В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»


Руководитель м/о учителей

начальных классов

Р.А.Сафонова


Протокол № 5

от «29»июня 2012 г.


«Согласовано»


Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

Шукшина Л.С.


«29»июня 2012 г.


«Утверждаю»


Директор

МОУ «Майская гимназия»

Манохин А.Н.


Приказ №

от « » августа 2012 г.





Рабочая программа

Дубровиной Натальи Валерьевны


по учебному предмету «Изобразительное искусство»

4 «б» класс

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;

- авторской программы создана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской

Цель:

  • формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека

Задачи:

  • осознание искусства как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины;

  • развитие воображения, творческого мышления учащихся;

  • развитие у учащихся интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний.




Учебно – методический комплект

Искусство вокруг нас: Учеб. для 4 кл. нач. шк ./Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских и др.; Под. Ред.Б.М. Неменского,- 7-е изд.-М. : Просвещение, 2005.

Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства.

Изобразительное искусство.4 класс: поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских (под ред.Б. М. Неменского) /авт.-сост.С. Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель,2005.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 35 недель (1час, 1 учебный час в неделю).

Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.


Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ









Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения программы учащиеся:

  1. осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  2. приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  3. развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

  4. развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  5. осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

  6. приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

  7. учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

  8. овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  9. обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

  10. обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  11. обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  12. приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

  13. приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.



Изобразительное искусство

35 часов (1 час в неделю)

п/п

Количество часов

Тема

урока

Вид деятельности


Характеристика

основной деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Примечания

По плану

Фактически

I четверть

Истоки родного искусства

1

1

Какого цвета Родина?

Осенний вернисаж

Рисование по памяти и представлению

Изображать пейзаж по памяти и представлению

01.09



2

1

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года

Художественные работы

в технике бумажной пластики

08.09



3

1

Гармония жилья с природой

Изображение русской избы

Выявлять особенности устройства русской избы, элементы

украшения избы

15.09



4

1

Деревня – деревянный мир


Коллективная работа

Создавать образ русской деревни


22.09



5

1

Образ русского человека (женский образ)


Тематическое рисование

Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде.

Уметь создавать женский народный образ

29.09



6.

1

Образ русского человека (мужской образ)


Тематическое рисование

Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде.

Создавать мужской народный образ

06.10



7

1

Воспевание труда в искусстве

Тематическое рисование

Анализировать характер сельского труда, образы, связанные с ним.

Изображать сельский труд

13.10



8

1

Народные праздники


Коллективная работа

Получать знания о традициях и обычаях народных праздников

20.10



9

1

Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

Декоративно-творческое конструирование

Составлять тематический натюрморт,

красками передавать осенний натюрморт

03.11



II четверть

Древние города нашей земли

10

1

Древнерусский город-крепость


Работа над образом древнерусского города

Выявлять особенности о том, как выбиралось место для постройки

крепостной стены, башни, ворот.

Изображать крепостные башни, ворота

10.11



11

1

Древние соборы


Изображение древнерусского каменного храма

(коллективная работа)

Применять особенности соборной архитектуры,

Соблюдать пропорции соборов.

Объяснять, почему собор является смысловым центром города

17.11



12.

1

Древний город и его жители


Изображение древнерусского города и его жителей

Воображать организацию внутреннего пространства Кремля.

Моделировать жилое наполнение города

24.11



13

1

Древнерусские воины-

защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины

Выявлять, как жили князья, как одевались.

Изображать древнерусских воинов

01.12



14

1

Города Русской земли.

Золотое кольцо России

Беседа-путешествие. Знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов России

Создавать образы старинных русских городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Находить отличия в художественных образах этих городов

08.12



15.

1

Узорочье теремов


Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего урока

Создавать образ теремной архитектуры (теремной дворец Московского Кремля).

Изображать столбы, сводчатые потолки, расписные интерьеры, изразцы

15.12



16

1

Праздничный пир в теремных

палатах.

Обобщение по теме «Древние города нашей земли»

Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир»

Выявлять стилистическое единство архитектуры и костюмов людей.

Создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

22.12



III четверть

Каждый народ – художник

17

1

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек

Изображение японского пейзажа с включением архитектуры

Различать отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, лёгкость, грация, ирония.

Изображать природу через детали (ветки, трава, цветы, бабочки и т. д.).

12.01



18

1

Отношение к красоте природы в японской культуре

Тематическое рисование

19.01



19

1

Образ человека, характер одежды в японской культуре

Изображение японок

в национальной одежде (кимоно)

Выявлять особенности национальной одежды Японии.

Отличать японское искусство

от искусства других народов

26.01



20

1

Искусство народов гор и степей

Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств

Различать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить и творить искусство в разных природных условиях

02.02



21.


1

Образ художественной культуры Средней Азии

Работа над образом древнего среднеазиатского города (аппликация)

Знакомиться с архитектурой Средней Азии, названием зданий.

Изображать в технике аппликации строение зданий

09.02



22

1

Образ красоты древнегреческого человека

Рисование по памяти и представлению

Знакомиться со своеобразием культуры Древней Греции.

Изображать древнегреческие здания




23


1

Древнегреческая архитектура


Изображение греческих храмов




24

1

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции

Изображение фигур

в движении

Понимать красоту человеческого тела.

Создавать мифы Древней Греции




25.

1

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура

Готический образ средневековья.

«Праздник цехов»

Получать знания об образе готического храма. Витражи.

Изображать средневековые готические костюмы




26

1

Многообразие художественных культур

в мире. Обобщение по теме «Каждый народ – художник»

Подготовка к выставке работ учащихся

Применять общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Различать образы городов, анализировать эти отличия




IV четверть

Искусство объединяет народы

27

1

Все народы воспевают

материнство

Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу

Моделировать в искусстве всех народов тему воспевания матери.

Рисовать портрет мамы




28

1

Все народы воспевают мудрость старости

Изображение любимого пожилого человека

Рассуждать и доказывать, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки.

Изображать любимого человека




29

1

Сопереживание – великая тема

искусства


Рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором

Объяснять, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека.

Выполнять рисунок с драматическим сюжетом




30, 31

2

Герои, борцы и защитники


Эскиз памятника герою

Создавать композицию, самостоятельно подбирать её сюжет




32

1

Юность и надежды


Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях

Сопоставлять воплощение темы детства и юности в искусстве всех народов.

Изображать радость детства

с помощью коллективного коллажа




33

1

Искусство народов мира.

Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»

Итоговая выставка работ учащихся

Сопоставлять разные виды искусства.

Анализировать деятельность учащихся.




34

1

Праздник искусства «Здравствуй, лето!»

Игровые формы

Применять знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.





35

1

Обобщающий урок









Содержание программы

Тема 1. Истоки искусств твоего народа (8 ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы. Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Деревня – деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Образ красоты человека. Изображение женских и мужских народных образов.

Тема 2. Древние города твоей земли (7 ч)

Каждый город особенный. Древнерусский город – крепость. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Древние соборы. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие. Древние города Русской земли (Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие). Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты. Праздничный пир в теремных палатах

Тема 3. Каждый народ – художник (11 ч)

"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. (можно взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии).

Тема 4. Искусство объединяет народы (8 ч)

При любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Сопереживание – великая тема искусства. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Герои, борцы и защитники. Все народы воспевают своих героев. Эскиз памятника герою по выбору ребенка. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях.



Формы контроля знаний, умений, навыков

(текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.



Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

















Учебно – методические средства обучения:

п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество учащихся

Необходимое количество

Фактическое

количество

% оснащённости

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Основная литература





1.1


27

1

100

1.2

Искусство вокруг нас: Учеб. для 4 кл. нач. шк ./Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских и др.; Под. Ред.Б.М. Неменского,- 7-е изд.-М. : Просвещение, 2005.

27

27К

1


1.3

Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства.

Изобразительное искусство.4 класс: поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских (под ред.Б. М. Неменского) /авт.-сост.С. Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель,2005.

27

1

100

1.4

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

27

1

100

1.5

Предметные журналы

27

-

0

1.6

Энциклопедии по искусству

27

-

0

1.7

Альбомы по искусству

27

-

0

1.8

Книги о искусству (о художниках, художественных музеях) Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

27

-

0

2

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Портреты русских и зарубежных художников

27

-

0

2.2

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

27

-

0

2.3

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

27

-

0

2.4

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

27

-

0

2.5

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

27

-

0

2.6

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

27

-

0

3

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

3.1

Мольберты

27

27К

-

0

3.2

Настольные скульптурные станки

27

27К

-

0

3.3

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

27

27К

-

0

3.4

Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

27

27К

27

100

4

НАТУРНЫЙ ФОНД

4.1

Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.

27

-

0

4.2

Гербарии

27

-

0

4.3

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

27

-

0

4.4

Гипсовые геометрические тела

27

-

0

4.5

Модуль фигуры человека

27

-

0

4.6

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

27

-

0

4.7

Драпировки

27

-

0

4.8

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

27

-

0

4.9

Подставки для натуры

27

-

0




19



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос