Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа.
Рабочая программа соответствует:
-
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях;
-
примерной программе начального общего образования по литературному чтению (базовый уровень);
-
авторской программе по литературному чтению для четырехлетней начальной школы в Образовательной системе «Планета знаний», автор Э.Э.Кац, «Издательство Астрель» 2011 г.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, календарно-тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Содержание обучения.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Мифы (6 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (11 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (8 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (15 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (5 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле (9 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (7 ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (6 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (13 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства (16 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (6 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Цели и задачи.
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
Место предмета.
На изучение курса «Литературное чтение» в4 классе отводится:
всего: на 102 часа в учебный год (3 часа в неделю)
в том числе: на проведение уроков проверки техники чтения – 3 часа.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные.
У учащихся будут сформированы:
-
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-
Способность к самооценке;
-
Чувство сопричастности с жизнью своего народа и родины, осознание этнической принадлежности;
-
Представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
-
Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
-
Регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
-
Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
-
Эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-
Познавательная мотивация учения;
Могут быть сформированы:
-
Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
-
Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
-
Толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
-
Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов в минуту, про себя – примерно 120 слов в минуту);
-
Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
-
Прогнозировать содержание произведения по его заглавию и иллюстрациям;
-
Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
-
Различать последовательность событий и последовательность их изложения;
-
Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения теста с помощью учителя, формулировать вопросы к о всему тексту и отдельно к его частям;
-
Пересказывать текст сжато, подробно, выборочно с включением описаний, заменой диалога повествованием, с включением рассуждения;
-
Обращаться я к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
-
Составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам, ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
-
Соотносить поступки героев с нравственными нормами;
-
Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
-
Высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
-
Высказывать своё отношение к героям и к авторским позициям в письменной и устной форме;
-
Создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
-
Читать по ролям художественные произведения;
-
Создавать текст на основе плана;
-
Придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
-
Писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
-
Участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
-
Создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
Создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
-
Создавать иллюстрации к произведениям;
-
Создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
-
Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально – смысловые значения;
-
Определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
-
Выделять слова а втора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
-
Вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
-
Определять отношение автора к персонажам, рассказывать как оно выражено;
-
Различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка 0 басня, сказка – былина и др.);
-
Находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
Делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-
Создавать прозаический и поэтический тест по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Метапредметные.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
Учащиеся научатся: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
-
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
-
Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-
Вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
-
Учащиеся получат возможность научиться:
-
Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
-
Самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
-
Планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные.
Учащиеся научатся:
-
Находить нужную информацию, использовать словари, помещённые в учебнике;
-
Выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
-
Устанавливать причинно – следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
-
Устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и интернет;
-
Сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
-
Строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
-
Работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи)
Коммуникативные.
Учащиеся научатся:
-
Работая в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
-
Аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
-
Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
-
Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-
Владеть диалогической формой речи;
-
Корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
-
Задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Учебно-методическое обеспечение курса
Для реализации программного содержания используются:
Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 3 ч. / Э.Э.Кац. – Издательство «Астрель», 2011.
Литературное чтение: рабочая тетрадь для 4 класса: в 3 ч. / Э.Э.Кац. – М.: Астрель, 2012.
Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование /Э.Э Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема урока |
Цель урока |
Словарные слова |
Стр. рабочей тетради |
Д\з |
|
Мифы ( 6 часов) |
|||||||
|
. |
Мифы. С.4-5 |
Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации. |
Мифы |
|
С.4-5 |
|
|
|
Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты» С. 5—7 |
Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов |
Шумерские мифы |
С.3-4 |
С. 5—7 |
|
|
|
Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо» С.8-11 |
Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов |
Древнегреческие мифы |
С.5-6 |
С.8-11 |
|
|
|
Внеклассное чтение Мифы Древней Греции С. 18—20 |
Формирование умения представлять сборник мифов, характеризовать понравившихся героев |
|
|
С. 18—20 |
|
|
|
Славянские мифы. Колыбельная песня. С. 12—15 |
Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры |
Славянские мифы. |
С.7-8 |
С. 12—15 |
|
|
|
Поэтические приемы, пришедшие из мифов А. В. Кольцов «Урожай» С. 16—17 |
Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора) |
Поэтические приемы, пришедшие из мифов |
С.8-9 |
С. 16—17 |
|
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (11 ч) |
|||||||
|
|
Народные сказки С. 21—22 |
Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт |
|
|
С. 21—22 Отвечать на вопросы |
|
|
|
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34
|
Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения |
Скатный жемчуг |
|
С. 23—34 Отвечать на вопросы |
|
|
|
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34 |
Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения |
|
С.10-11 |
С. 23—34 Составить план |
|
|
|
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34 |
Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения |
|
|
С. 23—34 пересказ |
|
|
|
Вводный контроль
«Находчивый солдат» (русская народная сказка) С. 35—37
|
Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его
|
Палаш, штурман, гауптвахта |
С.12 |
С. 35—37 Отвечать на вопросы 1,2. |
|
|
|
«Мужик и царь» (русская народная сказка) С. 38—41 |
Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его |
Целовальник, матерый |
С.13 |
С. 38—41 |
|
|
|
«Портной и царь» (армянская народная сказка) С. 42—46 |
Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей |
|
С.14-15 |
С. 42—46 |
|
|
|
«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) С. 47—53 |
Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами |
Мессина, камердинер |
|
С. 47—53 |
|
|
|
«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) С. 47—53 |
Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами |
Мессина, камердинер |
|
С. 47—53 Отвечать на вопросы 3,4 |
|
|
|
«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) С. 47—53 |
Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами |
Мессина, камердинер |
С.16-17 |
С. 47—53 пересказ |
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки народов мира С.54-64 |
|
Лиходейка |
|
С.54-64 |
|
БЫЛИНЫ (8 ч) |
|||||||
|
|
Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» С. 66—71 |
Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. |
Гусли, калики перехожие, околица, пожня, тын, палица, стольный |
|
С. 66—71 Выраз. чтение |
|
|
|
Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» С. 66—71 |
Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. |
Гусли, калики перехожие, околица, пожня, тын, палица, стольный |
С.19 |
С. 66—71 Отвечать на вопросы 2,3,4 |
|
|
|
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81 |
Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев |
Дородный, заутреня, обеденка, заколодела, замуравела, покляпыя, верста, сыть, косица, палата, на пяту, подколенный, откулешный, околенки |
|
С. 72—81 Отвечать на вопросы 3,4,5 |
|
|
|
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81 |
С.20 |
С. 72—81 Отвечать на вопросы 8 |
|||
|
|
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81 |
С.21 |
С. 72—81 Фрагмент былины наизусть |
|||
|
|
А. К. Толстой «Илья Муромец» С. 83—85 |
Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев |
|
|
С. 83—85 |
|
|
|
Внеклассное чтение Былины о русских богатырях Н.Н. Асеев «Илья» С.88 |
Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев |
|
|
С.88 |
|
|
|
Внеклассное чтение Былины о русских богатырях Н.Н.Асеев « На заставе богатырской» С.89-93 |
Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев |
Чуженин |
|
С.89-93 |
|
|
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (15ч) |
||||||
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 |
Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу |
Аршин, сватья, перенять, гульлива, зыбь |
|
С. 94—105 Выраз. чтение |
|
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 |
С.23-24 |
С. 94—105 Вопросы 2,3 |
|||
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 |
С. 25 |
С. 94—105 вопрос 4 |
|||
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 |
|
С. 94—105 Отрывок наизусть |
|||
|
|
Внеклассное чтение Сказки В. Гауфа
|
Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения создавать письменные аннотации прочитанных произведений |
|
|
сказки |
|
|
|
Н. С. Гумилев «Маркиз де Карбас» С. 106—109 |
Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека |
Маркиз, рига, маркизат |
С.26-27 |
С. 106—109 Отвечать на вопросы |
|
|
|
К. Чапек «Случай с русалками» С. 110—116 |
Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям |
шинка |
|
С. 110—116 |
|
|
|
К. Чапек «Случай с русалками» С. 110—116 |
С.28-29 |
С. 110—116 |
|||
|
|
Научно-популярные статьи С.117-122 |
|
|
С.22 |
С.117-122 |
|
|
|
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» С. 3-29 |
Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст |
|
|
С. 3-29 Выраз. чтение |
|
|
|
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» С. 3-29 |
|
С.3 (1,2) |
С. 3-29 Ответь на вопрсы |
||
|
|
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» С. 3-29 |
|
|
С. 3-29 пересказ |
||
|
|
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» С. 3-29 |
|
С. 3-4 (3,4) |
С. 3-29 иллюстрация |
||
|
|
Внеклассное чтение О. Кургузов «Телевизионные макароны» С. 32-33 |
Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии |
|
|
С. 32-33 |
|
|
|
Внеклассное чтение С.Седов «Король женится» С34-35 |
Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии |
|
|
С34-35 |
|
БАСНИ (5 ч) |
|||||||
|
|
Басни И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь» С. 39-40 |
Углубление знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении |
Прибыльно сбывать с рук |
С.5-6 |
С. 39-40 наизусть |
|
|
|
Эзоп «Ворон и Лисица» С. 43 |
|
|
С.43 Отвечать на вопросы |
||
|
|
И. А. Крылов «Ворона и Лисица» С. 44 |
вещунья |
С.6-7 |
С.44 наизусть |
||
|
|
И. А. Крылов «Любопытный» С. 40-41 |
Кунсткамера, таровата |
С.9-10 |
С.40-41 |
||
|
|
Внеклассное чтение Басни С.47-52 |
Формирование умений представлять сборники произведений, создавать собственные произведения на темы морали басен |
|
|
С.47-52 |
|
СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (9 ч) |
|||||||
|
|
Ю. Яковлев «Мама» С. 56-58 |
Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста |
|
С.11-12 |
С. 56-58 |
|
|
|
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» С. 58-59 |
Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение |
Сладостный, сага. чело |
С.12-13 |
С. 58-59 |
|
|
|
С. А. Есенин «С добрым утром!» С. 61-62 |
Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть |
Затон, брезжит |
С.с.14-15 |
С. 61-62 |
|
|
|
Внеклассное чтение Стихотворения С. А. Есенина |
Формирование интереса к связи литературы и музыки. Выявление языковых средств, определяющих музыкальность литературного произведения |
|
|
наизусть |
|
|
|
М. М. Пришвин «Моя родина» С. 62-65 |
Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему. |
Агроном, становой пристав |
С.15-16 |
С. 62-65 |
|
|
|
И. Северянин «Запевка» С. 66-67 |
Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту |
|
С.18 |
С. 66-67 |
|
|
|
И. С. Никитин «Русь» С. 67-70 |
Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему |
романс |
|
С.67-70 Отвечать на вопросы |
|
|
|
И. С. Никитин «Русь» С. 67-70 |
|
С.19 |
С.67-70 Отрывок наизусть |
||
|
|
Контроль тех. чтения Внеклассное чтение Любимые стихотворения С.72-74 |
Приобретение знаний о лирическом произведении. Формирование умения сопоставлять произведения на одну тему |
Погост, обитель |
|
С. 72-74, выраз. чтение |
|
О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (7 ч) |
|||||||
|
|
«Повесть временных лет» А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 75-82 |
Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов |
Хозары, цареград, жребий, пращ, отрок, попона, курган, тризна, секира |
|
С. 75-82 Отвечать на вопросы 1-4 |
|
|
|
«Повесть временных лет» А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 75-82 |
|
С. 75-82 Отвечать на вопросы 5-7 |
|||
|
|
«Повесть временных лет» А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 75-82 |
С.20 |
С. 75-82 Отрывок наизусть |
|||
|
|
Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» С. 83-84 |
Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения |
Ярлык, воевода |
|
С. 83-84 Выраз. чтение |
|
|
|
И. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» С. 85-89 |
Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения |
Лях, сарматы, гумно, москаль, жупан, вотще, захолустье, мнить |
С.21 |
С. 85-89 Отвечать на вопросы |
|
|
|
И. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» С. 85-89 |
С.22 |
С. 85-89 Отрывок наизусть |
|||
|
|
Картинная галерея В. В. Маторин «Дмитрий Донской» Внеклассное чтение Ф. Н. Глинка «Москва» С. 90-93 |
Обогащение знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять эмоционально-смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы. Развитие умения находить необходимую информацию |
Посад, хартия |
|
С. 90-93 наизусть |
|
ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (6 ч) |
|||||||
|
|
А. А. Ахматова «Мужество» С. 94-95 |
Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью |
|
С.23-24 |
С. 94-95 наизусть |
|
|
|
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 96-105 |
Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений |
Чураться, покуситься, постой, комендатура, парабеллум |
|
С. 96-105 Отвечать на вопрос 1 |
|
|
|
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 96-105 |
С.24 (1-2) |
С. 96-105 Отвечать на вопрос 6-7 |
|||
|
|
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 96-105 |
С. 25 (3-4) |
С. 96-105 пересказ |
|||
|
|
А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» С. 105-107 |
Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения |
бедовый |
С.25-26 |
С. 105-107 Выраз. чтение |
|
|
|
Внеклассное чтение Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне С.108-109 |
Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию |
лафет |
|
Наизусть стих. о войне |
|
О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (13 ч) |
|||||||
|
|
А. А. Фет «На рассвете» С. 110-111 |
Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа |
сень |
С.27-28 |
С.110-111 |
|
|
|
И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...» С. 111-113 |
Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению |
гон |
С.28-29 |
С.111-113 Задание 6 |
|
|
|
Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок) С. 113-115 |
Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям |
Корчить, аркан, роковой |
С.30 |
С.113-115 Задание 4. |
|
|
|
Внеклассное чтение Музыка и литература
С.116-120 |
Формирование умений сопоставлять впечатления, вызванные разными видами искусства; определять авторскую позицию; передавать в процессе чтения собственные переживания, вызванные произведением |
|
С.8, 17 |
С.116-120 |
|
|
|
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» С4-15 |
Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме |
Симфоническая музыка |
|
С. 4-15 Задание 2, 6, 8 |
|
|
|
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» С. 4-15 |
С.3-4 |
С. 4-15 Задание 9 |
|||
|
|
А. Н. Майков «Мать» С. 15-17 |
Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему |
|
С.4-5 |
С.15-17 Выраз. чтение |
|
|
|
Х. К. Андерсен «Соловей» С.18-32 |
Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения |
Богадельня, бонза,капельмейстер, кокетничать,обаяние |
|
С.18-32 Выраз. чтение |
|
|
|
Х. К. Андерсен «Соловей» С.18-32 |
Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения |
С.6 |
С.18-32 Отвечать на вопросы |
||
|
|
Х. К. Андерсен «Соловей» С.18-32 |
Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения |
С.7 |
С.18-32 пересказ |
||
|
|
Внеклассное чтение Х. К. Андерсен «Снежная королева» |
Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию произведения |
|
С.9 |
Пересказ сказки |
|
|
|
А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» С. 33 |
Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром |
|
С.9 |
с.33 |
|
|
|
Картинная галерея И. И. Шишкин «Рожь» Внеклассное чтение А. Блок «Летний вечер» С. 35-39 |
Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником |
Межа, жница |
|
С.35-39 |
|
МИР ДЕТСТВА (16 ч) |
|||||||
|
|
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» С. 42-47 |
Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному |
Вирши, умиление, мякина, нега, лава, оскома, содом, вестимо |
С.10-11 |
с.42-47 отвечать на вопросы |
|
|
|
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» С. 42-47 |
С.12 |
С.42-47 наизусть отрывок |
|||
|
|
Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях |
Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений |
|
|
Стихи о детях |
|
|
|
Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки) С. 48-51 |
Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей |
Повесть, маман, |
|
С. 48-51 Задание1-3 |
|
|
|
Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки) С. 48-51 |
С.13-14 |
С.48-51 Задание 4 |
|||
|
|
И. А. Бунин «Детство» С. 52 |
|
С.15-16 |
С.52 |
||
|
|
Марк Твен «Великолепный маляр» С. 53-63 |
Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков |
Лоцман,ярд. Фут. Мулат, масса, алебастр, швартов, гуделка, миля, омнибус, монблан |
С.16 |
С.53-63 Задание 3,6,7 |
|
|
|
Марк Твен «Великолепный маляр» С. 53-63 |
С.17 |
С.53-63 пересказ |
|||
|
|
Внеклассное чтение Марк Твен «Приключения Тома Сойера» |
Формирование умений с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей |
|
С.17 (4) |
пересказ |
|
|
|
В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» С. 64-71 |
Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков |
Судорожно. Жалок. Рвение, отверженность |
С.19 |
С.64-71 Задание 4, 5, 7а |
|
|
|
В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» С. 64-71 |
С.20 |
С.64-71 Пересказ., задание 7б |
|||
|
|
М. И. Цветаева «Наши царства С. 72-73 |
Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора |
|
С.21-22 |
С.72-73 |
|
|
|
Р. Л. Стивенсон «Страна кровати» С.74-75 |
|
С.22-23 |
С.74-75 наизусть |
||
|
|
А. П. Чехов «Мальчики» С76-86 |
Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов |
Розвальни, башлык, бизон, пампасы, мустанг, москит, термит, урядник |
|
С76-86 Задание 5,6 Разделить рассказ на части |
|
|
|
А. П. Чехов «Мальчики» С76-86 |
С.24 |
С76-86 Задание 3, 8 |
|||
|
|
Контроль тех. чтения А. П. Чехов «Мальчики» С76-86 |
С.25 |
С76-86 пересказ |
|||
|
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (6 ч) |
||||||
|
|
Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» С. 91-97 |
Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора |
барон |
|
С.91-97 |
|
|
|
Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» С.91-97 |
|
|
С.27-28 |
С.91-97 пересказ |
|
|
|
Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера» С.98-108 |
Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему |
Бриг |
|
С.98-108 Задание 2, 3 |
|
|
|
Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера» С. 98-108 |
С.29 |
С.98-108 пересказ |
|||
|
|
Внеклассное чтение Т. Крюкова «Хрустальный ключ» С.109-118 |
Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его |
Грифон, вепрь |
|
С.109-118 |
|
|
|
Внеклассное чтение Мои любимые книги С.119-122 |
Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение |
|
С.8, 26 |
С.119-122 |
Список дополнительной литературы.
1.Тексты для проверки техники чтения.
2.Хрестоматия для 4 класса
3. Внеклассное чтение 4 класс
4. Интернет ресурсы.
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Рисование газетами как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре