В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок русского языка и информатики в 11 классе

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Урок русского языка и информатики в 11 классе


Тема урока русского языка: «Повторение. Синтаксис и пунктуация, Обособленные второстепенные члены предложения»

Тема урока информатики и ИКТ: «Инструментальные средства создания Web - страниц»


Елена Ивановна Алехина,

учитель русского языка и литературы,

Юлия Валерьевна Судакова,

учитель информатики и ИКТ

МОУ Верх-Падунская СОШ

Топкинский район


Форма урока: интегрированный урок

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков

Цель:

  • Образовательная (русский язык): закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом "литература", "живопись". Повторить пунктуационные правила, связанные с обособленными членами предложения, однородными членами предложения и сложными предложениями.

  • Образовательная (информатика): освоение технологий проектирование с опорой на виды информационной деятельности.

  • Развивающая (русский язык): развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по сложному предложению.

  • Развивающая (информатика): развитие логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.

  • Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, стремление к рефлексии и самоконтролю.

Методы:

  • По характеру познавательной деятельности: репродуктивный

  • По степени активности учащихся: творческий, конструктивные

  • По источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;

  • Стимулирование и мотивация: познавательные, социальные, эмоциональные;

  • Мыслительной деятельности: аналитический, индуктивный, дедуктивный, сравнение, классификация, систематизация

  • Контроля и самоконтроля: устный, программированный контроль

  • По организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Техническое оснащение урока: компьютеры (12 шт.,) интерактивная доска, проектор, колонки, электронные тесты (1С: Русский язык), схема-карта, инструкция к проектному заданию, проектное задание, программное обеспечение (ОС Windows XP, PowerPoint, NVU).



Ход урока

Слово учителя. (Слайд №1: тема урока)

Сегодня у нас будет интегрированный урок – практикум по теме русского языка «Повторение. Синтаксис и пунктуация», на котором вы будете упражняться ставить знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения.

Тема второй части будет касаться предмета информатика, на котором мы вспомнить и закрепим опнятие «Инструментальные средства создания Web - страниц». В течение всего урока с помощью программы NVU и ресурсов сети Интернет, покажете умения работать в программе по созданию веб-страниц и нахождению различной информации. На этом уроке вы получите оценки по двум предметам по русскому языку и информатике.

Девиз нашего урока: «Опыт – дитя мысли, мысль - дитя действия»

Минута интеллектуальной разрядки: «рисуем цифру «два».

Поставьте точку в любой части листа.

Отступите на 1 см вправо

Отступите на 1 см вниз

Отступите на 1 см влево

Отступите на 1 см вниз

Отступите на 1 вправо

Что получилось? (цифра «два»)

- Вопрос: как вы можете связать цифру два со временами года?


Слайд: Весна. Весенняя картинка. (Поют птицы, журчат ручьи)


Учитель: Весна. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите в своих картах, какой вы представляете весну. (Учащиеся работают самостоятельно в своих схемах – картах, параллельно слушая звуки весны и рассматривая репродукции картин и фотографии) Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к слову "Весна" (учащиеся зачитывают)


Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к весеннему пейзажу. Давайте выразительно прочитаем, как описывает это время года Куприн? (текст из плана - карты) (Слайд №3)


Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда – неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями осыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.

Куприн А.И. «Олеся»


Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?



Весна наступила в этом году ранняя. Побежали по деревенским улицам ручейки; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.


Вопросы

  • Какой из данных текстов богаче?

  • В каком тексте весна представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)

  • Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)

  • За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)


На слайде текст Куприна


Найдите причастные обороты, которые выделены запятыми. Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).

Наверное, вы догадались, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.


Слово учителя. Обособленных членов предложения очень много, они делятся на группы, Но сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сообщения. Какие второстепенные члены предложения могут быть обособленными?


Вопрос: Чем могут быть выражены обособленные определения? (одиночным причастием, причастным оборотом, приложением, одиночным прилагательным или рядом однородных прилагательных и несогласованным определением)



Давайте же вспомним, опираясь на схемы о случаях обособления определений . (Слайд схема обособления определений и приложений)



Компьютерный практикум



Гимнастика для глаз.



Схемы деепричастных оборотов



Слово учителя. Многие поэты 19 и 20 века обращались к пейзажной лирики в частности к описанию весеннего пробуждения природы. Обратимся к стихотворению поэта 19 века Евгения Абрамовича Баратынского.

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосвод!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.


Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!


Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!


Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.


Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.


Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней!

(Выразительное чтение учителем или учеником стихотворения, которое размещено у учащихся в планах – картах) (Слайд №6)


Слово учителя. Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Один из учащихся работает у доски, остальные в планах – картах. Разбирают предложение по членам предложения, дают характеристику предложению как простому. Далее сопоставляют свою характеристику с характеристикой на слайде.



(простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, с обособленным обстоятельством)


Слово учителя. (Слайд №?)

Вопрос: С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения? (Радость ликования, восторг, состояние приподнятости, душевного подъема, обилие восклицательных интонаций)


Вопрос: Какие краски, звуки, запахи мы ощущаем? (краски: ясен небосклон, лазурию, слепит к солнечным лучам, солнце, блестят ярко в вышине; звуки: шумят, взревев, шумен, поет, журчит; запахи: воздух чист, лист душист).



Какие образы создаются в стихотворение при помощи звукописи?

(аллитерации на «л»

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Создает плавную легкую картину весеннего дня.


Аллитерация на «Р»

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

(Рисует шумную картину ледохода, половодья)


Вопрос: Найдите в тексте художественные тропы?

Эпитеты: лазурию живой, о торжествующем хребте, незримый жавронок – передают мощь и величие весны, восхищение переменами в природе.

Олицетворение: летают облака, взревев река несет, она - «душа» журчит, летает;

Метафоры: на крыльях ветерка, река несет на хребте;

Гиперболы: слепит очи, ласкаясь к солнечным лучам, под солнце самое взвился жаврнок изображает весну живым и сильным существом, которому ни в чем нет преграды.)


Вопрос: Каково пространство стихотворения? (слова и выражения, обозначающие высоту: воздух, небосклон, высоко, крылья, латают, на хребте, под солнце взвился – помогают читателю ощутить бескрайность широту и могущество весны, необъятность весеннего дня свет, которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца).


Вопрос: Какой смысл придает стихотворению последняя строфа? (обновление и возрождение природы весны вызывает у лирического я стремление слиться с весенним днем, растворится в нем. Именно поэтому весной душа человека подобно ручью радостно журчит и латает в небе как птица)


Слово учителя. Давайте обратимся к стихотворению нашего земляка Владимира Васильевича Иванова, автора книг стихов и прозы изданного в Москве и Кемерово.


Была земля (голым) гола(1)

От зимних дней мерзлым – мерзла(2)

Но от…грелась(3) ожила

И(4) розовея(5)

Г…рит соцветие кипрея(6)

На тонкой ножке(7) ветру (в)след

Головки клонит горицвет.

Тысяч..листник(8) зверобой

И мягкий спорыш? под ногой…

Поляна летом вся пропахла!

Который раз(9) который год(10)

Природа во…тает из праха(11)

Сама себя во…оздает!


Учитель русского языка:


Вопрос: В чем видите разницу лирического восприятия пробуждению природы в стихотворениях Баратынского и нашего современника В. Иванова. (во втором стихотворении больше предметных реалий: кипрей, горицвет, мягкий спорыш, создающих ассоциации с природой Сибири, с тех что знакомо нам с детства).




Выполнение заданий к тексту


Самопроверка




II часть урока

Учитель информатики:

Как много интересного и красивого было вами сказано в первой части урока. Но давайте вспомним девиз нашего занятия «Опыт - дитя мысли, мысль – дитя действия».

Так вот сейчас свои мысли вы будете трансформировать в действия и получить опыт. Для этого мы создадим проекты каждый свою web – страницу в программе NVU, которые будут отражать ваши представление о весне через её художественное восприятие. Надеемся, что вы внесете элемент собственного отношения к этому времени года.

Для начала давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вам было необходимо найти интернет–сайты содержащих информацию о русских живописцах, а также сайты русской поэзии.

(ответы обучающихся) (сайты художников Крымова, Саврасова, Коровина, сайт энциклопедия русской живописи, поэтический сайты Поэзия.ру, сайты биографии русских поэтов и писателей)

Продолжает: для поиска информации в Интернете необходимо использовать определенные поисковые системы. Какие поисковые системы вы знаете? И какие поисковые системы вы использовали для выполнения домашнего задания. (называют Rambler.ru, google.ru, yandex.ru, mail.ru и др.)

Продолжает: а теперь обратимся к нашей цели сегодняшнего урока. (цель отражается на слайде)


Цель: создать web-страницы, содержащий художественное восприятие о весне.

Задачи:

  1. Собрать и систематизировать художественные материалы о весеннем времени года материал.

  2. Создать web-страницы в программе NVU.

Учитель информатики: Давайте разделимся на две группы. (учащиеся делаться на группы) Хорошо. Пожалуйста, первая группа кто будет руководителем в вашей группе? (называют) Кто будет руководителем в первой группе? (руководители получают проектный лист и проектное задание). Ознакомьтесь в группе с проектным заданием. (учитель демонстрирует структуру веб-сайта и указывает требования).

Через минуту руководитель группу должен объявить какую страничку будет выполнять каждый участник группы и соответственно заполнить таблицу первого задания проектного листа. (объявление руководителей о распределение обязанностей).

Учитель информатики определяет основные моменты проектного задания (показ слайдов)

Ваш web- ресурс должен иметь следующую структуру:


Web - страницы должны содержать:

  • (главная страница) Заголовок, отражающий содержание вашей странички (пример: «Весна! Весна! Прекрасней нет!»), и серию тематических гиперссылок, объединяющих 4 других страницы.

  • Четыре художественных полотна известных русских пейзажистов (расположение картин зависит от вашей фантазии и умений). Обязательно указать автора полотна и год написания картины;

  • Одно – два стихотворения о весне, в котором одним из выразительных средств образности являются обособленные члены предложения. Обязательно выделить обособленные члены предложения средствами гипертекстовой разметки. (жирный, курсив, подчеркнутый);

  • Один – два отрывка из прозаического произведения, раскрывающих отношение автора к этому времени года.

  • Пять пословиц и поговорок, загадок о весне.

Учитель информатики: приступаем к выполнению проекта.


Обучающиеся работают за компьютерами. Учитель консультирует, наблюдает за ходом выполнения работы.

(20 минут)


Разминка для глаз.

Учитель информатики: ребята закончили работать над проектом и теперь вам необходимо продемонстрировать его рассказать о нем (согласно заданиям в проектного листа).


Защита проекта. Руководитель группы и вся группа демонстрируют проект с комментариями к каждой странице.

Оценивание работы.


Заключение. (рефлексия)

Наш урок подходит к концу. Сегодня пришлось выполнить много заданий и стандартных и творческих. Вы сегодня закрепили очень важные понятия по русскому языку и информатике. Остается лишь узнать: понравился ли вам такой урок, смогли ли почерпнуть, что-то новое в нем и пусть ответом на этот вопрос станет ваше мнение, выраженное в цвете. (Зеленый – «Я умница! Урок отличный!», Желтый – «Неплохой урок, но надо еще поработать», Розовый «Плохой урок! Я ничего не понял!»)


Учитель: Все наступила весна! На нашей веточке распустились первые листочки!

Учитель зачитывает стихотворение:

Мирра Лоховицкая

ЧТО ТАКОЕ ВЕСНА?

О, виденья весны, вы со мной, вы со мной!
Расскажите вы мне, что зовется весной?

Что такое - весна? Что такое - весна?
Это трепет природы, восставшей от сна,
Это - говор и блеск возрождаемых струй,
Это - первой любви молодой поцелуй.
Что такое - весна? О весна! О весна!
Это чаша, что нектаром жизни полна
И потоки блаженства лиет и лиет.
Это - чистых мечтаний могучий полет.
Это - сладость дыханья жасминов и роз.
Это - нега смешенья улыбок и слез.
Это - вишни в цвету, это в золоте далью
Это юной души молодая печаль .

















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос