
|
словарные слова |
||
23 |
|
Мастерская слова. Пишем поздравления. Анализ и редактирование текста. с.45 |
Уметь составлять текст поздравления; анализировать тексты-поздравления сверстников |
эпистолярный жанр |
|
|
|
||
Анализируем и строим предложения (24 часов) |
|||||||||
24 |
|
главные и второстепенные члены предложения с.48-49 |
Знать о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица - подлежащего. Уметь находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания; производить разбор словосочетаний; производить разбор предложения; уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней; выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста; правильно писать частицу не с глаголами |
синтаксис синтаксические конструкции |
|
|
упр.91 |
||
25 |
|
Части речи и члены предложения с.50-51 |
Уметь определять части речи; составлять схему предложения; составлять предложения по данным схемам; анализировать строение предложений; определять части речи; озаглавливать текст |
|
|
|
упр.97 |
||
26 |
|
Формы изменения и правописания глаголов. Неопределенная форма глаголов. с.52-53 |
Знать признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма. Уметь находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки; делить глаголы на группы по вопросам (что делать? что сделать?); составлять словосочетания с данными глаголами |
|
|
|
упр.104 |
||
27 |
|
Времена глаголов. Глаголы в прошедшем времени. с.54-55 |
Знать, что глаголы изменяются по временам. Уметь образовывать возможные формы от данных глаголов; приводить примеры глаголов в прошедшем времени; выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени; восстанавливать связь слов в текстах; подчеркивать безударные гласные перед суффиксом -л-; составлять схему предложения |
Начальная форма глагола Глагольные суффиксы -л-, -а/я/- |
|
|
упр.109 |
||
28 |
|
Формы глаголов в настоящем и будущем времени. с.56-57 |
Знать, что сложная форма будущего времени состоит из двух частей: форм глагола "быть" и неопределенной формы. Уметь определять разницу в значениях форм глаголов настоящего и будущего времени; образовывать сложную форму будущего времени; отличать сложную форму будущего времени глаголов от сказуемых, в состав которых ходят два слова, одно из которых - неопределенная форма глагола |
|
|
|
упр.116 |
||
29 |
|
спряжение глаголов. 1 2 спряжения с.58-59 |
Знать, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Уметь определять спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять лицо и число глагола; сравнивать написание безударных и ударных личных окончаний глаголов; правильно употреблять глаголы "класть" и "положить" |
спряжение личные окончания |
|
|
упр.122 |
||
30 |
|
спряжение глаголов. 1 2 спряжения с.60-61 |
Уметь правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжений в формах будущего времени; делить глаголы на группы по типу спряжения; выделять окончания в глаголах 2-го лица единственного числа; объяснять изученные орфограммы; находить обращения в тексте |
спряжение личные окончания |
великан увеличить класть положить |
|
упр.127 |
||
31 |
|
Диктант №3 по теме «Анализируем и строим предложения» |
знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
словарные слова |
||
32 |
|
Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в глаголах. с.62-63 |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
упр.132 |
||
Знать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Уметь определять формы глаголов; объяснять смысл пословиц; указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу; образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа; выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения; находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов; образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры; работать с деформированным предложением |
Повелительная форма глагола омофоры |
|
|
|
|||||
33 |
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах. с.64-65 |
|
|
упр.140 |
||||
34 |
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах. с.66-67 |
|
|
упр.147 |
||||
35 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов с.68-70 |
Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжение глаголов; подбирать пропущенные в тексте глаголы; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы "решать", "решить"; решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов; образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени; писать под диктовку пословицы, объяснять их смысл; производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения; правильно писать личные окончания глаголов; составлять по рисункам предложения, используя глаголы в форме 3-го лица множественного числа; составлять и записывать словосочетания, называющие действия и орудия этих действий; выделять личные окончания глаголов |
|
|
|
упр.152 |
||
36 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов с. 71-73 |
|
топор путешествие слева справа банты |
|
упр.160 |
|||
|
|
|
|
||||||
37 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов с.74-75 |
Уметь записывать слова из словаря в алфавитном порядке; подбирать однокоренные глаголы; указывать спряжение глаголов; составлять словосочетания и предложения с глаголами; спрягать глагол «путешествовать»; подбирать проверочньие слова Знать глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов; выделять приставки в глаголах; допи- сьивать предложения; спрягать глаголы «гнать», «видеть»; выделять личные окончания; выполнять словообразовательный разбор слов |
|
путешествие путешествовать путешественник |
|
упр. 171 |
||
38 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов с.76-78 |
|
|
|
упр.176 |
|||
39 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов с.79-81 |
Уметь подбирать глаголы-синонимы; находить чередование согласных в корне (ч//г//ж, ч//к); изменять по лицам глаголы «жечь», «течь»; записывать предложения, употребляя в нужном лице глаголы из скобок; объяснять фразеологизмы и пословицы; выделять безударные личные окончания глаголов; подбирать проверочные слова; производить синтаксический разбор; образовывать глаголы с данными приставками |
|
квартал квартальный бант |
|
упр.190 |
||
40 |
|
Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) с.82-83 |
Уметь изменять глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных; выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; подчеркивать главные члены предложения; указывать спряжение глагола; находить возвратные глаголы |
|
хочет хотим |
|
упр.197 |
||
41 |
|
Глаголы – сказуемые в побудительных и других предложениях с.84-85 |
Уметь определять предложения по цели высказывания; выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу; выделять в тексте вежливые (этикетные) слова |
|
|
|
упр.203 |
||
42 |
|
Контрольное списывание. |
знать изученные орфограммы. Уметь писать текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
повторить падежи |
||
43 |
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения» с.87 |
уметь выполнять работу над ошибками, записывать стихотворение по памяти., указывать род, число, лицо, спряжение, производить синтаксический разбор предложения |
|
|
|
с. 87 упр.5 |
||
44 |
|
Проверочная работа. с.86 |
знать изученные орфограммы. Уметь вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении |
|
|
|
повторить падежи |
||
45 |
|
Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени. с.88-89 |
уметь выполнять работу над ошибками. Уметь правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени; записывать глаголы, употребляя их в 1-м лице множественного числа; правилыно писать личные окончания глаголов |
|
|
|
упр.6 с.89 |
||
46 |
|
Мастерская слова. Составление текста « На опушке леса». с.90 упр.1 |
Уметь письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст; озаглавливать текст; выделять приставки |
создание небольшого текста |
|
|
|
||
47 |
|
Мастерская слова. Рассказы о русской природе. с.90-91 упр.3 |
Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки |
|
|
|
упр.5 |
||
Развертываем, распространяем мысли (16 часа) |
|||||||||
48 |
|
Используем второстепенные члены предложения с.94-95 |
уметь различать простые и сложные предложения, находить главные члены предложения |
|
|
|
упр.208 |
||
49 |
|
Падежные формы склоняемых частей речи с.96-98 |
уметь правильно склонять разные части речи, что именительный падеж является начальной формой склоняемых частей, что глаголы спрягаются, существительные склоняются |
склонение спряжение |
|
|
упр.216 |
||
50 |
|
Падежные формы склоняемых частей речи с. 99-101 |
|
|
упр.228 |
||||
51 |
|
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые. с.102-104 |
Знать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов "и", "да", "также". Уметь различать простые и сложные предложения; находить главные члены предложения |
Однородные члены предложения Схема О, О, О Перечислительная интонация Соединительный союз и Противительные союзы а, но, да Одиночные и повторяющиеся союзы |
|
|
упр.233 |
||
52 |
|
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые. с. 105-107 |
Иметь представление о распространенных предложениях. Уметь писать текст по памяти; составлять предложения с однородными членами по схеме; правильно произносить слова; подбирать проверочные слова; составлять схему предложения с однородными членами |
калина коллекция коллекционер хобби |
|
упр.237 |
|||
53 |
|
Однородные второстепенные члены предложения. с.108-109 |
Знать, что однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому второстепенному члену. Уметь сравнивать предложения по составу; объяснять постановку занятых в предложении с однородными членами |
|
сирень сиреневый |
|
упр.249 |
||
54 |
|
Однородные второстепенные члены предложения. с.110-111 |
Уметь писать по памяти; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы; составлять схемы предложения |
|
август августовский и августовский изморозь изморось каморка |
|
упр.255 |
||
55 |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения с.112-115 |
Знать, что изучает раздел языка «Пунктуация». Уметь работать по памятке; вставлять пропущенные знаки препинания; выполнять синтаксический разбор предложения; подчеркивать главные члены предложения; составлять небольшой текст для диктанта; выделять личные окончания глаголов |
простые и сложные предложения пунктуационная задача |
саквояж корзина чемодан чемоданное искусство искусственный искусный |
|
упр.265 |
||
56 |
|
строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) с.116-119 |
Знать, что тексты отличаются
друг от друга по своей речевой задаче
(цели высказывания), по основной мысли,
по строению. |
повествование, описание, рассуждение |
однажды вдруг издалека вблизи вверх вниз |
|
упр.270 |
||
57 |
|
Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли» с.121 |
Уметь выписывать предложения с однородными членами; составлять схему предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; выделять приставки и корни; расставлять знаки препинания |
|
|
|
упр.5 с.121 |
||
58 |
|
Диктант №4 по теме «Развертываем, распространяем мысли» |
знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
словарные слова |
||
59 |
|
Работа над ошибками. |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
р.т. |
||
60 |
|
Проверочная работа. с.120 |
знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении |
|
|
|
повторить правила |
||
61 |
|
Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения. с.122-123 |
уметь выполнять работу над ошибками Уметь расставлять занятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; записывать предложения в логической последовательности, расставляя знаки препинания; строить схему предложения |
|
|
|
р.т. |
||
62 |
|
Мастерская слова. Изложение «Переправа» с.124 |
Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста; отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение |
создание небольшого текста |
|
|
повторить правила |
||
63 |
|
Работа над ошибками. Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия «Тайна русских слов» с.126-127 |
уметь выполнять работу над ошибками ,уметь составлять статью для проекта, выбирать тему проекта, обсуждать какие разделы могут быть в сборнике. |
|
|
|
Проект «Детская энциклопедия «Тайна русских слов» |
||
Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (44 часа) |
|||||||||
64 |
|
Вспоминаем части речи. с.6-7 (2 часть) |
Знать изученные части речи.
Иметь представление об использовании
в речи союзов «как», «точно», «словно».
|
|
искра искринка и искринка искристый и искристый искрится и искрится |
|
упр.4 |
||
65 |
|
Связь слов в предложениях. с.8-9 |
Уметь устанавливать связь слов в предложении; выписывать из текста пары слов, которые сочетаются между собой в форме множественного числа; распространять предложения; указывать части речи и члены предложения; составлять предложения из данных слов |
наречие имя числительное |
вокруг |
|
упр.9 |
||
66 |
|
изменение частей речи по числам и родам. с.10-13 |
Знать, что по числам изменяются
имена существительные, имена
прилагательные и глаголы. |
значение рода имен сущест. |
тренеры шоферы тюль (м.р.) нет тюля шампунь (м.р.) нет шампуня |
|
упр.16 |
||
67 |
|
Имеют ли личные местоимения значения рода и числа? с.14-15 |
Знать личные местоимения, что значение рода имеют только местоимения 3-го лица единственного числа. Уметь указывать род у местоимений 3-го лица; определять члены предложения; изменять местоимения по числам |
склонение личных местоимений |
какао, метро, кино –ср.р. кофе – м.р. допустимо – ср.р. |
|
упр.29 |
||
68 |
|
Спряжение и склонение. с.16-18 |
Уметь обобщать сведения о глаголе по плану; делить на группы; составлять с глаголами-синонимами предложения, употребив их в форме прошедшего времени множественного числа; объяснять изученные орфограммы |
спряжение глаголов |
|
|
упр.33 |
||
69 |
|
Спряжение и склонение. с.19-21 |
Уметь заканчивать мысли, выраженные в предложении; указывать спряжение глагола; спрягать глаголы; оформлять правильно текст при списывании; указывать члены предложения |
склоняемые части речи |
|
|
упр.44 |
||
70 |
|
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. с.22-23 |
Знать, что имена существительные в одном и том же падеже могут иметь разные окончания. Уметь определять спряжение глаголов; определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; вставлять пропущенные буквы; выделять окончания |
|
|
|
упр.54 с.24 |
||
71 |
|
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. с.24-25 |
Знать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь дополнять таблицу "Родовые окончания имен существительных"; записывать словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании; записывать имена существительные в нужном падеже |
|
кастрюля акварель |
|
упр.58 |
||
72 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. с.26-29 |
Уметь склонять существительные единственного числа; выделять окончание; ставить в словах знак ударения; указывать склонение; составлять словосочетания; записывая зависимые слова в творительном падеже; объяснять написание собственных слов |
|
дятел берлога |
|
упр.66 |
||
73 |
|
Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе. с.30-33 |
Знать, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окончаниях пишется е. Уметь употреблять слова "туфля", "автомобиль", "председатель" в формах Д.п., П.п., Т.п., указывать главные и зависимые слова в словосочетании; выделять окончания имен существительных; объяснять изученные орфограммы; указывать падеж и склонение имен существительных; решать орфографическую задачу |
|
cтепи и степи (Р.п.) печи и печи |
|
упр.80 |
||
74 |
|
Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе. с.34-36 |
Уметь записывать текст, употребляя слова в нужном падеже; выделять корни в однокоренных словах; образовывать формы творительного и предложного падежей; писать под диктовку, по памяти; расставлять запятые |
|
председатель председательствовать |
|
упр.86 |
||
75 |
|
Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе. с. 37-39 |
Уметь сопоставлять падежные окончания имен существительных во множественном числе с окончаниями склонения этих существительных в единственном числе; сопоставлять значения слов; объяснять изученные орфограммы |
|
экскурсия электростанция расстояние театр балкон билет спектакль |
|
упр. 99 |
||
76 |
|
Безударные падежные окончания имен существительных во мн. числе. с.40-43 |
Уметь дополнять схему; указывать число, падеж имен существительных; подбирать проверочные слова; объяснять пословицы Уметь склонять существительные в единственном и во множественном числе; пользоваться словарями; вставлять пропущенные буквы; подбирать синонимы к слову "доблесть"; расшифровывать сложносокращенные слова и записывать словосочетания |
|
олимпиада соревнование медаль |
|
упр.106 |
||
77 |
|
Безударные падежные окончания имен существительных во мн. числе. с.44-45 |
Уметь склонять существительные в единственном и во множественном числе; пользоваться словарями; вставлять пропущенные буквыупр. |
|
килограммов тротуар простынь и простыней |
|
упр. 119 |
||
78 |
|
Безударные падежные окончания имен существительных во мн. числе. с. 46-47 |
|
|
|
упр.126 |
|||
79 |
|
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. с.48-49 |
Уметь правильно писать и определять безударные падежные окончания имен существительных |
|
электричество |
|
упр.133 |
||
80 |
|
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. с.50-51 |
|
солдат командир командование |
|
упр.139 |
|||
81 |
|
Диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» |
знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
повторить падежи |
||
82 |
|
Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. с.52-53 |
уметь выполнять работу над ошибками. Уметь употреблять прилагательные в словосочетаниях в нужном падеже; указывать род и падеж склоняемых частей речи; объяснять устойчивые сочетания; выделять окончания; составлять предложения, используя данные словосочетания |
|
|
|
|
просклонять слова светлый, весеннее |
|
83 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. с.54-57 |
Уметь выделять окончания прилагательных; подчеркивать безударные окончания имен прилагательных; находить "лишнее" прилагательное; указывать падеж склоняемых частей речи |
|
|
герой героический геройский |
|
упр.153 |
|
84 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. с.58-61 |
Знать варианты окончаний имен прилагательных в форме именительного падежа мужского рода (-ой, -ый). Уметь определять разницу в значении однокоренных слов; объединять предложения в текст; составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; редактировать текст |
|
|
президент правительство |
|
упр.166 |
|
85 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. с.62-63 |
Уметь правильно употреблять и писать падежные окончания имен прилагательных |
|
|
|
|
упр.172 |
|
86 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. с.64-65 |
|
|
мелодия мелодика |
|
упр.177 |
||
87 |
|
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. с.66-67 |
Уметь правильно употреблять и писать падежные формы личных местоимений |
|
|
|
|
упр.182 |
|
88 |
|
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. с.68-69 |
Уметь правильно употреблять и писать падежные формы личных местоимений |
|
|
|
|
упр.187 |
|
89 |
|
Правописание падежных форм склоняемых частей речи. с.70-71 |
Знать, какие части речи склоняются. Уметь называть падежные формы склоняемых частей речи; использовать таблицу в качестве справочного материала при выборе "конкурирующих" гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных; записывать слова в два столбика (с безударными гласными в корне и с безударными гласными в окончании); объяснять название текста; составлять предложения из набора слов; редактировать текст с речевыми и орфографическими недочетами |
|
|
|
|
упр.194 |
|
90 |
|
Обобщение по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи» с.72-73 |
Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; указывать склонение и падеж имен существительных; выделять безударные падежные окончания; подбирать синонимы; определять значение слова "больно (горячи)" |
|
|
|
|
упр.198 |
|
91 |
|
Диктант №6 по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи» |
Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
|
повторить правила |
|
92 |
|
Работа над ошибками. |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
|
р.т. |
|
93 |
|
Самостоятельные и служебные части речи. с.74-75 |
Знать, для чего используются
предлоги, союзы, частицы. |
|
количественные имена сущ. |
|
|
упр.207 |
|
94 |
|
Самостоятельные и служебные части речи. с.76-77 |
|
порядковые числительные |
крепок крепка крепко крепки |
|
упр.214 |
||
95 |
|
Самостоятельные и служебные части речи. с.78-79 |
|
причастие |
|
|
упр.218 |
||
96 |
|
Диктант №7 по теме «Самостоятельные и служебные части речи» |
Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
|
правила |
|
97 |
|
Работа над ошибками. |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
|
р.т. |
|
98 |
|
Самостоятельные и служебные части речи. с.80-81 |
Знать, для чего используются
предлоги, союзы, частицы. |
|
наречие |
впереди вокруг назад позади вправо влево сначала |
|
упр.224 |
|
99 |
|
Самостоятельные и служебные части речи с.82-83 |
|
деепричастие |
|
|
упр.229 |
||
100 |
|
Самостоятельные и служебные части речи с.84-85 |
|
частицы |
|
|
упр.234 |
||
101 |
|
Самостоятельные и служебные части речи с.86-87 |
|
|
здравствуй до свидания пожалуйста спасибо прощай сегодня |
|
упр.240 |
||
102 |
|
Проверочная работа. с.88 |
знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении |
|
|
|
|
|
|
103 |
|
Работа над ошибками. с.89 |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
|
с.89 упр.5 |
|
104 |
|
Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. с.90-91 |
уметь выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные а или о, проверять орфограммы в окончаниях имен сущ., прилаг., записывать текст, вставляя недостоющие буквы. |
|
|
|
|
упр.4 с.91 |
|
105 |
|
Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. с.92-93 |
|
|
|
|
с.93 упр.9 |
||
106 |
|
Мастерская слова. Изложение «Подснежники». с.94-95 |
уметь письменно пересказывать текст, отвечать на вопросы, письменно записывать текст. |
|
|
|
|
|
|
107 |
|
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
|
р.т. |
|
Части речи и их работа в предложении и тексте (29 часов) |
|||||||||
108 |
|
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств с.98-99 |
Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях мыслей и чувств. |
|
язык речь |
|
|
упр.245 |
|
109 |
|
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств с.100-101 |
Иметь представление о полных и кратких именах прилагательных. Уметь указывать, каким членом предложения является имя прилагательное в каждом предложении, на какой вопрос отвечает, какой признак определяет; объяснять постановку знаков препинания в конце предложения; определять тему текста; записывать текст, употребляя прилагательные из скобок в нужной форме; составлять схему предложения с однородными членами предложения; составлять словосочетания по схеме прил.+сущ.; составлять свой вариант текста |
|
монолог диалог |
|
|
упр.250 |
|
110 |
|
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств с.102 |
Уметь редактировать предложения; записывать предложения, используя формы глаголов "рисовать", "писать", "изображать"; анализировать |
|
лексическое значение грамматическое значение |
|
|
упр.257 |
|
111 |
|
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств с.103 |
Уметь редактировать предложения; записывать предложения, используя формы глаголов "рисовать", "писать", "изображать"; анализировать |
|
|
|
|
упр.260 |
|
112 |
|
Изменение и правописание частей речи. с.104-105 |
Иметь представление о том, что у действия тоже могут быть признаки (образ, время, место, направление, причина, цель, условие действий). Уметь записывать текст, разбивая его на предложения; расставлять знаки препинания; вставлять пропущенные буквы; выделять части речи и подчеркивать члены предложения; выписывать словосочетания; задавать в слово- сочетании вопрос от главного слова; писать по памяти; различать употребление слов «опять» и «обратно» |
|
|
|
|
упр.упр.266 |
|
113 |
|
Изменение и правописание частей речи. с.106-107 |
Знать, как изменяются слова разных частей речи. Уметь дописывать предложения; указывать формы (падеж, лицо) частей речи, использованных в тексте; составлять из слов предложения; находить прилагательные - антонимы в тексте и указывать их род и падеж |
|
|
|
|
упр.271 |
|
114 |
|
Изменение и правописание частей речи. с.108-109 |
Уметь объяснять употребление мягкого знака; указывать части речи; определять лицо, число глаголов; производить фонетический разбор и по составу слов «сказки», «схватить»; выписывать из текста глаголы с приставками; указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания в предложении; составлять инструкцию по изготовлению из бумаги нарисованной игрушки |
|
|
|
|
упр.274 |
|
115 |
|
Распространяем предложения. с.110-111 |
Уметь записывать слова в указанной последовательности (слова, имеющие корень и окончание; слова, имеющие корень, суффикс, окончание); вставлять недостающие буквы; указывать части речи; составлять словосочетания по схемам прил. +сущ., гл. +сущ. |
|
|
|
|
упр.281 |
|
116 |
|
Распространяем предложения. с.112-113 |
Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве). Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов; употреблять мягкий знак на письме |
|
второстепенные члены предложения |
|
|
упр.285 |
|
117 |
|
Строим тексты, связывая части и предложения. с.114-115 |
Иметь представление о частях текста (вступление, развитие, событие, заключение). Уметь называть разновидности текстов повествовательного типа речи (кулинарный, наблюдение, рассказ о событии); определять тему текста; озаглавливать текст; определять количество частей в тексте; письменно пересказывать текст |
|
|
парад День Победы Красная площадь |
|
упр.293 |
|
118 |
|
Строим тексты, связывая части и предложения. с.116-117 |
|
композиция история рассказ |
инструкция апельсин сметана |
|
упр.296 |
||
119 |
|
Строим тексты, связывая части и предложения. с.118-119 |
Уметь наблюдать, с помощью каких слов осуществляется смысловая связь между частями текста и предложениями; записывать текст, подчеркивая выделенные слова; определять тип текста; писать по памяти |
|
рассуждение |
как будто собраться собрался собралась |
|
упр.301 |
|
120 |
|
Строим тексты, связывая части и предложения. с.120-121 |
Уметь составлять рассказ по рисункам; анализировать текст-описание картины; письменно воспроизводить описание картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели" |
|
описание |
пейзаж |
|
|
|
121 |
|
Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте» |
Уметь списывать безошибочно; подчеркивать строки, в которых выражена основная мысль; указывать части речи |
|
|
|
|
с.124 упр.5 |
|
122 |
|
Диктант №8 по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте» |
Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
|
правила |
|
123 |
|
Работа над ошибками. с.129 |
Уметь анализировать и редактировать изложение, исправлять речевые и орфографические ошибки |
|
|
|
|
р.т. |
|
124 |
|
Язык мой – друг мой. с.122-123 |
Уметь находить в тексте слова-антонимы; писать по памяти; записывать основную часть текста; подчеркивать в тексте сравнения и слова, употребленные в переносном значении; определять тему и основную мысль стихотворения |
|
|
|
|
упр.310 |
|
125 |
|
Контрольное изложение «Правила письма» с.128 |
Знать правила написания писем. Уметь письменно рассказывать о любимой книге по плану, письменно пересказывать текст |
|
|
|
|
правила |
|
126 |
|
Работа над ошибками. |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
|
р.т. |
|
127 |
|
Проверочная работа с.124 |
знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении |
|
|
|
|
|
|
128 |
|
Работа над ошибками. с.125 |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
|
упр.8 с.125 |
|
129 |
|
Обобщение по изученным темам. с.126-127 |
|
|
|
|
|
упр.12 |
|
130 |
|
Итоговый контрольный диктант №9 |
Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
|
правила |
|
131 |
|
Работа над ошибками. |
уметь выполнять работу над ошибками |
|
|
|
|
р.т |
|
132 |
|
Контрольное списывание. |
Знать изученные орфограммы. Уметь списывать текст в соответствии с изученными нормами правописания |
|
|
|
|
|
|
133 |
|
Работа над ошибками. Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница» |
уметь выполнять работу над ошибками. Уметь выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, чем будет отличаться справочник от известных сборников пословиц; определять, по каким темам можно распределить материал сборника; выбирать интересную для работы рубрику, направление работы; наблюдать над речью героев литературных произведений, окружающих людей; отбирать интересные примеры для сборника. |
|
|
|
|
Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница» |
|
134 |
|
Язык мой – друг мой. Проект «Сборник отзывов «Советуем прочитать» |
Уметь называть книги, которые помогли узнать много нового и интересного о мире; составлять список любимых книг; обсуждать, кому будут адресованы ваши советы о чтении книг; определять, о какой прочитанной книге вы можете рассказать и почему именно ее хотите посоветовать прочитать другому; определять, как будете строить свой текст, чтобы заинтересовать других читателей; выбирать рисунки и иллюстрации |
|
|
|
|
Проект «Сборник отзывов «Советуем прочитать» |
|
уметь подбирать проверочные слова, объяснять написание безударных гласных и парных согласных в приставке, корне, окончании |
|
|
|
|
|
||||
135 |
|
Обобщение по теме «Орфография» |
|
|
|
|
|
||
136 |
|
Обобщение по теме «Синтаксис» |
Уметь подбирать проверочные слова; указывать члены предложения; составлять словосочетания; работать с деформированным текстом; различать слова, словосочетания и предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами |
|
|
|
|
|
Список дополнительной литературы.
-
О.В.Узорова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.
-
О.В.Узорова. 555 изложений, диктантов и текстов для контрольного списывания.
-
О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. 500 контрольных диктантов по русскому языку.
-
Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Издательство «Астрель».
-
О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. Тренинговая тетрадь по русскому языку. Издательство «Астрель».
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Зрительная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками и школьниками: методика проведения комплексов упражнений»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Рисование газетами как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Рисование ребром ладони как нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками»