В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа по внеурочной арт-терапевтической деятельности "Подружись с собой"


F:\арт\МОЯ ПРОГРАММА\моя\для Уч Мет\uchmet_120_60.gifПояснительная записка

Авторская арт-терапевтическая программа внеурочной деятельности в рамках внедрения новых Стандартов начального образования адресована учителю начальных классов общеобразовательной школы на период адаптации учеников первого класса.

Актуальность .

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. А к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Происходит это из-за социальной стресогенной обстановки как в школе , так и за её стенами. Первокласснику с каждым годом все труднее «правильно пережить» период адаптации.

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся программы «Подружись с собой»

Коренные изменения подходов к оценке роли и места человека в мире проявились во всех сферах социально-экономической жизни общества. Это позволяет перейти к осознанию человеческой жизни как высшей ценности в мире, к пониманию образования, адаптированного не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам личности каждого человека. В Концепции модернизации Российского образования отмечается, что нравственный, мобильный, способный к саморазвитию своих духовно-уникальных особенностей человек представляет собой основной ресурс в развитии страны. Гуманистические цели и ценности современного образования предполагают раскрытие всей полноты индивидуальных, личностных проявлений человека, направляя его на преобразование своей социальной роли «ведомого», «винтика» в творца, автора собственной жизни,на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий.

Адаптации первоклассника включает не только приспособление к новой для ребенка школьной среде, но и возможность его дальнейшего личностного, психологического и социального развития. К объективным критериям, характеризующим успешность адаптации первоклассника к обучению в школе, можно отнести адекватность поведения, его вовлеченность в жизнедеятельность класса, проявление способности к самоконтролю, соблюдению порядка, общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций. По мнению многих специалистов, арт-терапия является той безболезненной и естественной и актуальной технологией , которая стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы реагирования отрицательных эмоций.

Тип: терапия искусством.

Класс: терапия творчеством (креативная терапия).

Подкласс: экспрессивная терапия.

Семейства: арт-терапия в педагогике

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретные положительные результаты научных исследований. Возможности арт-терапии распространяются:

  • на сам процесс художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их ( Э.Крамер),

  • на отвлечение от «болезненных переживаний» (А. Хилл),

  • на преодоление сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи,

  • выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов.

Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.(М. Наумбург )


Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Должностная инструкция классного руководителя.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

  • ФГОС второго поколения.


Концепция программы «Подружись с собой».

Ар-терапия способствует развитию у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытию творческого потенциала и формирование у учащихся здоровых потребностей.

Арт терапия – это язык искусства: красок, форм, линий и образов, при помощи которого можно выразить то, что сложно сказать словами

Приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства - мощнейшего средства воспитания и образования.

Арт-терапия – это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности.

Арт- терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

Арт терапия - это метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста и, как воздействие на мотивационную, эмоциональную и адаптивную сферы личности.

Творчество – неисчерпаемый ресурс для самовыражения и кратчайший путь к резервуару психики человека

Через творчество и рефлексию над продуктом и процессом творения, мы можем повысить уровень понимания себя и других людей, справиться со стрессом и травмирующими событиями, расширить свои познавательные способности и насладиться радостями творчества.

Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.



Инструментальные ресурсы арт - терапии заключаются в том, что арт терапия вселяет:

чувство надежды на преодоление трудностей, исцеление от боли;

предоставляет успешный опыт в процессе преодоления препятствий;

трансформирует негативные эмоции, используя соответствующие символы;

пробуждает скрытые ресурсы человека;

несет чувство удовлетворенности, инсайт, катарсис


Заповеди арт-терапии:

  1. Перед ребенком категорически запрещается ставить задачу «нарисовать красиво».Здесь перед педагогом стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

  2. Продукт деятельности анализируется исключительно самим автором. Если автор отказывается это делать , то комментировать не следует. Надо ждать момента раскрытия , в ином порядке будет нарушена «инсайт-ориентированная» методика. Допустимо по желанию ребенка еще раз вернуться к изделию.

  3. Сам процесс творчества уже излечивает.

  4. Если ребенок проявляет агрессию и другие очень негативные, разрушительные эмоции — педагогу всегда стоит предпочесть — лепку.

  5. На первых порах лучше предпочесть рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.

  6. Иметь самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

  7. Для создания рисунков не пользоваться линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

  8. Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде


Основная цель внедрения данной программы арт-терапии «Подружись с собой» на начало обучения в школе заключается в :

  • выявлении внутриличностных конфликтов;

  • преодолении внутриличностных конфликтов;

  • расширении представлений о себе, своем творческом потенциале.

  • адаптации детей к условиям образовательного учреждения и повышение их академической успеваемости;

  • в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;

  • расширении возможностей самовыражения и самопознания


Задачи программы «Подружись с собой»:

  • Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.

  • Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.

  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.

  • Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

  • Облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.

  • Повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» (ФГОС второго поколения) и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.


Для реализации целей и задач программы рекомендуется применение следующих методов: теоретические ; и эмпирические — анкетирование, наблюдения, методы математической обработки, интерпретация результатов арт- деятельности.


Научная новизна применения программы заключается раскрытии преимуществ методов и приемов арт-терапии в педагогической деятельности в частности:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в учебной деятельности. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе работы. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться учеником. Содержание и стиль художественной работы предоставляют педагогу огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить доверительные взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов класса могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

9) соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

В разработанных теоретических основах развития творческой индивидуальности школьников средствами арт-терапии именно на период адаптации первоклассников,уточнены характеристики педагогического потенциала арт-терапии «Подружись с собой»


Теоретическая значимость–в программе указана значимая информация о специальной литературе для более детального изучения данной проблемы в трудах ученых.


Практическая ценность заключается в возможности использования разработанного комплекса психокоррекционных занятий в работе педагогов и психологов школьных учреждений; разработке методических рекомендаций.


Для реализации программы необходимы следующие установки педагога, являющиеся составляющими системы социально-педагогической поддержки адаптации первоклассников в школе:

  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результатам адаптации первоклассников к условиям школьной жизни;

  • сотрудничество, содействие, сотворчество, содружество ребенка и педагога. Они предполагают согласие ребенка на помощь и поддержку педагога, а также доброжелательность и безоценочность личных качеств ребенка со стороны педагога, конфиденциальность оказываемой помощи;

  • опора на собственные силы и потенциальные возможности, жизненный опыт ребенка;

  • безопасность, охрана здоровья, прав и человеческого достоинства младшего школьника, реализация педагогом принципа «не навреди!»;

  • ориентация на способность ребенка самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций.


К функциям социально-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе в рамках программы «Подружись с собой» можно отнести следующие:

  • эмоционально-ценностную, позволяющую учащимся выбрать и закрепить основные ценности и смыслы жизни, выступающие источником эмоциональных переживаний, способствующие овладению соответствующим опытом;

  • действенно-практическую, заключающуюся в овладении разнообразным опытом практической деятельности и социально приемлемым поведением;

  • коммуникативную, формирующую навыки общения и построения отношений с людьми различных возрастных и социальных групп населения;

  • функцию социализации, включающую воспитанника в социальное пространство посредством создания условий, позволяющих ему участвовать в разнообразных видах деятельности и отношений.

Основные этапы социально-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации в школе.

1.1.Планирование деятельности педагога, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач

1.2 .Этап групповой диагностической работы.

  1. Выделение детей, адаптация которых затруднена или может быть затруднена.

  2. Систематическое наблюдение за динамикой вхождения детей в школьную жизнь.

  1. Определение характера взаимоотношений в классе (метод незаконченных предложений, проективный рисунок).

3. Этап консультативно-методической работы.

  1. Индивидуальная встреча с родителями школьника, имеющего нарушения адаптации (сбор сведений об условиях жизни, неблагоприятных биологических факторах и социальной ситуации развития ребенка).

  2. Активизация родителей на позитивное вмешательство в развитие ребенка.

  3. Встреча с учителями, работающими с детьми в данном классе.

3.4. Совместное обсуждение причин трудностей ребенка и возможности создания щадящих условий обучения.

  1. Групповые занятия с детьми, испытывающими затруднения в адаптации в школе.

  2. Поиск индивидуального подхода к решению проблем учащихся, выбор индивидуальной программы.

4. Итоговый этап – повторная диагностика, обработка и анализ полученных данных, обсуждение результатов работы, обсуждение эффективности проведенной работы.

Не все дети одинаково легко привыкают к новым социальным условиям. Выделим несколько уровней адаптации детей к условиям школьной жизни.


Особенности арт-терапевтических занятий


В структуре каждого арт-терапевтического занятия просматриваются две основные части:

невербальная, творческая, неструктурированная, основное средство самовыражения в которой – цветной рисунок;

вербальная, более структурированная: каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.


Предпочтение отдается групповым формам работы, т. к. групповая арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки, навыки принятия решений, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности.


Структура занятия может быть следующей. Начинается оно с ритуала приветствия, далее педагог выявляет общую атмосферу в группе, настраивает всех на работу. Потом проводится актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Представляется разработка темы в музыке, движениях, образах, дети играют в рамках заданной темы, участвуют в мини-беседах. После второго этапа начинается индивидуальная, групповая изобразительная работа. Затем следует этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации), рефлексивный анализ и ритуал прощания -окончания занятия)


Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.


Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.


Ожидаемые результаты:

  • Улучшение мотивационно-потребностной стороны продуктивной деятельности

  • Реализации интересов творческой личности

  • Формирование коммуникативных качеств личности

  • Психологический комфорт каждого ребенка;

  • Укрепление здоровья воспитанников;

  • Развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • Укрепление связи между семьёй и школой.

  • Улучшение функций восприятия,

  • Развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

  • Позитивное отношение к школе


Ребенок научится :

  • знакомиться, присоединяться к группе;

  • благодарить;

  • выразить свои теплые чувства к другому;

  • принимать комплименты;

  • извиняться;

  • предложить помощь другу, проявить заботу;

  • просить помощи;

  • справляться со своими эмоциями;

  • соблюдать правила игры;

  • слушать и слышать собеседника;

  • осознавать свои чувства и выражать их;

  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • находить «нравится» в «нужно»;

  • доводить задание до конца.


.

В основу программы по арт-терапии положены принципы:

  • Личностно-ориентированная направленность

  • Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

  • Принцип научной организации

  • Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

  • Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

  • Принцип целостности

  • Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

  • Принцип личностно – деятельностного подхода

  • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

  • Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

  • Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

  • Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т. д.

  • Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

  • Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.

  • Принцип опоры наположительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

  • Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.


Как работают приемы арт-терапии?


Когда ребенок рисует, то через свой рисунок он может выразить и желания, и чувства, и переживания. Кроме того, рисунок можно применять в работе с ситуациями, имеющими отношение к неприятным или травмирующим моментам. Рисование связано со множеством эмоций: и с удовольствием, и с восторгом, и с радостью, и даже с гневом, но страх не имеет значимой силы в рисовании. Повторное переживание страха во время отображения его на рисунке ослабляет его общую травмирующую силу. А рисуя положительного, сильного, уверенного в себе героя ребенок, отождествляя себя с ним, борется со злом, защищая близких, побеждая врагов и чудовищ и т.д. В арт-терапии нет места для бессилия и невозможности постоять за себя, благодаря терапии у ребенка возникает ощущение силы и способности противостоять злу и насилию.

Таким образом, благодаря арт-терапии ребенок преодолевает страх, применяет рисунок как способ для постижения окружающей реальности, своих возможностей, моделируя взаимоотношения и выражая эмоции.


Рекомендуемые материалы к занятиям


Выбор учеником начальной школы материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.


Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.


Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.


Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психическойсаморегуляции.


Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений.


Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению.


Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.


Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.


Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.


Для групповых рисунков используется обойная бумага. Также требуются дополнительные материалы: ножницы, клей ПВА, посуда для воды, составляющие для коллажа


Эффективность программы


1.Психологическая работа с индивидуальными арт-терапевтическими продуктами «Я» человека всегда позитивно влияю, а самооценку и самопознание. Так каждый рисунок или даже анализ личных фотографий и проста изображений (фототерапия) обеспечивает появление у человека мыслей и направляет его размышления «внутрь» себя. А самопознания это наивысшая форма познания.

2. Техники арт-терапии развивают те зоны человеческого мозга в левом полушарии которые систематично и планомерно отмирают в процессе школьного обучения: огромное количество заучивания, тесты, алгоритмизация обучения не оставляет место для творчества, поиска и самореализации ребенка в процессе обучения. И даже уроки трудового обучения, которые направлены на формирования креативности и смекалки, проводятся по стандартизированным заготовкам и шаблонам, что априори исключает индивидуальность и неординарность. И получаем мы в результате взрослых людей, которые не способны принимать решения и делать выбор. А ведь все начинается с вопроса к учителю, «А каким цветом нарисовать небо?». И ответ учителя является первой программой либо на зомбирование и роботизацию сознания ребенка либо на свободу в полете фантазии.

3. Арт-терапия максимально безболезненный «пылесос» негативных эмоций и переживаний человека. Прорисовывание и разыгрывание, моделирование в песке или на сцене сложных жизненных ситуаций, обеспечивает человека не одним выходом и целым спектром адекватных, социально приемлемых форм разыгрывание проблемы. Что снижает эмоциональные переживания по экзистенциальным вопросам «Что делать?». И как-то в процессе работы с психологом, тупик становиться новой дверь, которую нужно просто открыть чтобы получить целый мир возможностей.

4. Материалы, с которыми работает арт-психолог, обеспечивают тонкую и нерушимую, в процессе становления человечества, ниточку между человеком и природой. Глина, кукла, песок, бумага, ткани, уголь, краски – это то сопровождало человечество на всех этапах трансформации цивилизации, и поэтому достаточно успешно помогает преодолевать проблемы и становления отдельной личности.

5.Ведь подростку намного легче избавиться от обиды на сверстников: рисуя их смешными, создавая карикатурные скульптуры проблемы или мастеря куклу-защитницу от обид.

6.В моменты, когда необходимо сосредоточить или настраиваясь на собственные приёмы информации, мы постоянно рисуем каракули на полях, но когда ребенок рисует такие каракули, пытаемся найти смысл. А очень часто просто хочется вернуться в детство и рисовать каляки-маляки, или варит кашу-малашу из глины. Ведь только в детстве мы получает заряд силы и потенции на всю жизнь. Так вот арт-терапия, дает возможность путешествовать в детство, «привозя» от туда сувениры: в виде ресурсных воспоминаний, опыта преодоления, готовности принимать поддержку, умений не стыдиться свои чувства, и просто веры в магию жизни.

7.Также арт-терапия является механизмом, формирующим гармоничное семейное пространство. Да без условно, факторов, которые объединяют семью достаточно много. Среди них и место, где они рядом проживают, еда, которую они вмести съедают, и привычки, которые они закрепляют вмести. Но факторов, которые объединяли бы души семьи не так уж много. И одним из них является совместное семейное творчество, пусть это будет подготовка подарка маме на день рождения или оформления семейного альбома вмести с детьми или создания рисунка на память «Про то как наша семья прожила этот год», подойдет все и тогда вы даже не заметите как дети начинают слушать родителей как с удовольствием выполняют семейные обязанности. Ведь только так ребенок ощущает себя частичкой чего-то целого, большого, сильного, надежного и своего – семьи.

8. Наша генетическая общность с животными доказана учеными и не требует дополнительных объяснений. Но что же, отличает нас от братьев наших меньших, так это творчество только человек с его Божественным даром способен создавать, созидать, творить, менять, усовершенствовать и в том числи себя самого и арт-терапия это тот метод, что открывает человеку самого себя.


Место предмета в учебном плане:

Данная программа ориентирована на 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю, проводится с периода сентябрь по май


Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • методическое обеспечение программы,

  • педагогические условия,

  • материально-техническое обеспечение.


Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • психолог школы.


Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.

  • методические пособия,

  • интернет-ресурсы,

  • мультимедийный блок




Методическое обеспечение

  • Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга, структурными составляющими которого являются ритуал приветствия (в кругу), разминка, двигательно-активная игра, традиционное прощание (в кругу). В качестве основных средств обучения используются игры и упражнения (при необходимости – психотерапевтические приемы и техники), с помощью которых решается целый комплекс задач. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме.

  • Виды используемых методических средств:

  • ролевые игры;

  • психогимнастические игры;

  • эмоционально-символические методы;

  • дискуссионные игры;

  • релаксационные методы;

  • рисуночные методы;

  • когнитивные методы;

  • метод направленного воображения.


Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

  • материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры,

  • проектор,

  • экран и др


Оценка эффективности работы достаточно сложна и может быть проведена лишь частично. Не все изменения удается зафиксировать; многие изменения могут не иметь конкретных, объективно регистрируемых проявлений, так как невербальные арт-методики воздействуют не только на сознание, но и на подсознание. Для улучшения оценки эффективности целесообразно использовать не только количественный подход, но и качественный анализ, выявлять изменения в системе отношений, в общей картине поведения и т. п. Может помочь экспертная оценка общего состояния ребенка со стороны других специалистов, работающих с ним.


Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:


- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

- как это воздействует на человека или группу

Учитывается спонтанность арт-терапии.Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца.

Учитель поощряет учеников выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений. Эффективность будет наблюдаться только в случае обладания учителем таких качеств как лояльность, уравновешенность, любовь к детям и к своей профессии. Пожалуй,это самое главное.


Оценка работы совместно с группой проводится путем опроса участников периодически раз в 1 - 2 мес. и предполагает ответы на следующие вопросы:

  • какова общая атмосфера в группе, характер взаимодействия между участниками, степень их вовлеченности в работу;

  • какова степень общего интереса к происходящему, основные ощущения и чувства, связанные с работой, достигнутые результаты или отмеченные изменения в собственном состоянии;

  • пожелания или предложения участников относительно дальнейшей работы.

Сам учитель должен уметь анализировать свою работу по таким параметрам, как:

  • было ли проявление положительных эмоций у участников занятий, какова была степень их вовлеченности в работу;

  • были ли отрицательные чувства, с чем они были связаны и как были восприняты другими;

  • что получили участники группы от работы;

  • был ли результат работы позитивным, т. е. имел ли место определенный лечебно-коррекционный или развивающий эффект;

были ли решены основные задачи работы и если нет, то почему.


Структура занятий

Этапы работы

Комментарий

Ритуал приветствия.

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность, позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия

Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Рефлексия – оценка занятия (беседы).

Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия.



Примечание: при составлении арттерапевтической программы были использованы техники из приложения «Практикума по арт-терапии» под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург, 2000 г.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос