МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
«Согласовано» Руководитель МО _______ /Горьковец А.Г./ Протокол № 1 от «23» августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _ _______ /Щетинина Л.А./ «29» августа 2011 г. |
«Утверждаю» Директор школы: __________ Билецкая Т.Д. Приказ № 281 от «31» августа 2011г. |
.
Рабочая программа по технологии
2 класс
(базовый уровень)
Разработчик: учитель начальных классов
Горьковец А. Г.
2011г.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» (2 класс) составлена на основе авторской программы «Технология» / Е.А. Лутцевой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой; Москва: Издательский центр «Вентана Граф» 2009г – с.136)
Учебный предмет «Технология» реализует основные цели обучения:
-
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
-
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
-
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
-
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
-
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);
-
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
-
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
-
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
№ раздела |
Тема раздела |
Кол- во часов |
1. |
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры |
62 ч. |
2. |
Из истории технологии. |
6 ч. |
3. |
Итого |
68 ч. |
Для реализации программы используется учебно-методический комплект
-
Учебник «Технология» 2 класс, Е. А. Лутцева – М: Вентана-Граф, 2011г.
-
Рабочие тетрадь “Учимся мастерству”, Е. А. Лутцева – М: Вентана-Граф, 2010г.
Программа рассчитана на 68часов (34 рабочих недели по 2 часа в неделю)
3. Требование к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
Иметь представление: об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения их работы; о причинах разделения труда; истории зарождения и совершенствования транспортных средств, о проектной деятельности в целом и ее основных этапах; о понятиях конструкция, композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка.
Знать:
названия нескольких ремесел своей местности и их историю (если таковые имеются);
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);
технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
основные агротехнические приемы: подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
способы размножения растений: семенами и черенкованием;
названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся.
Уметь:
с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
читать простейший чертеж (эскиз);
выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж,
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение;
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
изготавливать несложные макеты транспортных средств.
Общетрудовые умения.
Самостоятельно:
опорой на образец и инструкционную карту.
С помощью учителя:
проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения;
доказывать свое мнение.
К концу обучения во 2 классе у обучающихся должны быть сформированы УУД:
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств для решения коммуникатных познавательных задач
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог;
4. Календарно-тематическое планирование
-
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Характеристика основной деятельности учащихся
план
факт
1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры
I.1 Как человек учился мастерству (40)
1,2
Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе)
Природа и человек
2
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено
3,4,5
Каждому изделию – свой материал
3
6,7
Свойства изучаемых материалов
Разные материалы – разные свойства
2
8,9
Освоение природы
2
10,11
Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство.
Каждому делу свои инструменты
2
12,13
Приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Познакомимся с инструментами
2
14,15
16,17
От замысла – к изделию
.
Подвижное соединение деталей.
4
18,19
Выбери конструкцию изделия
.
Получение объемных форм сгибанием.
2
20,21
Композиционное расположение деталей в изделии.
Что такое композиция
2
22,23
Композиционное расположение деталей в изделии.
Симметрично и несимметрично
2
Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
24,25
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка.
Технологические операции
2
26,27
Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертеж. Простейший чертеж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба).
Размечаем детали: технологическая операция 1
2
28,29
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Получаем детали из заготовки: технологическая операция 2
2
30,31,32
Сборка изделия: проволочное подвижное, ниточное соединение деталей.
Собираем изделие: технологическая операция 3
3
33
Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Что умеет линейка
1
34
Учимся читать чертежи и выполнять разметку
1
35
Разметка прямоугольника от двух прямых углов
1
36,37
Разметка прямоугольника от одного прямого угла
2
38,
Что умеет угольник
1
39,40
Как разметить круглую деталь
2
II. Как человек научился делать одежду.(10часов).
41,42,43
Натуральные ткани, нитки (пряжа).
Как появились натуральные ткани. Свойства и строение тканей. Особенности работы с тканью.
3
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
44.45,46
Строение ткани. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья.
Технология изготовления швейных изделий.
3
47,48,
49,50
Продольное и поперечное направление нитей ткани
Основа, уток.
Волшебные строчки. Размечаем строчки.
4
III. Как человек учился выращивать сад и огород. (6 часов).
51
Условия, необходимые для жизнедеятельности растений.
Культурные и дикорастущие растения.
Живая природа .Что любят и чего не любят растения.
1
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
52
Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта.
Что выращивают дома и возле дома. Технология выращивания.
1
53
Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка.
Инструменты помощники садовода и огородника.
1
54
. Продолжительность жизни растений: однолетники, двулетники, многолетники
Долго ли живут растения.
1
55,56
Размножение семенами черенками листа, стебли.
Технология размножения растений.
2
IV.Как человек придумал себе помощников_машины и механизмы.
(6 часов).
57
Транспортные средства
Далеко идти тяжело нести.
1
Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
58
От телеги до машины.
1
59,60
Макет, модель
Макеты и модели. Как соединяются детали машин и механизмов.
2
61,62
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух).
В воздухе, в космосе и в водной стихии..
2
Человек в первобытном мире (3 часа)
63
История приспособления первобытного человека к окружающей среде
Ю.А. Аракчеев, Л. Хайлов
«Первый горшок »
1
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено
64,65
Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежда.
К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Л. Толстой «Как делают воздушные шары2
2
Ремесленники ремёсла (3часа)
66
Ремесла и ремесленники
Как родились ремёсла
1
Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество,
67,68
Названия профессий ремесленников, их современное состояние. Технология выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Как работали ремесленники - мастера.
2
5. Содержание программы учебного курса
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры. 62 часа.
Элементы материаловедения. Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Свойства изучаемых материалов. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость.
Инструменты и приспособления. Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Основы конструкторских знаний и умений. Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объемных форм сгибанием.
Композиционное расположение деталей в изделии.
Основы технологических знаний и умений.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка.
-
Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертеж. Простейший чертеж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба).Эскиз. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
-
Сборка изделия: проволочное подвижное, ниточное соединение деталей.
-
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Условия, необходимые для жизнедеятельности растений. Культурные и дикорастущие растения. Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта. Обобщенные приемы выращивания растений (агротехника): подготовка почвы, посев (посадка), уход, сбор урожая. Размножение семенами черенками листа, стебля Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка. Продолжительность жизни растений: однолетники, двулетники, многолетники.
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель.
Ремесленные профессии края, где живут дети.
Этапы проектной деятельности (разработка замысла и его практическая реализация). Индивидуальный творческий мини проект, коллективный творческий проект.
Из истории технологии. 6 часов.
История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников, их современное состояние. Технология выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
6. Формы и средства контроля
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, устный опрос.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности,
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
7.Перечень учебно-методических средств обучения:
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по технологии используются
-
технические средства обучения
1. Персональный компьютер,
2. Мультимедийный проектор,
3. Экран
4. МФУ.
-
учебно-методическая литература:
1. Программа « Технология. Ступеньки к мастерству». Е.А .Лутцева
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. доп. - М.: Вентана – Граф, 2009. .
2. «Поурочные разработки по технологии» Л.А.Обухова, Н.И. Гаврилкина М. 2009г.
3. Уроки труда. В помощь преподавателю начальной школы. Волгоград.
-
Электронные образовательные ресурсы
-
Название сайта
Электронный адрес
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области
Белгородский региональный институт ПКППС
Федеральный российский общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское образование»
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
http://festival.1september.ru
-
Учебно - практическое оборудование
Цветная бумага. картон
Ножниц
Швейная игла, нити
Пяльца
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
-
Стол учительский
-
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Лист корректировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Зрительная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками и школьниками: методика проведения комплексов упражнений»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Рисование газетами как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Рисование ребром ладони как нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками»