В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа b им. М.Р. Абросимова»



«Согласовано»

Руководитель МО


_______ /Горьковец А.Г./


Протокол № 1


от «23» августа 2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР


________/Щетинина Л.А./


от «30» августа 2011 г.


«Утверждаю»

Директор школы



_______ / Билецкая Т.Д./

Приказ № 281


от «31» августа 2011г.












Рабочая программа по

изобразительному искусству

2 класс

(базовый уровень)














Разработчик: учитель начальных классов

Горьковец А.Г















2011г.



2. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор Т. Я. Шпикаловой. ( Рабочие программы. Предметная линия учебников. Т.Я. Шпикаловой М. Просвещение (2011г) . Программа разработана на основе примерной программы.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая народного искусства и профессионально- художественного, проявляющихся в постоянном взаимодействии.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализует основную цель обучения:

  • воспитания эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи

  • развитие способности к художественно- образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • совершенствование эмоционально- образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Распределение времени по разделам и темам программы



раздела

Тема раздела

Количество часов

1

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная

11

2

В гостях у чародейки зимы

12

4

Весна красна, что ты нам принесла

11


итого

34



Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р.
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011 г

2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.



Программа рассчитана на 34 часа в год) (34 рабочих недели по 1 часу в неделю)


3.Требования к уровню подготовки оканчивающих

      В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

      знать / понимать
      • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел, бумага, текстильные, природные материалы);
      • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
      • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешивания красок для получения составных цветов;
      • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полх-майданской игрушки;
      •  способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
      •  отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      •  разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
      •  о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
      •  о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;

      уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • применять способы смешивания акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
      • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;      

в процессе художественной деятельности проявлять:
      • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
 

     • собственную оценку рассматриваемых произведений искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;


К концу 2 класса у обучающихся должны быть сформированы УУД:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;


  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

4.Календарно – тематическое планирование уроков

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

план

факт


Лето в произведениях художников. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные



1



Рассматривать произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека

Композиции «Мой отдых летом» (акварель, гуашь)

Осенние многоцветие земли в живописи.

Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвета

1



Изображать по памяти, по представлении, какой ты видишь землю своего города, села, поселка осенью.)

. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы

1



Выполнять эскиз декоративной композиции – девичьего головного убора.


В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор

1



Изображать силуэт симметричного предмета (сосуда )намечать основные его части.

Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт; композиция, линия, пятно, штрих, светотень

1



Рисовать с натуры натюрморт из 2—3 сосудов (художественные материалы по выбору). Применять выразительные графические средства в работе.

Красота природных форм в искусстве, графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт..

1



Создавать по представлению или по памяти композицию осеннего праздника День урожая

Сюжетные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.

1



Исследовать возможности живописи, создавать цветовой контраст. Смешивая поочерёдно друг с другом основные и составные цвета

В мастерской мастера – игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.

1



Создавать декоративную композицию. «Хозяйство деда Филимона» (акварель, гуашь)

Красный цвет в природе и искусстве.Декоративная композиция с вариациями знаков – символов.

1



Рисовать красную птицу – паву по мотивам народной вышивки. Выражать в творческой работе к создаваемому образу птицы – павы своё отношение

Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет.

1



Рисовать декоративный натюрморт с разными оттенками красного цвета (гуашь, пастель, тушь)

Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия.

1



Рисовать с натуры стеклянную или хрустальную вазу белой линией, штрихом, применять выразительные средства графики.

В мастерской художников Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.

1



Рассматривать произведения керамики из Гжели. Рисовать силуэт изделия, украшать его росписью по мотивам Гжели.

Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.

1



Изображать приёмами гжельского живописного мазка деревья и кустарники..

Маска, кто ты? Учись видеть разные выражения лица декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски.

1



Сочинять маску необычного фантастического персонажа для новогоднего карнавала, использовать свои наблюдения за выражениями лиц человека.

Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция..

1



Передача цветом радости зимнего праздника. Рисование с натуры новогодних цветных шаров (акварель, гуашь, пастель)

Храмы древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм.

1



Чтение композиционных схем храмов на Руси. Изображать белокаменные храмы, передавать стройность и красоту его пропорций (гуашь, акварель, фломастеры)

И змени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.

1



Рассматривать произведения живописи, посвящённые красоте родной природы в зимнее время. изображать зимний пейзаж по памяти и представлению.

Зимняя прогулка . Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.

1



Рисовать схематические фигурки человека в движении.

Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца..

1



Создавать декоративную композицию «Муравленый изразец»

Изразцовая русская печь. Сюжетная декоративная композиция по мотивам народных сказок

1



Изображать сюжетно – декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям

Русское поле... Воины богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве.

1



Изображать воинов, выступивших в поход на боевых конях; изображение воинских доспехов (материалы по выбору)

Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры – символы весеннего возрождения природы: импровизация.

1



Изображать силуэт саночек для катания на Масленицу


Натюрморты с предметами старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости..

1



Рисовать с натуры натюрморт с предметом старинного быта (гуашь, акварель)

«А сама - то величава, выступает будто пава». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация.

1



Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде

Чудо палехской сказки Передача радости и веселья в произведениях искусства

1



Рассматривать миниатюры палехских народных мастеров. Высказывать суждения о них. Называть сказку поэта. Нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане»

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа

1



Рисовать яркую, по – весеннему звонкую композицию по памяти, по представлению.

Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение.

1



Нарисовать фантастический пейзаж «Космические дали»

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия


1



Сделать пробный оттиск весенней картины-монотипии в любой нежной цветовой гамме с графической дорисовкой (гуашь, фломастер, перо и тушь)

Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация

1



Выполнять упражнения на повтор за народным мастером из Полхов-Майдана Импровизировать: роспись силуэта игрушки, поставка (акварель)

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок.

1



Сочинять рисунок для своей пряничной доски.

Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура

1



Выполнять композицию для памятной доски в честь героев – защитников Отечества.

Братья наши меньшие. Графика набросок, линии разные по виду и ритму

1



Изображать с натуры, по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

1



Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта. Украшать его

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит.

1



Коллективная форма работы с учётом разнообразия организационных форм, индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Обсуждать и оценивать коллективную работу.

4.Содержание программы учебного курс

Содержание входящих в УМК учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной программой ориентировано на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса.




5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел . 1 В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная- 11 часов.


Основы художественного изображения. Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам узоров народных головных уборов. Декоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики. Рисование с натуры натюрморта. Повтор и импровизация по мотивам филимоновской игрушки. В мастерской мастера-гончара.

Орнамент в искусстве народов мира. Декоративная композиция. Повтор и вариации по мотивам гжельской росписи. Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Знакомство с мастерством русских зодчих.

Раздел 2. В гостях у чародейки зимы - 12часов.

Зимние пейзажи в произведениях художников. Рисование схематических фигурок в движении. Декоративная композиция по мотивам русских изразцов. Русское поле… Доблестные воины в работах народных мастеров и художников. «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Волшебный мир русского народного костюма. Сказки А. С. Пушкина в произведениях художников Палеха.

Раздел 3. Весна красна, что ты нам принесла - 11 часов.
Рисование элементов орнамента (Франция, Египет, Россия) на полосе. Образы природы и человека в живописи. Гостинец с весенней ярмарки — печатный пряник. Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре.

6.Формы и средства контроля

Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, устный опрос.


Критерии оценивание работ:

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

качество выполнения изучаемых на уроке приёмов;

степень самостоятельности,

уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В ходе контроля проверяется степень и качество достигнутых учащимися знаний-умений-навыков, а оценка выражает реакцию на степень соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо)



7.Перечень учебно-методических средств обучения

Для обеспечения эффективности образовательного процесса по изобразительному искусству


  • экранно-звуковые пособия презентации

  1. Архитектурная Русь

  2. Изба как модель мироздания

  3. Золотые россыпи Руси – русская изба

  4. Виды и жанры изобразительного искусства

  5. Виды изобразительного искусства

  6. «Осень во дворе»

  7. Путешествие в природу

  8. Исаак Ильич Левитан

  9. Иван Иванович Шишкин


  • технические средства обучения


1. Персональный компьютер,

2. Мультимедийный проектор,

3. Экран

4. МФУ.

  • учебно-методическая литература

  1. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 1 – 4 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009г

  2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Изобразительное искусство. 2класс. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008..

  3. Алленов М. и др. Мастера русской живописи. – М.: Белый город, 2009.


  1. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. – М.: Белый город, 2007.


  1. Полное руководство по рисованию. – Харьков – Белгород: Книжный Клуб, 2008.



Электронные образовательные ресурсы


Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru








  • Учебно – практическое оборудование


  1. Краски акварельные, гуашевые

  2. Бумага формата А4

  3. Ёмкость для воды.

  4. Фломастеры

  5. Кисти беличьи №5, 10




  • учебное оборудование


  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев

  • Стол учительский

  • Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.



11


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров