В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»



«Согласовано»

Руководитель МО

_______ /Горьковец А.Г./


Протокол № 1


от «23» августа 2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР


_______ /Щетинина Л.А./


от «29» августа 2011 г.


«Утверждаю»

Директор школы:



__________ Билецкая Т.Д.

Приказ № 281

от «31» августа 2011г.












Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности


2 класс


(базовый уровень)
















Разработчик: учитель начальных классов

Горьковец А. Г.












2011г.


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

(2 класс) составлена на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» /автор Л.П. Анастасова П.В.Ижевский, Н.В.Иванова, А.Т.Смирнов, М.В.Маслов. Программа разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т.Смирнова 2-е издание, Москва «Просвещение» 2007г


Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные цели обучения:

  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:


  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования. Принимая во внимание Распоряжение администрации муниципального района «Ивнянский район» от 05 августа 2011 года № 311-р «О продолжительности 2011- 2012 учебного года» (продолжительность учебного года в 4 классе составляет 34 недели), в программу внесены изменения - добавлено 2 часа: 2 ч в раздел «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся»


Для реализации программы используется учебно-методический комплект

  • .Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 2 класс. Авторы: Л.П. Анастасова, П.В. Ижевская, Н.В. Иванова. Издательство - Москва «Просвещение», 2011г

  • Рабочая тетрадь «Основы безопасности жизнедеятельности», 2 класс. Авторы: Л.П. Анастасова, П.В. Ижевская, Н.В. Иванова. Издательство - Москва «Просвещение», 2011г




раздела и темы

Наименование темы.

Кол-во часов

раздел

тема

I.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

18


1

Безопасное поведение на улицах и дорогах


2

2

Безопасное поведение на воде


5

3

Безопасное поведение на природе


11

II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

10


4

Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни


4

5

Практические занятия по отработке

навыков оказания первой медицинской помощи


5

6

Первая медицинская помощь приотравлении пищевыми продуктами


1

III

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6


7

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)


1

8

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения


1

9

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени


1

10

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей»


3


Всего часов:

34



Программа рассчитана на 34 часа в год. (34 рабочих недели по 1 час в неделю)

В том числе на проведение

  • Практических работ- 8


3. Тебования к уровню подготовки учащихся


К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

  • правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

  • правила безопасного поведения в лесу, в поле;

  • возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

  • ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

  • от чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;

  • травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

  • какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;

  • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Практическая работа.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • правильно перейти водоем по льду;

  • правильно вести себя на пляже;

  • ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;

  • уметь правильно вести себя при встрече с опасными животны­ми и насекомыми, суметь защититься от них;

  • уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;

  • оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при большом ожоге или обморожении;

  • уметь действовать по сигналу «Внимание всем!


К концу 2 класса у обучающихся должны быть сформированы УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникаци


4. Календарно – тематическое планирование


Наименование раздела



Тема урока

Количество часов

Дата

Характеристика деятельности уч - ся

план

факт





Защита человека в чрезвычайных ситуациях





1.1 Чрезвычайные ситуации (6 ч)






Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и

здоровья человека;


1 .Какими бывают чрезвычайные ситуации?

1




2.Чрезвычайные ситуации природного

происхождения.


1



3 Наводнения, причины наводнений.

Мероприятия по защите от наводнений.

1




1.2 Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения






Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил, после оповещения населения о ЧС

Практическое занятие

4.Оповещение населения о чрезвычайных

ситуациях.



1



5. Практическое занятие

Сигнал «Внимание всем».

1



6. Практическое занятие

Что необходимо сделать сигналу

«Внимание всем!».



1









Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи








2.1.Болезни, их причины, связь с образом жизни (10ч)












Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

7. От чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм, из чего состоит тело человека?


1



8. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания

1






9,10 Болезни и их возможные причины.

Пути передачи инфекцион­ных

заболеваний


2




11.Практическое занятие: «Удаление занозы»

1



12,13 Практическое занятие: «Кровотечение»

2




14. Практическое занятие: «Укус»

1



15. Практическое занятие: «Ушиб»


1




2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами






16. Отравление. Причины отравления и их признаки

Первая помощь при отравлении грибами.


1








Опасные ситуации, возникающие в повседнев-

ной жизни, правила поведения учащихся











3.1. Безопасное поведение на воде. (5 ч)





Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

17. Водоёмы зимой.

1



18. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

1




19. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах

1




20, 21 Правила поведения на пляже


2



3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. (11ч)







Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях


22.Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины заболевания.


1




23. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма.

1




24,25. Ориентирование в лесу

2



26. Как вести себя на реке зимой.


1




27. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

1



28. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности

1




29,30 Опасные животные и насекомые.

2



31,32.Правила поведения при встрече с

опасными животными и насекомыми,

меры защиты от них.


2



Безопасное поведение на дорогах (2ч)





Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека;

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих

33. Движение пешеходов по дорогам.

Элементы дорог.

Правила перехода дорог. Перекрестки.

Сигналы светофора и регулировщика.

1



34 Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах

1




5. Содержание программы

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Чрезвычайные ситуации

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Болезни, их причины, связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм, из чего состоит тело человека?

Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекцион­ных заболеваний.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Уроки плавания:

  • подготовительные упражнения для освоения с водой;

  • техника спортивного плавания «кроль на груди».

3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

3.3. Безопасное поведение на дорогах.

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.

Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.


6.Формы и средства контроля.


Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются:

индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, проверочные работы, тестовые задания, устный опрос; практические работы.

Критерии оценки знаний и умений учащихся

Критерии устного ответа:

•  знание основных понятий курса «Основы безопасности жизнедеятельности», понимание причинно-следственных связей опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; содержания и социальных норм, регулирующих поведение обучающихся в общественных местах; наиболее опасных для жизни и здоровья факторов окружающей среды, характерных для места проживания;

•  умение раскрыть на примерах теоретические положения курса; логически стройно в соответствии с вопросом билета описать последовательность действий    в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя; учащийся полно и правильно изложил теоретический материал, привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы,  их подтверждающие, сделал вывод;

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; учащийся правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы; учащийся смог частично раскрыть теоретический вопрос, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные положения.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя; не раскрыл теоретический вопрос.

Критерии выполнения практических работ:

  • обучающийся должен показать не только овладение содержанием курса, но и свою предметную компетентность, т. е. способность, приобретенную в ходе изучения курса основ безопасности жизнедеятельности, к действиям в конкретной чрезвычайной ситуации.

  • учитывается личный опыт обучающегося, его находчивость к действиям в чрезвычайной ситуации, знание и соблюдение обучающимся правовых и моральных норм поведения, его ценностные ориентации и установки.

Примерные нормы оценок выполнения практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами; обучающийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации.

Отметка «4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами; обучающийся выполнил задание, но допустил незначительные ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий.

Отметка «3» ставится, если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства; в основном справился с заданием, но не смог объяснить или обосновать свои действия.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

Отметка «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

Отметка «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

Отметка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки сообщений  учащихся:

1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность осве­щения темы (проблемы).

2. Логичность: последовательность изложения, его пропор­циональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.

4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выра­жение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чис­тота речи, владение исторической терминологией.)



7. Перечень учебно-методических средств обучения


Для обеспечения эффективности образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности используются

  • информационные стенды по всем разделам предмета ОБЖ

1.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

2.Основы здорового образа жизни человека и его безопасности.

3.Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах.

4.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

5.Гражданская оборона.

6.Средства индивидуальной и коллективной защиты.

7.Терроризм - угроза обществу.


  • дидактический материал: тесты, кроссоворды, индивидуальные задания .

  • технические средства обучения


1. Персональный компьютер,

2. Мультимедийный проектор,

3. Экран

4. МФУ.

  • учебно-методическая литература:



    1. Программа общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т.Смирнова

    2-е издание, Москва «Просвещение» 2009г

      1. Поурочные планы «Основы безопасности жизнедеятельности», 1–4 классы составитель Г.Н. Шевченко, Изд. «Учитель», Волгоград, 2009г.

      2. «Основы безопасности жизнедеятельности» школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Автор- составитель Г. П. Попова. Изд. «Учитель», Волгоград, 2009г.

      3. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Осно­вы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя/И. К. Топоров.— М.: Про­свещение, 2009г.



      • Электронные образовательные ресурсы



      Название сайта

      Электронный адрес

      Министерство образования и науки РФ

      http://mon.gov.ru/

      Русский образовательный портал

      http://www.gov.ed.ru

      Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

      http://www.beluno.ru

      Белгородский региональный институт ПКППС

      http://ipkps.bsu.edu.ru/

      Федеральный российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

      Федеральный портал «Российское образование»

      http://www.edu.ru

      Портал компании «Кирилл и Мефодий»

      http://www.km.ru

      Образовательный портал «Учеба»

      http://www.uroki.ru

      Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

      http://festival.1september.ru

      Энциклопедия безопасности

      http://www.opasno.net

      Личная безопасность

      http://personal-safety.redut-7.ru

      Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

      http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

      Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

      http://www.econavt-catalog.ru

      Портал Всероссийской олимпиады школьников

      http://rusolymp.ru/

      Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

      http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

      Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

      http://www.bezopasnost.edu66.ru

      Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

      http:// www.hardtime.ru


      • цифровые образовательные ресурсы (диски)

      1. Азбука безопасности на дорогах: - Издательство Учитель 2010 г.

      2.Правила дорожного движения: - Издательство Учитель 2010 г.

      • учебное оборудование


      • Ученические столы двухместные с комплектом стульев

      • Стол учительский

      • Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.


      4


      Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

      Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос