В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа.

Рабочая программа соответствует:

  1. федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях;

  2. примерной программе начального общего образования по литературному чтению (базовый уровень);

  3. авторской программе по литературному чтению для четырехлетней начальной школы в Образовательной системе «Планета знаний», автор Э.Э.Кац, «Издательство Астрель» 2011 г.


Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, при­мерное распределение учебных часов по разделам про­граммы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, календарно-тематическое планирование учебно­го материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.


Содержание обучения.


Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.


Мифы (6 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (11 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (8 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (15 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (5 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».



Слово о родной земле (9 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (7 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (6 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (13 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (16 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (6 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).


Цели и задачи.

формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

развитие воображения, творческих способностей;

формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

обогащение представлений об окружающем мире.


Место предмета.

На изучение курса «Литературное чтение» в4 классе отводится:

всего: на 102 часа в учебный год (3 часа в неделю)

в том числе: на проведение уроков проверки техники чтения – 3 часа.


Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные.

У учащихся будут сформированы:

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • Способность к самооценке;

  • Чувство сопричастности с жизнью своего народа и родины, осознание этнической принадлежности;

  • Представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • Регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • Эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • Познавательная мотивация учения;

Могут быть сформированы:

  • Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • Толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов в минуту, про себя – примерно 120 слов в минуту);

  • Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • Прогнозировать содержание произведения по его заглавию и иллюстрациям;

  • Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • Различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения теста с помощью учителя, формулировать вопросы к о всему тексту и отдельно к его частям;

  • Пересказывать текст сжато, подробно, выборочно с включением описаний, заменой диалога повествованием, с включением рассуждения;

  • Обращаться я к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • Составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам, ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • Соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • Высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • Высказывать своё отношение к героям и к авторским позициям в письменной и устной форме;

  • Создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • Читать по ролям художественные произведения;

  • Создавать текст на основе плана;

  • Придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • Писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • Участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • Создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • Создавать иллюстрации к произведениям;

  • Создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся научатся:

  • Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально – смысловые значения;

  • Определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

  • Выделять слова а втора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • Вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • Определять отношение автора к персонажам, рассказывать как оно выражено;

  • Различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка 0 басня, сказка – былина и др.);

  • Находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • Создавать прозаический и поэтический тест по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

Метапредметные.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Учащиеся научатся: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • Вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • Самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

  • Планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные.

Учащиеся научатся:

  • Находить нужную информацию, использовать словари, помещённые в учебнике;

  • Выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • Устанавливать причинно – следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

  • Устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и интернет;

  • Сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • Строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • Работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи)

Коммуникативные.

Учащиеся научатся:

  • Работая в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;

  • Аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • Владеть диалогической формой речи;

  • Корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • Задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.




Учебно-методическое обеспечение курса

Для реализации программного содержания используются:

Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 3 ч. / Э.Э.Кац. – Издательство «Астрель», 2011.

Литературное чтение: рабочая тетрадь для 4 класса: в 3 ч. / Э.Э.Кац. – М.: Астрель, 2012.

Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование /Э.Э Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

























В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.


Дата

Тема урока

Цель урока

Словарные слова

Стр. рабочей тетради

Д\з

Мифы ( 6 часов)

.


Мифы.

С.4-5



Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации.


Мифы


С.4-5



Шумерские мифы

«Подвиги бога Нинурты»

С. 5—7

Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов

Шумерские мифы

С.3-4

С. 5—7


Древнегреческие мифы

«Нарцисс и Эхо»

С.8-11

Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов


Древнегреческие мифы


С.5-6

С.8-11


Внеклассное чтение

Мифы Древней Греции

С. 18—20

Формирование умения представлять сборник мифов, характеризовать понравившихся героев



С. 18—20


Славянские мифы. Колыбельная песня.

С. 12—15

Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры

Славянские мифы.

С.7-8

С. 12—15


Поэтические приемы, пришедшие

из мифов

А. В. Кольцов

«Урожай»

С. 16—17

Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора)

Поэтические приемы, пришедшие

из мифов


С.8-9

С. 16—17

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (11 ч)


Народные сказки

С. 21—22

Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт



С. 21—22

Отвечать на вопросы


«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

С. 23—34


Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения

Скатный жемчуг


С. 23—34

Отвечать на вопросы


«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

С. 23—34


Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения


С.10-11

С. 23—34

Составить план


«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

С. 23—34


Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения



С. 23—34

пересказ


Вводный контроль


«Находчивый солдат» (русская народная сказка)

С. 35—37


Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его


Палаш, штурман, гауптвахта

С.12

С. 35—37

Отвечать на вопросы 1,2.


«Мужик и царь» (русская народная сказка)

С. 38—41

Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его


Целовальник, матерый

С.13

С. 38—41


«Портной и царь» (армянская народная сказка)

С. 42—46

Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей


С.14-15

С. 42—46


«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)

С. 47—53

Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами

Мессина, камердинер


С. 47—53


«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)

С. 47—53

Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами

Мессина, камердинер


С. 47—53

Отвечать на вопросы 3,4


«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)

С. 47—53

Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами

Мессина, камердинер

С.16-17

С. 47—53

пересказ


Внеклассное чтение. Сказки народов мира

С.54-64



Лиходейка


С.54-64


БЫЛИНЫ (8 ч)


Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

С. 66—71

Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.

Гусли, калики перехожие, околица, пожня, тын, палица, стольный


С. 66—71

Выраз. чтение


Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

С. 66—71

Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.

Гусли, калики перехожие, околица, пожня, тын, палица, стольный

С.19

С. 66—71

Отвечать на вопросы 2,3,4


«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81

Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев


Дородный, заутреня, обеденка, заколодела, замуравела, покляпыя, верста, сыть, косица, палата, на пяту, подколенный, откулешный, околенки


С. 72—81

Отвечать на вопросы 3,4,5


«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81

С.20

С. 72—81

Отвечать на вопросы 8


«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81

С.21

С. 72—81

Фрагмент былины наизусть


А. К. Толстой

«Илья Муромец»

С. 83—85

Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев




С. 83—85


Внеклассное чтение

Былины о русских богатырях

Н.Н. Асеев «Илья»

С.88

Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев




С.88


Внеклассное чтение

Былины о русских богатырях

Н.Н.Асеев « На заставе богатырской»

С.89-93

Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев


Чуженин


С.89-93


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (15ч)


А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу

Аршин, сватья, перенять, гульлива, зыбь


С. 94—105

Выраз. чтение


А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

С.23-24

С. 94—105

Вопросы 2,3


А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

С. 25

С. 94—105

вопрос 4


А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105


С. 94—105

Отрывок наизусть



Внеклассное чтение

Сказки В. Гауфа


Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения создавать письменные аннотации прочитанных произведений



сказки


Н. С. Гумилев

«Маркиз де Карбас»

С. 106—109

Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека

Маркиз, рига, маркизат

С.26-27

С. 106—109


Отвечать на вопросы


К. Чапек

«Случай с русалками»

С. 110—116

Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям

шинка


С. 110—116


К. Чапек

«Случай с русалками»

С. 110—116

С.28-29

С. 110—116


Научно-популярные статьи

С.117-122



С.22

С.117-122


Р. Киплинг

«Рикки-Тикки-Тави»

С. 3-29

Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст



С. 3-29

Выраз. чтение


Р. Киплинг

«Рикки-Тикки-Тави»

С. 3-29


С.3 (1,2)

С. 3-29

Ответь на вопрсы


Р. Киплинг

«Рикки-Тикки-Тави»

С. 3-29



С. 3-29

пересказ


Р. Киплинг

«Рикки-Тикки-Тави»

С. 3-29


С. 3-4 (3,4)

С. 3-29

иллюстрация


Внеклассное чтение

О. Кургузов

«Телевизионные макароны»

С. 32-33

Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии



С. 32-33


Внеклассное чтение

С.Седов

«Король женится»

С34-35

Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии



С34-35

БАСНИ (5 ч)


Басни

И. А. Крылов

«Трудолюбивый Медведь»

С. 39-40

Углубление знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении

Прибыльно сбывать с рук

С.5-6

С. 39-40

наизусть


Эзоп

«Ворон и Лисица»

С. 43



С.43

Отвечать на вопросы


И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

С. 44

вещунья

С.6-7

С.44

наизусть


И. А. Крылов

«Любопытный»

С. 40-41

Кунсткамера, таровата

С.9-10

С.40-41


Внеклассное чтение

Басни

С.47-52

Формирование умений представлять сборники произведений, создавать собственные произведения на темы морали басен



С.47-52

СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (9 ч)


Ю. Яковлев

«Мама»


С. 56-58

Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста


С.11-12

С. 56-58


М. Ю. Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива…»

С. 58-59

Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение

Сладостный, сага. чело

С.12-13

С. 58-59


С. А. Есенин

«С добрым утром!»

С. 61-62

Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть

Затон, брезжит

С.с.14-15

С. 61-62


Внеклассное чтение

Стихотворения С. А. Есенина

Формирование интереса к связи литературы и музыки. Выявление языковых средств, определяющих музыкальность литературного произведения



наизусть


М. М. Пришвин

«Моя родина»

С. 62-65

Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.

Агроном, становой пристав

С.15-16

С. 62-65


И. Северянин

«Запевка»

С. 66-67

Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту


С.18

С. 66-67


И. С. Никитин

«Русь»

С. 67-70

Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему

романс


С.67-70

Отвечать на вопросы


И. С. Никитин

«Русь»

С. 67-70


С.19

С.67-70

Отрывок наизусть


Контроль тех. чтения

Внеклассное чтение

Любимые стихотворения

С.72-74

Приобретение знаний о лирическом произведении. Формирование умения сопоставлять произведения на одну тему

Погост, обитель


С. 72-74, выраз. чтение

О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (7 ч)


«Повесть временных лет»

А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

С. 75-82

Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов

Хозары, цареград, жребий, пращ, отрок, попона, курган, тризна, секира


С. 75-82

Отвечать на вопросы 1-4


«Повесть временных лет»

А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

С. 75-82


С. 75-82

Отвечать на вопросы 5-7


«Повесть временных лет»

А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

С. 75-82

С.20

С. 75-82

Отрывок наизусть


Народные исторические песни

«Сборы польского короля на Русь»

С. 83-84

Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения

Ярлык, воевода


С. 83-84

Выраз. чтение


И. Ф. Рылеев

«Иван Сусанин»

С. 85-89

Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения

Лях, сарматы, гумно, москаль, жупан, вотще, захолустье, мнить

С.21

С. 85-89

Отвечать на вопросы


И. Ф. Рылеев

«Иван Сусанин»

С. 85-89

С.22

С. 85-89


Отрывок наизусть


Картинная галерея

В. В. Маторин

«Дмитрий Донской»

Внеклассное чтение

Ф. Н. Глинка «Москва»

С. 90-93

Обогащение знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять эмоционально-смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы. Развитие умения находить необходимую информацию

Посад, хартия


С. 90-93

наизусть

ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (6 ч)


А. А. Ахматова

«Мужество»

С. 94-95

Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью


С.23-24

С. 94-95

наизусть


Б. Полевой

«Последний день Матвея Кузьмина»

С. 96-105

Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений

Чураться, покуситься, постой, комендатура, парабеллум


С. 96-105

Отвечать на вопрос 1


Б. Полевой

«Последний день Матвея Кузьмина»

С. 96-105

С.24 (1-2)

С. 96-105

Отвечать на вопрос 6-7


Б. Полевой

«Последний день Матвея Кузьмина»

С. 96-105

С. 25 (3-4)

С. 96-105


пересказ


А. Т. Твардовский

«Рассказ танкиста»

С. 105-107

Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения

бедовый

С.25-26

С. 105-107

Выраз. чтение


Внеклассное чтение

Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне

С.108-109

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию

лафет


Наизусть стих. о войне

О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (13 ч)


А. А. Фет

«На рассвете»

С. 110-111

Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа

сень

С.27-28

С.110-111


И. А. Бунин

«Густой зеленый ельник у дороги...»

С. 111-113

Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению

гон

С.28-29

С.111-113

Задание 6


Н. А. Некрасов

«Саша» (отрывок)

С. 113-115

Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям

Корчить, аркан, роковой

С.30

С.113-115

Задание 4.


Внеклассное чтение

Музыка и литература


С.116-120

Формирование умений сопоставлять впечатления, вызванные разными видами искусства; определять авторскую позицию; передавать в процессе чтения собственные переживания, вызванные произведением


С.8, 17

С.116-120


К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

С4-15

Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме

Симфоническая музыка


С. 4-15

Задание 2, 6, 8


К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

С. 4-15

С.3-4

С. 4-15

Задание 9


А. Н. Майков

«Мать»

С. 15-17

Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему


С.4-5

С.15-17

Выраз. чтение


Х. К. Андерсен

«Соловей»

С.18-32

Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения

Богадельня, бонза,капельмейстер, кокетничать,обаяние


С.18-32

Выраз. чтение


Х. К. Андерсен

«Соловей»

С.18-32

Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения

С.6

С.18-32

Отвечать на вопросы


Х. К. Андерсен

«Соловей»

С.18-32

Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения

С.7

С.18-32

пересказ


Внеклассное чтение

Х. К. Андерсен

«Снежная королева»

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию произведения


С.9

Пересказ сказки


А. А. Ахматова

«Перед весной бывают дни такие...»

С. 33

Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром


С.9

с.33


Картинная галерея

И. И. Шишкин «Рожь»

Внеклассное чтение

А. Блок «Летний вечер»

С. 35-39

Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником

Межа, жница


С.35-39

МИР ДЕТСТВА (16 ч)


Н. А. Некрасов

«Крестьянские дети»

С. 42-47

Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному

Вирши, умиление, мякина, нега, лава, оскома, содом, вестимо

С.10-11

с.42-47

отвечать на вопросы


Н. А. Некрасов

«Крестьянские дети»

С. 42-47

С.12

С.42-47 наизусть отрывок


Внеклассное чтение

Произведения русских поэтов

о детях

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений



Стихи о детях


Л. Н. Толстой

«Детство» (отрывки)

С. 48-51

Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей

Повесть, маман,


С. 48-51

Задание1-3


Л. Н. Толстой

«Детство» (отрывки)

С. 48-51

С.13-14

С.48-51

Задание 4


И. А. Бунин

«Детство»

С. 52


С.15-16

С.52


Марк Твен

«Великолепный маляр»

С. 53-63

Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков

Лоцман,ярд. Фут. Мулат, масса, алебастр, швартов, гуделка, миля, омнибус, монблан

С.16

С.53-63

Задание 3,6,7


Марк Твен

«Великолепный маляр»

С. 53-63

С.17

С.53-63

пересказ


Внеклассное чтение

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Формирование умений с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей


С.17 (4)

пересказ


В. А. Солоухин

«Ножичек с костяной ручкой»

С. 64-71

Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков

Судорожно. Жалок. Рвение, отверженность

С.19

С.64-71

Задание 4, 5, 7а


В. А. Солоухин

«Ножичек с костяной ручкой»

С. 64-71

С.20

С.64-71

Пересказ., задание 7б


М. И. Цветаева

«Наши царства

С. 72-73

Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора


С.21-22

С.72-73


Р. Л. Стивенсон

«Страна кровати»

С.74-75



С.22-23

С.74-75

наизусть


А. П. Чехов

«Мальчики»

С76-86

Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов

Розвальни, башлык, бизон, пампасы, мустанг, москит, термит, урядник


С76-86

Задание 5,6

Разделить рассказ на части


А. П. Чехов

«Мальчики»

С76-86

С.24

С76-86

Задание 3, 8


Контроль тех. чтения

А. П. Чехов

«Мальчики»

С76-86

С.25

С76-86

пересказ





УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (6 ч)


Р. Э. Распе

Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

С. 91-97

Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора

барон


С.91-97


Р. Э. Распе

Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

С.91-97



С.27-28

С.91-97 пересказ


Д. Свифт

Главы из книги «Путешествия Гулливера»

С.98-108

Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему

Бриг


С.98-108

Задание 2, 3


Д. Свифт

Главы из книги «Путешествия Гулливера»

С. 98-108

С.29

С.98-108 пересказ


Внеклассное чтение

Т. Крюкова

«Хрустальный ключ»

С.109-118

Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его

Грифон, вепрь


С.109-118


Внеклассное чтение

Мои любимые книги

С.119-122

Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение


С.8, 26

С.119-122







Список дополнительной литературы.

1.Тексты для проверки техники чтения.

2.Хрестоматия для 4 класса

3. Внеклассное чтение 4 класс

4. Интернет ресурсы.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров