МБОУ «Верхопенская СОШ им. М. Р. Абросимова»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Горьковец.А.Г.. / Протокол № 1 от «23» августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________/Щетинина Л.А.../ «29» августа 2011 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова» ____________ /Билецкая Т.Д./ Приказ № 281 от «31» августа 2011г. |
Рабочая программа по окружающему миру
начального общего образования
4 класса (2 часа в неделю).
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «Верхопенская СОШ
им. М.Р. Абросимова»
Долгих Людмила Николаевна,
первая квалификационная категория
Верхопенье 2011г.
Окружающий мир.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы по окружающему миру. (автор Н.Ф. Виноградова). Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой (2010 г).
Изменения в программу не внесены.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
-
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
-
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
-
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность
изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные и иды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как се отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
-
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
-
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
-
Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
-
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
-
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
-
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
-
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
-
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Основные требования к уровню подготовки учащихся четвертого класса
К концу обучения в четвертом классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры):
• признаки живого организма;
признаки, характерные
для человека
(в отличие от животных);
-
основные органы и системы органов человека и их функции;
-
правила здорового образа жизни;
-
права гражданина и ребенка в России;
-
основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
-
народы, населяющие Россию; различать (соотносить):
-
год и век, арабские и римские цифры;
-
искусственные тела (изделия) и тела природы;
-
полезные и вредные привычки;
-
эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
-
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-
раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
-
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
-
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
-
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
-
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
-
объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
-
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
-
работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
К концу обучения в 4 классе у учащихся должны быть сформированы УУД.
-
-принятие и освоение социальной роли обучающегося,
-
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
-
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
-
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учеб ного времени |
Плановые сроки прохождения |
Примечание |
|
План |
факт |
||||
1. |
Введение Человек – живое существо (30ч) Общее строение организма человека. Нервная система |
1 |
1.09 |
|
Характеризовать основные функции систем человеческого тела |
2. |
Головной и спинной мозг. |
1 |
3.09 |
|
Анализировать роль головного и спинного мозга |
3. |
Опорно-двигательная система. |
1 |
8.09 |
|
Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию |
4. |
Кости и мышцы необходимо укреплять. |
1 |
10.09 |
|
Характеризовать основные функции мышц |
5. |
Пищеварительная система. |
1 |
15.09 |
|
Характеризовать основную деятельность пищеварительной системы |
6. |
Берегите зубы с детства. |
1 |
17.09 |
|
Моделировать в ходе практической работы ситуации по сохранению и укреплению зубов |
7. |
Дыхательная система. |
1 |
21.09 |
|
Характеризовать основные функции дыхательной системы |
8. |
Кровь. Кровеносная система. |
1 |
24.09 |
|
Характеризовать основные функции кровеносной системы |
9. |
Сердце- главный орган кровеносной системы. |
1 |
28.09 |
|
Исследовать в ходе практической работы главный орган человека- сердце |
10. |
Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему вещества. |
1 |
1.10 |
|
Характеризовать основные функции системы выделения |
11. |
Кожа. Строение кожи. Как работает кожа. |
1 |
5.10 |
|
Участвовать в практической работе по строению кожи |
12. |
Как человек воспринимает окружающий нас мир. Зрение. Береги зрение |
1 |
8.10 |
|
Исследовать в группах на основе дополнительных источников строение глаза и его роль в познании окружающего мира |
13. |
Слух. Береги слух. |
1 |
12.10 |
|
Исследовать на основе дополнительных источников строение уха и его роль в познании окружающего мира |
14. |
Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние. |
1 |
15.10 |
|
Исследовать в парах на основе дополнительных источников строение носа и его роль в познании окружающего мира |
15. |
Вкус. |
1 |
19.10 |
|
Участвовать в практической работе по выявлению основных функций языка |
16. |
Осязание. |
1 |
22.10 |
|
Моделирование ситуации по умению определять роль осязания |
17. |
Мир чувств. От эмоций к чувствам. |
1 |
26.10 |
|
Сравнивать и различать эмоции и чувства |
18. |
Контрольное тестирование за I четверть Чувства. |
1 |
29.10 |
|
Проверить свои знания по теме |
19. |
Обрати внимание на внимание. Что такое внимание? |
1 |
9.11 |
|
Объяснять понятие «внимание» |
20. |
Помни о памяти. Зачем человеку память. |
1 |
12.11 |
|
Исследовать роль памяти для человека |
21. |
Чем человек отличается от животных. Человек умеет думать и говорить. |
1 |
17.11 |
|
Сравнивать и отличать человека и животного |
22. |
От рождения до старости. Счастливая пора детства. |
1 |
19.11 |
|
Моделировать ситуации требующие заботу о старших родственниках и престарелых |
23. |
Защита проекта по теме: «Почему старикам нужна помощь.» |
1 |
23.11 |
|
Моделировать ситуации требующие заботу о старших родственниках и престарелых |
24. |
Береги здоровье. Здоровье человека. |
1 |
26.11 |
|
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека |
25. |
Курение -опасно для жизни. |
1 |
30.12 |
|
Показать на примерах о вреде курения |
26. |
Осторожно- спиртное. |
1 |
3.12 |
|
Показать на примерах о вреде спиртного |
27. |
Человек – путешественник. Как человек открывал новые земли. (3ч) Почему человек стал путешественником. |
1 |
7.12 |
|
Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию |
28-29 |
Открытие земель за каменным поясом. Контрольное тестирование за II четверть. |
2 |
10.12 14.12 |
|
Готовить сообщения и обсуждать полученные сведения Проверить свои знания по теме |
30. |
Человек и культура. (37ч.) Что такое культура. |
1 |
17.12 |
|
Участвовать в диспуте, посвященному выбору форм поведения |
31. |
О первых школах и книгах. (6ч.) О чём рассказывает летопись. Что такое литературный памятник. |
1 |
21.12 |
|
Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию |
32. |
Когда появились первые школы. Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
24.12 |
|
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии |
33. |
Первая «Азбука» |
1 |
11.01 |
|
Готовить сообщения и наглядный материал из бумаги, пластилина |
34. |
Чему учили при Петре I. |
1 |
14.01 |
|
Участвовать в работе с картой, показывать места исторических событий |
35. |
Как развивалось образование в России после Петра I.Первые университеты России. |
1 |
18.01 |
|
Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию |
36. |
Школа в XIX веке. |
|
21.01 |
|
Обсуждать сходства и отличия 19 – 21 века |
37 |
Русское искусство до XVIII века.(4ч.) Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона. |
1 |
25.01 |
|
Находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, интернета и других информацион- ных средств |
38. |
Художественное ремесло в Древней Руси. Владимир Мономах и его «Поучение». |
1 |
28.01 |
|
Пересказывать своими словами и обсуждать текст учебника |
39. |
Музыка в Древней Руси. |
1 |
1.02 |
|
Обмениваться сведениями , полученными из источников массовой информации |
40. |
Скоморохи-первые артисты России. |
1 |
4.02 |
|
Объяснить появление первых артистов на Руси |
41. |
Русское искусство XVIII века. (2ч.) Поговорим об архитектуре. |
1 |
8.02 |
|
Готовить небольшие рассказы, используя иллюстрации и текст учебника |
42. |
О художниках XVIII века. |
1 |
11.02 |
|
Добывать знания, находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, интернета и других информационных средств |
43. |
Искусство России XIX века.(12) Солнце Русской поэзии- Александр Сергеевич Пушкин. |
1 |
15.02 |
|
Участвовать в групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения |
44. |
Знаток русского народного творчества. |
1 |
18.02 |
|
Оформить по группам жанры устного народного творчества |
45. |
Стихи о детях и для детей написанные поэтами XIX века. |
1 |
22.02 |
|
Конкурс стихотворений |
46. |
«Он чувствовал чужие страдания.» |
1 |
25.02 |
|
Познакомиться с творчеством поэта |
47. |
Антон Павлович Чехов |
1 |
29.02 |
|
Подготовить информацию с помощью библиотеки, интернета и других информационных средств |
48. |
Михаил Иванович Глинка. |
1 |
3.03 |
|
Высказывать свое мотивированное отношение к историческому деятелю |
49. |
Пётр Ильич Чайковский. |
1 |
7.03 |
|
Сопоставлять с описанием «Времен года» в творчестве композитора |
50. |
Художники XIX века. |
1 |
10.03 |
|
Сравнить творчество художников |
51. |
Исаак Ильич Левитан. |
1 |
14.03 |
|
Готовить рассказ о жизни и творчестве художника |
52. |
Искусство России XX века Рассматриваем картины художников XX века. Экскурсия в художественный музей. |
1 |
17.03 |
|
Находить в тексте слова и выражения характеризующие картины |
53. |
Читаем и слушаем стихи поэтов XX века. Контрольное тестирование за III четверть. |
1 |
21.03 |
|
Проверить свои знания по теме |
54. |
Человек защитник своего Отечества.(11ч.) Как славяне боролись с половцами. |
1 |
24.03 |
|
Описывать исторические памятники на основе иллюстративного материала |
55. |
Как русские победили шведских рыцарей. |
1 |
4.04 |
|
Готовить рассказ о важнейшем изученном событии из истории Отечества |
56. |
Битва на чудском озере. |
1 |
7.04 |
|
Участвовать в практической работе с картой |
57. |
Как Русь воевала с войском Золотой Орды. Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
11.04 |
|
Добывать знания, находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, интернета и других информационных средств, сравнить со сведениями музея |
58. |
Борьба русского на рода с польскими захватчиками. |
1 |
14.04 |
|
Готовить небольшие рассказы о важнейшем историческом событии |
59. |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
18.04 |
|
Пересказывать своими словами и обсуждать текст учебника и обсуждать его |
60. |
Трудное решение Кутузова. |
1 |
21.04 |
|
Обсуждать особенности войны |
61. |
Партизанская война против войск Наполеона. |
1 |
25.04 |
|
Характеризовать роль партизанского движения |
62,63 |
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. |
2 |
28.04 2.05 |
|
Участвовать в групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения о ВОВ |
64. |
Всё для фронта, всё – для победы. «Человек защитник своего Отечества». |
1 |
5.05 |
|
Проверить свои знания по теме |
65. |
Гражданин и государство.(3ч) Мы живём в Российском государстве. Права граждан. Обязанности граждан. |
1 |
12.05 |
|
Обсуждение главного закона страны |
66- 67 |
Повторение и обобщение. Древняя и Московская Русь. |
2 |
16.05 19.05 |
|
Сравнение Руси в разные исторические периоды. Проверить свои знания по теме |
68 |
Итоговое контрольное тестирование. Повторение и обобщение. Россия XVIII- XIXвеков. |
1 |
23.05 |
|
Обмениваться знаниями, сведениями полученных из разных источников массовой информации |
Содержание программы
4 класс (70 ч)
Введение (1ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек — биологическое существо
(организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения ). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — ночки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение употребления.
Основы безопасной жизнедеятельности. Поведение при сигнале «Внимание всем!». Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Человек — путешественник. Почему человек стал путешественником. Как славяне обживали Север. Освоение Сибири. Народы современной России.
Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А.Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр. Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Средства контроля
(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)
Контрольное тестирование за I четверть.
Проверка знаний по теме « Как устроен и работает организм человека».
-
Выпиши название органов, составляющих:
дыхательную систему____________________
нервную систему________________________
кровеносную систему_____________________
пищеварительную систему________________
выделительную систему___________________
-
Опишите, какую роль в организме играет нервная система. Как связаны головной и спинной мозг?
-
Заполни таблицу.
Отдел скелета |
Кости и его образующие |
Значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Какие функции в организме выполняют мышцы?
5. Заполните таблицу.
Состав крови.
Кровь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Что такое дыхание? Из каких этапов складывается дыхательный процесс у человека?
-
Заполни таблицу
Органы дыхания.
Название органов |
Особенности строения |
Функции |
|
|
|
-
Выбери правильный ответ
1)Кровеносная система состоит:
Только из сосудов
Из сосудов и сердца
2)К какой системе относится глотка:
К пищеварительной
К дыхательной
3)Находится ли деятельность спинного мозга под контролем головного мозга?
да
нет
5)Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга?
Спинному мозгу.
Головному мозгу.
6)Цвет глазу придаёт:
Хрусталик
Зрачок
Радужная оболочка
7) Осязание
- это способность воспринимать:
давление, прикосновение;
боль;
вкусовые ощущения.
8) Орган обоняния находится:
в слизистой оболочке ротовой полости;
в слизистой оболочке носовой полости;
в слизистой оболочке языка.
9) Все ли кости скелета выполняют функции рычагов, с помощью которых осуществляется движение тела:
а) да;
б) нет.
10 ) Из
каких отделов состоит скелет человека:
скелета головы;
скелета туловища;
скелета конечностей.
11) У
человека более:
280 мышц;
450 мышц;
600 мышц.
12) Являются ли скелетные мышцы активной
частью опорно-
двигательного аппарата:
а) да;
б) нет.
13) Всегда ли человек заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий:
а) да;
б) нет.
14) Сколько групп крови выделяют у человека:
две;
три;
четыре.
15) Венами называются:
сосуды, по которым кровь течет к сердцу;
сосуды, по которым кровь течет от сердца;
мельчайшие кровеносные сосуды.
16) Относится ли сердце к системе кровообращения:
да;
нет.
17) Может ли человек управлять функциями сердца:
да;
нет.
18) Кровь
по сосудам движется:
непрерывно;
толчками.
19) Внутри носовая полость разделена:
на две части;
три части;
четыре части.
20) В каких органах кровь насыщается кислородом:
в легких;
в сердце;
в почках.
21) В
теле человека вода в среднем составляет:
20-25 %;
35-40 %;
60-65 %.
22) Из
внешней среды организм получает:
углекислый газ;
кислород,
органические вещества,
минеральные соли,
воду; D
мочевину, мочевую кислоту.
23) Откуда
организм получает энергию:
с
пищей;
от солнца.
Контрольное тестирование за II четверть.
Проверка знаний по темам «Как человек воспринимает окружающий мир», «Человек путешественник».
-
Напиши что такое внимание?
-
Напиши что такое память?
-
Что такое здоровый образ жизни?
-
Какой вред приносит организму курение?
-
Какие вредные вещества содержатся в сигаретном дыме?
-
Какие органы особенно страдают от алкоголя?
-
Напиши известных тебе первых землепроходцев?
-
Переведи на современный язык слова из первой русской «Азбуки» И. Фёдорова.
Поучение сыну
Сыну мой, прислони ухо твоё,
И послушай словес твоё
К научению моему,
Понеже украсит.
---------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------
9.Закончи предложения.
Славянскую азбуку создали _..
Сначала она состояла из …
Создание славянской азбуки было …
10.Запишите, в каком году произошли эти события:
Напечатана
первая русская книга «Апостол » -...
Открытие
первого университета в Москве -...
Принятие
христианства на Руси - ...
Открытие Большого театра в Москве-…
Контрольное тестирование за III четверть.
Проверка знаний по теме «Русское искусство»
1. Запиши в таблицу фамилии художников - пейзажистов и портретистов.
Пейзажисты |
Портретисты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Отметь, верно ли высказывание.
При крепостном праве крестьяне были собственностью дворян-помещиков.
Да
Нет
3. Напиши, с какими памятниками архитектуры
связано имя Растрелли?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Отметь век, который называют «золотым веком» русской культуры.
XVIII
XIX
XX
5. Отметь,
в какой группе все события
относятся
к XIX веку.
Открытие Большого театра; война с армией Наполеона; отмена крепостного права.
Правление Петра I; открытие публичной библиотеки; война с немецкими рыцарями.
Бородинское сражение; открытие первого университета; правление Екатерины Великой.
6. Отметь то, что относится к XVIII—XIX векам.
Жил и творил А.С. Пушкин.
Отмена крепостного права.
Выход первой русской печатной книги.
Открытие первого университета в Москве.
Правление Екатерины Великой.
Жили и работали художники И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.П. Брюллов.
Жил и работал П.И. Чайковский
7. Отметь, кто является автором картины «Грачи прилетели»
А.К. Саврасов
И.И. Левитан
8. Отметь, кто является автором музыки балета «Щелкунчик».
М.И. Глинка
П.И.Чайковский
9. Напиши фамилии поэтов XIX века.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Напиши фамилии художников XIX века.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.Закончи предложения.
Некрасов- поэт
Глинка-…
Чехов-…
Левитан-…
Васнецов-…
Чайковский-…
11.Напиши фамилии людей прославивших
XIX век.
Архитекторы…
Поэты…
Художники…
12. Кто из писателей XX века создавал произведения
о природе-…
о детях-…
о животных-…
сказки-…
13. Напиши фамилии композиторов XX века.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------14.Найди ошибку.
С.А. Есенин, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский – поэты XX века
Контрольное тестирование 4 четверть.
Проверка знаний по темам «Человек защитник своего Отечества», «Гражданин и государство».
-
Напиши, что произошло в эти годы.
1564-…
1755-...
1711-…
988-…
1702-…
1812-…
1941-…
1799-…
1825-…
2. Отметь век, в котором половцы вторглись на русскую землю.
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
3.Запиши , как называется музыкальное произведение, посвящённое , борьбе русского народа с польскими захватчиками.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Закончи предложения.
Русской армией в 1812 году командовал-------------------------, а французской командовал-----------------------. Войну с французской армией называют Отечественной, потому что --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Отметь век в котором произошла Куликовская битва. X
XI
XII
XIII
XIV
XV
6.Соедини начало и конец поговорки.
Смелость пуля боится
Смелого молодцу краса
Смелые глаза и пенёк волк
Трусливому зайцу города берёт
7.Закончи предложения.
Городами первого салюта были-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Акт о капитуляции
Германии был
подписан------------------------------------------------------
8.Запиши ответ на вопрос.
Каковы права и обязанности гражданина России?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9.Отметь правильное высказывание.
На флаге России две полосы - красная и голубая.
Флаг России красный.
На флаге России три полосы - белая, синяя, красная.
10.Закончи предложения.
Я живу в Республике------------------------------------------------
Государственный язык России------------------------------------
Глава нашего государства-----------------------------------------
-
Придумай и нарисуй условные значки, которые
соответствуют этим событиям.
Открытие первой русской типографии.
Монголо-татарское иго.
Открытие Большого театра.
Контрольное тестирование 4 четверть.
Проверка знаний по темам «Человек защитник своего Отечества», «Гражданин и государство».
-
Напиши, что произошло в эти годы.
1564-…
1755-...
1711-…
988-…
1702-…
1812-…
1941-…
1799-…
1825-…
2. Отметь век, в котором половцы вторглись на русскую землю.
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
3.Запиши , как называется музыкальное произведение, посвящённое , борьбе русского народа с польскими захватчиками.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Закончи предложения.
Русской армией в 1812 году командовал-------------------------, а французской командовал-----------------------. Войну с французской армией называют Отечественной, потому что ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Отметь век в котором произошла Куликовская битва. X
XI
XII
XIII
XIV
XV
6.Соедини начало и конец поговорки.
Смелость пуля боится
Смелого молодцу краса
Смелые глаза и пенёк волк
Трусливому зайцу города берёт
7.Закончи предложения.
Городами первого салюта были-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Акт о капитуляции
Германии был
подписан------------------------------------------------------
8.Запиши ответ на вопрос.
Каковы права и обязанности гражданина России?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9.Отметь правильное высказывание.
На флаге России две полосы - красная и голубая.
Флаг России красный.
На флаге России три полосы - белая, синяя, красная.
10.Закончи предложения.
Я живу в Республике------------------------------------------------
Государственный язык России------------------------------------
Глава нашего государства-----------------------------------------
-
Придумай и нарисуй условные значки, которые
соответствуют этим событиям.
Открытие первой русской типографии.
Монголо-татарское иго.
Открытие Большого театра.
Основание Москвы.
Итоговое тестирование
Вариант 1
Часть А
Первая часть А содержит 10 заданий (А1—А10). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком .
А1. Почему нужно изучать окружающий мир?
-
Чтобы приносить радость родителям.
-
Чтобы хорошо учиться.
-
Чтобы знать, как правильно использовать природу и охранять её.
-
Чтобы не потеряться.
А2. Выбери верное продолжение утверждения: К телам живой природы относятся ...
-
деревья, дождь, снег, животные, человек
-
птицы, почва, машина, человек, роса
-
кустарники, насекомые, человек, рыбы, звери
-
цветы, дома, песок, птицы
A3. В каком из ответов перечислены только органы пищеварения?
-
рот, пищевод, желудок, кишечник
-
желудок, кровеносные сосуды, язык, кожа
-
сердце, лёгкие, кишечник, нос
-
скелет, глаза, пищевод, печень
А4. Какое свойство льда проявляется при разрушении горных пород?
-
хрупкость
-
под действием тепла превращается в воду
-
расширяется при температуре —4 °С
-
прозрачность
А5. Какие из морей есть на карте России?
-
Красное, Чёрное 3) Жёлтое, Синее
-
Чёрное, Белое 4) Белое, Голубое
А6. Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу?
-
Он выделяет едкую жидкость.
-
У него есть жало.
-
Его тело окрашено под цвет травы.
-
Его тело по форме напоминает листья растений.
А7. Если ты встретился с незнакомым человеком у лифта, ты должен:
-
вызвать милицию
-
-позвать на помощь
-
не заходить в лифт и выйти из подъезда
4) не заходить в лифт
А8. Это полезное ископаемое образуется из отмерших растений. Оно используется в виде топлива, в качестве удобрения.
-
торф 3) нефть
-
каменный уголь 4) известняк
А9. Узкая и глубокая, с обрывистыми склонами долина; расселина в горах —
это ...
1) ущелье 2) овраг 3) балка 4) каньон
А10. Для чего наши предки носили обереги?
-
для того, чтобы одежду было приятно носить
-
как украшение
-
как признак богатства
-
чтобы охранять себя от болезней, горя, ранней смерти, неурожая
Часть В
Часть В включает три задания (В1—ВЗ), каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном числе именительного падежа.
81. Прочитай текст. Какая природная зона здесь описана?
До самого горизонта раскинулась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика, лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт.
82. Среди названных растений найди ядовитое растение. Выпиши.
Купальница, белена, ежевика, осина, клевер, подорожник, ятрышник.
83. Продолжи определение.
Линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, называется ....
Часть С
Задания С1-С2 самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответа №2.
С1. Прочитай текст и ответь на вопрос: правильно ли поступили ребята? Ответ объясни.
Однажды Витя и Маша пошли в лес за ягодами. Под деревом они увидели маленького бельчонка. Ребята принесли его домой. В скором времени бельчонок стал совсем ручным. Когда белка подросла, дети отнесли её в лес и выпустили.
С2. Каково значение снега для живой природы?
Учебно-методические средства обучения
Литература
Для учителя:
-
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
-
Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006
-
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
-
Клепинина З. А. Окружающий мир. Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. 1-4 классы. М.: Вентана-Гаф, 2009.
Для ученика:
-
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
-
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир - рабочие тетради. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
-
Литвиненко С. В.Думаем и фантазируем - рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
-
Левицкая З.В. История отечества для детей. Самара: Владос, 1996
-
Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1995
Методическое обеспечение учебного процесса:
|
№ |
Название |
Автор |
Год издания |
Учебник |
1 |
Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: |
Виноградова Н.Ф |
.- М.: Вентана –Граф, 2008г. |
Рабочие тетради |
1 |
«Окружающий мир», №1,2 |
Виноградова Н.Ф |
М.: Вентана - Граф, 2011г. |
Методические пособия |
1 |
|
|
|
Электронные пособия |
1 |
«Окружающий мир Поурочные планы». |
Изд. «Учитель» |
2010 г. |
2 |
« Времена года» |
Изд. «Учитель» |
2011 г |
Технические средства обучения |
Кол - во |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц |
1 |
Магнитная доска |
1 |
Мультимедийный проектор |
1 |
Персональный компьютер |
1 |
Принтер |
1 |
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев |
|
Стол учительский |
1 |
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. |
1 |
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»
- Международный вебинар «Цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в работе с обучающимися с нарушениями зрения»
- Международный вебинар «Приоритетные ориентиры в системе “государство – отдых – ребёнок”, принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления детей, современные формы, методы и технологии организации отдыха и оздоровления детей»