В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299



КОНСПЕКТ УРОКА ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ.

Составила: Леоненко Марина Александровна, учитель

профессионально - трудового обучения МСКОШИ 8 вида, г. Поронайск . 2012г.

Тема: « Инструменты и приспособления для швейных работ» .

Цель: познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.

Задачи:

1.Образовательная: : учить приемам навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений.

2. Коррекционно - развивающая: корригировать внимание, развивать слуховое восприятие, память, логическое мышление, развивать мелкую моторику.

3.Воспитательная: воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в работе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.

Учебно-методическое обеспечение:

Картушина Г.Б. МозговаяГ.Г. «Швейное дело»5кл.

Время реализации занятия – 90 минут (2 учебных часа по 45 минут)

Авторский медиапродукт:

1. программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint12 слайдов.

2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях ;

2. интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала);

3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности. Содержание урока:

  1. Организационный этап. Стр. 5.

  2. Актуализация знаний. Стр. 5.

  3. Сообщение темы урока. Стр. 5 -9.

  4. Практическая работа. Стр. 9.

  5. Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала.Стр.10

  6. Подведение итогов, оценка знаний учащихся.Стр.11.

  7. Домашнее задание. Стр. 12.

  8. Литература. Стр.12

  9. Приложение (презентация, дидактический материал). Стр.13 - 17.






Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Отметить явку.

2. Проверить готовность к уроку: дневники, тетради, ручки, простой карандаш, линейка, резинка.

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, на порядок на партах, на аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:

  1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?

  2. Для чего нужны правила внутреннего распорядка?

  3. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?

  4. Как навести порядок в мастерской после работы?

  5. Что входит в обязанности дежурных?

Ответы детей.

  1. Объяснение нового материала.

Слайд №1

Сообщение темы урока.

Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно.

Слайд №2

Отгадайте загадку:

Слайд №3

Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает.

Что сошьёт – не надевает.

Что это? ( Игла.)

Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. ( Игла.)

Ответы детей.

Учитель: Правильно, это ручная игла. Один конец у нее острый – это

острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань.

Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие их различают по номерам - от № 1 (самые тонкие) до №12 (самые толстые). Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Иглы нечётных номеров длиннее, чем иглы чётных номеров.

Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.

Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже очень опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности.

Слайд №5 « Правила безопасной работы иглой»

  1. Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).

2.Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3.Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4.Не допускать потери иглы.

5.Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

6.Сломанную иглу надо сдать учителю.

7.Нельзя откусывать нитку зубами.

Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:

Слайд №3

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик,

Да и тот насквозь.

Ответы детей.

- Правильно, это ножницы. Состоят они из двух лезвий – «два конца», ручек и колец – « два кольца», и винта – « посредине гвоздик». Для чего применяют ножницы? ( Ответы детей).

- Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.

Слайд: № 8 Правила безопасной работы ножницами»

- Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.

1. Хранить ножницы в строго определенном месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

- Ножницы и иголки называются рабочими инструментами.

Слайд №4

Еще загадка: Я люблю прямоту.

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. ( Линейка).

- Что это, отгадали? Правильно, это линейка. Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента.

Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Её используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.

Слайд №4

И снова загадка: У дядюшки и Никона

Вся лысина истыкана.

Что это? ( Наперсток.) Ответы детей.

- Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, - наперсток. Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ. Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.

К приспособлениям также относятся булавки – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.

4. Практическая работа « Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ».

Слайд №11

Учитель: Запишите в рабочих тетрадях число, название практической работы – «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ». Во время практической работы мы сегодня поиграем в игру «Назови правильно». Игра состоит из 2 частей.

Часть 1. Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! (При отсутствии компьютера предметы показывает учитель, называя номер каждого предмета: №6 – игла, №7 – ножницы, №8 – булавки, №9 – наперсток, №10 – сантиметровая лента, №11 – линейка.)

Часть 2. Отметьте волнистой линей предметы, относящиеся:

а) к измерительным инструментам;

б) к рабочим инструментам;

в) к приспособлениям для швейных работ.

5. Закрепление нового материала.

Учитель. Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать?

(Выполнение задания учащимися.)

- А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)

- Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. ( Выполнение задания учащимися.)

- Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)

- Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.



6. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель: К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробочками. В наших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробочках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробочки для шитья? (Ответы детей.) Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: изучить теоретический материал; собрать вместе с родителями рабочие коробки.

















Литература

  1. Швейное дело. 5 класс. Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. М. «Просвещение», 2006 г.

  2. Технология. В.Д . Симоненко. Поурочные планы. Москва. Просвещение. 2008 г.

  3. Трудовое обучение и домоводство. Н.Е. Жигунов, А.П. Тарасова.

  4. Москва: АСТ-ПРЕСС, 1998 г.

  5. Занимательные уроки технологии для девочек. И.П. Арефьев. М. «Школьная Пресса», 2005г.

























Приложение

Рисунок16Технологическая карта №1.

« Правила безопасной работы иглой»

1.Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).

2.Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3.Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4.Не допускать потери иглы.

5.Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

6.Сломанную иглу надо сдать учителю.

7.Нельзя откусывать нитку зубами. Технологическая карта №2

« Правила безопасной работы ножницами»

- Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.

1. Хранить ножницы в строго определенном месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Содержимое рабочей коробочки учащегося

1. Ткань

2. Швейные нитки разного цвета.

3. Набор игл.

4. Ножницы.

5. Наперсток.

6. Булавки.

7.Подушечка для игл и булавок.

8. Сантиметровая лента.

9. Линейка.

10. Угольник.

11. Портновский мел или тонкий кусочек мыла.

- Вклейте, карточку №3 в свои тетради.







j0233821needle and thimble.jpgРисунок16.wmf

Сказка про иглу

Сказка про ножницы. Хай и Лин.

Жили - были ножницы. Одна часть ножниц называлась, Хай, а другая Лин, что в переводе означало имя юной чародейки. Их назвали так, потому что, они жили у неё. Ножницы Хай-Лин достались от её любимой бабушки. Перед смертью бабушка написала письмо, раскрыв секрет, что она тоже умела колдовать и чтоб Хай-Лин развивала свои чародейские способности. Так же бабушка написала в своём письме, что ножницы, которые она ей подарила не простые, а волшебные. Они могли резать любую ткань, бумагу, нитки и даже тесьму. Хай-Лин свернула письмо и пообещала, что будет хранить и беречь бабушкины ножницы всегда с сомктутыми лезвиями и с правой стороны от работы!

Однажды ножницы поссорились. Когда Хай - Лин начала ими резать ткань и задавать нужные для неё направления, ножницы не ровно и не красиво резали. Хай - Лин обо всём догадалась. Она смазала ножницы машинным маслом, чтобы они не скрипели, не ругались и резали ровно и красиво.

С тех пор, Хай и Лин живут дружно, не ругаются, не скрипят и во всём помогают своей хозяйке!





























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru