В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Бумажная пластика

Файл прикреплен к материалу: Бумажная пластика
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Староурюпская основная общеобразовательная школа»









Т. А. Поморцева







Гимнастика для глаз

практическое пособие для учителя

Приложение 2

к программе дополнительного образования

«Бумажная пластика»
























Автор-составитель Поморцева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Староурюпская основная общеобразовательная школа»

Практическое пособие поможет учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, родителям организовать и провести упражнения для профилактики заболеваний глаз. Упражнения подобного рода – хорошая гимнастика для глазных мышц. При выполнении упражнений улучшается кровоснабжение, массируется и тренируется хрусталик глаза.


Упражнения, чтобы не переутомлять глаза.


1. Переведите взгляд в крайнее левое, а затем правое положение, не двигая головой.

2. Проделайте круговые движения глаз по ходу часовой стрелки, а затем – в противоположном направлении.

3. Помотайте головой из стороны в сторону, направляя взгляд по ходу её движения. Шея при этом должна быть расслаблена.

4. Направьте взгляд на далёкий предмет секунд на 10, потом переведите его на кончик ручки, поднесенной близко к лицу, но так, чтобы она была в фокусе. Повторите упражнение 5 раз.

5. В течение 10 секунд смотрите на далёкий предмет, потом переведите взгляд на кончик носа, затем на переносицу.

6. Широко откройте глаза, сильно прищурьтесь, закройте глаза. Повторите упражнение раз 10. Поморгайте в течение 20 секунд.

7. В течение 3 секунд смотрите на яркий свет. Потом закройте глаза, прикройте их ладонями. Дайте отдых глазам.

Упражнения подобного рода – хорошая гимнастика для глазных мышц. При выполнении упражнений улучшается кровоснабжение, массируется и тренируется хрусталик глаза.


Гимнастика для глаз


Задачи:

- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;

- предупредить зрительное (зрительно-психогенное, зрительно-вегетативное) утомление у школьников.


Условия проведения: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3 – 5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массаже, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)


Бабочка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуть в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


Волшебный сон

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают…Засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко…ровно…глубоко…

(Пауза)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!


Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (И правой, и левой руки.) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнёт казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.


2. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.


3. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.


4. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.


5. Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).


6. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)


7. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой белый большой экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.


8. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собой, причём за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их … и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.


9. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.


10. Часики.

Развести пальчика и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.


Зрительные дифференцированные физкультминутки.

(Бумажные офтальмотренажёры.)


1. Пирамидки










Задания: найти глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т. д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.

Сколько всего колец у всех пирамидок?

Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.


2. Тарелки с разноцветными кружками.

Задания: найти две одинаковые тарелки; найти такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.











3. Коврик.

Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике, сколько кружков, сколько четырёхугольников, сколько треугольников и т. д.









4. Цветовые карточки, цветное табло на магнитном моделеграфе.








С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

чёрный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачнве мысли;

коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;

красный – возбуждает, раздражает;

голубой – ухудшает настроение;

зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.


И глаза вам скажут спасибо

Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и захотят отдохнуть.

А как же без отдыха трудятся наши глаза?

Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лёжа на диване.

Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером – при настольной лампе, когда стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!

Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»


Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» - наклоны вперёд-назад, носом «рисуем» дерево.


Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды.

Посмотрим?


















1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз…Где, в каком домике наша муха?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

3. Управляем мухой молча. (Направление задаёт учитель движениями рук.)


Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1 – 4, затем закрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 - 5 раза.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда вправо, вверх, вниз. Повторить 3 - 4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх – налево-вниз, потом прямо вдаль на счёт 1 – 6. Затем налево-вверх – направо-вниз и посмотреть вдаль на счёт 1 -6. Повторить 4 – 5 раз.


Комплекс упражнений «На море»

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт»

1 – 4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5 – 8 – повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»

1 – 4 – чертим «лодочку» (дуга нкнизу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5 – 8 – повторить движения счёта 1 – 4 в другую сторону.

3. «Радуга»

1 – 4 – чертим «радугу» ( дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5 – 8 – повторить движения счёта 1 – 4 в другую сторону.

4. «Солнышко»

1 – 8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывёт к берегу»

1 – 4 – правую руку поставить вперёд, смотреть на кончик пальца.

5 – 8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1 – 8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.


Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п. – основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться – вдох, опустить руки – выдох. Смотреть на руки. Повторить 4 -6 раз.

2. И. п. – стоя, руки впеёд. Круговые движения руками в одном и другом направлении – 10 – 15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с. В левую сторону, затем 5 с. В правую.

3. И. п. – то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20 – 15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п. – основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10 – 15 с.

5. И. п. – стоя, руки вперёд. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую – смотреть на правую кисть 10 с.

6. И. п. – основная стойка. Повернуть голову на право, затем на лево. Повторить 6 – 8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п. – то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6 – 8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведённые упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, её наклонами вперёд, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.


Профилактика зрительного утомления и близорукости

(Памятка для учащихся начальных классов)

Долго тянется урок –

Много вы читали.

Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять, все запомнить важно.

Упражнение один –

На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперёд на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два –

Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами не спеши.

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторить пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 с. Вытяни палец левой руки по середине линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 -5 с, после чего опусти руку.)

Повторить 5 – 6 раз,

Всё получится у вас.

Упражнение пять

Нужно чётко выполнять.

(Сидя, вытяни руки вперёд, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх – вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)


Профилактические упражнения для глаз

- 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.

- 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.

- 15 вращательных движений глазами слева-направо.

- 15 вращательных движений глазами справа-налево.


- 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмёрка».


Руки за спину, головки назад

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит?

(Верх.)

Глазами повертим, поищем её.

(По сторонам.)

И снова читаем. Немного ещё.


Упражнение для глаз (комплекс 1)


И. п. – сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо-вверх.

- глаза влево-вверх.

- глаза вправо-вниз.

- глаза влево-вниз.

Повторить 3 – 4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10 – 15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол. Открыть глаза.


Упражнение для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5 – 6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5 – 6 с, открыть глаза. Повторить 3 – 4 раза.

3. Самомассаж.

Закрыть глаза и делать лёгкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20 – 30 с. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза.


Упражнение для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2 – 3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5 – 6 раз.


Упражнение для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5 – 6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10 – 15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза.


Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.


Гимнастика для глаз

Выполнять в течении 10 минут. Повторить 5 – 6 раз с интервалом в 30 секунд ежедневно.

1. Глаза плотно закрыть и широко открыть.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращать глазами по кругу.

Упражнения2 – 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3 – 4 раза с интервалом в 1 – 2 минуты.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выпонять стоя. Смотреть прямо перед собой 1 – 2 сек. Затем поставить палец руки на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление.

6. Выполнять сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течении 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос