В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Город Сибири - город у соли

Файл прикреплен к материалу: Город Сибири - город у соли
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское













Программа

внеурочной познавательной деятельности

«Город Сибири – город у соли»












Авторы-составители:

Мутасова Ольга Ниловна,

учитель начальных классов,

Чуйко Оксана Анатольевна,

учитель начальных классов











г. Усолье-Сибирское

2012 год

Пояснительная записка


Нигде, ни в каком городе мира,

звёзды не светят так ярко,

как в городе детства.


Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет - родной край.

Древние римляне говорили: "История - учительница жизни". Если внимательно вдуматься в эти слова, то можно предположить и понять - в каком направлении развивался, развивается наш город и что ждёт его в будущем. Изучая свой город, дети осознают себя частью истории и настоящего своего города, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Через познание своей «малой родины» происходит воспитание и формирование у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям.

Авторская программа внеурочной деятельности «Город Сибири – город у соли» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Федеральными государственными образовательными Стандартами второго поколения, Уставом гимназии, Программой развития гимназии и Основной образовательной программы начального общего образования гимназии.

Программа «Город Сибири – город усоли» является инновационным образовательным ресурсом гимназии. Ценность данной программы заключается в том, что обозначены концептуальные основы краеведческой работы, которая выстроена в рамках системно – деятельностного подхода, что является одним из основных требований реализации новых ФГОС НОО.

Данная программа обеспечивает формирование у обучающихся универсальных учебных действий, инициативности, самовыражения и самостоятельности участников образовательного процесса, что является ценностным ориентиром Стандарта.

Исходя из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой чётко обозначен современный национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, становится очевидной актуальность разработанной программы. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Она позволяет формировать у обучающихся представления об историческом наследии города, которое находит своё отражение и влияет на развитие города сегодня; знакомит с личностями, оставившими заметный след в истории, об их вкладе в историко-культурное наследие города.

Но в настоящее время в базе образовательных программ города программы по краеведению города Усолье-Сибирского для младших школьников нет. К 6–7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей её применения в своей повседневной жизни. Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если данная работа будет строиться через новые активные формы деятельности.

Обучение через исторический источник (вещественный, письменный, этнографический, устный и т.д.), активную познавательную деятельность (экскурсии, наблюдения, индивидуальная работа с документами фонда школьного, городского краеведческого музея и проч.), интерактивную проектную деятельность (интерактивные экскурсии и исторические игры на местности, погружение, реконструкция и т. п.) является мощным фактором в воспитании любви к своей малой родине, в развитии интереса к родной культуре, в сохранении культурного наследия своего края, в трансляции культурных традиций, в повышении мотивации каждой личности к самопознанию, самоидентификации, саморазвитию, как носителя национальной культуры, стремящегося к дальнейшему её возрождению.

Усвоение и присвоение обучающимися накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнёрском взаимодействии как со взрослыми, так и с ровесниками, что и обуславливает новизну программы «Город Сибири – город у соли». Поэтому ведущими формами реализации программы в учебном процессе становятся: социальные, творческие, исследовательские проекты, уроки-практикумы, экскурсии-практикумы, творческие встречи, конференции, фотовыставки, работа с разными источниками информации, познавательно-творческое моделирование.

Поэтапное, т.е. циклическое, обучение по программе даёт обучающимся преимущества: снижает монотонность учебного процесса; повторение материала на более высоком уровне способствует активному усвоению, практическому переосмыслению ранее усвоенного материала, включению полученных знаний в повседневную жизнь и практику; возможность осуществления поэтапного контроля усвоения материала; возможность сформировать универсальные учебные действия.

Содержание программы «Город Сибири – город у соли» строится на краеведческом материале центральной городской библиотеки, городского архива, местных СМИ, интернет - ресурсов, личных воспоминаниях и свидетельствах усольчан.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

формирование ученической компетентности через развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала младшего школьника;

развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;

интегральность как взаимовлияние аудиторной и внеаудиторной деятельности, направленной на формирование ученических компетенций.

Цель: воспитание инициативного и компетентного гражданина своего города, осознающего ответственность за его настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные традиции его жителей.


Задачи:

  1. Дать обучающимся младших классов основные знания об исторических, культурных, политических, экономических особенностях родного города, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими город.

  2. Научить обучающихся начальных классов анализировать факты из истории города, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

  3. Формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности.

  4. Воспитывать чувство патриотизма и гордости на примерах биографий знаменитых людей города, ветеранов Великой Отечественной войны, земляков-современников.

  5. Способствовать формированию интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного города; к активному участию в общих делах на благо города.

Методологической основой программы являются идеи развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б Эльконина, что предполагает реализацию системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Уделяя особое внимание познавательной активности учащихся и мотивированности к самостоятельной работе, программа предполагает широкое использование активных форм познания: наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, игры с ролевым и деловым акцентом, дискуссии, диспуты, конференции, уроки-практикумы, экскурсии-практикумы, викторины, театральные этюды, выставки, фестивали, детские исследовательские, творческие и социально-значимые проекты.

В соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования гимназии на 2012-2013 учебный год программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Занятия проводятся в учебных аудитормях, в учреждениях дополнительного образования, музеях, библиотеках, городском архиве, на предприятиях и различных объектах города.

Участники: обучающиеся 2-4 классов.

Сроки реализации программы – 3 года.

Обучение осуществляется через разделы:

Раздел 1. Секреты города у соли.

Раздел 2. Мой город живёт, развивается город.

Раздел 3. История в лицах.

Раздел 4. Мой город в символах.

Раздел 5. Усолье-Сибирское – Планета Детства.

Раздел 6. Я здесь живу, и это значит – нужен!

Согласно требованиям новых ФГОС НОО система оценки сегодня поддерживает и стимулирует обучающихся; обеспечивает обратную связь; включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; информативна для управления системой образования. Поэтому коллективом авторов были разработаны итоговые комплексные работы для каждого года обучения. Промежуточное оценивание деятельности младших школьников представляет собой одну из новых форм оценивания – портфолио.


Планируемые результаты освоения программы


1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний об истории родного края, города,; о людях, с именами которых связана история города; о принятых в обществе нормах отношения к родному краю, природе, к памятникам истории и культуры; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному краю, городу, его истории и народу, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве; опыт охраны памятников истории и культуры родного города; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с представителями трудовых династий, с людьми творческих профессий; опыт благотворительной и волонтёрской деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.







Личностные и метапредметные результаты освоения программы


2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- чувство сопричастности и гордости за свой город;

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

-способность ориентироваться в важнейших для города событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;

- способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- способность мотивировать учебную деятельность, включающую социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

- понимание осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города Усолье-Сибирское;

- учебно-познавательный интерес, широкая мотивационная основа образовательной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- осознание смысла и содержания собственных поступков и поступков других людей;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Регулятивные универсальные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-познавательную задачу, соответствующую этапу обучения;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

- проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- отбирать адекватные средства достижения целей деятельности, вносить необходимые коррективы;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу выполнения действия;

- находить рациональные способы на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с одноклассниками.

-принимать и сохранять учебную задачу;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в урочной и внеурочной деятельности, в повседневной жизни;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные универсальные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

- под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать по заданному признаку.

- осуществлять расширенный поиск нужной информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов, газет, архивных материалов;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебных пособиях, дополнительной литературе;

- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей.

- осуществлять расширенный поиск нужной информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов, газет, архивных материалов;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- устанавливать аналогии;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля;

- высказывать оценочные суждения, аргументировать, доказывать свою позицию относительно процесса деятельности.

- строить аргументированное монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- защищать собственную позицию в корректной форме

- использовать речь для планирования своей деятельности;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

- выбирать способы деятельности в коллективной работе;

- осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности;

- контролировать и оценивать результат.

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя ИКТ;

- учитывать другое мнение и позицию;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- аргументировать собственное мнение и позицию;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условие коллективной деятельности;

- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Предметные результаты

Обучающийся научится

- исследовать архивные источники и другие исторические документы, рассуждать, строить выводы;

- устанавливать связи между историческим прошлым города и его настоящим; использовать их для объяснения происходящих событий в городе;

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего города;

- понимать ономастику улиц и площадей;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;- определять условия, необходимые для развития города, его полного функционирования;

- овладеть целостными представлениями о становлении и развитии промышленных предприятий города;

- расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своего города;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в городе и их оценку.

- использовать знания об истории и культуре своего города в общении с людьми в гимназии и внегимназической жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проекты, выставки, презентация, фотоальбомы и др.);

- сотрудничать с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Система оценивания ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, а главное - портфолио).


Разделы

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент

для оценки

Секрет города у соли

Индивидуальные и групповые исследовательские (творческие) проекты

- составление ленты времени;

- составление летописи военных лет курорта «Усолье»;

- защита исследовательских (творческих) проектов.

Комплексная итоговая работа

Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова)


Мой город живёт, развивается город!

-выставки;

- фотоальбомы;

- портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио)

-Мониторинг исследовательских умений;

-защита творческих проектов;

-выставка и презентация творческих работ;

-аукцион профессий;

-конференция;

- фестиваль;

- таблицы результатов наблюдения;

- листы самооценки

Комплексная итоговая работа

Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова)

 - карта наблюдений;


История в лицах

-Творческие проекты;

- коллективная творческая работа;

- портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио)

- Интеллектуальная игра;

- защита творческого проекта;

- блиц-контроль;

- таблицы результатов наблюдения;

- листы самооценки.

Мой город в символах

-Социально-творческие проекты;

- социальное партнёрство;

- социально-значимые акции;

- портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио)

- игра с деловым и ролевым акцентом;

-защита индивидуальных и коллективных проектов;

-выставка и презентация творческих работ;

-аукцион профессий;

-конференция;

- творческие встречи;

концерты;

- фестиваль;

- таблицы результатов наблюдения;

- листы самооценки.

Комплексная итоговая работа

Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова)


Усолье-Сибирское – планета детства

Я здесь живу, и это значит – нужен!


Учебно-тематический план

2 класс

34 часа


п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

Раздел 2. «Секреты города у соли»

(34 часа)

1.

Я – житель планеты, я – житель страны!

1

2.

Край заповедный, родина милая!

2

3.

Дивный город «у соли».

2

4.

Улиц старого Усолья имена...

3

5.

Что помнит улица моя!

2

6.

Базарная площадь для мудрых речений...

2

7.

«Рассказ одной площади».

2

8.

Белокаменная церковь – сердце города «у соли»!

1

9.

2

10.

Песня божия – колокольный звон!

1

11.

Чуден храма моего сказочный орнамент!

2

12.

Благотворитель земли Усольской – Прииск Фёдорович Пономарёв.

2

13.

Усадьба купца Пономарёва – центр исторических событий.

1

14.

2

15.

Чем пахнут ремёсла?

2

16.

Великая сибирская здравница.

1

17.

Курорт: летопись военных лет.

1

18.

Новое время – новый курорт!

1

19.

Хранительница истории курорта Р.Г.Рукас

2

20.

Усолье – город исторический!

2


3 класс

34 часа


п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

Раздел 2. «Мой город живёт, развивается город»

(16 часов)

1.

Сколько нужного на свете люди делают в Усолье.

1

2.

«Солнцем» светит комбинат.

1

3.

«Усольехимпром» - пульс города

1

4.

Город, жар печи завода – вечное течение...

1

5.

«Соляная варница»: летопись времён.

1

6.

«Окно» в Европу.

1

7.

Город мебельных мастеров

1

8.

В том царстве дивный шьют узор.

2

9.

«Я – следующий» или «Мой выбор другой».

2

10.

Придёт пора, настанет час – и мы трудиться будем.

2

11.

Мой город моими глазами

2

Раздел 3. «История в лицах»

(18 часов)

12.

Дивную песню играл музыкант...

2

13.

«И чудные слова сплетались в кружева…»

2

14.

Поэт не пишет, он поёт.

2

15.

Художник в творенье вложил свою душу!

2

16.

Самый нужный человек -доктор, без сомнения.

1

17.

Днём и ночью на посту службу верную несут!

1

18.

Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души!

1

19.

Город на страницах газет.

1

20.

Нам о городе расскажет голубой экран!

2

21.

Мы верим твёрдо в героев спорта!

2

22.

«Вглядись – и ты увидишь в них историю России!»

2


4 класс

34 часа


п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

Раздел 4. «Мой город живёт, развивается город» 16 часов

1.

Усолья герб и флаг Усолья отчизны гордый символ он.

1

2.

«Главную города песнь снова и снова поём мы...»

2

3.

Школа – это государство, класс наш город

2

4.

«Мой голос – мой выбор!»

3

Раздел 5. «Усолье-Сибирское – Планета Детства».

5.

Город мастеров.

1

6.

Юный артист, волшебник огня.

2

7.

Спешите к мастеру за танцем!

2

8.

Мы певцы, мы музыканты.

2

9.

«Дарите музыке сердца!»

2

10.

Чудо творчества.

2

11.

Волшебники у мольберта.

1

12.

«Мой талант нашёл меня!»

2

Раздел 6. «Я здесь живу, и это значит – нужен!»

(12 часов)

13.

Входит солнце в детский сад светлою дорожкой.

2

14.

Ты не один – мы вместе!

2

15.

Молодые – молодым: «Будущее в твоих руках!»

2

16.

Мы за чистый город!

2

17.

Город мой – это город зелёный, это город цветущих садов!

2

18.

Этот город самый лучший город на земле!

2


Содержание программы

2 класс


Раздел 1. «Секрет города у соли».

Место и роль России в мировом сообществе.

Иркутск – областной центр. Становление города Усолье-Сибирское, его историческое наследие. Возникновение улиц и площадей города, их ономастика, последующее развитие в современном городе. Исторические памятники города, их сохранение и восстановление. Люди, оказавшие влияние на жизнь города, их вклад в развитие региона. Старейшее производство города. Роль сибирской здравницы в жизни горожан.

Экскурсии: в краеведческий музей, по улицам старой части города, в строящийся Спасо-Преображенский храм, в усадьбу купца Пономарёва, в музей курорта «Усолье».

Практические занятия: практикумы в музее, исторический театр, составление летописи курорта.

Проекты: «Что помнит улица моя!», «Рассказ одной площади», «Чуден храма моего сказочный орнамент!», «Усолье – город исторический!»


3 класс

Раздел 2. «Мой город живёт, развивается город».

Градообразующие предприятия: становление, развитие, перспективы. Трудовые династии города, их роль в развитие промышленности. Почётные граждане. Новое производство – будущее города «у соли».

Экскурсии:на швейную фабрику, видеоэкскурсия на завод горного оборудования.

Практические занятия: аукцион профессий, составление летописи соляного производства.

Проекты: «Я – следующий» или «Мой выбор другой», «Мой город моими глазами».


Раздел 3. «История в лицах».

Знаменитые люди города, их вклад в культурно-историческое наследие города. Личный пример – стимул для подрастающего поколения. Многообразие культурной, творческой, спортивной жизни города. Новое время – новые лица.

Экскурсии:в выставочный зал краеведческого музея, художественную мастерскую при ДК «Химик», на видеостудию 11 канала.

Практические занятия: творческие встречи, концерты.

Проекты: «Вглядись – и ты увидишь в них историю России!».

4 класс

Раздел 4. «Мой город в символах».

Символика страны, региона, города. Участие жителей в политической жизни города. Система выборов в регионе и в городе. Символы гимназии, участие юных гимназистов в создании символики класса. Организация выборов гимназического самоуправления.

Практические занятия: создание символики класса.

Проекты: «Главную города песнь снова и снова поём мы...», «Мой голос – мой выбор!».


Раздел 5. «Усолье-Сибирское – Планета Детства».

Детские учреждения дополнительного образования, их роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Социальное партнёрство младших школьников с другими досуговыми учреждениями. Юные таланты города, их наставники.

Экскурсии:в выставочный зал краеведческого музея, художественную мастерскую при ДК «Химик», на видеостудию 11 канала.

Практические занятия: уроки-театры, уроки-выставки, творческие встречи, концерты.

Проекты: «Дарите музыке сердца!», «Мой талант нашёл меня!».


Раздел 6. «Я здесь живу, и это значит – нужен!».

Социально-значимое проектирование с включением в деятельность всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, учителей, преподавателей учреждений дополнительного образования, граждан города.

Социальные проекты: «Входит солнце в детский сад светлою дорожкой», «Ты не один – мы вместе!», Молодые – молодым: «Будущее в твоих руках!», «Мы за чистый город!», «Город мой – это город зелёный, это город цветущих садов!», «Этот город самый лучший город на земле!».


Литература для учителя


  1. Федеральный государственный образовательный начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.

  3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96с.

  4. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.

  5. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / [Л.Л.Алексеева, М.З.Биболетова, А.А.Вахрушев и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.

  6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 152с.

  7. Бравков, Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. 1967-2007 г.г. Часть первая. Лики времени / Идея и фотографии Юлия Бравкова. - Иркутск: ООО «Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина», 2008. – 295 с.

  8. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М: Баласс, 2011. – 80 с.

  9. Косых, А.П., Рабецкая, З.И., Сверлик, Г.И. История земли Иркутской. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002. - 101с.

  10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002 – 160 с.

  11. Сибирь. 2007. № 2: журнал писателей России. – Иркутск: АНО «Изд-во «Иркутский писатель», 2007. – 214 с.

  12. Усольская лира: Коллективный сборник стихов / ред. текста, комп. вёрстка В. Н. Тихомиров, В. О. Горчаков. - [Усолье-Сибирское], 2002. – 163 с.

  13. Шаманский, В.Ф. Усолье-Сибирское / В. Ф. Шаманский. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд., 1994. - 219 с.


Интернет - ресурсы

http://pribaikal.ru/ - сайт Прибайкалье. Иркутская область: города и районы;

http://sanus.narod.ru/ - сайт санатория «Усолье» г. Усолье-Сибирское;

http://www.ximprom.ru/ - сайт базового предприятия дивизиона «Химия» международной вертикально-интегрированной компании Nitol Solar ООО «Усольехимпром»;

http://www.usolmash.ru/ - сайт ОАО «Производственное Объединение» Усольмаш»;

http://www.revtrud.ru/ - сайт ООО Производственно-коммерческой фирмы «Ревтруд»;

http://ivushka-mebel.ru/ - сайт мебельной фабрики «Ивушка»;

http://www.usoliecbs.ru/ - Муниципальное учреждение культуры «Усольская городская централизованная библиотечная система»;

http://udhsh.ru/ - сайт МБОУ ДОД Детская Художественная Школа г. Усолье-Сибирское;

http://cpx-ussib.orthodoxy.ru/ -

http://project.1september.ru/work.php?id=572172 – сайт издательского дома «Первое сентября», фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»;

http://ddtusolie.ucoz.ru/ - сайт МБОУ ДОД «Дом детского творчества» «Усольская планета детства»;

http:// umuzik.shkola.ru/



Литература для обучающихся


  1. Бравков, Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. 1967-2007 г.г. Часть первая. Лики времени / Идея и фотографии Юлия Бравкова. - Иркутск: ООО «Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина», 2008. – 295 с.

  2. Косых, А.П., Рабецкая, З.И., Сверлик, Г.И. История земли Иркутской. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002. - 101с.

  3. Сибирь. 2007. № 2: журнал писателей России. – Иркутск: АНО «Изд-во «Иркутский писатель», 2007. – 214 с.

  4. Шаманский, В.Ф. Усолье-Сибирское / В. Ф. Шаманский. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд., 1994. - 219 с.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для проведения занятий аудитории оснащены учебно-лабораторным оборудованием:

  1. Интерактивная доска Smart board».

  2. Мобильный класс (АРМ учителя + АРМ обучающегося).

  3. Система контроля и мониторинга качества знаний OptiVote.

  4. Медиатека.











Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос