Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель м/о учителей начальных классов Р.А.Сафонова Протокол № 5 от «29»июня 2012 г. |
«Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР МОУ «Майская гимназия» Шукшина Л.С. «29»июня 2012 г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «Майская гимназия» Манохин А.Н. Приказ № от « » августа 2012 г. |
Рабочая программа
Дубровиной Натальи Валерьевны
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
4 «б» класс
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;
- авторской программы создана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской
Цель:
-
формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека
Задачи:
-
осознание искусства как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины;
-
развитие воображения, творческого мышления учащихся;
-
развитие у учащихся интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний.
Учебно – методический комплект
Искусство вокруг нас: Учеб. для 4 кл. нач. шк ./Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских и др.; Под. Ред.Б.М. Неменского,- 7-е изд.-М. : Просвещение, 2005.
Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства.
Изобразительное искусство.4 класс: поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских (под ред.Б. М. Неменского) /авт.-сост.С. Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель,2005.
Количество учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 35 недель (1час, 1 учебный час в неделю).
Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения программы учащиеся:
-
осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
-
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
-
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
-
осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
-
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
-
учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
-
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
-
обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
-
обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-
обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
-
приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
-
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Изобразительное искусство
35 часов (1 час в неделю)
№ п/п |
Количество часов |
Тема урока |
Вид деятельности |
Характеристика основной деятельности ученика |
Плановые сроки прохождения |
Примечания |
||
По плану |
Фактически |
|||||||
I четверть Истоки родного искусства |
||||||||
1 |
1 |
Какого цвета Родина? Осенний вернисаж |
Рисование по памяти и представлению |
Изображать пейзаж по памяти и представлению |
01.09 |
|
|
|
2 |
1 |
Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года |
Художественные работы в технике бумажной пластики |
08.09 |
|
|
||
3 |
1 |
Гармония жилья с природой |
Изображение русской избы |
Выявлять особенности устройства русской избы, элементы украшения избы |
15.09 |
|
|
|
4 |
1 |
Деревня – деревянный мир |
Коллективная работа |
Создавать образ русской деревни |
22.09 |
|
|
|
5 |
1 |
Образ русского человека (женский образ) |
Тематическое рисование |
Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Уметь создавать женский народный образ |
29.09 |
|
|
|
6. |
1 |
Образ русского человека (мужской образ) |
Тематическое рисование |
Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Создавать мужской народный образ |
06.10 |
|
|
|
7 |
1 |
Воспевание труда в искусстве |
Тематическое рисование |
Анализировать характер сельского труда, образы, связанные с ним. Изображать сельский труд |
13.10 |
|
|
|
8 |
1 |
Народные праздники |
Коллективная работа |
Получать знания о традициях и обычаях народных праздников |
20.10 |
|
|
|
9 |
1 |
Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» |
Декоративно-творческое конструирование |
Составлять тематический натюрморт, красками передавать осенний натюрморт |
03.11 |
|
|
|
II четверть Древние города нашей земли |
||||||||
10 |
1 |
Древнерусский город-крепость |
Работа над образом древнерусского города |
Выявлять особенности о том, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Изображать крепостные башни, ворота |
10.11 |
|
|
|
11 |
1 |
Древние соборы |
Изображение древнерусского каменного храма (коллективная работа) |
Применять особенности соборной архитектуры, Соблюдать пропорции соборов. Объяснять, почему собор является смысловым центром города |
17.11 |
|
|
|
12. |
1 |
Древний город и его жители |
Изображение древнерусского города и его жителей |
Воображать организацию внутреннего пространства Кремля. Моделировать жилое наполнение города |
24.11 |
|
|
|
13 |
1 |
Древнерусские воины- защитники |
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины |
Выявлять, как жили князья, как одевались. Изображать древнерусских воинов |
01.12 |
|
|
|
14 |
1 |
Города Русской земли. Золотое кольцо России |
Беседа-путешествие. Знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов России |
Создавать образы старинных русских городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Находить отличия в художественных образах этих городов |
08.12 |
|
|
|
15. |
1 |
Узорочье теремов |
Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего урока |
Создавать образ теремной архитектуры (теремной дворец Московского Кремля). Изображать столбы, сводчатые потолки, расписные интерьеры, изразцы |
15.12 |
|
|
|
16 |
1 |
Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» |
Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» |
Выявлять стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» |
22.12 |
|
|
|
III четверть Каждый народ – художник |
||||||||
17 |
1 |
Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек |
Изображение японского пейзажа с включением архитектуры |
Различать отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, лёгкость, грация, ирония. Изображать природу через детали (ветки, трава, цветы, бабочки и т. д.). |
12.01 |
|
|
|
18 |
1 |
Отношение к красоте природы в японской культуре |
Тематическое рисование |
19.01 |
|
|
||
19 |
1 |
Образ человека, характер одежды в японской культуре |
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) |
Выявлять особенности национальной одежды Японии. Отличать японское искусство от искусства других народов |
26.01 |
|
|
|
20 |
1 |
Искусство народов гор и степей |
Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств |
Различать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить и творить искусство в разных природных условиях |
02.02 |
|
|
|
21. |
1 |
Образ художественной культуры Средней Азии |
Работа над образом древнего среднеазиатского города (аппликация) |
Знакомиться с архитектурой Средней Азии, названием зданий. Изображать в технике аппликации строение зданий |
09.02 |
|
|
|
22 |
1 |
Образ красоты древнегреческого человека |
Рисование по памяти и представлению |
Знакомиться со своеобразием культуры Древней Греции. Изображать древнегреческие здания |
|
|
|
|
23 |
1 |
Древнегреческая архитектура |
Изображение греческих храмов |
|
|
|
||
24 |
1 |
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции |
Изображение фигур в движении |
Понимать красоту человеческого тела. Создавать мифы Древней Греции |
|
|
|
|
25. |
1 |
Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура |
Готический образ средневековья. «Праздник цехов» |
Получать знания об образе готического храма. Витражи. Изображать средневековые готические костюмы |
|
|
|
|
26 |
1 |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ – художник» |
Подготовка к выставке работ учащихся |
Применять общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Различать образы городов, анализировать эти отличия |
|
|
|
|
IV четверть Искусство объединяет народы |
||||||||
27 |
1 |
Все народы воспевают материнство |
Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу |
Моделировать в искусстве всех народов тему воспевания матери. Рисовать портрет мамы |
|
|
|
|
28 |
1 |
Все народы воспевают мудрость старости |
Изображение любимого пожилого человека |
Рассуждать и доказывать, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки. Изображать любимого человека |
|
|
|
|
29 |
1 |
Сопереживание – великая тема искусства |
Рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором |
Объяснять, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Выполнять рисунок с драматическим сюжетом |
|
|
|
|
30, 31 |
2 |
Герои, борцы и защитники |
Эскиз памятника герою |
Создавать композицию, самостоятельно подбирать её сюжет |
|
|
|
|
32 |
1 |
Юность и надежды |
Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях |
Сопоставлять воплощение темы детства и юности в искусстве всех народов. Изображать радость детства с помощью коллективного коллажа |
|
|
|
|
33 |
1 |
Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» |
Итоговая выставка работ учащихся |
Сопоставлять разные виды искусства. Анализировать деятельность учащихся. |
|
|
|
|
34 |
1 |
Праздник искусства «Здравствуй, лето!» |
Игровые формы |
Применять знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека. |
|
|
|
|
35 |
1 |
Обобщающий урок |
|
|
|
|
|
Содержание программы
Тема 1. Истоки искусств твоего народа (8 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы. Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Деревня – деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Образ красоты человека. Изображение женских и мужских народных образов.
Тема 2. Древние города твоей земли (7 ч)
Каждый город особенный. Древнерусский город – крепость. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Древние соборы. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие. Древние города Русской земли (Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие). Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты. Праздничный пир в теремных палатах
Тема 3. Каждый народ – художник (11 ч)
"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. (можно взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии).
Тема 4. Искусство объединяет народы (8 ч)
При любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Сопереживание – великая тема искусства. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Герои, борцы и защитники. Все народы воспевают своих героев. Эскиз памятника герою по выбору ребенка. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях.
Формы контроля знаний, умений, навыков
(текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
Учебно – методические средства обучения:
№ п/п |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество учащихся |
Необходимое количество |
Фактическое количество |
% оснащённости |
1 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||
|
Основная литература |
|
|
|
|
1.1 |
|
27 |
1Д |
1 |
100 |
1.2 |
Искусство вокруг нас: Учеб. для 4 кл. нач. шк ./Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских и др.; Под. Ред.Б.М. Неменского,- 7-е изд.-М. : Просвещение, 2005. |
27 |
27К |
1 |
|
1.3 |
Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства. Изобразительное искусство.4 класс: поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских (под ред.Б. М. Неменского) /авт.-сост.С. Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель,2005. |
27 |
1Д |
1 |
100 |
1.4 |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства |
27 |
1Д |
1 |
100 |
1.5 |
Предметные журналы |
27 |
1Д |
- |
0 |
1.6 |
Энциклопедии по искусству |
27 |
1Д |
- |
0 |
1.7 |
Альбомы по искусству |
27 |
1Д |
- |
0 |
1.8 |
Книги о искусству (о художниках, художественных музеях) Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры |
27 |
1Д |
- |
0 |
2 |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
||||
2.1 |
Портреты русских и зарубежных художников |
27 |
1Д |
- |
0 |
2.2 |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента |
27 |
1Д |
- |
0 |
2.3 |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта |
27 |
1Д |
- |
0 |
2.4 |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
27 |
1Д |
- |
0 |
2.5 |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
27 |
1Д |
- |
0 |
2.6 |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте |
27 |
1Д |
- |
0 |
3 |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
||||
3.1 |
Мольберты |
27 |
27К |
- |
0 |
3.2 |
Настольные скульптурные станки |
27 |
27К |
- |
0 |
3.3 |
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений |
27 |
27К |
- |
0 |
3.4 |
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ. |
27 |
27К |
27 |
100 |
4 |
НАТУРНЫЙ ФОНД |
||||
4.1 |
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.2 |
Гербарии |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.3 |
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.4 |
Гипсовые геометрические тела |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.5 |
Модуль фигуры человека |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.6 |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.7 |
Драпировки |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.8 |
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) |
27 |
1Д |
- |
0 |
4.9 |
Подставки для натуры |
27 |
1Д |
- |
0 |
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО