В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" (4 класс)

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


МБОУ «Верхопенская СОШ им. М. Р. Абросимова»




«Рассмотрено»

Руководитель МО


/Горьковец.А.Г.. /


Протокол № 1

от «23» августа 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР


________/Щетинина Л.А.../


«29» августа 2011 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова»


____________ /Билецкая Т.Д./

Приказ № 281

от «31» августа 2011г.












Рабочая программа

по изобразительному искусству

начального общего образования

4 класса

1 час в неделю.













Составитель: учитель начальных классов

МБОУ «Верхопенская СОШ

им. М.Р. Абросимова»

Долгих Людмила Николаевна,

первая квалификационная категория









Верхопенье 2011г.



Пояснительная записка

       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство. 4 класс» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» Т. Я. Шпикаловой, М. Просвещение – 2007 г.


Изменения в программу не внесены.


Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая народного искусства и профессионально- художественного, проявляющихся в постоянном взаимодействии.

Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно- прикладном творчестве.


Задачи программы:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства ( пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно – пространственных приемов;

  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества , а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно - творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей демонстраций произведений разных художников или различных видов искусства;

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании им собственной художественной композиции, а так же в процессе просмотра и осуждения выполненных работ в классе.


Содержание программы «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

  • содержательно – деятельностный подход

  • системно-комплексный подход

  • личностно ориентированный подход

  • региональный подход

В программу включены следующие основные виды художественно – творческой деятельности:

  • ценностно - ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура);

  • декоративно – прикладная деятельность (основы народного и декоративно – прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);

  • художественно – конструкторская деятельность;

  • художественно – творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Необходимо отметить, что почти все уроки изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

      знать / понимать:
      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
      • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
      • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
      • магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, антропоморфный);
      • о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
      • названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
      • способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
      • особенности вышивки разных регионов России;
      • традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;
      • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
      • виды природных материалов, используемых в плетении;

      уметь:
      • применять приемы акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
      • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
      • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);
      • соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
      • анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
      • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
      • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
      • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
      • комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
      • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
      • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
      • выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
      • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
      • оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
      • экономно и рационально использовать материалы;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
      • заниматься самостоятельным творчеством;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
      • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.




Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов:

п/п

Раздел

Количество часов

1

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство

17

2

Основы народного декоративно-прикладного искусства

16

3

Итоговый урок

1


Итого

34



К концу обучения в 4 классе у учащихся должны быть сформированы УУД.

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


Календарно -тематическое планирование

№ урока

Тема урока ИЗО.

Кол. часов

Дата


Характеристика

деятельности учащихся


план

факт

1.

Целый мир от красоты.

1

6.09


Образ пространства в искусстве.

2.

Древо жизни.

1

13.09


Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки.

3.

Мой край родной. Моя земля.

1

20.09


Пейзаж России. Графическая композиция.

4.

Цветущее дерево – символ жизни.

1

27.09


Композиционные мотивы.

5.

Птицы – символ света, счастья и добра.

1

4.10


Композиционные мотивы.

6.

Конь – символ солнца, плодородия и добра.

1

11.10


Образ – символ.

7.

Связь поколений в традиции Городца.

1

18.10


Декоративное панно.

8.

Знатна русская земля своими мастерами.

1

25.10


Портрет.

9.

Вольный ветер – дыхание земли.

1

8.11


Графические наброски на передачу динамики.

10.

Движение – жизни течение.

1

15.11


Живописные наброски на передачу динамики.

11.

Осенние метаморфозы.

1

22.11


Композиция пейзажа.

12.

Родословное древо – древо жизни, историческая память, связь поколений.

1

29.11


Семейный портрет.

13.

«Двенадцать братьев друг за другом бродят…»

1

6.12


Декоративно-сюжетная композиция. Прием уподобления.

14.

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди.

1

15.12


Гармоническое сочетание цветов.

15.

Новогоднее настроение.

1

22.12


Колорит. Эксперименты с красками.

16.

Твои новогодние поздравления.

1

12.01


Конструирование открытки.

17.

Зимние фантазии.

1

19.01


Наброски и зарисовки. Колорит.

18.

Зимние картины.

1

26.01


Сюжетная композиция (живопись).

19.

Ожившие вещи.

1

2.02


Натюрморт в графике и живописи.

20.

Выразительность формы предметов.

1

9.02


Декоративный натюрморт.

21.

Русское поле. Бородино.

1

16.02


Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу.

22.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

1

1.03


Сюжетная композиция.

23.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

1

15.03


Образы-символы, орнамент.

24-25.

Народная расписная картинка – лубок.

2

22.03

5.04


Графика. Декоративная композиция.

26.

Вода – живительная стихия.

1

12.04


Плакат.

27.

Повернись к мирозданью!

1

19.04


Плакат: коллаж, фотомонтаж.

28.

Русский мотив.

1

24.04


Композиция пейзажа.

29.

Русский мотив.

1

26.04


Колорит весеннего пейзажа.

30.

Всенародный праздник – день Победы.

1

3.05


Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи.

31.

Всенародный праздник – день Победы.

1

10.05


Медальерное искусство. Образы – символы.

32-33.

Затейливый узор по ганчу.

2

17.05

21.05


Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана.

34

Круглый год.

1

24.05


Образ времени года в искусстве.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС (34ч)

Ведущая тема года: ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (17 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов (образы растений, птиц и животных, природных стихий), образы человека, его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).
      Расширение знаний и представлений   о цвете, многообразии цветотоновых оттенков. Прием получения звучных, чистых, сложных цветовых сочетаний для передачи объема и освещенности реальных предметов. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, «мазок с восковым рисунком»); о графических средствах выразительности. Линия силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Простейшие приемы передачи объема, светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи динамики с помощью линий, штрихов. Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);
      о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;
      о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.
      Опыт художественно-творческой деятельности в процессе рисования с натуры, по памяти и представлени  пейзажа (отдельных элементов и композиции) живописными, графическими и декоративными средствами. Создание композиции, отражающей собственное видение мира, с отражением характерных признаков природы родных мест. Передача в пейзаже динамики, движения («Вольный ветер — дыхание земли»);
      натюрморта (передача характерных признаков формы, объема предметов графическими и живописными материалами). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов старинного и современного быта («Вещи старого дома», «Вещь во времени и пространстве»);
      человека (наброски и зарисовки сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армии времен Отечественной войны 1812 г. в военном обмундировании). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, предметном окружении;
      сюжетно-тематических и декоративных композиций иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы конкретного месяца с помощью цвета и декора. Передача в сюжетной композиции реальных (или вымышленных) образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Выявление сходства и различия в создании художественного образа времен года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

Основы народного декоративно-прикладного искусства (17 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается народное представление о строении мироздания, о природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.
      Развитие знаний и представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания в образе древа, жилища русского крестьянина, прялке, в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента. Освоение особенностей орнаментики на основе повтора, вариаций, импровизаций.
      Опыт художественно-творческой деятельности: искусство прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо, птица-счастья), по мотивам вологодской и пермогорской прялок.
      Искусство городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшения интерьера, как подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Последовательности росписи («подмалевка», «разживка черным цветом», «разживка белилами»). Особенности мотивов росписи («Купавки, розаны, бутоны, листочки...», птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация). Искусство резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре мастеров узбекского и других народов Востока. Своеобразие ганча как художественного материала (эластичность, прочность, белизна). Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу.

Формы и средства контроля.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

• качество выполнения изучаемых на уроке приёмов;

• степень самостоятельности,

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В ходе контроля проверяется степень и качество достигнутых учащимися знаний-умений-навыков, а оценка выражает реакцию на степень соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо)




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.Основная и дополнительная учебная литература:

  1. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе.– М.: Просвещение, 2006.

  2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. А. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г.

  3. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,Макарова Н. Р., Щирова А. Н., Величкина Г. С. Изобразительное искусство. 4 класс. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010г.



Материально- техническое обеспечение учебного предмета

«Изобразительное искусство».



Название

Автор

Год издания

Учебник

1

Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений:

Шпикалова Т. Я.,

- М.: Просвещение,

2008 г.

Рабочие тетради

1

Изобразительное искусство. 4 класс.

Шпикалова Т. Я.,

М.:Просвещение, 2010г.


Методические пособия






Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Мультимедийный проектор


Персональный компьютер

Принтер

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос