В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Состав слова. Корень слова (обобщающий урок).

Состав слова. Корень слова (обобщающий урок).

Татьяна Сурина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:11просмотров: 16927
Краткое описание
Урок русского языка в 3 классе.
Урок проводится с использованием технологии сотрудничества, которая предполагает организацию учебной работы в малых группах.
Разработка содержит подробный конспект урока, а также рекомендации учителю по подготовке к уроку с использованием данной технологии.
Описание
Сурина Татьяна Юрьевна
Санкт-Петербург
ГБОУ СОШ № 314
 Класс: 3 класс 
Предмет: русский язык
Тема урока: Состав слова. Корень слова (обобщающий урок).
Цели урока:
образовательные:
-   закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;
-   закрепить умение учащихся находить и выделять корень в словах;
-   закрепить знания учащихся о единообразном написании корня в однокоренных словах;
развивающие:
-   развивать орфографическую зоркость учащихся;
-   вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;
воспитательные:
-  формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями.
2. Рефлексивная таблица (для каждой группы).
3. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви. 
4. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса).
5. Фломастеры, маркеры.
6. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1). Автор: Т.Г.Рамзаева.
 Ход урока.
1. Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по группам. (С составом групп учитель ознакомил детей заранее.) Ученики проверяют готовность к уроку. 
2.   Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке русского языка вы будете работать в группах. Я надеюсь, что каждый из вас внесёт собственный вклад в общую работу, будет внимательно выслушивать других участников группы, не перебивать их, уважительно относиться к их точке зрения.  Каждый участник группы  будет выполнять определённую роль и соответствующие ей обязанности. Эти роли вы должны были распределить между собой заранее. Давайте проверим, кто какую роль в группе будет выполнять. 
Учитель называет роли и обязанности этих учащихся, а дети, кому досталась эта роль в группе, поднимают руку.
Роли участников группы: 
-   руководитель (лидер группы);
-   редактор (отвечает за правильность выполнения задания);
-   оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);
-   организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);
-    контролёр (отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).
Каждой группе выдаётся рефлексивная таблица для фиксации участия каждого ученика в работе группы (отмечается знаком «+» в соответствующей графе).
   Список группы
 
 Задания
 
   Отметка
 
  1
 
  2
 
  3
 
  4
 
  5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учитель: Тему урока вы узнаете, если правильно выполните первое задание. 
Сейчас каждый учащийся группы получит карточку со словами, в которых нужно будет вставить пропущенные буквы. После выполнения работы каждым участником группы вся группа под руководством редактора проверит правильность выполнения задания. Организатор зафиксирует работу каждого в таблице (задание № 1). Оформитель группы запишет на отдельный лист только те буквы, которые нужно было вставить в слова на место пропусков. Полученное слово — тема урока. Лидеры групп, получите карточки с заданиями.
Карточки с заданиями для каждой группы.
№ 1. Пау …, д… рога, пер … он, в… сна, ноч…. ой, читат … . 
(Паук, дорога, перрон, весна, ночной, читать.)
№ 2. Вол., г. рох, тер. итория, ос. нь, сроч … ый, рисоват … .
(Волк, горох, территория, осень, срочный, рисовать.)
№ 3. Барсу., ур. жай, пер. он, дер. во, реч … ой, вырезат … .
(Барсук, урожай, перрон, дерево, речной, вырезать.)
№ 4. Замо., п. мидор, тер. итория, л. сной, песоч … ые, играт … .
(Замок, помидор, территория, лесной, песочные, играть.)
№ 5. Завтра., х. роший, пер. он, б. гут, точ … ый, прыгат  … .
(Завтрак, хороший, перрон, бегут, точный, прыгать.)
(Слова подобраны следующим образом: с парным согласным на конце слова, с непроверяемым безударным гласным, с удвоенным согласным, с безударным гласным, проверяемым ударением, с сочетанием чн, с мягким знаком – показателем мягкости согласного.) 
Учитель: Прочитайте тему урока. (Корень.)
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Корень слова». Вы будете подбирать однокоренные слова, находить в словах корень, правильно писать корень в однокоренных словах.
3.   Работа по теме урока. Выполнение заданий в группах.
Каждая группа получает карточки с заданиями. Группам даётся определённое время для выполнения каждого задания. Все участники группы сначала самостоятельно выполняют задание, а затем составляют общий от группы ответ, выбирают учащегося, который представит всему классу выполненное задание.
Карточки с заданиями для каждой группы.
№ 1. Что такое корень слова?
№ 2. Какие слова называются однокоренными?
№ 3. Как найти в слове корень? 
№ 4. Как графически обозначается корень слова?
№ 5. Как пишется корень в однокоренных словах?
Ответы учащихся:
1. Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
2. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются однокоренными.
3. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать к данному слову однокоренные слова и найти у них общую часть.
4.     Корень слова графически обозначается ∩.
5.     Корень в однокоренных словах пишется  одинаково.
Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 2).
Учитель: Следующее задание: из данных в каждой строчке слов вам нужно будет выписать только однокоренные слова, доказать, что эти слова являются однокоренными.
Карточки с заданиями.
№ 1. Рис, рисовая, рисовать.
Желток, железо, жёлтый.
№ 2. Летать, лето, лётчик.
Белила, белка, белый.
№ 3. Столовая, столбик, столб.
Вода, водитель, подводный.
№ 4. Смелый, храбрый, смельчак.
Лень, лентяй, бездельник.
№ 5. Часовщик, часть, час.
Добрый, чуткий, доброта.
Ответы учащихся: 
1. Рис, рисовая. Желток, жёлтый.
2. Летать, лётчик. Белила, белый.
3. Столбик, столб. Вода, подводный.
4. Смелый, смельчак. Лень, лентяй.
5. Часовщик, час. Добрый, доброта.
Организаторы фиксируют работу каждого участника своей группы в таблице (задание № 3).
Учитель:  А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.
Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево: росли на нем слова, и у  всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этим корнем.
(На доске появляется дерево без листьев. На корнях дерева записан корень -сад-.)
Запишите в тетрадь как можно больше слов с данным корнем. Затем прочитайте записанные слова другим участникам группы. Выберите несколько однокоренных слов (по количеству человек в группе) и запишите их на кленовых листочках, выделите в словах корень. Не забудьте сначала договориться, кто какое слово будет писать, так как слова в группе не должны повторяться. Редактор должен проверить правильность выполнения задания. 
(Участники групп выполняют задание.) 
Учитель:  А теперь каждый учащийся прикрепит свой листочек со словом на наше словесное дерево. ( Все группы по очереди выходят к доске, учащиеся называют слова с данным корнем и прикрепляют листочки к дереву.)
Учитель: Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили.
Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном. 
 (Е.Измайлов)
Учитель: Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково.)
Сделайте вывод. (Корень в однокоренных словах пишется  одинаково.)
Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 4).
Работа по учебнику.
Учитель:  Откройте учебники на странице 60. Найдите упражнение 129. Прочитайте задание.
(Подбери и напиши однокоренные слова с корнями –ход-, -бег-, -вар-.) 
Посовещайтесь в группе и выберите для выполнения задания один из этих корней. Каждый из участников группы сначала самостоятельно выполнит задание, а затем вы все вместе  проверите правильность выполнения задания каждым. (Учащиеся выполняют задание.)
Какой корень выбрали? Какие однокоренные слова с этим корнем подобрали? 
(Ответы учащихся по группам.)
Учитель: А теперь каждый выберет любое из записанных слов, составит с ним предложение и запишет его в тетрадь. Какие предложения вы составили? 
(Ответы учащихся по группам.)
Учитель: Попробуйте составить текст из этих предложений. Посовещайтесь в группе. Получился текст? Почему? (Все предложения должны быть связаны по смыслу.)
Составьте текст, используя в нём как можно больше однокоренных слов, которые вы подобрали. Можете взять некоторые из составленных предложений. Запишите текст на отдельном листе. Озаглавьте текст. Выберите представителя от группы, который прочитает составленный вашей группой текст. 
 (Ответы учащихся по группам.)
Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 5).
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Подведём итоги работы каждой группы. Слово предоставляется организаторам групп. Они следили за активностью каждого участника группы, фиксировали  активность каждого в  таблице. (По очереди выступают организаторы каждой группы.) А теперь предоставим слово контролёрам,  которые отслеживали культуру общения и взаимопомощи внутри группы. (По очереди выступают контролёры каждой группы. Они рассказывают о том, как участники группы слушали друг друга, помогали друг другу, вместе работали над данными заданиями.) 
(Выслушав всех организаторов и контролёров групп, учитель сначала даёт общую описательную оценку работы группы, а затем выставляет её в баллах.  Оценка ставится одна на всю группу.)
5. Домашнее задание.
Вырастить из слова-корня -лес- словесный лес. Задание выполнить на альбомном листе: нарисовать лес, на деревьях записать однокоренные слова. Чем больше слов подберёте, тем больше деревьев будет в вашем словесном лесу. Рисунок раскрасить цветными карандашами.
 Использованная литература. 
1.Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
2.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010.
3.Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008.
4.Полат Е.С. Новые педагогические технологии. — М., 1997.
5.Полат Е.С.Учимся вместе, учимся в сотрудничестве. — М., 1996.
 
Рекомендации по подготовке к уроку.
1.  Планировка помещения.
Рабочие места учащихся должны располагаться так, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны видеть лица друг друга. Поэтому парты следует расставить следующим образом: для каждой группы сдвигаются по 2 парты, парты для групп располагают по периметру класса.
2.   Формирование групп.
Учитель делит класс на 5 группы, по 5 человек в каждой, так, чтобы в каждой группе оказались сильные, средние и слабые ученики, мальчики и девочки.
О составе групп учитель сообщает детям заранее.
3.   Распределение ролей в группах.
Количество ролей зависит от количества человек в группе. Каждый член группы будет выполнять определённую роль. Задача учителя – ознакомить учеников с возможными ролями, задача учеников – распределение ролей. Учащиеся сами должны понять, кто какую роль способен выполнять, и в соответствии с этим определить функциональные обязанности участников группы. Это делается заранее – до проведения урока с использованием технологии сотрудничества.
Роли участников группы: 
-   руководитель (лидер группы);
-   редактор (отвечает за правильность выполнения задания);
-   оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);
-  организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);
-    контролёр (отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).
4.  Определение дидактической цели и учебно-воспитательных задач урока, а также состава знаний, умений и навыков, овладение которыми должно стать результатом совместной групповой работы.
5.  Определение объёма учебного материала для данного урока.
Следует помнить, что при организации совместного обучения в малых группах учащиеся успеют выполнить меньше заданий, чем при индивидуальной работе, поскольку им потребуется определённое время, чтобы:
-  убедиться, что все в группе поняли задание;
-  договориться о способах выполнения задания;
-  дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы;
— сравнить, сопоставить мнения всех участников группы и договориться об общем решении и об ответе.
6. Подбор заданий группам.
Задания, предлагаемые группам, могут быть одинаковыми и разными. 
Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
7. Распределение времени, отводимого на выполнение заданий.
8. Подготовка необходимого для урока оборудования.
9. Разработка варианта рефлексивной таблицы для фиксации участия каждого ученика в работе группы.
10. Поощрение групп.
Наличие чётких, понятных ученикам критериев оценивания процесса и результатов работы группы.
Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.
Все группы открыты для получения поощрения,  поэтому не следует из этого делать какое-либо соревнование.
Если группа не заслужила поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слёз и т.п.
Очень важно помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.    
  

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Состав слова. Корень слова (обощающий урок)..doc Скачать

Сурина Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург

ГБОУ СОШ № 314


Класс: 3 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Состав слова. Корень слова (обобщающий урок).

Цели урока:

образовательные:

- закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;

- закрепить умение учащихся находить и выделять корень в словах;

- закрепить знания учащихся о единообразном написании корня в однокоренных словах;

развивающие:

- развивать орфографическую зоркость учащихся;

- вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;

воспитательные:

- формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями.

  2. Рефлексивная таблица (для каждой группы).

  3. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви.

  4. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса).

  5. Фломастеры, маркеры.

  6. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1). Автор: Т.Г.Рамзаева.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются по группам. (С составом групп учитель ознакомил детей заранее.) Ученики проверяют готовность к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке русского языка вы будете работать в группах. Я надеюсь, что каждый из вас внесёт собственный вклад в общую работу, будет внимательно выслушивать других участников группы, не перебивать их, уважительно относиться к их точке зрения. Каждый участник группы будет выполнять определённую роль и соответствующие ей обязанности. Эти роли вы должны были распределить между собой заранее. Давайте проверим, кто какую роль в группе будет выполнять.

Учитель называет роли и обязанности этих учащихся, а дети, кому досталась эта роль в группе, поднимают руку.

Роли участников группы:

- руководитель (лидер группы);

- редактор (отвечает за правильность выполнения задания);

- оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);

- организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);

- контролёр (отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).

Каждой группе выдаётся рефлексивная таблица для фиксации участия каждого ученика в работе группы (отмечается знаком «+» в соответствующей графе).


Список группы

Задания

Отметка

1

2

3

4

5





































Учитель: Тему урока вы узнаете, если правильно выполните первое задание.

Сейчас каждый учащийся группы получит карточку со словами, в которых нужно будет вставить пропущенные буквы. После выполнения работы каждым участником группы вся группа под руководством редактора проверит правильность выполнения задания. Организатор зафиксирует работу каждого в таблице (задание № 1). Оформитель группы запишет на отдельный лист только те буквы, которые нужно было вставить в слова на место пропусков. Полученное слово - тема урока. Лидеры групп, получите карточки с заданиями.

Карточки с заданиями для каждой группы.

№ 1. Пау … , д ... рога, пер … он, в ... сна, ноч .. . ой, читат … .

(Паук, дорога, перрон, весна, ночной, читать.)

№ 2. Вол . , г . рох, тер . итория, ос . нь, сроч … ый, рисоват … .

(Волк, горох, территория, осень, срочный, рисовать.)

№ 3. Барсу . , ур . жай, пер . он, дер . во, реч … ой, вырезат … .

(Барсук, урожай, перрон, дерево, речной, вырезать.)

№ 4. Замо . , п. мидор, тер . итория, л . сной, песоч … ые, играт … .

(Замок, помидор, территория, лесной, песочные, играть.)

№ 5. Завтра . , х . роший, пер . он, б . гут, точ … ый, прыгат … .

(Завтрак, хороший, перрон, бегут, точный, прыгать.)

(Слова подобраны следующим образом: с парным согласным на конце слова, с непроверяемым безударным гласным, с удвоенным согласным, с безударным гласным, проверяемым ударением, с сочетанием чн, с мягким знаком – показателем мягкости согласного.)

Учитель: Прочитайте тему урока. (Корень.)

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Корень слова». Вы будете подбирать однокоренные слова, находить в словах корень, правильно писать корень в однокоренных словах.

3. Работа по теме урока. Выполнение заданий в группах.

Каждая группа получает карточки с заданиями. Группам даётся определённое время для выполнения каждого задания. Все участники группы сначала самостоятельно выполняют задание, а затем составляют общий от группы ответ, выбирают учащегося, который представит всему классу выполненное задание.

Карточки с заданиями для каждой группы.

№ 1. Что такое корень слова?

№ 2. Какие слова называются однокоренными?

№ 3. Как найти в слове корень?

№ 4. Как графически обозначается корень слова?

№ 5. Как пишется корень в однокоренных словах?

Ответы учащихся:

  1. Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.

  2. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются однокоренными.

  3. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать к данному слову однокоренные слова и найти у них общую часть.

4. Корень слова графически обозначается ∩.

5. Корень в однокоренных словах пишется  одинаково.

Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 2).

Учитель: Следующее задание: из данных в каждой строчке слов вам нужно будет выписать только однокоренные слова, доказать, что эти слова являются однокоренными.

Карточки с заданиями.

№ 1. Рис, рисовая, рисовать.

Желток, железо, жёлтый.

№ 2. Летать, лето, лётчик.

Белила, белка, белый.

№ 3. Столовая, столбик, столб.

Вода, водитель, подводный.

№ 4. Смелый, храбрый, смельчак.

Лень, лентяй, бездельник.

№ 5. Часовщик, часть, час.

Добрый, чуткий, доброта.

Ответы учащихся:

1. Рис, рисовая. Желток, жёлтый.

2. Летать, лётчик. Белила, белый.

3. Столбик, столб. Вода, подводный.

4. Смелый, смельчак. Лень, лентяй.

5. Часовщик, час. Добрый, доброта.

Организаторы фиксируют работу каждого участника своей группы в таблице (задание № 3).

Учитель: А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево: росли на нем слова, и у всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этим корнем.

(На доске появляется дерево без листьев. На корнях дерева записан корень -сад-.)

Запишите в тетрадь как можно больше слов с данным корнем. Затем прочитайте записанные слова другим участникам группы. Выберите несколько однокоренных слов (по количеству человек в группе) и запишите их на кленовых листочках, выделите в словах корень. Не забудьте сначала договориться, кто какое слово будет писать, так как слова в группе не должны повторяться. Редактор должен проверить правильность выполнения задания.

(Участники групп выполняют задание.)

Учитель: А теперь каждый учащийся прикрепит свой листочек со словом на наше словесное дерево. ( Все группы по очереди выходят к доске, учащиеся называют слова с данным корнем и прикрепляют листочки к дереву.)

Учитель: Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.

Очень интересно
Гулять в саду словесном.

(Е.Измайлов)

Учитель: Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково.)

Сделайте вывод. (Корень в однокоренных словах пишется  одинаково.)

Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 4).

Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебники на странице 60. Найдите упражнение 129. Прочитайте задание.

(Подбери и напиши однокоренные слова с корнями –ход-, -бег-, -вар-.)

Посовещайтесь в группе и выберите для выполнения задания один из этих корней. Каждый из участников группы сначала самостоятельно выполнит задание, а затем вы все вместе проверите правильность выполнения задания каждым. (Учащиеся выполняют задание.)

Какой корень выбрали? Какие однокоренные слова с этим корнем подобрали?

(Ответы учащихся по группам.)

Учитель: А теперь каждый выберет любое из записанных слов, составит с ним предложение и запишет его в тетрадь. Какие предложения вы составили?

(Ответы учащихся по группам.)

Учитель: Попробуйте составить текст из этих предложений. Посовещайтесь в группе. Получился текст? Почему? (Все предложения должны быть связаны по смыслу.)

Составьте текст, используя в нём как можно больше однокоренных слов, которые вы подобрали. Можете взять некоторые из составленных предложений. Запишите текст на отдельном листе. Озаглавьте текст. Выберите представителя от группы, который прочитает составленный вашей группой текст.

(Ответы учащихся по группам.)

Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 5).

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Подведём итоги работы каждой группы. Слово предоставляется организаторам групп. Они следили за активностью каждого участника группы, фиксировали активность каждого в таблице. (По очереди выступают организаторы каждой группы.) А теперь предоставим слово контролёрам, которые отслеживали культуру общения и взаимопомощи внутри группы. (По очереди выступают контролёры каждой группы. Они рассказывают о том, как участники группы слушали друг друга, помогали друг другу, вместе работали над данными заданиями.)

(Выслушав всех организаторов и контролёров групп, учитель сначала даёт общую описательную оценку работы группы, а затем выставляет её в баллах. Оценка ставится одна на всю группу.)

5. Домашнее задание.

Вырастить из слова-корня -лес- словесный лес. Задание выполнить на альбомном листе: нарисовать лес, на деревьях записать однокоренные слова. Чем больше слов подберёте, тем больше деревьев будет в вашем словесном лесу. Рисунок раскрасить цветными карандашами.


Использованная литература.


  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  3. Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. - М., 1997.

  5. Полат Е.С.Учимся вместе, учимся в сотрудничестве. - М., 1996.


Рекомендации по подготовке к уроку.

1. Планировка помещения.

Рабочие места учащихся должны располагаться так, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны видеть лица друг друга. Поэтому парты следует расставить следующим образом: для каждой группы сдвигаются по 2 парты, парты для групп располагают по периметру класса.

2. Формирование групп.

Учитель делит класс на 5 группы, по 5 человек в каждой, так, чтобы в каждой группе оказались сильные, средние и слабые ученики, мальчики и девочки.

О составе групп учитель сообщает детям заранее.

3. Распределение ролей в группах.

Количество ролей зависит от количества человек в группе. Каждый член группы будет выполнять определённую роль. Задача учителя – ознакомить учеников с возможными ролями, задача учеников – распределение ролей. Учащиеся сами должны понять, кто какую роль способен выполнять, и в соответствии с этим определить функциональные обязанности участников группы. Это делается заранее – до проведения урока с использованием технологии сотрудничества.

Роли участников группы:

- руководитель (лидер группы);

- редактор (отвечает за правильность выполнения задания);

- оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);

- организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);

- контролёр (отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).

4. Определение дидактической цели и учебно-воспитательных задач урока, а также состава знаний, умений и навыков, овладение которыми должно стать результатом совместной групповой работы.

5. Определение объёма учебного материала для данного урока.

Следует помнить, что при организации совместного обучения в малых группах учащиеся успеют выполнить меньше заданий, чем при индивидуальной работе, поскольку им потребуется определённое время, чтобы:

- убедиться, что все в группе поняли задание;

- договориться о способах выполнения задания;

- дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы;

- сравнить, сопоставить мнения всех участников группы и договориться об общем решении и об ответе.

  1. Подбор заданий группам.

Задания, предлагаемые группам, могут быть одинаковыми и разными.

Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

  1. Распределение времени, отводимого на выполнение заданий.

  2. Подготовка необходимого для урока оборудования.

  3. Разработка варианта рефлексивной таблицы для фиксации участия каждого ученика в работе группы.

  4. Поощрение групп.

Наличие чётких, понятных ученикам критериев оценивания процесса и результатов работы группы.

Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.

Все группы открыты для получения поощрения, поэтому не следует из этого делать какое-либо соревнование.

Если группа не заслужила поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слёз и т.п.

Очень важно помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.













Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров