В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»

Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа соответствует:

  1. федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству в образовательных учреждениях;

  2. примерной программе начального общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень);

  3. авторской программе «Изобразительное искусство» для 4 класса (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.).


Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, при­мерное распределение учебных часов по разделам про­граммы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебно­го материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.


Содержание обучения.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности посредством образного отражения предметов и явлений.

Рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть др.

Содержание программы.


РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (рисунок и живопись) (12 ч)

Рисование с натуры отдельных предметов, а также групп предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям:

1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта)

2) фронтальная перспектива

З) угловая перспектива.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.


РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (композиция) (8 ч.)

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1 —3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведении (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и световых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.


ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА (7 ч.)

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки прялки и т. д.).


ЛЕПКА(2 ч.)

Лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда человека: «Сталевар», «Кузнец», «Строитель», «Пожарник» и т. п.

Лепка героев русских народных сказок.


АППЛИКАЦИЯ (2ч.)

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы.


БЕСЕДА ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС (3 ч.)




Цели и задачи.


Цели обучения изобразительному искусству:

  • развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • осваивать первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре;

  • овладевать элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи курса:

  • организовать и систематически развивать художественнотворческую деятельность школьников;

  • овладевать знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;

  • знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;

  • развивать художественные способности школьников, их воображение, пространственные представление, творческую активность;

  • повышать уровень художественной образованности школьников ;

  • расширять круг знаний об искусстве, развивать умения и навыки изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;

  • воспитывать интерес и любовь к искусству;

  • формировать художественно-творческую активность школьников.


Место предмета.

На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится:

всего: 1 час в неделю – 34 часа в год


Результаты.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);

  • термины: « эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;

  • начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;

  • начальные сведения о видах современного декоративно- прикладного искусства;

  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые от ношения, выделение главного центра;

  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

  • деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

  • изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).


К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

  • чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

  • передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;

  • использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства о аппликациях и коллективных мозаичных панно;

  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.


Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и понимать:

  • - основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • - известные центры народных художественных ремёсел России;

  • - ведущие художественные музеи России;


Уметь:

  • - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • - сравнивать различные виды изобразительного искусства ( графики, живописи, декоративно — прикладного искусства);

  • - использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - самостоятельной творческой деятельности;

  • - обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.



Список учебно-методического обеспечения курса.

1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс Дрофа Москва 2011 г.


2. В.С. Кузин Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство» рабочая тетрадь для 4 класса Дрофа Москва 2011 г.













В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.



Дата

Тема

Цель

Форм контроля

Терминология, понятия

1


Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж».

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

пейзаж

2


Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде».

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Мозаика панно



3



4


Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Натюрморт



5








6


Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Муляжи натюрморт

7


Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки.

Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки.

Практическая работа

перспектива

8


Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.

Формирование начальных представлений о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара.

Практическая работа

Свет, полутень, тень, собственная тень, падающая тень, блик, рефлекс

9


Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

Жанр, перспектива, пейзаж

10


11


Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Формирование элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков.

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции

12


Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.

Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции, скатывание, вдавливание, прищипывание

13


Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)

Формирование графических умений и навыков; развитие зрительной памяти умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций особенностей формы животного.

Практическая работа

пропорции

14


Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка)

Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

пропорции

15


16



Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Практическая работа

Хохлома, Гжель, Палех, Городец

17


Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Практическая работа

иллюстрация

18


19


Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

20


Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества

Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления.

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

21


Рисование с натуры или по памяти современных машин.

формирование графических навыков в передаче пространственного расположения группы предметов

Практическая работа

Конструкция, кабина, кузов, обод

22


Рисование народного праздника «Песни нашей Родины».

Развитие интереса и любви к народным традициям.

Практическая работа

Крещение, Рождество, Масленица

23



24


Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа

Традиции, обряд

25


Рисование с натуры и по представлению животных и птиц.

Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

пропорции

26



27


Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения

Практическая работа

Пропорции, сюжет

28




29


Тематическое рисование «Закат солнца».

Формирование умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.

Практическая работа

Жанр, перспектива, пейзаж

30


Люди труда в изобразительном искусстве.

Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

Практическая работа

Инструменты , композиция

31



32


Составление мозаичного панно «Слава труду».

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Эскиз, панно

33


Аппликация «Орнаменты народов мира».

Развитие творческого воображения, изобразительных навыков.

Практическая работа

Компоновка, орнамент, элемент

34


Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.

Формирование интереса к произведениям искусства.

Практическая работа

































Дата

Тема урока

Цель урока


Оборудование

Задание на урок

Дом. задание




1



Многоцветье мира и три основные краски.


Познакомить учащихся с терминами «основные» и «составные» цвета.

Альбом, краски,

кисть, яркие цветы,

цветовой круг.

Рисование поляны цветов, вид сверху.


Наблюдение за красками в жизни.


2





Пять красок - богатство

цвета и тона.



Продолжить работу по овладению кистью и смещением цветов.

Альбом, краски, кисть, картины с изображением природы.

Рисование природной стихии (деревья, горы дома)


«Краски» в детских книжках.




3





Выразительные возможности других материалов - пастель и цветные мелки.

Познакомить учащихся с сухими материалами, с работой цветными мелками.

Альбом, цветные мелки.



Изображение осеннего леса по памяти.


Найти иллюстрации в журналах.



4




Выразительные возможности аппликации.


Воспитывать умение работать коллективно, ценить труд одноклассников.

Ватман, цветная бумага.



Выполнение коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.

Найти репродукции на тему осени.



5





Выразительные возможности графических материалов.

Объяснить отличие живописи от графики, рассказать о графических материалах.

Ватман, тушь, палочка.



Изображение зимнего леса.



Подобрать одноцветные рисунки.



6


Выразительные возможности бумаги.

Познакомить с приемами работы с бумагой.

Бумага, клей, ножницы.

Создание игровой площадки для зверей.

Узнать о материалах для строительства.

7


Выразительный материал для работы в объеме (пластилин, глина).

Познакомить учащихся с терминами «скульптура» и «скульптор»


Доска, пластилин, стека.

Лепка животных.

Понаблюдать за животными.

8


Обобщение по теме: «Чем и как работают художники».

Повторить все виды искусства, с которыми познакомились.

Бумага, клей, серпантин, конфетти.

Изображение праздничного города.

Написать чем еще работают художники.

9


Изображение и реальность.

Познакомить детей с тремя братьями-мастерами.

Тонированная бумага,

краски, модель человека.

Изображение человека в движении.

Увидеть на улице работу мастеров.

10


Изображение и фантазия.

Продолжить знакомство с мастером изображения.

Альбом, краски, фото деревянной и каменной резьбы.

Изображение сказочных птиц, животных.

Сочинить историю о фантастическом звере.

11


Украшение и реальность.

Показать связь изображения и украшения.

Лист цветной бумаги, краски.

Украшение листа листьями и цветами.

Где используются украшения.

12


Украшение и фантазия.

Показать, что украшения бывают и фантастическими.

Шаблоны кокошников и воротничков, краски.

Украшение кокошников.

Что в жизни делает мастер постройки.

13


Постройка и реальность.

Познакомить с мастерами построек – архитекторами.

Бумага.

Моделирование из бумаги подводного мира- медуз, рыб, водорослей.

Отыскать объемные конструкции.

14


Постройка и фантазия.

Показать разнообразие построек

Научить фантазировать.

Бумага, клей.

Создание макетов фантастических конструкций.

Подобрать сказочные конструкции.

15


Реальность и фантазия- источник творчества.

Повторить все изученное о братьях-мастерах.

Бумага.

Конструирование в объеме бабочки.

Украшение конструкций.

16


Братья-мастера всегда работают вместе.

Обобщить ранее изученное.

Бумага.

Конструирование фонарика.

Зачем строят и украшают.

17


Выражение характера изображаемых животных.

Дать понятие, что все живое имеет свой образ, характер, настроение.

Темная бумага, светлая гуашь.

Изображение зверя.

Подобрать изображение животных.

18


Выражение характера человека в изображении (женский образ).

Дать понять, что человек красив не внешностью, а внутренним миром.

Альбом, гуашь или мелки.

Изображение доброй и злой женщин.

Найти женские образы.

19


Выражение характера человека в изображении (мужской образ).

Воспитывать у мальчиков мужские качества.

¼ ватмана, гуашь, картина «Богатыри» и «Кощей Бессмертный».

Изображение доброго и злого воина.

Найти мужские образы.

20


Образ человека и его характер (в объеме).

Научить отличать живопись и графику от скульптуры.

Пластилин, доска.

Создание доброго и коварного героев.

Подобрать изображение скульптуры.

21


Изображение природы в разных состояниях.

Обсудить контрастные состояния природы.

Альбом, краски, кисть, картины «Девятый вал» и «Восход солнца у берегов Ялты».

Море ласковое, море бурное.

Найти стихотворение о природе.

22


Выражение характера человека через украшение.

Дать понятие, что украшение характеризует своего хозяина, выражает его характер.

Заготовки сундучков и воинских доспехов, гуашь.

Украшение картонных доспехов и сундучков.

Украшение в праздник и в будни.

23


Выражение намерений через украшение.

В цветовой характеристике образа значение имеет пропорциональное соотношение цвета.

Альбом, краски, кисть, корабль.

Украшение парусов и кораблей.

Подбор предметов декоративно-прикладного искусства.

24


Образ здания и его назначение.


Конструкция здания зависит от того, с какой целью и для кого оно построено.

Пластилин, картон, пустые банки, коробки.

Конструирование зданий.

Изображение древних зданий.

25


Создание дома для сказочных героев.

Дать представление об отличии сказочного дома от простого.

Пластилин, доска, стека.

Лепка сказочного дома.

Подбор иллюстраций.

26


Обобщение по теме: «О чем говорит искусство».

Во всех видах худ. деятельности три мастера дополняют работу друг друга.

Карточки с вопросами, детские работы.

Игра «Экскурсовод» и «Экзамен».

Изображение сказочных героев.

27


Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

Усвоение первичных представлений о выразительных средствах искусства.

Альбом, краски, большая кисть.

Изображение угасающего вечернего костра.

Теплые и холодные цвета.

28


Глухие и звонкие цвета.

Дать представление о природных истоках творчества художника.

Бумага, гуашь.

Изображение весенней земли.

Как просыпается природа?

29


Линия как средство выражения. Характер линии.

Познакомить с элементами профессионального языка художников.

Альбом, краски, кисть.

Рисование с натуры ветки.

Найти линейные ритмы в жизни.

30


Линия как средство выражения. Ритм линий.

Дать первые представления о методах и средствах художественного языка.

Альбом, мелки.

Изображение весенних ручьев.

Изобр. с линейным рисунком.

31


Пятно как средство выражения.

Знакомство с линией, цветом, пятном, объемом.

Планшет, птицы.

Птицы слетаются на корм.

Иллюстрацию к книге.

32


Пропорции, выражающие характер.


Помочь осознать, что фантазия опирается на реальность.

Пластилин, доска, стека.


Лепка птиц.


Зрительный материал о птицах.


33


Цвет, ритм, композиция средства выразитель.


Расширить круг представлений об искусстве и его связи с жизнью.

Бумага, ножницы, клей.


Вырезание птиц и деревьев.


Стихотворения о весне.

34


Обобщение по теме: «Как говорит искусство».

Обобщить все ранее изученное во втором классе.

Альбом, краски, кисть.

Что мне больше понравилось.






Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос