В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа индивидуального развития ученика 6 класса

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образовательное учреждение

«Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики










Программа

индивидуального развития

ученика 6 класса

Кузьмина Валерия Евгеньевича









Разработчик:

Пантелеймонова Людмила Анатольевна

Консультанты:

социальный педагог

МОУ «Малобикшихская СОШ» Васильева Елена Мефодьевна

заместитель по учебно-воспитательной работе

МОУ «Малобикшихская СОШ» Иванова Ольга Максимовна









2011 год


Введение.


Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили


Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

  • Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

  • Воспитание – это чувство, голос души и сердца.


Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Именно поэтому важное значение в воспитании имеют личностные и профессиональные качества классного руководителя.


К личностным качествам относят:

  • Организованность;

  • Принципиальность;

  • Тактичная требовательность;

  • Справедливость;

  • Последовательность в сочетании с широким кругозором и глубиной знаний;

  • Неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.


К профессиональным качествам относят:

  • Широкая педподготовка, позволяющая определять оптимальную педагогическую стратегию;

  • Знание детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений;

  • Знание теоретических основ воспитания;

  • Владение техникой воспитательного воздействия на личность;

  • Организаторские умения и навыки;

  • Коммуникативные способности.




Для проектирования воспитательной системы класса классному руководите­лю необходимо реализовать такие этапы:

  • Диагностика каждого учащегося класса как основа воспитательной деятель­ности в классе. Важно проектировать воспитательную систему класса со­вместно с детьми, с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаи­модействовать с родителями, учитывать этнокультурные условия среды.

  • В результате диагностики важно выделить проблемы в воспитании и социа­лизации каждого учащегося класса, сформулировать индивидуальную тра­екторию воспитания и развития, определить общую цель воспитательной системы класса. Выделяя детей с проблемами (в обучении, поведении, об­щении и др.), которым необходимо особое внимание, важно не упустить из вида учащихся среднестатистических, которые составляют большинство в классе. Для этого важна индивидуальная поддержка каждого учащегося, ко­торая направлена на формирование таких качеств, как самоопределение, самооценка, самостоятельность, инициативность, заинтересованность, от­ветственность, требовательность к себе, взаимодействие с другими и пр.

  • В процессе диагностики выявляются интересы каждого учащегося: чем бы он хотел заниматься или уже занимается, какое дело он хотел бы организо­вать сам или с другими детьми. Найти в каждом ребенке достоин­ство и сделать его достоянием всего класса.

  • Индивидуальную работу необходимо вести с каждым учащимся на основе взаимодействия «Классный руководитель - ученик – родитель».

Классному руководителю среднего звена при проектировании воспитательной системы необходимо учитывать особенности подросткового периода учащихся.

11-13 лет – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Подростки характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Продолжается развитие способностей ребенка на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В обучении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Также в этом возрасте наблюдается повышенная интеллектуальная активность, желание развивать, демонстрировать свои способности, получать высокую оценку со стороны. Центр духовной и физической жизни перемещается из дома во внешний мир. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Если школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь, содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, помогает им решать проблемы жизни – сегодняшние и будущие

Именно поэтому моя задача, как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Мой 6-ой класс – это класс моего становления как классного руководителя. Это мой первый класс. С ним я переживаю, трудности и радости и всегда и во всем стараюсь, идти по жизни, со своими учениками, и каждый раз входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.


Актуальность проблемы:


Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности.

Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

В организации воспитательного процесса в школе мы вплотную подошли к проблеме создания воспитательной программы, ощутив её необходимость. Конечно, сложилась стройная система воспитательной работы, но современное воспитание требует его дальнейшего развития, именно поэтому пора определить стратегию и тактику нового этапа воспитательной работы.

Эта программа поможет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся при планировании и организации жизнедеятельности в классе.


Цель программы:

развитие здорового, образованного, трудолюбивого и патриотического ученика, способного к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.


Задачи:

  • Развивать внимательность, способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;

  • Создать условия для гражданско-патриотического воспитания учащихся;

  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся класса;

  • Развивать творческую деятельность через КТД.


Обоснование программы:


  • неспособность разрешать конфликтные ситуации мирным путем;

  • недостаточно развитое чувство гражданственности, сострадания, сопереживания;

  • слабая мотивация учебной, познавательной деятельности;

  • низкий уровень культуры поведения.


Опытно-экспериментальная база исследования:

 МОУ «Малобикшихская СОШ», ученик 6 класса Кузьмин Валерий Евгеньевич. 

Срок реализации программы с 2009 по 2011 учебный год.

  

Этапы реализации программы:


  1. Констатирующий этап (диагностика).

  2. Экспериментальный этап.

  3. Этап подведения итогов.


В ходе первого этапа была проведена диагностика личности учащегося (Приложение №1«Результаты диагностики» и Приложение №3 «Материалы для диагностики»), выявлены проблемы в воспитании и социализации, разработана индивидуальная траектория развития ребенка - сентябрь-ноябрь 2009 года.

Второй этап – формирующий, реализуются основные направления развития ребенка - ноябрь 2009–апрель 2011 года.

На третьем этапе проводится диагностика личности учащегося, анализ результатов, корректировка программы – май 2011 года.


Методы исследования:


- изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы с целью определения исходных положений, понятийного аппарата и основных направлений в разработке исследования;

- обобщение и анализ педагогической практики через изучение концепций, программ, методических разработок по воспитательной работе различных отечественных и зарубежных образовательных систем, школьного опыта организации воспитательной работы и материала художественной литературы;

- опытно-экспериментальная работа (констатирующий, поисковый, формирующий эксперимент);

- эмпирические методики: педагогическое наблюдение, беседы, опросники, анкетирование,  эксперимент;

- обработка результатов исследования.


Основное средство осуществления работы:

Создание условий для моделирования ситуаций с возможностью диагностики и прогнозирования дальнейшего индивидуального развития ребенка.


Принципы осуществления программы:

Максимально активная позиция участника (максимальная включенность в обсуждение, свободное высказывание своей точки зрения)

Принцип обратной связи

Принцип адекватного подбора материала (материал к программе подбирается таким образом, чтобы он соответствовал целям программы и предполагал максимальную активность участников)


Ожидаемый результат:


Интеллектуально, нравственно и духовно развитая, здоровая личность, верная себе и своему Отечеству, ответственная за свое здоровье, способная адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.


Основные направления программы:


  1. «Учеба»

  2. «Я – гражданин»

  3. «Общение».


Основные направления программы цели и задачи направлений:

«Учеба»

Цель: Оказание помощи ученику в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.


Задачи: определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

-создать условие для продвижения учащихся интеллектуальном развитии;

-формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.


«Я – гражданин»


Цель: гражданско-патриотическое воспитание учащегося.


Задачи: формирование у ребенка гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;

        формирование у учащегося верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;

        изучение истории и культуры Отечества и родного края;

        физическое развитие учащегося, формирование у него потребности в здоровом образе жизни.



«Общение»


Цель: Передача учащемуся знаний, умений и навыков социального общения людей ( как позитивного, так и негативного ), опыта поколений.


Задачи: формировать у учащегося культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик "итель - ученик ащихся культуру общения в системе "итивноготвования», «взрослый – ребенок»;

-знакомить учащегося с традициями и обычаями общения различных поколений.


Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Вся работа реализуется в сотрудничестве, она обогащает жизнь ребенка, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог – ученик», «Ученик – родитель», «Педагог – родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в индивидуальном развитии ребенка и всего развития детского коллектива в целом. Реализация основных направлений программы легла в основу создания индивидуального воспитательного плана на 5, 6, класс, с названиями основных мероприятий, с которыми вы можете познакомиться в таблице.


В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.


Реализация программы

Основные направления программы

Задачи, решаемые в ходе реализации определенных направлений воспитательной деятельности:

Материал для реализации программы

Литература (Приложение №4)

Ожидаемый результат

1. «Общение»


- выявление и анализ затруднения в понимании своих действий и поступков;

- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;

- информирование учащегося об особенностях личности подростков;

- формирование положительной Я – концепции.

Этапы тренинга личностного роста подростков:

  1. Мои главные достижения

  2. Доверительная поддержка

  3. Я – друг

  4. Я – понимающий тебя

  5. Мои лучшие способы преодоления стресса

  6. Мои любимые недостатки

  7. Мы все разные

  8. Я – лидер

  9. Продавцы и покупатели

  10. Неуверенное, агрессивное и уверенное поведение

  11. Черты характера

  12. Отвечаю за свое «хочу»

  13. Кл. час «Азбука общения»

  14. Кл. час «Мы выбираем, нас выбирают»

  15. Игра «Почему мы так говорим»

  16. Кл. час «Память – кладовая знаний»

  17. Кл. час «Необыкновенный ринг»

  18. Игра «Самый классный класс или чуть – чуть о каждом»

  19. Беседа «Как вести себя в школе и в других общественных местах»

  20. Беседа «Знакомство»

  21. Диспут «Порочный круг»

  22. Кл. час «Роскошь человеческого общения»

  23. Кл. час «Доброжелательность и грубость»

  24. Кл. час «Жизненные ценности».

Повышение коммуникативной культуры Валеры.

Он будет лучше понимать себя, свои поступки, научится лучше контролировать негативные эмоции

2. «Я – гражданин»


- научить разбираться и оценивать нравственные нормы общества и формировать уважительное отношение к ним

- обсуждение личных ценностей и нравственных приоритетов


1. Методика «Добрый ли я?»

2. Методика «Оптимист или пессимист?»

3. Клуб «Мое Отечество»

4. Праздник «Славим руки матери»

5. Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»

6. Устный журнал «На кого бы я хотел быть похожим»

7. «Семья – это то, что с тобою всегда» (внеклассное мероприятие)

8. Конкурс знатоков этикета

9. Упражнения «Помогай окружающим людям»

10. «Совесть и честность» (беседа)

11. Методика «Диагностика нравственных приоритетов личности подростка»

12. «Что такое толерантная личность?» (тренинг)

13. Чтение книг на тему нравственности.

14. Игра – «Песня – душа народа»

15. Кл.час «Герои земли русской»

16. Кл. час «День народного единства – история и современность»

17. Кл. час «Государственные символы России»

18. Кл. час «Военный орден в твоей семье»

19. Игра «Десант»

20. Кл. час «Покорители космоса»

21. Кл. час «Благородный человек»

22. Диспут «Благородный человек»

Беседа «Милые любимые родители»

23. Беседа «Пожилые люди»

24. «Космо-стар»

-более высокое развитие нравственных качеств учащегося

- Валера станет более отзывчивым

3. «Учеба».



- развитие творческих способностей;

- представление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами, возможностями;

- выявление и поддержка неординарности, индивидуальности личности.


  1. Кл. час «Давайте познакомимся»

  2. Кл. час «Жемчужины русских промыслов»

  3. Анкетирование «Как вы запоминаете?»

  4. Кл. час «Мир моих увлечений»

  5. Памятки для учащихся «Как готовить домашнее задание»

  6. Конкурс «Эрудитов»

  7. Кл. час «Умники и умницы»

  8. Кл. час «Большая охота»

  9. Кл. час «Мой помощник – внимание».

  10. Тест «Внимательный ли ты?»

  11. Беседа «Учись учиться. Как работать с книгой?».

  12. Кл. час «Учиться всегда пригодится»

  13. Конкурс «Самый смекалистый».

  14. Игра «О, счастливчик!»

  15. Игра «Там, на неведомых дорожках»

  16. Игра «Крестики – нолики»

  17. Устный журнал «Музы»

  18. Игра «Кто хочет стать миллионером»

Валера научится действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.





В ходе реализации программы в нее могут быть внесены коррективы, изменения.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос