В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по музыке, 1 класс, УМК "Гармония"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»



УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

зам. директора МОУ на заседании экспертного

Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета

«Лянторская СОШ № 4»

_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от

приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.










Рабочая программа


по учебному предмету «Музыка»


для 1 класса






Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:

Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»









2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе авторской программы М.С.Красильниковой, О.Н.Яшмолкиной, О.И. Нехаевой, (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Музыка»:

  1. Учебник «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И. Нехаева – Москва: «Яхонт», 2011г.

  2. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: «Яхонт», 2011 г.

  3. Методическое пособие «Музыка. 1 класс» для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: «Яхонт», 2011 г.  

  4. Нотная хрестоматия «Музыка. 1 класс» для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: «Яхонт», 2011 г.

  5. Фонохрестоматия «Музыка. 1 класс» для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева – Москва: «Яхонт», 2011 г.


Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)

Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету

« Музыка»


Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Цель курса: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».

Задачи музыкального образования по данной программе:

  1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

  2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

  3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

  4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Формы организации детей. Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей. В школе – кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями.

В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:

«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.

«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.

«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).

«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.

Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.


Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

  • в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

  • в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

  • в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;

  • в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

  • в методологическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

  • адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

  • освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

  • целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

  • взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия, как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.  


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура - одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка», 1 класс


Цель курса – в процессе знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки, раскрытия многогранных связей музыки и жизни, подвести школьников к осознанию самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими средствами передавать чувства и мысли людей.


Задачи курса:

1. Освоить жанровые особенности и образную палитру песенной, танцевальной, маршевой музыки как народной, так и профессиональной традиций, школьники через интонацию учатся слышать музыкального героя и все важнейшие обстоятельства его жизни, углубляясь в проблему жизненного содержания музыкального образа, его стилевого своеобразия.

2. Сформировать умение «видеть» сквозь «интонационную оболочку» образа его конструктивную основу, помогающую осваивать средства музыкальной выразительности, выделять структурно-смысловые элементы темы, служащие опорой для ее целостной или частичной трансформации.

На начальном этапе подготовки к усвоению детьми крупных музыкальных произведений ведется интенсивная работа по развитию музыкального мышления школьников. Освоение логики преобразования одного музыкального образа и установления родства контрастных образов происходит с использованием элементов игровых технологий на уроке. Это является, с одной стороны, «гимнастикой» запоминания, что позволяет осваивать развернутые фрагменты, части крупных музыкальных произведений. Внимание школьников сосредоточивается на изменениях, движении, развитии в музыке как процессе развертывания содержания, череды музыкальных событий. С другой стороны, активизируется внимание школьников в процессе освоения качественных преобразований музыкальных образов через накопление в них различных нюансов, порой незначительных изменений, через сопоставление с другими образами, их постепенное сближение и объединение.

Пониманию своеобразия образов симфонии как инструментального жанра, способствует раскрытие специфики обобщенного типа симфонической сюжетности, не связанной напрямую ни со звукоизобразительностью, ни с литературной программой, словесным рядом или названиями. Ведущая роль музыки в синтетических жанрах опере и балете позволяет организовывать «вхождение» в них посредством моделирования: воссоздавать по музыке характеры героев, их жизненные обстоятельства, место и время действия, смысл слов и жестов, с которыми герои будут исполнять эту музыку, их сценический облик, особенности движения, декораций и т.д. Подобный «действенный анализ» естественно подводит ребенка к инсценировке фрагментов оперы и балета, «музицирования действием».

Сквозная линия в содержании занятий первого класса рассмотрение закономерностей музыкальной речи через сравнение с другими способами коммуникации: как разговорная речь, язык жестов и пластики, изобразительный язык переплавляются в музыкальную речь, значительно обогащая ее, обеспечивая ее доступность слушателям.

Выявление своеобразия музыкальной речи разных композиторов происходит через сравнение их музыки, и в том числе произведений, написанных на одну тему. Школьники выявляют и общее, и своеобразно- индивидуальное в прочтении темы каждым композитором, подходах к ее развитию, в подборе к ней контрастных тем.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

 Метапредметные результаты

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлектировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. 

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. 

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).











Содержание программы


Раздел I. Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш. Их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.


Раздел II. Основные закономерности музыкального искусства

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений. 


Раздел III. Музыкальная картина мира

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.




Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Мир музыкальных образов

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Музыкальный и поэтический фольклор. Песни, танцы, игры, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Сходство и различие.

Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Композитор — исполнитель — слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы. Музыка для детей: видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Детский хор. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.


Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (9 часов)

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Песня, танец, марш в музыке народной и композиторской: образное наполнение, жанровые атрибуты. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Творчество композитора – исполнителя – слушателя. Начальные представления о композиционных функциях музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение).



Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Детский альбом». «Осень». «Мелодия». Баркарола из цикла «Времена года». Главная тема 2 части симфонии № 4. Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

Л.Бетховен. 4 (экспозиция) часть симфонии № 5.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Вальс из оперы «Война и мир». Побочная тема из 1 части симфонии № 7.

Русские народные песни, танцы и марши.




Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать выраженные в музыке настроения, чувства и характер человека.

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Разучивать и исполнять народные песни,

Инсценировать музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Играть на детских музыкальных инструментах.

Выражать свое отношение к музыкальным образам в пении, слове, рисунке, жесте и др.

Осуществлять первые опыты импровизации (в пении, игре, пластике) в характере основных жанровых сфер музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Познакомиться с элементами нотной записи.

Подбирать слова, названия, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Сочинять слова к мелодиям песен, и мелодии – к словам.

Составлять композицию произведения из отдельных его частей.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы.

Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах).

Определять форму построения музыкального произведения.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. «Обобщение через жанр» песни, танца, марша. Симфоническая музыка. Песни, танцы, игры, обряды, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Графическая запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения. Формы одночастные, двух и трехчастные.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Музыка для детей, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Инструменты симфонического оркестра.


«О чем говорит музыка?» (7 часов)

Выразительность и изобразительность в музыке. Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя, места, времени и характера действия. Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности.

Развитие музыки - способ выражения чувств и мыслей человека. Основные принципы развития музыки: сходство (повторение, варьирование, разработка) и различие (контраст сопоставления).

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Детский альбом». «Осень». «Мелодия». Баркарола из цикла «Времена года». Главная тема 2 части симфонии № 4. Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

Л.Бетховен. 3 и 4 (экспозиция) части симфонии № 5.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Вальс из оперы «Война и мир». Симфоническая сказка «Петя и волк». Побочная тема из 1 части симфонии № 7.

М.Глинка. «Попутная песня».

Русские народные песни, танцы и марши.


Наблюдать за отражением в музыке различных чувств и мыслей человека.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки.

Воплощать контрастные чувства в звучании голоса, игре на детских музыкальных инструментах.

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы.

Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах).

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Ориентироваться в разных типах графической записи музыки: нотном письме как графическом выражении интонаций.

Исполнять музыкальное произведение с ориентацией на графическую запись.

Читать нотную запись простейших мелодий.

Соотносить художественно-образное содержание музыки с формой его воплощения.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Определять форму построения музыкального произведения.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни школы.

Определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, оркестровая и др.).

Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. «Обобщение через жанр» песни, танца, марша. Опера, балет, симфония. Отечественные народные музыкальные традиции. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонация — источник музыкальной речи. Интонации музыкальные и речевые. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Графическая запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Выдающиеся исполнительские коллективы: хоровые и симфонические, оперные и балетные труппы. Музыкальные театры. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Народные традиции в композиторской музыке.

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете. (8 часов)

Своеобразие музыкально-сценических и инструментальных жанров: специфика образов и их взаимодействие в оперной, балетной и симфонической музыке.

Музыка как основа синтеза искусств в опере и балете. Вокальное начало в опере: соотношение слова и музыки в пении. Мужской, женский и смешанный хоры. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие.

Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии: психологическая мотивированность взаимодействия тем-образов.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица».

Л.Бетховен. 1, 2 (фрагменты) части симфонии № 5.

М.Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

Русские народные песни, танцы и марши.


Определять жизненную основу музыкальных интонаций и их развитие.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Соотносить специфические особенности разных жанров музыки.

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

Воплощать содержание оперных, балетных и симфонических музыкальных образов в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять и инсценировать фрагменты из музыкально-сценических и симфонических жанров музыки.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах).

Соотносить художественно-образное содержание музыки с формой его воплощения.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Определять форму построения музыкального произведения.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни школы.

Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).

Определять разновидности хоров (детский, мужской, женский, смешанный).

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. «Обобщение через жанр» песни, танца, марша. Песни, танцы, скороговорки. Разные типы музыкальной речи. Опера, балет, симфония. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь композитора, исполнителя как способ общения между людьми. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Графическая запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо, сонатное аллегро и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Музыка для детей.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.

Народное и профессиональное музыкальное творчество.

«Как говорит музыка?» (6 часов)

Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство в живой музыкальной речи. Речь музыкальная и разговорная. Музыка и движение, музыка и изображение. Основные этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Своеобразие музыкальной речи разных композиторов (Л.Бетховен, П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Глинка).

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Детский альбом». «Осень». «Мелодия». Баркарола из цикла «Времена года». Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица». Главная тема 2 части симфонии № 4. Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

Л.Бетховен. 1, 2 (фрагменты), 3 и 4 (экспозиция) части симфонии № 5.

С.Прокофьев. «Детская музыка». «Болтунья». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Вальс из оперы «Война и мир». Симфоническая сказка «Петя и волк». Побочная тема из 1 части симфонии № 7.

М.Глинка. «Попутная песня». Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

Русские народные песни, танцы и марши.

Дополнительный материал:

П.Чайковский. Хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин».

Л.Бетховен. Главные темы 2 части и финала симфонии № 3. «Веселая. Грустная». «Контрданс».

М.Глинка. Танцы из 2 действия оперы «Иван Сусанин». Первая песня Баяна и сцена похищения Людмилы из 1 действия, марш Черномора из 4 действия оперы «Руслан и Людмила».



















РЕЗЕРВ (3 часа)

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Исследовать интонационно-образную природу языка музыкального искусства.

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыкальной речи.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыкальной речи.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование, импровизация).

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах).

Соотносить художественно-образное содержание музыки с формой его воплощения.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Определять форму построения музыкального произведения.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни школы.

Узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов.



Список литературы

для учителя:


  1. М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И. Нехаева. Учебник «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011г.

  2. М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.

  3. М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Методическое пособие по музыке для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.

  4. М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Нотная хрестоматия по музыке (1 класс) для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.

  5. М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.



для учащихся:


  1. М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И. Нехаева. Учебник «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011г.

  2. М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.




Интернет-ресурсы:




Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Дата

Универсальные учебные действия

Оборудование

Примечания

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (9 часов)

1.

Музыка вокруг нас. Творчество композитора – исполнителя – слушателя.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Мелодия». Народные песни, танцы и марши.

Три основы музыки

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Открытие разных способов исполнения и записи музыки.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»

Введение в тему



Общеучебные:

  • Самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств

  • Умение структурировать знания

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах

  • Рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



2.

3.

Какие бывают марши?

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Духовой оркестр. Соотношение вступления и основной темы в марше. Особенности маршей П.Чайковского, Л.Бетховена, С.Прокофьева.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

С.Прокофьев. Марш из «Детской музыки». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Кант «Радуйся, России - земле!» Маршевая музыка Бетховена. Марш в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Симфонический оркестр.

Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.

Урок углубления темы


Урок углубления темы



Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер




4.

5.

Какие бывают танцы?

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская».

С.Прокофьев. «Вальс» из «Детской музыки».

Разнообразие вальсов

Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»

С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир». П.И.Чайковский. «Камаринская»

Народный наигрыш и его композиторская интерпретация. Содержание и форма пьесы. Вариации.

Урок углубления темы



Урок углубления темы



Логические:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

  • Подведение под понятия, выведение следствий

  • Установление причинно-следственных связей

  • Построение логической цепи рассуждений

  • Доказательство



Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



6.

7.

Какие бывают песни?

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма. Песня без слов.

Музыкальный материал:

Русская народная песня «Во поле береза стояла», кант «Радуйся, Русской земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации.

П.Чайковский. «Мелодия» для скрипки и ф-но, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

Слова и музыка в песне

Взаимодействие слов и музыки в песне.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Осень». Пьесы для фортепиано

Мелодия напевная и речитативная. Песенные мелодии в фортепианных пьесах П.Чайковского и С.Прокофьева. Построение пьес. Трехчастная форма.

Музыкальный материал: П.Чайковский. «Сладкая греза»

С.Прокофьев. «Раскаяние»

Кто написал эти мелодии?

Своеобразие песенных мелодий разных композиторов (Л.Бетховен, П.Чайковский, С.Прокофьев).

Музыкальный материал:

П.Чайковский. Главная тема 2 части симфонии № 4.

С.Прокофьев. Побочная тема из 1 части симфонии № 7.

Л.Бетховен. Связующая тема из экспозиции 4 части симфонии № 5.


Урок углубления темы


Урок углубления темы



 Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • Разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация

  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка



Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



8.

Музыка Бетховена: песенная, танцевальная, маршевая

Взаимодействие разных сфер музыки в одной мелодии.

Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Темы из экспозиции 4 части симфонии № 5.

Урок углубления темы



Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор


9.

Собираем музыкальное произведение

Композиционные функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение).

Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Экспозиция финала «Пятой симфонии».

Обобщающий урок



Регулятивные:

  • Целепологание

  • Волевая саморегуляция

  • Коррекция


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер


«О чем говорит музыка?» (7 часов)

10.

О чем рассказывает музыка?

Выразительность и изобразительность в музыке.

М.И.Глинка. «Попутная песня». Слова Н. Кукольника

Выражение в музыке чувств и мыслей человека.

Музыкальный материал

М.Глинка. «Попутная песня».

Введение в тему



Познавательные:

  • Сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев

  • Анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков

  • Синтез составление целого из частей

  • Поиск оснований целостности музыкального произведения

  • Определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства

  • Выдвижение гипотез и их обоснование


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер


11.

Музыкальный портрет

Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.

Русская народная песня «Выходили, красны девицы»

Сходство и различие музыкальных образов песни.

Урок углубления темы



Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



12.

С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности.

Урок углубления темы



Регулятивные:

  • Целепологание

  • Волевая саморегуляция

  • Коррекция


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Компьютер


13.

14.

Музыкальная история

Развитие музыкальных образов в произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки.

Музыкальный материал

Л.Бетховен. 3 часть и экспозиция финала Пятой симфонии.


Урок углубления темы


Обобщающий урок




Коммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

  • Целепологание

  • Волевая саморегуляция

  • Коррекция

оценка качества


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



15.

16.

Пьесы для фортепиано

Взаимодействие содержания и композиции в музыке.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

П.И.Чайковский. Пьесы из «Детского альбома».

Начальные представления о композиционных функциях музыки (вступление и завершение).

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви».

П.И.Чайковский. «Детский альбом». Цикл пьес для фортепиано

Начальные представления о композиционных функциях музыки: группировка частей цикла.

Музыкальный язык Петра Ильича Чайковского

Своеобразие музыкальной речи П.И.Чайковского.


Урок углубления темы


Обобщающий урок



Общеучебные:

  • Самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств

  • Умение структурировать знания

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (8 часов)

17.

18.

Как создается балет?

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусства в балете. Создатели балетного спектакля.

П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица» (2 разворота)

Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке.

Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица».

Введение в тему


Урок углубления темы



Регулятивные:

  • По значкам-заголовкам и заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу

  • Контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности

  • Формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



19.

20.

Как создается опера?

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля.

М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» (2 разворота)

Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения в опере. Мужской, женский и смешанный хоры.

Музыкальный материал:

М.Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

Урок углубления темы


Обобщающий урок




Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся

ДеКоммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.



Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



21.

22.

23.

24.

Как создается симфония?

Своеобразие инструментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра.

Людвиг ванн Бетховен. Пятая симфония (5 разворотов)

Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем-образов.

Музыкальный материал:

Л.Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (экспозиция, разработка, реприза, кода). Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией? Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений.

Урок углубления темы


Урок углубления темы


Урок углубления темы


Обобщающий урок



Познавательные:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания

  • Смысловое чтение

  • Знаково – символическое моделирование

  • Выделение и формулирование учебной цели

Логические:

  • Анализ объектов;

  • Синтез, как составление целого из частей

  • Классификация объектов

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование

  • Построение логической цепи рассуждения


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



«Как говорит музыка?» (6 часов)

25.

26.

Речь музыкальная и разговорная

Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций.

Интонация в речи музыкальной и разговорной

Интонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Перенитонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании.

С.С.Прокофьев. «Болтунья». Стихи Агнии Барто

Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо.

Введение в тему


Урок углубления темы




Общеучебные:

  • Самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств

  • Умение структурировать знания

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



27.

Музыкальные диалоги

Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов.

Музыкальный материал:

Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Музыкальные диалоги героев симфонической сказки.

Урок углубления темы



Познавательные:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания

  • Смысловое чтение

  • Знаково – символическое моделирование

  • Выделение и формулирование учебной цели


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер



28.

29.

Этапы развития музыкальной истории

Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм.

Вторая часть Пятой симфонии Бетховена

Представление о содержании частей четырехчастного симфонического цикла. Функции второй части.

Урок углубления темы


Обобщающий урок



ДеКоммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция

Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Телевизор

Видеоплеер

Синтезатор

Компьютер




30.

От образа к звуку

Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство в живой музыкальной речи. Обусловленность средств музыкальной выразительности образным содержанием произведения.

Обобщающий урок



Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся



Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Компьютер


31.

32.

33.

Музыкальные диалоги героев симфонической сказки.

Урок – концерт


Обобщающий урок


Урок - концерт



Регулятивные:

  • Целепологание

  • Волевая саморегуляция

  • Коррекция


Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос