Политова Светлана Викторовна - учитель химии.
МАОУ СОШ № 3 Щелковского муниципального района Московской области.
Игра «Подгруппа азота» |
||
Титульный слайд презентации |
Мотивирующая игра с применением или полностью основанная на информационных технологиях. |
|
Слайд № 2. |
Главный слайд: на нем находится информация об играх. |
Переход к играм осуществляется по гиперссылкам. Случайный переход слайдов отключен. |
Слайд № 3. |
Управление презентацией. |
|
Слайд № 4. |
Игра. Выстрел. |
Ответ: |
Идея. Выбрать объект, который соответствует заданию. Электронная конфигурация атома азота в свободном состоянии. 1s22s22p5 1s22s22p3 1s22s22p63s23p3 1s22s22p63s23p5 |
1s22s22p3 |
Слайд № 5. |
Игра. Весы. |
Ответ: |
Идея. Даны электронные конфигурации атомов. На весах должны оказаться соответствующие азоту и фосфору. |
Электронная конфигурация азота: 1s22s22p3 Электронная конфигурация фосфора: 1s22s22p63s23p3 |
Слайд № 6. |
Игра. Пьедестал. |
Ответ: |
Идея. Расположите указанные вещества в порядке убывания их относительных молекулярных масс. |
N2O5 NaNO3 NH3 |
Слайд № 7-12. |
Игра. Слова в словах. |
||||||||||||||
Идея. Дано слово и ряд пустых клеточек. Необходимо угадать новое слово, в составе которого уже имеется данное изначально слово. В колбах имеются буквы, которые можно использовать при построении нового слова. При нажатии на «подсказку» появится информация о зашифрованном слове.
|
Cлайды № 13-19. |
Игра. Шанс. Идея. Необходимо найти относительную атомную массу и порядковый номер предлагаемого химического элемента.
|
Внимательно прочитай инструкцию по выполнению задания. Пользуйся кнопкой «задание» и «действие». |
Слайды № 20 - 26. |
Игра. Объект в небе. Идея. Предлагается выбрать правильный вариант, убрав лишнее. На слайде находятся значения радиусов атомов. Можно нажать на ответ и узнать правильный ответ. |
Внимательно читай инструкцию по выполнению задания (слайд № 21) |
Слайд № 27. |
Игра. Покупка. Идея. Нужно правильно совершить покупку, необходимо знать формулы предложенных кислот для того, чтобы правильно их соединить с названием. Можно нажать на подсказку и тогда каждая формула переместится в нужную корзину. |
Ортофосфорная кислота: H3PO4 Азотная кислота: HNO3 Метафосфорная кислота: (HPO3)n Азотистая кислота: HNO2 Фосфористая кислота: H3PO3 |
Слайд № 28-34. |
Игра. Что в имени тебе моем… Идея. Даны задания (их 5). По гиперссылке можно попасть на слайды с оксидами азота и из предложенных вариантов выбрать правильный. При нажатии на каждый из вариантов будет высвечиваться «Правильно» или «Ошибка». Ответы:
|
Слайды № 35-40. |
Игра. Зашифрованные слова. |
Подсказка: чтобы прочитать эти слова, нужно заменить картинки первыми буквами названий нарисованных предметов. |
Bi |
Идея: зашифрованные слова. Висмут: В + И + С + М + У + Т Элемент № 83, символ впервые введен в химическую номенклатуру в 1819 г. шведским химиком Берцелиусом. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Волк + индюк + слон + малина + утка + тыква |
|
N |
Азот: А + З + О + Т Трудно найти более неподходящее название для этого химического элемента. В переводе с греческого означает «не жизнь», «не поддерживающий жизнь», «отрицающий жизнь». Картинки, начинающиеся на следующие слова: Апельсин + зонт + очки + тарелка |
|
P |
Фосфор: Ф + О + С + Ф + О + Р Элемент мысли. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Факел + облако + солнце + факел + облако + роза |
|
Sb |
Сурьма: С + У + Р + Ь + М + А В России она не производилась, и это сырье ввозилось из-за границы в количестве около тысячи тонн. Первые в нашей стране 150 г были получены в 1935 г. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Снеговик + удав + рыба + ь + муха + ананас |
|
As |
Мышьяк: М + Ы + Ш + Ь + Я + К Его соединения применяются в качестве инсектицида, для пропитки дерева, консервирования кож, в военной промышленности. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Мяч + ы + шляпа + ь + яблоко + корова |
Слайды № 41-45. |
Идея: химия + грамматика. В слове спрятались слова, которые легко составить из букв, имеющихся в составе данного слова. |
|
Селитра = ? + ? + ? |
Селитра = сера+лира+лес |
|
Нитраты = ? + ? + ? |
Нитраты =тиран+тина+трата |
|
Разбавленная = ? + ? + ? |
Разбавленная =базар+нарзан+база |
|
Взаимодействие = ? + ? + ? |
Взаимодействие =мода+Мазай+зима |
Слайды № 46-51. |
Ребусы. 1. Ребус – это шифровка, носящая увлекательный характер. 2. Чтобы решить ребус нужно расшифровать его по частям, т. е записать подряд наименования всех изображенных букв, рисунков, цифр. 3. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то название его нужно читать справа налево. 4. Если слева или справа от предмета находятся запятые, то в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы. Если над рисунком или под ним стоят цифры, то буквы из названия предмета нужно читать в порядке этих цифр. |
Ответы: |
Мышь + якорь = мышьяк |
||
Таз + крот = азот |
||
Камень + ми (нота) + мак = аммиак |
||
Банан + гит(д)ара + диван (навид – слово наоборот) = ангидрид |
Слайд № 52. |
Игра. Охота. 1. Задание основано на знании модификаций фосфора. 2. Подумай, какой из предложенных ответов правильный? 3. Нажми на каждую кнопку: белый, красный, черный (ты узнаешь правильный ответ). 4. Подсказка покажет путь к правильному ответу (следы собаки приведут тебя к правильному решению). |
Ответ: чесночный запах имеет белый фосфор. |
||||||||||
Слайд № 54. |
Игра. Тайна в коробке. Задание: какие степени окисления азот проявляет в предложенных соединениях. |
|
Слайды № 55-58. |
Игра. Почтальон. |
|||||||||||||||||||
Идея. Почтальон – это концентрированная азотная кислота. Необходимо узнать в каком доме почтальону не откроют (то есть, с какими металлами конц. азотная кислота не реагирует). Выбери металл или неметалл и перейди по гиперссылке на слайды с домиками, где они живут. Нажимай на интересующий тебя домик и узнавай, реагирует ли это вещество с конц. азотной кислотой. Если металл(неметалл) взаимодействует с концентрированной азотной кислотой, то появится внизу на слайде уравнение реакции, если не взаимодействует, то уравнения не будет и тогда будет понятно, что в этом доме почтальону не откроют, значит, этот металл(неметалл) не взаимодействует с конц. азотной кислотой.
|
Слайд № 59. |
Игра. Аист. Счастливые родители (Zn и HNO3) ожидают младенца (NO2 или NO). |
Ответ. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с Zn образуется NO2. |
Слайды № 60-65. |
Игра. Путешествие. |
||||||||||||||||||||||||
Идея: азоту не везло с названием. Пять знаменитых химиков XVIII века дали ему пять различных названий. Необходимо выбрать из пяти предложенных названий то, которое соответствует имени ученого.
|
Слайд № 66. |
Игра. Детектор лжи. В качестве ведущего выступает азотная кислота. Каждому участнику задают вопрос «Встречался ли он с азотной кислотой?» Если ответ верный, будет высвечиваться «Это правда», если нет, то «Это ложь». Таким образом, выяснится, кто говорит правду, а кто нет. |
Ответ. При взаимодействии с металлами никогда не может выделиться водород, но в зависимости от природы металла и концентрации кислоты могут образоваться: NO , NO2 . |
Слайды № 67-74. |
Игра с болельщиками «Химическое ассорти». Предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения. Ответы.
|
Слайды № 75-79. |
Игра. Гордиев узел. Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело или трудноразрешимый вопрос. Задание дается небольшими порциями, если участник затрудняется ответить, то нужно нажать кнопку «ответ»
|
Слайд № 80. |
Игра. Чей дом? Идея. На слайде появляются пять домиков с двумя жильцами и один с одним. Необходимо прочитать задание: «В каждом домике живут по два вещества и только в одном – одно». На слайде появятся оксиды. Их, подумав, нужно распределить в домики. Далее проверить, нажав на ответ. |
Ответы. |
||||||||||||||||||||||||
|
Слайды № 81-84. |
Игра. Болото. Идея. Даны характеристики оксидов фосфора. Вступив на каждую кочку, можно узнать, соответствует ли она данному оксиду. При правильном ответе высветится зеленый прямоугольник, при неправильном – красный (кочка провалится и можно будет услышать всплеск воды).
|
Слайд № 85-86. |
Игра. Кошки-мышки. Идея. Взаимодействие цинка с азотной кислотой. Выделяется аммиак или оксид азота (II), можно узнать, если кошка поймает соответствующую мышку. Нажми на кнопку «начать игру» и узнаешь при каких условиях происходит взаимодействие.
|
Слайды № 87-88. |
Игра. Выбор. Идея. Какой из солей аммиак обязан своим названием? Нажми на соответствующую колбу, и ты узнаешь ответ. Узнай более подробно об этом, перейдя по гиперссылке. |
Ответ. |
NH4Cl В древности эту соль получали в ливийской пустыне недалеко от святилища бога Амона сжиганием верблюжьего навоза. В 1808 г. английский химик Дэви перенес ее название (аммоний) на другие соли, при нагревании которых образуется резко пахнущий газ, названный аммиаком. |
Литература: |
1. Диогенов Г.Г., Леонов С.Б. Экономические очерки о химических элементах – Москва: Знание, 1989 (22). 2. Популярная библиотека химических элементов – Москва: Наука, 1971 (120). 3. Ковалевская Н.Б. Химия в таблицах и схемах – Москва: Арт-диал, 2007. 4. Внеклассная работа по химии. Под редакцией Злотникова Э.Г.-Москва: Владос, 2004. 5. Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химии. 8-11 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. -248 с. |
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Приоритетные ориентиры в системе “государство – отдых – ребёнок”, принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления детей, современные формы, методы и технологии организации отдыха и оздоровления детей»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»
- Международный вебинар «Цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в работе с обучающимися с нарушениями зрения»