Конспект урока
АВТОР: Семкова Наталья Владимировна
МКОУ «СОШ №10», г. Нижняя Салда,
Свердловской области
Предмет: История
Класс : 5
Тема урока «Древнее Двуречье»
Место урока в теме:
изучение нового материала
«Древнее Двуречье»
Урок выполнен в технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Цель урока:
В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья
Планируемые результаты
-
ЛИЧНОСТНЫЕ
Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.
-
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.
-
ПРЕДМЕТНЫЕ
-
уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру
-
показывать на карте местоположение Двуречья
Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Концептуальная таблица», «Кластеры».
Формы работы: парная, групповая.
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
Стадия вызова /10 минут/
Прогнозирование темы урока.
Целеполагание. |
1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. 1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?
1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. 1.4. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье» Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Значит, что будет темой изучения нашего урока? (Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ») 1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение, Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения) Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»
Контрольно – оценочная деятельность. - Кто согласен с выполненной работой? - С чем согласны? - Кто не согласен и с чем именно? - Оцените работу. - У кого возникли трудности? В чём?
П о с л е обсуждения: Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока |
Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.
Примерные ответы:
|
|||||||||||||||
/20-25 минут/ |
2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье? Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67) 2.2. Организует работу в парах - «Мозговая атака» Цель: выяснить линии для сравнения
2.3.Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске 1 группа - черты сходства 2 группа - черты различия 3 группа - текст с историческим документом
Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/ 2.5. Активизирует детей на дальнейшую работу. Задает вопросы, как называли жителей Двуречья?
Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/
2.6.Предлагает решить задачу СЛАЙД «Реши задачу» В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. 2.7. Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ» Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой /на доске -изменения в КЛАСТЕР/ Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ» Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам? Признаками, какого понятия являются все эти элементы?
Предлагает сделать вывод
2.9. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья. Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем
/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/
2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья? Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья Результат должен быть озвучен при помощи слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ /на доске -изменения в КЛАСТЕР/ |
Климат, почва, растительность, занятия
- жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых
|
|||||||||||||||
3. .Рефлексия.
|
3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях. ?Задание:используя созданный в коллективной работе Кластер, ответить на вопросы слайда «Закончи предложения»
Ответ предполагает: 1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат) 2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым) 3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив) 4. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, ремесло) 5. Религия шумеров была … ( языческой) Оценка полезности урока и своего участия:(если позволит время) Что наиболее важным было на уроке? Какая информация представляется ценной для вас? Как это может помочь в учебе? Что было интересным? Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
Актуализация знаний на изучение материала следующего урока Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких мы узнаем на следующем уроке. Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь - с.13-14. Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: Ученики, учитель, работник, разминающий глину. Выставляются оценки за урок. |
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в работе с обучающимися с нарушениями зрения»
- Международный вебинар «Приоритетные ориентиры в системе “государство – отдых – ребёнок”, принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления детей, современные формы, методы и технологии организации отдыха и оздоровления детей»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»