МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
-
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Горьковец А.Г./
Протокол № 1
от «23» августа 2011 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
________ /Щетинина Л.А./
от «29» августа 2011 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
_________ /Билецкая Т.Д./
Приказ № 281
от «31» августа 2011г.
Рабочая программа
по математике
2 класс
(базовый уровень)
Разработчик: учитель начальных классов
Горьковец А.Г
2011г.
2.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе авторской программы «Математика» /автор В.Н. Рудницкая. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой , Москва.: Издательский центр «Вентана Граф» 2009г – с.70)
Учебный предмет «Математика» реализует основные цели обучения:
-
создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
-
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
-
развитие интереса к занятиям математикой, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи
Для реализации первой цели решаются следующие задачи:
-
формирование у младших школьников самостоятельности мышления при овладении научными понятиями;
-
развития творческих способностей школьников (самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; видение структуры объекта; видение альтернативы решения и его хода; построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту).
Для реализации второй цели решаются следующие задачи:
-
формирование у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмами арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), изучение свойств этих действий и применение их в вычислениях;
-
ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами (длиной, массой, временем, периметром, площадью), их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах (в том числе бытовых: покупки, коммунальные платежи);
-
подготовка младших школьников к овладению некоторыми важными понятиями математической логики: высказывание и его истинность; простейшие операции над высказываниями - отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, логическое следование;
-
формирование у учащихся первоначальных представлений об алгебраических понятиях (переменная, равенство, неравенство);
-
развитие у учащихся геометрических и пространственных представлений (геометрические фигуры, их изображение, основные свойства, расположение на плоскости).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений
Для реализации программы используется учебно-методический комплект
-
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. математика:2 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях – М.: Вентана –Граф, 2009г
-
- Рабочая тетрадь «Математика», 2 класс, №1, №2. Авторы: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В, М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2011 г
-
Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения « Дружим с математикой», 2 класс, Автор: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2011 год
Программа рассчитана на 136 часов в год. (34 рабочих недели по 4 часа в неделю)
В том числе на проведение:
-
контрольных работ – 12
3. Требования к уровню подготовки учащихся
2 класса
К конику обучения во 2 классе учащиеся должны:
называть:
• компоненты и результаты арифметических действий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное;
• число, большее (меньшее) данного в несколько раз;
• фигуру, изображенную на рисунке (угол, окружность, многоугольник);
различать:
• прямые и непрямые углы;
• периметр и площадь фигуры;
• элементы многоугольника: вершина, сторона, угол; сравнивать:
• любые двузначные числа;
• два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в ...», «меньше в ...»;
воспроизводить по памяти:
• результаты табличного умножения однозначных чисел; результаты табличных случаев деления;
• соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см. 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм;
• определение прямоугольника (квадрата); приводить примеры:
• числового выражения;
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
• составлять и решать задачу по данной схеме; решать учебные и практические задачи:
• читать и записывать цифрами любые двузначные числа;
• составлять простейшие числовые выражения (сумму, разность, произведение, частное);
• выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
• выполнять письменно сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100;
• применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений;
• вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;
• вычислять периметр многоугольника;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- решать составные текстовые задачи в два действия, в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
- строить окружность с помощью циркуля
К концу обучения во 2 классе у обучающихся должны быть сформированы УУД:
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
|
||||||||||||
план |
факт |
|
|||||||||||||||
|
Числа 10,20,30 …100 – 2 ч |
|
|||||||||||||||
1 |
Чтение и запись цифрами двузначных чисел |
1 |
|
|
Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение |
|
|||||||||||
2 |
Чтение и запись цифрами двузначных чисел. Изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек. |
1 |
|
|
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. |
|
|||||||||||
|
Двузначные числа и их запись – 3 ч |
|
|||||||||||||||
3 |
Изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек. |
1 |
|
|
Группировать числа по заданному или самостоятельному установленному правилу |
|
|||||||||||
4 - 5 |
Двузначные числа и их запись. |
2 |
|
|
Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение |
|
|||||||||||
|
Луч и его обозначение - 2 ч |
|
|
||||||||||||||
6 |
Луч и его обозначение Изображение луча с помощью линейки и обозначение луча буквами |
1 |
|
|
Характеризировать свойства геометрических фигур |
|
|||||||||||
7 |
Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков |
1 |
|
|
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. |
|
|||||||||||
|
Числовой луч – 3 ч |
|
|
||||||||||||||
8 |
Понятие о единичном отрезке на числовом луче. Координата точки на луче. |
1 |
|
|
Исследовать модели геометрических фигур, Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. |
|
|||||||||||
9 |
Сравнение чисел с использованием числового луча. Построение точек с заданными координатами. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
10 |
Построение точек с заданными координатами. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Метр. Соотношения между единицами длины: м, дм, см – 3 ч |
|
|
||||||||||||||
11 |
Измерение длин и расстояний с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки. |
1 |
|
|
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. . |
|
|||||||||||
12 |
Соотношения между единицами длины: метром, дециметром и сантиметром. Измерение длин и расстояний с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
13 |
Соотношения между единицами длины: м, дм., см. старинные русские меры длины. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
14 |
Контрольная работа №1 по теме «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч» |
|
|
|
|
|
|||||||||||
Многоугольник и его элементы – 3 ч |
|
||||||||||||||||
15 |
Работа над ошибками. Введение понятий многоугольника, его вершин, сторон и углов |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||
16 |
Обозначение многоугольника буквами. |
1 |
|
|
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. |
|
|||||||||||
17 |
Обозначение многоугольника буквами. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Сложение и вычитание вида 26+2; 26-2; 26+10; 26-10 - (3 ч ) |
|
|
||||||||||||||
18 |
Частные и общие приемы сложения и вычитания двухзначных чисел. |
1 |
|
|
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). |
|
|||||||||||
19 |
Приемы сложения и вычитания двузначных чисел |
1 |
|
|
|
||||||||||||
20 |
Закрепление приемов сложения и вычитания. Решение задач |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Запись сложения столбиком – 3 ч |
|
|||||||||||||||
21 |
Запись вычислений столбиком |
1 |
|
|
Моделировать изученные арифметические зависимости |
|
|||||||||||
22 |
Письменные приемы сложения |
1 |
|
|
|
||||||||||||
23 |
Закрепление приемов сложения |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Запись вычитания столбиком – 3 ч |
|
|
||||||||||||||
24 |
Запись вычитания столбиком |
1 |
|
|
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. |
|
|||||||||||
25,26 |
Письменные приемы вычитания |
2 |
|
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
Сложение двузначных чисел (общий случай) – 5 ч |
|
|||||||||||||||
27 28 |
Сложение двузначных чисел с переходом через 10. |
2 |
|
|
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). |
|
|||||||||||
29-30 |
Закрепление сложения двузначных чисел с переходом через 10. Решение задач. |
2 |
|
|
|
||||||||||||
31 |
Работа над ошибками Закрепление сложения двузначных чисел с переходом через 10. Решение задач. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Вычитание двузначных чисел (общий случай) – 5 ч |
|
|||||||||||||||
32 |
Вычитание двузначных чисел (письменные приемы) |
1 |
|
|
Составлять инструкцию, плана решения, алгоритм выполнения задания. (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения. |
|
|||||||||||
33 |
Вычитание двузначных чисел (письменные приемы) закрепление |
1 |
|
|
|
||||||||||||
34 |
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольник» |
1 |
|
|
|
||||||||||||
35 |
Письменные приемы сложения и вычитания (закрепление). |
1 |
|
|
|
||||||||||||
36 |
Итоговый урок по темам: Сложение и вычитание двузначных чисел. Луч. Многоугольники |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Периметр многоугольника – 3 ч |
|
|
||||||||||||||
37 |
Периметр многоугольника |
1 |
|
|
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. . |
|
|||||||||||
38 |
Вычисления периметров любых многоугольников |
1 |
|
|
|
||||||||||||
39 |
Периметр многоугольника (закрепление) |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Окружность, ее центр и радиус – 3 ч |
|
|
||||||||||||||
40-41 |
Окружность, ее центр и радиус |
2 |
|
|
Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений. |
|
|||||||||||
42 |
Построение окружности с помощью циркуля |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Взаимное расположение фигур на плоскости – 2 ч |
|
|
||||||||||||||
43 |
Пересекающиеся и непересекающиеся фигуры |
1 |
|
|
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости |
|
|||||||||||
44 |
Взаимное расположение фигур на плоскости. Решение практических задач |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 2. Половина числа – 4 ч |
|
|||||||||||||||
45 |
Умножение и деление на 2. Половина числа. |
1 |
|
. |
Прогнозировать результат вычислений |
|
|||||||||||
46 |
Умножение и деление на 2. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
47 |
Умножение и деление с 0 и 1 |
1 |
|
. |
|
||||||||||||
48 |
Нахождение доли числа делением |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 3. Треть числа – 4 ч |
|
|
||||||||||||||
49 |
Умножение и деление на 3. Треть числа |
1 |
|
|
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. |
|
|||||||||||
50 |
Умножение и деление на 3. Умножение и деление с 0 и 1 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
51 |
Нахождение трети числа |
1 |
|
|
|
||||||||||||
52 |
Контрольная работа №3 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 2, на 3 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 4. Четверть числа – 4 ч |
|
|||||||||||||||
53 |
Работа над ошибками Умножение и деление на 4. Четверть числа. |
1 |
|
|
Прогнозировать результат вычислений. Моделировать изученные арифметические зависимости |
|
|||||||||||
54 |
Умножение и деление на 4. Умножение и деление с 0 и 1. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
55 |
Умножение и деление на 4. Четверть числа. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
56 |
Нахождение четверти числа. Умножение и деление на 4. (закрепление) |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 5. Пятая часть числа – 4 ч |
|
|||||||||||||||
57 |
Умножение и деление на 5. Пятая часть числа |
1 |
|
|
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения. |
|
|||||||||||
58 |
Нахождение пятой части числа |
1 |
|
|
|
||||||||||||
59 |
Умножение и деление на 5. Пятая часть числа (закрепление). |
1 |
|
|
|
||||||||||||
60 |
Контрольная работа №4 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 4,5 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 6. Шестая часть числа – 6 ч |
|
|||||||||||||||
61 |
Работа над ошибками. Умножение и деление на 6. Шестая часть. |
1 |
|
. |
Прогнозировать результат вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. |
|
|||||||||||
62 |
Умножение и деление на 6. Умножение и деление с 0 и 1. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
63 |
Контрольная работа №5 по теме «табличные случаи умножения и деления на 6» |
1 |
|
|
|
||||||||||||
64 |
Работа над ошибками. Умножение и деление на 6. Шестая часть |
1 |
|
. |
|
||||||||||||
65 |
Нахождение шестой части числа |
1 |
|
|
|
||||||||||||
66 |
Умножение и деление на 6. шестая часть числа (закрепление). |
1 |
|
|
|
||||||||||||
Площадь фигуры. Единицы площади: м2 дм2 см2 – 4 ч |
|
||||||||||||||||
67 |
Площадь фигуры. Единицы площади: м2 дм2 см2 |
1 |
|
|
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами |
|
|||||||||||
68 |
Площадь фигуры. Практические способы нахождения площади фигуры. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
69 |
Площадь фигуры. Единицы площади м2 дм2 см2 |
1 |
|
. |
|
||||||||||||
70 |
Площадь фигуры. Единицы площади |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа – 5 ч |
|
|
|
|||||||||||||
71 |
Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа |
1 |
|
|
Прогнозировать результат вычислений. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). |
|
|||||||||||
72 |
Умножение и деление на 7. Умножение и деление с 0 и 1 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
73 |
Нахождение седьмой части числа делением |
1 |
|
|
|
||||||||||||
74 |
Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа |
1 |
|
|
|
||||||||||||
75 |
Контрольная работа №6 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 6,7» |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа – 5 ч |
|
|
||||||||||||||
76 |
Работа над ошибками. Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа |
1 |
|
|
Прогнозировать результат вычислений. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). |
|
|||||||||||
77 |
Умножение и деление на 8. Умножение и деление с 0 и 1 |
1 |
|
. |
|
||||||||||||
78 |
Умножение и деление на 8. Свойство умножения |
1 |
|
|
|
||||||||||||
79 |
Нахождение доли числа действием деления |
1 |
|
. |
|
||||||||||||
80 |
Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа (закрепление) |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Умножение и деление на 9. Девятая часть числа - 5 ч |
|
|||||||||||||||
81 |
Умножение и деление на 9. Девятая часть числа |
1 |
|
|
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). |
|
|||||||||||
82 |
Умножение и деление на 9. Умножение и деление с 0 и 1. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
83 |
Нахождение доли числа действием деления |
1 |
|
|
|
||||||||||||
84 |
Умножение и деление на 9. Девятая часть числа |
1 |
|
|
|
||||||||||||
85 |
Умножение и деление на 9. Девятая часть числа (закрепление) |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Во сколько раз больше или меньше? – 5 ч |
|
|||||||||||||||
86 |
Во сколько раз больше? |
1 |
|
|
Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). |
|
|||||||||||
87 |
Во сколько раз меньше? |
1 |
|
|
|
||||||||||||
88 |
Во сколько раз больше или меньше? (закрепление). Решение задач. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
89 |
Контрольная работа №7 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 8, 9» |
1 |
|
|
|
||||||||||||
90 |
Работа над ошибками. Сравнение чисел: во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Решение задач. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз –8 |
|
|||||||||||||||
91-92-93-94 95 96 97 98 |
Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз |
8 |
|
|
Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения Выбирать самостоятельно способ решения задачи. |
|
|||||||||||
|
Нахождение нескольких долей числа – 5 ч |
|
|||||||||||||||
99 |
Нахождение нескольких долей числа |
1 |
|
|
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения |
|
|||||||||||
100 |
Нахождение нескольких долей числа. Решение задач. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
101 |
Нахождение нескольких долей числа. Решение задач |
1 |
|
|
|
||||||||||||
102 |
Контрольная работа №8 по теме: «Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз» |
1 |
|
|
|||||||||||||
103 |
Работа над ошибками. Нахождение нескольких долей числа. Решение задач |
1 |
|
|
|||||||||||||
|
Названия чисел в записях действий – 3 ч |
|
|||||||||||||||
104-105 |
Названия чисел в записях действий |
2 |
|
|
Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение |
|
|||||||||||
106 |
Названия чисел в записях действий |
1 |
|
|
|
||||||||||||
Числовые выражения – 3 ч |
|
||||||||||||||||
107 |
Контрольная работа(№9) «Нахождение нескольких долей числа» |
1 |
|
|
Объяснять выбор арифметических действий для решения |
|
|||||||||||
108 |
Работа над ошибками. Числовые выражения. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
109 |
Числовые выражения. Закрепление. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Составление числовых выражений – 4ч |
|
|
||||||||||||||
110 |
Составление числовых выражений из чисел и знаков действий. |
1 |
|
|
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). Моделировать изученные арифметические зависимости. |
|
|||||||||||
111 |
Составление числовых выражений. Вычисление их значений |
1 |
|
|
|
||||||||||||
112 |
Составление числовых выражений |
1 |
|
|
|
||||||||||||
113 |
Контрольная работа №10 по теме «Числовые выражения и выражения с переменной» |
1 |
|
|
|
||||||||||||
Угол. Прямой угол – 3 ч |
|
||||||||||||||||
114 |
Работа над ошибками. Угол. Прямой угол. |
1 |
|
|
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. |
|
|||||||||||
115-116 |
Угол. Прямой угол |
2 |
|
|
|
||||||||||||
|
Прямоугольник. Квадрат - 3 ч |
|
|
||||||||||||||
117-118 |
Прямоугольник. Квадрат. |
2 |
|
|
Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами |
|
|||||||||||
119 |
Прямоугольник. Квадрат. Закрепление. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Свойства прямоугольника – 3 ч |
|
|
||||||||||||||
120-121 |
Свойства прямоугольника |
2 |
|
|
Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений |
|
|||||||||||
122 |
Свойства прямоугольника. Закрепление. |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Площадь прямоугольника – 7 ч |
|
|||||||||||||||
123-124 |
Площадь прямоугольника |
2 |
|
|
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами |
|
|||||||||||
125 |
Площадь прямоугольника: правило вычисления прямоугольника (квадрата) |
1 |
|
|
|
||||||||||||
126-127 |
Площадь прямоугольника: закрепление. Решение задач. |
2 |
|
|
|
||||||||||||
128 |
Контрольная работа №11 по теме «Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника» |
1 |
|
|
|
||||||||||||
129 |
Работа над ошибками. Повторение: сложение и вычитание в пределах 100 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
|
Повторение – 7 ч |
|
|
|
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении |
|
|||||||||||
130-131 |
Повторение: сложение и вычитание в пределах 100 |
3 |
|
|
|
||||||||||||
132 |
Повторение: сложение и вычитание в пределах 100 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
133 |
Итоговая контрольная работа №12 Повторение: сложение и вычитание в пределах 100 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
134-135-136 |
Повторение: табличное умножение и деление чисел. |
3 |
|
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Элементы арифметики-
Сложение и вычитание в пределах 100 (9 ч)
Чтение и запись двузначных чисел цифрами.
Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча.
Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера.
Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора.
Таблица умножения однозначных чисел (64ч)
Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа.
Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке.
Отношения «меньше в ...» и «больше в ...». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
Выражения (10ч)
Названия компонентов действий сложения, вычитания,
умножения и деления.
Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.
Величины (16ч)
Единица длины метр и ее обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд).
Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).
Геометрические понятия (23ч)
Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.
Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.
Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.
Угол. Прямой и непрямой углы.
Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.
Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.
6. Формы и средства контроля:
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые задания; устный опрос.
Контрольные работа№1
Тема: «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч»
Вариант 1
1. Запиши цифрами числа, в которых: 3 д. 8 ед.; 8 д. 3 ед.; 3 д. Обведи красным карандашом самое большое из этих чисел, а синим карандашом самое маленькое.
2. Слон достигает в высоту 32 дм, а жираф 5 м 9 дм. Кто из них выше?
3. Выполни вычисления:
72 58 12 _67 _88 _47
+ 5 + 30 +45 4 80 33
4. Построй луч ОА. Отметь точку В, лежащую на луче ОА.
5*. Внимательно рассмотри числа: 10, 30, 50... Найди закономерность и напиши следующие два числа.
Вариант 2
1. Запиши цифрами числа, в которых: 4 д. 9 ед.; 9 д. 4 ед.; 4 д. Обведи красным карандашом самое большое из этих чисел, а синим карандашом самое маленькое.
2. В высоту собака может прыгнуть на 1 м 5 дм, а в длину на 30 дм. Какой прыжок собаки больше: в высоту или в длину?
3. Выполни вычисления:
41 39 55 _99 _46 _ 87
+_8 +60 + 24 7 20 35
4. Построй луч ОС. Отметь точку А, не лежащую на луче ОС.
5*. Внимательно рассмотри числа: 100, 80, 60... Найди закономерность и напиши следующие два числа.
.
Контрольная работа №2
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольник»
Вариант 1
1. Вычисли:
28 43 59 _61 _84 _75
+_35 + 47 + 38 _34 19 36
2. Утром в киоске было 48 газет и 25 журналов. За день продали 60 газет и журналов. Сколько всего газет и журналов осталось в киоске к концу дня?
3. Построй многоугольник с вершинами в точках А, В и С. Заполни пропуски:
В многоугольнике ABC____ вершины, ____ стороны, ____угла.
Многоугольник ABC— это_______________
•В
А • •С
4*. Рассмотри числовой луч. Запиши координаты точек А, В и С.
О A B C X
•---------•
i
• • i
• i----------1—>-
1
А (...), В (...), С (...).
Вариант 2
1. Вычисли:
35 27 43 _72 _94 81
+55 +49 +38 18 _57 - 43
2. В магазин поступило 57 кукол и 36 машин. За неделю продали 80 этих игрушек. Сколько всего кукол и машин осталось продать?
3. Построй многоугольник с вершинами в точках М, Р и К. Заполни пропуски:
В многоугольнике МРК____вершины, ____стороны, ____угла.
Многоугольник МРК— это______________
.Р
М • •К
4*. Рассмотри числовой луч. Запиши координаты точек К, Ми Р.
О К М Р X
•------------•------------•------------1•------------./---------->•
1
К(...), М (...), Р(...).
Контрольная работа №3
Тема «Табличные случаи умножения и деления на 2 и на 3»
Вариант 1
-
Запиши ответы:
2 * 2 = 8 : 2 =
12 : 3 = 5 * 3 =
3 * 2 = 18 : 3 =
-
Реши задачу:
В зоомагазине было 29 попугайчиков и 37 канареек. Часть птиц продали, и в магазине осталось только 15 птиц. Сколько всего попугайчиков и канареек продали?
-
Найдите значение выражения
(76 - 42) + 32
(53 + 17) - 18
-
Построй любой четырехугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон. Вершины:_______________, Стороны:______________________
Вариант 2
-
Запиши ответы:
4 * 2 = 10 : 2 =
21 : 3 = 4 * 3 =
6 * 2 = 15 : 3 =
-
Реши задачу:
На зиму мама заготовила 26 банок вишневого компота и 48 банок персикового компота. К концу зимы осталось только 15 банок компота. Сколько всего банок компота съели за зиму?
-
Найдите значение выражения
(56 – 32) +28
(68 + 12) - 14
4. Построй любой четырехугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон. Вершины:_______________, Стороны:______________________
Контрольная работа № 4
Тема «Табличные случаи умножения и деления на4,5»
Вариант 1
-
Запиши ответы:
4 * 4 = 36 : 4 =
20 : 5 = 6 * 4=
6 * 5 = 45 : 5 =
-
Реши задачу:
В школьном буфете 4 стола. У каждого стола стоит 4 стула. Сколько всего стульев в школьном буфете?
-
Изобрази на числовом луче точки С(3), К(5).
О Х
•--------•---------•--------•---------•----------•-----------•--------
Вариант 2
-
Запиши ответы:
5 * 4 = 28 : 4 =
25 : 5 = 3 * 4=
7 * 5 = 40 : 5 =
2. Реши задачу:
В саду посадили 5 рядов яблонь по 6 в каждом ряду. Сколько яблонь посадили?
3. Изобрази на числовом луче точки М(2), Р(6).
О Х
•--------•---------•--------•---------•----------•-----------•--------
Контрольная работа №5
«Табличные случаи умножения и деления на 6»
Вариант 1
1.Решите
2 ∙ 4= 6 ∙ 4= 4 ∙ 8= 9 ∙ 4= |
6 ∙ 7= 4 ∙ 2= 5 ∙ 4=
|
4∙ 4= 8∙ 6= 4∙ 3= 0∙ 4= |
2.Решите задачи
1 Бабушка заплатила за 3 булочки 21 рубль. Сколько стоит одна булочка?
2 Барсук весит 10 кг. Сколько весят 3 барсука?
3.Выполни вычисления в столбик
48+24 73 - 27
60-32 32 - 28
4. Постройте два луча АВ и СD, так чтобы их пересечением была точка О
Вариант 2
-
Решите
8 ∙ 4= 3 ∙ 4= 4 ∙ 5= 0 6= |
6 ∙ 9= 7 ∙ 4= 0 ∙ 6= 4 ∙ 4= |
4 ∙ 6= 2 ∙ 4= 4 ∙ 2= 4 ∙ 7= |
2.Решите задачи
1. Тренер разложил 16 мячей в 2 коробки поровну. Сколько мячей в каждой коробке?
2. В трёх пеналах по 4 ручки. Сколько всего ручек?
3.Выполни вычисления в столбик
25+17 32 -39
50 -24 45+25
4. Построй два луча MP и ОС так, чтобы их пресечением был отрезок.
Контрольная работа №6
Тема «Табличные случаи умножения и деления на 6,7»
Вариант 1
-
Запиши ответы:
2 * 6 = 14 : 7 =
54 : 6 = 5 * 6=
6 * 7 = 42 : 7 =
2. Реши задачу:
В книге 36 страниц. Маша читает ежедневно по 6 страниц. За сколько дней Маша прочитает книгу?
3. Рассмотри чертёж. Выполни необходимые измерения и вычисли периметр треугольника АОМ.
Вариант 2
1. Запиши ответы:
3 * 7 = 56 : 7 =
49 : 7 = 4 * 7=
8 * 6 = 36 : 6 =
2. Реши задачу:
На тарелки разложили 24 пирожных – по 6 штук на каждую тарелку. Сколько потребовалось тарелок?
3. Рассмотри чертёж. Выполни необходимые измерения и вычисли периметр треугольника CDK
Контрольная работа №7
Тема «Табличные случаи умножения и деления на 8,9»
Вариант 1
-
Запиши ответы:
3 * 8 = 56 : 8 = 72:8 =
81 : 9 = 4 * 9= 63:9=
8 * 8 = 54 : 9 = 8* 6 =
2. Реши задачу:
Оля угостила 8 одноклассниц пряниками. Сколько пряников раздала Оля, если каждая одноклассница получила по 3 пряника?
3. Построй окружность с центром в точке О и радиусом 4 см.
4. Поставьте знаки «+» или «–».
69 … 40 … 8 = 21
75 … 5 … 30 = 40
20 … 6 … 2 = 24
8 … 2 … 47 = 57
Вариант 2
1. Запиши ответы:
5 * 8 = 48 : 8 = 64:8=
36 : 9 = 6 * 9= 8* 9 =
7 * 8 = 18 : 9 54: 9 =
2. Реши задачу:
Миша подарил 9 одноклассникам марки. Сколько марок подарил Миша, если каждый его одноклассник получил по 4марки ?
3. Построй окружность с центром в точке М и радиусом 3 см.
4. Поставьте знаки «+» или «–».
31 … 60 … 7 = 98
61 … 8 … 9 = 60
34 … 4 … 6 = 3
17 … 70 … 2 = 89
Контрольная работа №8
Тема «Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз»
Вариант 1
1. У Пети 24 марки, а у Коли 8 марок. Во сколько раз у Пети марок больше, чем у Коли?
2. Ученики посадили 3 куста крыжовника, а кустов малины в 2 раза больше. Сколько кустов малины посадили ученики?
3. В шкафу 15 кукол, а машинок в 3 раза меньше. Сколько машинок в шкафу?
Вариант 2
1. В саду растут 12 кустов чёрной смородины и 6 кустов красной смородины. Во сколько раз кустов красной смородины меньше, чем чёрной смородины?
2. В машине едут 4 человека, а в автобусе в 8 раз больше. Сколько человек едут в автобусе?
3. Школа закупила в прошлом году 32 парты, а в этом году в 4 раза меньше. Сколько парт купила школа в этом году?
Контрольная работа (№9)
Тема: «Нахождение нескольких долей числа»
Вариант 1
1. Вычисли:
7*8 = 3*3 = 54:9 = 49 : 7 =
48:6 = 24:8 = 4*5 = 9*9 =
2. В аллее растут 27 лип, а каштанов в 3 раза меньше. На сколько каштанов меньше, чем лип?
3. Рассмотри чертёж:
Заполни пропуск.
Площадь фигуры равна_______________
4*. В вазе находится 12 фруктов, две трети из них — сливы. Сколько слив в вазе?
Вариант 2
1. Вычисли:
9*7 = 7*6 = 72:8 = 56:7 =
40:5 = 36:4 = 4*4 = 8 • 8 =
2. Отцу 36 лет, а дочь в 4 раза моложе. На сколько лет отец старше дочери?
3. Рассмотри чертёж:
.
Заполни пропуск.
Площадь фигуры равна________________
4*. У Маши 8 игрушек, три четверти из них — куклы. Сколько кукол у Маши?
Контрольная работа № 10
Тема: «Числовые выражения и выражения с переменной»
Вариант 1
1. Вычисли:
(43-39)-8= 81:(54:6) =
2. Подчеркни одной чертой все числовые выражения, а двумя чертами все выражения с переменной:
17 + 29; 18-а; 8-Ь; (2 • 3) • 5.
3. Реши задачу составлением выражения.
На полке стоят 12 книг. Сначала с неё взяли 3 книги, а потом ещё 2 книги. Сколько книг осталось на полке?
4. Найди значение выражения х + 23, если х = 15.
5*. У Коли 6 цветных и т простых карандашей. Сколько всего карандашей у Коли?
Составь выражение для решения задачи с переменной. Подставь вместо переменной т числа 2, 3. Прочитай получившиеся задачи и реши их.
Вариант 2
1. Вычисли:
(62-54)-9= 56:(49:7)=
2. Подчеркни одной чертой все числовые выражения, а двумя чертами все выражения с переменной:
36-18; 4- а; х+15; 8 • (18 : 9).
3. Реши задачу составлением выражения.
В корзине 11 кабачков. Сначала из неё взяли 4 кабачка, а потом ещё 3 кабачка. Сколько кабачков осталось в корзине?
4. Найди значение выражения 44 - у, если у = 27.
5*. У Юли х белых и 5 цветных мелков. Сколько всего мелков у Юли?
Составь выражение для решения задачи с переменной. Подставь вместо переменной х числа 1,
Контрольная работа № 11
Тема: «Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника»
Вариант 1
1. Рассмотри фигуры.
Запиши соответствующие названиям номера фигур.
Прямоугольники:_______________
Квадраты:_______________
2. Вычисли периметр прямоугольника, если его длина 6 дм, а ширина вдвое короче.
3. Длина прямоугольника — 7 см, ширина — б см. Найди площадь прямоугольника.
4*. Изобрази прямоугольник, если на чертеже даны его диагонали.
•
В полученном прямоугольнике равные стороны выдели карандашом одного цвета.
Вариант 2
1. Рассмотри фигуры.
Запиши соответствующие названиям номера фигур.
Прямоугольники:_______________
Квадраты:_______________
2. Вычисли периметр прямоугольника, если его длина в 2 раза больше ширины и ширина 2 см.
3. Длина стороны квадрата — б дм. Вычисли площадь квадрата.
4* Изобрази квадрат, если на чертеже даны его диагонали. В полученном квадрате равные стороны выдели карандашом одного цвета.
Итоговая контрольная работа №12
Вариант №1
-
Вычисли:
38 – 19 7*8 54 + 37
81 : 9 72-46 6*4
40 + 25 36 : 4 100 - 63
3*4 29 + 29 48 : 6
-
Реши задачу:
Вокруг школы ученики посадили 16 кустов жасмина; шиповника в 4 раза меньше, чем жасмина, а сирени столько, сколько жасмина и шиповника вместе. Сколько кустов сирени посадили ученики вокруг школы?
-
Рассмотри записи. Выпиши числовое выражение и найди его значение
Х + 5; 12; (64 : 8) х6; а.
-
Изобрази окружность с центром в точке в точке А и радиусом 2 см.
-
Длина прямоугольника – 4 см, а ширина - х см. Чему равна площадь прямоугольника?
Выпиши выражения, с помощью которого решается задача:
4 + х; 4 *х; 4 – х; 4 – х.
Вариант №2
-
Вычисли:
57 – 8 9 * 6 35 + 35
64 : 8 100 – 72 5 * 7
50 + 39 27 : 3 83 - 56
8 * 4 52 + 38 42 : 6
-
Школьники помогали убирать урожай. На огороде работало 6 учеников; в поле в 4 раза больше, чем на огороде, а в саду столько, сколько в поле и на огороде вместе. Сколько учеников работало в саду?
-
Рассмотри записи. Выпиши числовое выражение и найди его значение.
B; 18 : а; 7х (56 : 8); 36.
-
Изобрази окружность с центром в точке В и радиусом 5 см.
-
Длина прямоугольника – у дм., ширина – 5 дм. Чему равна площадь прямоугольника? Выпиши выражение, с помощью которого решается задача:
у – 5; у : 5; у + 5; у * 5.
Критерии оценивание работ по математике:
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок к по текущему, так и по предыдущему учебному материала; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения предмету обсуждения; наличие одной ошибки или трех-четырех недочетов по текущему материалу, два-три недочета по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, две-три ошибки или пять-шесть недочетов по текущему учебному материалу; одна ошибка и два-три недочета по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие многочисленных ошибок как по текущему, так и по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Работа, состоящая из примеров:
«5» – без ошибок.
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 негрубых ошибки.
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2–3 грубые и 3–4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 ошибки.
«3» – 3–4 ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения одной из задач или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или
- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или
- допущено в решении
7. Перечень учебно-методических средств и обучения
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по русскому языку используются
-
технические средства обучения
1. Персональный компьютер,
2. Мультимедийный проектор,
3. Экран
4. МФУ.
-
учебно-методическая литература:
Методическое обеспечение:
-
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. доп. - М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.
-
«Беседы с учителем 2 класс». Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2009г
-
«Оценка знаний. Математика в начальной школе. Контрольные работы», автор В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, М., Изд. Центр «Вентана-Граф», 2007 г
-
Математика: 2 класс: поурочные планы по учебнику Рудницкой В.Н., Юдачевой – Ч 1, Ч 2/ авт. – сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2009
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта |
Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
|
Белгородский региональный институт ПКППС |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
-
электронные образовательные ресурсы
1. Демонстрационные таблицы по математике, 1-4 класс, Изд. «Учитель», 2011 г.
2. «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия».
-
учебное оборудование
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
-
Стол учительский
-
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»
- Вебинар «Рисование газетами как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Осваиваем обновленный ФГОС НОО. Формирование функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе»