В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Семья и семейные ценности

Файл прикреплен к материалу: Семья и семейные ценности
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Подробный конспект занятия



Организационная информация

Тема

Семья и семейные ценности

Предметная область

Литература-Психология

Класс

9

Автор/ы урока (ФИО, должность)


Коробко Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы;

Зорина Евгения Александровна, педагог-психолог.

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №3

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Сибирский

Республика/край

Забайкальский край

Город/поселение

Город Петровск-Забайкальский

Методическая информация

Тип

Внеклассное занятие

Цель

Формирование представления о семейных ценностях.


Задачи

Формирование универсальных учебных действий:

личностных - формировать систему семейных ценностей, личную ответственность за благополучие в семье;

регулятивных - развивать умение ставить цель, выявлять проблему;

познавательных - способствовать формированию понятий: семья, заповеди, ценности, традиции; знакомство с семейными заповедями; развивать способность к проблемному мышлению;

коммуникативных развивать умение слушать и слышать других участников полилога, работать в группе.


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Развивающее и дифференцированное обучение.

Личностно-ориентированная, групповая,

информационно-коммуникативная,

проблемно-диалогическая технологии.

Методы и приёмы: сравнительного анализа, наблюдения, беседа, метод рассуждения, проблемный метод.


Время реализации

90 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Совершенствуют навыки чтения и анализа художественного текста;

закрепят умения работы с эпизодом прозаического произведения;

приобретут знания о жизненных ситуациях, способствующих семейному благополучию.


Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, подключенный к сети Интернет;

ноутбук, проектор, экран, колонки;

мультимедийная презентация по теме урока.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Текст повести А. Пушкина «Капитанская дочка».

Словарная работа с понятиями:

семья, ценности, традиции, заповеди.

Список учебной и дополнительной литературы

1. В мире литературы. 9 класс. Учеб. хрестоматия. Авт.-сост. А.Г. Кутузов. М., 2009.

2. Кутузов. А.Г. Как войти в мир литературы. Метод. пособие. М., Дрофа, 2009.

3. А.П. Квятковский. Школьный поэтический словарь. М., Дрофа 2003.

4. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М., 1999.

5. Ахметова И. Ф. «Мой выбор». – М.,2008

Ход и содержание занятия,

деятельность учителя и учеников.


Мотивация учащихся.

Осознание необходимости семьи как одной из главных жизненных ценностей


Подробное описание всех этапов занятия.

  1. Вступление





















  1. Упражнение «Ассоциация»









  1. Формирование понятия







  1. Беседа по произведению






























  1. Обсуждение заповедей

(было дом. задание)






























  1. Работа с текстом































  1. Упражнение «Словарь здоровых партнерских отношений»

















  1. Итог занятия






(Слайд -1)

Учитель:

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь детей должно быть в каждой семье. Ведь издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

(Слайд -2) И в литературных произведениях можно найти немало примеров семьи, семейных ценностей. Одним из таких произведений является «Капитанская дочка А. С. Пушкина.

Итак, цель нашего урока — проанализировать семейные ценности на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка, а также осознать собственные семейные ценности.

(Слайд -3)

Психолог: У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Если семья — это постройка, то какая…

Если семья — это цвет, то какой…

Если семья — это музыка, то какая …

Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

Если семья — это название фильма, то какого…

Если семья — это настроение, то какое…

По ходу ассоциаций – их обсуждение.

Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы уч-ся)

(Слайд -4)

Учитель:

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.


Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка».

Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.

Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни.

Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство.

(Фрагмент из фильма «Капитанская дочка»)

Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье.

  1. (Слайд -5)

Психолог:

А теперь мы предлагаем вам обсудить составленные вами семейные заповеди, основанные на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы и которые обеспечат, по вашему мнению, СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ.

(записываем заповеди, предлагаемые учащимися)

Какие заповеди оказались общими?

Вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи: (Слайд -6)

Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.

Решай вместе с человеком, а не вместо человека.

Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.

Будь другом друзей супруга.

Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.

Спеши сделать доброе дело и не жди награды.

Не верит тот, кто сам обманывает.

Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.

Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.

Смейся вместе, а не над…

Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах.

Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.

Не давай советов, если тебя не просят.

Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья.



Учитель:

И если обратиться к героям нашего произведения, то именно любовь и взаимопонимание царит в их семье.

Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были утрачены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное — неукоснительная верность долгу, честь и достоинство.

Поработайте в группах и запишите в тетрадях, какой УКЛАД ЖИЗНИ был в семье Мироновых. (Работа в группах, обсуждение)

Казалось бы, странное сочетание мы видим в Иване Кузьмиче: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. (Слушаем отрывок из аудиокниги)

Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни.

А что же нужно для счастливой семейной жизни?



(Слайд -7)

Психолог называет понятие, а уч-ся объясняют его применительно к семейной жизни:

Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое)

Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть)

Компромисс. (Умение уступать друг другу)

Любовь. (Нежная забота друг о друге)

Верность. (Преданность друг другу)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом)

Семейные традиции и реликвии.


Учитель:

Итак, мы с вами посмотрели, какие семейные ценности были в семьях Гринёвых и Мироновых. Эпиграф к произведению «Береги честь смолоду» с полным правом можно отнести к каждому из семьи Мироновых и Гриневых.

Почему ТАК называется произведение?

И вполне естественно, что в семье Гринёвых вырос такой сын, для которого долг и честь стали превыше всего, и только такая дочь могла быть в семье Мироновых – поначалу очень робкая, а впоследствии способная за любимого человека на большие поступки!

А что главное в ваших семьях?



Домашнее задание

(Слайд -8)

Написать сочинение-рассуждение «В чём я вижу секреты семейного счастья»


Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии

(Слайд -9)

Психолог:

Сегодня вы вспомнили героев Пушкина с их укладом семейной жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.

ПРИТЧА

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует.

Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них?

У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.


Дополнительная необходимая информация

К уроку предварительно даётся домашнее задание:

записать в тетради (совместно с членами семьи) ВАШИ семейные заповеди.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос