2. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской (интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- 3- е изд. Перераб.- М. Вентана –Граф, 2011, - 112с.).
Цели курса:
-
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность
выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; -
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
-
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
-
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Для реализации программы используется учебно- методический комплект
-
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.
-
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Программа рассчитана на 33 часа в год. (33 учебные недели по 1 ч в неделю)
3. Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий, что представлено далее в табличной форме.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами обучающихся являются:
-
в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
-
в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
-
в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для со
здания красивых вещей или их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
-
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
-
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
-
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
-
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества;восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных
музеях своего региона; -
в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
-
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
-
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
К концу обучения в 1 классе ученик научится:
знать/понимать:
-
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
-
некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
-
отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
-
ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
-
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
-
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
-
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
Ученик получит возможность научиться:
-
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
-
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
-
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
-
составлять композиции с учетом замысла;
-
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
-
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
-
различать теплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям:
-
проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.
-
7. Содержание учебного предмета
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя; особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. Ку-инджи, Винсента ван Гогц); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников -по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
8. Календарно - тематическое планирование
№ урока |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Дата |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
|||||
План |
Факт |
|
||||||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов) |
|
|||||||||
1. |
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой) |
1 |
3.09 |
|
Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов. Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли. Личностные: овладевают способностью к творческому развитию; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству; проявляют интерес к предмету |
|
||||
2. |
Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника |
1 |
10.09 |
|
Познавательные: общеучебные - восприятие изобразительного искусства; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; формулирование ответов на вопросы учителя; осуществление поиска информации в учебной литературе, книгах, журналах; логические - осуществление анализа рисунков, иллюстраций. Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение; адекватно воспринимать информацию. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, строить понятные высказывания. Личностные: эмоционально-ценностно относятся к искусству |
|
||||
3. |
Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности |
1 |
17.09 |
|
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства; самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета объекта; логические — осуществление качественной характерис- тики объекта (репродукций), замены терминов (понятий) их определениями; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания). Коммуникативные: уметь сотрудничать в художественных работах; полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об отношении к рассматриваемым репродукциям. Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству |
|
||||
4. |
Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции |
1 |
24.09 |
|
Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические ~ выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; осуществление анализа образа грозовой тучи; постановка и решение проблем — поиск ответов на вопросы и нахождение путей решения проблемной за- дачи «Как изобразить цветом грозовую тучу, которая ползет по небу и хочет закрыть солнышко?». Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений искусства. Личностные: проявляют интерес и желание творить, фантазировать; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (как грозовая туча ползет по небу и хочет закрыть солнышко); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и природе |
|
||||
5. |
Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений |
1 |
1.10 |
|
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений, художественных альбомов; описание картины, иллюстрации; логические - владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов и выделение существенной информации; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой форме. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологические высказывания. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности; выполняют основные нормы морали |
|
||||
6. |
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве |
1 |
8.10 |
|
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблемы (волшебный паучок, который сплел паутину; первая буква имени). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать мнение учителя или товарища, содержащее оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: активно вступать в коллективное учебное сотрудничество |
|
||||
7. |
Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции |
1 |
15.10 |
|
Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из текста; логические - осуществление анализа узоров калейдоскопа; выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя.. Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли. Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (узор для калейдоскопа, изображение ветра); выражают эмоционально-ценностное отношение к искусству |
|
||||
8. |
Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве |
1 |
22.10 |
|
Познавательные: обще- учебные - грамотное и ясное выражение своей мысли; знание и соблюдение правил поведения учащегося в общественных учреждениях (на выставке,в музее) и на улице (в природе); логические - анализ скульптуры, выявление взаимосвязи искусства с литературой, музыкой; постановка и решение Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности; интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях
|
|
||||
|
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (6-9-й уроки) |
|
|
|
|
|
||||
9. |
Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски |
1 |
12.11 |
|
Познавательные: обще- учебные - извлечение информации из дополнительной литературы, рисунков; выполнение работы на основе алгоритма; логические — владение основами смыслового чтения для подготовки сообщения (рассказа); сравнение продукта труда и изображения на рисунке; осуществление анализа скульптуры; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь управлять своими эмоциями и учебными действиями. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного и музыкального искусства |
|
||||
10. |
Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб |
1 |
19.11 |
|
Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из художественно-дидактической таблицы; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; использование методов познания окружающего мира по его целям (наблюдение); изображение по памяти фигуры чело- века; рисование зимы с использованием графических материалов; логические - выявление особенностей (признаков) зимней природы в процессе их рассматривания (наблюдения); осуществление анализа произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края; постановка и решение проблемы — самостоятельное создание способов решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; составлять небольшие монологические высказывания. Личностные: воспринимают красоту художественного изображения и родной природы, проявляют к ним эмоциональное отношение |
|
||||
11. |
Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под |
1 |
26.11 |
|
Познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов поиска решения проблемы - выполнение рисунка по представлению; логические - анализ произведений искусства; построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (цвет родной страны). Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке и эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные: уметь оформлять диалогические вы- сказывания в соответствии с требованиями речевого этикета; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания - проявляют удивление; обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность |
|
||||
12. |
Развитие индивидуального чувства формы |
1 |
3.12 |
|
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о разнообразии форм в природе и жизни, о формах, созданных руками художника, мастера; выполнение работы согласно алгоритму; логические - осу- ществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в материализованной форме. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли; взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
|
||||
13. |
Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов |
1 |
10.12 |
|
Познавательные: обще- учебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - установление связи русского фольклора с детским творчеством; определение сходства и различия головных уборов на рисунке в рабочей тетради. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно вос- принимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Личностные: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют границы своего внутреннего мира |
|
||||
14. |
Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики |
1 |
17.12 |
|
Познавательные: общеучебные - овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; грамотное и ясное выражение своей мысли; логические - осуществление анализа произведения архитектуры; установление причинно-следственных связей («Почему говорят, что архитектура - это застывшая музыка?»); постановка и решение проблемы - формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достичь желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин: строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению; уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Личностные: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка, аппликации «Сказочный дворец»); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства; эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу |
|
||||
15. |
Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве |
1 |
24.12 |
|
Познавательные: обще- учебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические -умение осуществлять анализ произведения искусства. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно вос- принимать информацию, содержащую оценочный характер. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию |
|
||||
16. |
Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение |
1 |
14.01 |
|
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; владение практическими умениями в восприятии произведений пластических искусств и в живописном виде художественной деятельности (рисунок - дымковская игрушка); формулирование ответов на вопросы учителя; логические - анализ признаков дымковской игрушки, сравнение их с признаками пейзажа; на основе синтеза признаков жанра определение принадлежности жанра произведению изобразительного искусства; постановка и ре- шение проблем - самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета игрушки; формулирование проблемы («Как красота выражена в картине художника?»). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с за- даниями, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять. Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об от- ношении к рассматриваемым произведениям искусства. Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; выражают эмоционально- ценностное отношение к искусству |
|
||||
Развитие фантазии и воображения (11 часов) |
|
|||||||||
17. |
Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии» |
1 |
21.01 |
|
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме об особенностях художественно-творческой деятельности; логические - осуществление качественной характеристики объекта, анализ признаков игрушки; постановка и решение проблем - создание игрушки по представлению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при организации рабочего места, по соблюдению правил работы Личностные: рефлексируют свои действия |
|
||||
18 |
Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет |
1 |
28.01 |
|
Познавательные: обще- учебные — рисование композиции и ее представление; логические - выявление взаимосвязи изобразительного искусства с литературой, музыкой; постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, осуществление поиска путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче). Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях |
|
||||
19. |
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях |
1 |
4.02 |
|
Познавательные: обще- учебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о произведениях искусства; рисование зимы с использованием графических материалов; ориентирование на разнообразие способов решения задач; логические - анализ особенностей строения дерева, его ствола, веток с выделением существенных признаков; анализ произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края; владение основами смыслового чтения художественных произведений, прослушивания песен и мелодий. Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность; осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; составлять небольшие монологические высказывания. Личностные: воспринимают красоту художественного изображения, родную природу, произведения искусства и проявляют к ним эмоциональное отношение |
|
||||
20. |
Изображение движения |
1 |
18.02 |
|
Познавательные: обще- учебные - формулирование ответов на вопросы учителя; изображение по памяти фигуры человека; умение использовать элементы орнамента в разной технике; логические - анализ произведений живописи; осуществление анализа объектов (фигуры человека, костюма) с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; установление связи орнамента с частями народного костюма; умение строить рассуждения в форме связных простых суждений. Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке; выполнять учебные действия в материализованной и громкоречевой форме. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражают положительное отношение к процессу познания проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; |
|
||||
21. |
Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. |
1 |
25.02 |
|
Познавательные: обще-учебные - грамотное и ясное выражение своей мысли; создание рисунка; логические -умение различать теплые и холодные цвета; анализ разных настроений в природе; определение особенностей художественных материалов и техники создания (приемов) произведений разных видов изобразительного искусства; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Личностные: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно- творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают произведения изобразительного искусства, разные настроения в природе |
|
||||
22. |
Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме |
1 |
4.03 |
|
Познавательные: общеучеб-ные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о разнообразии цвета,"форм и настроений в природе и жизни; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - осуществление анализа, сравнения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективных учебных и художественных работах. Личностные: рефлексируют свои действия; стремятся к са- моконтролю процесса выполнения творческого задания; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству |
|
||||
23. |
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства |
1 |
11.03 |
|
Познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации в дополнительной литературе; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о жанрах изобразительного искусства; формулирование ответов на вопросы учителя; логические –умение различать средства худ. выразительности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее выполнение, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, обмениваться мнениями; вступать в коллективное учебное сотрудничество; активно слушать учителя, одноклассников. Личностные: выражают своё отношение к увиденному; эсте- тически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; ориентируются на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира |
|
||||
24. |
Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку |
1 |
18.03 |
|
Познавательные: обще- учебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме об особенностях декоративно- прикладного искусства; формулирование ответов на вопросы учителя; логические — на основе синтеза признаков жанра определение жанровой принадлежности произведения изобразительного искусства; сравнение произведений искусства. узоров в зависимости от величины посуды; постановка и решение проблем - формулирование проблемы: рисование иллюстрации к сказке (по представлению); сочинение сказки в картинках; самостоятельное создание способов решения проблемы; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее выполнение; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, выслушивать мнения своих товарищей, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства |
|
||||
25. |
Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера) |
1 |
1.04 |
|
Познавательные: обще- учебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о произведениях искусства; грамотное и ясное выражение своей мысли; познание окружающего мира с помощью наблюдения; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; презентация подготовленных работ; логические -анализ особенностей строения листьев с выделением существенных признаков; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями ;вступать в коллективное сотрудничество, интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Личностные: эстетически воспринимают красоту окружающей природы, подводного мира, художественного изображения; проявляют интерес к учебному материалу |
|
||||
26. |
Форма и украшение в народном искусстве |
1 |
8.04 |
|
Познавательные: обще- учебные - просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта, для получения необходимой информации; выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление; логические - анализ и сравнение произведений искусства; постановка и решение проблемы - формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения; преобразование объекта - импровизация, изменение, творческое переделывание. Регулятивные: удерживать цель деятельности; планировать решение учебной задачи выстраивать последовательность необходимых операций. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой деятельности; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
|
||||
27. |
Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении |
1 |
15.04 |
|
Познавательные: обще- учебные - извлечение необходимой информации из учебника; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; создание рисунка на заданную тему; логические - сравнение картин, выполненных акварелью, с картинами, нарисованными гуашью; умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте; постановка и решение проблемы - формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения. Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают родную при- роду |
|
||||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) |
|
|||||||||
28 |
Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью |
1 |
22.04 |
|
Познавательные: обще- учебные -- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; просмотр картин выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта, экспериментирование с кистью и красками (цветная линия); логические - анализ картин, иллюстраций и сравнение их с музыкой, пением птиц; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблемы - рассказываем сказку с помощью линии. Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, строить монологические высказывания. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности |
|
||||
29 |
Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина) |
1 |
29.04 |
|
Познавательные: обще- учебные - владение правилами работы и обращения с художественными материалами; грамотное и ясное выражение своей мысли; логические — умение видеть окружающую действительность в эстетической форме и отражать ее в сознании и творчестве автора. Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы; достигать гармонии с окружающими. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности; строить коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции партнера; обосновывать и доказывать свою точку зрения; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Личностные: проявляют способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности |
|
||||
30 |
Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности |
1 |
6.05 |
|
Познавательные: обще- учебные - восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; логические - осуществление анализа скульптуры с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с произведениями скульпторов; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению. Личностные: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию работы; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного и музыкального искусства |
|
||||
31 |
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или в лес |
1 |
13.05 |
|
Познавательные: обще- учебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выполнение работы согласно алгоритму и правил работы на уроке ИЗО; логические - осуществление анализа, сравнения выполненных работ. Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; вступать в коллективное учебное сотрудничество. Личностные: проявляют интерес к новому учебному действию |
|
||||
32 |
Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре |
1 |
20.05 |
|
Познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации о пейзаже, истории возникновения жанра, иллюстраций по теме; грамотное и ясное выражение своей мысли; постановка и решение проблем — формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания («Что позволило добиться поставленных перед собой целей?»); логические - анализ иллюстраций, выделение жанровых признаков. Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке («Какие потенциальные способности во мне сегодня раскрыты?») и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса. Коммуникативные: уметь описывать картину, используя выразительные средства языка; составлять небольшие моноло- гические высказывания, интересно рассказывать о своих на- блюдениях, впечатлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность |
|
||||
33 |
Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом |
1 |
21.05 |
|
Познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации в дополнительной литературе, произведениях живописи, отражающих времена года; логические — построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (цвет род- ной страны); осуществление анализа произведений живопи- си; постановка и решение проблем — самостоятельное создание способов поиска решения проблемы («Какого цвета страна родная?», «Мое лето»). Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учи- теля; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; уметь формулировать собственное мнение и позицию; в коммуникации строить понятные для партнера высказывания; строить монологические высказывания. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность; анализируют собственную деятельность на уроке |
|
9.Формы и средства контроля
Основными формами и средствами контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, выполнение практических заданий; тестовые задания; зачёты.
Результаты личностных достижений учащегося отражается в двух документах: характеристике ученика и его портфолио.
В течение первого года обучения вести портфолио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:
-творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности — написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных проектах и т. д.;
-различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности) , полученные им за успехи во внеурочной деятельности;
-оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.
10. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
-
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
-
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
-
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
-
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)
-
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (рекомендуемое по программе)
Кол-во
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения ( в наличии)
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программа по изобразительному искусству
Учебно-методические комплекты для 1 класса (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.).
Д
К
«Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской (интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- 3- е изд. Перераб.- М. Вентана –Граф, 2011, - 112с.).
Учебно – методический комплект:
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
Печатные пособия
-
Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 1984.
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение. 2011г.
-
Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. -Л. : Дет
ская литература. 1973. -
Ходушнна, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина II Здравствуй, му
зей!-СПб., 1995. -
Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности)
Д
-
Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
-
Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа : http:// pedsovet.org
-
Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4 stupeni.ru
-
Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru
-
Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su
Экранно-звуковые пособия
-
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
-
Большая электронная энциклопедия (CD-ROM).
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
-
Аудиозаписи. Классическая музыка.
Технические средства обучения
-
DVD-плеер (видеомагнитофон).
-
Телевизор.
-
Компьютер,
-
Мультимедийная доска.
Д
1. персональный компьютер,
2. мультимедийный проектор,
3. экран
4. МФУ.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
картин, иллюстраций, рисунков учащихся. -
Штатив для картин.
-
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
-
Шкаф для хранения картин.
К
Д
-
Альбом.
-
Краски.
-
Кисточки
-
Баночки для воды.
5. Палитра
-
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО