Рабочая программа по курсу «Математика»
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа соответствует:
-
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике в образовательных учреждениях;
-
примерной программе начального общего образования по математике (базовый уровень);
-
авторской программе по математике для четырехлетней начальной школы в Образовательной системе «Планета знаний», авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова, Издательство «Астрель», 2011г.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Содержание обучения.
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Один из центральных принципов организации учебного материала в данной программе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверяем, чему мы научились» (4 класс).
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме;
задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Значительное место в программе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе.
Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.
В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач;ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».
Содержание программы
Числа и величины (25 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия (35 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи (40 ч)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины (30 ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и
упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.
Работа с данными (6 ч)
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
Цели и задачи.
Цели:
- формирование способностей к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, умения строить рассуждения, вести поиск информации;
- понимание значения величин и способов их измерения;
- формирование умения решать учебные и практические задачи .
Задачи:
Учебные:
— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие:
— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Место предмета.
На изучение курса «Математика» в 4 классе отводится:
всего: на 136 часов в учебный год (4 часа в неделю)
в том числе: на проведение уроков контрольной работы – 10 часов.
Результаты.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению математики;
- ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
- умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
- восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
- сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
- выполнять арифметические действия с величинами;
- правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
- находить неизвестные компоненты арифметических действий;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
- выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
- выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
- устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
- письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
- проверять результаты арифметических действий разными способами;
- использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
- осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
- понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
- решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
- задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное
движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на
расход материалов;
- распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
-различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
- изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
- строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
- решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
- вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
- решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
- видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
- решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
- использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
- вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
- сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
- использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
- моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
- сопоставлять разные способы решения задач;
- использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
- осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
- конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
- сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
- находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
- решать задачи разными способами;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
- проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
- выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
- находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
- планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
- планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
-выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);
объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
- выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
- задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение курса
Для реализации программного содержания используются:
Математика: учебник для 4 класса / М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.: в 2 ч. – Издательство «Астрель», 2011.
Математика: рабочие тетради № 1,2 / М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.: Издательство «Астрель», 2009.
Обучение в 4 классе по учебнику «Математика»/ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.: Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
Математика. 4 класс: поурочные планы по учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефедовой/авт.-сост.Н.В.Лободина. – Волгоград:Учитель, 2012.
В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема урока |
Цель урока |
Основные понятия |
Стр. Раб. тетради |
Д/з |
Многозначные числа (10 часов) |
||||||
1 |
|
Прибавляем по единице С. 6-7 |
Повторение: принцип построения системы чисел; устные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание. |
Десяток, сотня, тысяча |
С.3 |
С. 7 № 7, № 8 |
2 |
|
Называем большие числа С.8-9 |
Знакомство с названиями классов (единицы, тысячи, миллионы, миллиарды). Формирование умений разбивать многозначные числа на классы; называть многозначные числа. Повторение: устные вычисления; решение текстовых задач на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. |
класс |
С.4 |
С. 9 № 7,№ 8 |
3 |
|
Классы и разряды С.10-11 |
Знакомство с таблицей разрядов. Формирование представлений о разрядном строении многозначных чисел. Формирование умений называть многозначные числа и записывать их в виде суммы разрядных слагаемых. Повторение: письменное сложение; решение текстовых задач на сложение и вычитание |
разряд |
С.5-6 |
С. 11 № 8 |
4 |
|
Считаем устно и письменно с.12-13 |
Формирование представлений о разрядном строении многозначных чисел, о сложении разрядных слагаемых. Формирование умений называть и записывать многозначные числа. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание |
Класс миллионов, класс тысяч, класс единиц. |
С.7 |
С. 13 № 7 № 9 |
5 |
|
Называем, записываем, сравниваем с.14-15 |
Распространение правил сравнения чисел на сравнение многозначных чисел. Повторение: письменное вычитание из круглого числа; решение текстовых задач |
|
С.8 |
С. 15 № 7 № 9 |
6 |
|
Считаем деньги С.16-17 |
Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: решение текстовых задач на умножение |
|
С.9-10 |
С.17 №7,№9 |
7 |
|
Сколько человек на земле? Легенда об изобретении шахмат. Двоичная система счисления. Десятичная система счисления. С.18-21 |
Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание |
система счисления. |
С.11 |
С.19 №5 |
8 |
|
Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного в 3 классе» |
Проверить усвоение пройденного материала |
|
|
|
9 |
|
Работа над ошибками. Повторение по теме «Многозначные числа» С.22-23 |
Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание |
|
|
С.22 № 2 |
10 |
|
Математический тренажер по теме
«Многозначные с.24-25 |
Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание |
|
|
С.23 №6 |
Сложение и вычитание многозначных чисел (14 часов) |
||||||
11 |
|
Сложение и вычитание разрядных слагаемых С.26-27 |
Формирование умений выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых (устно). Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач |
Разрядные слагаемые |
С.12 |
С.27 №8 |
12 |
|
Сложение круглых чисел С.28-29 |
Формирование умений выполнять сложение круглых чисел (устно). Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) многозначных чисел. Повторение: определение длины пути |
|
С.13 |
С.29 №7 |
13 |
|
Складываем и вычитаем тысячи и миллионы С.30-31 |
Формирование умений выполнять сложение круглых чисел (устно и письменно). Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) многозначных чисел |
|
|
С.31 №7 |
14 |
|
Меняем число единиц в разряде с.32-33 |
Формирование умений выполнять сложение и вычитание по разрядам (простые случаи) |
|
|
С.33 №7, №8 |
15 |
|
Повторение по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел» С.34 |
Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно. |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.34 №3 |
16 |
|
Математический
тренажер по теме «Многозначные числа.
Сложение С.35 |
Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно. |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.35 №6 |
17 |
|
Складываем и вычитаем большие числа С.36-37 |
Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно |
|
|
С.37 №8, 9 |
18 |
|
Вычитаем из чисел с нулями С.38-39 |
Формирование умений выполнять вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.14 |
С.39 №7 |
19 |
|
Свойства сложения С.40-41 |
Знакомство с обозначением чисел буквами. Повторение: переместительное и сочетательное свойство сложения, сложение с числом 0; нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания; решение задач на определение длины пути. Формирование умений, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно |
Уравнения, выражения переменных |
|
С.41 №7 |
20 |
|
Вычисляем разными способами с.42-43 |
Повторение: правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; вычитание числа 0. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.15-16 |
С.43 №8 |
21 |
|
Считаем в прямом и обратном порядке. Сложение в старых российских учебниках. С.44-45 |
Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания (сложные случаи). Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно |
|
С.17-18 |
С.45 №7 |
22 |
|
Повторение
С.48 |
Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи; решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.19 |
С.48 №3 |
23 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел» |
Проверить усвоение пройденного материала |
|
|
|
24 |
|
Работа над ошибками. Математический
тренажер по теме «Многозначные числа.
Сложение С.49 |
Уметь выполнять работу над ошибками. Определять порядок действий в выражениях со скобками; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи; решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.49 №8 |
Длина и ее измерение (10 часов) |
||||||
25 |
|
Метр и километр с.50-51 |
Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м - км, км - м); сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков |
Метр, километр |
С.20 |
С.51 №9 |
26 |
|
Сравниваем, вычисляем, решаем задачи С.52-53 |
Формирование умений выражать длину в заданных единицах; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков |
|
С.21 |
С.53 №8 |
27 |
|
Метр и сантиметр с.54-55 |
Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м — см, см — м); сравнивать величины; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков |
сантиметр |
С.22 |
С.55 №6 |
28 |
|
Меньше метра С.56-57 |
Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м — дм, дм — см); сравнивать величины; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков |
|
С.23 |
С.57 №8, 9 |
29 |
|
Вычисляем периметр многоугольника С. 58-59 |
Повторение: вычисление периметра многоугольника Первичное знакомство с формулой периметра прямоугольника. Формирование умений решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины; находить неизвестный компонент сложения и вычитания. Отработка вычислительных навыков |
Периметр многоугольника |
С.24-25 |
С.59 №6 |
30 |
|
Переводим единицы длины с.60-61 |
Знакомство с приемами перевода единиц длины. Формирование умений решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины; находить неизвестный компонент сложения и вычитания. Отработка вычислительных навыков |
Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр |
С.26-27 |
С.61 №7 |
31 |
|
Геометрические задачи С.62-63 |
Формирование умений вычислять периметр многоугольника; решать задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков |
Геометрические фигуры |
|
С.62 №5 |
32 |
|
Самостоятельная
работа «Длина |
Проверка знаний, умений |
|
|
|
33 |
|
Работа над
ошибками. С.64-65 |
Выражать величины в других единицах длины; вычислять периметр прямоугольника; решать текстовые задачи; определять порядок действий в выражении |
|
|
С.64 №4, с.65 №5 |
34 |
|
Математический тренажер по теме «Длина и ее измерение». «Играем с Кенгуру» С.66-67 |
Сравнивать величины; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать уравнения; выражать величины в других единицах длины; вычислять периметр прямоугольника; решать текстовые задачи; определять порядок действий в выражении; решать логические и комбинаторные задачи |
уравнение |
|
С.66 №9 |
Умножение на однозначное число (8 часов) |
||||||
35 |
|
Вспоминаем письменное умножение С.72-73 |
Повторение: алгоритм письменного умножения на однозначное число. Распространение алгоритма на умножение многозначного числа на однозначное |
|
С.31 |
С.73 №8 |
36 |
|
Свойства умножения С.74-75 |
Повторение: переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения; умножение с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное
|
Перестановка множителей, группировка множителей в произведении Умножение суммы на число и числа на сумму |
С.34 |
С.75 №8 |
37 |
|
Умножаем круглые числа С.76-77 |
Формирование умений письменно выполнять умножение круглого числа на однозначное и многозначного числа на круглое число |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.35 |
С.77 №9 |
38 |
|
Умножаем круглые числа С.78-79 |
Формирование умений письменно выполнять умножение круглых чисел |
|
|
С.79 №8 |
39 |
|
Вычисляем площадь С.80-81 |
Повторение: определение площади прямоугольника, вычисление стороны прямоугольника (если известны площадь и одна из сторон). Знакомство с формулой площади прямоугольника. Отработка вычислительных навыков |
Единицы площади |
С.36-37 |
С. 81 № 10 № 9 |
40 |
|
Самостоятельная работа по теме «Умножение на однозначное число» |
Проверка знаний, умений |
|
|
|
41 |
|
Работа над ошибками. повторение по теме «Умножение на однозначное число» с.82 |
Выполнять умножение в столбик; выполнять устные вычисления; решать текстовые задачи на движение; выполнять сложение и вычитание величин; находить площадь участка |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.32-33 |
С.82 №4 |
42 |
|
Математический тренажер по теме «Умножение на однозначное число» С.83 |
Выполнять умножение в столбик; определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать текстовые задачи на движение; выполнять сложение и вычитание величин; находить площадь участка |
|
|
С.83 №6 |
Деление на однозначное число (14 часов) |
||||||
43 |
|
Вспоминаем письменное деление С.84-85 |
Повторение: деление с остатком; алгоритм письменного деления на однозначное число |
|
С.38-39 |
С.85 №6 |
44 |
|
Делим большие числа С.86-87 |
Распространение алгоритма письменного деления на деление многозначного числа |
|
С.40-41 |
С.87 №8 |
45 |
|
Свойства деления. Деление круглых чисел С.88-89 |
Повторение: деление суммы на число, деление с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять деление круглого числа на однозначное |
Деление суммы на число |
С.42-43 |
С.89 №9 |
46 |
|
Находим неизвестное С.90-91 |
Повторение: нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента умножения и деления в более сложных случаях. Формирование умений выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.44 |
С.91 №8 |
47 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
Уметь выполнять вычисления по изученной теме |
|
|
|
48 |
|
Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Деление на однозначное число» С92-93 |
выполнять деление с остатком; выполнять деление многозначного числа в столбик; решать текстовые задачи на движение; решать простые уравнения; определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок |
|
|
С.93 №11 С.92 №4 |
49 |
|
Делим числа с нулями С.94-95 |
выполнять деление вида |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.95 №6 |
50 |
|
В частном 0? С.96-97 |
Формирование умений выполнять деление чисел (случай, когда в середине частного получается 0) |
|
|
С.97№8 |
51 |
|
Делим на круглое число С.98-99 |
Выполнять деление вида 2500 : 50; решать текстовые задачи на движение; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величин на однозначное число; решать сложные уравнения |
|
С.45 |
С.99№7 |
52 |
|
Вычисляем устно и письменно с.100-101 |
Формирование умений прогнозировать результат вычислений (последняя цифра суммы, разности, произведения; первая цифра частного; число цифр в ответе). Формирование умений выполнять умножение и деление многозначных чисел |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.101 №6 |
53 |
|
Самостоятельная работа по теме «Деление на однозначное число» |
Выполнять деление с остатком; выполнять деление многозначного числа в столбик; решать текстовые задачи на движение; решать простые уравнения |
|
|
|
54 |
|
Работа над
ошибками. С.102 |
устно вычислять; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи |
|
С.46 |
С. 102 № 2 |
55 |
|
Математический тренажер по теме «Умножение и деление на однозначное число» С.103 |
устно вычислять; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в столбик; определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать текстовые задачи; решать уравнения |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.47 |
С. 103 № 4 |
56 |
|
Математический тренажер по теме «Умножение и деление на однозначное число» С.104-105 |
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в столбик; определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать текстовые задачи |
|
|
С. 105 № 20 |
Геометрические фигуры (7 часов) |
||||||
57 |
|
Что изучает геометрия С.106-107 |
Формирование первичных представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков |
Конус, куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр. |
С.48 |
С.107№5 |
58 |
|
Четырехугольники С.108-109 |
Систематизация знаний учащихся о четырехугольниках. Формирование представлений об общих свойствах и различиях прямоугольника и квадрата. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков |
ромб |
С.49 |
С.109№6 |
59 |
|
Решаем задачи С.110-111 |
Знакомство с формулами периметра и площади прямоугольника. Формирование умений решать задачи (усложненные) на определение площади и периметра прямоугольника. Отработка вычислительных навыков |
|
С.50 |
С.111№6 |
60 |
|
Треугольники С.112-113 |
Систематизация знаний учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге; решать задачи (усложненные) на определение площади и периметра прямоугольника. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков |
Виды треугольников, ось симметрии |
С.51 |
С.113№7 |
61 |
|
Куб С.114-115 |
Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков |
куб |
С.52 |
С.115№7 |
62 |
|
Контрольная работа №4 по теме «Геометрические фигуры». |
выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число; вычислять периметр и площадь прямоугольника; решать текстовые задачи |
|
|
|
63 |
|
Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Геометрические фигуры». «Играем с
С. 116-117 |
выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число; вычислять периметр и площадь прямоугольника; решать текстовые задачи; решать логические задачи |
|
С.53 |
С. 117 № 14 С. 116 № 1 (в, д) |
Масса и ее измерение (4 часа) |
||||||
64 |
|
Центнер С.6-7 |
Знакомство с новой единицей массы «центнер». Формирование представлений о соотношениях между изученными единицами массы (1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц) |
Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна) |
С.3 |
С.7 №9 |
65 |
|
Переводим единицы массы С.8-9 |
Формирование умений выражать массу предметов в разных единицах; сравнивать массу предметов; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков |
Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна) |
С.4 |
с.9 №8 |
66 |
|
Ровно столько же С.10-11 |
Формирование умений; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков |
|
С.5 |
С.11№8 |
67 |
|
Математический тренажер по теме «Масса и ее измерение» С.12-13 |
выражать в заданных единицах массу; сравнивать величины, выразив их в одинаковых единицах массы; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число; решать задачи с величинами |
Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна |
С.6 |
С. 13 № 8, 9 |
Умножение многозначных чисел (13 часов) |
||||||
68 |
|
Как умножают на двузначное число С.14-15 |
Знакомство с алгоритмом умножения на двузначное число |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.7 |
С.15№7 |
69 |
|
Умножаем круглые числа С.16-17 |
Формирование умений выполнять умножение круглых чисел; решать текстовые задачи на стоимость |
|
С.8-9 |
С.17№6 |
70 |
|
Приемы умножения С.18-19 |
Знакомство с приемами устного умножения. Формирование умений выполнять умножение на двузначное число; применять свойства арифметических действий при вычислениях; решать текстовые задачи разными способами
|
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.10-11 |
С.18 №5 |
71 |
|
Задачи на движение в противоположных направлениях С.20-21 |
Уметь самостоятельно работать; показывать на схеме движение в противоположных направлениях; решать задачи на движение в противоположных направлениях; выполнять умножение многозначных чисел столбиком; определять закономерность в записи равенств |
|
С.12-13 |
С.21№6 |
72 |
|
Самостоятельная работа «Умножение многозначных чисел» |
Уметь выполнять работу над ошибками; решать задачи на движение; выполнять умножение многозначных чисел на двузначное столбиком; решать уравнения методом подбора |
|
|
|
73 |
|
Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Умножение многозначных чисел» С22-23 |
Уметь исправлять ошибки в вычислениях; записывать вычисления в столбик; находить значения выражений со скобками; решать уравнения; решать задачи на движение |
|
С.15 |
С.23 №7 С.22№3 |
74 |
|
Умножаем С.24-25 |
Знакомство с алгоритмом умножения на трехзначное число. Формирование первичных представлений о приближенных вычислениях |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.16-17 |
С.25 №5 |
75 |
|
Тренируемся в логике С.26-27 |
Знакомство с частными свойствами умножения (зависимость значения произведения от изменения одного из множителей). Формирование умений решать текстовые задачи, используя свойства умножения, выполнять умножение трехзначных чисел. Формирование умений понимать логические конструкции «если..., то...» |
|
С.18 |
С.27 № 4, 5 |
76 |
|
Повторение по теме «Умножение многозначных чисел» С.28-29 |
Уметь выполнять устные вычисления; выполнять умножение многозначных чисел столбиком; находить значение выражений со скобками и без скобок; решать задачи с величинами; округлять числа с заданной точностью |
|
|
С.29 № 6 |
77 |
|
Практическая работа. Разворот истории «Умножение» с.30-31 |
Иметь представление о расчете стоимости ремонта и оборудования квартиры. Уметь выполнять проектное задание; составлять полный расчет, используя данные таблицы |
Расчет стоимости ремонта
|
С.19-20 |
С. 35 № 4 |
78 |
|
Контрольная работа №5 по теме «Умножение многозначных чисел» |
Знать изученный материал. Уметь самостоятельно работать; выполнять умножение многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи с величинами; восстанавливать числовой ряд |
|
|
|
79 |
|
Работа над ошибками. Повторение по теме «Умножение многозначных чисел» С.34-35 |
Уметь выполнять работу над ошибками; пользуясь чертежом, определять примерно площадь круга в квадратных единицах |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.34 №2 |
80 |
|
Математический тренажер по теме «Умножение многозначных чисел» С.36-37 |
выполнять умножение многозначных чисел столбиком; находить верные записи умножения столбиком; находить значения выражений со скобками и без скобок; решать текстовые задачи; решать задачи на движение; восстанавливать числовой ряд; выполнять сравнение произведений; составлять равенства |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.36 №15 |
Площадь и ее измерение (6 часов) |
||||||
81 |
|
Квадратный метр С.38-39 |
Повторение: квадратный метр — основная единица площади (смысл, обозначение); доли, нахождение доли числа. Формирование умений применять представления о площади при решении текстовых задач. |
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (кв. см, кв. дм, кв. м ) |
С.21 |
С. 39 № 6 |
82 |
|
Меньше квадратного метра с.40-41 |
Знакомство с новой единицей площади (квадратный дециметр). Формирование представлений о соотношении 1 дм2 = 100 см2. Формирование умений выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади
|
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (кв. см, кв. дм, кв. м ) Вычисление площади прямоугольника. |
С.22 |
С. 41 № 5 |
83 |
|
Составляем таблицу единиц площади С.42-43 |
Формирование представлений о квадратном миллиметре и соотношениях между единицами площади. Формирование умений выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади; решать текстовые задачи, используя представления о площади предметов |
С.23 |
С.43 №9 |
|
84 |
|
Измерение больших участков. с.44-45 |
Знакомство с единицами площади, которые используются при измерении больших участков. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы площади |
|
|
С. 45 № 7 |
85 |
|
Контрольная работа №6 по теме «Площадь и ее измерение» |
выполнять работу над ошибками; выражать площадь в заданных единицах; находить площадь участка; сравнивать величины; выполнять сложение и вычитание величин, умножение и деление величины на число; выполнять умножение многозначных чисел в столбик; решать задачи на нахождение площади |
|
С.24 |
|
86 |
|
Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Площадь и ее измерение» С.46-47 |
|
С.25 |
с. 47 № 9 С. 46 № 2 |
|
Деление многозначных чисел (13 часов) |
||||||
87 |
|
Деление — действие, обратное умножению С.48-49 |
Повторение: взаимосвязь умножения и деления. Формирование умения подбирать цифру частного (в частном однозначное число) |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
С.29 |
С. 49 № 5 |
88 |
|
Делим с остатком с.50-51 |
Повторение: деление с остатком. Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном двузначное число) |
|
С.30 |
С. 51 № 7 |
89 |
|
Что в частном? С.52-53 |
Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном трехзначное число); решать текстовые задачи на расход материалов |
|
С.31 |
С.53 №7 |
90 |
|
Оцениваем частное. Самостоятельная работа по теме «Деление многозначных чисел» С.54-55 |
самостоятельно работать; не выполняя деления, определять, сколько цифр будет в частном; выполнять деление столбиком; решать задачи с величинами; находить значение выражения со скобками; восстанавливать равенства |
|
С.32-33 |
С.55 №5 |
91 |
|
Работа над ошибками. Повторение по теме «Деление многозначных чисел» С.56-57 |
выполнять работу над ошибками; выполнять деление столбиком; решать задачи с величинами; определять, между какими числами расположено частное |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С. 56 № 3 |
92 |
|
Математический тренажер по теме «Деление многозначных чисел» С.58-59 |
выполнять деление столбиком; находить число цифр и первую цифру частного; решать задачи с величинами; определять, между какими числами расположено частное; решать уравнения; составлять схемы к задачам на движение; находить значение выражения со скобками |
|
|
С. 57– 59 № 15 |
93 |
|
Скорость С.60-61 |
Формирование представлений о скорости работы, чтения, расхода материалов. Формирование умений выполнять деление многозначных чисел на двузначное число |
Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) |
С.34-35 |
С.61 №6 |
94 |
|
Производительность труда С.62-63 |
Формирование представлений о производительности труда, о взаимосвязи производительности, времени работы и общего объема работы. Формирование умений выполнять деление многозначных чисел на двузначное число; определять общий объем работы, производительность, время работы |
С.37-39 |
С.63 №4 |
|
95 |
|
Делим на трехзначное число с.64-65 |
Формирование умений выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на производительность |
|
С.40-42 |
С.65 №6 |
96 |
|
Оцениваем результат вычислений с.66-67 |
Формирование умений округлять результаты действий; выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на производительность |
|
С.43-44 |
С.67 №8 |
97 |
|
Контрольная
работа №7 по теме «Деление
многозначных |
Знать изученный материал. Уметь самостоятельно работать |
|
|
|
98 |
|
Работа над ошибками. Повторение по теме «Деление многозначных чисел» С.68-69 |
выполнять работу над ошибками; выполнять деление многозначных чисел столбиком; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое |
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
|
С.69 №3 |
99 |
|
Математический тренажер по теме «Деление многозначных чисел» С.70-71 |
выполнять деление многозначных чисел столбиком; решать задачи на производительность труда; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком; находить неизвестное число; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число; проверять последнюю цифру ответа, не выполняя точных вычислений; решать текстовые задачи на процессы |
|
С.71 №14 |
|
Время и его измерение (3 часа) |
||||||
100 |
|
Единицы времени С.72-73 |
. Повторение; соотношения между единицами времени. Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков |
Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) |
С.45-46 |
С. 72– 73 № 6 |
101 |
|
Календарь и часы С.74-75 |
Формирование представлений о веке. Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков |
Лента времени |
С.47-48 |
С. 74– 75 № 6 |
102 |
|
Математический тренажер по теме «Время и его измерение». «Играем с кенгуру» 76-77 |
выражать в заданных единицах время; находить значение выражений со скобками; сравнивать величины; записывать в порядке уменьшения величины; выполнять умножение и деление многозначных чисел столбиком; решать задачи на движение; выполнять кратное сравнение величин; решать логические задачи |
|
|
С.76 №3 |
Работа с данными (6 часов) |
||||||
103 |
|
Представление информации С.80-81 |
Обобщение знаний учащихся о способах представления информации (текст, таблица, схема, рисунок). Отработка вычислительных навыков |
|
С.49 |
С. 80– 81 № 4 |
104 |
|
Таблицы С.82-83 |
Формирование умений находить нужную информацию в таблице; заполнять таблицы; объяснять данные, представленные в таблице. Отработка вычислительных навыков |
Таблицы |
С.50 |
С. 82– 83 № 6 |
105 |
|
Диаграммы С.84-85 |
Знакомство с диаграммами разного вида. Формирование умений находить нужную информацию по диаграмме. Отработка вычислительных навыков |
Диаграммы (круговая, столбчатая). График |
С.51 |
С. 84– 85 № 6 |
106 |
|
Планирование С.86-87 |
Развитие представлений учащихся о планировании действий при решении арифметических задач и упражнений, в бытовых ситуациях. Знакомство с понятием «алгоритм». Отработка вычислительных навыков |
|
С.52-53 |
С. 86– 87 № 3 |
107 |
|
Контроль и проверка. Самостоятельная работа по теме «Работа с данными» С.88-89 |
самостоятельно работать; проверять правильность вычислений, выбирая наиболее удобный способ; исправлять ошибки в вычислениях; находить правильное решение задачи; выполнять устные вычисления; решать задачи на движение |
|
|
С.89 №6 |
108 |
|
Работа над
ошибками. Математический тренажер по
теме «Работа С.90-91 |
выполнять работу над ошибками; выполнять устные вычисления; находить неизвестное число; рисовать круговую диаграмму; составлять таблицу по данному тексту; составлять столбчатую диаграмму; находить производительность, заполняя таблицу; решать задачи с величинами |
|
|
С. 90– 91 № 2 |
Числа и величины (8 часов) |
||||||
109 |
|
Запись чисел С.94-95 |
Обобщение представлений учащихся о десятичной системе записи чисел. Повторение: называние и запись многозначных чисел |
|
|
С. 94– 95 № 4 |
110 |
|
Сравнение чисел С. 96-97 |
. Обобщение знаний учащихся о сравнении чисел. Повторение: правила сравнения чисел |
|
|
С. 96– 97 № 3 |
111 |
|
Задачи на сравнение с.98-99 |
Обобщение знаний учащихся о способах решения задач на разностное и кратное сравнение. Отработка умений решать текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. Отработка вычислительных навыков |
|
|
С. 98– 99 № 6 |
112 |
|
Масса и вместимость с. 100-101 |
. Обобщение знаний учащихся о единицах массы и вместимости. Повторение: соотношения между единицами массы; сравнение масс, упорядочивание предметов по массе; сравнение вместимости сосудов; действия с именованными числами |
Единицы объема. Плотность вещества |
|
С. 100– 101 № 5 |
113 |
|
Время С.102-103 |
Обобщение знаний учащихся о единицах времени. Повторение: соотношения между единицами времени; сравнение промежутков времени, упорядочивание промежутков времени по длительности; действия с именованными числами |
|
С.56-57 |
С. 102– 103 № 5 № 4
|
114 |
|
Контрольная работа №8 по теме «Числа и величины» |
Знать изученный материал. Уметь самостоятельно работать |
|
|
|
115 |
|
Работа над
ошибками. С.104-105 |
выполнять работу над ошибками; записывать и читать многозначные числа; сравнивать многозначные числа; решать задачи на кратное сравнение |
|
С.58-59 |
С. 104– 105 № 5 |
116 |
|
Математический тренажер по теме «Числа и величины» С.106-107 |
записывать и читать многозначные числа; сравнивать многозначные числа; решать задачи на кратное сравнение; называть соседей многозначного числа; заполнять таблицу; выполнять устные вычисления, основанные на знании нумерации; находить значения выражений со скобками; выражать массы в одинаковых единицах и выполнять сравнение; записывать массу в порядке увеличения; выполнять сложение и вычитание величин |
|
|
С. 106– 107 № 13 |
Арифметические действия (7 часов) |
||||||
117 |
|
Сложение и вычитание С.108-109 |
Обобщение знаний учащихся об арифметических действиях сложения и вычитания. Повторение: решение текстовых задач на сложение и вычитание; отработка вычислительных навыков |
Нахождение неизвестного компонента умножения (деления) |
|
С. 108– 109 № 6 |
118 |
|
Умножение и деление С.110-11 |
Обобщение знаний учащихся об арифметических действиях умножения и деления. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление; отработка вычислительных навыков |
|
С. 110– 111 № 7 |
|
119 |
|
Числовое выражение С.112-113 |
Обобщение знаний учащихся о числовых выражениях (названия числовых выражений, порядок действий в выражении, использование скобок в записи числового выражения). Повторение: составление выражений при решении текстовых задач; отработка вычислительных навыков |
|
|
С. 112– 113 № 6 |
120 |
|
Свойства арифметических действий С.114-115 |
Обобщение знаний учащихся о свойствах арифметических действий. Повторение: решение текстовых задач разными способами |
|
|
С. 114– 115 № 7 |
121 |
|
Способы проверки вычислений С.116-117 |
Формирование умений оценивать результат вычислений разными способами |
|
|
С. 116– 117 № 6 |
122 |
|
Контрольная работа №9 по теме «Арифметические действия» |
Знать изученный материал. Уметь самостоятельно работать |
|
|
|
123 |
|
Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Арифметические действия» С.118-119 |
выполнять работу над ошибками; выполнять устные вычисления; вычислять рациональным способом, используя свойства арифметических действий; определять количество цифр в сумме, разности, произведении, частном; расставлять порядок действий и находить значение выражения со скобками; находить неизвестное число; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» |
|
|
С. 118– 119 № 5 |
Фигуры и величины (6 часов) |
||||||
124 |
|
Распознавание геометрических фигур с.120-121 |
Отработка умений различать геометрические фигуры на рисунке, выделять их общие свойства и отличия |
Трапеция. Ромб. Параллелограмм. Шар. Цилиндр. Конус. Многогранники. Ребро куба. Грани куба |
|
С. 120– 121 № 4 |
125 |
|
Построение геометрических фигур с.122-123 |
Отработка умений изображать геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля |
Изображение пространственных фигур |
|
С. 122– 123 № 3 |
126 |
|
Длина С.124-125 |
Обобщение знаний учащихся о единицах длины. Отработка умений измерять длину отрезка, изображать отрезок заданной длины; вычислять периметр прямоугольника |
Формула вычисления периметра прямоугольника. Формула вычисления периметра квадрата |
|
С. 124– 125 № 5 |
127 |
|
Площадь С.126-127 |
Обобщение знаний учащихся о единицах площади. Отработка умений определять площадь геометрической фигуры на клетчатой бумаге; вычислять площадь прямоугольника |
|
|
С. 126– 127 № 5 |
128 |
|
Самостоятельная работа по теме «Фигуры и величины» |
Знать изученный материал. Уметь самостоятельно работать |
|
|
|
129 |
|
Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Фигуры и величины» С.128-129 |
выполнять работу над ошибками; сравнивать величины, выразив их в одинаковых единицах измерения; определять площадь и периметр прямоугольника; находить значение выражения со скобками; сравнивать величины; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел столбиком |
|
|
С. 128– 129 № 8 |
Решение текстовых задач (7 часов) |
||||||
130 |
|
Итоговая
контрольная |
Знать изученный материал. Уметь самостоятельно работать |
|
|
|
131 |
|
Работа над ошибками |
Уметь выполнять работу над ошибками; решать задачи на процессы |
|
С.60-61 |
|
132 |
|
Задачи |
Знать правило вычисления стоимости. Уметь решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» |
|
|
С. 130 № 4 |
133 |
|
Задачи |
Знать правило решения задач на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении и на встречное движение. Уметь решать задачи на движение; составлять схемы |
|
|
С. 131– 134 № 6 |
134 |
|
Задачи на производительность труда |
Уметь решать задачи на производительность труда |
|
С.62-63 |
С. 135 № 9 |
135 |
|
Задачи на доли |
Иметь представление о доли числа. Уметь решать задачи на
доли; |
|
|
С. 136– 137 № 14 |
136 |
|
Итоговое тестовое задание |
Знать изученный материал 4 класса. Уметь выбирать правильный вариант при ответе на вопросы теста |
|
|
С. 140– 141 |
Список дополнительной литературы.
1.Математика. 4 класс: самостоятельные, контрольные, проверочные работы: зачетная тетрадь / авт. – сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «2518 задач по математике».
3 . Тренинговая тетрадь по математике / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Астрель, 2007.
4. Интернет ресурсы.
- Вебинар «Рисование газетами как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре