В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа для 1 класса УМК Гармония

Файл прикреплен к материалу: Программа для 1 класса УМК Гармония
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЖИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

ШМО учителей начальных классов

Протокол № __ от 30.08.2011г.

Руководитель ШМО

_____________________

Назарова О. В.

Согласовано

на заседании

Методического Совета

Протокол № __ от 30.08.2011г.

Председатель Методического Совета ________________

Козлова Е. Н.

Утверждаю

Директор МОУ

Ажиновской СОШ

Огнищев В. И.

______________

Приказ № ___ от 30.08.2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

1 КЛАСС

2011 – 2012 учебный год



Составитель:

Назарова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

стаж работы 23 года




х. Ажинов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по предмету «Технология» 1 класс

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения начального общего образования.

Примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 г. с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

Авторской программы Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность», соответствующей федеральному государственному стандарту начального образования.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс.

Общая характеристика учебного предмета

В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн – это вид человеческой деятельности, направленной на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек, независимо от образа жизни и профессии, является «пользователем» этой среды, поскольку проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, современным школьникам необходимо получить образование в данной части.

Поскольку на уроках ручного труда ученики обычно создают вещи для практического применения, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучиванию специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей и о самых общих правилах и требованиях, которые мы к ним предъявляем и которые следует учитывать при их производстве и использовании.

. Данный учебный курс объективно имеет безусловную мировоззренческую, духовно-нравственную направленность.

Кроме того, предлагаемый курс является комплексным и интеграционным в самом глубоком смысле; он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты образования: ведь каждая вещь продумывается с точки зрения рациональности конструкции и с точки зрения внешней выразительности.

Более интенсивное развивающее воздействие курса «Художественно-конструкторская деятельность» обеспечивается также тем, что он разработан с учетом современных научных данных о роли предметной преобразующей деятельности в развитии личности.

Курс построен таким образом, чтобы практическая деятельность учеников не была изолирована от умственной. Именно практическая деятельность позволяет «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий.

Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет занимать значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надежное овладение приемами практической деятельности.

Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском подходе она составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.

Основные содержательные линии

С учётом специфики данного учебного предмета в программе выделены следующие содержательные линии:

- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

- Конструирование и моделирование.

- Практика работы на компьютере (использование информационных технологий).

Цели программы

  • активизация познавательной деятельности и углубление общего образования;

  • предоставление возможности самореализации и социальной адаптации личности;

гармонизация развития личности

Задачи программы

  • Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

  • Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира;

  • Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

  • Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, моторики и прочих) через формирование практических умений;

  • Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

  • Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.



Основные задачи программы «Художественно-конструкторская деятельность»

в первом классе:

  • формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;

  • формирование умения работать с учебником;

  • привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;

  • расширение сенсорного опыта, обогащение знаниями и впечатлениями об окружающем мире;

  • развитие моторики рук, координации движений и действий;

  • формирование первоначальных приемов работы с инструментами для ручного труда;

  • практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;

  • развитие познавательных процессов;

воспитание организованности и культуры труда



Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане урок «технологии» в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего – 33 часа.

I четверть – 9 часов

IIчетверть – 7 часов

III четверть – 8 часов

IVчетверть – 7 часов

В связи с праздничными днями считать пройденный материал: 31 час.










































Содержание учебного предмета

1 класс (31 часа)


Узнаём, как работают мастера (1 час)

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Учимся работать с разными материалами (12 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Конструируем и решаем задачи (8 часов)

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» (авт. Н.М. Конышева)1

1 класс

31 час (2 урока выпадает на праздничные дни: 23 февраля и 8 Марта)





п/п

Тема урока

Задачи урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

1

Узнаём, как работают мастера (1 час)

Формирование представлений об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы. Ознакомление с основными правилами поведения и работы на уроках технологии.

Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке.

Обсудить информацию.

Рассматривать учебник и рабочие тетради.

Обсуждать содержание учебника и тетрадей.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий.

Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома.

Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку.

Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумагим, как их передавать).

***

Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

2

Учимся работать с разными материалами (12 час.)

Ознакомление с приемами лепки. Обучение изготовлению изделий из простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Формирование коммуникативных умений. Развитие тонкой моторики, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления. Формирование умения работать с учебником.


Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место.

Упражняться в подготовке пластилина к работе.

Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм.

Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия.

Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий.

Пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия.

Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место.

***

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).



Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями. Развитие тонкой моторики, моторно-двигательных умений, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления.

Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте.

Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ.

Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании.

Производить разметку бумаги способом сгибания.

Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

***

Анализировать и сравнивать образцы.

Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции.

Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

3

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 час.)

Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей – шаблоном, его назначением и приемами разметки деталей с помощью шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки. Повторение и закрепление правил безопасной и аккуратной работы с бумагой. Развитие внимания, тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.

Формирование коммуникативных навыков.

Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона.

Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром.

Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

***

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

4

Конструируем и решаем задачи (8 часов).


Ознакомление с приемами разметки симметричных деталей по шаблону и от руки. Закрепление правил и приемов вырезания деталей с криволинейным контуром. Формирование приемов анализа, сравнения, классификации. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда.

Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке.

Анализировать и сравнивать образцы по форме, цвету, расположению деталей.

Решать задачи на поиск закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование.

Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу.

***

Анализировать информацию в учебнике.

Оценивать результаты выполненной работы.



Ознакомление с различными видами наборов "Конструктор", их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки. Обогащение сенсорного опыта. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда.

Рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов "Конструктор.

Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей.

Обсуждать правила работы с наборами "Конструктор".

Упражняться в приемах сборки изделий.

Рассматривать и анализировать образцы.

***

Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям.

Производить оценку выполненной работы.





К концу первого класса учащиеся должны

Знать:

основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);

правила безопасной работы с ножницами и иглой;

правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

назначение шаблона, стеки, гладилки;

правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:

а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;

б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;

что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;

Уметь:

соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

использовать правила и приёмы рациональной разметки;

выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

плести «косичку» из трёх нитей;

пришивать пуговицы;

выполнять комбинированные работы из разных материалов;

самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;

создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.





Учебно-методический комплекс:



Конышева Н.М. Умелые руки: Учебник для I класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Конышева Н.М. Умелые руки: Тетрадь для I класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2011

Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. – М.: Флинта, 2009.

Конышева Н.М Технология – Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. – Изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.

Н. М. Конышева Образовательная область «Технология» Художественно-конструкторская деятельность. Программа и тематическое планирование

1–4 классы – Изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.













































1

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос