В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа работы школьного клуба «Знаменщики и барабанщики в истории России»

6

Программа работы школьного клуба

«Знаменщики и барабанщики в истории России»

Для 6 – 11 классов общеобразовательных школ

288 часов (144 часа в год)

Автор: Болтунова Г.Е.


Данная программа углубляет и систематизируют знания учащихся по обществознанию, развивает индивидуальные познавательные интересы, позволяет организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.

Программа является приложением к авторской методической разработке Болтуновой Г.Е. «Знаменные группы в школах».


Пояснительная записка:

Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Частью развития личности является выработка у детей уважения и любви к своей стране, к её законам и символам, т.к. без этого невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны.

В связи с введением в действие федеральных конституционных законов «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации» и в соответствии с приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символов России» от 01.02.02 № 271 , необходимо организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации, и их популяризации.

Общеобразовательные программы по Истории Отечества, литературы, обществознания не дают глубокого освещения вопросов о государственной символике, а опыт показывает, что дети проявляют серьезный интерес к данной теме, поэтому возникла потребность в создании кружка, на занятиях которого ученики смогут на расширенном уровне изучить историю государственной символики России и практически применить эти знания.

Программа кружка способствует воспитанию патриотов и граждан России – нового поколения людей, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость Отчизны. У детей формируется понимание сущности и значения государственной символов, понимание значимости исполнения гражданских ритуалов, связанных с ними.

Изучение данного курса направлено на:

  1. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, воспитание гражданственности и уважении ценностей, закрепленных Конституцией России.

  2. Освоение знаний о создании, развитии и становлении государственной символики нашего государства, Московской области, города Москвы.

  3. Углубление знаний учащихся, полученных на уроках истории и обществознания.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию ценностных ориентаций учащихся в современных условиях и формирование целостного представления о символах государства, области, города.

Основные задачи кружка:

  1. Углубление и систематизация знаний учащихся, полученных при изучении курса истории Отечества, обществознания.

  2. Развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся.

  3. Способствование решению задач воспитательного характера.

  4. Создание в школе действующего знаменного расчета.



В результате прохождения программы обучающиеся должны:


  1. иметь представление о государственных символах, символах Москвы и Московской области

  2. знать основные понятия и термины, этапы исторического становления главных символов государства, включая символы Москвы и Московской области

  3. уметь работать с различными источниками информации, уметь анализировать найденную информацию с разных точек зрения, аргументировать свою точку зрения.

  4. уметь описывать государственные символы и награды

  5. на высоком уровне представлять школу и район в качестве знаменной группы на мероприятиях различного уровня.


Основные формы и методы изучения курса поискового и исследовательского характера. Значительно возрастает доля самостоятельной работы учащихся, специфической чертой курса становится коммуникативно-ориентированное обучение. Проблемными методами целесообразно изучать вопросы влияния Византии, православия на государственную символику.

Предлагаемая программа воплощает содержание курса, предназначенного для тех учащихся, которые готовы серьёзно изучать предмет на достаточно высоком содержательном уровне, может послужить основой для повышения квалификации учителей истории и обществознания.

Материалы исследовательских работ учащихся послужат основой для подготовки и проведения классных часов в школе.

Знания и практические умения могут быть использованы не только для создания и функционирования знаменного расчета, как на школьном, так и на районном и городском уровне, но и могут оказать существенную помощь при участии в олимпиадах, при подготовке исследовательских работ.

Возможно дальнейшее расширение программы до трех лет, используя идею исследовательских проектов. Возможно исследовать проблему истории возникновения и существования знаменных групп в пионерских дружинах московских школ в советский период и преемственности в наши дни.

Программа кружка "Знаменщики и барабанщики в истории России"

1 год ( 144 часа)

  1. Вводное занятие 1 час.

    1. Федеральные законы о государственных символах России. Государственный флаг, государственный герб, Государственный гимн России

  2. Тема 1. Государственные гербы, знаки и эмблемы. Практика – строевая подготовка знаменного расчета. 50 часов.

    1. Геральдика как наука.

    2. Эмблемы древнерусских князей, родовые знаки.

    3. Герб России времён Ивана 3 – создателя централизованного государства.

    4. Двуглавый орел. Трансформации герба.

    5. Всадник, поражающий змея.

    6. Изменения государственного герба в период 16-17 века.

    7. Российский герб при Петре 1 и его преемниках.

    8. Изменения герба в 19 веке. Большой государственный герб Российской империи 1882 года.

    9. Герб России в период от Февраля к Октябрю.

    10. Герб СССР и РСФСР.

    11. Герб Российской федерации. Герб Москвы. Гербы городов Подмосковья.

    12. Гербы учебных заведений. Герб школы

  1. Тема 2. Устав ВС РФ. Приемы обращения со знаменем (теория и практика) -

42 часа

    1. Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем

    2. Отработка приемов обращения со знаменем

  1. Тема 3. Знамёна, стяги, флаги. Практика – действия знаменного расчета.

50 часов.

    1. Происхождение знамён. Древние знамена славян – стяги.

    2. Знамена Древности и средневековой Европы.

    3. Хоругви, прапоры, царское знамя, полковые знамёна, Великий стяг Ивана Грозного.

    4. Знамёна первой русской флотилии.

    5. Знамена в правлении Петра 1.

    6. Российское знамя в первой половине 18 – первой половине 19 века.

    7. Российский флаг во второй половине 19 – начале 20 века.

    8. Красные знамёна революции.

    9. Флаги РСФСР и СССР.

    10. Государственные флаги в 20 веке.

    11. Штандарт Президента Российской Федерации.

    12. Боевые знамена. Знамя Победы.

    13. Знамена учебных заведений. Знамя нашей школы


Тематическое планирование курса.

1 год (144 часа).


п/п

Тема

Кол-во часов

Формы

контроля

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

Федеральные законы о государственных символах России.

Общее знакомство с государственными символами России

День государственного флага Российской Федерации – 22 августа

Геральдика - наука о гербах.

1



Тема 1. Государственные гербы, знаки, эмблемы (50 часов).

2.

Геральдика как наука

1

3

Участие знаменного расчета в школьных мероприятиях

3.

Эмблемы древнерусских князей. Родовые знаки

1

3

4.

Герб России времён Ивана 3 – создателя централизованного государства.

1

3

5.

Двуглавый орел. Трансформации герба.

1

3

6.

Всадник, поражающий змея

1

3

7.

Изменения государственного герба в период XVI-XVII века.

1

3

8.

Российский герб при Петре I и его преемниках

1

3

9.

Изменения герба в 19 веке. Большой государственный герб Российской империи 1882 года.

1

3

10.

Герб России в период от Февраля к Октябрю.

1

3

11.

Герб СССР и РСФСР

1

3

12.

Герб Российской Федерации. Герб Москвы. Гербы городов Подмосковья

1

3

13.

Гербы учебных заведений. Герб школы

1

5

Тема 2. Знамена, стяги, флаги (42 часа)

14.

Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем

2

10


15.

Отработка приемов обращения со знаменем

2

28

Тема 2. Знамена, стяги, флаги (25часов)

16.

Происхождение знамён. Древние знамена славян – стяги.

1

1

Участие знаменного расчета в школьных, районных и городских мероприятиях

17.

Знамена Древности и средневековой Европы.

1

1

18.

Хоругви, прапоры, царское знамя, полковые знамёна, Великий стяг Ивана Грозного.

1

1

19.

Знамёна первой русской флотилии.

1

1

20.

Знамена в правление Петра 1.

1

1

21.

Российское знамя в первой половине 18 – первой половине 19 века.

1


22.

Российский флаг во второй половине 19 – начале 20 века.

1


23.

Красные знамёна революции.

1


24.

Флаги РСФСР и СССР.

1

1

25.

Государственные флаги в 20 веке.

1

1

26.

Штандарт Президента Российской Федерации.

1

1

27.

Боевые знамена. Знамя Победы.

1

2

28.

Знамена учебных заведений. Знамя нашей школы.

1

2

Итоговое обобщение (1 час)

Итого – 144 часа







2 год (144 часа)


  1. Вводное занятие 1 час.

    1. Федеральные законы о государственных символах России. Государственный флаг, государственный герб, Государственный гимн России

  2. Тема 1. Знаменные группы: история и современность. Практика – отработка действий знаменного расчета. 82 часа

    1. Знаменщики в древности. Хоругвеносцы. Полковые знаменосцы.

    2. Знаменщики при Петре I.

    3. Хорунжие. Прапорщики.

    4. Знаменщики в Советской России.

    5. Пионерская знаменная группа.

    6. Современные военные знаменщики.

    7. Знаменщики Президентского полка

    8. Знаменная группа школы

  3. Тема 2. Гимны. Практика – участие в создании гимна школы, отработка действий знаменного расчета. 60 часов.

    1. Древние гимны.

    2. Национальные гимны Европы 16 века.

    3. Первые гимны России. Канты. Виватные канты.

    4. «Преображенский марш». «Гром победы, раздавайся!» «Коль славен наш господь в Сионе». «Боже, царя храни!»

    5. «Марсельеза». Гимн международного рабочего движения «Интернационал».

    6. «Союз нерушимый» - гимн СССР. «Россия, священная наша держава…» - гимн России.

    7. Гимн Москвы.

    8. Гимн нашей школы.

        1. Итоговое обобщение. 1 час.



1.

Вводное занятие.

Федеральные законы о государственных символах России.

Общее знакомство с государственными символами России

День государственного флага Российской Федерации – 22 августа

Геральдика - наука о гербах.

1



Тема 1. Знаменные группы: история и современность.

Действия знаменных групп. (82 часа)

2.

Знаменщики в древности. Хоругвеносцы. Полковые знаменосцы.

1


Участие знаменной группы в школьных, районных и городских мероприятиях

3.

Знаменщики при Петре I.

1


4.

Хорунжие. Прапорщики.

1


5.

Знаменщики в Советской России.

1


6.

Пионерская знаменная группа.

1

5

7.

Современные военные знаменщики.

1

5

8.

Знаменщики Президентского полка

1

3

9.

Устав ВС РФ. Правила обращения со знаменем

1

10

10.

Знаменная группа школы

1

50

Тема 2. Гимны. (60 часов)

11.

Древние гимны.

1


Участие в конкурсе на создание гимна школы


Участие знаменной группы в школьных, районных и городских мероприятиях

12.

Национальные гимны Европы 16 века.

1


13.

Первые гимны России. Канты. Виватные канты.

1


14.

«Преображенский марш». «Гром победы, раздавайся!» «Коль славен наш господь в Сионе». «Боже, царя храни!»

1


15.

«Марсельеза». Гимн международного рабочего движения «Интернационал».

1


16.

«Союз нерушимый» - гимн СССР. «Россия, священная наша держава…» - гимн России.

1

1

17.

Гимн Москвы.

1

1

18.

Гимн нашей школы.

1

3

19.

Знаменная Группа Школы

1

46


Итоговое обобщение (1 час)

Итого – 144 часа




Литература для учителя:


  1. Алярд К. Книга о флагах.

  2. Арсентьев Ю.В. О знаменах с геральдическими изображениями в русском войске 17 века

  3. Вилинбахов Г.В. Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец

  4. Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской федерации в школе: Методические рекомендации.

  5. Конституция РФ

  6. Лакиер А. Б Русская геральдика

  7. Лебедев В. Большой государственный герб России

  8. Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн

  9. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»

  10. Соболева Н.А. Русские печати.

  11. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации». От 25 декабря 200 г.

  12. Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.

  13. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.

  14. Шатилов В.М. Знамя Победы.

  15. Шевяков Т. Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX - начала XX в., Астрель, 2002

Литература для учащихся:


  1. Дегтярев А.Я. История флага: Легенды, факты, споры

  2. Золин П.М. Герб, гимн, Флаг и столица нашей Родины.

  3. А.А. Щелоков. Увлекательная геральдика. (Энциклопедия коллекционера), изд. ЭКСМО, 2006.

  4. Слейтер. С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия, ЭКСМО,2005.

  5. П.Н.Краснов "Душа армии" - http://az.lib.ru/k/krasnow_p_n/text_0220.shtml


Болтунова Галина Емельяновна Приложение к авторской методической разработке "Знаменные группы в школах"

ГБОУ СОШ № 922 г. Москва

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос