Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа соответствует:
-
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству в образовательных учреждениях;
-
примерной программе начального общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень);
-
авторской программе «Изобразительное искусство» для 4 класса (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.).
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Содержание обучения.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности посредством образного отражения предметов и явлений.
Рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть др.
Содержание программы.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (рисунок и живопись) (12 ч)
Рисование с натуры отдельных предметов, а также групп предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям:
1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта)
2) фронтальная перспектива
З) угловая перспектива.
Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (композиция) (8 ч.)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 1 —3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведении (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и световых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА (7 ч.)
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки прялки и т. д.).
ЛЕПКА(2 ч.)
Лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда человека: «Сталевар», «Кузнец», «Строитель», «Пожарник» и т. п.
Лепка героев русских народных сказок.
АППЛИКАЦИЯ (2ч.)
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы.
БЕСЕДА ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС (3 ч.)
Цели и задачи.
Цели обучения изобразительному искусству:
-
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
осваивать первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре;
-
овладевать элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
-
организовать и систематически развивать художественнотворческую деятельность школьников;
-
овладевать знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
-
знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
-
развивать художественные способности школьников, их воображение, пространственные представление, творческую активность;
-
повышать уровень художественной образованности школьников ;
-
расширять круг знаний об искусстве, развивать умения и навыки изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
-
воспитывать интерес и любовь к искусству;
-
формировать художественно-творческую активность школьников.
Место предмета.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится:
всего: 1 час в неделю – 34 часа в год
Результаты.
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
-
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
-
термины: « эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
-
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
-
начальные сведения о видах современного декоративно- прикладного искусства;
-
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые от ношения, выделение главного центра;
-
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
-
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-
деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
-
изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
-
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
-
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
-
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
-
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
-
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
-
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
-
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства о аппликациях и коллективных мозаичных панно;
-
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и понимать:
-
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
- известные центры народных художественных ремёсел России;
-
- ведущие художественные музеи России;
Уметь:
-
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
-
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
- сравнивать различные виды изобразительного искусства ( графики, живописи, декоративно — прикладного искусства);
-
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
-
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
- самостоятельной творческой деятельности;
-
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Список учебно-методического обеспечения курса.
1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс Дрофа Москва 2011 г.
2. В.С. Кузин Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство» рабочая тетрадь для 4 класса Дрофа Москва 2011 г.
В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема |
Цель |
Форм контроля |
Терминология, понятия |
1 |
|
Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». |
Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа |
Практическая работа |
пейзаж |
2 |
|
Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». |
Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. |
Практическая работа |
Мозаика панно |
3 4 |
|
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. |
Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи |
Практическая работа |
Натюрморт |
5 6 |
|
Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». |
Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи |
Практическая работа |
Муляжи натюрморт |
7 |
|
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. |
Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. |
Практическая работа |
перспектива |
8 |
|
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. |
Формирование начальных представлений о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара. |
Практическая работа |
Свет, полутень, тень, собственная тень, падающая тень, блик, рефлекс |
9 |
|
Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». |
Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа |
Практическая работа |
Жанр, перспектива, пейзаж |
10 11 |
|
Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. |
Формирование элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков. |
Практическая работа |
Канон, модуль, пропорции |
12 |
|
Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта. |
Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека. |
Практическая работа |
Канон, модуль, пропорции, скатывание, вдавливание, прищипывание |
13 |
|
Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака) |
Формирование графических умений и навыков; развитие зрительной памяти умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций особенностей формы животного. |
Практическая работа |
пропорции |
14 |
|
Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка) |
Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы |
Практическая работа |
пропорции |
15 16 |
|
Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски |
Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции |
Практическая работа |
Хохлома, Гжель, Палех, Городец |
17 |
|
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. |
Практическая работа |
иллюстрация |
18 19 |
|
Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». |
Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления |
Практическая работа |
Эпизод, эскиз, пропорции |
20 |
|
Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества |
Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления. |
Практическая работа |
Эпизод, эскиз, пропорции |
21 |
|
Рисование с натуры или по памяти современных машин. |
формирование графических навыков в передаче пространственного расположения группы предметов |
Практическая работа |
Конструкция, кабина, кузов, обод |
22 |
|
Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». |
Развитие интереса и любви к народным традициям. |
Практическая работа |
Крещение, Рождество, Масленица |
23 24 |
|
Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. |
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. |
Практическая работа |
Традиции, обряд |
25 |
|
Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. |
Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы |
Практическая работа |
пропорции |
26 27 |
|
Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» |
Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения |
Практическая работа |
Пропорции, сюжет |
28 29 |
|
Тематическое рисование «Закат солнца». |
Формирование умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон. |
Практическая работа |
Жанр, перспектива, пейзаж |
30 |
|
Люди труда в изобразительном искусстве. |
Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства. |
Практическая работа |
Инструменты , композиция |
31 32 |
|
Составление мозаичного панно «Слава труду». |
Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. |
Практическая работа |
Эскиз, панно |
33 |
|
Аппликация «Орнаменты народов мира». |
Развитие творческого воображения, изобразительных навыков. |
Практическая работа |
Компоновка, орнамент, элемент |
34 |
|
Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина. |
Формирование интереса к произведениям искусства. |
Практическая работа |
|
№ |
Дата |
Тема урока |
Цель урока |
Оборудование |
Задание на урок |
Дом. задание |
1 |
|
Многоцветье мира и три основные краски. |
Познакомить учащихся с терминами «основные» и «составные» цвета. |
Альбом, краски, кисть, яркие цветы, цветовой круг. |
Рисование поляны цветов, вид сверху. |
Наблюдение за красками в жизни. |
2 |
|
Пять красок - богатство цвета и тона. |
Продолжить работу по овладению кистью и смещением цветов. |
Альбом, краски, кисть, картины с изображением природы. |
Рисование природной стихии (деревья, горы дома) |
«Краски» в детских книжках. |
3 |
|
Выразительные возможности других материалов - пастель и цветные мелки. |
Познакомить учащихся с сухими материалами, с работой цветными мелками. |
Альбом, цветные мелки. |
Изображение осеннего леса по памяти. |
Найти иллюстрации в журналах. |
4 |
|
Выразительные возможности аппликации. |
Воспитывать умение работать коллективно, ценить труд одноклассников. |
Ватман, цветная бумага. |
Выполнение коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. |
Найти репродукции на тему осени. |
5 |
|
Выразительные возможности графических материалов. |
Объяснить отличие живописи от графики, рассказать о графических материалах. |
Ватман, тушь, палочка. |
Изображение зимнего леса. |
Подобрать одноцветные рисунки. |
6 |
|
Выразительные возможности бумаги. |
Познакомить с приемами работы с бумагой. |
Бумага, клей, ножницы. |
Создание игровой площадки для зверей. |
Узнать о материалах для строительства. |
7 |
|
Выразительный материал для работы в объеме (пластилин, глина). |
Познакомить учащихся с терминами «скульптура» и «скульптор» |
Доска, пластилин, стека. |
Лепка животных. |
Понаблюдать за животными. |
8 |
|
Обобщение по теме: «Чем и как работают художники». |
Повторить все виды искусства, с которыми познакомились. |
Бумага, клей, серпантин, конфетти. |
Изображение праздничного города. |
Написать чем еще работают художники. |
9 |
|
Изображение и реальность. |
Познакомить детей с тремя братьями-мастерами. |
Тонированная бумага, краски, модель человека. |
Изображение человека в движении. |
Увидеть на улице работу мастеров. |
10 |
|
Изображение и фантазия. |
Продолжить знакомство с мастером изображения. |
Альбом, краски, фото деревянной и каменной резьбы. |
Изображение сказочных птиц, животных. |
Сочинить историю о фантастическом звере. |
11 |
|
Украшение и реальность. |
Показать связь изображения и украшения. |
Лист цветной бумаги, краски. |
Украшение листа листьями и цветами. |
Где используются украшения. |
12 |
|
Украшение и фантазия. |
Показать, что украшения бывают и фантастическими. |
Шаблоны кокошников и воротничков, краски. |
Украшение кокошников. |
Что в жизни делает мастер постройки. |
13 |
|
Постройка и реальность. |
Познакомить с мастерами построек – архитекторами. |
Бумага. |
Моделирование из бумаги подводного мира- медуз, рыб, водорослей. |
Отыскать объемные конструкции. |
14 |
|
Постройка и фантазия. |
Показать разнообразие построек Научить фантазировать. |
Бумага, клей. |
Создание макетов фантастических конструкций. |
Подобрать сказочные конструкции. |
15 |
|
Реальность и фантазия- источник творчества. |
Повторить все изученное о братьях-мастерах. |
Бумага. |
Конструирование в объеме бабочки. |
Украшение конструкций. |
16 |
|
Братья-мастера всегда работают вместе. |
Обобщить ранее изученное. |
Бумага. |
Конструирование фонарика. |
Зачем строят и украшают. |
17 |
|
Выражение характера изображаемых животных. |
Дать понятие, что все живое имеет свой образ, характер, настроение. |
Темная бумага, светлая гуашь. |
Изображение зверя. |
Подобрать изображение животных. |
18 |
|
Выражение характера человека в изображении (женский образ). |
Дать понять, что человек красив не внешностью, а внутренним миром. |
Альбом, гуашь или мелки. |
Изображение доброй и злой женщин. |
Найти женские образы. |
19 |
|
Выражение характера человека в изображении (мужской образ). |
Воспитывать у мальчиков мужские качества. |
¼ ватмана, гуашь, картина «Богатыри» и «Кощей Бессмертный». |
Изображение доброго и злого воина. |
Найти мужские образы. |
20 |
|
Образ человека и его характер (в объеме). |
Научить отличать живопись и графику от скульптуры. |
Пластилин, доска. |
Создание доброго и коварного героев. |
Подобрать изображение скульптуры. |
21 |
|
Изображение природы в разных состояниях. |
Обсудить контрастные состояния природы. |
Альбом, краски, кисть, картины «Девятый вал» и «Восход солнца у берегов Ялты». |
Море ласковое, море бурное. |
Найти стихотворение о природе. |
22 |
|
Выражение характера человека через украшение. |
Дать понятие, что украшение характеризует своего хозяина, выражает его характер. |
Заготовки сундучков и воинских доспехов, гуашь. |
Украшение картонных доспехов и сундучков. |
Украшение в праздник и в будни. |
23 |
|
Выражение намерений через украшение. |
В цветовой характеристике образа значение имеет пропорциональное соотношение цвета. |
Альбом, краски, кисть, корабль. |
Украшение парусов и кораблей. |
Подбор предметов декоративно-прикладного искусства. |
24 |
|
Образ здания и его назначение. |
Конструкция здания зависит от того, с какой целью и для кого оно построено. |
Пластилин, картон, пустые банки, коробки. |
Конструирование зданий. |
Изображение древних зданий. |
25 |
|
Создание дома для сказочных героев. |
Дать представление об отличии сказочного дома от простого. |
Пластилин, доска, стека. |
Лепка сказочного дома. |
Подбор иллюстраций. |
26 |
|
Обобщение по теме: «О чем говорит искусство». |
Во всех видах худ. деятельности три мастера дополняют работу друг друга. |
Карточки с вопросами, детские работы. |
Игра «Экскурсовод» и «Экзамен». |
Изображение сказочных героев. |
27 |
|
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. |
Усвоение первичных представлений о выразительных средствах искусства. |
Альбом, краски, большая кисть. |
Изображение угасающего вечернего костра. |
Теплые и холодные цвета. |
28 |
|
Глухие и звонкие цвета. |
Дать представление о природных истоках творчества художника. |
Бумага, гуашь. |
Изображение весенней земли. |
Как просыпается природа? |
29 |
|
Линия как средство выражения. Характер линии. |
Познакомить с элементами профессионального языка художников. |
Альбом, краски, кисть. |
Рисование с натуры ветки. |
Найти линейные ритмы в жизни. |
30 |
|
Линия как средство выражения. Ритм линий. |
Дать первые представления о методах и средствах художественного языка. |
Альбом, мелки. |
Изображение весенних ручьев. |
Изобр. с линейным рисунком. |
31 |
|
Пятно как средство выражения. |
Знакомство с линией, цветом, пятном, объемом. |
Планшет, птицы. |
Птицы слетаются на корм. |
Иллюстрацию к книге. |
32 |
|
Пропорции, выражающие характер. |
Помочь осознать, что фантазия опирается на реальность. |
Пластилин, доска, стека. |
Лепка птиц. |
Зрительный материал о птицах. |
33 |
|
Цвет, ритм, композиция средства выразитель. |
Расширить круг представлений об искусстве и его связи с жизнью. |
Бумага, ножницы, клей. |
Вырезание птиц и деревьев. |
Стихотворения о весне. |
34 |
|
Обобщение по теме: «Как говорит искусство». |
Обобщить все ранее изученное во втором классе. |
Альбом, краски, кисть. |
Что мне больше понравилось. |
|
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Правила дорожного движения для старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»
- Вебинар «Вариативные формы организации музыкально-творческой деятельности детей раннего возраста на музыкальных занятиях в ДОО»