В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

У древа национального самосознания

Файл прикреплен к материалу: У древа национального самосознания
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов





К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НАРОДА







«…О русском народе надо судить не по той мерзости, которую часто можно было встретить в его жизни, а по тем светлым идеалам, по которой он в этой самой мерзости вздыхает. Нет, судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. Идеалы его сильны и святы. Они-то и спасли его в века мучений».

Ф. М. Достоевский



«Национальное сознание – синоним душевного здоровья: как и всякое здоровье, оно может поддаваться хворям, всяким болестям, но, как во всяком недуге, важно вовремя спохватиться. И тут нам в услужение пойдет опыт предков, незатухающая родовая память».

В. Личутин



































«Каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера».


Д. С. Лихачев


































Основные раскрываемые понятия: национальное самосознание, народ, нация, мента-литет, национальный характер, национальное достоинство, идеалы, морально-этические ценности народа, нравственные ориентиры, кодекс чести народа, патриотизм, национальная культура, религиозные ценности.



ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Один из великих русских мыслителей Иван Александрович Ильин говорил: «По-

кажи мне как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего бессознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего, в детстве». Вот почему так необходимо помочь сегодняшним детям, подросткам, юношеству повысить свое национальное самосознание, осознать свою принадлежность к своему народу, своей нации. Это продиктовано тем, что вот уже много лет, в основном с помощью средств массовой информации, идет ориентация детей и молодежи страны на чуждые нашему менталитету образцы, модели поведения и жизни, на сомнительные идеалы и ценности. В сознание юных внедряется в основном так называемая массовая культура. Итог? У многих молодых людей нет осознанного чувства принадлежности к своему народу, нет интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к его идеалам и ценностям. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. Так рождается бездуховность нации, комплекс национальной неполноценности у многих ее представителей.

Нам никогда не удастся возродить Россию без формирования в юном поколении

чувства национального достоинства. А для этого необходимо сделать все, чтобы помочь юным познать себя через познание своего народа. История дает нам такую возможность. Ведь и она сама – это не просто справочник или сборник, в котором описаны те или иные исторические события, но и интереснейший процесс познания жизни наших предков, их особенностей, нравственных норм, идеалов и ценностей. Познавая жизнь и деяния предков, мы познаем себя, начинаем понимать, почему мы именно такие, а не иные. И здесь мы должны повести разговор о приобщении юного поколения россиян к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценное духовное и творческое развитие личности, немыслимо осознание принадлежности к своему народу. Страшно подумать, оценивая сегодняшнюю ситуацию, что может прийти такое время, когда трудно будет определить, к какой нации на самом деле будут относиться наши дети и внуки. Надежду дает только то, что мы, как всегда, почему-то лишь в трудные времена способны очнуться, забеспокоиться, задуматься о своей судьбе и судьбе своего Отечества, судьбе будущих поколений. А, задумавшись, забеспокоившись, начинаем действовать, пытаясь ответить на встающие перед нами вопросы:

-Кто мы такие? Где наши корни?

-Чем мы отличаемся от других народов? В чем состоит духовное своеобразие моего народа?

-Каков склад нашей души, каков наш национальный характер?

-Что такое хорошо, а что такое плохо в представлении нашего народа?

Ответив на эти вопросы, мы должны хорошо понять, говоря словами поэта, что

«мы не лучше и не хуже других, мы – иные». У нас своя система идеалов и ценностей, которые нисколько не расходятся с общечеловеческими идеалами и ценностями. Эту систему нам необходимо познать и освоить, научиться жить согласно ее законам и заветам. А для этого нам – и взрослым и детям - необходимо припасть к чистому Источнику Духовных начал наших соотечественников, их вечным и нетленным идеалам и ценностям. Именно эти начала, эти идеалы, и эти ценности помогут нам обрести свое лицо, до конца осознать свою принадлежность к своему народу, избавиться от комплекса национальной неполноценности.

Вспомним: наш народ всегда стремился к высокой культуре, красоте и гармонии;

к таким идеалам и ценностям, как: правда, истина, справедливость, свобода, цельное познание. Наш народ всегда проповедовал: культ Добра, культ предков, культ семьи, -культ добросовестного труда.

Вспомним также: русским философом Розановым было доказано, что стремление

к таким идеалам как добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость изначально заложены в человеке при рождении, а стало быть, являются природными и естественными идеалами.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского

характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, прекрасном и безобразном в мире и человеке, правде, трудолюбии, храбрости, верности и памяти.



Цель: возрождение национального духа в сознании российских детей; избавление от комплекса национальной неполноценности.



Задачи:

- развивать чувство принадлежности к своему народу, пробуждать интерес к его истории, культуре, традициям и обычаям, к иерархии духовных ценностей;

-формировать чувство национальной гордости, уважение к своеобразию представителей других национальностей, стремление знать историю, культуру, традиции и обычаи, моральные нормы и ценности других народов, умение жить с представителями других этносов в мире и согласии;

-формировать чувств уважения к своеобразию представителей других национальностей, стремление знать историю, культуру, традиции и обычаи, нормы и ценности других народов, обучение умению жить с представителями других этносов в мире и согласии



СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ



Общение (просвещение)



В Круге общения

Возможные темы для общения (просвещения):

- Энциклопедия Мудрости моего народа;

- Духовно-нравственные ценности моего народа.

-«Глубинные черты нашего национального самосознания»;

-«Истинные идеалы и ценности нашего народа»;

-«Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;

-«Духовная сокровищница народа»;

-«Уроки народной мудрости»;

-«Народный этикет».

-«Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;

-«Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не хуже других, мы – иные»);

-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».

-«Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;

- «Кодекс Чести нашего народа в пословицах и поговорках, сказках, былинах, преданиях, сказаниях, литературе и искусстве»;

-«Народный этикет».



Перекресток Мнений. Возможные темы:

-«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить» (!), (?), (…).

-«Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в понимании предков и нашем понимании».

-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».



Вечера Вместе с представителями старших поколений

-«Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не хуже

других, мы – иные»);

-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».




Деятельность:

- Изучаем и используем календарно–обрядовый цикл русского и др. народов, живущих в России с целью осознания назначения человека в жизни, в труде, в природе, утверждения национального самосознания;


- Изучаем национальные игры, традиции, знакомимся с прикладным искусством, национальным эпосом, национальной историей как органической части человеческого опыта.


- Открываем в школе, внешкольных учреждениях, по месту жительства экспозиции, выставки, раскрывающие историю, традиции и культуру русского народа и других народов, проживающих на территории России.


- Проводим экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).

- Проводим в школах, внешкольных учреждениях тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная семья».

- Осуществляем социально-значимая деятельность в рамках целевого системного проекта «Идем дорогами Мира, Дружбы и Добра»;

- Выращиваем Сад Человеческий из Древ национального самосознания народов и народностей живущих в России.

- Проводим:

- Перекрестки Мнений: «Какой человек нужен моей Родине в ХХ1-ом веке;

- Вечер Дружбы народов, живущих в России «Вместе – дружная семья»;

- конкурс «Россия – Отчий дом для моего народа», в рамках которого будут определены, реализованы и рассмотрены научно-исследовательские работы субъектов воспитания, предлагающих в том числе и решение злободневных проблем и вопросов, связанных с жизнью, трудовой деятельностью, содружеством и сотрудничеством народов России, стран СНГ, других стран мира;

- дни гостеприимства народов России «Приглашаем в гости к нам», или «Все флаги в гости будут к нам»;

- добротворческие и миротворческие акций;

- конференции и вечера актуальных проблем юных представителей русского и др. народов живущих в России;

- гражданские форумы «Сделаем нашу Россию страной Мира, Добра и Разума»;

- фестивали культуры народов России, славянских народов, народов Мира;

- спортивные соревнования, спартакиады народных игр;

- народные праздники;

- выставки с экспозициями «У Древа национального самосознания моего народа».



Приложение


ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«К ИСТОКАМ НАШЕГО САМОСОЗНАНИЯ»


Главные идеи проекта:

-Пройти путь к национальным духовным началам россиян, их вечным и нетленным идеалам и ценностям, острее пережить привлекательность природы каждого коренного народа, живущего в России;

-Помочь самим себе избавиться от комплекса неполноценности, которым прежде никогда не страдали россияне, т.е. стать истинными россиянами, не оторванными от своих корней, деятельными гражданами своего Отечества.

Воспитательные цели проекта:

-формирование чувства принадлежности к своему народу, пробуждение интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и ценностям многонаци-онального народа России.

Содержание проекта



Содержание проекта строится на основе ряда направлений, затрагивающих исто-

рию, культуру, духовно-нравственные ценности народов и народностей, к которым мы принадлежим.



Аналитический блок проекта «Сами себе аналитики»

1. «Кто мы, какие мы?» (размышления о наших достоинствах и наших пороках).

2. Наши раздумья и размышления о том, почему мы такие?

3. Что мы знаем о характере, душе, психологии своего народа и других народов, исконно проживающих на территории России?

4. Гордимся ли мы своей национальностью?


Исторический блок проекта «В зеркале истории моего народа»


Задание:

1. Изучить историю своего народа, его место в истории России.

2. По собранным историческим материалам создать:

- видеофильмы «Мой народ в истории моего Отечества» (ср. кл.);

- виртуальный музей истории моего народа (ст. классы).



К истокам самосознания народов России

«Мы не лучше и не хуже других. Мы – иные»

«У Очага наших предков»:

-«Золото, золото сердце народное»;

-«Праведный сердцем русский народ»;

-«Душа у народа – чистая, ясная»;

-«Дух наш высокий»;

-Наше Благодарение предкам

-Наше покаяние перед нашими предками;

-Просим прощения у наших предков;

-Принимаем завещание предков «Любить, беречь и строить Родину свою».



Наш народ в «Зеркале Мнений» мыслителей, философов, знаменитых соотечест-

венников, иностранцев и нас самих.


Рисуем портрет своего народа:

- Характер народа, его жизнь и нравы;

- Нравственный кодекс чести моего народа.

Изучаем Жизнь замечательных людей своего народа:

- Серия ЖЗЛ (чтение книг, просмотр фильмов);

- Создание своих серий ЖЗЛ;

- Создание энциклопедий и фильмов о жизни и деяниях соотечественников – людей разных поколений и национальностей;

- проведение вечеров-портретов, встреч у Огня Духовного родства поколений «Достойные сыны и дочери моего народа».



Принимаем в наследство Духовную сокровищницу своего народа:

- Идеалы, ценности моего народа;

- Религия моего народа;

- Уроки народной мудрости;

- Кодекс Чести моего народа;

- Правила, которые не устарели.

- Встреча старшего поколения с поколением юным «Оставляем вам в наследство».


Учимся жить в мире, дружбе и согласии «Вместе – дружная семья»:

- Наши исследования: «Национальные корни в семье», «Национальный состав педагогов и воспитанников школы»;

- Диалог культур;

- Декада культуры русского народа;

- Декада культуры народов России;

- Фестиваль народов России;

- Фестиваль славянских народов.



Начинаем трудиться в творческих объединений «На крыльях Вдохновения»:

- Воспеваем Прекрасный облик моего народа в одах, стихах и песнях, рисунках и фото-графиях, видеофильмах;

- осваиваем и возрождаем ремесла своего народа;

- осваиваем и возрождаем песенную культуру народа;

- осваиваем и возрождаем танцевальную культуру народа.



Изучаем и осваиваем здоровьесберегающие и здоровьеформирующие традиции народа:

- народная медицина;

- народные подвижные игры;

- народные виды спорта.


Изучаем, осваиваем и присваиваем этикетную культуру народов России:


- Не дорого ничто – дорого вежество;

- Мир вашему дому;

- Молодец в кафтане, девка – в сарафане.

- В гости ходить – надо и к себе пригласить;

- Наказ о пьянстве и о хмельном питье;

-Невежество – ночь ума;

- Слово – крылато;

- Аль забыли, как в старину любили?

- Жениться – не лапоть надеть;

- Не дорог подарок, дорога любовь;

- Не видав горя, не узнаешь и радости;

- Человек милостив;

- Будьте счастливы!



Думается, что участие в проекте поможет и детям, и взрослым обрести свое лицо,

до конца осознать себя сыновьями и дочерьми своего народа, своей страны, перестать быть Иванами родства не помнящими, избавиться от комплекса национальной неполно-ценности.



ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ


«Так вернемся же к нашим корням, к богатству народного духа, к его правде и обретем себя в них. Идея наша – в нашем великом духовном прошлом, понятым как ценность настоящего. Этим и будем живы, этим и обретем себя и свою веру». (Евгений Рачин)



Пробуждение национального самосознания, как правило, связано с оживлением

интереса к отечественной культуре. Ведь в ней сохранилось знание об особенных чертах русского национального характера, о тех нравственных идеалах и ценностях жизни, в контексте которых только и может строиться достойная жизнь достойного человека, имеющего четкие представления о добре и зле, прекрасном и безобразном в мире и человеке, правде, трудолюбии, храбрости, верности, чести и достоинстве, правде и справедливости.



ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограниче-

ний и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры» (Д. С. Лихачев).

Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства

зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать?

В былые, не столь уж отдаленные от нас времена то, о чем сейчас приходится на-

поминать, являлось естественным, а во многих случаях и обязательным для русского человека. Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции, правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т.д.

Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян к

национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения юного поколения россиян к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно отечественная культура поможет привить молодому поколению нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы заново осмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания, чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.


Воспитательные цели:

-приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной

культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры;

-развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины,

воплотившейся в культуре народа;

-привитие молодому поколению нравственного иммунитета против влияния низко-

пробной культуры, захлестнувшей нашу страну;

-обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий

время с использованием традиций народной культуры.



СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Общение (просвещение)


Просвещение педагогов и родителей


Встречи в педагогической гостиной с носителями традиционной культуры:


- «История и философия становления, развития народной культуры, ее функции в

духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

- «Многообразие и богатство мира традиционной национальной культуры, ее воз-

можности для развития гуманной, образованной, жизнелюбивой, творческой, толерантной, инициативной, успешной личности.

- «Взаимосвязь национальной истории и народного творчества. Традиции народно

го творчества, его основы».

- «Фольклор как своеобразная школа передачи новым поколениям духовного и со

циального опыта народа, школа освоения жизненного опыта, традиций, обычаев народа».

- «Фольклор и народная педагогика (передача молодым поколениям сложившихся

в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире)».

- «Отражение в народном творчестве нравственного здоровья народа».

- «Педагогическая направленность народной сказки. Сказка как источник духов-

ности, нравственности и культуры.

«Народная игра как мощное средство воспитания, как «свободная деятельность ре-

бенка» (К.Д. Ушинский).

«Значение игры в осознании жизни и ее смысла, постижении законов природы,

обогащении духовного мира ребенка. Руководящая роль воспитателя в приобщении детей и подростков к миру народных игр, забав и развлечений».

- «Народная игрушка как выразитель народных представлений о добре и зле, как

самобытная область народной культуры и равноправных видов народного искусства».

-«Антиигрушки в жизни современных детей, их негативное влияние на развитие и

здоровья детей и подростков».

- «Народные изречения как национальное достояние, духовный опыт наших пред

ков. Живое слово народа как эффективное средство развития речевой и коммуникатив-

ной культуры современных школьников».

- «Народное искусство как неотъемлемая часть национальной культуры. Народные

промыслы. История развития. Основные направления народного искусства».

- «Традиционный костюм как своеобразное явление народной культуры: история,

многообразие вариантов».


Мастер-классы носителей традиционной культуры:


- «Приглашаем в мир фольклорных жанров».

- «Этнография детства. Художественно-эстетические формы «фольклорного обще-

ния». Педагогическая направленность песен, игр, сказок – мира, в котором живет и формируется ребенок».

- «Народные песни. Бытовые, календарные, хороводные, игровые, плясовые песни,

лирические. Частушки.

- «Роль народной игры в развитии ребенка: развитие ума, мышления, фантазии, па

мяти, коммуникативных навыков, поддержание и укрепление здоровья, постижение законов товарищества, дружбы, добра и красоты человеческих взаимоотношений, помощь в познании окружающего мира».

- «В мире забытых игр, забав и развлечений»..

-«Игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи, психотерапевты».

- «Уроки народной сказки».

- «Нравственные аспекты народных праздников, обрядов, обрядовых традиций.

Приобщение воспитанников к праздничному и обрядовому миру народа».


- Встречи с народными мастерами «Приглашаем в город Мастеров».

- «Использование народных мотивов в современной одежде россиян».

- «Национальная кухня: социальные аспекты, значение для здоровья нации».


Формы общения (просвещения) воспитанников:



1. Лектории, кинолектории, посещение этнографических музеев, музеев «Родная старина», где происходит знакомство:

- с бесценным наследством, оставленным нам предками;

- с особым культурным полем народа («Кругом жизни»);

- с собирателями устного народного творчества.



2. Уроки народной мудрости, уроки народоведения (уроки возвращения к истокам).



3. Спецкурсы: «Круг жизни»: «Родины. Крестины. Воспитание детей»; «Свадьба»; «Семейная жизнь»; «Окончание жизни»; «Круг жизни в русской классике»; «Этнография детства»: «Детство золотое», «Будь здоров, расти большой!», «Ученье с увлеченьем», «Детские игры и забавы».



4. «У источника народной Мудрости» (темы для общения-просвещения): «Не столько роса с неба, сколько пот с лица», «Земледельческий месяцеслов», «Дело мастера боится», «У Бога для праведных места много», «Велика Россия, да отступать некуда», «Здоровье – дороже богатства», «День мой – век мой», «Жизнь дана на добрые дела»; «Как поживаешь, так и прослываешь», «Все остается людям»; «Причитания».


5. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» или «Сказочный мир твоего народа»:

-«Историческое развитие народного сказочного вымысла»;

-«Самобытность и неповторимость сказочной фантастики»;

-«Сказки родного края»;

-«Сказки народов России»;

-«Сказки славянских народов»;

-«Сказки народов мира»;

-«В мире музыкального фольклора»;

-«Народные песни» (исторические, лирические, обрядовые);

-«Частушки».


6. «Игрушки – очевидцы и свидетели истории»: «Как игрушки царей воспитывали»; «Мир народной игрушки»; «Кукольные истории»; «В каждой избушке – свои игрушки»; -«Ой, полным-полна коробушка»; «Вятские легенды»; «Чудо полосатое и свистит»; «Грематушки с сопелками»; «Курские соловьи и крокодилы»; «Кентавр по имени Полкан»; «Белый коток – синий бочок»; «Крестьяночка Матрена»; «Матрешкины истории»; «Бирюльки»; «Из белой липы богородской»; «Солнечные кони Севера»; «Топорные» куклы»; «Жар-птицы из Волошки»; «Городецкие кони»; «Федосеевские балясы»; «Стригушка - правнучка Русалки»; «Игрушки с глазурью и пастилой»; «Оловянные солдатики в России»; «Деревянные человечки из дальних стран»; «Счастье на коромысле» и др.; «Игрушки и праздники»; «Как куклы стали артистами».



Деятельность


1. Выстраивание модели воспитательной системы на уровне освоения, усвоения и присвоения основ традиционной и классической культуры по следующей схеме:


-погружение в стихию родной культуры и родного языка;

-вывод содержания воспитания в российское пространство;

-вывод содержания воспитания в мировое пространство.


2. Приобщение воспитанников к традиционной культуре народа посредством ряда путей:


-первый путь - это путь общения-просвещения с помощью специалистов и носителей традиционной культуры.

-второй путь - путь создания этнически окрашенной предметной среды, очагов народной культуры (музей "Родная старина", школа традиционных ремесел, соответствующее оформление интерьеров ОУ).

-третий путь - путь обучения и приучения, т.е. передачи мастерства из уст в уста, из рук в руки от учителя-мастера, учителя-носителя традиционной культуры.


3. Изучение истории русской культуры. Приобщение воспитанников к высоким образцам культуры своего народа.

Устное народное творчество

1. Разработка системного проекта «Открываем кладовые народной мудрости» (пословицы, поговорки, колыбельные, пестушки, потешки, считалки, приговорки, дразнилки, мирилки, подловки, жеребьевки, колядки, заклички, сказки, страшилки, байки, приметы, загадки, поверья, суеверья).

2. Проведение фольклорных экспедиций «К истокам», с целью пополнения имеющихся и открытие новых школьных экспозиций, музеев «Родная старина».

3. Походы «К преданьям старины глубокой»: (с целью сбора местных обрядовых песен, сказок, былин, частушек, поговорок, загадок, сказок, игр).

4. Встречи со старожилами, с носителями традиционной культуры.

5. Проведение научно-практических конференций, посвященных фольклору.

6. Подготовка научных докладов, проектов на фольклористические темы.

7. Введение в систему жизнедеятельности детей и взрослых традиций проведения народных празднеств, игрищ, посиделок, вечеринок, состязаний.



Воспитание сказкой



- сказочные фольклорные экспедиции;

- системные проекты: «Служба спасения сказки действует!», «В гостях у народной Сказки», «В сказочной стране «Лукоморье»;

- путешествие в мир сказок народов России, народов, населяющих Малую Родину, родной край;

- открытие музея народной сказки, экспонаты в котором будут собраны и изготовлены воспитанниками, их родителями и учителями;

- выставки рисунков и поделок по мотивам народных сказок «Сказочная мозаика»;

- оформление сказочных книжек-малышек для малышей детского сада, для младших братишек и сестренок;

- проведение конкурсов на лучших сказителей и сочинителей сказок, на лучший сказочный костюм, на призы Василисы Премудрой, Елены Прекрасной, Марьи-искусницы, Данилы Мастера и др.;

- организация и работа театра сказки, спектакли для малышей детских садиков, одноклас-сников, родителей, односельчан, горожан и для всех, кто любит сказки;

- проведение сказочных карнавалов, праздников, фестивалей;

- организация работы сказочного кинотеатра;

- и др.


Приобщение воспитанников к миру народной игры, национальным видам спорта.


1. Обучение воспитанников народным играм на уроках «Народоведения» (игры фольклорные, уличные, дворовые, хороводные и др.); на уроках физического воспитания (подвижные народные игры), на уроках технологии (при изучении традиций народных праздников); передача старшим поколением своего игрового опыта детям и внукам.


2. Разработка и реализация системной целевой программы с учетом возраста воспитанников ОУ «Вспомним забытые игры».


3. Деятельность в рамках системного проекта «В стране забытых игр, забав и развлече-

ний».


4. Введение в систему воспитания традиций проведения:

-ярмарок забытых игр, забав и развлечений «Поиграем-ка, ребята!»;

-спартакиад народных игр, забав и развлечений;

-дней русских народных игрищ, русских единоборств;

-молодецких потех, скоморошин;

-соревнований «Русская лапта», «Городки» и др.


5. Создание игровых уголков, площадок для организации игр и забав в стенах школы, школьном дворе и микрорайоне школы в любое время года (проект «Народный Игро-

Мир»).



Деятельность по приобщению воспитанников к миру народной игрушки:


1.Очно-заочные экскурсии по экспозициям музея игрушки Академии педагогичес-

ких наук (г. Загорск, северо-восток Подмосковья), экспозициям, посвященных игрушкам в местных этнографических музеях.

2.Открытие музеев, выставочных залов, уголков в школьных этнографических му-

зеях, посвященных народной игрушке;

3.Открытие мастерских, школьных фабрик, города Мастеров по изготовлению на-

родных игрушек.

4. Проект «В гостях у Игрушечных Дел Мастеров» (обучение у народных умельцев

мастерству изготовления игрушек);

5. Открытие кукольных театров (актеры из вертепа, носатые братцы, театр Петруш-

ки, куклы в перчатках и с тросточками и др.) и кукольных мастерских;

6. Проведение конкурсов «Наши куклы хороши!», «Колыбельная для куклы»,

«Куклы-артисты», «Поиграем-ка, ребята!», или вспоминаем старые и придумываем новые игры со старыми игрушками;

7. Посвящение в Игрушечных Дел Мастера;

8. Проведение праздников народной игрушки. «Возвращаемся в Детство, или пу-

тешествуем в мир своих детских игрушек»; «Открываем домашнюю игрушечную мастерскую».


Задания для неравнодушных ребят и взрослых:

-снарядите экспедиции «В поход за играми!»; по итогам экспедиций составьте сборники игр, забав и развлечений, которые были распространены в вашей местности;

-организуйте игровые клубы, детские объединения «Непоседы», «Затейники», «Веселые скоморохи»;

-сделайте традицией проведение фестивалей народных игр и игрушек;

-откройте мастерскую, где вы сами будете изготавливаться игрушки и инвентарь для народных игр и забав.


Воспитание средствами народной музыки, народной песни:


- Прослушивание записей народной музыки;

- Организация встреч с носителями традиционной культуры, с исполнителями народных песен и наигрышей;

- Участие воспитанников в творческо-исполнительных актах «Песенные узоры»:

-разучивание простейших напевов – жеребьевок, считалок, игровых приговорок,

игровых припевок;

-освоение и участие воспитанников в календарных обрядах;

-разучивание фольклорных игр;

-коллективные занятия музыкальным фольклором (в рамках певческих «артелей»);

-создание фольклорных театров, коллективов;

-фольклорные концерты;

-фольклорные праздники, фестивали «Радуйтесь и веселитесь!»;

-обучение детей вождению хороводов «Вейся, вейся, хоровод!»;

-хороводные смотрины «Пестрый хоровод» (песни, музыкальные игры и хороводы

народов России);

-молодежные гулянья «Шире круг!»;

-весенние хороводные обрядовые действа «Весну встречаем!» и т.п.

-хоры, ансамбли народной песни;

-вечера, праздники, фестивали народной песни «Лейся, песня!».



Приобщение воспитанников к миру народных праздников:

Разработка и реализация системной программы «Возрождение праздников нашего

самосознания»:

- фольклорные экспедиции «К Истокам» с целью встреч со старожилами и знакомства с традициями проведения местных народных праздников;

- встречи с носителями традиционной культуры, мастерами праздничных дел;

- восстановление в каждом городе, селе, деревне народных праздников – исторических, этнографических, местных, выражающих самобытность Малой Родины.

- введение в систему школьного воспитания круга народных праздников (осенних, зимних, весенних, летних);

- открытие и работа праздничных мастерских, праздничных конструкторских бюро, в которых изучаются традиции проведения народных праздников, разрабатываются их сценарии, современные модификации, готовится оформление и т.д.

- выставки прабабушкиных нарядов «Из бабушкиного сундука»;

- праздник народного костюма (с парадом народного костюма разных эпох, конкурсом на лучший костюм и его демонстрацией, играми, хороводами и т.п.);

- изготовление народных костюмов для школьных театральных и фольклорных коллективов, концертных программ, для проведения народных праздников и посиделок, для игр и забав, для участия в конкурсах (сударей и сударушек, «Донюшка» (девушка), «Русская коса», соревнований, конкурсов на удаль молодецкую и др.), коллекций народных костюмов для музеев «Родная старина».



Введение традиций проведения:

- Декад культуры народов того региона, в котором живут субъекты воспитания;

- Декад культуры народов России;

- Декад культуры славянских народов;

- Славянских сходов.

- Фестивалей народов того региона, в котором живут субъекты воспитания;

- Фестивалей народов России;

- Фестивалей славянских народов.



ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К РЕЛИГИОЗНЫМ ЦЕННОСТЯМ


«Лишь восстановив благодатную преемственность русского религиозного самосознания, можем мы рассчитывать на успешное выздоровление. Иного пути нет!» (Высокопреосвященнейший ИОАНН, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский)


Пробуждение национального самосознания, как правило, связано с оживлением интереса к отечественной религии. Такое явно заметно в последние годы российской действительности. Утверждение приоритета добра в жизни, воспитание доброты в умах, сердцах и душах юных россиян должны стать основополагающими в системе воспитания образовательных учреждений и в семьях воспитанников. Неоценимую помощь в этом важном деле может оказать обращение к религии, ее духовным и культурным основам.

Религия, прежде всего православие, законно претендует на роль хранительницы

духовной и культурной памяти народа. Религия поможет юному поколению наиболее полно познать историю Отечества, культуру, традиции, и обычаи народов, испокон веков населяющих нашу Родину по имени Россия. «Дети должны знать, что отечественные храмы – это средоточие достижений культуры, истории государства; праведники – лучшие люди нашего народа, в котором горел неугасимый огонь веры. Это священники и епископы, монахи и простые верующие люди – представители всех сословий, расстрелянные, сосланные на мучения и смерть в лагеря, гонимые за веру в Бога и за верность своему призванию» (С.А. Шмаков).



Воспитательные цели:

-формирование у воспитанников чувства глубокого уважения и почитания культурообра-зующей религии своего народа;

-формирование морально-психологического климата в образовательном учреждении (этические нормы, толерантность, терпимость, уважение к убеждениям окружающих).

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ



Общение (просвещение)

Встречи и беседы в педагогической гостиной для педагогов и родителей:

- Духовный кризис общества.

- Православие и другие конфессии как части исторического наследия. Роль конфессий в истории государства и конкретного народа.

- Православие как государствообразующая и культурообразующая конфессия.

- Национальный характер русского православия.

- Осмысление исторических фактов с позиций религиозных основ мировоззрения.

- Влияние религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов.

-Религия как явление культуры. Религия в отечественной культуре. Религия и искусство. Религия и художественное воспитание.

- Религия и школа (религиозная школа, антирелигиозная школа, светская школа, преподавание религиоведческих дисциплин).

- Религия и семья.

- Осмысление проблем духовного выживания, преображения человеческой души.

- Три стороны человеческой жизни: жизнь телесная; жизнь душевная, жизнь духовная. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни.

- Жития святых – пример веры и мужества новым поколениям, лучшее средство доброго воспитания детей.

- Священные Книги. Слово Божие, Библия – Книга Книг. Библия как памятник культуры. Религиозное и культурное значение Библии.

- Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках религиозной традиции, являющейся основой культуры, народных ценностей и воззрений. Социально-значимое содержание программ духовного воспитания детей и юношества

- Религия для детей: мир Божий; жизнь людей на земле; Спаситель Мира; Церковь Христова; Богослужение; Молитвы; Православный календарь; И жизнь бесконечная…».

- Проблемы религиозного воспитания детей и юношества в трудах отечественных ученых, священнослужителей, философов, педагогов.

- Возрождение прогрессивных традиций православия в контексте современности.

- Система православных праздников в контексте времени.

- Интеграция сил ученых, педагогов, священников в деле возрождения российской духовности. Взаимодействие религиозных конфессий и образовательных учреждений. Интеграция усилий церкви и учреждений образования, направленное на культуроведческое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.



Общение (просвещение) воспитанников:

-знакомство учащихся с основным содержанием вероучений в истории религий, в

истории и традициях отечественных религий России в рамках религиозно-познаватель-ных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин;

-лекции, кинолектории, спецкурсы: «Мировые религии», «Религиоведение», «Ис-

тория религии», «История русской Православной Церкви», «Основы православия», «Православная культура», факультативы «Церковно-славянская грамота», «Библейские предания», «Православные святые», «душа России», «История русского духовенства», «История иночества», «Православное искусство (храмы, иконопись), «Православный фольклор», и др.

- беседы и встречи «В Красном углу» (для уч-ся нач. классов), беседы-диалоги, ду-

ховные беседы (душеполезные беседы) для подростков и старшеклассников, часы вопросов и ответов, вечера актуальных проблем духовной жизни современного человека , встречи за «Круглым столом», «Перекрестки мнений», разговоры о самом важном на пределе возможной откровенности и др. формы общения;

-знакомство с позицией религии в отношении здоровья человека, с пониманием ре

лигией духовности, с нравственными основами религиозных учений;

-часы чтения страниц великих памятников человеческой мысли: Библии, Корана,

Евангелия, использование на часах чтения серий «Душа России», «Духовный собеседник» и др.;

-знакомство с религиозным календарем;

-изучение Синодика святых имен;

-размышления о Вере, о сути Православной Веры в трудное для России время, о

добре и зле в мире и в человеке, о смысле жизни;

-осмысление проблем духовного выживания, преображения человеческой души.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



1. Профессиональная подготовка педагогов:

1. Решение этико-психологической проблемы (переосмысление взглядов учителя

на религию и на ее возможности для воспитания);

2. Решение проблем методологического и содержательно-педагогического плана:

а) восполнение познаний педагогов по теории и истории религии в рамках самооб-

разования и участия в семинарах, конференциях, учебных курсах, посвященных проблемам религиозного воспитания детей и молодежи;

б) обращении к идеям религиозной педагогики и психологии, к нравственным

заповедям);

в) изучение опыта религиозного воспитания в отечественных религиях России и

образовательных учреждениях, занимающихся решением данной проблемы.

11. Объединение усилий образовательного учреждения и церкви в деле духовно-нравственного воспитания школьников:

а) определение воспитательного потенциала церкви и ОУ, механизмов их взаимодействия в процессе формирования человека, развития личности, становления гражданина-патриота;

б) поиск решений путей, способов, методов возрождения российской духовности;

в) разработка и реализация программы «Сотрудничество» по следующим блокам:

-духовно-нравственное воспитание и просвещение школьников (формирование мировоззрения и этической культуры);

-гражданско-патриотическое воспитание;

-воспитание уважения к семье и ориентация на традиционные нормы семейной жизни;

-формирование культуры пола и ориентация на характер нравственных отношений полов;

-воспитание трудолюбия, уважения к человеку труда, ориентация на активную созидательную деятельность;

-воспитание культуры межэтнического и межконфессионального общения, коммуникативных навыков и культуры взаимодействия в социально-значимой деятельности;



111. Введение в систему обучения и воспитания религиозно-познавательных,

религиоведческих и религиозно-философских дисциплин.


IV. Прохождение практики духовного совершенствования:

-шефство над дошкольными учреждениями, больницами, ветеранами, больными;

-шефская помощь беженцам, малоимущим, больным, оступившимся в жизни;

-забота о здоровье и досуге дошкольников и младших школьников;

-оказание посильной помощи людям, пострадавшим в катастрофах, бедствиях, войнах;

-оказание услуг и социальной помощи одиноким людям;

-помощь родителям и родственникам в выполнении семейных обязанностей;

-Благотворительные акции «Человек – человеку», «От сердца – к сердцу», «Поможем Матушке Природе», «Поможем братьям нашим меньшим».


Другие формы взаимодействия:

- Путешествие по древней Руси, по святым местам (очно-заочная форма), организация паломнических поездок.

- Изучение истории храмов, действующих в селах, городах, где мы живем.

- Участие в возрождении и охране памятников культуры, религиозных святынь.

- Открытие и деятельность клубов «Милосердие», «Миротворчество».

- Работа творческих объединений.

- Организация выставок по темам библейских сюжетов и выставок детского творчества.

- Изучение традиций, связанных с религиозными праздниками, их возрождением:

а) Дни почитания русских святых, которые создали Россию, Святую Русь: день апостола Андрея Первозванного, по апостольскому жребию апостола русской земли; день Кирилла и Мефодия – учителей славянских, а значит и русских; день равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира.

б) Дни почитания великих святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др.

в) Русские церковные.

- Введение в традицию проведения Рождественских и Пасхальных встреч, фестивалей православного фольклора «Пою Богу моему», проведение дней (декад) Славянской письменности и культуры.

- Подготовка и проведение Кирилло-Мефодиевских чтений.

- Разработка личностных программ духовного совершенствования воспитанников (духовной деятельности, духовного творчества).

- Возрождение традиции отмечать именины детей, родителей, преподавателей.


У Источника народной мудрости



В пословицах и поговорках ХУ111 – Х1Х веков с особой яркостью выразилось основное качество русского человека – любовь к родине. Чувством глубокого патриотизма отмечены и пословицы, которые подчеркивали тяжесть разлуки с родиной: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»; «И кости по родине плачут»; «С родной сторонки и ворона мила»; Чужбина сурова и неприветлива к попавшему туда бедняку. Такова мысль пословиц: «Чужбина не по шерсти гладит»; «Научит горюна чужая сторона: и вымучит и выучит».

Свою землю русский народ называет «Матушка Русь», «святая Русь», богатырская Русь». Обращают на себя внимание эпитеты, которыми пользуется народ. Он сравнивает Русь с матерью, т.е. с самым близким человеком, подчеркивая этим свою органическую связь с родиной. Русь – богатырская, т.е. страна, рождающая богатырей: великий русский народ – народ-богатырь.

Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального характера сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в народе: «Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом», «На Руси не все караси, есть и ерши»; «Русский терпелив до зачина».

Характерной чертой русского человека является оптимизм, вера в лучшее будущее: «Князья в платье и бояре в платье, будет платье и на нашей братье»; «Не все ненастье, будет и ведро»; «Будет и на нашей улице праздник».

ХУ111- начало Х1Х века – период славы русского оружия. Героизм, смелость и непобедимость русского солдата становятся известны всему миру: «Велика Россия, а отступать некуда», «Разбить неприятеля наголову», «Был наполеон, а в Москве опален», «Смелого и смерть боится», «Наши в поле не робеют, на печи не дрожат».









КНИЖНАЯ ПОЛКА



  1. Акопов Г. В. Российское сознание. Историко-психологические очерки. Самара, 1999.

  2. Бажанов Е. А. Записки о самоназвании русского народа и национальности казаков. Издательский центр «Книга», 2003 г.

  3. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала ХХ века. Судьба России. –М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1997.

  4. М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.

  5. Платонов О. А. Русская цивилизация. М., «Роман-газета», 1995.

  6. Платонов О. А. Русский труд. – М.: Современник, 1991.

  7. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология /Отв. За вып. В. П. Пархоменко. 3-е изд. – СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1992.

  8. Русская культура и национальное самосознание. Материалы научно-практ. конференции. 15-16 мая 2001 г., Самара, 2003.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос