В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по литературе 9класс

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа по литературе 9класс
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС (102 ЧАСА)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по литературе, допущенной МО РФ в 2007 г. (автор-составитель В. Я. Коровина.)

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в школе.

Содержание и структура программы определяется целью литературного образования: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, развитие способностей воспринимать и оценивать явления литературы и оценивать, формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства,

  • воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Новизна данной рабочей учебной программы.

Особенностью данной программы является системная направленность: от освоения различных жанров фольклора к изучению творчества писателей; от знакомства с отдельными сведениями по истории соз­дания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.

В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные (связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства (музыке, живописи).

Данная программа формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - жи­вое поступательное движение.

Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


  1. Учащиеся, закончившие 9 класс, должны знать:

  • Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);

  • Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;

  • Содержание изученных произведений;

  • Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

должны уметь:

  • Воспроизводить содержание литературного произведения;

  • Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;

  • Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);

  • Давать характеристику литературному произведению, исходя из
    особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
    произведение;

  • Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;

  • Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  • Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  • Писать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;

  • Писать сочинение на заданную тему.

Календарно-тематическое планирование 9класс

Наименование раздела


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

Вид контроля

Д/З

Дата провед.


план

факт


1

Лит-ра как искусство слова

1.Место худ. лит-ры в общ. жизни и культуре России. Национальная самобытность рус.лит-ры

1

лекция

Национальные ценности и традиции рус.лит-ры Самобытность рус.лит-ры. Эпохи развития лит-ры.

Понятие о литературном процессе. Умение конспектировать, выделяя главное.

Ответы на вопросы

Тезисы лекции




2

Лит-ра эпохи античности

2.Катулл. Слово о поэте.




1





Лекция с элементами беседы


Стихотворения. Любовь как приобщение к безмерности природы. Лаконизм образов и напряженность чувств.

Умение анализировать стихотворения, выделять главное

Анализ 1 стих-ия

Анализ стих-ия.




3-4.Данте. Слово о поэте.

2

Комбинирован.

«Божественная комедия»

Трехчастная композиция поэмы. Тема страдания и очищения.

Чтение и анализ фрагментов комедии.


Чтение и анализ




3

Древ-нерус-ская лит-ра

5. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской лит-ры.

1

Лекция

Патриотический пафос древнерус.лит-ры. Открытие «Слова…».Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция.

Понятие о жанре, композиции

План содержания поэмы

Чтение поэмы, составление плана. Учебник с.4-8




6.Образ русской земли.

1

Беседа

Нравственно-патриотическая идея «Слова…»

Умение анализировать, делать выводы

Цитатный план

Сообщения, учебник с.9-31




7.Образы русских князей

1

Беседа

Характер князя Игоря

Умение отбирать нужный материал, подбирать цитаты. Развитие монологич.речи

План «Братья Святославичи»

Составление плана, подбор цитат






8. «Золотое слово Святослава». Ярославна как идеальный образ рус.женщины.

1

беседа

Мудрость, характер князя.

Образ Ярославны

Умение отбирать нужный материал, подбирать цитаты

Наизусть отрывок

Наизусть отрывок. сообщения




9.Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля.

1

беседа

Фольклорные традиции. Значение «Слова» для рус.лит-ры

Логическое построение анализа


Подготовка рабочих материалов для сочинен.




10.РР Подготовка к сочинению

1

практикум

Обсуждение рабочих материалов к сочинению

Умение строить рассказ по плану

сочинение

Дом.сочинение




4

Литература эпохи Возрождения

11.У.Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет»

1

Лекция с элементами беседы

Гуманизм эпохи Возрождения.Общечело-веческое значение героев Шекспира.

Понятие трагедии. Понятие конфликта в пр-ии.


Чтение отд.глав




12.Трагизм любви Гамлета и Офелии

1

беседа

Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой лит-ры

Понятие трагического характера конфликта


чтение




5.

Лит-ра 18 века

13.Идейно-худ. Своеобразие лит-ры эпохи Просвещения

1

лекция

Классицизм и сентиментализм как литерат.направление

Понятие классицизма и сентиментализма

конспект

Уч. с.33-35-конспект




14-15.М.В.Ломоносов.- реформатор русского языка

2

Лекция с элементами беседы

Жизнь и деятельность Ломоносова. Стих-ие «Вечернее размышление…»

Понятие жанра оды. Особенности и форма пр-ия.


Чтение стих-ия




16.Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе

1

Лекция

Жанры поэзии Державина. Философ-ская проблематика пр-ий.

Традиции и новаторство в поэзии. Понятие проблематики

План, тезисы

С.48-54





17.Тема поэзии и поэта в лирике Державина.

1

практикум

Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Умение анализировать

Наизусть ст-ия «Памятник»

Наизусть ст-ия «Памятник






18-19.А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор)

2

Лекция с эл.беседы

Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Жанр путешествия как форма панорамного изображения рус. жизни


Чтение отд.глав




6

Европейская лит-ра эпохи Просвещения

20-21.И.В.Гете. Жизнь и

тв-во. «Фауст»(Обзор с чтением отд. сцен

2

Лекция

«Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла.

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте


Чтение отд.глав




7

Лит-ра 19 века

22.Рус.лит-ра 19 века в контексте мировой культуры.

1

Лекция

Осмысление рус. литературой ценностей европейской и мировой культуры

Понятие романтизма

, реализма. Историзм и психологизм в лит-ре

тезисы

Подготовка тезисов




23.В.А.Жуковский. Романтическая лирика

1

Беседа

Черты романтизма в лирике. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике.

Обучение анализу лирич.стих-ия

Анализ ст-ий

Анализ ст-ий


Сообщения по биографии Грибоедова




24.А.С.Грибоедов.(9)

Жизнь и творчество.

1

лекция

Жизнь и судьба Грибоедова

Умение составлять план лекции


С.88-128 чтение комедии





25.Комедия «Горе от ума». Особенности композиции

1

Беседа

Обзор содержания.

Специфика жанра комедии.


Знать содержание комедии




26-27.Фамусовская Москва в комедии.

2

Беседа

Содержание комедии

Умение анализировать


Знание содержания







28-29.Чацкий в системе образов комедии.

2

беседа

Общечеловеческое звучание образов персонажей

Умение анализировать

Знание цитат

Ответы на вопросы




29.Язык комедии

1

практикум

Преодоление канонов классицизма в комедии

Умение анализировать


Ответы на вопросы




30. «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание.

1

беседа

Образность, афористичность языка

Умение анализировать


Чт. статьи Гончарова




31.И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

1

РР

Содержание статьи

Умение делать выводы по прочитанной статье

Письм.ответы с использ.цитат

Конспект статьи




32.Европейская лит-ра эпохи романтизма

1

лекция

Дж.Байрон. Жизнь и творчество (обзор)

Своеобразие «байронического» героя


Сообщения по Пушкину





33-34.А.С.Пушкин: жизнь, судьба и тв-во. (20час.)

2

Лекция с элементами беседы

Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в тв-ве А.С.Пушкина. «19октября»

Знать осн.факты жизни и ТВ-ва, уметь воспринимать и анализировать текст ст-ий

Сообщения по биографии поэта

1Выраз.чтение ст-ий,

2ответна?3инд.зад.





35-36.Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина

2

беседа

Анализ ст-ий «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»…

уметь воспринимать и анализировать текст ст-ий, выявлять авторскую позицию

Сообщения по биографии поэта

Наизусть ст-ие

Инд.зад.





37.Пейзажная лирика

1

беседа

Анализ стих-ий «Кморю», «Вновь я посетил»

Выразит .чтение,


Ответы на вопросы





38.Лирика любви и дружбы

1

семинар

Любовь как гармония душ в интимной лирике. Адресаты любовной лирики

уметь воспринимать и анализировать текст ст-ий, выражать свое отношение к прочитанному

Сообщения по биографии поэта

Наизусть ст-ие

Инд.зад.





39.Тема поэта и поэзии в тв-ве Пушкина

1

практикум

Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

уметь воспринимать и анализировать текст

Составление плана по теме

Наизусть «Памятник»






40. «Цыганы» как романтическая поэма

1

Чтение и беседа

Черты романтизма в пр-ии. Образ гл.героя

Уметь выделять и формулировать тему, идею. проблематику


Ответы навопросы





41 «Моцарт и Сальери».

1

беседа

Спор о сущности ТВ-ва и различных путях служения искусству

Уметь строить устные высказывания в связи с прочитанным


Чтение «Ев.Онегина»






42.Роман «Евгений Онегин». История создания.

1

лекция

Замысел и композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах

Понятия композиции. сюжета


Чтение романа






43.Анализ 1 главы

1

Чтение, беседа

Историческая и общ. обусловленность хар-ка Онегина

Выразит. чт., выводы

Составление хар-ки героев

Чтение романа. Инд.зад






44.Анализ 2 главы

1

Чтение, беседа

Изображение поместного дворянства

Выразит. чт., выводы

Составление хар-ки героев

Чтение романа. Инд.зад






45.Анализ 3 главы

1

Чтение, беседа

Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души

Выразит. чт., выводы

Составление хар-ки героев

Чтение романа. Инд.зад






46.Анализ 4 главы

1

Чтение, беседа

Исповедь Онегина.

Выразит. чт., выводы

Составление хар-ки героев

Чтение романа. Инд.зад






47.Анализ 5 главы

1

Чтение, беседа

Завязка трагического конфликта

Выразит. чт., выводы

Составление хар-ки героев

Чтение романа. Инд.зад






48.Анализ 6 главы

1

Чтение, беседа

Трагическая гибель Ленского.

Выразит. чт., выводы

Составление хар-ки героев

Чтение романа. Инд.зад






49.Анализ 7 главы

1

Чтение, беседа


Выразит. чт., выводы

Составление хар-ки героев

Чтение романа. Инд.зад






50.Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

1

беседа

Онегин и Ленский

Умение сопоставлять

Сравн.хар-ка

Инд.зад. ответы на ?






51Татьяна Ларина –нравственный идеал Пушкина.

1

беседа

Татьяна и Ольга

Умение сопоставлять, делать выводы

Сравн.хар-ка

Инд.зад. ответы на ?






52.Пушкинский роман в оценке В.Г.Белинского

1

Работа со статей 8,9

Оценка художественных открытий Пушкина

Умение находить главное в статье

тезисы

тезисы






53.Подготовка к сочинению

1

РР

Анализ предложенных тем сочинений

Умение аргументировать свой выбор

Дом.сочинение

Сочинен. Сообщения о жизни Лермонтова






54.М.Ю.Лермонтов (14час.)Жизнь и творчество

1

Лекция сообщения уч-ся

Осн.мотивы творчества

Знать осн.факты жизни и ТВ-ва

сообщения

Чтение ст-ий






55.Тема поэта и толпы

1

беседа

Поэт и его лирич.герой «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал»

Выразит.чтение, знание текста ст-ий

Сообщения,наизусть

наизусть






56. Тема безвременья в лирике Лермонтова «Дума»

1

беседа

Судьба поэта и судьба его поколения

Умение аргументировать свой выбор


Сообщения, анализ ст-ий






57.Тема Родины и природы

1

беседа

Природа и человек в лирике.Патриотизм поэта

Выразит.чтение, Умение анализировать


сообщения






58.Тема любви в лирике.

1

практикум

Адресаты любовной лирики

Выразит.чтение, Умение анализировать

наизусть

Снаизусть, сообщения






59. «Герой нашего времени»- первый психологический роман

1

лекция

Жанр. Сложность композиции.

Знание текста, умение цитировать


Чтение романа, ответы на вопросы






60.Анализ повести «Бэла»

1

беседа

Характеристика героев

Умение аргументировать ответы


Чтение ответы на вопросы






61.Анализ повести «Максим Максимыч»

1

беседа

Характеристика героев

Умение аргументировать ответы


Чтение ответы на вопросы






62.Анализ повести «Тамань»

1

беседа

Характеристика героев

Умение аргументировать ответы


Чтение ответы на вопросы






63-64.Анализ повести «Княжна Мери»

2

беседа

Характеристика героев

Умение аргументировать ответы


Чтение ответы на вопросы






65.Анализ повести «Фаталист»

1

беседа

Характеристика героев

Умение аргументировать ответы


Чтение ответы на вопросы






66.Печорин в галерее «лишних»людей

1

беседа

Сравнит.хар-ка

Умение аргументировать ответы


Подготовка рабочих материалов к сочинению






67.Подготовка к сочинению

1

РР

Анализ предложенных тем

Умение аргументировать свой выбор

сочинение

Дом.соч.






68.К.Н.Батюшков Слово о поэте

1

лекция

Батюшков как представитель «легкой»поэзии

Умение участвовать в диалоге


Стихи Кольцова сообщения






69.А.В.Кольцов.слово о поэте

1

беседа

Народность лирики

Выразит.чтение, Умение анализировать


Стихи Баратынского сообщение






70.Е.А.Баратынский. Слово о поэте

1

беседа

Баратынский как представитель «поэзии мысли»

Выразит.чтение, Умение анализировать


Сообщения о Гоголе






71.Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (13час.)

1

лекция

Творческие успехи Гоголя

Знание материала произведений

конспектирование

Чт. «Мертвых душ»






72. «Мертвые души»-поэма о «небокоптителях».

1

беседа

Замысел. Смысл названия.

Знание материала произведения. Умение пересказывать


Чт. «Мертвых душ»






73-75. Галерея образов помещиков

3

беседа

Чичиков в гостях у помещиков

Знание материала произведения. Умение пересказывать

Составление плана

Инд.задания






76.Губернский город в поэме

1

беседа

ТЕМА КРЕПОСТНИЧЕСТВА В ПОЭМЕ

Знание материала произведения. Умение пересказывать


Инд.задания. Образ Чичикова






77.Образ Чичикова. Анализ 11 главы

1

беседа

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Выразит.чтение, Умение анализировать

Составление плана

Лир.отст.Инд.зад.






78.Души мертвые и живые.

1

беседа

Изображение народа

Выразит.чтение, Умение анализировать


Инд.зад.






79. «Повесть о капитане Копейкине»

1

беседа

Место в сюжете

Выразит.чтение, Умение анализировать., пересказывать


Лир.отступления






80.Лирические отступления

1

беседа

Роль лир.отступл. в поэме

Выразит.чтение, Умение анализировать


Подготовка раб мат. К сочинен.






81.Подготовка к сочинению

1

РР

Анализ предложенных тем

Умение аргументировать свой выбор

сочинение

Подготовка к соч.






82-83.Классное сочинение

2

РР










84.А.А.Фет. Жизнь и творчество (обзор)

1

Лекция с элем.беседы

Тема «»невыразимого

в лирике

Выразит.чтение, Умение анализировать.,

наизусть

наизусть






85.Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество

1

беседа

Тема поэта и поэзии. Своеобразие Музы

Выразит.чтение, Умение анализировать.,


Чт.рассказов Чехова






86.А.П.Чехов. Жизнь и творчество. «Смерть чиновника»

1

лекция

Эволюция образа «маленького человека»

Выразит.чтение, Умение анализировать., пересказывать


Чт.рассказов Чехова






87. «Тоска». Тема одиночества человека в мире

1

беседа

Образ многолюдного города и его роль в рассказе

Представление о жанре


Стих.Блока




8

Рус.лит-ра 20в.

88. Рус.лит-ра 20 века: многообразие жанров и направлений

1

лекция

Обращение писателей 20 в. к острым проблемам современности

Умение конспектировать

конспект

Стих.Бло-ка






89-90.А.А.Блок. Слово о поэте

1

беседа

Родина и любовь как единая тема в тв-ве

Выразит.чтение, Умение анализировать.,

наизусть

наизусть






90-91.С.А.Есенин. Слово о поэте

1

беседа

Поэтизация крестьянской Руси

Выразит.чтение, Умение анализировать.,

наизусть

наизусть






92. А.А.Ахматова. Слово о поэте

1

беседа

Война как проверка человека

Выразит.чтение, Умение анализировать.,

наизусть

наизусть






93-94. М.А.Шолохов. Жизнь и творчество

2

беседа

«Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины.

Знание материала произведения. Умение пересказывать


Инд.зад.






95-96.А.И.Солженицын. слово о писателе

1

беседа

«Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа

Знание материала произведения. Умение пересказывать


Ответы на вопросы






97.Г.Тукай. Слово о поэте.

1

беседа

Лиризм стих-ий.









98-100.Повторение

3











101.Итоговы тест

1











102.итоговое занятие






Список для чтения






Резерв – 3 часа












Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос