Эрудит-шоу.
Интеллектуальная игра для школьников.
Ведущий. Итак, начинаем эрудит-шоу. В нашем зале три (две) команды. В каждой команде надо назначить капитанов, которые будут крутить колесо рулетки в очередности, установленной с помощью жеребьевки. Время на обдумывание ответа — минута. Готовые ответы в жюри передает капитан команды. {После жеребьевки капитан, вынувший карточку Ml, вращает колесо рулетки.) Стрелка указала на один из школьных предметов. Предположим, это биология!
Учитель биологии встает и начинает свой экскурс в науку. Он рассказывает об ученых, прославивших себя открытиями в области биологии. Тем временем капитаны быстро берут конверты с вопросами и передают их командам. Начинается «мозговой штурм», на который отпущена одна минута. По ее истечении учитель завершает свой рассказ.
Конверт М 1. По словесному портрету ты ответишь нам: кто это?
...Лазает по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой — ему все равно. Он всегда занят своим делом и
так ловко вылущивает из шишек семена, что просто залюбуешься. Для этого у него есть особый клюв. {Ответ: клест.)
Конверт №2. Индейцы назвали это растение «след белого человека». Оно необычное — почти ничего не боится. Его топчут сапогами, мнут колесами. Прожилки на листьях так и хрустят. А оно только радуется. Будто знает, что разбегутся на людских ногах да разъедутся на колесах его липкие семена во все стороны света. {Ответ: подорожник.)
Игра продолжается. Капитан вращает колесо рулетки. На этот раз, предположим, выбор падает на математику. Учитель математики в течение 1—2 мин рассказывает о происхождении названия предмета, о том, кто был автором первых российских учебников по математике, приводит интересные факты из жизни русских математиков.
Конверт М 1. В Тверской губернии 9 июня 1669 г. в семье крестьянина Телятина родился сын Леня. Приходский священник о нем писал, что этот мальчик с малых лет научился «разбирать мудреное и трудное», т.е. сам обучился грамоте, стал приобретать знания в точных науках. Богомольцы привели отрока в Москву и представили его царю Петру. Оценив по достоинству способности деревенского мальчика, Петр Алексеевич тут же издал указ, где, в частности, говорилось: «Как магнит привлекает к себе железо, так и он (Леня. — Авт.) своими способностями обратил наше внимание на себя». Фамилию мальчика изменили. Отныне Телятина стали величать Магницким. Именно ему и было поручено написать впоследствии учебник для школы навигации, которую открыли в Москве в 1701 г. Л.Ф.Магницкий успешно справился с заданием. В 1703 г. увидела свет его «Арифметика, сиречь наука числительная», изданная в Москве на старославянском языке. Эту книгу позже назвали «энциклопедией математических знаний» и даже «вратами учености», по определению Михаила Васильевича Ломоносова.
А теперь попробуем решить задачу на сообразительность из книги Л.Ф.Магницкого. Вот она:
«Двое ели сливы. Один сказал другому: «Дай мне свои 2 сливы, тогда у нас будет слив поровну».
На что другой ответил: «Нет, лучше ты дай мне свои 2 сливы, тогда у меня будет в 2 раза больше, чем у тебя».
Сколько слив было у каждого?»
(Ответ: (2 + 2 + 2 +2) х 2 - 2 = 14 слив; 14-2-2= 10 слив.)
Конверт № 2. На прямой поставили 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами которых являются эти точки? {Ответ: 6 отрезков.)
После очередного вращения колеса рулетки стрелка указала на «русский язык». Учитель приводит высказывания поэтов и писателей о родной речи, ее красоте, мощи и величии.
Конверт № 1. Перед вами «лесенка» из пустых клеточек. Предстоит заполнить ее словами, каждый раз увеличивая длину слова на одну букву. По условиям игры можно вписывать имена существительные, начинающиеся на «а».
а |
|
|
||||||||||
а |
|
|
|
|||||||||
а |
|
|
|
|
||||||||
а |
|
|
|
|
|
|||||||
а |
|
|
|
|
|
|
||||||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конверт № 2. Мясо свиньи — свинина, мясо барана — баранина. А почему мясо коровы называется говядина, а не коровятина? {Ответ. В словаре Даля сказано, что слово «говяда» произошло от латинского «корова». Отсюда — говядина.)
Снова вращается колесо рулетки. Стрелка указывает на литературу. Учитель литературы рассказывает о роли своего предмета в воспитании умного и чуткого человека, гражданина и патриота, способного любить ближнего, приносить добро людям.
Конверт № 1. На одной из египетских надгробных плит высечена замечательная мысль: «Обрати свое сердце к книгам... Право, нет ничего выше книг». Замысловата и увлекательна история возникновения книги — узелковое письмо, летопись на папирусе, воске, пергаменте, деловая переписка на бересте и, наконец, современная бумага... «Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времен и народов», — писал Л.Н.Толстой.
«Книга — это друг, советчик, источник многих добрых мыслей, чувств, знаний», — говорил первый космонавт Ю.А.Гагарин.
Ведущий. Внести черный ящик. (Вносят.) А теперь вопрос. (Читает.) «Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала: «Какая прелесть!» Баба-яга посмотрела и сказала: «Какое страшилище!» Колобок посмотрел и сказал: «Я себе такое же куплю».
Этот предмет находится в нашем черном ящике. Что это? (Ответ: зеркало.)
Конверт №2. Эту сказку читали все. Значит, вопрос не труден. Кто написал сказку «Три медведя»? (Ответ: Л.Н.Толстой.)
Стрелка рулетки указывает на технологию. Учитель рассказывает о своем пред-ете, его месте в повседневной жизни.
Конверт № 1. Наверное, каждый из вас надевал брюки второпях. Вопрос: по кашу признаку вы сразу поймете, что брюки надеты наизнанку? (Ответ: швы смотрят наружу.)
Конверт №2. (Помощники предварите'льно ставят на стол кастрюлю без крышки.) Вопрос: представьте, что эта кастрюля больше всех в мире. В нее можно местить столы, стулья, дома, трамваи, и даже всю Землю... И все-таки есть один предмет, который не поместится никогда. Он лежит в черном ящике. Что это за предмет? (Ответ: крышка от кастрюли.) вращается колесо рулетки. На очереди предмет истории. Учитель рассказывает о предмете.
Конверт № 1. Отгадайте, что это за слово? первый слог — небольшой ресторан, посетителей обслуживают за стойкой; второй — русское национальное блюдо; третий — предлог в русском языке. В целом оно означает одну из феодальных повинностей. (Ответ: барщина.)
Конверт № 2. В начале XVII в. русский посол передал от царя Михаила Федоровича монгольскому хану в дар сто соболей. Монгольский хан в ответ передал царю четыре пуда сухих листьев. А чтобы царь не обиделся, хан отправил в Москву еще и своего мастера. О каких листьях идет речь? (Ответ: о чае.)
Стрелка рулетки указывает на географию. Учитель рассказывает о русских путешественниках и первопроходцах, о красоте и богатстве открытых ими земель.
Конверт № 1. Где сутки длиннее — на полюсе или на экваторе Земли? (Ответ: на сутки везде одинаковы — 24 часа.)
Конверт № 2. Где мы видим города без домов, без воды, без деревьев? (Ответ: географической карте и на глобусе.)
Ведущий. Игра подошла к концу. Молодцы! Заканчивается подведение итогов. Сейчас мы узнаем имена главных эрудитов школы. (Слово предоставляется жюри. Идет награждение победителей и участников игры.)
- Вебинар «Имитации художественных эмалей в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Особенности занятий по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра, трудности и их решение, возможности и результативность»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС