В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Мастерская «Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастерская «Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Ольга Петухова
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 3797
Краткое описание
познакомить педагогов с системно - деятельностным подходом как    методологией внеурочной деятельности ФГОС.
Описание
систематизировать знания педагогов о разных положениях в системно-деятельностном подходе.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
мастерская.doc Скачать

Мастерская

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Цель: ознакомить педагогов с системно - деятельностным подходом как методологией внеурочной деятельности ФГОС.

Задачи: 1.систематизировать знания педагогов о разных положениях в системно-деятельностном подходе.

2.активизировать творческую деятельность педагогов.

3. активизировать самообразовательную работу педагогов.

4. поделиться опытом работы с педагогами


Форма: мастерская


Тема: «Галактика внеурочной деятельности»


Категория слушателей: учителя


Эпиграф:

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.


Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер

Наглядность: презентация

Раздаточный материал: «звезды», памятки учителям, справочный материал



Ход мастерской:

1.Задание учителям: нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе. Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе. Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо через системно-деятельностный подход.

2.Вступительное слово ведущего:

Поэтому сегодня мы опять возвращаемся к ФГОС в нашей мастерской «Галактика внеурочной деятельности», вспоминаем изученное и изучаем новое. А новое для нас - это системно- деятельностный подход как методология ФГОС. А помогать нам будет сегодня Антуан де Сент- Экзюпери.

Перечитав недавно книгу А.де Сент- Экзюпери «Маленький принц», я задумалась над тем, что каждый из нас подобен вселенной со своими планетами и звездами, освещающими путь. И тогда мне захотелось поделиться с вами своими мыслями, узнать, что вы думаете о галактике своего педагогического мастерства, какая она у вас и поэтому наша сегодняшняя мастерская будет этому посвящена.

3. Задание учителям: но в начале, давайте определим само понятие: «Системно-деятельностный подход- это…» ( работа в парах)

4. Слово ведущего:

Не лишне будет напомнить основные идеи понятия

Основные идеи системно-деятельностного подхода.

Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Как указывал В.В.Давыдов, "представление о деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека …выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности». В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.



Стоит отметить, что в мировой науке отношение к термину "деятельность" неоднозначное. В английском языке слово "activity" означает любой вид практической или познавательной активности человека. Однако, как отмечал ещё А.Н.Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. В педагогике в качестве основных ("ведущих") выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции.

Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности"

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Своеобразный "ренессанс" интереса к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие.

Соединение этих подходов и является основой в ФГОС, т.е.составляет его методологию.



5.Работа со справочным материалом « Солнечная система»

А сейчас мы займемся солнечной системой

( парам учителей раздается справочный материал о системно-деятельностном подходе. В ходе изучения данного материала учителя отвечают на следуюшие вопросы:

1.ключевые слова, словосочетания ;

2.ключевые предложения;

3.ключевая мысль текста;



Справочный материал для учителей:

Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков пишет:

"…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…

По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. "Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

·    придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

·    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

·    возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

·    существенное повышение мотивации и интереса к учению;

·    обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования".

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения"

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Технология системно- деятельностного подхода. В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.

Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние не процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.

Очевидно, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации.

Теперь задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока ( через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

__________________

Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.- С.16-23.

Закон РФ "Об образовании". - М., 2008 (обязательно в последней редакции)

Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.- С.9-28.



6. Внеурочная деятельность в школе организована на основе реализации дополнительных образовательных программ. Одним из направлений программ является духовно-нравственное развитие. Мною была разработана программа дополнительного образования вокального объединения «Серебряные нотки». Слайд

Вокальное объединение «Серебряные нотки» существует третий год.
В 2010 году наша школа стала участницей всероссийской экспериментальной программы по внедрению ФГОС в учебную систему. Обучающиеся 1-3 классов посещают данный кружок.

На каждом занятии применяю все принципы системно-деятельностного подхода. Введение таких принципов дает возможность формировать умения, навыки. На занятии идет не просто репетиция (отработка песенного репертуара повторение одного и того же), а именно работа над звукообразованием, отчетливой дикции, правильного певческого дыхания. Работая в группах, в парах, обучающиеся сами определяют цели, ставят перед собой задачи, то есть ребята знают что делают, зачем делают, к чему должны прийти, чего добились. Работая в такой системе уже третий год, я добиваюсь следующих результатов: активное участие в концертной деятельности (конкурсы, фестивали, школьные мероприятия) подтверждением которых являются грамоты, сертификаты.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Сегодня я продемонстрирую фрагмент своего занятия вам.

Сейчас я исполню вам фрагмент песни в двух вариантах, а вы внимательно послушайте и определите, какой из них звучит лучше. (Исполнение фрагмента песни «Корова»).

Какой из вариантов прозвучал лучше?

А почему первый вариант прозвучал лучше, чем он отличается от второго? (непонятны слова)

Как мы должны петь? (чтобы были понятны слова)

Чему сегодня мы с вами должны научиться? (правильно петь, чтобы были понятны слова)

Мы будем учиться четкой дикции, произношению звуков для того, чтобы при исполнении песни всем был понятен текст.

Что нужно сделать для того чтобы произносимые нами слова были четкими и понятными?

Открывать широко рот, активно шевелить губами и языком, как будто мы рисуем звуки ртом. Для этого я предлагаю вам два варианта заданий, а вы выберите то задание, которое будет способствовать четкой дикции.

1 вариант: проговаривание скороговорок«Баран Буян залез в бурьян»,«На дворе трава, на траве дрова»

2 вариант: пропевание лесенки.

А теперь мы с вами поработаем в парах. Один из вас проговаривает скороговорки в быстром темпе, а другой слушает понятна лм вам скороговорка. И потом меняемся местами.

Перед тем, как приступить к разучиванию песни, нам нужно подготовить свое горлышко. Для чего мы будем это делать? (чтобы все звуки звучали красиво).

Аудио-распевки.

Сегодня мы познакомимся с новой песней, а вы послушайте внимательно, и скажите, как бы вы назвали эту песню. Звучит 1 куплет и припев песни «Корова в гости шла»

О чем рассказывается в песне? Есть ли в песне непонятные вам слова? (Трофарева- название района).

Как бы вы ее назвали?

- начинаем разучивать в медленном темпе, выдерживая заданный ритм;

- сейчас, работая в паре, вы поочередно пропеваете куплет песни по одной строчке, проверяя друг друга, понятны ли вам слова песни;

- разучивание припева в медленном темпе;

- теперь мы должны поделиться на группы. Одна группа поет куплет, а вторая припев, оценивая при этом исполнение каждой группы, отчетливо ли произносятся звуки.

Оцените свою деятельность и деятельность группы.

Пропевание выученного куплета и припева.

Получилось ли у нас исполнить песню красиво и правильно? Чему вы сегодня научились? Что вам больше всего понравилось делать на занятии?



7. «Звезды- афоризмы»: порой нам очень хочется взглянуть на небо и увидеть яркие и всегда притягательные для нас звезды- наших выпускников. И ожидание нас не обмануло. Для нас засияли, протягивая к нам свои лучики звезды- афоризмы. Выберите себе звезду- афоризм и напишите свою фразу, которая у вас появилась ( индивидуальная работа).

Звезды- афоризмы:

- если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь

- ты навсегда в ответе за тех, кого учишь

- у каждого человека свои звезды

- должна же я стерпеть двух- трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками

- у людей не хватает времени что-либо узнавать.

( ведущий делает выводы о том, что учиться учителю необходимо в течение всей жизни, применять тот подход в обучении, который является способным развить ученика в соответствии с современным социальным заказом общества).

8. Рефлексия: Письменно ответьте на вопросы:

1.Какой момент мастерской был значимым и почему?

2.Как повлияла мастерская на ваши знания о системно - деятельностном подходе в обучении?





9. Вывод и ведущий дарит всем учителям звездочки ( пусть каждый день в школе вам напоминает, что у каждого человека есть своя галактика. И наша задача- помочь ребятам в их трудном пути во вселенной, освещая нашей звездой. У человека всегда должно быть время узнавать что- то новое).

СПАСИБО!



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров