В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок по математике "Стены древнего Кремля"

Файл прикреплен к материалу: Урок по математике "Стены древнего Кремля"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


МКОУ Карповская СОШ





Стены древнего кремля

конспект урока математики























Воронина Ольга Геннадьевна,

МКОУ Карповская СОШ,

учитель начальных классов














п. Карповский

2012 год



Пояснительная записка:


a) Воронина Ольга Геннадьевна;


b) МКОУ Карповская СОШ, учитель начальных классов;


c) стены древнего кремля;


d) Одной из ключевых компетенций является формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Для этого со 2 класса работаю по тетрадям О.А. Захаровой, являющиеся составной частью учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» и дополняющие учебник «Математика». Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения практического использования навыков арифметических действий над многозначными числами и величинами и повышает интерес к истории нашего государства.


e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.

Методика: конспект занятия.

Ресурсы: презентации.

Список используемых информационных ресурсов:

1. Захарова О.А. Математика в практических заданиях Тетрадь для самостоятельной работы № 3 – М.: Академкнига/Учебник 2010

2. Федотова О.Н. окружающий мир 2 класс часть 2 – М.: Академкнига/Учебник 2010

3. Чекин А.Л. Математика 3класс.: Методическое пособие для учителя М.: Академкнига/Учебник 2010

4. Материал в интернете:

http: / / ru.wikipedia.org / wiki /

http: / / www.kinderino.ru /vokrug /russia /moskva /m_12.html











Цели урока

Образовательная:

создать условия для закрепления умения выполнять арифметические действия с многозначными числами и величинами; выполнять задания с использованием материальных объектов, строить объяснение в устной форме, по предложенному плану выполнять задания;

Воспитательная:

создать условия для воспитания таких ценностей, как любовь к России, своему народу, воспитания интереса к математике;

Развивающая:

создать условия для развития общекультурного кругозора детей;

Умения:

Организационные:

ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, участвовать в коллективной познавательной деятельности, работать в группах;

Информационные:

ученик научится или получит возможность научиться работать с таблицами, словарем, текстом;

Коммуникативные:

ученик научится или получит возможность научиться общаться, критически мыслить, слушать учителя и своих товарищей; красиво и правильно строить свою речь; отстаивать свою точку зрения;

Интеллектуальные:

ученик научится или получит возможность научиться анализировать, применять логические приемы мышления, использовать математические знания в повседневной жизни.


Тип урока: урок закрепления изученного.


Оборудование: презентация «Стены древнего кремля», тетради О.Захаровой «Математика в практических заданиях тетрадь для самостоятельной работы № 3, 3 класс», учебник «Окружающий мир 2 класс, часть 2», толковый словарь.


Ход урока


1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Все готовы к уроку? Если да, то улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Присаживайтесь. Итак, настроитесь на работу.


2.Введение в тему

- Ребята, сегодня я приглашаю вас продолжить работу в Расчетно-конструкторском бюро, организованном при научном клубе «Мы и окружающий мир».

На данном уроке каждый из вас может принять участие в решении практических задач по теме «Стены древнего кремля».


3.Актуализация опорных знаний

- Как называется наша страна?

- Столица нашей Родины?

- Какие места в столице достойны особого внимания?

- Что называют сердцем Москвы?

- Как вы думаете, почему Кремль со временем оказался в центре города?

- Найдите в учебнике «Окружающий мир 2 класс, часть 2» об истории Московского Кремля.

Ребята 1-ой группы приготовили презентацию об истории московского кремля.

- Зачем каждый раз при строительстве кремля возводились высокие стены?

- Ребята, а знаете, что кремль есть не только в Москве. Крепости строились во многих городах России. Некоторые сохранились до наших дней. Кремли являются памятниками русских городов. О них заботятся люди, их охраняет государство.


4. Постановка проблемы (УЗ).

Слайд 1

- Тема урока сегодня: Стены древнего кремля. Предположите, чем мы будем заниматься на уроке математики, что узнаем нового?

- Во-первых, мы совершим заочную экскурсию по нашим старинным городам. Полюбуемся архитектурным строением кремлей, удивимся их разнообразию, испытаем чувство гордости за нашу страну. Во- вторых, мы проведем исследование – дадим сравнительные характеристики кремлям городов России, а для этого нам нужно будет решить практические задачи.


5. Решение поставленных задач.

Слайды 2, 3, 4.

- Ребята, сосчитайте, сколько лет строили кирпичный белокаменный кремль в Москве.

У вас есть таблицы. Познакомьтесь с первой таблицей «Характеристика кремлей русских городов». Какие колонки таблицы мы можем заполнить, взяв информацию с этого слайда? Заполните.

- Чтобы заполнить второй и третий столбики таблицы до конца, что нам для этого нужно? Эту информацию мы возьмем в тетради. Найдите тему урока «Стены древнего кремля», откройте нужную страницу. Какой абзац нам нужен? Какие сведения мы можем взять из этой части текста? А как узнаем, сколько лет стоился кремль в городе? Задание выполняйте парами.

- Сможете вы теперь ответить на требование задания 1? Какой из кремлей строился дольше всех?

Таблица № 1. Характеристики кремлей русских городов

Город

Время постройки

Сколько лет

Протяженность стен, м

Высота стен, м

Толщина стен, м

Количество башен

Москва

1485-1495

10

2235




Новгород

1484-1500

16

1487

8 – 15

4 – 7

11

Нижний Новгород

1500-1511

11

2000




Тула

1507-1520

13





Коломна

1525-1531

6


24



Зарайск

1528-1531

3


9

3

7

Казань

1556-1568

12





Астрахань

1582-1589

7

1500

11

5

10

Ростов

1670-1675

5

6000

10 – 12

2

11

Тобольск

1670-1675

5

676




Смоленск

1712-1717

5

6000

13 – 19

5 – 6

16

(Дольше всех строили Новгородский кремль – 16 лет.)

- Ребята, посмотрите на второй столбик таблицы и скажите, в какое время строили кремли в русских городах?

- ХV – ХVIII века – это время, когда не было современной техники: экскаваторов, подъемных кранов, самосвалов. Хотите посмотреть, какие это были творения русских людей, и как они выглядят в наши дни?

Слайд 5, 6,7, 8, 9,10,11

- Что вас удивило? Чем вы восхитились?

- Прочитайте задание 2 в тетради: можно ли сказать, что русские кремли имеют симметричную форму?

6. Динамическая пауза

- Подойдите, пожалуйста, ребята, все к окнам. Посмотрите, у нас за окнами есть постройки. Скажите, какие из них имеют симметричную форму. Вспомните форму здания школы. Симметрично ли оно? Почему? (Нет. С одной стороны пристроен спортзал)

-Проведем физкультминутку для глаз: посмотрите далеко-далеко за рощу, а теперь на березку перед школой. Поморгайте глазками часто-часто. Закройте глаза, успокойтесь. Не открывая глаз, скажите, какой сегодня день: ясный или пасмурный? А какое небо? Открывайте глаза, еще раз полюбуйтесь видом из окна. Присаживайтесь.

7. Решение задач.

- Сейчас мы продолжим заполнение таблицы № 1. Что нам нужно еще узнать, чтобы дать характеристики кремлей? (Протяженность, высоту и толщину стен, количество башен в кремле).

-Обратимся к тексту страницы 32. следите за мной, я прочитаю: «Толщина стен старинных кремлей составляла от 46 до 115 вершков. Самые длинные стены у Московского Кремля – 2 версты 705 футов. Немногим уступает ему Коломенский и Нижегородский, длина стен которых около 938 сажень. Самые короткие стены у кремля в Тобольске – 2028 футов. Самые высокие стены, около 960 дюймов, имеет Коломенский кремль». Все ли вам понятно? – Ребята, в ХV – ХVIII веках, когда строились кремли, были другие меры длины. Чтобы решить эти задачи, вам потребуется перевести все старинные меры длины в современные. Куда мы можем обратиться за помощью? ( к толковому словарю)

- Найдите в Толковом словаре значение слова дюйм. Где вы встречались с этой единицей измерения длины? (Дюймовочка)

- Для объяснения значения следующих слов используй таблицу № 2 и плакат «Старинные меры длины».

Таблица № 2 Старинные русские меры длины

Старинная единица измерения длины

Современная единица измерения длины

1 верста

1 км

469 сажень

1 км

3 фута

1 м

23 вершка

1 м

4 дюйма

1 дм

4 линии

1 см

Например, зная, что протяженность стен Московского Кремля 2 версты 705 футов, нужно версты перевести в километры, а футы в метры.

(Так как 1 верста равна 1 км, то 2 версты равны 2 км: 2 версты = 2 км, так как 3 фута соответствуют 1 м, то 705 футов : 3 фута = 235 м. Поэтому протяженность кремлевских стен города Москвы – 2 км 235 м. В таблицу № 1 нужно записать в метрах – это 2235 м . Запишем.

Длина стен Коломенского и Нижегородского кремлей около 938 сажень. Посмотрим по таблице – 469 сажень это 1 км. А как узнать 938 саженей сколько километров?938 : 469.проверьте результат по калькулятору.

Стены у кремля в Тобольске – 2028 футов. Кто уже знает, какое действие нужно сделать, чтобы выразить длину в метрах? 2028 : 3 = 676 метров.

Чтобы найти высоту стен Коломенского кремля, нужно узнать по таблице как дюйм перевести в современные единицы измерения длины. 960 : 4 = 240 дм. Эту длину нам нужно перевести в метры и записать результат в таблицу № 1)

- Следующее задание мы будем выполнять по группам.

1-ая группа заполнит в таблице № 1 вторую строчку о Новгородском кремле.

Слайд 12

2-ая группа заполнит в таблице № 1 последнюю строчку о Смоленском кремле.

Слайд 13

3- я группа заполнит в таблице № 1 строчку о Ростовском кремле.

Слайд 14

4 - ая группа заполнит в таблице № 1 строчку об Астраханском кремле.

Слайд 15

5 - ая группа заполнит в таблице № 1 строчку о Зарайском кремле.

Слайд 16

Проверка работы:

(Новгородский кремль: еще раз вернемся к слайду 12

протяженность стен – 469 сажень 1461 фут -1км 487м, т.к. 1461: 3 = 487м

толщина стен – от 92 до 161 вершка – от 4 до 7м, т.к. 92:23 = 4м, 161:23 = 7м

высота стен – от 24 до 45 футов – от 8 до 15м, т.к. 24:3 = 8м, 45:3 = 15м

количество башен – 11шт., т.к. 14 – 3 = 11)

Слайд 14

(Смоленский кремль: слайд 13

протяженность стен – 6 верст - 6 км

толщина стен – от 115 до 138 вершков – от 5 до 6м, т.к. 115:23 = 5м, 138:23 = 6м

высота стен – от 39 до 57 футов – от 13 до 19м, т.к. 39:3 = 13м, 57:3 = 19м

количество башен – 11шт., т.к. 38 – 22= 16)

(Ростовский кремль: слайд 14

протяженность стен – 6 верст - 6 км

толщина стен – 46 вершков – 2м, т.к. 46:23 = 2м

высота стен – от 30 до 36 футов – от 10 до 12м, т.к. 30:3 = 10м, 36:3 = 112м

количество башен – 11шт., т.к. 5 + 6 = 11)

(Астраханский кремль: слайд 15

протяженность стен – 1 верст 1500 футов - 1 км 500м, т.к. 1500:3 = 500м

толщина стен –115 вершков – 5 м, т.к. 115:23 = 5м

высота стен – 33 фута – 11 м, т.к. 33:3 = 11м

количество башен – 101шт.)

(Зарайский кремль: слайд 16

толщина стен – 69 вершков – 3м, т.к. 69:23 = 3м

высота стен – 27 футов – 9м, т.к. 27:3 = 9м

количество башен – 7шт., т.к. 3 + 4 = 7)

8. Итог урока

- Ребята, мы очень плодотворно поработали на уроке. Давайте, пользуясь таблицей, проведем сравнительную характеристику кремлей.

- Самые длинные стены?

- Самые высокие стены?

- Самые толстые стены?

- В каком городе в кремле больше всего башен?

- А какой кремль вам больше понравился?

- Какой кремль самый главный в России?

Слайд 17

Слайд 18

9. Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы о кремлях России: Москва (желающие), Тобольск (желающие), Казань(желающие), Нижний Новгород(желающие), Коломна, (желающие) Тула(желающие). Материал можно взять в интернете на уже известном вам сайте http: / / ru.wikipedia.org / wiki /

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Итак, урок подходит к концу, давайте узнаем, как мы справились с поставленной задачей

Продолжите предложение

Теперь я знаю, что…..

Теперь я умею…..

Настроение у меня …../покажите какое/

Всем спасибо! Урок окончен.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос