В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

2. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2012.- 192с.- «Начальная школа 21 века»



Цели и задачи курса

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценно­стей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям отно­сится: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богат­ство человека современного общества; исторический ас­пект «складывания» общерусской культуры, развитие нацио­нальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур пародов России.

В последние годы в среде практических работников по­явилось осознание важности изучения предмета «Окружаю­щий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравст­венного развития младших школьников. Эта позиция зафик­сирована и в социальную и природную среду, место человека в ней, в по­знании учащимся самого себя, своего Я.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и мета­предметных результатов обучения, т. е. реализовать со­циальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

3. Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса «Окружающий мир»- 1 класс лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.. Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип при изучении природы и социальных явлений широко использует местное окружение. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник учитывается следующее:

уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.


Данная программа ориентирована на использование УМК:

Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: –4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. –96 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.


УМК допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

В программу изменения не внесены.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На реализацию данной программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 1 классе 66 часов, (33 учебные недели по 2 часа в неделю). В том числе на проведение

  • экскурсий – 6

  • практических работ - 5


5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

6. Результаты изучения учебного предмета

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир определяются его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.


7. Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, назва­ние города, страны, достопримечательности столицы России;

- различать дорожные знаки, необходимые для безопас­ного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различ­ных профессий;

- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последователь­ности; характеризовать кратко сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

-описывать (характеризовать) отдельных представите­лей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1классе учащиеся смогут на­учиться:

- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

- различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, со­ставлять словесный портрет членов семьи, друзей;

- участвовать в труде по уходу за растениями и живот­ными уголка природы.


8. Содержание программы учебного предмета


Введение. Этот удивительный мир. Нас окружает удивительный мир: неживая и « иная приро­да, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники. Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа, домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др.

Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведении па уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Универсальные учебные действия

Определять время по часам с точностью до часа .

Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Твоё здоровье Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: слу­ха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветрива­ние помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воз­духе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Универсальные учебные действия

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях прави­ла гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила пове­дения во время еды.

Я и другие люди. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллектив­ные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать дея­тельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Универсальные учебные действия

Реализовыватъ в процессе парной работы правила совме­стной деятельности.

Труд людей. Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профес­сии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обраще­ния с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстрен­ных вызовов.

Универсальные учебные действия

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежно­сти (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при ре­шении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст ин­формационного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа. Красота природы. Природа и творчество человека (по­эзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объек­тах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришколь­ного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Расте­ния сада и огорода: название, окраска, форма, размер, упо­требление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: на­звание, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. До­машние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бе­режное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опас­ные растения и животные).

Универсальные учебные действия

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Опреде­лять последовательность времён года (начиная с любого), на­ходить ошибки в предложенной последовательности. Уста­навливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризо­вать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Срав­нивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту оби­тания.

Семья. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотноше­ния членов семьи.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимо­действовать с участниками диалога: слушать друг друга, об­мениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отве­чать на вопросы, формулировать вопрос.

Наша страна — Россия. Родной край

Название города (села), в котором мы живём. Главная ули­ца (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд лю­дей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библио­теки, музея и профессии людей, работающих в них (прода­вец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Ува­жение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (доро­га): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Универсальные учебные действия

Различать особенности деятельности людей в разных уч­реждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...».

Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное твор­чество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Анализироватъ дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользова­ния транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Экскурсии.

Сезонные экскурсии «Bpeмeнa года»; в теп­лицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскур­сии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы.

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариу­ма, инсектария.












9. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1

Этот удивительный мир

Нас окружает удивительный мир


1


04.09



Предметные: различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), предметы живой и неживой природы (выделять главное)

Метапредметные:

Познавательные: классифицировать объекты окружающего мира. Различать: прошлое — настоящее — будущее.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

2

Мы – школьники

Давайте познакомимся

1


07.09





Предметные: научаться воспроизводить свое полное имя, домашний адрес.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять задание в соответствии сопоставленной целью.

Познавательные: выделять и формулировать поставленную цель, знакомится с одноклассниками, рассказывать о себе.

Коммуникативные: строить сообщения в соответствии с учебной задачей: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

3

Мы – школьники (экскурсия по школе)

1


11.09



Предметные: научиться ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении.

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем.

Познавательные: осознавать учебно-познавательную задачу, соблюдать морально – этические нормы поведения в школе.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

4

Родная природа

Сентябрь – первый месяц осени (экскурсия в лес)

1

14.09


Предметные: научиться различать понятия живая и неживая природа, определять понятия листопад, золотая осень.

Метапредметные:

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания

5

Что нам осень подарила

1

18.09


Предметные: определять понятия культурные растения, плоды, овощи, фрукты, ягоды, их значение для человека.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать учебно -познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания

6

Грибная пора

1

21.09


Предметные: научиться различать понятия живая природа, неживая природа

Метапредметные:

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

Познавательные: использовать знаково- символические средства представления информации.

Коммуникативные: выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.

7

Семья

Твоя семья

1

25.09


Предметные: научатся объяснять понятия, связанные с темой «Семья», осознавать свою роль в семье

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные: взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению

8

Любимые занятия

1

28.09


Предметные: составлять рассказы о любимых занятиях, о досуге своей семьи

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, иметь представление о семейных традициях.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости

9

Труд людей

Как из зерна получилась булка

1

2.10


Предметные: характеризовать деятельность людей, занятых на производстве

Метапредметные:

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, строить рассуждать

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей

10

Человек и домашние животные

1

05.10


Предметные: рассматривать разнообразие животных.

Метапредметные:

Познавательные: характеризовать роль животных в природе и жизни человека. Анализ текста, поиск информации.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге

11

Родная природа

Октябрь уж наступил (экскурсия в лес)

1

9.10


Предметные: различать понятия живая и неживая природа

Метапредметные:

Познавательные: анализировать и работать с текстами и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

12

Явления природы

1

12.10


Предметные: выделять и обобщать признаки

Метапредметные:

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: адекватно использовать средства устной речи

Личностные: выражать внутреннюю позицию школьника

13

Наша Родина. Родной край

Где ты живешь?

1

16.10


Предметные: различать понятия живая и неживая природа

Метапредметные:

Познавательные: анализировать и работать с текстами и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

14

Правила поведения на дорогах

1

19.10


Предметные: различать дорожные знаки

Метапредметные:

Познавательные: выполнять учебные действия, принимать и сохранять учебную задачу..

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

15

Труд людей

Ты и вещи

1

23.10


Предметные: различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта.

Метапредметные:

Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Личностные: соблюдать правила бережного отношения км вещам и предметам.

16

Кто работает ночью

1

26.10


Предметные: различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта.

Метапредметные:

Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию

17

Твоё здоровье

Твои помощники- органы чувств

1

9.11


Предметные: проявлять заботу о своем здоровье и хорошем настроении.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять смысловое чтение

Регулятивные: планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке.

Коммуникативные: реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие.

18

Правила гигиены

(практическая работа)

1

13.11


. Предметные: составлять и соблюдать режим дня, понимть его необходимость

Метапредметные:

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе

Коммуникативные: реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Личностные: принимать образ « хорошего ученика».

19

О режиме дня

1

16.11


20

Урок в спортивном зале

1

20.11


Предметные: соблюдать правила закаливания

Метапредметные:

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью

Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве

Личностные: следуют нормам здоровье- сберегающего поведения

21-22

Родная природа

Ноябрь - зиме родной брат

2

23.11

27.11


Предметные: наблюдать явления наступавшей осени

Метапредметные:

Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Регулятивные: выполнять задания с поставленной целью

Коммуникативные: формулировать собственное мнение ипозицию

Личностные: следуют нормам здоровье- сберегающего поведения

23

Дикие животные

1

30.11


Предметные: рассматривать разнообразие животных.

Метапредметные:

Познавательные: характеризовать роль животных в природе и жизни человека. Анализ текста, поиск информации.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

24

Звери – млекопитающие

1

4.12


Предметные: рассматривать разнообразие животных., выделять общие признаки

Метапредметные:

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Регулятивные: принимать исохранять учебную задачу.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

25

Что мы знаем о птицах

1

7.12


Предметные: определять понятия дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию

26

Наша Родина. Родной край

Родной край

1

11.12


Предметные различать понятие город, село, называть, чем похожи и чем отличаются эти населенные пункты

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию

27

Дом, в котором ты живешь

1

14.12


Предметные: характеризовать жилищные постройки

Метапредметные:

Познавательные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе

Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию, выполнять самооценку

28-29

Труд людей

Зачем люди трудятся

1


1

18.12

21.12


Предметные понимать значения труда в жизни людей.

Метапредметные:

Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях

Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

30

Родная природа

В декабре, в декабре все деревья в серебре (экскурсия)

1

25.12


Предметные определять последовательность времен года

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру.

31

Какая бывает вода

1

28.12


Предметные различать естественнонаучные понятия тело, вещество, состояния воды

Метапредметные:

Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы,

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру.

32

Я и другие люди

О дружбе


1

11.01


Предметные определять понятие друг, дружба., оценивать поступки людей

Метапредметные:

Познавательные: осознано и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами

Личностные: проявляют этические чувства

33

Идем в гости

1

15.01


Предметные определять понятие друг, дружба., оценивать поступки людей

Метапредметные:

Познавательные: осознано и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами

Личностные: проявляют этические чувства

34

С Новым годом!

1

18.01


Предметные рассказывать о семейной традиции встречи Нового года

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять смысловое чтение, знакомиться с историей праздника Новый год.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные: договариваться о распределении ролей

Личностные: проявляют уважительное отношение к культуре других народов

35-36

Родная природа

Январь – году начало, зиме – середина (экскурсия)

2

22.01

25.01


Предметные определять понятия лиственные, хвойные деревья

Метапредметные:

Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию

37

Хвойные деревья

1

29.01


Предметные определять понятия лиственные, хвойные деревья

Метапредметные:

Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию

38-39

Жизнь птиц

2

1.02

5.02


Предметные назвать птиц обитающих в зимнем лесу

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные: осознают необходимость саморазвитию

40-41

Наша Родина. Родной край

Наша страна - Россия

2

8.02

19.02


Предметные: называть права и обязанности граждан России.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать и работать с текстами и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

42-43

Богата природа России

1

22.02

26.02


Предметные: строить сообщения в устной форме о разнообразии и богатства природы России.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме

Регулятивные: предвосхищать результат, владеть способами самооценки выполнения действия.

Коммуникативные: адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

Личностные: проявляют ценностное отношение к природе

44

Мы - россияне

1

1.03


Предметные: называть права и обязанности граждан России.

Метапредметные:

Познавательные: знакомиться с государственными символами России (гер­ба, флага).

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

45

Родная природа

Февраль – месяц метелей и вьюг (экскурсия в лес)

1

5.03


Предметные: рассматривать правила взаимодействия с природой.

Метапредметные:

Познавательные: проверить свои знания по теме. ана­лиз, построение доказательств.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

46-47

Звери- млекопитающие

2

07.03

12.03


Предметные: характеризовать зверей по внешнему признаку, распределять на группы по способу питания

Метапредметные:

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.; слушать и понимать других.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

48-49

Наш уголок природы (практическая работа)

2

15.03

19.03


Предметные: рассматривать правила взаимодействия с природой.

Метапредметные:

Познавательные: проверить свои знания по теме. ана­лиз, построение доказательств.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

50

Наша Родина. Родной край

Мы – граждане России

1

22.03


Предметные: называть права и обязанности граждан России.

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать, обобщать, клас­сифицировать.
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

51

Правила поведения

1

2.04


Предметные: составлять правила поведения разговора по телефону

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: осознают и применяют социальные нормы поведения

52

23 февраля – День защитника Отечества

1

5.04


Предметные: составлять правила организации домашнего праздника 23 февраля

Метапредметные:

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

53

8 марта – праздник всех женщин

1

9.04


Предметные: составлять правила организации домашнего пращника 8 Марта

Метапредметные:

Познавательные: рассказать как можно встретить праздник 8 Марта

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности

Личностные: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

54-


55

Родная природа

Март – капельник

Март – капельник (экскурсия)

1


1

12.04


16.04


Предметные: рассказывать об изменениях в природе ранней весной.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватности ретроспективной оценки.

Коммуникативные: адекватно оценивать свое поведение

Личностные: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

56

Твоё здоровье

Если хочешь быть здоров, закаляйся

1

19.04


Предметные: составлять памятку по закаливанию.

Метапредметные:

Познавательные: наблюдать и делать простые выводы.

Регулятивные: самоконтроль, выполнения учеб­ной деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других

Личностные: положительное отношение к физической культуре.

57

Здоровая пища

1

23.04


Предметные: соблюдать правила здорового образа жизни.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: осознавать необходимость беречь свое здоровье.

58-




59

Родная природа

Апрель – водолей



Апрель – водолей (экскурсия)

1




1

26.04




30.04


Предметные: рассматривать явления природы, связан­ные с водой.

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать и различать разные формы водоема, обобщать, клас­сифицировать.
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

60

Труд людей

Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте

1

03.05


Предметные понимать значения труда в жизни людей.

Метапредметные:

Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях

Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

61

День космонавтики


1

7.05


Предметные научатся объяснять понятия спутник Земли, космонавт, анализировать иллюстрации

Метапредметные:

Познавательные: знать понятия спутник Земли космонавт, полет в космос

Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

62

Родная природа

Май весну завершает

1

10.05


Предметные наблюдать за изменением в природе

Метапредметные:

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы.

Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

63

Жизнь земноводных весной

1

14.05


Предметные: объяснить понятие земноводные, головастики, развитие, выделять общие черты

Метапредметные:

Познавательные: характеризовать водоем своей местности. Сравнение, обобщение; ис­пользование накопленных знаний для решения логических задач.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

64

Животное – живое существо

1

17.05


Предметные: обобщать полученные представления о животных, уточнить представления о том, что любое животное живет

Метапредметные:

Познавательные: проверить свои знания по теме. ана­лиз, построение доказательств.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: мотивация учебной деятельности

65

Природе нужны все!

1

21.05


Предметные: рассматривать правила взаимодействия с природой.

Метапредметные:

Познавательные: проверить свои знания по теме. ана­лиз, построение доказательств.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других.

Личностные: мотивация учебной деятельности

66

Наша Родина. Родной край

Ты – пешеход (практическая работа). Скоро лето

1

24.05


предметные: соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов

Метапредметные:

Познавательные: выполнять учебные действия, принимать и сохранять учебную задачу..

Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям.



10.Формы и средства контроля

Основными формами и средствами контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, дидактические игры, портфель учебных достижений, устный опрос, наблюдение, беседа.

Программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства.


11.Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (рекомендуемое по программе)

Кол-во

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (в наличии)

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программа окружающему миру

Учебно-методические комплекты для 1 класса (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические матери­алы и пр.).


Д


К

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова - М: Вентана- Граф.2012

Учебно – методический комплект:

Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. –96 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Печатные пособия



Комплект таблиц. «Государственные символы России»

Комплект таблиц "Окружающий мир

1 кл." (14 таблиц)

Комплект таблиц "Летние и осенние изменения в природе" (13 таблиц+32 карт.)

Комплект таблиц "Окружающий мир" (8 таблиц)

Д


Комплект таблиц. «Государственные символы России»

Комплект таблиц "Окружающий мир" (8 таблиц)

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

Уроки Кирилла и Мефодия

Времена года

Экранно-звуковые пособия




Технические средства обучения

Аудио/видеомагнитофон. CD/DVD-проигрыватели. Компьютер с программным обеспечением. Телевизор.

Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экспозиционный экран. Фотокамера цифровая. Видеокамера цифровая со штативом

Д

1. персональный компьютер,

2. мультимедийный проектор,

3. экран

4. МФУ.




Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Гербарий "Для начальной школы"

Д

Гербарий "Для начальной школы"



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос