В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Экологический букварь"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества № 1»













Образовательная программа дополнительного образования детей

«Экологический букварь»

Эколого – биологическая направленность









Автор-составитель:

педагог

дополнительного

образования Журавлева

Ольга Анатольевна











г. Красноярск, 2007 г.




Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Экологический букварь» разработана для учащихся начальной ступени.

Основной целью программы является знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, их взаимоотношениями между собой и средой обитания, формирование целостного представления о природе, которое постепенно обогащается за счет все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.

Задачами курса являются: развитие кругозора, любознательности, расширение знаний о животном и растительном мире, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков правильного поведения в природной среде.

Данная образовательная программа эколого – биологической направленности, тематический спектр – экология, биология, ботаника, зоология, краеведение, а основными видами образовательной деятельности являются практические работы, интерактивные игры, экологические тренинги, экскурсии, виртуальные экспедиции. Основным и ведущим методом обучения является игра. Так как в игре учащиеся не только осваивают знания в увлекательной форме, но также получают опыт общения друг с другом, совместной творческой деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций.

Программа модифицирована. Основой её является авторская образовательная программа дополнительного образования детей Л.А. Клоповой «Экологический букварь». Модификация заключается в следующем:

- увеличен срок обучения с одного года до двух;

- второй год обучения предусматривает так же изучение природы в алфавитном порядке, но в обобщенных понятиях;

- изменена периодичность занятий;

- содержание программы дополнено краеведческим материалом;

- в содержание курса включены интерактивные формы обучения;

- практическая часть дополнена разнообразными видами работ.

Актуальностью и новизной данной программы является то, что учебная деятельность открывает перед детьми возможности для приобретения опыта социального действия – участие в социально-значимых делах, акциях; приобретение социальных знаний, понимания экологической реальности.

При составлении программы учитывались нормативно – правовые документы Министерства образования и науки РФ: примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей № 06-1844); о реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 20.05.2003 г. № 28-51-391/16) и санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27).

Образовательная программа «Экологический букварь» предназначена для учащихся 7 – 9 лет и рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут каждое.

По завершению программы «Экологический букварь» дети должны знать:

  • названия растений и животных;

  • их внешний вид;

  • места обитания, чем питаются в природе;

  • какую пользу приносят природе;

  • взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой;

  • как человек влияет на живые организмы;

  • как сохранить живую природу.

Уметь:

  • распознавать изученные растения и животных;

  • называть места их обитания;

  • составлять цепи питания;

  • находить взаимосвязи в животном и растительном мире;

  • давать рекомендации по сохранению многообразия животных и растений;

  • правильно вести себя в природной среде.

Эффективность реализации программы оценивается с помощью анкетирования, заполнения листов достижений и методики «Карта самооценки учащимися и оценки педагогом компетентности учащегося». Кроме того, один раз в полугодие проводится итоговая викторина, выставка и презентации учебных и творческих достижений учащихся.

Комплексная организация эколого-биологической деятельности, приобщение детей к природе формирует в детских душах культуру чувств, культуру мыслей, культуру человеческих отношений!



















Учебно - тематический план 1-го года обучения


Наименование темы

Теория

Практика

Всего

часов

1

Введение. Знакомство с животными уголка природы. Техника безопасности.

1

1

2

2

Экология животного и растительного мира. Внешний вид, места обитания, питание, взаимоотношения в природе.

1

2

3

3

Буква А (аист, астра)

1

1

2

4

Буква Б (бабочка, береза)

1

1

2

5

Буква В (волк, василек)

1

1

2

6

Буква Г (голубь, гвоздика)

1

1

2

7

Буква Д (дятел, дуб)

1

1

2

8

Буква Е (еж, ель)

1

1

2

9

Буква Ж (жук, жимолость)

1

1

2

10

Буква З (заяц, земляника)

1

1

2

11

Буква И (иволга, ива)

1

1

2

12

Буква К (кукушка, картофель)

1

1

2

13

Буква Л (лиса, ландыш)

1

1

2

14

Буква М (медведь, мухомор)

1

1

2

15

Буква Н (носорог, нарцисс)

1

1

2

16

Буква О (олень, одуванчик)

1

1

2

17

Буква П (паук, подорожник)

1

1

2

18

Буква Р (рысь, росянка)

1

1

2

19

Буква С (сова, смородина)

1

1

2

20

Буква Т (тигр, тыква)

1

2

3

21

Буква У (улитка, укроп)

1

1

2

22

Буква Ф (филин, фасоль)

1

1

2

23

Буква Х (хомяк, хурма)

1

1

2

24

Буква Ц (цапля, цикламен)

1

1

2

25

Буква Ч (черепаха, черемуха)

1

2

3

26

Буква Ш (шакал, шиповник)

1

1

2

27

Буква Щ (щегол, щавель)

1

1

2

28

Буква Э, Ю (эвкалипт, юкка)

1

1

2

29

Буква Я (як, ячмень, яблоня)

1

2

3

30

Экологическая викторина. Выставка работ из природного материала.


2

2

31

Заключительное занятие. Подведение итогов.


2

2


Итого:

29

37

68






Содержание программы «Экологический букварь» 1-го года обучения


Теоретическая часть

Практическая часть

1

Вводное занятие. Окружающая нас живая природа – растения и животные. Охрана животного и растительного мира. Знакомство с обитателями уголка живой природы. Техника безопасности. Как вести себя на экскурсиях в природу.

Упражнения на сравнение, внимательность, наблюдательность. Знакомство с природным материалом – засушенные листья, цветы, мох, шишки, стебли злаков. Необходимые дополнительные материалы и инструменты для работы.

2

Разнообразие животного и растительного мира на букву А:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об аистах.

Загадки.

Творческое задание:

- раскрасить рисунки;

- дописать слова.

Творческое задание: изготовление книжки-малышки.

3

Разнообразие животного и растительного мира на букву Б.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о березе и бабочках.

Загадки.

Сказка «Лесные музыканты»

Работа с экологическим букварем:

- дописать слово;

- разгадать кроссворд;

- раскрасить бабочку.

Аппликация «Бабочка» из засушенных листьев и стеблей злаков.

4

Разнообразие животного и растительного мира на букву В

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о волках и васильке.

Загадки.

Сказка и быль сравнение. Вывод.

Упражнения на внимательность «Найди пару», «Сравни и сделай вывод»

5

Разнообразие животного и растительного мира на букву Г:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о голубях. Птицы и животные, занесенные в красную книгу. «Черный список». Странствующий голубь.

Загадки.

Поделка из природных материалов – голубь.

6

Разнообразие животного и растительного мира на букву Д:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о дятле и дубе.. Птицы из красной книги – дронт, дрофа. Загадки.

Составить устный рассказ по картинкам.

7

Разнообразие животного и растительного мира на букву Е, Ё

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о ежах. Сказка «Ежик и ершик».

Пройди лабиринт, раскрась рисунок.

8

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ. Загадки. Сказка. Легенда.

Раскрась рисунок.

Игра «Цепи питания»

9

Разнообразие животного и растительного мира на букву З:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о зайцах. Загадки, сказка и быль. Где правда, где вымысел?

Дорисуй рисунок.

Композиция из природного материала «Лесная полянка». Коллективная работа.

10

Разнообразие животного и растительного мира на букву И:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об иволге и иве.


Сочиняем сказку.

11

Разнообразие животного и растительного мира на букву К:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о кукушке. Загадки

«Картофельная» викторина. Упражнение - доскажи слово.

12

Разнообразие животного и растительного мира на букву Л:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о лисе. Русские народные сказки. Где правда, где вымысел?

Экологический тренинг «Красная книга»

13

Разнообразие животного и растительного мира на букву М:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о медведях. Бурый и белый медведь, панда и коала. Сказки и были. Загадки. Доскажи слово.

Изготовление поделок из природного материала. Индивидуальная работа.

14

Разнообразие животного и растительного мира на букву Н:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о носорогах. Легенда о нарциссе.

Упражнение – живая буква, третий лишний.

15

Разнообразие животного и растительного мира на букву О:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об оленях и одуванчике.

Интерактивная игра «Внуки Карла Линнея»

16

Разнообразие животного и растительного мира на букву П:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о пауках и подорожнике. Загадки. Кроссворд.

Панно из плодов и семян петух.

17

Разнообразие животного и растительного мира на букву Р:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о рыси и росянке. Удивительные факты из жизни росянки.

Экологическая игра «Поиск»

18

Разнообразие животного и растительного мира на букву С:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о смородине, сове.

Интерактивная игра «Слова и образы»

19

Разнообразие животного и растительного мира на букву Т:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о тыкве и тиграх.

Аппликация из засушенных листьев – тыква, сова.

20

Разнообразие животного и растительного мира на букву У:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об улитке и укропе.


Упражнения – живая буква, третий лишний, доскажи слово.

21

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о филине и фасоли. Загадки. Задание – сочини сказку.

Изготовление рамки из семян фасоли.

22

Разнообразие животного и растительного мира на букву Х:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о хомяках и хурме. Загадки.

Интерактивная игра «Мозговой штурм»

23

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ц:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о цапле и цикламене. Стихи, сказки и загадки.

Экологическая игра «Кот-баюн»

24

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ч:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о черемухе и черепахе. Загадки.

Поделки из скорлупы грецкого ореха – черепаха.

Упражнения – доскажи слово, найди 10 отличий.

25

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ш:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о шакале и шиповнике.


Игра «Ноев ковчег».

26

Разнообразие животного и растительного мира на букву Щ:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о щегле и щавеле.


Упражнение – третий лишний.

27

Разнообразие животного и растительного мира на букву Э, Ю:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об эвкалипте и юле. Чем отличаются экзотические растения от сибирских.

Экологический тренинг «Красная книга»

28

Разнообразие животного и растительного мира на букву Я:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о яблоне, ячмене, яке. Загадки. Игра «Кот Баюн»

Композиция из засушенных листьев «Яблоневый сад». Коллективная работа.

29

Экологическая викторина. Выставка работ из природного материала.

Оформление выставки работ из природного материала.

30

Заключительное занятие. Подведение итогов.































Учебно - тематический план 2-го года обучения


Наименование темы

Теория

Практика

Всего

часов

1

Введение. Живая и неживая природа. Техника безопасности.

1


1

2

Экскурсия на станцию юных натуралистов.

2


2

3

Экскурсия на природу.

2


2

4

Буква А (акация, агат)

1

1

2

5

Буква Б (барометры – растения)

1

2

3

6

Буква В (вода, воздух)

1

1

2

7

Буква Г (грибы)

1

1

2

8

Буква Д (деревья)

1

2

3

9

Буква Е (елань, ельник)

1

1

2

10

Буква Ж (животные рекордсмены, животные предсказатели)

1

2

3

11

Буква З (злаки)

1

1

2

12

Буква И (индикаторы – растения)

1

2

3

13

Буква К (кустарники)

1

1

2

14

Буква Л (лекарственные растения и животные)

1

2

3

15

Буква М (млекопитающие)

1

2

3

16

Буква Н (насекомые)

1

1

2

17

Буква О (овощи)

1

1

2

18

Буква П (птицы)

1

1

2

19

Буква Р (рыбы)

1

1

2

20

Буква С (семена растений)

1

1

2

21

Буква Т (травы)

1

1

2

22

Буква У (уж, удод)

1

1

2

23

Буква Ф (фрукты)

1

1

2

24

Буква Х (хищники)

1

1

2

25

Буква Ц (цветы)

1

1

2

26

Буква Ч (чай)

1

1

2

27

Буква Ш (шилоклювка, шпинат)

1

1

2

28

Буква Э (эндемичные растения)

1

2

3

29

Буква Я (ядовитые растения)

1

2

3

30

Экологическая игра «Крестики - нолики». Выставка работ из природного материала.

1

1

2

31

Заключительное занятие. Подведение итогов.

1


1

32

Итого:

33

35

68




Содержание курса «Экологический букварь» 2-го года обучения


Теоретическая часть

Практическая часть

1

Вводное занятие. Живая и неживая природа. Человек и природа. Техника безопасности. Как вести себя на экскурсиях в природу.


2

Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Сбор, подготовка к хранению природного материала.

3

Экскурсия в природу. Сезонные изменения в природе. Наблюдение, установление причинно – следственных связей. Выводы.

Интерактивная игра «Слова и образы»

4

Разнообразие животного и растительного мира на букву А.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об акации, агате.

Загадки.

Практические упражнения.

5

Разнообразие животного и растительного мира на букву Б. Барометры – растения.

Загадки.

Работа с экологическим букварем:

- дописать слово;

- разгадать кроссворд;

- раскрасить бабочку.

Кроссворд – лесенка.

6

Разнообразие животного и растительного мира на букву В.

Вода, воздух. Как компоненты неживой природы, как среда обитания. Легенды, загадки.

Экологическая игра «Альтернатива»

7

Разнообразие животного и растительного мира на букву Г. Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание.

Подробный рассказ о грибах.

Загадки.

Поделка из природных материалов – грибы.

8

Разнообразие животного и растительного мира на букву Д. Деревья.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о деревьях нашей местности. Загадки. Составить устный рассказ по картинкам.

Композиция из листьев, шишек «Деревья». Интерактивная игра «Найди свое дерево»

9

Разнообразие животного и растительного мира на букву Е, Ёж, ежевика

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о ежах. Сказка «Ежик и ершик».

Пройди лабиринт, раскрась рисунок.

10

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ. Загадки. Сказка. Легенда. Раскрась рисунок.

Поделки животных из природного материала.

11

Разнообразие животного и растительного мира на букву З. Злаки.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о злаках. Загадки.

Дорисуй рисунок.

Аппликация из соломки.

12

Разнообразие животного и растительного мира на букву И. Индикаторы – растения.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Сочиним сказку.

Экологические ребусы.

13

Разнообразие животного и растительного мира на букву К. Красная книга.

Растения и животные красной книги.

Экологическая игра «Красная книга»

14

Разнообразие животного и растительного мира на букву Л. Лекарственные растения.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Легенды о растениях, загадки.

Панно «Лекарственные растения нашей области»

15

Разнообразие животного и растительного мира на букву М. Млекопитающие.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о медведях. Бурый и белый медведь, панда и коала. Сказки и были. Загадки. Доскажи слово.

Игра «Ноев ковчег»

16

Разнообразие животного и растительного мира на букву Н. Насекомые.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о носорогах. Легенда о нарциссе.

Упражнение – живая буква, третий лишний.

17

Разнообразие животного и растительного мира на букву О.Овощи.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об оленях и одуванчике.

Поделки из овощей.

18

Разнообразие животного и растительного мира на букву П. Птицы

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о птицах нашей области.. Загадки. Кроссворд.

Панно из плодов и семян петух.

19

Разнообразие животного и растительного мира на букву Р. Рыбы

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о рыбах Красноярского края. Удивительные факты из жизни рыб.

Интерактивная игра «Мозговой штурм»

20

Разнообразие животного и растительного мира на букву С. Садовая растительность.

Подробный рассказ о садовых растениях и их вредителях.

Интерактивная игра «Слова и образы»

21

Разнообразие животного и растительного мира на букву Т. Травы.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Многообразие трав Красноярского края. Сказки, загадки.

Композиция из засушенных трав. «Разнообразие травянистых растений»

22

Разнообразие животного и растительного мира на букву У.Уж.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ об улитке и укропе.


Упражнения – живая буква, третий лишний, доскажи слово.


23

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф.Фрукты.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о филине и фасоли. Загадки.

Панно из семян, кожуры фруктов.

Задание – сочини сказку.

24

Разнообразие животного и растительного мира на букву Х. Хищники.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о хомяках и хурме. Загадки.

Составление цепей питания. Экологическая игра «Хищник-жертва»

25

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ц. Цветы.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о цветах. Праздники цветов. Стихи, сказки и загадки.

Аппликация из лепестков цветов.

26

Разнообразие животного и растительного мира на букву Чешуекрылые.

А) внешний вид;

Б) места обитания.

Экологическая игра «Мозговой штурм»

27

Разнообразие животного и растительного мира на букву Ш. Шилоклювка.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о шакале и шиповнике.


Игра «Ноев ковчег».

28

Разнообразие животного и растительного мира на букву Щ:

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Подробный рассказ о щегле и щавеле.


Упражнение – третий лишний.

29

Разнообразие животного и растительного мира на букву Э. Эфа и другие ядовитые змеи.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Экологическая игра «Крокодилы и лягушки»

30

Разнообразие животного и растительного мира на букву Я. Ядовитые растения.

А) внешний вид;

Б) места обитания;

В) питание;

Г) взаимоотношения в природе.

Отличительные особенности ядовитых растений. Ядовитые растения нашей области. Загадки.

Игра «Кот - баюн». Экологический тренинг «Красная книга»

31

Экологическая игра «Крестики - нолики». Выставка работ из природного материала.


32

Заключительное занятие. Подведение итогов.








































Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Основными формами образовательной деятельности являются практические работы, интерактивные игры, экологические тренинги, экскурсии, виртуальные экспедиции.

Ведущим методом обучения является игра. Так как в игре учащиеся не только осваивают знания в увлекательной форме, но также получают опыт общения друг с другом, совместной творческой деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций. Интерактивные методы работы подразумевают определенные принципы проведения игр: активность учащихся, приоритет процесса деятельности над её формальным результатом, творческая позиция учащихся, осознание собственного поведения – перевод импульсивных поступков в поле осознаваемого, партнерское общение. Используя интерактивные формы работы, мы учим детей составлять свою декларацию, кодекс душевной жизни. Такие методы не оставляют равнодушными никого!

Специфика программы «Экологический букварь» определяет и методы обучения, это: методы развития экологических представлений, методы развития отношения к миру природы, методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы.

Методы развития экологических представлений заключаются в формировании мыслеобразов, экологических представлений, как на основе научной информации, так и произведений искусств.

Экологическая лабилизация – заключается в целенаправленном педагогическом воздействии, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания совей отрицательной деятельности в природе.

Экологические ассоциации направлены на обогащение и углубление представлений школьников о мире природы (Игра «Цепи питания»).

Методы развития отношения к миру природы. В основе этой группы методов заложен принцип партнерского отношения к растениям и животным: экологическая идентификация – школьник ставит себя на место того или иного животного или растения, погружает себя в ситуацию, обстоятельства. Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния живых существ, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя представления об этих существах.

Экологическая эмпатия – сопереживание, перенос школьником собственных состояний на другие вещества, сопереживание тем состояниям, которые характерны для растений или животных, а также сочувствие им.

Экологическая рефлексия – обращение назад, развитие потребности в самоанализе своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.

Методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы. Здесь заложен принцип содействия миру природы, формирования целесообразных способов экологической деятельности: экологические ожидания – психологическая и технологическая подготовка к встрече с природой (экскурсии, игра «Найди свое дерево»).

Ритуализация экологической деятельности – отработка ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной в мир природы (игра «Запрещающие знаки»).

Экологическая забота – оказание помощи и содействие живым существам, особенно в трудных для них ситуациях. Стимулируется сострадание, соучастие, поддержка, попечение (игра «Поиск»).

Дидактические материалы: конспекты занятий, методические руководства по проведению экологических игр, сборники загадок о грибах, растениях и животных; подборка экологических сказок, легенд о растениях и животных, карточки – задания, иллюстративный материал, гербарии, муляжи. Реквизит для проведения игр. Подборка мультипликационных фильмов, слайдов, фильмов о живой природе.

Формы подведения итогов – контрольные задания и упражнения, викторины, выставки. Эффективность реализации программы оценивается с помощью анкетирования, заполнения листов достижений и методики «Карта самооценки учащимися и оценки педагогом компетентности учащегося». Кроме того, один раз в полугодие проводится итоговая викторина, выставка и презентации учебных и творческих достижений учащихся.

































Список литературы


  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  2. Казакова С. Т. Психологические акции с экологическим компонентом в учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие. – М.: Экопресс, 2012. – 44 с.

  3. Материалы I Московского экологического форума учащихся. /Под общ. ред. Д. В. Моргуна, С. Ю. Самсоновой. – М.: Экспресс, 2010. – 352с.

  4. Моргун Д. В., Орлова Л. М. Методическая работа в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. М.: Экопресс, 2008. 396 с.

  5. Моргун Д. В. Методическая работа в учреждениях дополнительного экологического образования. М., 2004. — МосГорСЮН, 80 с.

  6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154 с.

  7. Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 5: Методы дополнительного образования / под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 2009. – 96 с.

  8. Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. Экологические экскурсии. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2006, 288 с.

  9. Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4 Натуралистическое образование: традиции и современность. / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Экопресс», 2008, 328 с.

  10. Сажнева Т. А., Орлова Л. М. Организация учебного занятия в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биолгической направленности. 2008. — М.: МГСЮН, 32 с.

  11. Филиппова С.В. Экологические игровые программы: игры-сказки и игры в дороге.- М.: МДЭБЦ.- 2010.- 68с.

  12. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт. – сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.






Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос