В
условиях здоровьеформирующей
образовательной технологии
«Забота
о физическом здоровье, более о здоровье
ребёнка, - это не просто комплекс
санитарно- гигиенических норм, не свод
требований к режиму, питанию, труду и
учёбе. Это, прежде всего забота о
гармонической полноте всех физических
и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества».
В.А. Сухомлинский.
ГКОУ
ЛО Тихвинская коррекционная школа –
интернат.
Учитель
росписи Кузовлева С.В.
Содержание.
I. Информационный блок
-
Здоровьесберегающее обучение.
-
Путь к творчеству.
-
Использование компьютера для развития воображения.
II. Теоретические и практические наработки по теме:
-
Целевая направленность педагогического процесса на творчество.
-
Творческие задания.
-
Новый «Традиционный урок».
-
Приложения.
1.Дискета. Игры по 3 темам урока, кроссворд, тематический и контрольный тест с использованием компьютерных технологий.
2. Анкета качества урока
3. Тетради-информационные справочники.
4. Тесты для проведения разминки на уроке.
5 Карточки-задания для развития воображения, фантазии.
6. Карточки для развития самостоятельности.
. 7. Конспекты уроков.
Объяснительная записка.
Представленный материал в данном методическом пособии - это теоретические и практические наработки по проблемной теме: «Развитие творчества в условиях здоровьеформирующей образовательной технологии». Материал разбит на три части.
Первая часть «Информационный блок» представляет теоретический материал по проблемной теме. Здесь можно узнать о путях к развитию творчества, о единстве здоровья и творчества, о роли компьютера в условиях Здоровьесберегающего обучения.
Вторая часть пособия содержит теоретическую информацию, подкреплённую практическими заданиями. Здесь можно познакомиться с группой творческих задач, с их применением на уроках, узнать насколько творчески проходят ваши уроки, проанализировав их по анкете «Качество урока».
Для наглядного ознакомления с творческими заданиями в пособии отведена третья часть – Приложения. Здесь можно найти: диск с играми на уроке, с использованием компьютерных технологий; карточки для развития творчества; карточки для развития самостоятельности.
Собранный материал могут использовать воспитатели во внеклассной работе с детьми, учителя рисования. Учителя начальных классов на уроках рисования могут воспользоваться предложенными играми для развития и воображения.
I. Информационный блок
1. Здоровьесберегающее обучение.
Несомненно, самая главная ценность для человека – это его здоровье. Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека. Концепция здоровьесберегающего образования включает следующие направления деятельности:
• здоровьесберегающее
обучение (построение урока на
здоровьесберегающей основе)
•
активизация физической деятельности
• соблюдение санитарно-гигиенических
норм и правил
• пропаганда здорового
образа жизни
Здоровьесберегающее
обучение направлено на -
обеспечение психического здоровья
учащихся, достигается через - учет
особенностей аудитории (изучение и
понимание человека); создание благоприятного
психологического фона на уроке;
использование приемов, способствующих
появлению и сохранению интереса к
учебному материалу; создание условий
для самовыражения учащихся; инициацию
разнообразных видов деятельности.
Приводит к - предотвращению усталости
и утомляемости; повышению мотивации к
учебной деятельности.
Здоровьесберегающее
обучение зависит от - личного примера
педагога; применения специальных
педагогических технологий, использования
эффективных средств самооценки
деятельности педагога на уроке.
2. Путь к творчеству
В современной школе достаточно широко ставится и решается задача творчества учащихся. Творчества как воплощения индивидуальности, самовыражения личности через свое собственное неповторимое отношение к миру окружающей действительности. Несомненно, что каждый ребенок имеет задатки к творчеству, но только у окружающих разное к этому отношение. Считать, что эти задатки проявятся рано или поздно сами собой, не мешать ребенку, было бы с моей стороны проявлением равнодушия и позиции стороннего непричастного к судьбе наблюдателя. Ведь совершенно очевидно, что не всякий человек может проложить дорогу к созиданию, раскрыть заложенный от природы талант, развить свои способности, тем более ребенок. Хотя есть случаи таких раскрытий, и детей, и взрослых, но наверняка любой из “раскрывшихся поздно” талантов считает, что если бы это произошло раньше, в детском возрасте, то он смог бы не просто большему научиться, а больше сделать для окружающих людей, для искусства.
В дошкольном возрасте творчество ребенка – это свобода: свобода художественного слова, воспринимаемого как устное народное творчество, свобода в изобразительной деятельности.
Школьный период творчества несет некие ограничения этой свободы – определенные условия, рамки урока.
Важнейший момент – осознание ребенком своего творчества, рефлексии, через что он понимает его значимость. Важность этого момента заключается в дальнейшем выборе пути решения данной проблемы. Пути два: лучше меньше да лучше или от души, но без соблюдения правил и грамотности.
Именно этот момент можно считать “переломным” в переходе от дошкольного творчества к школьному. Именно здесь любой педагог, учитель, воспитатель должен понимать – в основе настоящего творчества лежит знание техники работы или технический навык. Стратегия педагога – это создание условий психологической поддержки ученика через атмосферу доброжелательности и доверия, через воспитание уважения учащихся к своему труду и труду своих товарищей, помощь и личный пример педагога; соблюдение принципов: воздержание от критики, ценностное отношение к творчеству, развитие доверия собственной интуиции учащихся, развитие настойчивости в преодолении трудностей, преодоление обыденности взгляда на окружающий мир у учащихся, учение через удивление, воспитание деятельностью через три я: я – воображаю, я – созидаю, я – получаю удовлетворение от собственной деятельности (рефлексия). Особое место в стратегии педагога должно занимать знание сферы эмоций и чувств учащихся. Испытываемые ребенком гаммы положительных чувств на любом уроке снимают напряжение, расслабляют, улучшают настроение, дают заряд бодрости, влияют на процессы запоминания информации: запоминается надолго то, что эмоционально пережито, прочувствовано. В Японии уже давно существует “Культура эмоций”: чтобы нейтрализовать одну отрицательную эмоцию, необходимо испытать три положительных. Первых, стрессовых, более чем достаточно испытывает ребенок и дома, и в школе. Вторых меньше. Но пока дети – дети, они легче справляются с этим, чем взрослые. Однако отрицательные эмоции не уходят, они остаются, оседают глубже, превращаясь впоследствии в болезни. Надо научить ребенка видеть в простых вещах то, что может принести радость: в малом видеть большое, в большом малое, учить удивляться и удивлять. Стратегия очень тонко переходит в тактику – использование всего арсенала средств и приемов, “тонкостей” методики, практических упражнений в работе с учащимися. Современные технологии действительно требуют переориентации учителя из информатора в специалиста, дающего способы понимания картины мира, способы познания себя и окружающих, требуют не репродуктивного, а именно деятельного обучения. Предпочтение при этом отдается диалоговым, активным формам организации учебного процесса с акцентом на развитие у детей творческого думанья.
Творчеству, как известно, обучить невозможно, но можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться. Учить можно не только приёмам и операциям, которые принято называть “техническими”, но и способам действия, опробовав которые ребёнок подготавливает себя к творчеству. Другое условие - это применение педагогических средств пробуждения творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребёнку должно стать интересно то, что ему предстоит делать.
Кроме действий, которым надо научить детей, учебные задачи включают и создание ситуаций, пробуждающих творческую активность детей. При решении творческих задач - это обязательное условие успешного развития учеников. Цель каждой творческой задачи - хотя бы отчасти продвинуть детей к тому, чтобы уже в замысел рисунка или изделия они включали выразительные отношения художественной формы. Решая учебные и творческие задачи, дети пробуют свои возможности в изобразительном искусстве и художественном труде. Установка на пробу состоит в том, чтобы не требовать от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развитости их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. Поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства своей художественной деятельности, другие достигают этого позже, будут и такие, кто продвигается в учении очень медленно. Существенно могут отличаться успехи одних и тех же детей в освоении специфически изобразительных способов и в обучении трудовым умениям, операциям, технологиям. Всё надо обязательно учитывать.
Творческое применение знаний и умений многогранно: оно опирается на освоенные ранее мыслительные операции, полученную информацию, подкрепляется способностями и волевыми качествами, сопровождается усилением эмоций. Всюду, где только можно, учитель просто обязан будить мысль ученика, развивая у него активное, самостоятельное и творческое мышление. В философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность. Опыт творческой деятельности изначально ориентирован на каждого отдельного ученика.
Были выявлены следующие качества творческой личности:
-
умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-
умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
-
высокая работоспособность;
-
умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
-
умение защитить свои убеждения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие показатели сформированности творческих способностей школьников:
-
определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
-
уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: внимания, памяти, воображения.
По мнению психологов именно эти качества являются основой продуктивного мышления.
3.уровень развития мышления школьника, который определяется
главным образом степенью умственных действий и операций (анализ, сравнение, обобщение, классификации, абстракции, конкретизации, и т.п.).
владения обобщенными приемами познавательной деятельности, которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности.
4.владение приемами поисковой и творческой деятельности
Проблема развития творческих способностей требует длительной, целенаправленной работы.
Школа должна выполнить заказ общества – воспитать личность, желающую и умеющую заниматься творческой деятельностью.
3. Использование компьютерных технологий для развития воображения.
Одной из задач изобразительного
искусства является развитие творческого
воображения и интуиции. Никто не будет
спорить, что воображение – орудие
творчества, фантастическая человеческая
способность выражать свое отношение к
миру через собственное восприятие
окружающей действительности. Эта
способность – основа движения, основа
вдохновенного труда, и чтобы ее развить,
оградить ребенка от эмоций разочарования,
необходима чуткая помощь педагога. Эта
помощь – использование отдельных
развивающих творчество методов и
приемов. Должен быть принципиальный
взгляд на данную работу, поскольку
процесс творчества достаточно тонок и
хрупок. Проблема развития воображения
детей актуальна тем, что этот психический
процесс является неотъемлемым компонентом
любой формы творческой деятельности
человека, его поведения в целом. Как
показали исследования многих известных
ученых, психологов и педагогов, воображение
выступает не только предпосылкой
эффективного усвоения учащимися нового
учебного материала, но и является
условием творческого преобразования
имеющихся у детей знаний, способствуя
развитию личностных качеств, т.е. в
значительной степени определяет
эффективность учебно-воспитательной
деятельности в школе. Любое обучение
связано с необходимостью что-то
представить, вообразить, оперировать
абстрактными образами и понятиями. Все
это невозможно сделать без
воображения.
Наиболее успешно задания
и упражнения на развитие воображения
могут реализовываться в игре на
компьютере.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, что безусловно повышает мотивацию учащихся. Практические задания, контрольные и тематические тесты, кроссворды, презентации на компьютере, вызывают большой интерес у детей, позволяет снять страх ошибки от неправильно выполненных действий, а также страх и растерянность перед чистым листом, свойственный обычно урокам рисования. Ведь компьютер дает возможность исправить любую ошибку и вернуться к любому этапу работы. Использование компьютера на уроке рисования создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества и воображения. ( см. приложение- диск № 1)
Можно с уверенностью утверждать об эффективности развития воображения, творчества и повышении мотивации учащихся на уроках рисования с применением компьютерных технологий.
III. Теоретические и практические наработки
1. Целевая направленность педагогического процесса на творчество.
Из приведенных выше данных положений можно определить характерные признаки эффективного и современного урока:
-
четко обоснованная стратегия и тактика управления;
-
напряженный, мотивированный, посильный и результативный труд всех учащихся;
-
системное видение факторов, влияющих на ход и результат занятия;
-
диагностика причин, влияющих на качество образования;
-
прогнозирование и хода, и последствий учебно-воспитательного процесса;
-
выбор на этой основе совершенной технологии для достижения запрограммированных результатов.
По-моему убеждению, если задействована на уроке память, зрение, мысль, производятся определенные операции, присутствует интерес к предмету, факту, личности, возможно, что и к самому учителю, обеспечен достаточный уровень научности, объективности, учебный материал доступен и интересен, присутствует на уроке ситуация успеха, создан эмоциональный фон, успех такого урока обязателен.
На таком уроке ученики изобретают, исследуют, сочиняют, творят. Следовательно, и развивают способности, и реализуют личный творческий потенциал. Чтобы проверить насколько урок был творческим, можно провести «Анкету качества урока» (см. приложение №2).
В основе творческого урока лежит целостная система обучения – дидактическая эвристика
Эвристика – это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемой области.
Эвристическое обучение более универсально и применимо для предметов эмоционально-образной и спортивной ориентации, эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал. В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать творческие и репродуктивные компоненты. Хотя, сама по себе работа по образцу – враг творчества. Но в том случае, когда отрабатывается (репродуцируется) не содержание, а метод познания, - репродукция в таком понимании – полезная необходимость.
2. Творческие задания
Я считаю, что учитель, давая детям творческие задания должен учитывать два условия:
- Процесс увеличения количества творческих заданий должен иметь постепенный характер. Объем репродуктивных заданий должен быть уменьшен до того количества, которое необходимо для формирования представлений и знаний учащихся.
- Следующее необходимое условие – системность творческих занятий. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением в том случае, если она способна выполнять определенные группы логических операций. Причем, комбинирование информации должно подкрепляться практической деятельностью.
В своей работе я выделяю следующие группы творческих заданий:
-
Исследовательские задания (самостоятельное нахождение информации к уроку).
-
Творческие задания, направленные на развитие внимания, воображения.
-
Комбинирование информации (выделение главного, сравнение, систематизация, объединение заданий, исправление ошибок);
-
Творческие задания, направленные на развитие самостоятельности (закрепление знаний, умений и навыков.) (см. приложение №6).
Рассмотрим чуть подробнее первую и вторую группу заданий.
1 группа
Как известно по моему предмету роспись по дереву нет учебников. С этой целью я создаю для ребят тетради-информационные справочники, где ребята могут сами найти информацию по определённой теме с рекомендациями учителя. Приведу примеры самостоятельной работы с тетрадью «Хохломская роспись».
-
Прочитай и расскажи ребятам об истории росписи.
-
Найди в тексте «Из истории Хохломской росписи» ответ на вопрос: Какие периоды развития переживала Хохломская роспись?
-
Подготовь ответ на вопрос: Технология изготовления изделия под роспись.
-
Расскажи ребятам о травной росписи по плану:
- к какому виду письма относится
- почему так называется.
- какая цветовая гамма присутствует в росписи.
Примерные вопросы для работы с тетрадью «Городецкая роспись»
-
Найди информацию об этапах развития росписи, кратко расскажи о каждом из них.
-
Какие типы орнамента существуют в цветочной росписи.
-
Самостоятельно изучи тип цветочного орнамента «Полоса». Расскажи на уроке как составить схему такого типа орнамента.
-
Рассмотри таблицу «Поэтапное выполнение мотива цветок», изучи поэтапность цветка под № 4, покажи его выполнение на уроке.
Тетради- справочники постепенно обновляются дополнительной информацией.
2 группа
Как было сказано выше творчество не отделимо от воображения, фантазии и внимания. Творческие задания этой группы можно разделить на небольшие подгруппы. При изучении определённой учебной темы я использую свои творческие задания, например,
-
Тема «Элементы росписи»
- Какие элементы использовались в росписи данного цветка.
- Какие элементы использовались при оживке, оттенёвке и т. д.
-
Тема «Изучение мотивов росписи»
- Нарисуй цветок по описанию.
- Найди цветок по описанию.
- Составь цветок из предложенных элементов.
- Дополни оживку цветка элементом капелька, нарисуй, что получится.
- Измени в росписи цветка оттенёвку, цвет подмалёвка и т. д.
-
Тема «Составление узора»
- Продолжи узор.
- Дополни узор.
- Составь узор из предложенных элементов.
- Составь узор из разрезанных деталей (мозаика) и т. д.
Для наглядного ознакомления см. приложение №3. Более подробно эти задания были изложены в рабочей тетради для 9 класса «Городецкая роспись».
-
Новый «традиционный» урок.
Структура такого урока включает в себя несколько последовательных этапов.
Первый этап представляет собой разминку. Она состоит, в основном, из репродуктивных заданий и вопросов. Постепенно доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения заданий со скрытым «обманом», с так называемой «интригой». Это позволяет сконцентрировать внимание, придать, возможно, дух соревновательности, развить умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в последствие будут необходимы как составные части структуры заданий творческого характера.
Обычно, в разминке участвует весь класс, работа организована фронтально, в форме учебного диалога. Для того чтобы дать возможность каждому работать в своем темпе и ритме, ответы записываются на листочек. Затем производится проверка.
Самый простой вид разминки, он требует не формулировки правильного ответа на вопросы, а умения отреагировать на вопрос учителя. Если учащийся считает высказывание учителя правильным, он ставит «1», если нет – «0». Ответы группируются в двузначные, трехзначные числа, так как это удобнее для проверки.
Приведу пример разминки после изучения темы «Из истории Городецкой росписи» в 9 классе.
Я утверждаю,что
-
В городе Городец были развиты текстильная промышленность, вышивка и кружевоплетение.
-
Город Городец славился плодородной землёй.
-
Развитие Городецкой росписи началось с промысла прялочных донец
-
Самая широкая часть прялки – это копылок.
-
Развитию росписи предшествовал этап резьба по дереву.
-
Инкрустация- это тип орнамента в Городецкой росписи.
-
Подарочные донца изготовлялись из сучковатых заготовок, и роспись на них была скудная.
-
Городецкие мастера расписывали не только прялки, но и детскую мебель, посуду, мочесники.
Общий ответ: 10 10 10 01
Также на этапе разминка использую фрагменты из тестов по темам.
(См. приложение №4)
В ходе разминки можно поработать и над развитием внимания и зрительной памяти. Учащимся предлагается в течение одной минуты посмотреть на записанные слова на доске или листе ватмана, а затем воспроизвести их по памяти, например:
Ромб, полоса, венок, гирлянда, спираль.
Вопрос : Найди лишнее слово, почему?
Ответ : Спираль, потому что это элемент росписи, а ромб, полоса, венок, гирлянда- это типы орнаментов.
Вопрос: Дополни эту строчку ещё одним типом орнамента.
Ответ: Букет.
Разминка может служить и задачам развития речи учащихся. В качестве таких заданий использую следующие виды работы: (см. приложение№4).
В разминке с детьми младшего школьного возраста для развития творческих и художественных способностей можно использовать игры.
Суть
всех этих игр состоит в том, что детям
постоянно предлагаются ситуации, из
которых они самостоятельно должны найти
выход.
Ценность этих заданий не в
формах и цветовых сочетаниях рисунка,
не в техническом качестве, а в движении
мысли.
-
Ситуации, основанные на выкачивании свойств предметов. Что делать, если:
-
нет кисточки? Чем заменить? – Пальцем, ладонью, голыми ногами на песке, поролоном, палочкой, спичкой, зубной щеткой, аппликацией, мылом, воском, парафином и т. д.
-
нет красок? Чем заменить? – Любой жидкостью, которая оставляет след: зубной порошок, тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей и т. д.
-
нет воды, нечем размочить краски? – Можно использовать клей и любой материал для аппликации.
-
-
Использование игры внутреннего воображения (открытие живого в неживом).
-
Превратить пуговицы в какие-то предметы, детали, образы. Дети рисуют пальцем круг, выбирают подходящие его замыслу пуговицы и объясняют, что получилось: яички в гнездышке, птички большие и маленькие в гнездышке, рыбки в озере, ягодки на тарелочке, печенье, конфеты, снежинки или капельки дождя на тучке, камушки на дне, рябинки на дереве (кроне дерева), следы мишки и мишутки на полянке, глаза, рот и нос на круглом лице и т. д.
-
Найти того, кто спрятался в кляксах (кляксография и монотипия).
-
-
Преобразование (умение перевоплощаться в кого-то или во что-то):
-
Африка. Ребенок должен представить себя в образе животного, растения, жителя этой страны, (в виде обезьяны, сидящей на дереве; пальмы; яркого попугая или негритенка). Для этого нужны и соответствующие знания, впечатления, что необходимо дать ему в других видах деятельности.
-
Сказка. Бой с драконом (в образе рыцаря или кого-то еще).
-
Зимнее (летнее) утро (в образе рассвета).
-
Моя семья (в образе любимых животных или птиц).
-
Инопланетяне. На другой планете или на Земле.
-
-
Объединение. Цель – соединить два предмета в один. Такой способ развития творчества особенно труден, т.к. порой невозможно соединить два предмета или понятия. И все-таки надо использовать все возможное и невозможное. Результаты бывают самые неожиданные:
-
машины плюс животные, птицы, насекомые, люди или их части тела. Получаются: летающие автобусы, шагающие или прыгающие вездеходы, подводные батискафы с присосками, ползающие миноискатели и т. д.
-
дома плюс машины, животные, растения. В городах будущего вполне могут быть летающие дома, дома-аквариумы, шагающие, плавающие, передвигающиеся на колесах, в виде огромного льва или рыбы и т. д.
-
необыкновенные животные (фантастический зоопарк). Рисуют вдвоем одно животное, не видя изображения другого. В результате – необычное чудище, которому придумывается название.
-
-
Метод временных изменений (из настоящего в будущее или прошлое). Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать. Так появляются:
-
города будущего (наш город через 100 лет);
-
дом, в котором я буду жить (как правило – это сказочные терема);
-
что было на Земле до появления людей (животный и растительный мир в далеком прошлом).
-
-
Наконец, самое абстрактное, что нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни услышать, а можно только почувствовать – свое настроение. Как это изобразить? В этом случае невозможно управлять детским творчеством. Только сам ребенок может поделиться своими ощущениями с помощью цвета, движений и музыки. Это его мир.
Необходимо отметить, что выполнение таких заданий подготавливает к решению оригинальных творческих задач.
Следующий этап урока посвящается выработке психических механизмов как основы развития творческих способностей – памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
То есть, на этом этапе урока я работаю над формированием и усовершенствованием их на основе применения рациональных приемов, призванных выработать умения учащихся управлять своей деятельностью. Но тренировка памяти ни в коем случае не может заменить обучение, а способствует его эффективности, продуктивности.
( см. приложение – карточки №5)
Третий этап урока отводится решению частично-поисковых задач разного уровня.
По мнению П.Я. Гальперина, «озарение», присущее открытиям, - это свернутый алгоритм. А интеллектуальное творчество проявляется в умении человека нужный момент извлечь из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. С этим можно спорить или согласиться. Но определенную роль в развитии и становлении самого мотива творчества данный подход играет.
Частично-поисковая задача должна содержать такой вид задания, решение которого, как правило, самостоятельно, без участия или при незначительном участии учителя, открывает для себя новые знания и способы их добывания.
Один из видов такого задания – на нахождение принципа группировки:
-
Капелька, спираль, ромб, оттеневка, венок, подмалёвок, тычки, полоса, штрихи, оживка, букет, сеточка.
(Задание: на какие три группы можно разделить эти слова)
-
Продолжи:
Розан, ромашка.......
(Ответ: купавка, Городецкая роза, бутон)
Последний этап урока отводится на решение собственно творческих задач. Нестандартные задания нередко представляют собой ситуацию затруднения, для преодоления которой необходимо применить творческий подход.
Урок – это то, что на 100 процентов зависит от педагога, хотя кто-то не приготовился к нему, у кого-то все еще не получается, кто-то еще не увлечен. Все в наших руках, если определена цель, если обозначены пути, если выбрана именно та профессия, которой принесешь наибольшую пользу окружающим и самому себе, если все это так, то к творчеству ты уже пришел сам и, значит, приведешь других.
Педагоги! Попробуйте сами, научите ребенка рисовать, и вы увидите, как он талантлив, какую радость доставляет ему творчество! …Дерзайте, творите! Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!”
Список используемой литературы
- Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. – М.: Международная педагогическая академия, 1998.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. – М. 1997.
- Гальперин П.Я. Изменение методики обучения – одно из условий повышения
эффективности процесса учения.
- Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.
- М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву».Москва. Владос2002г.
-«Основы художественного ремесла». Под редакцией В.А. Барадулина. Москва. Просвещение. 1979 г.
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»