В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Воспитательная коррекционно-развивающая программа социально-личностного развития младших школьников "Окно в мир"

ГБ(О)С(К)ОУ СКО школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида №5 г.Ельца Липецкой обл.

«ОКНО В МИР»

Воспитательная коррекционно-развивающая программа

социально-личностного развития младших школьников.

(11-13 лет)





Автор:

учитель начальных классов,

воспитатель высшей квалификационной категории

Целыковская Светлана Анатольевна






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Ребёнку приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы. Переход в среднее звено школы сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, что, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения, требующим от них некоторой адаптации. С этого времени начинает понемногу возрастать агрессивность – воспитанники стремятся доказать окружающим свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса - перераспределения дружеских компаний. В это же время дети активно начинают осваивать свой внутренний мир. Но сами ещё плохо в нём ориентируются.

Исходя из вышесказанного, целью программы занятий с младшими подростками «Окно в мир» является содействие социально-личностному развитию ребёнка и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.


Основные задачи:

  • помощь в адаптации к новым школьным условиям;

  • обогащение запаса представлений об окружающем мире;

  • повышение уверенности в своих силах;

  • формирование позитивной моральной позиции;

  • формирование коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

  • формирование навыков психических и физических саморегуляций;

  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  • формирование навыков самостоятельного поведения;

  • формирование рефлексии.






Основные принципы в построении занятий:

  • подбор приёмов и методов коррекционно-развивающей работы с опорой на ведущую деятельность возраста;

  • учёт зоны ближайшего развития и опора на сохранные качества личности;

  • дифференцированный подход;

  • комплексный и системный подход к диагностике и коррекции;

  • использование гуманистических технологий в воспитании учащихся;

  • строгое соблюдение психогигиенических требований при проведении занятий.


Основные методические средства, используемые при разработки программы:

  • ролевые игры;

  • коммуникативные игры;

  • игры, направленные на развитие воображения (вербальные и невербальные);

  • чтение литературы;

  • групповая дискуссия;

  • различные виды бесед;

  • техники и приёмы саморегуляции;

  • дыхательные и двигательные упражнения;

  • тренинговые упражнения.


Логика построения программы:

Программа включает в себя 3 раздела, направленных на формирование и развитие различных качеств личностной, эмоционально-волевой, межличностной и познавательной сфер, а также реализацию возрастных задач развития подростка. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою коррекционно-развивающую и воспитательную ценность и цель.


Критерии оценки эффективности программы:

Основными критериями оценки эффективности программы являются данные, полученные в результате первичной и конечной диагностик. Для отслеживания результатов занятий по каждому из разделов проводится промежуточная оценка уровня знаний, умений и навыков. По полученным результатам вносится своевременная корректировка по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявляется динамика развития. Диагностики проводятся с использованием следующих методик: для выявления особенностей «Я – образа» методика «Круги», для исследования самооценки методика «Лесенка», для исследования межличностных отношений модифицированный вариант методики Р. Желя, для оценки уровня школьной мотивации анкетирование и ранжирование.

Первичная диагностика проводится в сентябре, конечная – по окончании 1 года проведения. Косвенным показателем эффективности является исчезновение нежелательных форм поведения, появление умения вступать в партнёрские отношения с людьми разного возраста, отзывы педагогов.


Количество, продолжительность и периодичность занятий.

Программа состоит из 117 занятий. Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.




























ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002 (модифицированный вариант социометрической методики Р.Желя, анкета по оценк уровня школьной мотивации).

  2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Светлячок, 2001.

  3. Гарбузов В.И. От младенца до подростка. – СПб.: Респекс, 1996.

  4. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика.- Ростов н/Д, 2002.

  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль: Академия развития, 2003.

  6. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса. – М.: 5 за знания, 2006. (ранжирование утверждений).

  7. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся. – М.: АЙРИС ПРЕСС,2004.

  8. Солдатова Г.У.,Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2001.

  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2005.

  10. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. – М.: ЦГЛ,2003. (методика «Лесенка» (Дембо-Рубинштейн), методика «Круги»).


РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА

Я - ПОДРОСТОК.

5 класс.

Что такое детство? Подростковый период. Проблемы в школе. Что необходимо для хорошей учёбы. Товарищи, друзья. Интересы и способности. Положительные и отрицательные черты характера. Самооценка. Капризы, упрямство, неуверенность, замкнутость, агрессия – оценить и победить. Активность, самостоятельность, – почему их стоит развивать. Этикет. Как радоваться и горевать, печалиться и любить. Победить свой страх. Победа над злостью.






6 класс.

Физические изменения, происходящие в подростковом возрасте. Высокая и низкая самооценка. Понятие лидер. Черты лидерства. Лидер и ответственность. Что знаем о курении, алкоголе, наркотиках? Безопасное поведение. Учимся принимать решение. Влияние взрослых. Пример для подражания. Как справиться с агрессией. Как справиться с упрямством. Речевой этикет. Личное мнение. Содержательность жизни: труд, спорт, искусство.









7 класс.

Трудности подросткового возраста. Принятие своей внешности и умение владеть своим телом. Для чего нужна самостоятельность. Поиск своего «Я». Понятия «свои» и «чужие». Подросток – гражданин. Подросток и его права. Противоправные поступки. Агрессия в поведении. Уголовная ответственность. Подростковый сленг. Одиночество. Досуг, отдых, свободное время. Популярные виды спорта.


5 класс.

-знать некоторые особенности функционирования организма;

-уметь правильно оценивать свою внешность, стремиться к её улучшению;

-понимать значение слов: младенчество, детство, подростковый возраст;

-уметь оценивать свои способности;

-уметь управлять своим настроением, чувствами, предвидеть последствия поступков, слов;

-анализировать и оценивать поведение своё и других;

-уметь пользоваться знаниями в области этикета.


6 класс.

-знать физические изменения, происходящие в подростковом возрасте;

-понимать смысл понятия самооценка;

-понимать смысл понятия лидер;

-осознавать реальный вред от курения, алкоголя, наркотиков;

-стремиться вести безопасный, здоровый образ жизни;

-уметь осознавать ответственность за свой выбор;

-иметь навыки саморегуляции;

-пользоваться навыками речевой культуры;

-уметь с пользой использовать своё свободное время.



7 класс.

-уметь заботиться о своём внешнем виде и теле;

-уметь оценивать собственные возможности;

-стремиться к позитивному самоизменению;

-уметь контролировать своё агрессивное поведение и правильно реагировать на проявления агрессии со стороны других;

-иметь понятие о правах и обязанностях гражданина;

-знать об уголовной ответственности за преступление;

-иметь стремление к содержательному наполнению своей жизни.







Я И ОБЩЕСТВО.

5 класс.

Что такое общение. Основные способы общения. Внимание к окружающим людям. Умение слушать. Наблюдательность. Уважение и вежливое отношение к людям. Проявление сочувствия, взаимоуважения. Настроение и общение. Понимание состояния других людей. Причины дискомфорта в общении. Причины агрессии. Позиция других. Терпимость. Вежливое обращение. Общий подход к проявлениям злости в классе. Проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни, пути их разрешения.





6 класс.

Взаимное уважение – основа эффективного общения. Общество – совокупность разных групп. Общение в классе. Общение в неформальной обстановке. Проявление интереса к другим. Категории «они», «мы», «я». Как познакомиться. Правила поведения с незнакомыми людьми. Групповая сплочённость. Грубые формы общения – причины конфликтов. Пути разрешения конфликтных ситуаций.




7 класс.

Взаимопонимание – основа коллектива. Ценности коллектива. Поддержка коллектива. Командный дух. Сотрудничество. Заинтересованность в общей цели. Готовность идти друг другу навстречу. Терпение к недостаткам других. Понятие о толерантности. Искусство общения девочек и мальчиков. Конфликты и их причины. Умение разрешать конфликты.


5 класс.

-иметь представление о значении общения в жизни человека;

-иметь навык позитивного социального поведения;

-иметь навыки ведения беседы;

-уметь анализировать различные ситуации общения;

-понимать смысл понятия критика;

-уметь видеть положительные качества в других;

-уметь снимать эмоциональное напряжение;

-иметь представление о рефлексии как об умении конструктивно «говорить о себе».

6 класс.

-уметь быть терпимым и доброжелательным к другим;

-уметь делиться положительными чувствами;

-уметь вести диалог;

-иметь навыки групповой работы;

-знать причины возникновения конфликтов;

-уметь находить решение проблем;

-уметь проявлять волевые усилия и подавлять негативные желания.

7 класс.

-понимать смысл понятий коллектив, сотрудничество;

-уметь проявлять взаимный интерес друг к другу;

-иметь заинтересованность в общей цели;

-проявлять терпение к недостаткам других;

-проявлять симпатию и уважение к представителям другого пола;

-уметь конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

-понимать смысл понятия толерантность;

-иметь навык позитивного социального поведения.
























Я И МИР.

5 класс.

Происхождение и развитие человека. Многообразие жизни на Земле. Расовая принадлежность. Устное народное творчество, обычаи, традиции. Содержание «Декларации прав ребёнка».









6 класс.

Возрастные периоды жизни человека и их особенности. Опыт предков. Роль старшего поколения. Поколение вещей. Культура народов и государств мира, взаимовлияние культур и традиций.














7 класс.

Мир – среда, оказывающая на жизнь людей реальное влияние. Возникновение государства. Первые законы. Создание армии, судов и полиции. Роль права в обществе. Содержание «Декларации прав человека». Разнообразие религий. Веротерпимость. Политические, экономические, технические, хозяйственные, культурные изменения, происходящие в мире в последнее время.


5 класс.

-знать названия других стран, кроме России;

-знать о расовых различиях между людьми;

-знать разные версии происхождения человека на Земле;

-уметь рассказать о России, Москве и малой родине;

-знать об устном народном творчестве и промыслах;

-знать о правах и обязанностях детей.


6 класс.

-знать периоды жизни человека, их уникальность;

-понимать значение слов детство, юность, зрелость, старость, подросток;

-знать некоторых учёных, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру;

-знать прошлое, настоящее и будущее некоторых предметов;

-знать о наиболее известных миру изобретениях;

-проявлять уважение к людям старшего поколения;

-проявлять бережное отношение к предметам культурного наследия человечества.


7 класс.

-знать о причинах возникновения государства;

-иметь понятие о политической власти;

-знать, что права – общеобязательные правила поведения, установленные государством;

-знать о значении судов и милиции;

-знать некоторые изобретения человечества;

-проявлять чувство патриотизма;

-проявлять толерантное отношение к жителям Земли.




























ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

5 КЛАСС.





РАЗДЕЛ

ТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

Я – ПОДРОСТОК.

ЦЕЛЬ: формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

(14ч.)

Мир детства.

Формирование представлений о возрастных изменениях, происходящих с воспитанниками.

Коррекция личностной сферы на основе повышения уверенности в себе.

Беседа (объяснение, рассуждение); психогимнастика, игра.

Моё настоящее и будущее.

Помочь подростку осознать свои изменения.

Коррекция мотивационной сферы через стимулирование позитивных самоизменений.

Элементы групповой дискуссии, психогимнастика, ролевая игра.

Хорошо учиться – это значит…

Способствовать повышению адаптационных возможностей пятиклассников.

Коррекция волевой сферы через развитие умения преодолевать трудности.

Беседа-рассуждение, требование-игра, упражнение, техника саморегуляции.

Мои увлечения.

Определение самобытности ребёнка через раскрытие его увлечений.

Коррекция речи через активизацию словаря.

Рассказ, элементы групповой дискуссии, творческое задание.

Товарищи и друзья.

Формирование навыка социального взаимодействия.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие умения оценивать поведение сверстников.

Элементы групповой дискуссии, ролевая игра, ситуация.

Всегда ли я хороший?

Помочь в осознании подростками себя, своих положительных и отрицательных черт.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие рефлексии.

Беседа, диагностика, психогимнастика.

Имею ли я право сердиться и обижаться?

Способствовать адекватному самовыражению.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыка саморегуляции.

Беседа, ситуация, упражнение, техника саморегуляции.

Стыдно ли бояться?

Способствовать повышению уверенности в себе.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие навыка самоконтроля.

Беседа-обсуждение, упражнение, техника саморегуляции.

Чувства и поступки.

Формирование навыка анализа своего поведения и состояния.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие навыка саморегуляции.

Ситуация, упражнение, техника саморегуляции.

Маленькая страна внутри меня.

Формирование навыка самопознания.

Коррекция личностной сферы через развитие позитивной Я-концепции.

Беседа, работа с текстом, упражнение, направленное воображение.

Трудные ситуации.

Способствовать развитию ответственности за свои мысли и поступки.

Коррекция волевой сферы через развитие умения преодолевать трудности.

Ситуация, элементы групповой дискуссии, упражнение.

Внутренняя сила.

Формирование навыка самопознания.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через формирование навыка психической и физической саморегуляции.

Беседа, работа с текстом, упражнение, техника саморегуляции.

Нужно ли человеку меняться?

Формирование побуждений к позитивному самоизменению.

Коррекция личностной сферы через формирование нравственно-волевых устремлений в реализации поведения.

Элементы групповой дискуссии, упражнение, ролевая игра.


Волшебство слов (этикет).

Формирование объёма знаний о культуре поведения.

Коррекция поведенческих нарушений через выработку стереотипов поведения.

Беседа, работа с текстом, практическое задание.

Я И ОБЩЕСТВО.

ЦЕЛЬ: формирование позитивных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

(17ч.)

Встреча.

Расширить значение общения в жизни.

Коррекция личностной сферы через развитие умения самовыражаться и интересоваться другими.

Беседа-рассуждение, упражнение.

Общение без слов.

Развитие навыков общения.

Коррекция межличностных отношений на основе средств вербальной и невербальной коммуникации.

Упражнение, коммуникативная игра.

Почему нужно быть внимательным?

Развивать внимание к окружающим людям.

Коррекция межличностных отношений через преодоление барьеров общения.

Беседа-рассуждение, упражнение, игра.

Слушаем друг друга.

Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности.

Коррекция межличностных отношений через моделирование форм поведения.

Словесное упражнение, ролевая игра.

Что можно сделать для друга?

Развивать уважение, вежливое отношение к людям.

Коррекция межличностных отношений через моделирование коммуникативных отношений.

Беседа, ситуация, упражнение.

Чувства и эмоции.

Способствовать адекватному самовыражению.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие рефлексии.

Беседа, психогимнастика, техника саморегуляции.

Общение и настроение.

Развивать умение выражать своё настроение и чувствовать состояние другого.

Коррекция межличностных отношений через преодоление барьеров общения.

Беседа-обсуждение, коммуникативная игра, диагностика.

Загадай друга.

Формирование позитивного отношения к своим сверстникам.

Коррекция мышления через развитие навыка анализа.

Беседа, направленное воображение, игра.

Путешествие с другом.

Формирование навыка групповой работы.

Коррекция познавательной сферы через развитие воображения.

Творческое задание, коллективная игра.

Разные мнения.

Развитие уважительного, терпимого отношения к другим людям.

Коррекция волевой сферы через развитие умения отстаивать свою точку зрения.

Элементы групповой дискуссии, ролевая игра, психогимнастика.

Каждый видит мир по-своему.

Формирование навыков конструктивного взаимодействия.

Коррекция познавательной сферы через активизацию творческих возможностей.

Беседа-визуализация, творческое задание.

Я и мои шалости.

Формирование умения адекватно оценивать своё поведение.

Коррекция негативного поведения через моделирование адаптивных форм поведения.

Работа с литературой, упражнение, тестирование.

Разожми кулак.

Развитие умения правильно оценивать влияние агрессии на взаимоотношения.

Коррекция негативного поведения через развитие навыка саморегуляции.

Беседа-обсуждение, тренинговое упражнение, техника саморегуляции, ТС.

Конфликты в школе и на улице.

Помочь осознать роль конфликтов в жизни.

Коррекция мышления через развитие навыка анализа ситуаций.

Беседа, ситуация, техника саморегуляции.

Попробуем договориться.

Формировать умение конструктивно разрешать конфликты.

Коррекция межличностных отношений через развитие навыка саморегуляции.

Моделирование ситуаций, упражнение, техника саморегуляции.

Моё место в классе.

Выявление социального статуса воспитанника и степени удовлетворённости социальным окружением.

Коррекция межличностных отношений через выработку мотивов сотрудничества.

Тест, беседа, игра.

Неизвестное о моём классе.

Формирование умения проявлять взаимоинтерес.

Коррекция межличностных отношений через стимулирование поведенческих изменений.

Тест, элементы дискуссии, коммуникативная игра.

Я И МИР.

ЦЕЛЬ: формирование интереса и уважения к людям Земли, их деятельности, культуре, быту.

(8ч.)

Что такое Земля?

Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле.

Коррекция познавательной сферы через развитие интеллекта, внимания, памяти.

Рассказ, беседа-визуализация, задание.

И вот появился Человек.

Познакомить с разными версиями происхождения человека на Земле.

Коррекция мышления через выработку умения объяснять свою точку зрения.

Рассказ, элементы дискуссии, творческое задание.

Такой разный Человек.

Формировать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту.

Коррекция личностной сферы через развитие навыка социального взаимодействия.

Беседа-визуализация, видеосюжет, ролевая игра.

Правила одни на всех.

Познакомить с содержанием «Декларации прав ребёнка».

Коррекция мышления через активизацию процесса анализа.

Беседа-обсуждение, чтение литературы, игра.

Разные люди – разные страны.

Формировать навыки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры.

Коррекция межличностных отношений через развитие эмпатии.

Беседа-визуализация,

задание, игра.

Моя Родина – Россия.

Развивать чувство гражданственности и патриотизма.

Коррекция слухового восприятия и внимания.

Беседа, чтение литературы, игра.

Что такое обычаи и традиции.

Познакомить с многообразием культурных традиций народов Земли.

Коррекция мышления через активизацию зрительного и слухового восприятия.

Беседа-визуализация, прослушивание муз. композиций, игра.

Почему человек любит свою родину.

Развивать чувство патриотизма.

Коррекция мышления через развитие навыка анализа.

Элементы дискуссии, творческое задание.

Общее количество часов – 39ч.












ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

6 КЛАСС.










РАЗДЕЛ

ТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА





Я – ПОДРОСТОК.

Цель: формировать потребность в самоизменении и личностном росте.

(17 ч.)

Зачем человеку учиться?

Выработка позитивного отношения к учёбе.

Коррекция мышления через развитие навыка анализа.

Беседа-рассуждение, задание, игра.

Что я хочу узнать о себе?

Обеспечение средствами самопознания.

Коррекция личностной сферы через осознание своих качеств.

Беседа, задание, анкетирование.

Я повзрослел.

Предоставить подростку возможность осознавать свои индивидуальные возможности.

Коррекция мышления через стимулирование навыка самоанализа.

Беседа-рассуждение, психологические тесты.

Мои важные изменения.

Мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

Коррекция личностной сферы через формирование нравственно-волевых устремлений в реализации поведения.

Беседа-рассуждение, сюжетно-ролевая игра, тренинговое упражнение.

Какого человека можно назвать уверенным (неуверенным)?

Дать возможность подростку осознать свои личностные черты.

Коррекция личностной сферы через формирование позитивной самооценки.

Элементы групповой дискуссии, тренинговое упражнение, техника саморегуляции.

Я становлюсь уверенней.

Формирование позитивной самооценки.

Коррекция мышления через развитие способности к самоанализу.

Беседа, практическое задание, тренинговое упражнение.

Лидер – кто это?

Познакомить подростков с понятием лидерства.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие уверенности в себе.

Беседа, тестирование, техника саморегуляций.

Моё мнение.

Формирование лидерских качеств.

Коррекция личностной сферы через развитие коммуникативных способностей.

Элементы групповой дискуссии, упражнение, ситуация.

Важный разговор: наркотики.

Изучение ориентации подростков на привлекательный для них образ жизни.

Коррекция личностной сферы через стимулирование волевых усилий в реализации поведения.

Анкетирование, обсуждение, ТСО.

Важный разговор: алкоголь.

Ориентация подростков на трезвый образ жизни.

Коррекция мышления через развитие навыка анализа.

Беседа-визуализация, ситуация.

Курение – только вредная привычка?

Пропаганда здорового образа жизни.

Коррекция личностной сферы через развитие выдержки, самостоятельности.

Беседа за круглым столом.

Зачем нужны взрослые?

Формирование позитивного образа взрослого.

Коррекция социально-личностной сферы через ориентацию на деятельную помощь окружающих.

Элементы групповой дискуссии, ситуация.

Что такое агрессия?

Помочь подросткам осознать негативность агрессивного поведения.

Коррекция мышления через развитие навыка анализа.

Беседа-визуализация, чтение литературы, ситуация.

Можно ли назвать моё поведение агрессивным?

Развитие навыка самоанализа.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения контролировать своё агрессивное поведение.

Ситуация, задание, техника саморегуляции.

Как справиться с упрямством.

Формирование умения анализировать последствия своего поведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыка самоконтроля.

Беседа, чтение литературы, обсуждение, техника саморегуляции.

Говорите правильно.

Развитие навыка речевого этикета.

Коррекция мышления через развитие основных видов восприятия.

Рассказ, чтение литературы, ситуация, задание.

Моя интересная жизнь.

Развивать познавательную активность подростков.

Коррекция мотивационной сферы через формирование самостоятельности в организации досуга.

Устный журнал, творческое задание.











Я И ОБЩЕСТВО.

Цель: формирование позитивных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

(13ч.)

Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!

Расширить представления подростков об общении между людьми.

Коррекция личностной сферы через стимулирование нравственно ценных мотивов поведения.

Беседа за круглым столом. Ситуация, игра.

Человеческое общение.

Формирование толерантного отношения к себе и другим.

Коррекция межличностных отношений на основе укрепления позитивных связей в коллективе.

Беседа, тренинговые и игровые упражнения.

Умею ли я проявлять уважение к людям?

Формировать умение проявлять уважение к людям.

Коррекция личностной сферы через стимулирование нравственно ценных мотивов поведения.

Беседа-рассуждение, ситуация.

Когда появилось общество.

Дать понятие детям о появлении и развитии человеческого общества.

Коррекция межличностных отношений через укрепление коллективных связей.

Беседа, коммуникативная игра.

Школьные проблемы.

Расширение знаний детей о школьных проблемах (плохая успеваемость, поведение).

Коррекция личностной сферы через развитие положительных качеств личности.

Элементы групповой дискуссии, ситуация, практическое задание.

Комплимент для класса.

Укрепление позитивных межличностных связей в коллективе.

Коррекция личностной сферы через развитие эмпатии.

Тренинговое упражнение, коммуникативные игры, творческое задание.

Друзья, ровесники и товарищи.

Развитие нравственно ценных качеств личности (верность, преданность).

Коррекция мышления через развитие умения анализировать поступки людей.

Беседа за круглым столом, ситуация, практическое задание.

Умею ли я проявлять вежливость?

Развитие умения проявлять вежливость в отношениях к людям.

Коррекция личностной сферы через моделирование стереотипов поведения.

Беседа, упражнение, ситуация.

Умею ли я вести себя в обществе?

Расширить знания детей о правилах поведения в обществе.

Коррекция межличностных отношений через моделирование нужных форм поведения.

Беседа-рассуждение, ситуация, упражнение, использование ТСО.

Один за всех, и все за одного?

Формирование умения принимать нужное решение и делать выбор.

Коррекция межличностных отношений через развитие навыков сотрудничества.

Элементы дискуссии, ситуация, практическое задание.

К чему приводит грубость.

Показать подросткам последствия неправильных реакций и поступков в общении.

Коррекция личностной сферы через развитие навыка самоконтроля.

Ситуация, тренинговое упражнение, техника саморегуляций.

Ссора, конфликт.

Расширения опыта участия подростков в конфликтах.

Коррекция межличностных отношений через развитие умения правильно оценивать своё поведение.

Беседа, сюжетно-ролевая игра, ситуация.

Просто ли помириться?

Познакомить детей с возможностями разрешения конфликта.

Коррекция межличностных отношений через расширение поведенческого диапазона.

Ситуация-игра, тренинговое упражнение.


Я И МИР.

Цель: формирование интереса и уважения к людям Земли, их деятельности, культуре, быту.

(9ч.)

Возрасты человеческой жизни.

Познакомить подростков с возрастными периодами жизни человека.

Коррекция межличностных отношений на основе развития эмпатии.

Рассказ-визуализация, коммуникативная игра.

Чем мне нравится свой возраст.

Формировать навык самопознания.

Коррекция мышления через развитие навыка самоанализа.

Чтение литературы, ситуация, задание.

Привычки и вкусы поколений.

Познакомить с понятиями предки, потомки, поколение.

Коррекция личностной сферы через развитие нравственно значимых качеств (уважение, толерантность).

Беседа, чтение литературы, практическое задание.

История и мир вещей.

Дать детям знания об истории вещей: одежды, посуды, мебели.

Коррекция мышления на основе развития слухового и зрительного восприятия.

Беседа-визуализация, практическое задание.

Великие люди.

Познакомить с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей.

Коррекция мышления через развитие памяти, слухового и зрительного восприятия.

Устный журнал, творческое задание, применение ТСО.

Изобретения человечества.

Ознакомление подростков с наиболее известными изобретениями человечества.

Коррекция мышления через развитие воображения.

Устный журнал, применение ТСО, творческое задание.

Чему научат нас бабушки.

Формирование уважительного отношения к людям старшего поколения.

Коррекция словесно-логического мышления.


Беседа, микрогазета, коммуникативная игра.

Слово о родном крае.

Развивать чувство гражданственности и патриотизма.

Коррекция слухового восприятия и внимания.

Заочная экскурсия, задание.

Вспомнить всё.

Закрепление полученных подростками знаний и умений.

Коррекция личностной сферы через развитие рефлексии.

Круглый стол.

Всего 39 часов.












ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
7 КЛАСС.





















РАЗДЕЛ

ТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Я-ПОДРОСТОК.

Цель:

способствовать развитию Я-концепции.

(15ч.)

Новые возможности.

Помощь подростку в осознании своих изменений.

Коррекция мотивационной сферы через стимулирование позитивных самоизменений.

Воспитание чувства взаимопонимания.

Элементы дискуссии, упражнение-стимулирование, игра.

Самое прекрасное во мне.

Расширение представлений индивида о самом себе.

Коррекция личностной сферы через развитие навыка самоанализа.

Воспитание самоуважения и самолюбия.

Беседа, упражнение, тестирование.

Заботься о себе.

Расширение знаний детей по гигиенической культуре.

Коррекция мышления через развитие навыка анализа.

Воспитание качеств социально активной доброжелательной личности.

Беседа-визуализация, практикум.

О самостоятельности.

Расширение знаний детей о ведущих качествах личности.

Коррекция поведенческой сферы через развитие умения ставить конкретную цель и добиваться её реализации.

Способствование воспитанию черт самостоятельной личности.

Использование художественной литературы, моделирование ситуаций, требование-совет.

О справедливости.

Расширение объёма знаний подростков о важных качествах личности (справедливость).

Коррекция личностной сферы через предоставление возможности проявить себя в различных имитирующих ситуациях.

Воспитание справедливости, активной жизненной позиции.

Этическая беседа, ситуация, рефлексия.

О доверии.

Расширение этического кругозора человеческих отношений.

Коррекция личностной сферы через совершенствование поведенческого опыта.

Способствование проявлению доброжелательности и гуманизма.

Этическая беседа, ситуация, ранжирование.

Измеритель силы характера.

Формирование нравственных установок для успешного социального взаимодействия.

Коррекция волевой сферы через развитие стремления к самосовершенствованию

Воспитание чувства солидарности и взаимопомощи.

Упражнение, тестирование, ситуация.

Обычные мелочи.

Способствование развитию инициативы и уверенности в своих силах.

Коррекция поваеденческой сферы через развитие навыков психической и физической саморегуляций.

Воспитание доброжелательности.

Беседа, упражнение, техника саморегуляций.

Кто такие кумиры.

Расширить объём знаний детей в понятиях кумир и его значение в жизни подростка.

Коррекция волевой сферы через развитие способности самостоятельно принимать решение. Анализировать поступки.

Воспитание толерантного отношения к людям.

Беседа, тестирование, моделирование ситуаций, игра.

Почему мы так разговариваем?

Побуждение к самокритичной оценке.

Коррекция мышления через развитие умения рассуждать, делать выводы.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Моделирование ситуаций, упражнение, мини-дискуссия.

Мой взгляд на агрессию.

Расширить объём знаний подростков об агрессии и её причинах.

Коррекция поведенческой сферы через развитие умения контролировать своё агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуациях проявления агрессии со стороны других.

Воспитание толерантного отношения к людям.

Элементы дискуссии, техника саморегуляций, упражнение.

Каждый подросток имеет право.

Расширение знаний подростков об основных правах.

Коррекция мышления через развитие умения анализировать.

Воспитание уважения к одноклассникам, их правам.

Беседа, использование литературы, моделирование ситуаций.

Поступки и ответственность.

Познакомить детей с понятием «юридическая ответственность» несовершеннолетних.

Коррекция мышления через развитие умения анализировать и делать выводы.

Воспитание чувства ответственности и самостоятельности.

Беседа-визуализация, тестовое задание.

Я не хочу быть один.

Способствовать развитию нравственных качеств, присущих дружеским взаимоотношениям.

Коррекция социально-личностной сферы через стимулирование нравственно ценных мотивов поведения.

Воспитание чувства сопереживания.

Этическая беседа, чтение литературы, ТСО.

Я умею отдыхать.

Развитие стремления правильно и интересно организовывать свой досуг.

Коррекция мышления через развитие навыка обобщения.

Воспитание чувства заботы и взаимопомощи.

Диспут, ранжирование, игра.

Я И ОБЩЕСТВО.

Цель:

способствовать раскрытию социально-деятельной сущности подростка.

(13ч.)

Портрет моего класса.

Формирование мотивов сотрудничества.

Коррекция межличностных отношений через развитие навыков групповой работы.

Воспитание чувства взаимоподдержки.

Беседа, экспресс-тест, игра, задание.

Какой мы коллектив.

Способствовать положительной динамике взаимодействий в группе.

Коррекция межличностных отношений через развитие навыка коллективного мышления.

Содействие созданию благоприятного социально-психологического микроклимата.

Игра-эксперимент.

Чем мы любим заниматься.

Формирование представления об индивидуальных и коллективных ценностях группы.

Коррекция личностной сферы через развитие навыка самопознания.

Воспитание чувства солидарности и взаимоподдержки.

Беседа, анкетирование, задание.

Законы нашего класса.

Формирование мотивов сотрудничества.

Коррекция межличностных отношений через усвоение социально приемлемых норм взаимодействия в группе.

Поддержание благоприятного психо-эмоционального микроклимата.

Беседа, игра, задание.

Активная жизнь школы.

Развитие стремления иметь активную жизненную позицию.

Коррекция межличностных отношений через развитие навыка совместной деятельности.

Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи.

Игра, проектная деятельность.

Мнение взрослого.

Формирование позитивного образа взрослого.

Коррекция социально-личностной сферы через ориентацию на деятельную помощь окружающих.

Воспитание уважения к окружающим.

Элементы групповой дискуссии, моделирование ситуаций, ролевая игра.

Мои друзья.

Обсуждение вопросов подростковой дружбы.

Коррекция межличностных отношений через формирование навыков социального взаимодействия.

Воспитание чуткого отношения к людям.

Этический диалог, моделирование ситуаций, практическое задание.

Если со мной случится беда…

Формирование у подростков готовности относиться к другим людям на основе сопереживания, эмпатии.

Коррекция межличностных отношений через развитие умения устанавливать социальный контакт.

Воспитание чувства взаимоподдержки и взаимопомощи.

Этическая беседа, моделирование ситуаций, упражнение.

Все мы ошибаемся.

Выяснить наличие трудностей, проблем а становлении личности.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие уверенности в себе.

Воспитание терпимости.

Элементы дискуссии, упражнение, задание, техника саморегуляций.

Опять конфликт.

Расширение представлений подростков о различных вариантах человеческого общения.

Коррекция межличностных отношений через развитие социально одобряемых форм поведения.

Воспитание уважительного отношения к людям.

Беседа-опрос, задание, моделирование ситуаций.

Я всё решу сам.

Способствование усвоению детьми правил разрешения конфликта.

Коррекция мышления через развитие умения анализировать и обобщать.

Воспитание толерантного отношения к людям.

Тестирование, практикум.

О терпимости.

Развитие эмпатии.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие способности к эмоциональной саморегуляции.

Воспитание бережного отношения к людям.

Элементы дискуссии, моделирование ситуаций, техника саморегуляций.

Ты мне нравишься.

Способствовать развитию умения адекватно выражать свои чувства к другим людям.

Коррекция личностной сферы через формирование положительного отношения к нравственным ценностям (дружба, доброжелательность).

Воспитание внимания к людям.

Ролевая игра, моделирование ситуаций.

Я И МИР.
Цель:

способствовать развитию гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли.

(8 ч.)

Как прекрасен этот мир!

Систематизировать знания детей о родном крае.

Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие нравственно значимых качеств личности.

Воспитание чувства прекрасного.

Беседа-визуализация, ТСО, творческое задание.

Я – гражданин государства.

Формирование представлений у детей об основных правах и обязанностях гражданина, государственных символах.

Коррекция логического мышления через развитие памяти, речи.

Воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

Беседа-визуализация, практическое задание, сообщение.

Зачем придумали законы.

Формирование понимания сущности и значения государственных законов.

Коррекция мышления через расширение кругозора и повышение общей культуры воспитанников.

Воспитание чувства ответственности.

Мини-лекция, сообщения, практическое задание, ТСО.

Как жили дети в разные периоды истории.

Ознакомить детей с тем, как и в каких условиях обучались и жили их предки, какие изменения произошли.

Коррекция мышления через развитие восприятия, воображения.

Воспитание уважения к старшим.

ТСО, круглый стол.

Документы о правах детей и подростков.

Работа над понятием права человека, знакомство с Декларацией.

Коррекция мышления через развитие умения ориентироваться в правовых документах.

Воспитание терпимости, взаимопонимания.

Мини-лекция, практическое задание.

Народы Земли.

Показать опасность проявлений нетерпимости между народами.

Коррекция социально-личностной сферы через развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Воспитание чувства человеческого достоинства, дружелюбия.

Беседа, упражнение, игра, ТСО.

Все люди на планете должны дружить.

Формирование культуры межличностных отношений.

Коррекция социально-личностной сферы через формирование позитивного отношения к толерантному поведению.

Воспитание в духе открытости и понимания других людей.

Беседа-визуализация, задание, игра.

Выбор за мной.

Обобщение полученных знаний и опыта.

Коррекция мышления на основе развития умения анализировать и делать выводы.

Воспитание милосердия.

Беседа, моделирование ситуаций, игра.

Всего 36 ч.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос