ГБ(О)С(К)ОУ СКО школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида №5 г.Ельца Липецкой обл. |
«ОКНО В МИР» |
Воспитательная коррекционно-развивающая программа социально-личностного развития младших школьников. |
(11-13 лет) Автор: |
учитель начальных классов, воспитатель высшей квалификационной категории Целыковская Светлана Анатольевна |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Ребёнку приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы. Переход в среднее звено школы сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, что, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения, требующим от них некоторой адаптации. С этого времени начинает понемногу возрастать агрессивность – воспитанники стремятся доказать окружающим свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса - перераспределения дружеских компаний. В это же время дети активно начинают осваивать свой внутренний мир. Но сами ещё плохо в нём ориентируются.
Исходя из вышесказанного, целью программы занятий с младшими подростками «Окно в мир» является содействие социально-личностному развитию ребёнка и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Основные задачи:
-
помощь в адаптации к новым школьным условиям;
-
обогащение запаса представлений об окружающем мире;
-
повышение уверенности в своих силах;
-
формирование позитивной моральной позиции;
-
формирование коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
-
формирование навыков психических и физических саморегуляций;
-
обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
-
формирование навыков самостоятельного поведения;
-
формирование рефлексии.
Основные принципы в построении занятий:
-
подбор приёмов и методов коррекционно-развивающей работы с опорой на ведущую деятельность возраста;
-
учёт зоны ближайшего развития и опора на сохранные качества личности;
-
дифференцированный подход;
-
комплексный и системный подход к диагностике и коррекции;
-
использование гуманистических технологий в воспитании учащихся;
-
строгое соблюдение психогигиенических требований при проведении занятий.
Основные методические средства, используемые при разработки программы:
-
ролевые игры;
-
коммуникативные игры;
-
игры, направленные на развитие воображения (вербальные и невербальные);
-
чтение литературы;
-
групповая дискуссия;
-
различные виды бесед;
-
техники и приёмы саморегуляции;
-
дыхательные и двигательные упражнения;
-
тренинговые упражнения.
Логика построения программы:
Программа включает в себя 3 раздела, направленных на формирование и развитие различных качеств личностной, эмоционально-волевой, межличностной и познавательной сфер, а также реализацию возрастных задач развития подростка. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою коррекционно-развивающую и воспитательную ценность и цель.
Критерии оценки эффективности программы:
Основными критериями оценки эффективности программы являются данные, полученные в результате первичной и конечной диагностик. Для отслеживания результатов занятий по каждому из разделов проводится промежуточная оценка уровня знаний, умений и навыков. По полученным результатам вносится своевременная корректировка по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявляется динамика развития. Диагностики проводятся с использованием следующих методик: для выявления особенностей «Я – образа» методика «Круги», для исследования самооценки методика «Лесенка», для исследования межличностных отношений модифицированный вариант методики Р. Желя, для оценки уровня школьной мотивации анкетирование и ранжирование.
Первичная диагностика проводится в сентябре, конечная – по окончании 1 года проведения. Косвенным показателем эффективности является исчезновение нежелательных форм поведения, появление умения вступать в партнёрские отношения с людьми разного возраста, отзывы педагогов.
Количество, продолжительность и периодичность занятий.
Программа состоит из 117 занятий. Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
-
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002 (модифицированный вариант социометрической методики Р.Желя, анкета по оценк уровня школьной мотивации).
-
Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Светлячок, 2001.
-
Гарбузов В.И. От младенца до подростка. – СПб.: Респекс, 1996.
-
Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика.- Ростов н/Д, 2002.
-
Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль: Академия развития, 2003.
-
Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса. – М.: 5 за знания, 2006. (ранжирование утверждений).
-
Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся. – М.: АЙРИС ПРЕСС,2004.
-
Солдатова Г.У.,Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2001.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2005.
-
Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. – М.: ЦГЛ,2003. (методика «Лесенка» (Дембо-Рубинштейн), методика «Круги»).
РАЗДЕЛ |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА |
Я - ПОДРОСТОК. |
5 класс. Что такое детство? Подростковый период. Проблемы в школе. Что необходимо для хорошей учёбы. Товарищи, друзья. Интересы и способности. Положительные и отрицательные черты характера. Самооценка. Капризы, упрямство, неуверенность, замкнутость, агрессия – оценить и победить. Активность, самостоятельность, – почему их стоит развивать. Этикет. Как радоваться и горевать, печалиться и любить. Победить свой страх. Победа над злостью. 6 класс. Физические изменения, происходящие в подростковом возрасте. Высокая и низкая самооценка. Понятие лидер. Черты лидерства. Лидер и ответственность. Что знаем о курении, алкоголе, наркотиках? Безопасное поведение. Учимся принимать решение. Влияние взрослых. Пример для подражания. Как справиться с агрессией. Как справиться с упрямством. Речевой этикет. Личное мнение. Содержательность жизни: труд, спорт, искусство. 7 класс. Трудности подросткового возраста. Принятие своей внешности и умение владеть своим телом. Для чего нужна самостоятельность. Поиск своего «Я». Понятия «свои» и «чужие». Подросток – гражданин. Подросток и его права. Противоправные поступки. Агрессия в поведении. Уголовная ответственность. Подростковый сленг. Одиночество. Досуг, отдых, свободное время. Популярные виды спорта. |
5 класс. -знать некоторые особенности функционирования организма; -уметь правильно оценивать свою внешность, стремиться к её улучшению; -понимать значение слов: младенчество, детство, подростковый возраст; -уметь оценивать свои способности; -уметь управлять своим настроением, чувствами, предвидеть последствия поступков, слов; -анализировать и оценивать поведение своё и других; -уметь пользоваться знаниями в области этикета. 6 класс. -знать физические изменения, происходящие в подростковом возрасте; -понимать смысл понятия самооценка; -понимать смысл понятия лидер; -осознавать реальный вред от курения, алкоголя, наркотиков; -стремиться вести безопасный, здоровый образ жизни; -уметь осознавать ответственность за свой выбор; -иметь навыки саморегуляции; -пользоваться навыками речевой культуры; -уметь с пользой использовать своё свободное время. 7 класс. -уметь заботиться о своём внешнем виде и теле; -уметь оценивать собственные возможности; -стремиться к позитивному самоизменению; -уметь контролировать своё агрессивное поведение и правильно реагировать на проявления агрессии со стороны других; -иметь понятие о правах и обязанностях гражданина; -знать об уголовной ответственности за преступление; -иметь стремление к содержательному наполнению своей жизни. |
|
|
|
Я И ОБЩЕСТВО. |
5 класс. Что такое общение. Основные способы общения. Внимание к окружающим людям. Умение слушать. Наблюдательность. Уважение и вежливое отношение к людям. Проявление сочувствия, взаимоуважения. Настроение и общение. Понимание состояния других людей. Причины дискомфорта в общении. Причины агрессии. Позиция других. Терпимость. Вежливое обращение. Общий подход к проявлениям злости в классе. Проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни, пути их разрешения. 6 класс. Взаимное уважение – основа эффективного общения. Общество – совокупность разных групп. Общение в классе. Общение в неформальной обстановке. Проявление интереса к другим. Категории «они», «мы», «я». Как познакомиться. Правила поведения с незнакомыми людьми. Групповая сплочённость. Грубые формы общения – причины конфликтов. Пути разрешения конфликтных ситуаций.7 класс. Взаимопонимание – основа коллектива. Ценности коллектива. Поддержка коллектива. Командный дух. Сотрудничество. Заинтересованность в общей цели. Готовность идти друг другу навстречу. Терпение к недостаткам других. Понятие о толерантности. Искусство общения девочек и мальчиков. Конфликты и их причины. Умение разрешать конфликты. |
5 класс. -иметь представление о значении общения в жизни человека; -иметь навык позитивного социального поведения; -иметь навыки ведения беседы; -уметь анализировать различные ситуации общения; -понимать смысл понятия критика; -уметь видеть положительные качества в других; -уметь снимать эмоциональное напряжение; -иметь представление о рефлексии как об умении конструктивно «говорить о себе». 6 класс. -уметь быть терпимым и доброжелательным к другим; -уметь делиться положительными чувствами; -уметь вести диалог; -иметь навыки групповой работы; -знать причины возникновения конфликтов; -уметь находить решение проблем; -уметь проявлять волевые усилия и подавлять негативные желания. 7 класс. -понимать смысл понятий коллектив, сотрудничество; -уметь проявлять взаимный интерес друг к другу; -иметь заинтересованность в общей цели; -проявлять терпение к недостаткам других; -проявлять симпатию и уважение к представителям другого пола; -уметь конструктивно разрешать конфликтные ситуации; -понимать смысл понятия толерантность; -иметь навык позитивного социального поведения. |
Я И МИР. |
5 класс. Происхождение и развитие человека. Многообразие жизни на Земле. Расовая принадлежность. Устное народное творчество, обычаи, традиции. Содержание «Декларации прав ребёнка». 6 класс. Возрастные периоды жизни человека и их особенности. Опыт предков. Роль старшего поколения. Поколение вещей. Культура народов и государств мира, взаимовлияние культур и традиций. 7 класс. Мир – среда, оказывающая на жизнь людей реальное влияние. Возникновение государства. Первые законы. Создание армии, судов и полиции. Роль права в обществе. Содержание «Декларации прав человека». Разнообразие религий. Веротерпимость. Политические, экономические, технические, хозяйственные, культурные изменения, происходящие в мире в последнее время. |
5 класс. -знать названия других стран, кроме России; -знать о расовых различиях между людьми; -знать разные версии происхождения человека на Земле; -уметь рассказать о России, Москве и малой родине; -знать об устном народном творчестве и промыслах; -знать о правах и обязанностях детей. 6 класс. -знать периоды жизни человека, их уникальность; -понимать значение слов детство, юность, зрелость, старость, подросток; -знать некоторых учёных, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру; -знать прошлое, настоящее и будущее некоторых предметов; -знать о наиболее известных миру изобретениях; -проявлять уважение к людям старшего поколения; -проявлять бережное отношение к предметам культурного наследия человечества. 7 класс. -знать о причинах возникновения государства; -иметь понятие о политической власти; -знать, что права – общеобязательные правила поведения, установленные государством; -знать о значении судов и милиции; -знать некоторые изобретения человечества; -проявлять чувство патриотизма; -проявлять толерантное отношение к жителям Земли. |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
5 КЛАСС.
РАЗДЕЛ |
ТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. |
Я – ПОДРОСТОК. ЦЕЛЬ: формирование потребности в самоизменении и личностном росте. (14ч.) |
Мир детства. |
Формирование представлений о возрастных изменениях, происходящих с воспитанниками. Коррекция личностной сферы на основе повышения уверенности в себе. |
Беседа (объяснение, рассуждение); психогимнастика, игра. |
Моё настоящее и будущее. |
Помочь подростку осознать свои изменения. Коррекция мотивационной сферы через стимулирование позитивных самоизменений. |
Элементы групповой дискуссии, психогимнастика, ролевая игра. |
|
Хорошо учиться – это значит… |
Способствовать повышению адаптационных возможностей пятиклассников. Коррекция волевой сферы через развитие умения преодолевать трудности. |
Беседа-рассуждение, требование-игра, упражнение, техника саморегуляции. |
|
Мои увлечения. |
Определение самобытности ребёнка через раскрытие его увлечений. Коррекция речи через активизацию словаря. |
Рассказ, элементы групповой дискуссии, творческое задание. |
|
Товарищи и друзья. |
Формирование навыка социального взаимодействия. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие умения оценивать поведение сверстников. |
Элементы групповой дискуссии, ролевая игра, ситуация. |
|
Всегда ли я хороший? |
Помочь в осознании подростками себя, своих положительных и отрицательных черт. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие рефлексии. |
Беседа, диагностика, психогимнастика. |
|
Имею ли я право сердиться и обижаться? |
Способствовать адекватному самовыражению. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыка саморегуляции. |
Беседа, ситуация, упражнение, техника саморегуляции. |
|
Стыдно ли бояться? |
Способствовать повышению уверенности в себе. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие навыка самоконтроля. |
Беседа-обсуждение, упражнение, техника саморегуляции. |
|
Чувства и поступки. |
Формирование навыка анализа своего поведения и состояния. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие навыка саморегуляции. |
Ситуация, упражнение, техника саморегуляции. |
|
Маленькая страна внутри меня. |
Формирование навыка самопознания. Коррекция личностной сферы через развитие позитивной Я-концепции. |
Беседа, работа с текстом, упражнение, направленное воображение. |
|
Трудные ситуации. |
Способствовать развитию ответственности за свои мысли и поступки. Коррекция волевой сферы через развитие умения преодолевать трудности. |
Ситуация, элементы групповой дискуссии, упражнение. |
|
Внутренняя сила. |
Формирование навыка самопознания. Коррекция эмоционально-личностной сферы через формирование навыка психической и физической саморегуляции. |
Беседа, работа с текстом, упражнение, техника саморегуляции. |
|
Нужно ли человеку меняться? |
Формирование побуждений к позитивному самоизменению. Коррекция личностной сферы через формирование нравственно-волевых устремлений в реализации поведения. |
Элементы групповой дискуссии, упражнение, ролевая игра. |
|
Волшебство слов (этикет). |
Формирование объёма знаний о культуре поведения. Коррекция поведенческих нарушений через выработку стереотипов поведения. |
Беседа, работа с текстом, практическое задание. |
|
Я И ОБЩЕСТВО. ЦЕЛЬ: формирование позитивных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. (17ч.) |
Встреча. |
Расширить значение общения в жизни. Коррекция личностной сферы через развитие умения самовыражаться и интересоваться другими. |
Беседа-рассуждение, упражнение. |
Общение без слов. |
Развитие навыков общения. Коррекция межличностных отношений на основе средств вербальной и невербальной коммуникации. |
Упражнение, коммуникативная игра. |
|
Почему нужно быть внимательным? |
Развивать внимание к окружающим людям. Коррекция межличностных отношений через преодоление барьеров общения. |
Беседа-рассуждение, упражнение, игра. |
|
Слушаем друг друга. |
Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности. Коррекция межличностных отношений через моделирование форм поведения. |
Словесное упражнение, ролевая игра. |
|
Что можно сделать для друга? |
Развивать уважение, вежливое отношение к людям. Коррекция межличностных отношений через моделирование коммуникативных отношений. |
Беседа, ситуация, упражнение. |
|
Чувства и эмоции. |
Способствовать адекватному самовыражению. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие рефлексии. |
Беседа, психогимнастика, техника саморегуляции. |
|
Общение и настроение. |
Развивать умение выражать своё настроение и чувствовать состояние другого. Коррекция межличностных отношений через преодоление барьеров общения. |
Беседа-обсуждение, коммуникативная игра, диагностика. |
|
Загадай друга. |
Формирование позитивного отношения к своим сверстникам. Коррекция мышления через развитие навыка анализа. |
Беседа, направленное воображение, игра. |
|
Путешествие с другом. |
Формирование навыка групповой работы. Коррекция познавательной сферы через развитие воображения. |
Творческое задание, коллективная игра. |
|
Разные мнения. |
Развитие уважительного, терпимого отношения к другим людям. Коррекция волевой сферы через развитие умения отстаивать свою точку зрения. |
Элементы групповой дискуссии, ролевая игра, психогимнастика. |
|
Каждый видит мир по-своему. |
Формирование навыков конструктивного взаимодействия. Коррекция познавательной сферы через активизацию творческих возможностей. |
Беседа-визуализация, творческое задание. |
|
Я и мои шалости. |
Формирование умения адекватно оценивать своё поведение. Коррекция негативного поведения через моделирование адаптивных форм поведения. |
Работа с литературой, упражнение, тестирование. |
|
Разожми кулак. |
Развитие умения правильно оценивать влияние агрессии на взаимоотношения. Коррекция негативного поведения через развитие навыка саморегуляции. |
Беседа-обсуждение, тренинговое упражнение, техника саморегуляции, ТС. |
|
Конфликты в школе и на улице. |
Помочь осознать роль конфликтов в жизни. Коррекция мышления через развитие навыка анализа ситуаций. |
Беседа, ситуация, техника саморегуляции. |
|
Попробуем договориться. |
Формировать умение конструктивно разрешать конфликты. Коррекция межличностных отношений через развитие навыка саморегуляции. |
Моделирование ситуаций, упражнение, техника саморегуляции. |
|
Моё место в классе. |
Выявление социального статуса воспитанника и степени удовлетворённости социальным окружением. Коррекция межличностных отношений через выработку мотивов сотрудничества. |
Тест, беседа, игра. |
|
Неизвестное о моём классе. |
Формирование умения проявлять взаимоинтерес. Коррекция межличностных отношений через стимулирование поведенческих изменений. |
Тест, элементы дискуссии, коммуникативная игра. |
|
Я И МИР. ЦЕЛЬ: формирование интереса и уважения к людям Земли, их деятельности, культуре, быту. (8ч.) |
Что такое Земля? |
Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле. Коррекция познавательной сферы через развитие интеллекта, внимания, памяти. |
Рассказ, беседа-визуализация, задание. |
И вот появился Человек. |
Познакомить с разными версиями происхождения человека на Земле. Коррекция мышления через выработку умения объяснять свою точку зрения. |
Рассказ, элементы дискуссии, творческое задание. |
|
Такой разный Человек. |
Формировать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Коррекция личностной сферы через развитие навыка социального взаимодействия. |
Беседа-визуализация, видеосюжет, ролевая игра. |
|
Правила одни на всех. |
Познакомить с содержанием «Декларации прав ребёнка». Коррекция мышления через активизацию процесса анализа. |
Беседа-обсуждение, чтение литературы, игра. |
|
Разные люди – разные страны. |
Формировать навыки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры. Коррекция межличностных отношений через развитие эмпатии. |
Беседа-визуализация, задание, игра. |
|
Моя Родина – Россия. |
Развивать чувство гражданственности и патриотизма. Коррекция слухового восприятия и внимания. |
Беседа, чтение литературы, игра. |
|
Что такое обычаи и традиции. |
Познакомить с многообразием культурных традиций народов Земли. Коррекция мышления через активизацию зрительного и слухового восприятия. |
Беседа-визуализация, прослушивание муз. композиций, игра. |
|
Почему человек любит свою родину. |
Развивать чувство патриотизма. Коррекция мышления через развитие навыка анализа. |
Элементы дискуссии, творческое задание. |
|
Общее количество часов – 39ч. |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
6 КЛАСС.
РАЗДЕЛ |
ТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА |
Я – ПОДРОСТОК. Цель: формировать потребность в самоизменении и личностном росте. (17 ч.) |
Зачем человеку учиться? |
Выработка позитивного отношения к учёбе. Коррекция мышления через развитие навыка анализа. |
Беседа-рассуждение, задание, игра. |
Что я хочу узнать о себе? |
Обеспечение средствами самопознания. Коррекция личностной сферы через осознание своих качеств. |
Беседа, задание, анкетирование. |
|
Я повзрослел. |
Предоставить подростку возможность осознавать свои индивидуальные возможности. Коррекция мышления через стимулирование навыка самоанализа. |
Беседа-рассуждение, психологические тесты. |
|
Мои важные изменения. |
Мотивировать подростков к позитивному самоизменению. Коррекция личностной сферы через формирование нравственно-волевых устремлений в реализации поведения. |
Беседа-рассуждение, сюжетно-ролевая игра, тренинговое упражнение. |
|
Какого человека можно назвать уверенным (неуверенным)? |
Дать возможность подростку осознать свои личностные черты. Коррекция личностной сферы через формирование позитивной самооценки. |
Элементы групповой дискуссии, тренинговое упражнение, техника саморегуляции. |
|
Я становлюсь уверенней. |
Формирование позитивной самооценки. Коррекция мышления через развитие способности к самоанализу. |
Беседа, практическое задание, тренинговое упражнение. |
|
Лидер – кто это? |
Познакомить подростков с понятием лидерства. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие уверенности в себе. |
Беседа, тестирование, техника саморегуляций. |
|
Моё мнение. |
Формирование лидерских качеств. Коррекция личностной сферы через развитие коммуникативных способностей. |
Элементы групповой дискуссии, упражнение, ситуация. |
|
Важный разговор: наркотики. |
Изучение ориентации подростков на привлекательный для них образ жизни. Коррекция личностной сферы через стимулирование волевых усилий в реализации поведения. |
Анкетирование, обсуждение, ТСО. |
|
Важный разговор: алкоголь. |
Ориентация подростков на трезвый образ жизни. Коррекция мышления через развитие навыка анализа. |
Беседа-визуализация, ситуация. |
|
Курение – только вредная привычка? |
Пропаганда здорового образа жизни. Коррекция личностной сферы через развитие выдержки, самостоятельности. |
Беседа за круглым столом. |
|
Зачем нужны взрослые? |
Формирование позитивного образа взрослого. Коррекция социально-личностной сферы через ориентацию на деятельную помощь окружающих. |
Элементы групповой дискуссии, ситуация. |
|
Что такое агрессия? |
Помочь подросткам осознать негативность агрессивного поведения. Коррекция мышления через развитие навыка анализа. |
Беседа-визуализация, чтение литературы, ситуация. |
|
Можно ли назвать моё поведение агрессивным? |
Развитие навыка самоанализа. Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения контролировать своё агрессивное поведение. |
Ситуация, задание, техника саморегуляции. |
|
Как справиться с упрямством. |
Формирование умения анализировать последствия своего поведения. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыка самоконтроля. |
Беседа, чтение литературы, обсуждение, техника саморегуляции. |
|
Говорите правильно. |
Развитие навыка речевого этикета. Коррекция мышления через развитие основных видов восприятия. |
Рассказ, чтение литературы, ситуация, задание. |
|
Моя интересная жизнь. |
Развивать познавательную активность подростков. Коррекция мотивационной сферы через формирование самостоятельности в организации досуга. |
Устный журнал, творческое задание. |
|
Я И ОБЩЕСТВО. Цель: формирование позитивных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. (13ч.) |
Здравствуй, мир! Здравствуй, друг! |
Расширить представления подростков об общении между людьми. Коррекция личностной сферы через стимулирование нравственно ценных мотивов поведения. |
Беседа за круглым столом. Ситуация, игра. |
Человеческое общение. |
Формирование толерантного отношения к себе и другим. Коррекция межличностных отношений на основе укрепления позитивных связей в коллективе. |
Беседа, тренинговые и игровые упражнения. |
|
Умею ли я проявлять уважение к людям? |
Формировать умение проявлять уважение к людям. Коррекция личностной сферы через стимулирование нравственно ценных мотивов поведения. |
Беседа-рассуждение, ситуация. |
|
Когда появилось общество. |
Дать понятие детям о появлении и развитии человеческого общества. Коррекция межличностных отношений через укрепление коллективных связей. |
Беседа, коммуникативная игра. |
|
Школьные проблемы. |
Расширение знаний детей о школьных проблемах (плохая успеваемость, поведение). Коррекция личностной сферы через развитие положительных качеств личности. |
Элементы групповой дискуссии, ситуация, практическое задание. |
|
Комплимент для класса. |
Укрепление позитивных межличностных связей в коллективе. Коррекция личностной сферы через развитие эмпатии. |
Тренинговое упражнение, коммуникативные игры, творческое задание. |
|
Друзья, ровесники и товарищи. |
Развитие нравственно ценных качеств личности (верность, преданность). Коррекция мышления через развитие умения анализировать поступки людей. |
Беседа за круглым столом, ситуация, практическое задание. |
|
Умею ли я проявлять вежливость? |
Развитие умения проявлять вежливость в отношениях к людям. Коррекция личностной сферы через моделирование стереотипов поведения. |
Беседа, упражнение, ситуация. |
|
Умею ли я вести себя в обществе? |
Расширить знания детей о правилах поведения в обществе. Коррекция межличностных отношений через моделирование нужных форм поведения. |
Беседа-рассуждение, ситуация, упражнение, использование ТСО. |
|
Один за всех, и все за одного? |
Формирование умения принимать нужное решение и делать выбор. Коррекция межличностных отношений через развитие навыков сотрудничества. |
Элементы дискуссии, ситуация, практическое задание. |
|
К чему приводит грубость. |
Показать подросткам последствия неправильных реакций и поступков в общении. Коррекция личностной сферы через развитие навыка самоконтроля. |
Ситуация, тренинговое упражнение, техника саморегуляций. |
|
Ссора, конфликт. |
Расширения опыта участия подростков в конфликтах. Коррекция межличностных отношений через развитие умения правильно оценивать своё поведение. |
Беседа, сюжетно-ролевая игра, ситуация.
|
|
Просто ли помириться? |
Познакомить детей с возможностями разрешения конфликта. Коррекция межличностных отношений через расширение поведенческого диапазона. |
Ситуация-игра, тренинговое упражнение. |
|
Я И МИР. Цель: формирование интереса и уважения к людям Земли, их деятельности, культуре, быту. (9ч.) |
Возрасты человеческой жизни. |
Познакомить подростков с возрастными периодами жизни человека. Коррекция межличностных отношений на основе развития эмпатии. |
Рассказ-визуализация, коммуникативная игра. |
Чем мне нравится свой возраст. |
Формировать навык самопознания. Коррекция мышления через развитие навыка самоанализа. |
Чтение литературы, ситуация, задание. |
|
Привычки и вкусы поколений. |
Познакомить с понятиями предки, потомки, поколение. Коррекция личностной сферы через развитие нравственно значимых качеств (уважение, толерантность). |
Беседа, чтение литературы, практическое задание. |
|
История и мир вещей. |
Дать детям знания об истории вещей: одежды, посуды, мебели. Коррекция мышления на основе развития слухового и зрительного восприятия. |
Беседа-визуализация, практическое задание. |
|
Великие люди. |
Познакомить с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей. Коррекция мышления через развитие памяти, слухового и зрительного восприятия. |
Устный журнал, творческое задание, применение ТСО. |
|
Изобретения человечества. |
Ознакомление подростков с наиболее известными изобретениями человечества. Коррекция мышления через развитие воображения. |
Устный журнал, применение ТСО, творческое задание. |
|
Чему научат нас бабушки. |
Формирование уважительного отношения к людям старшего поколения. Коррекция словесно-логического мышления. |
Беседа, микрогазета, коммуникативная игра. |
|
Слово о родном крае. |
Развивать чувство гражданственности и патриотизма. Коррекция слухового восприятия и внимания. |
Заочная экскурсия, задание. |
|
Вспомнить всё. |
Закрепление полученных подростками знаний и умений. Коррекция личностной сферы через развитие рефлексии. |
Круглый стол. |
|
Всего 39 часов. |
|
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
7 КЛАСС.
РАЗДЕЛ |
ТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ |
КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА |
Я-ПОДРОСТОК. Цель: способствовать развитию Я-концепции. (15ч.) |
Новые возможности. |
Помощь подростку в осознании своих изменений. Коррекция мотивационной сферы через стимулирование позитивных самоизменений. Воспитание чувства взаимопонимания. |
Элементы дискуссии, упражнение-стимулирование, игра. |
Самое прекрасное во мне. |
Расширение представлений индивида о самом себе. Коррекция личностной сферы через развитие навыка самоанализа. Воспитание самоуважения и самолюбия. |
Беседа, упражнение, тестирование. |
|
Заботься о себе. |
Расширение знаний детей по гигиенической культуре. Коррекция мышления через развитие навыка анализа. Воспитание качеств социально активной доброжелательной личности. |
Беседа-визуализация, практикум. |
|
О самостоятельности. |
Расширение знаний детей о ведущих качествах личности. Коррекция поведенческой сферы через развитие умения ставить конкретную цель и добиваться её реализации. Способствование воспитанию черт самостоятельной личности. |
Использование художественной литературы, моделирование ситуаций, требование-совет. |
|
О справедливости. |
Расширение объёма знаний подростков о важных качествах личности (справедливость). Коррекция личностной сферы через предоставление возможности проявить себя в различных имитирующих ситуациях. Воспитание справедливости, активной жизненной позиции. |
Этическая беседа, ситуация, рефлексия. |
|
О доверии. |
Расширение этического кругозора человеческих отношений. Коррекция личностной сферы через совершенствование поведенческого опыта. Способствование проявлению доброжелательности и гуманизма. |
Этическая беседа, ситуация, ранжирование. |
|
Измеритель силы характера. |
Формирование нравственных установок для успешного социального взаимодействия. Коррекция волевой сферы через развитие стремления к самосовершенствованию Воспитание чувства солидарности и взаимопомощи. |
Упражнение, тестирование, ситуация. |
|
Обычные мелочи. |
Способствование развитию инициативы и уверенности в своих силах. Коррекция поваеденческой сферы через развитие навыков психической и физической саморегуляций. Воспитание доброжелательности. |
Беседа, упражнение, техника саморегуляций. |
|
Кто такие кумиры. |
Расширить объём знаний детей в понятиях кумир и его значение в жизни подростка. Коррекция волевой сферы через развитие способности самостоятельно принимать решение. Анализировать поступки. Воспитание толерантного отношения к людям. |
Беседа, тестирование, моделирование ситуаций, игра. |
|
Почему мы так разговариваем? |
Побуждение к самокритичной оценке. Коррекция мышления через развитие умения рассуждать, делать выводы. Воспитание уважительного отношения друг к другу. |
Моделирование ситуаций, упражнение, мини-дискуссия. |
|
Мой взгляд на агрессию. |
Расширить объём знаний подростков об агрессии и её причинах. Коррекция поведенческой сферы через развитие умения контролировать своё агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуациях проявления агрессии со стороны других. Воспитание толерантного отношения к людям. |
Элементы дискуссии, техника саморегуляций, упражнение. |
|
Каждый подросток имеет право. |
Расширение знаний подростков об основных правах. Коррекция мышления через развитие умения анализировать. Воспитание уважения к одноклассникам, их правам. |
Беседа, использование литературы, моделирование ситуаций. |
|
Поступки и ответственность. |
Познакомить детей с понятием «юридическая ответственность» несовершеннолетних. Коррекция мышления через развитие умения анализировать и делать выводы. Воспитание чувства ответственности и самостоятельности. |
Беседа-визуализация, тестовое задание. |
|
Я не хочу быть один. |
Способствовать развитию нравственных качеств, присущих дружеским взаимоотношениям. Коррекция социально-личностной сферы через стимулирование нравственно ценных мотивов поведения. Воспитание чувства сопереживания. |
Этическая беседа, чтение литературы, ТСО. |
|
Я умею отдыхать. |
Развитие стремления правильно и интересно организовывать свой досуг. Коррекция мышления через развитие навыка обобщения. Воспитание чувства заботы и взаимопомощи. |
Диспут, ранжирование, игра. |
|
Я И ОБЩЕСТВО. Цель: способствовать раскрытию социально-деятельной сущности подростка. (13ч.) |
Портрет моего класса. |
Формирование мотивов сотрудничества. Коррекция межличностных отношений через развитие навыков групповой работы. Воспитание чувства взаимоподдержки. |
Беседа, экспресс-тест, игра, задание. |
Какой мы коллектив. |
Способствовать положительной динамике взаимодействий в группе. Коррекция межличностных отношений через развитие навыка коллективного мышления. Содействие созданию благоприятного социально-психологического микроклимата. |
Игра-эксперимент. |
|
Чем мы любим заниматься. |
Формирование представления об индивидуальных и коллективных ценностях группы. Коррекция личностной сферы через развитие навыка самопознания. Воспитание чувства солидарности и взаимоподдержки. |
Беседа, анкетирование, задание. |
|
Законы нашего класса. |
Формирование мотивов сотрудничества. Коррекция межличностных отношений через усвоение социально приемлемых норм взаимодействия в группе. Поддержание благоприятного психо-эмоционального микроклимата. |
Беседа, игра, задание. |
|
Активная жизнь школы. |
Развитие стремления иметь активную жизненную позицию. Коррекция межличностных отношений через развитие навыка совместной деятельности. Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи. |
Игра, проектная деятельность. |
|
Мнение взрослого. |
Формирование позитивного образа взрослого. Коррекция социально-личностной сферы через ориентацию на деятельную помощь окружающих. Воспитание уважения к окружающим. |
Элементы групповой дискуссии, моделирование ситуаций, ролевая игра. |
|
Мои друзья. |
Обсуждение вопросов подростковой дружбы. Коррекция межличностных отношений через формирование навыков социального взаимодействия. Воспитание чуткого отношения к людям. |
Этический диалог, моделирование ситуаций, практическое задание. |
|
Если со мной случится беда… |
Формирование у подростков готовности относиться к другим людям на основе сопереживания, эмпатии. Коррекция межличностных отношений через развитие умения устанавливать социальный контакт. Воспитание чувства взаимоподдержки и взаимопомощи. |
Этическая беседа, моделирование ситуаций, упражнение. |
|
Все мы ошибаемся. |
Выяснить наличие трудностей, проблем а становлении личности. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие уверенности в себе. Воспитание терпимости. |
Элементы дискуссии, упражнение, задание, техника саморегуляций. |
|
Опять конфликт. |
Расширение представлений подростков о различных вариантах человеческого общения. Коррекция межличностных отношений через развитие социально одобряемых форм поведения. Воспитание уважительного отношения к людям. |
Беседа-опрос, задание, моделирование ситуаций. |
|
Я всё решу сам. |
Способствование усвоению детьми правил разрешения конфликта. Коррекция мышления через развитие умения анализировать и обобщать. Воспитание толерантного отношения к людям. |
Тестирование, практикум. |
|
О терпимости. |
Развитие эмпатии. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие способности к эмоциональной саморегуляции. Воспитание бережного отношения к людям. |
Элементы дискуссии, моделирование ситуаций, техника саморегуляций. |
|
Ты мне нравишься. |
Способствовать развитию умения адекватно выражать свои чувства к другим людям. Коррекция личностной сферы через формирование положительного отношения к нравственным ценностям (дружба, доброжелательность). Воспитание внимания к людям. |
Ролевая игра, моделирование ситуаций. |
|
Я
И МИР. способствовать развитию гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли. (8 ч.) |
Как прекрасен этот мир! |
Систематизировать знания детей о родном крае. Коррекция эмоционально-личностной сферы через развитие нравственно значимых качеств личности. Воспитание чувства прекрасного. |
Беседа-визуализация, ТСО, творческое задание. |
Я – гражданин государства. |
Формирование представлений у детей об основных правах и обязанностях гражданина, государственных символах. Коррекция логического мышления через развитие памяти, речи. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности. |
Беседа-визуализация, практическое задание, сообщение. |
|
Зачем придумали законы. |
Формирование понимания сущности и значения государственных законов. Коррекция мышления через расширение кругозора и повышение общей культуры воспитанников. Воспитание чувства ответственности. |
Мини-лекция, сообщения, практическое задание, ТСО. |
|
Как жили дети в разные периоды истории. |
Ознакомить детей с тем, как и в каких условиях обучались и жили их предки, какие изменения произошли. Коррекция мышления через развитие восприятия, воображения. Воспитание уважения к старшим. |
ТСО, круглый стол. |
|
Документы о правах детей и подростков. |
Работа над понятием права человека, знакомство с Декларацией. Коррекция мышления через развитие умения ориентироваться в правовых документах. Воспитание терпимости, взаимопонимания. |
Мини-лекция, практическое задание. |
|
Народы Земли. |
Показать опасность проявлений нетерпимости между народами. Коррекция социально-личностной сферы через развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи. Воспитание чувства человеческого достоинства, дружелюбия. |
Беседа, упражнение, игра, ТСО. |
|
Все люди на планете должны дружить. |
Формирование культуры межличностных отношений. Коррекция социально-личностной сферы через формирование позитивного отношения к толерантному поведению. Воспитание в духе открытости и понимания других людей. |
Беседа-визуализация, задание, игра. |
|
Выбор за мной. |
Обобщение полученных знаний и опыта. Коррекция мышления на основе развития умения анализировать и делать выводы. Воспитание милосердия. |
Беседа, моделирование ситуаций, игра. |
|
Всего 36 ч. |
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в индивидуальной и групповой работе педагога-психолога»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Детские страхи: причины возникновения, классификация, диагностика, способы коррекции»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»