В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»



«Согласовано»


Руководитель м/о учителей

начальных классов

Р.А.Сафонова


Протокол № 5

от «29»июня 2012 г.


«Согласовано»


Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

Шукшина Л.С.


«29»июня 2012 г.


«Утверждаю»


Директор

МОУ «Майская гимназия»

Манохин А.Н.


Приказ №

от « » августа 2012 г.




Рабочая программа

Дубровиной Натальи Валерьевны

по учебному предмету «Литературное чтение»

4 «б» класс

(УМК «Начальная школа XXI века»)



2012-2013 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа к учебному курсу «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;

- авторской программы авторской программы Ефросининой Л.А., Омороковой М.И, утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008)

Цель:

формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Задачи:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Учебно - методический комплект:

  1. Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 4 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011;

  2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009;

  3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 35 недель (105 часов, 3 учебных часа в неделю), в том числе 8 контрольных работ.

Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.



Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Основной формой организации учебного процесса является урок. Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различие художественного и научно-познавательного произведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной и письменной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классах под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

  • умение выразительно читать и пересказывать текст;

  • учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

С учетом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности:

в 4 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 90 слов в минуту (вслух) и 110 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения существуют задания разных видов:

комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

тесты по изученному произведению, теме, разделу;

тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух;

тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го и 4-го классов);

комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце I и II полугодий в 1-м классе, в конце I полугодия во 2-м классе). Начиная со II полугодия во 2-м классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных.

Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.

Отметка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного поставить факты и сделать выводы; может составить р.к сказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые Чисти прочитанного текста.

Отметка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов Молча; при формулировке основной мысли произведения Прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Отметка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше НО слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).Отметка «2» — ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый учащийся.Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

знать:

  • название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;

  • стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой.






Литературное чтение 4 класс

105 часов (3 часа в неделю)

уро-ка

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Коли-чество

часов


Характеристика

основной деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Примечание

По плану

Факти-чески

1

Произведения фольклора.

Сказки, легенды, былины, героические песни, мифы народов мира

13 часов

Особенности построения пословиц. Малые жанры фольклора. Повторение изученного в 3 классе

1

Характеризовать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

01.09



2

Виды сказок. «Марья Моревна» русская народная сказка

1

Применять умение самостоятельно оценивать свою начитанность

03.09



3

Понятие о былине как жанре устного народного творчества.

Былина «Волх Всеславович»

1

Получить знание основного содержания былины, тему произведения, анализи-ровать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

05.09



4

Былинные герои. Былины «Вольга Святославович», «Святогор»

1

08.09



5

Дифференциация преданий и легенд. Библейское предание «Блудный сын»

1

Выявлять основное содержание текста, тему произведения, выделять основную мысль произведения

10.09



6

Легенды как особый вид фольклора. Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком.

1

Сопоставлять исторические факты, выразительно читать народные песни

12.09



7

Сравнительный анализ легенд разных народов. Шотландская легенда «Рыцарь-эльф», библейская легенда «Суд Соломона»

1

Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль

15.09



8

Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

1

17.09



9

Сравнительный анализ мифов разных народов «Ярило – Солнце» славянский миф

«Творение. Создание ночи» древнеиндийские мифы

1

Различать особенности легенды.

Учиться анализировать произведение

19.09



10

Героическая песня как жанр фольклора «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский…»

1

Применять умения работать самостоятельно

22.09



11

Особенности народных песен. Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»

1

Сравнивать основное содержание мифа.

Понимать основное содержание текста

24.09



12

Сравнительный анализ мифов разных народов «Арион» древнегреческий миф

1

26.09



13

Обобщающий урок по разделу: «Мифы народов мира»

Контрольная работа №1

Тема: «Народное творчество»

1

Выявлять способности при работе с текстом, выделять нужные эпизоды

29.09



14

Книги Древней Руси

3 часа

Литературное наследие Древней Руси. Отрывок из жития.

О князе Владимире.

Похвала книгам. Деятельность Ярослава.

1

Получить знание о житие как жанре древнерусской литературы.

Понимать основное содержание текста

01.10



15

Литературное наследие Древней Руси. Повесть о Никите Кожемяке. Повесть о Константине и Мефодии. Наставление Ярослава мудрого (Повесть временных лет)

1

03.10



16

«Повесть временных лет» - литературный памятник. Поучение Владимира Мономаха детям.

Вещий Олег

1

Понимать основное содержание текстов, самостоятельно работать с периодикой

06.10



17

Басни. Русские баснописцы

7 часов

Понятия «басня», «мораль», «олицетворение» И.А.Крылов «Стрекоза и муравей», И.И.Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и Муравей»

1

Применять умение выделять мораль в басне

08.10



18

Сравнительный анализ басен различных авторов.

И.И. Химницер «Друзья»

1

Характеризовать героя произведения и уметь оценивать его поступки

10.10



19

Идея басни. И.А. Крылов «Крестьянин в беде»

Тестирование № 1

1

Применять умения работать самостоятельно

13.10



20

Характеристика героя басни. А.Е.Измайлов «Кукушка», «Лестница», «Осёл и соловей»

1

Классифицировать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ; выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

15.10



21

Особенности чтения басни.

И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет»

1

Понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

17.10



22

Сравнительный анализ басен различных авторов.

И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок», «Муха»

1

20.10



23

Обобщающий урок по теме «Басни. Русские баснописцы»


1

Понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

22.10



24

Произведения В.А. Жуковского

3 часа

Особенности изображения пейзажа. В.А. Жуковский «Вечер», «Загадки», «Там небеса и воды ясны»

1

Получить представление об олицетворении, определять задачи чтения, наблюдать над употреблением знаков препинания, выбором тона и темпа чтения.

03.11



25

Особенности изображения пейзажа. В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание»

1

05.11



26

Особенности авторской стихотворной сказки.

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

1

Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения

07.11



27

Произведения А.С. Пушкина

5 часов

Представление об эпитетах.

А.С. Пушкин «Осень», Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

1

Различать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

10.11



28

Устойчивые эпитеты.

И.И. Пущин «Записки о Пушкине»,

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога»

1

12.11



29

Авторское произведение в сравнении с народным. А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

1

Определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

14.11



30

Виды сказок. «Сказка о золотом петушке» (из воспоминаний В.И. Даля)

1

Слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану

17.11



31

Особенности языка А. С. Пушкина. Обобщение по теме: «Произведение А.С. Пушкина»

1

Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения

19.11



32

Произведения М.Ю. Лермонтова

3 часа

Авторские знаки препинания. М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус»

1

Различать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Определять тему стихотворения, выразительно читать

21.11



33

Описание природы в стихотворной форме.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

1

Слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений

24.11



34

Сравнительный анализ авторского произведения и фольклорного.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня»

Доп. чтение «Ашик - Кериб»

1

Понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни М.Ю. Лермонтова с народными песнями

26.11



35

Произведения П.П. Ершова

4 часа

Главная мысль сказки.

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

1

Наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

28.11



36

Сказочный герой. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

1

Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

01.12



37

Особенности чтения авторской сказки. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

1

03.12



38

Выявление позиции автора-рассказчика. П.П. Ершов «Кто он?»

Контрольная работа № 2

Тема: «Русские поэты»

1

Выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

05.12



39

Произведения В.М. Гаршина

4 часа

Художественный пересказ.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Выявлять особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.

08.12



40

Особенности чтения авторской сказки. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

10.12



41

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. В.М. Гаршин «Пленница», «Сказание о гордом Аггее»

1

Различать главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

12.12



42

Страничка книгочея. Детские журналы и газеты


1

Наблюдать за особенностью стихотворных строк, выразительно читать

15.12



43

Произведения русских писателей

о детях

5 часов

Характеристика главного героя. Н.Г.Гарин-Михайловский «Детства Темы» (отдельные главы)

1

Характеризовать образ темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод.

17.12



44

Художественный пересказ.

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детства Темы» (отдельные главы)

1

19.12



45

Выявление позиции автора-рассказчика. К.М. Станюкевич «Максимка»

1

Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

22.12



46

Описание героя. Краткий пересказ. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

Обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста

14.12



47

Тестирование №2

1

Применять умение работать самостоятельно

26.12



48

Произведения зарубежных писателей

8 часов

Образ ребёнка в произведении. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

12.01



49

Особенности приключенческой повести. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

1

14.01



50

Составление плана пересказа. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна»

1

16.01



51

Особенности сказок Х.-К. Андерсена «Самое невероятное»

1

Характеризовать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их анализировать

19.01



52

Метафора в сказках Х.-К. Андерсена « Дикие лебеди»

1

21.01



53

Авторское отношение к герою. Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года»

1

Получить знания о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена; выразительно читать

23.01



54

Трагизм и надежда в сказках Х.-К. Андерсена «Девочка со спичками»

К.Г. Паустовский «Великий сказочник»

1

26.01



55

Викторина «Сказки Х. – К. Андерсена»

1

Показать уровень сформированности читательских навыков

28.01



56

Произведения Л.Н. Толстого

6 часов

Сюжет рассказа. Герои рассказа. Л.Н. Толстой «Акула»

1

Понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

30.01



57

Сравнительный анализ народной и авторской сказок.

Л.Н. Толстой «Два брата» Сказка

1

Выявлять умение работать
с книгами.
Характеризовать главных героев

02.02



58

Повторение понятий «басня», «мораль». Л.Н. Толстой «Мужик и Водяной» Басня

1

Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

04.02



59

Описание главного героя. Л.Н. Толстой «Черепаха», «Русак» Рассказ

1

06.02



60

Сравнительный анализ народной и авторской былины. Л.Н. Толстой «Святогор-богатырь» Былина

1

09.02



61

Исторические события в художественном произведении. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

1

Применять умение работать с текстом, характеризовать героев

11.02



62

Стихи А.А. Блока

2 часа

Образ Родины в стихотворениях

А.А.Блока «Россия», «Рождество»

1

Применять умение работать с книгой, анализировать содержание

13.02



63

Исторические события в стихотворениях А.А. Блока «На поле Куликовом»

1

Определять главную тему рассказа, сопоставлять героев

16.02



64

Стихи К.Д. Бальмонта

2 часа

Образы родной природы в стихотворениях К.Д. Бальмонта «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши»

1

Слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине, о природе)

18.02



20.02



65

Эпитеты в стихах К.Д. Бальмонта «Русский язык», «Золотая рыбка»

1




66

Произведения А.И. Куприна

3 часа

Авторская точка зрения. А.И.Куприн «Скворцы»

1

Применять умение работать самостоятельно

Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя




67

Отношение автора к герою. А.И.Куприн «Скворцы»

1




Отличительные черты легенды. А.И. Куприн «Четверо нищих»

1

Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения




69

Произведения И.А. Бунина

2 часа

Мелодика стихов И. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…», «Шире грудь распахнись…», «Детство» «Листопад»

1

Определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать




70

Контрольная работа №3

Тема: «Произведения о природе»

1

Показать уровень сформированности читательских умений и навыков




71

Произведения С.Я. Маршака

5 часов

Глубинный смысл стихов

С.Я. Маршака «Словарь», «Загадки», « Зеленая застава»

1

Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения




72

Отношение автора к героям произведения. С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1

Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины




73

Идея сказки. С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»


1




74

Образ героя. С.Я. Маршак «Ледяной остров» Повесть

1

Различать жанры произведений С. Я. Маршака.




75

Природные картины. С.Я. Маршак-переводчик

Р.Бернс «В горах мое сердце…»

1

Применять умение выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради




76

Произведения Н.А.Заболоцкого

2 часа

Метафора, сравнение как средство выразительности речи.

Н.А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

1

Применять умение выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения




77

Тестирование №3

1

Показать уровень сформированности читательских умений и навыков




78

Стихи

Н.М. Рубцова

3 часа

Мелодика стихов Н.М. Рубцова «Березы»

1

Применять навыки работы со стихотворением, выразительно читать стихи




79

Образ Родины в стихах Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина», «Ласточка»

1




80

Обобщающий урок «Стихи русских поэтов»

1




81

Произведения С.В. Михалкова

6 часов

Повторение понятий «ритм», «рифма», «строфа».

С.В.Михалков «Школа»

1

Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения




82

Отношение автора к герою. С.В.Михалков «Хижина дяди Тома»

1

Определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения




83

Повторение понятий «басня», «мораль». С.В. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда»

1




84

Точка зрения автора.

С.В. Михалков «Как бы мы жили без книг»

1

Анализировать произведение, читать выразительно, определять точку зрения автора




85

Сравнительный анализ басен разных авторов. С.В. Михалков «Зеркало» басня

1

Различать структурные единицы произведения. Анализировать басню, читать выразительно




86

Особенности юмористических произведений. С.В. Михалков «Как старик корову продавал»

1

Различать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.




87

Юмористичес-кие произведения

2 часа

Понятия «юмор», «ирония»

Н.Н. Носов «Федина задача»

1

Характеризовать понятия юмор, ирония.

Классифицировать юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог




88

Особенности чтения юмористических произведений

А.Л. Барто «Леночка с букетом»,

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», И.Л. Гамазкова «Страдания»

1




89

Очерки

3 часа

Очерк как литературный жанр

И.С. Соколов-Микитов «Родина»

1

Читать выразительно очерк

Работать с дополнительной

литературой




90

Особенности очерка

А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

1




91

Отличие образа от понятия Н.С.Шер «Картины-сказки»

1




92

Путешествия, приключения, фантастика

7 часов

Герой фантастического произведения

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1

Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, высказывать свою точку зрения о героях и произведении




93

Герой фантастического произведения

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1




94

Автор и его отношение к герою.

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1




95

Сравнительный анализ произведений различных авторов. Н.П. Вагнер «Береза»

1

Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения




96

Особенности языка фантастических произведений.

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста»

1




97

Особенности авторской сказки Н.П. Вагнер «Сказка»

1

Характеризовать книги
Н. П. Вагнера.

Понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения




98

Герои авторской сказки

Н.П. Вагнер «Руф и Руфина»

1




99

Обобщение

7 часов

Язык авторской сказки

В. В. Вересаев «Легенда», «Звезда» Восточная сказка

1

Различать главную мысль сказки,
Характеризовать героев, выражать свое отношение
к героям сказки.




100

Стихи русских поэтов XX века для детей

1

Анализировать стихотворение, определять точку зрения автора




101

Контрольная работа №4

Тема: «Произведения, изученные в 4 классе»

1

Формировать

навыки

самостоятельного чтения, самостоятельно работать над произведением.




102

Произведения зарубежных авторов для детей

1

Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя




103

Юмористические произведения о детях

1

Классифицировать юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора.




104

Проверь себя «Страничка книгочея»

Итоговое тестирование № 4

1

Применять умение работать самостоятельно




105

Произведения о природе. Летнее чтение

1

Определять главную мысль произведения









Содержание программы (105 ч.)

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.1

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, но истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знании и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» а т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение но текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (но сюже-1лм небольших произведений) в играх-драматизациях, играх - диалогах, театральных играх.

Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное пение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из Прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

    • Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

  • самостоятельный выбор книги на определенную тему;

  • чтение детской периодики;

  • использование справочной литературы, работа и библиотеке (школьной, городской и т. д.).

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные paссказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавим историй и т. д.);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.


Формы и средства контроля по литературному чтению

Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

  • умение выразительно читать и пересказывать текст;

  • учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе. Выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса. Количество контрольных работ по литературному чтению – 8.

Тексты контрольных работ приведены в Приложении



Перечень учебно – методических средства обучения:

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество учащихся

Необходимое количество

Фактическое

количество

% оснащённости


1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентена – Граф, 2009. – 176с.

27

1

100%

1.2

Литературное чтение. Учебник в 2 частях. / Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2011 г. («Начальная школа XXI века»)

27

27К

27

100%

1.3

Литературное чтение. Тетради №1 и №2. Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2012 г.(«Начальная школа XXI века»)

27

27К

27

100%

1.4

Литературное чтение. Учебная хрестоматия. Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2009 г. («Начальная школа XXI века»)

27

27К

27

100%

1.5

Литературное чтение. Методика для учителя. Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2006 г. («Начальная школа XXI века»)

1

1

100%

1.6

Ефросинина Л.А. Оценка знаний: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»)

1

1

100%


2. Печатные пособия

2.1

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

27

Д

-

0%

2.2

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.

27

Ф

-

0%

2.3

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

27

Д

-

0%

2.4

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения

27

Д/К



2.5

Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом)

27

1

100%


3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

3.1

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

27

Д



3.2

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

27

Д


0%

3.3

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения

27

Д


0%

3.4

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийное энциклопедическое издание. ООО «Кирилл Мефодий» 2012

27


100%


4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1

Телевизор

27

Д

-

0%


-

0%

4.2

Видеомагнитофон/ видеоплейер

27

Д

-

0%

4.3

CD / DVD-проигрыватели

27

Д

-

0%

4.4

Музыкальный центр

27

Д

-

0%

4.5

Слайд-проектор

27

Д

-

0%

4.6

Мультимедийный проектор

27

1 Д

1

100%

4.7

Экран для мультимедийного проектора

27

1 Д

1

100%

4.8

Экран для оверхед-проектора

27

Д

-

0%

4.9

Экран для слайд-проектора

27

Д

-

0%

4.10

Столик для слайд-проектора

27

Д

-

0%

4.11

Столик для оверхед-проектора

27

Д

-

0%

4.12

Столик для мультимедийного проектора

27

Д

-

0%

4.13

Мультимедийный компьютер

27

1 Д

1

100%

4.14

Оверхед-проектор

27

Д

-

0%

4.15

Сканер

27

Д

-

0%

4.16

Принтер лазерный А4

27

1 Д

1

100%

4.17

Принтер струйный цветной А4

27

Д

-

0%

4.18

Фотокамера цифровая

27

Д

-

0%

4.19

Видеокамера цифровая со штативом

27

Д

-

0%


5. ИГРЫ И ИГРУШКИ

5.1

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

27

Ф

-

0%

Примечание

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).















Приложение

Контрольная работа №1

I вариант

1.Допиши предложение.

Фольклор-это___________________________________________________________________________________


2.Отметь загадку-вопрос. Запиши отгадки.

а) Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала. _______________________

б) Что в хлебе родится, а есть не годится?_________

в) Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы рвали. _____________


3.Заполни схему.

Жанры фольклора


4.Прочитай произведения. Укажи жанры.

а) Шит колпак, пословица

Да не по - колпаковски,

Кто бы тот колпак переколпаковал?

б)Не надобен клад, коли в семье лад. дразнилка

в)Рыжий-красный – скороговорка

Человек опасный.

5.Прочитай отрывок. Допиши пропущенные слова.

Однажды над Русской землёй появилось белое облако. Оно шло по небу. А как дошло до середины, остановилось. Тут вылетела из облака молния, грянул гром, и пролился дождик. После дождика встали в небе сразу три радуги. Люди смотрели на радуги, думали: в Русской земле родился богатырь. Так и было. Родился богатырь ___________________________


6. Из какого произведения эти слова? Запиши название произведения.

Пойдем-ко мы сражаться

За матушку за родну землю,

За родну землю, за славный город Москву…

_______________________________________________________________________________________


7. Кто это сказал? Запиши полный ответ.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. – так говорил он Икару.

8. Допиши одно слово в ряд других.

Ярило, Арион, ________________________

9. Отметь заголовок русской народной сказки.

«Марья Моревна»

«Блудный сын»

«Волх Всеславович»

«Ярило-Солнце»

10. Что тебе поможет быстро найти нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответы.

фамилия автора

титульный лист

оглавление (содержание)

предисловие

Контрольная работа №1

II вариант

1.Допиши предложение.

Легенда - это___________________________________________________________________________________

2.Заполни схему.

Жанры фольклора


3. Определи тему каждой пословицы. Укажи ответы.

  1. Пчела мала, а и та работает. о дружбе

  2. На чужой стороне и весна не красна. о Родине

  3. Друзья познаются в беде. о труде

4. Отметь лишнее слово.

былина сказка потешка рассказ пословица

5. Отметь лишнее имя героя произведения.

Илья Муромец Святогор Марья Моревна Добрыня Никитич Волх Всеславович

6. Прочитай произведения. Укажи жанры.

а) Ссора, ссора всех поссорит пословица

Перессорит, выссорит.

б)Хлебушко – калачу дедушка. дразнилка

в)Как по речке, по реке скороговорка

Ехал рыжий на быке.


7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

В сказках бывает присказка, а в баснях ________________ .

заголовок герои абзацы мораль текст

8. Допиши предложение.

Сказка, пословица, потешка, былина – это произведения ___________________________________________


9. Отметь имя героя древнегреческого мифа.

Яма Ярило Брахма Икар

10. Что является элементом (частью) книги? Отметь ответ:

сказка ми легенда оглавление (содержание) шутка



















Контрольная работа №2

I вариант

1. Допиши предложение.

Метафора — это______________________________________________

2. Заполни схему.

Жанры произведений

М.Ю. Лермонтова







3. Из какого произведения отрывок? Запиши полный ответ.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе — на земле

Жил старик в одном селе.


4. Прочитай строфу из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Укажи рифмующиеся слова. Подчеркни эпитеты.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..


5. Дополни предложение.

Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Ершова —___________________________________________

6. Выбери слово, которым можно дополнить предложение.

И.И.Хемницер и И.А.Крылов – это ____________________________.

сказочники

поэты

баснописцы

летописцы

7. Кроссворд «Авторы изученных произведений».





1




2




























3











4














5














6







7























  1. Русский баснописец.

  2. Автор сказки «Лягушка-путешественница».

  3. Автор сказки «Ашик-Кериб».

  4. Автор «Сказки о золотом петушке».

  5. Русский поэт, написавший сказку «Спящая царевна».

  6. Автор сказки «Конёк-Горбунок».

  7. Зарубежный сказочник и поэт



Контрольная работа №2

II вариант

1. Допиши предложение.

Сказание (легенда) – это ___________________________________________________

______________________________________________________________

Писатели - сказочники

2. Заполни схему:







3. О каком герое так говорится в сказке П.П. Ершова? Запиши полный ответ.

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.



4. Прочитай стихотворение. Подчеркни эпитеты. Запиши название произведения.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне. _________________________________________________________


5. Кто автор «Записок о Пушкине»? Запиши ответ


6. Прочитай строфу из стихотворения М.Ю. Лермонтова. Как она называется? Укажи ответ.

двустишие


Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

пятистишие


Что ищет он в стране далёкой? ^^^^^^

Что кинул он в краю родном?.. четверостишие






1




2




























3











4














5














6







7

















7. Кроссворд «Авторы изученных произведений».



  1. Русский баснописец.

  2. Автор сказки «Лягушка-путешественница».

  3. Автор сказки «Ашик-Кериб».

  4. Автор «Сказки о золотом петушке».

  5. Русский поэт, написавший сказку «Спящая царевна».

  6. Автор сказки «Конёк-Горбунок».

  7. Зарубежный сказочник и поэт


Контрольная работа №3

I вариант

1. Заполни схему «Произведения Л.Н. Толстого»







2. Прочитай строфу из стихотворения Х.К. Андерсена

«Дети года». Укажи её вид.

Ноябрь трубит в волшебный рог, трёхстишие

И в бурю вихрь нас валит с ног. двустишие

четверостишие


3. Прочитай диалог. Запиши имена героев.

Позади послышался лёгкий шорох. Она оглянулась и в ту же секунду схватила за край куртки мальчишку, который собирался улизнуть.

  • Ну конечно! И как это я могла забыть про чулан! Что ты там делал?

  • Ничего.

  • Ничего! Погляди на свои руки. И погляди на свой рот. Чем это ты выпачкал губы?

  • Не знаю, тётя!

  • А я знаю. Это — варенье, вот что это такое...

_________________________________________________________________________________________


4. Отметь лишнюю фамилию в ряду. Объясни свой выбор.

М. Твен

А.С. Пушкин

Н.А. Некрасов

И.А. Крылов

М.Ю. Лермонтов ____________________________________________________________________

5. Запиши настоящие имя и фамилию американского писателя Марка Твена.

_____________________________________________


__________________________________________________________________________________

6. Подчеркни заголовок сказки Х.К. Андерсена

«Самое невероятное»

«Конёк-Горбунок»

«Спящая царевна»

7. Допиши предложение.

Имя и отчество Жуковского — Василий Андреевич, а Лермонтова - ________________________________

8. Соедини фамилии авторов с их именами и отчествами

Блок Лев Николаевич

Толстой Самуил Яковлевич

Маршак Иван Алексеевич

Бунин Александр Александрович

9. Заполни схему «Русские поэты»


Русские поэты








Контрольная работа №3

II вариант

1. Из какого произведения строфа? Укажи ответ.

Опять, как в годы золотые, К.Д. Бальмонт. «Россия»

Три стёртых треплются шлей, И.А. Бунин «Детство»

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи... А.А. Блок. «Россия»



2. Прочитай строфу. Укажи и фамилию автора стихотворения.

двустишие

четверостишие

трехстишие


Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

И.А. Бунин

К.Д. Бальмонт

А.А. Блок



3. Прочитай строфу. Соедини рифмующиеся строки. Запиши название произведения.

Опушит нам окна наши

В детской и везде.

Загорятся звёзды краше,

Лёд прильнёт к воде.

4. Отметь лишнюю фамилию в ряду. Объясни свой выбор.

М. Твен

А.С. Пушкин

Н.А. Некрасов

И.А. Крылов

М.Ю. Лермонтов ____________________________________________________________________

5. Запиши настоящие имя и фамилию американского писателя Марка Твена.

_____________________________________________


__________________________________________________________________________________


6. Запиши фамилию, имя и отчество автора рассказа-были «Кавказский пленник».

___________________________________________________________________________________

7. Подчеркни заголовок сказки Л.Н. Толстого

«Самое невероятное»

«Два брата»

«Спящая царевна»

8. Зачеркни лишнее слово в ряду.

повесть, рассказ, стихотворение, былина, басня


9. Заполни схему «Русские поэты»


Русские поэты













Контрольная работа №4 ( т. «Литературное чтение» №2)

1. Соотнесите фамилию автора и его произведение. Поставьте нужную цифру рядом с названием.

1) Рубцов Н.М. «Родина»

2) Михалков С.В. «Фея Фантаста»

3) Носов Н.Н. «Сказки Пушкина»

4) Гамазкова И.Л. «Зеркало»

5) Соколов-Микитов И.С. «Березы»

6) Куприн А.И. «Гулливер в стране лилипутов»

7) Шер Н.С. «Страдания»

8) Вагнер Н.П. «Картины-сказки»

9) Свифт Д. «Федина задача»


2. Соотнесите стрелками название произведения с жанром.

1) «Федина задача» стихотворение

2) «Хижина дяди Тома» рассказ

3) «Зеркало» очерк

4) «Как старик корову продавал» басня

5) «Любимая мать-отчизна» сказка

6) «Ель»

7) «Береза»

8) «Чужая беда»

3. Дайте определения следующим понятиям:

Юмор – это _______________________________________________________________


Очерк – это ________________________________________________________________


Басня – это ________________________________________________________________________________


Приключения – это __________________________________________________________________________


4. Расположите пункты плана, составленные по первой главе произведения Джонатана Свифта «Гулливер в стране лилипутов», в правильной последовательности:

1) учение на врача;

2) новое путешествие;

3) любимые занятия Гулливера;

4) знакомство с Гулливером и его семьей;

5) первые путешествия.


5. Определите, из какого произведения взяты отрывки. Напишите название произведения, фамилию и имя автора.


1) А кругом нее шумели старые дубы, цвели белым цветом и сладко благоухали раскидистые большие липы, зазеленели зелеными иглами яркие бархатные пихты, круглились иглистыми шапками красивые сосны и постоянно дрожали как будто от страха всеми своими серо-зелеными листочками горькие, траурные осины.


2) Но, кроме этих сказок, художник создал еще много других картин-сказок. Он написал трогательную и поэтическую картину об Аленушке. Сидит девочка Аленушка на камне у глубокого омута, печально склонила голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась. О чем?


3) - Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.


4) Врачебное дело пригодилось ему: кончив учение, он поступил корабельным врачом на судно «Ласточка» и плавал на нем три с половиной года. А потом на большом корабле «Добрая Надежда» совершил несколько путешествий в Восточную и Западную Индию.


6. Сравните сказки Н.П.Вагнера «Береза» и Х.-К. Андерсена «Ель» по таблице:

Что сравнивается

Н.П.Вагнер «Береза»

Х.-К. Андерсен «Ель»

Герои




Мечты




Главная мысль




Позиция автора






























Тест №1

I вариант

1. Отметь жанр фольклора.

рассказ

  • басня

  • былина

  • стихотворение

2.Отметь заголовок русской народной сказки.

«Марья Моревна»

«Волх Всеславович»

«Ярило-Солнце»

3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ярило — герой ... мифа.

  • древнегреческого

  • славянского

  • древнеиндийского

  • африканского

4. Отметь фамилию автора басни «Квартет».

  • И.И. Хемницер

  • Эзоп

  • Л.Н. Толстой

  • А.Е. Измайлов

  • И.А. Крылов

5. Что такое мораль? Отметь ответ.

правило □ установка

нравоучение

закон

присказка

6. Отметь лишнее слово.

  • былина

  • сказка

  • потешка

  • рассказ

  • пословица

7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

И.И. Хемницер и И.А. Крылов — это ...

сказочники

  • поэты

  • баснописцы

  • летописцы

8. Кто автор баллады «Светлана»? Отметь ответ.

  • И.А. Крылов

  • Л.Н. Толстой

  • А.С. Пушкин

  • А.Е. Измайлов

  • В.А. Жуковский

9. Допиши одно слово в ряд других.

Арион, Ярило, Брахма, Яма,

10. Что тебе поможет быстро найти нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответы.

фамилия автора

титульный лист

оглавление (содержание)

предисловие



II вариант

1. Отметь фамилию русского баснописца.

Л.Н. Толстой

Н.А. Некрасов

  • И.И. Хемницер

  • А.А. Блок

С.А. Есенин

2. Отметь заголовок героической песни.

«Берёзонька»

«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

«Марья Моревна»

«Святогор»

«Волх Всеславович»

3. Допиши предложение.

Сказку «Спящая царевна» написал В.А. Жуковский, а «Сказку о золотом петушке» ____________________________________________

4. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? Отметь ответ.

И.А. Крылов ___

Л.Н. Толстой

И.И.Хемницер □ А.Е. Измайлов

5. Отметь лишнее имя героя произведения.

Илья Муромец

Святогор

Марья Моревна

Добрыня Никитич

Волх Всеславович

6. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

В сказках бывает присказка, а в баснях ...

заголовок

герои

абзацы

мораль

текст

7. Допиши предложение.

Сказка, пословица, потешка, былина — это произведения _______________________________________

8.Отметь имя героя «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина.

царь Салтан

князь Гвидон

царь Дадон

царь Матвей

царь Берендей

9. Допиши одно слово в ряд других.

И.А. Крылов, Л.Н. Толстой, И.И. Хемницер, И.И.

10.Что является элементом (частью) книги? Отметь ответ.

сказка

миф

легенда

оглавление (содержание)

шутка









Тест №2

I вариант

1. Прочитай. Отметь загадку-вопрос.

  • Не надобен клад, коли в семье лад.

  • Что милее всего на свете?

  • Пятеро волов одной сохой пашут.

2. Отметь заголовки стихотворений М.Ю. Лермонтова.

«Парус»

«Утёс»

«Зимняя дорога»

«Осень»

3. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.


Ночь настала;

месяц всходит;

Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом:

Звёзды на небе считает

Да краюшку уплетает.



  • из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

  • из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

  • из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина


4. Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!»

  • В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

  • М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

  • В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

5. Какое произведение начинается словами «Давно тому назад...»? Отметь ответ.

  • М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

  • Х.К. Андерсен. «Самое невероятное»

  • И.И. Хемницер. «Друзья»

6. Отметь жанр фольклора.

  • рассказ

  • сказка

  • басня

7. Прочитай. Кто автор произведения? Отметь ответ.

Октябрь хандрит: он зол и хмур,

Что лето кратко чересчур.

  • А.С. Пушкин

  • М.Ю. Лермонтов

  • Х.К. Андерсен

8. Отметь имя и отчество Гаршина.

  • Пётр Павлович

  • Всеволод Михайлович

  • Николай Георгиевич

9. Как называется переносное значение слова, указывающее на сходство и различия предметов? Отметь ответ.

  • аллегория

  • мораль

  • эпитет

  • метафора

  • ирония

10. Что поможет тебе быстро найти нужное произведение в книге - сборнике? Отметь ответ.

  • титульный лист

  • иллюстрация

  • обложка

  • предисловие

  • оглавление (содержание)

Тест №2

II вариант

1. Отметь фамилию баснописца.

  • П.П. Ершов

  • И.А. Крылов

  • В.М. Гаршин

2. Отметь заголовок басни И.И. Хемницера.

  • «Стрекоза и Муравей»

  • «Стрекоза и муравьи»

  • «Стрекоза»

3. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить своё лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

из «Сказки о жабе и розе» В.М. Гаршина

из сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского

из сказки «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина

4. Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

И произведение искусства исчезло, но свечи в церкви превратились в большие светящиеся цветы; золотые звёзды, рассыпанные по потолку, засияли; орган заиграл сам собою. И все сказали, что вот это-то и есть «самое невероятное»!

  • А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»

  • Х.К. Андерсен. «Самое невероятное»

  • М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

5. Из какого произведения строки? Отметь ответ.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

В.А. Жуковский. «Вечер»

  • А.С. Пушкин. «Зимняя дорога»

  • М.Ю. Лермонтов. «Парус»

6. Отметь жанры фольклора.

  • рассказ

  • пословица

  • легенда

7. Прочитай строфу. Кто автор произведения? Отметь ответ.


Но отец твой старый воин,

Закалён в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.


  • И.А. Крылов

  • М.Ю. Лермонтов

  • В.А. Жуковский


8. Отметь имя и отчество Ершова.

Василий Андреевич

  • Михаил Юрьевич

  • Пётр Павлович

9*. Как называется художественное определение? Отметь ответ.

ирония

  • аллегория

  • метафора

  • эпитет

  • сравнение

10. В каком словаре можно найти значение слова? Отметь ответ.

  • в орфографическом

  • в толковом

  • в энциклопедическом

Тест №3

I вариант

1. Отметь жанры произведений Л.Н. Толстого.

сказка

рассказ

  • басня

  • стихотворение

быль

2. Отметь фамилию поэта.

  • А.П. Чехов

  • Л.Н. Толстой

И.А. Бунин

  • А.П. Платонов

  • Д.Н. Мамин-Сибиряк

3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А. Есенин, К.Д. Бальмонт — русские ...

летописцы

поэты

  • баснописцы

  • сказители

4. Отметь имя и отчество Бунина.

Александр Александрович

Сергей Александрович

Александр Сергеевич

Иван Алексеевич

Самуил Яковлевич

5. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

И.А. Бунин

А.А. Блок

Л.Н. Толстой

Н.А. Некрасов

Ш. Перро

6. Кто автор рассказа «Вертел»? Отметь ответ.

  • Л.Н. Толстой

  • Д.Н. Мамин-Сибиряк

  • К.М. Станюкович

  • В.М. Гаршин

  • А.П. Чехов

7. Допиши одно слово в ряд других. Обложка, заголовок, титульный лист, иллюстрация,

8. Кто автор стихотворения «Золотая рыбка»? Отметь ответ.

С.А. Есенин

  • А.А. Блок

  • Н.А. Некрасов

  • И.А. Бунин

  • К.Д. Бальмонт

9. Отметь заголовки произведений С.Я. Маршака.

«Зелёная застава

«Подснежник»

  • «Снежинка»

  • «Детство»

«Словарь»

10. Допиши одну фамилию в ряд других.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, С.Я.Маршак, _______________________________________




II вариант

1. Отметь жанры произведений С.Я. Маршака.

  • рассказ

  • стихотворение

  • басня

  • былина

загадка

2. Отметь заголовки произведений В.В. Вересаева.

  • «Россия» '

  • «Легенда»

  • «Детство»

  • «Листопад»

  • «Звезда»

3. Допиши предложение.

Адеил — герой

4. Отметь лишнее слово.

  • рассказ

  • сказка

  • легенда

  • былина

  • переплёт

5. Кто автор восточной сказки «Звезда»? Отметь ответ.

А.А. Блок

М.Ю. Лермонтов

К.Д. Бальмонт

В.В. Вересаев

А.П. Чехов

6. Закончи предложение, отметив ответ.Бунина зовут Иван Алексеевич, а Платонова —

Иван Сергеевич

  • Антон Павлович

  • Лев Николаевич

  • Дмитрий Наркисович

  • Андрей Платонович

7. Что может помочь тебе быстро выбрать нужную книгу в библиотеке? Отметь ответы.

  • название книги

  • цвет обложки

  • переплёт

объём книги

каталог

8. Запиши одно слово в ряд других.

Сказка, рассказ, стихотворение, басня, ___________

9. Отметь заголовки стихотворений К.Д. Бальмонта.

  • «Детство»

  • «Русский язык»

  • «Россия»

  • «Словарь»

  • «Снежинка»

10. Героем какого произведения является профессор?Отметь ответ.

рассказа А.П. Чехова

  • сказки В.В. Вересаева

  • пьесы-сказки С.Я. Маршака





Тест №4

I вариант

1. Определи жанр произведения СВ. Михалкова «Чужая беда». Отметь ответ.

  • рассказ

  • сказка

  • басня

  • стихотворение

  • баллада

2. Прочитай строфу из стихотворения. Отметь фамилию автора.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

  • Н.А. Заболоцкий

  • СВ. Михалков

  • И.А. Бунин

  • Н.М. Рубцов

  • А.А. Блок

3. Кто автор очерка «Родина»? Отметь ответ.

  • Н.Н. Носов

  • А.И. Куприн

  • И.С. Соколов-Микитов

  • В.М. Песков

  • М.А. Шолохов

4. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

«Вот как хорошо теперь видно! — думает берёза. — Синие светлые горы. Там должно быть очень тепло. А перед ними море, над ним летают белые птицы. Вон луг, такой зелёный, бархатный».

  • В.В. Вересаев. «Легенда»

  • А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»

  • Н.П. Вагнер. «Берёза»

  • В.П. Катаев. «Сын полка»

  • М.А. Шолохов. «Любимая мать-отчизна»

5. Укажи рифмующиеся строки. Какая рифма в строфе? Отметь ответ.

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка —

Высокая лебедь плывет.

перекрёстная

парная (смежная)

охватывающая (охватная)

6. Как называли Гулливера в Лилипутии? Отметь ответ.

  • Большой человек

  • Путешественник

  • Пришелец

  • Человек-Гора

  • Корабельный врач

7*. Отметь настоящее имя Гулливера,

Лемюэль

  • Джоэль

  • Джонатан

  • Джонни

  • Джон

8. Кто из зарубежных писателей написал книгу «Путешествие Гулливера»? Отметь ответ.

  • Джонатан Свифт D Марк Твен

  • Джек (Джэк) Лондон

  • Виктор Гюго

  • Ханс Кристан Андерсен

9. Отметь имя и отчество автора повести «Сын полка».

  • Валентин Иванович

  • Алексей Максимович

  • Сергей Владимирович

  • Валентин Петрович

  • Николай Николаевич

10. Что является элементом (частью) книги? Отметь ответ.

каталог

  • титульный лист

  • писатель

  • библиотека

  • цвет обложки
















Тест № 4

II вариант

1. Отметь названия книг о приключениях.

  • Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

  • Н.П. Вагнер. «Фея Фантаста»

  • В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

  • М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

  • СВ. Михалков. «Как старик корову продавал»

2. Прочитай отрывок. Кто автор произведения? Отметь ответ.

И пролетела буря.

Мало-помалу затих ветер. Настала тишина, проглянуло солнце.

Берёза лежала сломанная, изуродованная. Её листики трепетали. Она ещё была полна жизни, но должна была умереть, потому что буря оторвала её от родной земли, которая её поддерживала и питала.

  • А.П. Платонов

  • И.С. Соколов-Микитов

  • Н.М. Рубцов

  • Н.П. Вагнер

  • В.М. Гаршин

3. Отметь заголовок очерка СВ. Михалкова.

  • «Слово о Крылове»

  • «О книге Дж. Свифта»

  • «В гостях у Сетон-Томпсона»

  • «О стихах Джона Чиарди»

  • «Николай Алексеевич Некрасов»

4. Отметь название строфы.

И, наверно, наклоняется

В наши древние леса

И невольно улыбается

На лесные чудеса.

пятистишие

четверостишие

  • двустишие

  • восьмистишие

  • трёхстишие

5. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

...Солдат вывел лошадей на улицу через ворота и поставил их перед калиткой. Офицер подошёл к лошади, но, прежде чем на неё сесть, весело потрепал её по крепкой атласной шее и дал ей кусочек сахару...

Дяденька! — услышал он вдруг чей-то голос.

Он повернулся и увидел Ваню, который стоял перед ним, вытянув руки по швам, и не мигая смотрел синими глазами.

  • Н.Н. Носов. «Федина задача»

  • В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным»

  • В.П. Катаев. «Сын полка»

  • Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»

  • В.В. Вересаев. «Звезда»

6. О ком или о чём очерк Н.С. Шер «Картины-сказки»? Отметь ответ.

  • о подвиге человека

  • о Родине

  • о природе

  • о художнике и его творчестве

  • о правах человека

7. Определи жанр произведения Н.Н. Носова «Федина задача». Отметь ответ.

  • исторический рассказ

  • юмористический рассказ

  • научно-познавательный рассказ

8. Отметь имя героя произведения Дж. Свифта.

  • Джек

  • Джоэль

  • Лемюэль

  • Тонни

  • Скайф

9. Отметь фамилию современного поэта и баснописца.

  • Н.М. Рубцов

  • С.А. Есенин

  • И.А. Крылов

  • СВ. Михалков

  • И.А. Бунин

10. Какой элемент (часть) книги поможет определить фамилию автора?

  • цвет переплёта

  • количество страниц

  • титульный лист

  • оглавление (содержание)

  • иллюстрации








1

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров