В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Авторская программа факультативного курса по русскому языку для учащихся 9 класса "Секреты текста"

____________Муниципальное образование_Павловский район________________

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)


____________Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение_____________

средняя общеобразовательная школа №4________________

(полное наименование образовательного учреждения)


Утверждаю

от «___»________________200__ года

Директор филиала КубГУ

ст. Павловской

____________________Г.В. Красильник




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА



____факультативного курса «Секреты текста»__________________________

(указать предмет)

Класс _9_____________________________________________________________________


Учитель Багмет Елена Леонидовна _________________________________


Количество часов: всего_34______________ часов; в неделю ___1_____ час







ЭКСПЕРТЫ:


/Г.В. Красильник, директор филиала КубГУ ст. Павловской, кандидат

(подпись,ФИО, должность)

педагогических наук /



/А. Н. Булавкин, заведующий кафедрой социальных дисциплин филиала

(подпись,ФИО, должность)

КубГУ в г. Тихорецке, кандидат философских наук, доцент



/Н. В. Арнаутова, старший преподаватель филиала КубГУ в г. Тихорецке,

(подпись,ФИО, должность)

кандидат филологических наук




Факультативный курс

« Секреты текста»


Пояснительная записка

Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук. Об следует помнить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Современный этап развития методики характери­зуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обу­чения языку и речи может служить текст как ос­новная дидактическая единица.

В настоящее время выпускник образовательного учреждения должен уметь самостоятельно добывать знания, воспринимать и оценивать получаемую информацию, уметь работать с текстом как источником научной, общественно-политической и деловой информации. К сожалению, как показывает практика, выпускники школ, как правило, не только не умеют анализировать текст, но и не могут изложить содержащуюся в нем информацию, сжать или развернуть текст, сделать выводы и обобщения. Это свидетельствует о недостаточной сформированности интеллектуальных умений, ведь чтение – это интеллектуальная деятельность человека, направленная на понимание смысла текста. Одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных на закрепление навыков работы с текстом. Этим и обусловлена актуальность выбранного направления в работе факультатива.

За последние годы форма итоговой аттестации выпускников 9 классов общеоб­разовательной школы претерпела существенные изменения. Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охва­тывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический ана­лиз языковых явлений. Сближение форм и содержания заданий, использующихся в процессе итоговой аттестации выпускников основной школы, с формой и содержа­нием контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена фактически делает выпускной экзамен в 9 классе репетицией ЕГЭ по русскому язы­ку. Важнейшим этапом подготовки к итоговой аттестации как в 9 классе, так и в11 является комплексный анализ текста.

Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.

В основу программы положен текстоцентрический подход. Текст является источником информации, эталоном, средством организации деятельности ученика. Вокруг текста строится вся работа: она начинается с анализа текста - источника, затем путем его переработки создается новый текст.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Факультативный курс « Секреты текста» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.



Цели и задачи факультативного курса:


теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

практические: совершенствование высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции; повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и языковых особенностях текста;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; расширить и углубить знания школьников о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно- выразительных средствах языка, подготовить их к идейно- художественному анализу текста; подготовиться к итоговой аттестации;

воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание любви к слову, родному русскому языку; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

Виды деятельности учащихся:

- комплексный анализ текста;

- составление плана (простого, сложного, цитатного) текста;

- конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно);

- работа с дополнительными источниками (научно- популярной литературой,

справочниками, словарями);

- поиск и отбор материала;

- подготовка докладов и сообщений;

- создание собственного текста заданного типа речи и стиля.

Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся:

- использовать знание морфологии при выборе орфограмм,

- применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач.

- различать функциональные стили русского литературного языка и функциональные разновидности национального русского языка,

- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности,

- видеть эстетическую функцию языковых средств в создании художественной формы произведения,

- уметь самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты,

- выполнять элементарные исследовательские работы.



Тематическое планирование.


п/п

Тема

Образовательный продукт

Должен знать

Должен уметь

Количество

часов

1.

Текст. Микротема. Абзац.

План- конспект лекции. Практическая работа.

Признаки текста, определения

Определять тему, микротемы текста, составлять план текста

теория

Практи

ка

1

1

2.

Стилевое единство текста. Научный стиль.

Составление схемы- характеристики стиля речи, практическая работа с текстом.

Особенности научного стиля речи.

Давать обоснованную и доказательную характеристику текста научного стиля.

1

1

3.

Особенности официально- делового стиля.

Схема анализа официально- делового стиля, работа с текстом

Особенности официально- делового стиля, его разновидности.

Характеризовать текст данного стиля, уметь составлять заявление, расписку. Объявление.

1

1

4.

Особенности публицистического стиля.

Таблица, анализ текста.

Особенности и стилевые черты публицистического стиля.

Доказательно и последовательно охарактеризовать текст, анализировать текст самостоятельно.

1

1

5.

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

Таблица, анализ текста.

Понятие разговорного и литературного языка. Особенности разговорного стиля речи.

Анализировать текст разговорного стиля, видеть элементы разговорного стиля в текстах других стилей речи.

1

1

6.

Особенности стиля художественной литературы.

Таблица, анализ текста.

Особенности художественной речи.

Последовательно охарактеризовать текст, доказать принадлежность текста к данному стилю речи.

1

1

7.

Стилистические возможности языковых средств. Работа с текстом.

Работа с текстами.

Выполнение упражнений, работа со словарями , самостоятельный поиск материала, подготовка сообщений

Уметь видеть в тексте указанные языковые средства, определять их роль.

1

1

8.

Значение языковых средств в тексте.

Работа с текстами.

Анализ текстов.

Уметь видеть в тексте языковые средства, определять их роль.

1

1

9.

Практикум.

Анализ текста.

Работа с текстами разных стилей.

Приёмы составления плана.

Определять стилевую принадлежность текста, находить языковые средства и объяснять их роль.


2

10

Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение.

Анализ текстов.

Знать типы словесного выражения.

Уметь определять типы словесного выражения.


2

11

Словесные изобразительно- выразительные средства.

Составление опорной таблицы

Знать словесные средства изображения и выражения

Уметь находить в тексте тропы, определять их роль.

1

1

12

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Анализ текстов.

Знать словесные средства изображения и выражения.

Уметь определять тропы и их роль в тексте, создавать мини-тексты с использованием тропов.


2

13

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия.

Анализ текстов.

Знать понятия.

Анализ текстов. Уметь находить в тексте стилистические фигуры, определять их роль, создавать мини-тексты с использованием стилистических фигур.


2

14

Звуковые изобразительно- выразительные средства

Подбор примеров, анализ текстов.

Знать понятия.

Уметь подбирать примеры, производить анализ текстов.

1

1

15

Ритм и интонации в прозе и стихах. Анализ текстов.

Работа с текстами.

Знать способы ритмической организации стихотворений.

Уметь определять ритм и интонацию в тексте, их роль в содержании текста.

1

1

16

«Я раскрываю секреты текста»

Самостоятельный анализ текста.

Подбор примеров, анализ текстов.

Уметь анализировать текст.


2

17

Зачет

Создание текста-рассуждения.

План сочинения-рассуждения.

Уметь написать сочинение-рассуждение.


2

итого

11

23

34







Содержание курса.

1.Текст. Основные признаки текста. Микротема. Абзац. Способы связи между предложениями в тексте. Средства связи между предложениями в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в художественном тексте

Стили текста. Стили речи ( разговорный и книжный: научный, деловой, публицистический, художественный).

Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка.

2. Стилистические возможности языковых средств.

Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова. Фразеология, крылатые слова. Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и грамматическая синонимия.

3. Типы словесного выражения. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилистические разновидности описания, рассуждения и повествования.

4. Словесные изобразительно- выразительные средства.

Тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, композиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Звуковые изобразительно- выразительные средства. Анализ художественных текстов.

Ритм и интонация в прозе и стихах.

5. Анализ текста. Зачетная работа. Создание текста-рассуждения.


.




Литература

Для обучающихся

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.

  2. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006

  3. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

  4. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. Чуковский К.И. живой как жизнь.

  5. О русском языке. - М., 1966.

  6. Шанский Н.М. в мире слов. - М., 1971

  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа.-М., 1988

Для педагога

  1. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., 2000

  2. Никитина Н.Е. Русская речь. 8,9 класс. М., 1995

  3. Журнал «Русский язык в школе» 1998- 2007

  4. Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составитель Рыбченкова Л.М. 6-е изд. М., 2002

  5. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000

  6. Диденко С.А., Диденко Л.В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., 2003

  7. Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М., 1986

  8. Вартаньян Э.А. Путешествие в слова. М., 1987

  9. Педчак Е.П. Русский язык. ЕГЭ. Ростов-на-Дону, 2007

  10. Шанский Н.м. В мире слов. М., 1985


















Календарно- тематический план факультативного курса «Секреты текста»

на 2011-2012 учебный год


п/п

Тема

Количество

часов

Дата

1

Текст. Микротема. Абзац.

1

05. 09

2

Практическая работа. Составление плана текста.

1

12. 09

3

Стилевое единство текста. Научный стиль.

1

19. 09

4

Комплексный анализ текста научно-популярного стиля.

1

26. 09

5

Особенности официально- делового стиля.

1

03. 10

6

Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, объявление, автобиография.

1

10. 10

7

Особенности публицистического стиля.

1

17.10

8

Комплексный анализ текста публицистического стиля.

1

24. 10

9

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

1

31. 10

10

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста.

1

14. 11

11

Особенности стиля художественной литературы.

1

21. 11

12

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста художественного стиля.

1

28. 11

13

Стилистические возможности языковых средств.

1

05. 12

14

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств.

1

12. 12

15

Значение языковых средств в тексте.

1

19. 12

16

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Определение роли языковых средств.

1

26. 12

17

Практикум.

Разноаспектный нализ текста.

2

16, 23. 01

18

Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение.

1

30. 01

19

Практическая работа. Анализ текстов различных типов.

1

06. 02

20

Словесные изобразительно- выразительные средства.

1

13. 02

21

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств.

1

20. 02

22

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

1

27. 02

23

Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительно-выразительных средств.

1

06. 03

24

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ текста.

1

13. 03

25

Создание текста с использованием стилистических фигур речи.

1

20. 03

26

Звуковые изобразительно- выразительные средства.

1

03. 04

27

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста.

1

10. 04

28

Ритм и интонации в прозе и стихах.

1

17. 04

29

Анализ прозаических и стихотворных текстов.

1

24. 04

30

«Я раскрываю секреты текста». Анализ текста.

1

08. 05

31

Зачётная работа. Комплексный анализ текста.

1

15. 05

32

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1

22. 05

33-34

Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru