Математика
Тема урока «Составление уравнений»
4 класс
Учебник : автор Н.Б.Истомина «Математика»
Продолжительность урока 40 мин
Использования информационных технологий -мультимедийная презентация заданий
Автор Костенко Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
МКОУ Коченёвская СОШ №2 Новосибирская обл.,р.п.Коченёво
Тема урока «Составление уравнений»
Тип урока : введение нового материала
Форма организации: заочная экскурсия ( виртуальная)
Цель: введение понятия «уравнение» и создание алгоритма решения простых уравнений
Задачи:
- ввести понятия уравнение и его корень; разработать с детьми алгоритм решения уравнений; показать, что корень может быть только один;
- развитие вычислительных навыков, умения работать в сотрудничестве, математической грамотной речи, расширение кругозора,
- воспитание патриотизма, чувства гордости за родной край,
Ход урока
Деятельность учителя Этапы работы с учащимися |
Деятельность учащихся |
- Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок! Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать Чтоб за работу получать Только лишь отметку 5. - Садитесь, пожалуйста. Меня зовут……. - вы любите путешествовать? - тогда предлагаю вступить в клуб путешественников (звучит мелодия и аним. крутящ. глобусом) - для чего люди путешествуют? - в дороге путешественники ведут «заметки», поэтому мы тоже будем вести записи в ваших тетрадях. - какое сегодня число? ( 8) - дайте ему характеристику.( оно однозначное, чётное) - а ещё 8 напоминает знак бесконечности (показать на слайд) вот и сегодня мы с вами совершим путешествие в бесконечные тайны математики и узнаем одну из них. А какую, вы сами потом мне скажите. - от клуба путешественников мы получили задание: узнать о географическом объекте. Но о нём известно мало. Известно, что находится он в России- покажите на карте эту страну. - какой может быть это объект? (демонстрация объектов) - тогда я даю несколько подсказок. И просьба: оформите каждую подсказку письменно. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
я задумала число, увеличила его в 10 раз и получила 5000. какое число задумала? Как легко ответить на вопрос?
- запишите это равенство. Как найдём это неизвестное число?
- Почему будем делить?
- полученное число указывает на площадь территории,занимаемой этим объектом.- 500кв. км Есть предположения?
я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 120. какое число задумала?
- как узнали?
- это число указывает на возраст объекта. Есть предположения?
3 подсказка. фронтальый опрос
Я задумала число, уменьшила его на 1 миллион и получила вот такое число:992.048.прочитайте его.
- какое число я задумала? - как узнали?
--почему прибавляли?
- Как записали?
- это число показывает численность населения. (1.992.048 чел.)
- о каком объекте речь? -почему вы решили, что это город?
- о каком городе пойдёт речь? Трудно сказать, так как в нашей стране насчитывается ……..городов-миллионников.
- практическая задача: чтобы решить её быстрее. Поработайте в парах. мы выехали из Москвы на машине, проехав 191 км решили пересесть на самолёт. Скорость самолёта 500 км/ч. Вы летели 6 часов. какое расстояние вы преодолели на машине и самолёте вместе? В каком городе оказались?
- на каком расстоянии он находится от Москвы?
- что вы можете рассказать о своём городе? Как его ещё называют?
- любые путешественники стараются узнать что-то необычное, интересное о тех местах. Где они бывают. Такие сведения есть и о нашем городе. Называются они 7 чудес. Их объявили в день рождения города в 2009 г. (слайд )
Введение в тему.
- 1 чудо Новосибирска. Это Обское водохранилище – образованное плотиной Новосибирской ГЭС,излюбленное место для отдыха, ежегодное место для соревнований по по парусному спорту на Кубок России. О нём известно, что площадь 2400кв.км, длина – 200 км. Какова ширина? Как узнаем?
- почему будем площадь делить на длину? (знаем формулу нахождения а х в = S - записываю на доске Подставим числа. Получим: 200 х в = 2400 мы получили равенство с неизвестным числом в. В математике оно называется уравнением. (появляется запись- уравнение
Как его найдём?- надо 2400:200. так как в – это множитель. Знаем правило: чтобы найти множитель надо произведение разделить на др. множитель. Оформляем запись дальше: В= 2400:200 В=12 -вы уверены, что правильно нашли? -проверим. Как это сделать? Подставим найденное число в равенство вместо буквы в. Посчитаем. Что заметили? –обе части равны. Запишем и поставим знак равно. Все действия, которые мы совершали при нахождении числа в – называется решить уравнение.
В результате решения уравнения мы нашли это число. Оно равно 12. это число называется – корень уравнения. -вспомним, как находили число в в уравнении. 1. вспомнили компоненты действия. 2.определили неизвестный компонент 3. вспомнили правило нахождения неизвестного компонента 4. применили правило или решили уравнение 5. записываем найденное число- корень уравнения. 6. совершили проверку.
Все эти действия помогут решить любое уравнение. Это назовём памятка или алгоритм.
- вернёмся к моим подсказкам. Как можно по - другому назвать эти равенства? - только вместо окошек ,для обозначения неизвестного числа математики договорились использовать буквы латинского алфавита. Поэтому мы можем поставить любую букву. Впишите любые буквы в окошки. Например: а х 10 = 5000 х + 4 = 120 у – 1.000000=1.992.048
- Итак, какую же тайну математики мы сегодня раскрыли?
Физминутка.
Первичное закрепление.
-чтобы закрепить эту тайну выполним задание и узнаем о втором чуде Новосибирска.
2 чудо Новосибирска. Узнали? ( по слайду) - монумент славы. На 7 пилонах, высотой по 10 м высечены имена наших земляков, не вернувшихся с войны.
Решите данное уравнение и вы узнаете число павших в Великую Отечественную войну.
Х – 206 = 30.060. ( решаем коллективно, один у доски)
- мы знаем, что уравнение имеет корень. Выполнив задания в группах вы узнаете сведения о корне уравнения
Самостоятельная работа в группах.
Находят ещё 4 чуда города, работая по алгоритму. Важно выяснить, что из предложенных вариантов корней, верный только один.
- каждая группа рассказывает о своём чуде. Исследовали, что корень может быть только один. Итог урока Рефлексия. - итак, наше путешествие завершается. - какую тайну математики раскрыли? - что вам понравилось в путешествии? - что нового для себя узнали? - мне очень важно знать с каким настроением вы завершаете путешествие. Для этого выберите смайлики определённого цвета и оставьте на парте. ( -мне было всё понятно и интересно
- мне было не всё понятно, но интересно
- мне было трудно и не интересно
Домашнее задание. об остальных чудесах вы узнаете самостоятельно дома.
|
Дети хором отвечают «5» - чтобы познать окружающий мир. Дети записывают дату -оно однозначное, чётное -горы, реки, моря, города…. Записать предложение равенством с окошком: задуманное число записать окошечком. Х 10 = 5000 - 5000: 10.= 500 неизвестное число – это множитель. Чтобы его найти, надо произведение разделить на др. множитель. - пока нет. - 116. - 120 – 4 = 116. - неизвестное число слагаемое. Чтобы узнать слагаемое, надо от суммы вычесть др. слагаемое. -вспомин.порядк.счёт. 1.992.048. 1000000+992.048 - 1.992.048 – 1.000.000 =.992.048 - это город -большая численность Дети работают по Конт.картам. - в Новосибирске 3.191 км - столица Сибири (сердце Сибири) - 12 км. 2400 : 200 = 12 ширина –неизвестное число. Мы знаем, чтобы найти площадь надо а х в.Запишем формулу. Ширина – это множитель. Чтобы найти неизвестный множитель. Надо произведение разделить на др. множитель. - уравнения самостоятельно вписывают буквы дети читают полученные уравнения уравнения Индивидуальные интегрированные задания по карточкам |
Приложение 1 Алгоритм решения уравнения
y + 439 = 811 |
||
1 |
Вспомнить компоненты действия данного уравнения |
Слагаемое, слагаемое, сумма |
2 |
Определить неизвестный компонент |
Неизвестный компонент – слагаемое. |
3 |
Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента |
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. |
4 |
Применить правило и найти неизвестный компонент |
811 – 439 = 372 |
5 |
Записать корень уравнения. |
y = 372 |
Литература:
-
Н.Б.Истомина «Методические рекомендации к учебнику математики»
-
Журналы «Начальная школа»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО