В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Авторская программа факультативного курса по русскому языку для учащихся 9 класса "Секреты текста"

____________Муниципальное образование_Павловский район________________

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)


____________Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение_____________

средняя общеобразовательная школа №4________________

(полное наименование образовательного учреждения)


Утверждаю

от «___»________________200__ года

Директор филиала КубГУ

ст. Павловской

____________________Г.В. Красильник




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА



____факультативного курса «Секреты текста»__________________________

(указать предмет)

Класс _9_____________________________________________________________________


Учитель Багмет Елена Леонидовна _________________________________


Количество часов: всего_34______________ часов; в неделю ___1_____ час







ЭКСПЕРТЫ:


/Г.В. Красильник, директор филиала КубГУ ст. Павловской, кандидат

(подпись,ФИО, должность)

педагогических наук /



/А. Н. Булавкин, заведующий кафедрой социальных дисциплин филиала

(подпись,ФИО, должность)

КубГУ в г. Тихорецке, кандидат философских наук, доцент



/Н. В. Арнаутова, старший преподаватель филиала КубГУ в г. Тихорецке,

(подпись,ФИО, должность)

кандидат филологических наук




Факультативный курс

« Секреты текста»


Пояснительная записка

Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук. Об следует помнить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Современный этап развития методики характери­зуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обу­чения языку и речи может служить текст как ос­новная дидактическая единица.

В настоящее время выпускник образовательного учреждения должен уметь самостоятельно добывать знания, воспринимать и оценивать получаемую информацию, уметь работать с текстом как источником научной, общественно-политической и деловой информации. К сожалению, как показывает практика, выпускники школ, как правило, не только не умеют анализировать текст, но и не могут изложить содержащуюся в нем информацию, сжать или развернуть текст, сделать выводы и обобщения. Это свидетельствует о недостаточной сформированности интеллектуальных умений, ведь чтение – это интеллектуальная деятельность человека, направленная на понимание смысла текста. Одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных на закрепление навыков работы с текстом. Этим и обусловлена актуальность выбранного направления в работе факультатива.

За последние годы форма итоговой аттестации выпускников 9 классов общеоб­разовательной школы претерпела существенные изменения. Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охва­тывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический ана­лиз языковых явлений. Сближение форм и содержания заданий, использующихся в процессе итоговой аттестации выпускников основной школы, с формой и содержа­нием контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена фактически делает выпускной экзамен в 9 классе репетицией ЕГЭ по русскому язы­ку. Важнейшим этапом подготовки к итоговой аттестации как в 9 классе, так и в11 является комплексный анализ текста.

Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.

В основу программы положен текстоцентрический подход. Текст является источником информации, эталоном, средством организации деятельности ученика. Вокруг текста строится вся работа: она начинается с анализа текста - источника, затем путем его переработки создается новый текст.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Факультативный курс « Секреты текста» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.



Цели и задачи факультативного курса:


теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

практические: совершенствование высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции; повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и языковых особенностях текста;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; расширить и углубить знания школьников о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно- выразительных средствах языка, подготовить их к идейно- художественному анализу текста; подготовиться к итоговой аттестации;

воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание любви к слову, родному русскому языку; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

Виды деятельности учащихся:

- комплексный анализ текста;

- составление плана (простого, сложного, цитатного) текста;

- конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно);

- работа с дополнительными источниками (научно- популярной литературой,

справочниками, словарями);

- поиск и отбор материала;

- подготовка докладов и сообщений;

- создание собственного текста заданного типа речи и стиля.

Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся:

- использовать знание морфологии при выборе орфограмм,

- применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач.

- различать функциональные стили русского литературного языка и функциональные разновидности национального русского языка,

- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности,

- видеть эстетическую функцию языковых средств в создании художественной формы произведения,

- уметь самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты,

- выполнять элементарные исследовательские работы.



Тематическое планирование.


п/п

Тема

Образовательный продукт

Должен знать

Должен уметь

Количество

часов

1.

Текст. Микротема. Абзац.

План- конспект лекции. Практическая работа.

Признаки текста, определения

Определять тему, микротемы текста, составлять план текста

теория

Практи

ка

1

1

2.

Стилевое единство текста. Научный стиль.

Составление схемы- характеристики стиля речи, практическая работа с текстом.

Особенности научного стиля речи.

Давать обоснованную и доказательную характеристику текста научного стиля.

1

1

3.

Особенности официально- делового стиля.

Схема анализа официально- делового стиля, работа с текстом

Особенности официально- делового стиля, его разновидности.

Характеризовать текст данного стиля, уметь составлять заявление, расписку. Объявление.

1

1

4.

Особенности публицистического стиля.

Таблица, анализ текста.

Особенности и стилевые черты публицистического стиля.

Доказательно и последовательно охарактеризовать текст, анализировать текст самостоятельно.

1

1

5.

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

Таблица, анализ текста.

Понятие разговорного и литературного языка. Особенности разговорного стиля речи.

Анализировать текст разговорного стиля, видеть элементы разговорного стиля в текстах других стилей речи.

1

1

6.

Особенности стиля художественной литературы.

Таблица, анализ текста.

Особенности художественной речи.

Последовательно охарактеризовать текст, доказать принадлежность текста к данному стилю речи.

1

1

7.

Стилистические возможности языковых средств. Работа с текстом.

Работа с текстами.

Выполнение упражнений, работа со словарями , самостоятельный поиск материала, подготовка сообщений

Уметь видеть в тексте указанные языковые средства, определять их роль.

1

1

8.

Значение языковых средств в тексте.

Работа с текстами.

Анализ текстов.

Уметь видеть в тексте языковые средства, определять их роль.

1

1

9.

Практикум.

Анализ текста.

Работа с текстами разных стилей.

Приёмы составления плана.

Определять стилевую принадлежность текста, находить языковые средства и объяснять их роль.


2

10

Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение.

Анализ текстов.

Знать типы словесного выражения.

Уметь определять типы словесного выражения.


2

11

Словесные изобразительно- выразительные средства.

Составление опорной таблицы

Знать словесные средства изображения и выражения

Уметь находить в тексте тропы, определять их роль.

1

1

12

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Анализ текстов.

Знать словесные средства изображения и выражения.

Уметь определять тропы и их роль в тексте, создавать мини-тексты с использованием тропов.


2

13

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия.

Анализ текстов.

Знать понятия.

Анализ текстов. Уметь находить в тексте стилистические фигуры, определять их роль, создавать мини-тексты с использованием стилистических фигур.


2

14

Звуковые изобразительно- выразительные средства

Подбор примеров, анализ текстов.

Знать понятия.

Уметь подбирать примеры, производить анализ текстов.

1

1

15

Ритм и интонации в прозе и стихах. Анализ текстов.

Работа с текстами.

Знать способы ритмической организации стихотворений.

Уметь определять ритм и интонацию в тексте, их роль в содержании текста.

1

1

16

«Я раскрываю секреты текста»

Самостоятельный анализ текста.

Подбор примеров, анализ текстов.

Уметь анализировать текст.


2

17

Зачет

Создание текста-рассуждения.

План сочинения-рассуждения.

Уметь написать сочинение-рассуждение.


2

итого

11

23

34







Содержание курса.

1.Текст. Основные признаки текста. Микротема. Абзац. Способы связи между предложениями в тексте. Средства связи между предложениями в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в художественном тексте

Стили текста. Стили речи ( разговорный и книжный: научный, деловой, публицистический, художественный).

Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка.

2. Стилистические возможности языковых средств.

Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова. Фразеология, крылатые слова. Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и грамматическая синонимия.

3. Типы словесного выражения. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилистические разновидности описания, рассуждения и повествования.

4. Словесные изобразительно- выразительные средства.

Тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, композиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Звуковые изобразительно- выразительные средства. Анализ художественных текстов.

Ритм и интонация в прозе и стихах.

5. Анализ текста. Зачетная работа. Создание текста-рассуждения.


.




Литература

Для обучающихся

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.

  2. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006

  3. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

  4. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. Чуковский К.И. живой как жизнь.

  5. О русском языке. - М., 1966.

  6. Шанский Н.М. в мире слов. - М., 1971

  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа.-М., 1988

Для педагога

  1. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., 2000

  2. Никитина Н.Е. Русская речь. 8,9 класс. М., 1995

  3. Журнал «Русский язык в школе» 1998- 2007

  4. Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составитель Рыбченкова Л.М. 6-е изд. М., 2002

  5. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000

  6. Диденко С.А., Диденко Л.В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., 2003

  7. Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М., 1986

  8. Вартаньян Э.А. Путешествие в слова. М., 1987

  9. Педчак Е.П. Русский язык. ЕГЭ. Ростов-на-Дону, 2007

  10. Шанский Н.м. В мире слов. М., 1985


















Календарно- тематический план факультативного курса «Секреты текста»

на 2011-2012 учебный год


п/п

Тема

Количество

часов

Дата

1

Текст. Микротема. Абзац.

1

05. 09

2

Практическая работа. Составление плана текста.

1

12. 09

3

Стилевое единство текста. Научный стиль.

1

19. 09

4

Комплексный анализ текста научно-популярного стиля.

1

26. 09

5

Особенности официально- делового стиля.

1

03. 10

6

Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, объявление, автобиография.

1

10. 10

7

Особенности публицистического стиля.

1

17.10

8

Комплексный анализ текста публицистического стиля.

1

24. 10

9

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

1

31. 10

10

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста.

1

14. 11

11

Особенности стиля художественной литературы.

1

21. 11

12

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста художественного стиля.

1

28. 11

13

Стилистические возможности языковых средств.

1

05. 12

14

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств.

1

12. 12

15

Значение языковых средств в тексте.

1

19. 12

16

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Определение роли языковых средств.

1

26. 12

17

Практикум.

Разноаспектный нализ текста.

2

16, 23. 01

18

Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение.

1

30. 01

19

Практическая работа. Анализ текстов различных типов.

1

06. 02

20

Словесные изобразительно- выразительные средства.

1

13. 02

21

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств.

1

20. 02

22

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

1

27. 02

23

Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительно-выразительных средств.

1

06. 03

24

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ текста.

1

13. 03

25

Создание текста с использованием стилистических фигур речи.

1

20. 03

26

Звуковые изобразительно- выразительные средства.

1

03. 04

27

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста.

1

10. 04

28

Ритм и интонации в прозе и стихах.

1

17. 04

29

Анализ прозаических и стихотворных текстов.

1

24. 04

30

«Я раскрываю секреты текста». Анализ текста.

1

08. 05

31

Зачётная работа. Комплексный анализ текста.

1

15. 05

32

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1

22. 05

33-34

Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос