В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов




МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»



«Согласовано»

Руководитель МО


_______ /Горьковец А.Г./

Протокол № 1 от «23» августа 2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________ /Щетинина Л.А./


«30» августа 2011г.


«Утверждаю»

Директор школы:

________ /Билецкая Т.Д./


Приказ № 281

от «29» августа 2011г.









Рабочая программа

по русскому языку

2 класс

(базовый уровень)









Разработчик:

учитель начальных классов

Горьковец А. Г.












2011г



2. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (2 класс) составлена на основе авторской программы «Русский язык» /автор Иванов С.В., (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва.: Издательский центр «Вентана Граф» 2009г - с.28)

Учебный предмет «Русский язык» реализует основные цели обучения:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

Для реализации первой цели является:

  • нахождение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение;

  • следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных способностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

  • навык грамотного письма может быть сформирован при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и самоконтроль ученика;

Работа над третьей целью строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект

  • Иванов СВ., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И «Русский язык» учебник для 2 класса 2 части. Москва., Издательский центр «Вентана Граф» 2009г

  • Программы начальной школы «Русский язык» /автор Иванов С.В., (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва., Издательский центр «Вентана Граф» 2009г.

  • Рабочие тетради:. Кузнецова М.И «Пишем грамотно » 2 класс в 2 х частях. - М: «Вентана -Граф» 2011г.

Кузнецова М.И «Учусь писать без ошибок» 2 класс - М: «Вентана-Граф» 2011г.



Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования. В программу внесены изменения при распределении резерва учебного времени.











Программа рассчитана на 170 часов в год (154ч + 16ч резервных) (34 рабочих недели по 5 часов в неделю)

В том числе на проведение:


  • контрольных работ - 4 ,

  • контрольное списывание - 1,

  • тестов - 1,

  • диктантов - 4,

  • словарных диктантов - 4.




Распределение времени по разделам и темам программы



Наименование раздела

Количество часов

1

«Как устроен наш язык» ( основы лингвистических знаний

57

1.1

Фонетика

10

1.2

Слово и предложение

6

1.3

Состав слова

19

1.4

Лексика

22

2

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

58

3

«Развитие речи»

34

4

Повторение

5

5.

Резервные уроки

16


Итого

170



Раздел

Кол – во уроков

Тема резервного урока

Контрольные работы


«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

14



2





Упражнение в правописании частей слова





3. Требование к уровню подготовки учащихся


К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

различать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

  • слово и предложение;

  • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • предложения по цели высказывания

  • предлоги и приставки1 (на уровне правописания);

выделять, находить:

  • корень, суффикс, приставку, окончание;

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • многозначные слова, синонимы, антонимы;

  • основную мысль текста;

решать практические задачи:

  • составлять слово по заданной словообразовательной модели;

  • подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный тест, определять по заголовкам содержание текста;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей)

применять правила правописания:

  • гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);

  • заглавной буквы в изученных случаях;

  • безударных проверяемых гласных в корнях;

  • звонких и глухих согласных в корне;

  • словарных слов, определённых программой;

  • разделительного мягкого знака.

К концу обучения во 2 классе у обучающихся должны быть сформированы УУД:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;



  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;



  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.



  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации



4. Календарно-тематическое планирование курса


уроков

Тема урока

Дата

Характеристика деятельности

учащегося

План

факкт

1

Звуки и буквы



Наблюдать за звуками в словах

замена одного звука другим.

2

Гласные и согласные звуки и буквы



Сравнивать звуков в словах. Применять

Артикуляционные приемы

распознавания гласных звуков.

Упражнения в обозначении

мягкости-твердости звуков

3

Обозначение звуков на письме



Сопоставлять: звуковую и

буквенную запись слов


4

Ударные и безударные гласные




Сравнивать слова типа «хлопок-хлопок». Участвовать в обсуждении смыслоразличительной функции

ударения

5

Согласные звуки



Подбирать упраж-я на артикуляцию

согласных звуков. Обобщение

известных способов обозначения

звука

6

Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие



Сравнивать пары слов по звонкости-глухости; твердости-мягкости

7

Звонкие согласные звуки в конце слова






Наблюдать над языковым явлением

звон-глух согл-ые. Упр-я на опре-е звон-ти-глух-ти звуков.

8

Правописание сочетаний жи-ши



Обсуждать вопрос: есть ли мягкая

пара у звуков ж-ш.


9

Правописание сочетаний ча-ща



Обсуждать вопрос: есть ли

твердые пары у зв-в [ч'] [щ']

решать лингв-кие задачи: как

объяснить написание буквы «а»

после [ч] [щ]

10

Правописание сочетаний чу-щу



Решать лингв-ие задачи: как

объяснить написание буквы «у»

после [ч] [щ]

11

Разделительный мягкий знак



Наблюдать над функциями мягкого знака

12

Слог. Перенос слова



Применять : правила переноса слов; способы определения ударения

13

Правила переноса слова.



Наблюдать над способами переноса слов. Упр-ия: перенос слова с «й»

14

Правила переноса слова.



Упражнения: правила переноса слов

15




Диктант по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча –ща, чу – щу; перенос слов»



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

16


Работа над ошибками.

Ударение.



Обсуждать вопрос:

смыслоразличительное значение

ударений.


17

Слово



Наблюдать над знач-м слова. Участвовать в обсуждении значений слов.

18

Слова, которые называют предметы



Наблюдать над словами, отвечающими на вопрос «что?». Обсуждать правила, работы ;с таблицей


19

Слова, которые называют признаки и действия предметов



Наблюдать над : словами , не отв-е на вопрос «кто? что?».


20

Слова в предложение.



Наблюдать над : отдельными словами и предложениями.

21

Слово и предложение.



Срав-е: звук- слово-предолжение.

Обсуж-ние правила. Набл-е: цель

высказывания. Фронтальная работа.

22

Восклицательные и невосклицательные предложения.



Обсуждать правила. Сравнивать воскл. и невоскл. предложения

23

Списывание Тема «Правописание сочетаний жи-ши, ча –ща, чу – щу; перенос слов»



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

24

Работа над ошибками

Окончание.



Обсуждать и применять правила.

25

Изменение формы слова с помощью окончания



Наблюдать за изменением формы

слова.


26

Неизменяемые слова



Обсужать правила.

Наблюдать над неизменяемыми словами. Сравнивать :

неизм-е слова и слова с нулевым

окончанием.

27

Повторение правил написания большой буквы.



Анализировать слова применять правила.


28

Повторение правил написания большой буквы



Сопоставлять

составленные диалоги.

Применять правила правописания заглавной буквы в изученных случаях.


29

Корень слова



Наблюдать над значением и составом

родственных слов. Участвовать в

формулировании правила


30

Правописание гласных в корне слова



Наблюдать над способом

обозначения безударных гласных в

корне слова. Сравнивать обозначение

буквами ударных и безударных

гласных,


31

Правописание гласных в корне слова



Наблюдать над способом

обозначения безударных гласных в

корне слова.


32

Правописание безударных гласных в корне слова.



Сравнивать звуковые модели слов.

Применять правила правописания безударных проверяемых гласных в корне.

33

Правописание безударных гласных в корне слова.



Анализировать слова с целью выявления безуд-го гласного .


34

Корень слова



Анализировать слова и выделять корень слова

35

Корень слова




Наблюдать над языковым

материалом, принимать участие в формулировании правила.


36

Корень слова



37

Корень слова



38

Правописание безударных гласных



Разграничивать звуки, вызывающие

трудности, и звуки не вызывающи;

трудности.

39

Однокоренные слова




Различать однокоренные

слова, обсуждать алгоритм

нахождения корня.

41

Контрольная работа Тема: «Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание



Контролировать собственные действия.

Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного

41

Работа над ошибками

Правописание согласных в корне слова.



Классифицировать

звуки. Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова

42

Правописание согласных в корне слова: закрепление



Наблюдать над выделением орфограммы в корне, анализировать звуковой состав слов.


43

Корень слова



Наблюдать чередование согл-х в корне

слова. Обсуждать виды чередования

согл-х в корне слова

44

Правописание слов с согласными в корне слова.



Сопоставлять способы проверки безударных глас, и парн. соглас. по звонкости-глухости в корне слова.


45

Правописание слов с согласными в корне слова.



Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова

46

Повторение: обозначение гласных и согласных в корне слова.



Сопоставлять формы слова.

Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова

47

Правописание согласные в корне слова.



.Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова

48

Суффикс.



Наблюдать над языковым мат-м

(функция, знач-е и местонахождение

суф-са в слове), формулировать выводы.


49

Суффикс (закрепление)



Наблюдать над значением суффикса


50

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками



Сопоставлять звуковую и

Буквенную записи слов, решать орфограф – ие задачи.

51

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками



Обсуждать правила: письмо слов с непроизми согл. Анализировать

языковой материал, определять принципа классификации слов.

52

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками





Решать орфографические задачи.


53

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками



54

Правописание слов с суффиксами -ёнок, -онок,.



Наблюдать над языковым материалом: выведение правила написания слов суф-ми -еноек, -онок.

55

Правописание слов с суффиксами -ёнок, -онок,.



Участвовать в осуждении алгоритма выполнения правила. Сопоставлять звук и буквенной записи слов.

56

Правописание слов с суффиксами -ик, -ек.



Наблюдать над языковым мат-м: выведение правила написания слов уф. -ик, -ек. Объяснять выбора суф-са. Конструировать слова с использованием правила

57

Суффикс.



Анализировать языковой материал.

Наблюдать за : значением суф-ов.

решение пробл. задачи. Набл-е над амонимичными суф-ми.

58

Правописание слов с суффиксом -ость



Выделять суффикса определять его

знач., сопоставлять пары слов,

противоположных по значению.

59

Образование слов при помощи суффиксов



Наблюдать над образов-е слов суф-м

способом. Обсуждать правила.


60

Правописание суффиксов имен прилагательных.



Наблюдать над язык-м мат-м. участвовать в. коллективном

выведение правила, его обсуждении.

Составлять слов по заданной модели.

.

61

Правописание корней и суффиксов в словах



Находить и выделять суффиксы. Уметь правильно писать суффиксы.


62

Контрольная работа Тема: «Фонетика; слово и предложение, корень слова; суффикс».



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

63

Работа над ошибками

Приставка.



Наблюдать над язык-м мат-ом: значение и место приставки в слове

64

Приставка.



Обсуждать правила и формулировать

выводы.

65

Правописание слов с приставками.



Участвовать в коллективном обсуждение правила, алгоритма его применения.

Классифицировать слова.


66

Правописание слов с приставками с буквами о и а



Диф-вать правила написания пристав. с буквами а и о .

67

Приставка.



Наблюдать над языковым мат-ом анализ слов, образованных приставочным способом. Формулир. выводы.

68

Правописание слов с разделительным твердым знаком.



Анализировать языковой материал

Конструирование и

выявление соотношения звуковой

буквенной записи слов.

69



Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.






Наблюдать над языковым мат-

Выделять признака диф-ции,

Объяснять выбор знака.

70

Образование слов.



Анализировать слова, образованные

приставочно-суффиксальным

способом. Наб-дать над язык-м мат-

(слова, образованные способо*

сложения).

71

Различение разделительных ь и ъ



Сопоставлять случаи употребления твердого и мягког знаков..


72



Диктант Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, , ча-ща, чу-щу; перенос

слова; непроизносимые безударные гласные в корне слов; согласные в корне;

правописание изученных суффиксов».




Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности


73

Работа над ошибками

Основа слова.



Обсуждать правила.

74


Различение предлогов

и приставок.



Наблюдать над языковым мат-ом

выведение правила,

обсуждение алгоритма диф-и.



75

Различение предлогов и

приставок.



76

Контрольная работа

Тема: «Приставки; состав слова;

образование слов»



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

77


Работа над ошибками

Повторение: состав слова.



Класснф-ать слова по способам образования.


78

Повторение: правописание

частей слова.



Диф- вать приставки , обсуждать

алгоритм написания различных

групп приставок.

79


Повторение по теме:

Правописание частей слова».



Применять правила написания безударных гласных в корне


80

Повторение по теме:

Правописание частей слова





Применять правила написания безударных гласных в корне


81



Повторение по теме:

Правописание частей слова






Применять правила написания безударных гласных в корне


82



Повторение по теме:

Правописание частей слова



83

Слово и его значение.



Наблюдать над значением слова.

Сопоставлять слово и его значение

Решать кроссворды

84

Значение слова.



Наблюдать над словом: значение

слова. Классифицировать по значению.


85


Повторение по теме:

«Правописание безударных

гласных в корне».



Применять правила написания безударных гласных в корне

86

Текст.



Сравнивать звуки, части слова,

предложения и текст. Различать

текст и не текст. Обсуждать

правила: выявление признаков

текста.

87

Заголовок текста.



Наблюдать над смысловой

целостностью текста. Анализировать текст и его заглавия.


88

Как сочетаются слова.



Наблюдать над языковой ед-ей слова, его значением, сочетаемостью слов .

Обсуждать правила: связь

лексических значений слов.

89

Слово в словаре и тексте.



Находить лексическое значение слова в толковом словаре.

90



Повторение по теме:

«Правописание орфограмм

в корне слова»



Составлять слово по заданной словообразовательной модели.




91

Заголовок и текст.



Анализировать содержания учебника как пример заглавий текстов.


92

Оглавление текста.



Выделять основную мысль текста. Уметь подбирать заголовок к данному тексту.


93

Слово в словаре и тексте.



Обсуждать правила: знакомство с толковыми словарями..

94

Слова однозначные и многозначные



Участвовать в обсуждении правила:

однозначность и многозначность

слова».

95

Повторение по теме: Правописание орфограмм в корне».



Выделять и находить части слова: корень, суффикс, приставку, окончание. Уметь применять изученные правила.


96

Озаглавливание текста.



Исправлять неправильных заголовки.

Списывать текст со своим

заголовком.

97

Текст. Окончание текста.



Наблюдать над незавершенным

текстом.

Обсуждать подходящий по смыслу

окончание текста.

98

Многозначные слова.



Обсуждать правила: условия появления нескольких значений

99

Как определить значение многозначного слова



слова. Анализировать языковые единицы: многозначные слова. Работать с толковым словариком учебника.

100

Повторение по теме: «Правописание орфограмм в корне».



Находить в словах изученные орфограммы.


101

Словарный диктант

Повторение по теме: «Правописание орфограмм в корне



Находить в словах изученные орфограммы.


102

Составление текста.



Выделять основную мысль текста и подбирать заголовок к данному тексту.




103

Синонимы.



Наблюдать над языковым явлением синонимия.

104

Использование слов -синонимов



Обсуждать правила: ряды синонимов

Наблюдать над сочетаемостью слов


105

Повторение по теме: «Правописание орфограмм в корне».



Применять изученные правила орфографии.


106

Начало текста



Участвовать в осуждении текста. Наблюдать над началом текстов.

107

Начало текста



Наблюдать над различным началом

текстов в зависимости от заглавия \

основной мысли


108

Использование слов -синонимов



Наблюдать над языковым явлением:

синонимия; значением слова

(сочетаемость). Сопоставлять

однокоренные слова и синонимы

(фронтальная работа)

109

Использование слов -синонимов



Наблюдать над языковым явлением

синонимия. Участвовать в корректировки текста.

текста.

110

Повторение по теме : «Правописание орфограмм в корне».



Применять изученные правила орфографии.


111

Составление текста.



Составлять текст по заданному заголовку и началу


112

Последовательность предложений в тексте.



Наблюдать над последовательностью предложений в тексте. Анализировать и кор-е тек-в. поиск нарушения послед-ти


113

Антонимы.



Наблюдать над языковым явл-м, антонимия.


114

Антонимы.



Сопоставлять синонимы и

антонимы.


115

Повторение по теме: «Правописание разделительных ъ и ь знаков, орфограмм в корне».



Применять изученные правила орфографии.


116

Словарный диктант

Повторение по теме: «Правописание разделительных ъ и ь знаков, орфограмм в корне».



Применять изученные правила орфографии.


117

Связь предложений с тексте



Анализировать текст с нарушениями.

118

Омонимы.



Наблюдать над омонимами..

119

Слова исконные и заимствованные.



Сравнивать -е заимствованные

слов с исконно русскими оборотами.

120

Повторение по теме: «Правописание приставок» .



Применять изученные правила орфографии

121

Абзац



Наблюдать над текстами, записанными с

абзацным делением и без него.

Участвовать в обсуждение правила.


122

Абзац



Делить текст на абзацы


123

Заимствованные слова.



Наблюдать над заимствованными частями слов: корнями, суф-ми,

приставками. Участвовать в поиске заимствованных слов. Анализировать значения заимствованных слов.


124


Повторение по теме:

«Правописание

изученных орфограмм».



Применять изученные правила орфографии

125

Последовательность абзацев



Составлять текст по зад-м хар-м.


126


Составление текста.



Составлять текст по зад-м хар-м.



127

.

Контрольный диктант по теме:

«Правописание изученных

орфограмм»




Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

128

Работа над ошибками

Устаревшие слова.



Участвовать в обсуждении правила:

«Знакомство с устар. словами». Анализировать изменения значения слов.

129


Устаревшие слова, слова

синонимы. Новые слова



Наблюдать над значением соврем. слов признании их историч. родствен-в.



130


Повторение по теме:

«Правописание изученных

орфограмм».



Применять изученные правила орфографии

131

Составление текста.




132

Составление текста.



Составлять текст по заданным характеристикам.


133


Повторение по теме:«Лексическое

значение слова»



Наблюдать над

заимствованными суффиксами.





Повторение по теме: Правописание изученных орфограмм».



Применять изученные правила орфографии

135

План текста.



Наблюдать над послед-тью абзацев.

Исправлять нарушение порядка

абзацев в тексте


136

План текста.



Участвовать в составлении плана текста.

137

Фразеологизм. Фразеологизм и слово.



Обсуждать правила.

Наблюдать над значением слова в составе словосоч-я.

138

Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм».



Применять изученные правила орфографии


139


Тест

Тема: Правописание

изученных орфограмм»






Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




140

Работа над ошибками

Составление текста по плану.



Использовать форзац учебника.

141

Составление текста по плану.



Участвовать в составлении плана текста.

142

Использование фразеологизмов.



Наблюдать за языковым явл-м: фразеология.

143

Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм».



Применять изученные правила орфографии

144

Составление текста по плану



Участвовать в составлении плана текста.

145

Текст - описание.



Наблюдать над текстом. Обсуждать

правила: текст-описание. Анализировать описания природы в стих-и С.Есенина «Ночь»

146

Повторение по теме «Правописание изученных орфограмм».




Применять изученные правила орфографии

147

Словарный диктант

Повторение по теме «Правописание изученных орфограмм».




Применять изученные правила орфографии

148

Текс-описание. Работа над ошибками, допущенными при списывании



Анализировать

тексты.

149

Текст-описание



Участвовать в анализе текста - описания

150

Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм».



Применять изученные правила орфографии

151

Текст-описание.



Анализировать работы уч-ся.

Участвовать в выборе понравившихся сравнений при описании из стих-я

А.С. Пушкина.

152

Текст-повествование.



Участвовать в поиске тек-в. описаний

153

Текст-повествование.



Обсуждать правила текста-повествования..


154


Итоговый диктант

Тема: «Правописание

изученных

орфограмм»



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности


155

Работа над ошибками

Повторение по теме:

«Правописание

изученных орфограмм».







Применять изученные правила орфографии



156

Текст-повествование.



Обсуждать правила составления текста -повествование.

157

Описание и повествование в тексте.



Анализировать тексты и выявление в них признаков описания и

Повествования.

158

Текст-рассуждение



Обсуждать правила составления

текста- рассужд-я.


159

Текст-рассуждение



Обсуждать правила: составления

текста- рассужд-я.


160

Описание.

Повествование.

Рассуждение.



Обсуждать правила составления текста -повествование.


161


Итоговая контрольная работа Тема: «Состав слова;

слова, называющие предметы

и признаки,

лексика




Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности


162

Работа над ошибками

Повторение по теме: «Правописание и развитие речи.



Применять изученные правила орфографии


163

Повторение по теме: «Развитие речи и лексика».



Анализировать значения слов, типов,

текстов, правописаний слов.

164

Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм».



Применять изученные правила орфографии


165-166-167

Повторение по теме: «Развитие речи, лексика и правописание».



Анализировать значения слов, типов,

текстов, правописаний слов.

168

169

170

Повторение по теме: «Развитие речи, лексика и правописание



Применять изученные правила орфографии



5. Содержание программы учебного курса.


«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) – 57 часов:

Фонетика – 10 часов

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение – 6 часов

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.

Состав слова

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и в тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.


«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 58 часов

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.

Правописание заглавной буквы.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня – башенка).

Правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост (ь)-.

Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-.

Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.


«Развитие речи»

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текстов.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.


6. Формы и средства контроля

Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые задания; диктанты; устный опрос, словарные диктанты.

1. Диктант. Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,; перенос слов» Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. –М.: Вентана _Граф, 2007г с 31

2. Списывание. Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,; перенос слов». Русский язык в шчаль,ной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/ Под ред. СВ. Иванова. – М.: Вентана _Граф, 2007г с 30

3. Контрольная работа. Тема: «Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание» Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана _Граф, 2007г .- с. 28;

4. Словарный диктант. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана – Граф 2007 г с. 43;

5. Контрольная работа. Тема: «Фонетика; слово и предложение, корень слова; суффикс». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана – Граф 2007- с. 34;

6. Диктант. Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слов; согласные в корне слова; непроизносимые согласные; правописание изученных суффиксов». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. – М.; Вентана – Граф 2007с. 39-40;

7. Контрольная работа. Тема: Приставки; состав слова; образование слов». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. – М.; . Вентана – Граф с 43;

8. Словарный диктант. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана - Граф, 2007г- с. 44;

9. Словарный диктант. Русский язык: Сборник проверочныхи контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М: Вентана - Граф, 2007г с. 48;

10. Итоговый диктант. Тема: «Правописание изученных орфограмм». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.:

Вентана - Граф, 2009с. 56;

11. Тест. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана - Граф, 2007г с. 49-52;

12. Словарный диктант>Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана - Граф,2007 - с. 48;

13. Итоговый контрольный диктант. Тема: «Правописание изученных орфограмм». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана - Граф,2007 с. 57

14. Итоговая контрольная работа. Тема: «Состав слова; слова, называющие предметы и признаки, лексика». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/ Под ред. СВ. Иванова. М: 2007/с. 64-69


Критерии оценивания работ:

    1. Диктант

    За диктант выставляется одна оценка

    «5» - если в диктанте нет ошибок;

    «4» - если допущено не более двух ошибок;

    «3» - если допущено не более четырех ошибок;

    «2» - если допущено пять и более ошибок

      Учёт ошибок в диктанте:

    1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.

    2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.

      Ошибкой считается:

    1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

    2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).

    3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.

      Грамматическое задание

    «5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

    «4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;.

    «3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

    «2» - за невыполненное задание.

    Примечание: за исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.

     2 Списывание.

    «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

    «4» - за работу, в которой одно – два исправления или одна ошибка;

    «3» - за работу, в которой две - три ошибки;

    «2» - за работу, в которой четыре ошибки более;

    3.Словарный диктант. В него включены слова с непроверяемыми написаниями. Количество слов в словарных диктантах во 2 классе не должно быть менее 8 слов и превышать 10 слов.

      Оценки:

    «5» - за работу без ошибок.

    «4» - за работу, в которой одна ошибка;

    «3» - за работу, в которой две ошибки;

    «2» - за работу, в которой три- пять ошибок.

    4.Тест

    «5» - если ученик набрал 13-14 баллов;.

    «4» - если ученик набрал 10-12 баллов;.

    «3» - если ученик набрал 7-9 баллов;.

    «2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6 ) баллов.

    5. Контрольная работа

    «5» - за безошибочное выполнение всех заданий;

    «4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;

    «3» - если ученик выполнил не менее 1/2 всех заданий;

    «2» - если ученик не справился с большинством заданий.

    6. Изложение.

    В изложении оцениваются:

    1. Полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);

    2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);

    3. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

    Изложение оценивается по пятибалльной системе.

    «5»-правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;

    • нет фактических ошибок;

    • правильно построены предложения и употреблены слова( допускается не более одной речевой неточности);


    «4»-содержание передано правильно и достаточно точно;

    • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;

    • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

    • имеются отдельные фактические и речевые неточности ( допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).


    «3»- допущено существенное отклонение от авторского текста;

    • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;

    • есть недочеты в построении предложений и употребление слов( допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста);


    «2»- допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствие главная часть);

    • много фактических неточностей

    • нарушена последовательность изложений мыслей;

    • имеет место употребление слов в не свойственном им значении;

    • допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.



    7. Перечень учебно-методических средств и обучения


    Для обеспечения эффективности образовательного процесса по русскому языку используются

    • информационные стенды по всем разделам предмета русский язык


    1. Комплект таблиц "Словарные слова (5 таблиц)

      1. Основные правила и понятия 1-4 класс" (7 таблиц).


      • технические средства обучения


      1. Персональный компьютер,

      2. Мультимедийный проектор,

      3. Экран

      4. МФУ.

      • учебно-методическая литература:


      1. Книга для учителя, пособие «Оценка знаний» по русскому языку (авторы В.Ю. Романова, Л.В. Петленко Москва., Издательский центр «Вентана Граф» 2007г


      1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.-176 с.

      2. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007. -320 с.- (Начальная школа XXI века).

      3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. - М.: Вентана – Граф, 2008. -448 с. - (Начальная школа XXI века).

      4. Привалова СА..Русский язык 2 класс: поурочные планы по учебнику

      С.В.Иванова и др. Волгоград: Учитель,2007.

      1. Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4

      классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 360 с. – (Начальная

      школа результаты обучения).

      Электронные образовательные ресурсы

      Название сайта

      Электронный адрес

      Министерство образования и науки РФ

      http://mon.gov.ru/

      Русский образовательный портал

      http://www.gov.ed.ru

      Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

      http://www.beluno.ru

      Белгородский региональный институт ПКППС

      http://ipkps.bsu.edu.ru/

      Федеральный российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

      Федеральный портал «Российское образование»

      http://www.edu.ru

      Портал компании «Кирилл и Мефодий»

      http://www.km.ru

      Образовательный портал «Учеба»

      http://www.uroki.ru

      Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

      http://festival.1september.ru



      • электронные образовательные ресурсы


      1. Демонстрационные таблицы по русскому языку, 1-4 класс, Изд. «Учитель», 2011 г.

      2. «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия».

      • учебное оборудование



      • Ученические столы двухместные с комплектом стульев

      • Стол учительский

      • Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.






      1

      Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

      Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос